УДК 347.73
DOI 10.34822/2312-3419-2021 -2-15-27
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ СЧЕТ: ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
И. В. Горелова, М. Р. Арпентьева м
Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Содействие», Калуга, Россия м E-mail: [email protected]
Цель исследования - анализ проблем финансово-правового регулирования индивидуального инвестиционного счета в рамках действующего налогового законодательства. Описаны современные проблемы индивидуального инвестирования, особенности предоставления налоговых инвестиционных льгот и вычетов, перспективы совершенствования налогового законодательства в рассматриваемом контексте. Индивидуальный инвестиционный счет представляет собой инструмент индивидуального участия гражданина в работе российской фондовой биржи и стимулируется налоговыми льготами. Однако и финансовых, и правовых проблем регулирования инвестиционной деятельности индивида до сих пор много. Одной из них является наличие пустых инвестиционных счетов, позволяющих их владельцам использовать налоговое законодательство в свою пользу. Еще одна проблема - отсутствие процедуры подтверждения компетентности профессиональных участников рынка ценных бумаг. Основная сложность заключается в том, что доходность индивидуальных инвестиционных счетов в России в целом невелика, а риск столкнуться с низким качеством предоставления финансовых услуг, непрозрачностью инвестиционного процесса, медленным и некорректным осмыслением инвестиционных технологий и процедур приводит к росту издержек частных инвесторов. В итоге пользу из применения инструмента инвестиций извлекают лишь банки и организации, в которые производится инвестирование. Поэтому необходимо принятие комплекса мер по оптимизации законодательства в области налогообложения физических лиц в направлении, гарантирующем, что и инвестор, и государство смогут получать реальный доход от инвестирования и налогообложения инвестиционных доходов.
Ключевые слова: индивидуальный инвестиционный счет, договор на брокерское обслуживание, договор доверительного управления ценными бумагами, инвестиционный налоговый вычет, налоговое законодательство, финансовые инструменты.
Для цитирования: Горелова И. В., Арпентьева М. Р. Индивидуальный инвестиционный счет: проблемы финансово-правового регулирования // Вестник Сургутского государственного университета. 2021. № 2. С. 15-27. DO110.34822/2312-3419-2021-2-15-27.
INDIVIDUAL INVESTMENT ACCOUNT: PROBLEMS OF FINANCIAL AND LEGAL REGULATION
I. V. Gorelova, M. R. Arpentieva M
Center for Psychological, Pedagogical, Medical and Social Assistance "Sodeistvie", Kaluga, Russia M E-mail: [email protected]
The purpose of the study is to investigate the financial and legal regulation of an individual investment account within the framework of contemporary tax legislation. The authors discuss the prevailing problems of individual investment, the specifics of providing tax investment incentives and deductions, the prospects for improving tax legislation in this context. An individual investment account is a tool for the individual participation of a citizen in the work of the Russian stock exchange and is stimulated by tax exemptions. However, there are still many financial and legal problems in regulating the investment activity of an individual. One of the problems is the presence of empty investment accounts, allowing their owners to use tax laws to their advantage. Another problem is the lack of procedures for confirming the competence of professional participants in the securities market, etc. The investment process, slow and incorrect understanding
of investment technologies and procedures unambiguously leads to an increase in the costs of private investors. As a result, only the banks and organizations in which the investment benefit from using the investment tool. Therefore, it is necessary to take a set of measures to optimize legislation in the field of taxation of individuals in a direction that guarantees that both the investor and the state will be able to receive real income from investment and taxation of investment income.
Keywords: individual investment account, brokerage service agreement, trust management agreement for securities, investment tax deduction, tax legislation, financial instruments.
For citation: Gorelova I. V., Arpentieva M. R. Individual Investment Account: Problems of Financial and Legal Regulation // Surgut State University Journal. 2021. No. 2. P. 15-27. DOI 10.34822/2312-34192021-2-15-27.
ВВЕДЕНИЕ
2020-й год проверял на прочность рынок финансовых услуг. Условия, предлагаемые людям по договорам банковского вклада, стали причиной активности населения в поиске альтернативных способов вложения заработанных денег. Один из них - участие в операциях на фондовом рынке - в целом свидетельствует о финансовой зрелости населения, является важным показателем развития экономики государства. По данным Национальной ассоциации участников фондового рынка (далее - НАУФОР), на середину 2020 г. на биржевых счетах физических лиц находилось около 4 трлн руб., что эквивалентно 30 % средств на депозитных счетах указанных лиц в банках [1]. Биржа становится серьезным конкурентом депозитно-кре-дитных организаций.
Сформирован портрет среднего российского инвестора: мужчина от 30 до 40 лет, его характеризует отсутствие детей, доход от 50 до 100 тыс. руб., он придерживается консервативных долгосрочных стратегий инвестирования, имеет портфель, состоящий из 5 ценных бумаг, и совершает 3-5 сделок в месяц [2]. При этом индивидуальный инвестиционный счет (далее - ИИС) - один из инструментов участия в работе российской фондовой биржи, приправленный налоговыми льготами, что вызывает к жизни стимулирующую функцию налога. К сегодняшнему дню открыто около 3 млн счетов, по которым россияне вернули налогов на сумму 17 млрд руб. [1]. По оценке специалистов, «банки зарабатывают на оттоке вкладчиков» [1] и всех иных процедурах, что свидетельствует о неоднозначности происходящего в сфере ИИС. И если мы надеемся, что индивидуальное инвестирование (далее - ИИ) способно
принести пользу частному лицу, то вопрос заключается в том, кем оно должно являться, каков должен быть его экономический статус, какого рода отношения должны связывать его с банковской и государственной системами. Вопрос также в том, что такое ИИ для рядового инвестора. В сознании россиян мифологема инвестора не отражает, что в реальности львиная доля вкладывающих и играющих на бирже разоряется, что инвесторам не гарантирована 100 %-я защита вклада, что с учетом реальной инфляции и налогов на взносы доходность оказывается, как минимум, фикцией.
Проблемам функционирования и развития инвестиционной сферы в контексте привлечения частных средств посвящено не так много исследований. Связано это со становлением инфраструктуры фондового рынка в России, формированием профессиональной среды, развитием законодательства в этой сфере, разработкой методологии и инструментария исследований, созданием статистической базы. Большая часть исследований (работы Ж. Н. Тропиной [3], Ю. А. Данилова [4], А. А. Хачатрян, В. В. Мазий [5]) посвящена особенностям функционирования ИИС в современных условиях в контексте существующего на момент анализа законодательства. Эти исследователи рассматривают особенности заключения договоров на ведение ИИС, типы договоров на ведение ИИС, порядок получения налоговых вычетов по таким счетам. Перспективам и тенденциям развития ИИС посвящены работы О. С. Бе-ломытцевой [6-7], Я. П. Новожилова [8], М. М. Цицкиева [9]. Данные ученые обращают внимание на сложность формирования статистической базы по исследуемому вопросу, отсутствие показателей эффективности применения в экономике России ИИС,
что могло бы помочь не только в корректировке налогового законодательства, но и в прогнозировании и направлении поведения индивидуального инвестора.
Эти и иные проблемы существенно затрудняют развитие индивидуального инвестирования, в том числе в части роста доходов граждан и государства. Для того чтобы обеспечить такой рост, необходимо провести анализ и учет наиболее актуальных проблем финансово-правового регулирования индивидуального инвестиционного счета в рамках действующего налогового законодательства. Это необходимо для последующей коррекции как законодательства, так и самой практики инвестирования с учетом национальных, правовых и иных условий инвестирования.
Целью исследования является анализ проблем финансово-правового регулирования индивидуального инвестиционного счета в рамках действующего налогового законодательства.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ
В работе осуществлен системный теоретический анализ финансовых и законодательных проблем ИИ. Выделяются наиболее актуальные проблемы инвестирования, а также перспективы развития законодательства в рассматриваемом контексте. Особое внимание уделяется нюансам предоставления налоговых инвестиционных вычетов, снижающих эффективность и популярность инвестирования.
Поведение налогоплательщика определяется формируемой налоговой политикой, заметной частью которой является политика предоставления льгот в контексте стимулирующей функции налогообложения (цена таких льгот, а также их влияние на поведение инвесторов и на состояние бюджетов до сих пор находятся в процессе подсчета, а методика по ее определению - в состоянии формулирования), наличием профессиональных посредников на фондовом рынке (их категори-рование произойдет только в 2022 г.), учетом зарубежного опыта в части предоставляемых льгот инвесторам, порядком ведения ИИС. Все указанное должно способствовать в конечном итоге формулированию показателей эффективности процесса ИИ в российской экономике.
Сравнительный анализ налогового законодательства России до и после введения прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц показывает, что на выбор и поведение на фондовом рынке частного инвестора влияет не только действующий с нового налогового периода 2021 г. порядок налогообложения операций с ценными бумагами, но и введение прогрессивной шкалы налогообложения. Дело в том, что указанные доходы включаются в те, которые подлежат обложению по ставке 15 % при превышении лимита совокупного дохода в 5 млн руб. против прежней единой плоской ставки налогообложения - 13 % [10].
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Первые результаты функционирования ИИС на российском фондовом рынке показали, что спектр проблем индивидуального инвестирования имеет несколько основных измерений, среди которых ведущим, на наш взгляд, является финансово-правовое.
С экономической и правовой точек зрения инвестиции - одно из тех понятий, которые вошли в наш лексикон с переходом к рыночной экономике. Это инструмент управления экономикой в контексте поиска дополнительных средств ее развития. ИИС можно рассматривать как показатель: а) развития экономики; б) экономической зрелости населения; в) выгоды, которую приобретают корпорации от инвестиционного процесса с участием физических лиц. В номинальном выражении объемы инвестиций в 2019 г. в экономику России превысили 20 млрд долл. [11]. Понятно, что 2020 г. в этом отношении был еще менее успешным [12]. По структуре инвестиций в российской экономике лидирующие позиции занимает сегмент жилой и коммерческой недвижимости, доля инвестиций в основной капитал составляет 1,7 % (2019 г.) [11]. Участие физических лиц в инвестиционном процессе характеризует экономическую зрелость населения. На сегодня в указанном процессе задействовано 5 % населения России и показатель этот только растет [13]. Однако истоки такого роста в России связаны отнюдь не с повышением финансовой грамотности и не с возросшей эффективностью работы фондового рынка, причины кроются в следующем:
- растущая непривлекательность банковских депозитов, обусловленная снижением значения ключевой ставки не только в России, но и по всему миру (в Швейцарии Банк страны установил отрицательную ключевую ставку). Это привело к оттоку денег с депозитов, поскольку доход по вкладам не покрывает инфляцию. Резиденты увидели альтернативу в фондовом рынке;
- цифровизация - возможность открывать счета и управлять ими самостоятельно;
- изменение налоговой политики в части увеличения налогового бремени для вкладчиков (если их депозиты превышают 1 млн руб.), владельцев облигаций федерального и муниципального займа (начиная с налогового периода 2021 г. они подлежат налогообложению);
- дополнительные стимулы со стороны государства - появление на фондовом рынке такого инструмента, как ИИС, предоставление налоговых льгот их владельцам.
В контексте задач нашего анализа необходимо отметить при этом, что понятие квалифицированных инвесторов действует в России с 2007 г. Однако изменениями закона «О рынке ценных бумаг» с 2020 г. ужесточаются требования к участию физических лиц в рискованных сделках (ст. 51.2. «Квалифицированные инвесторы» была введена в ФЗ «О рынке ценных бумаг» Федеральным законом от 06.12.2007 № 334-Фз). Увеличение налогового бремени для инвесторов - одна из мер повышения защищенности рискованных сделок. Однако эта мера для «рядового» инвестора оборачивается снижением доходности и, значит, побуждает избегать инвестиций.
Наконец, от инвестиционного процесса с участием физических лиц корпорации приобретают определенные преимущества. Здесь можно сослаться на исследования зарубежных коллег, о чем речь пойдет ниже. В России на сегодняшний день статистики влияния ИИС на прибыль корпораций нет.
ИИС функционирует на российском рынке с 2015 г. Его правовая основа определена Федеральным законом от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» [14]. В ст. 10.2-1 ИИС определяется как счет внутреннего учета, который предназначен для обособленного учета денежных средств, ценных бумаг клиента - физического лица, обяза-
тельств по договорам, заключенным за счет указанного клиента, и который открывается и ведется в соответствии с указанным Федеральным законом и нормативными актами Банка России. На наш взгляд, законодатели не уделили должного внимания «говорящему» названию указанного инструмента. Учитывая склонность россиян, скорее, к сбережению, нежели к инвестированию, а также тот факт, что вкладчики в банках в основном представлены старшей возрастной категорией, стоило бы акцентировать внимание на названии этого инструмента, тем более если речь идет о стратегии привлечения частных вкладчиков: власти намерены использовать перемещаемые на фондовый рынок средства граждан для финансирования инфраструктурных проектов, реализация которых оценивается в 25 трлн руб. [1]. Инструментом должен выступить дополнительный вид ИИС, ведется работа над законопроектом, и явно речь идет о формулировании новых релевантных государственных гарантий.
Что говорит нам опыт Запада по этому поводу? Например, в США в 1974 г. прообраз современного ИИС обозначили как Individual Retirement Account (далее - IRA), что в переводе дословно означает «индивидуальный пенсионный счет». В Великобритании это Individual Saving Account (далее - ISA), что переводится как индивидуальный сберегательный счет (законодатели как раз учли склонность англичан к стратегии сбережения); в Канаде - Tax-free Savings Accounts (далее - TFSA), дословно - не облагаемые налогом сберегательные счета; в Японии -Nippon Individual Savings Account (далее -NISA) - национальный индивидуальный сберегательный счет; в Австралии - Superannuation - пенсионный счет; в Южной Корее - Korean Individual Saving Accounts - национальный индивидуальный сберегательный счет. В Индии в названии инструмента используют имя национального героя - Rajiv Gandhi Equity Savings Scheme - программа сбережения собственного капитала Раджива Ганди [15].
Инвестор в России может выбрать один из двух типов договора на ведение ИИС [14]:
- договор на брокерское обслуживание;
- договор доверительного управления ценными бумагами.
Физическое лицо вправе иметь только один договор на ведение ИИС. Минимальный размер взноса законодательно не установлен, его могут установить брокеры, максимальный размер - 1 млн руб. в год. Осуществлять взнос на ИИС можно только в рублях.
Обычный брокерский счет отличается от ИИС тем, что владельцы ИИС имеют право на взаимоисключающие налоговые вычеты, прописанные в ст. 219.1 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) [10]:
- в сумме денежных средств, внесенных налогоплательщиком в налоговом периоде на ИИС (пп. 2 п. 1 ст. 219.1 НК РФ, далее -вычет типа А);
- в сумме положительного финансового результата, полученного по операциям, учитываемым на ИИС (пп. 3 п.1 ст. 219.1 НК РФ, далее - вычет типа Б).
ИИС может быть открыт на любой срок, но условием получения налоговых вычетов является действие договора на ведение ИИС не менее трех лет (на Западе эта цифра больше в разы). Механизм получения вычета типа А идентичен тому, который заложен для социальных налоговых вычетов на лечение, обучение; иная только максимальная сумма вычета - 400 тыс. руб. (для лечения и обучения налогоплательщика он в общей сложности составляет 120 тыс. руб.). На вычет могут претендовать физические лица -резиденты РФ, определяемые таковыми в порядке, устанавливаемом в ст. 207 НК РФ, а также индивидуальные предприниматели, применяющие в своей деятельности общий режим налогообложения [16-18].
Что следует учесть в свете последних изменений НК РФ в части введения прогрессивной шкалы налогообложения? Если декларация подается за налоговые периоды до 2021 г. (2018-2020 гг.), то возвращается налог, уплаченный по доходам, облагаемым по ставке 13 % (исключение составляет налог, уплаченный с доходов в виде дивидендов резидентами по той же ставке - он возврату не подлежит). Начиная с налогового периода 2021 г. речь идет не о ставке, а о шкале налогообложения, прописанной в п. 1 ст. 224 НК РФ. Чтобы понять суть, следует разобраться с новой терминологией. Речь идет о следующих понятиях [10]:
- основная налоговая база - определяется как денежное выражение доходов, подлежащих налогообложению и учитываемых при определении указанной налоговой базы, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218-221 НК РФ (п. 3 ст. 210 НК РФ);
- совокупность налоговых баз - определения в НК РФ нет, но по смыслу закона это перечень доходов (п. 1 ст. 210 НК РФ - для резидентов и п. 2 ст. 210 НК РФ - для нерезидентов), сумма налоговых баз которых определяет пороговые значения для применения прогрессивной ставки налогообложения.
Необходимость введения новых терминов состоит в уточнении видов доходов (всего их девять), которые участвуют в прогрессивном налогообложении. При этом восемь из девяти видов таких доходов рассчитываются налоговыми агентами с учетом особенностей их налогообложения (доходы от долевого участия, доходы в виде выигрышей, полученных участниками азартных игр и участниками лотерей, доходы по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами и т. д.). Девятый вид дохода, прописанный в пп. 9 п. 2.1 ст. 210 НК РФ, действующей с 01.01.2021, формирует основную налоговую базу, по отношению к которой применяется рассматриваемый налоговый вычет, исключительно путем декларирования (пп. 2 п. 3 ст. 219.1 НК РФ) на основании документов, подтверждающих факт зачисления денежных средств на ИИС. Сюда входят иные доходы: заработная плата, сдача квартир в аренду, доход по договорам гражданско-правового характера и др.
Физическое лицо, заключившее договор на ведение ИИС в 2020 г. и сделавшее в этом же году взнос, может подать декларацию на возврат НДФЛ в начале 2021 г., когда саккуму-лированы сведения об облагаемых доходах, формирующих основную налоговую базу в справках 2-НДФЛ. Делая дополнительный взнос на ИИС в 2021 г. в пределах суммы, установленной законодательством, налогоплательщик может в 2022 г. снова подать декларацию, заявив вычет по налоговому периоду 2021 г. Сделать это можно и позже, имея в виду тот факт, что срок давности в налоговых правоотношениях составляет 3 года.
Налогоплательщик имеет право подать декларации одновременно за несколько налоговых периодов. Так, если налогоплательщик решит закрыть ИИС в 2023 г., учитывая установленный законодательством срок ведения ИИС для получения налоговых преференций, в 2023 г. можно подать декларации сразу за несколько налоговых периодов - 2020, 2021, 2022 гг., если налогоплательщик выберет вычет типа А. Именно в срок до конца 2023 г. налогоплательщик может сделать выбор типа вычета. Если же налогоплательщик отложит свое решение по закрытию ИИС на неопределенный срок, при выборе типа вычета следует учесть, что подать декларацию в 2024 г. за 2020 г. не удастся, так как в данном случае истечет срок давности. Если же налогоплательщик решит закрыть ИИС до истечения трех лет, но вычеты типа А получить успеет, то, согласно законодательству, полученные средства в рамках декларационной компании ему придется вернуть, а также уплатить пеню, которая рассчитывается в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый день пользования полученными деньгами (п. 4 ст. 75, пп. 4 п. 3 ст. 219.1 НК РФ). Если в течение срока ведения ИИС налогоплательщик получал вычет типа А, изменить его невозможно, можно закрыть текущий ИИС и открыть новый. В отличие от социального налогового вычета на лечение налогоплательщик не может распространить вычет на ИИС супруги или родителей. Поэтому открытие ИИС на другое физическое лицо имеет смысл, если у последнего есть налогооблагаемый доход, формирующий основную налоговую базу, по которому можно получить рассматриваемый вычет.
Вычет типа Б получить можно только при закрытии ИИС в том налоговом периоде, в котором и происходило закрытие счета. Согласно п. 4 ст. 219.1 НК РФ в данном случае подлежит освобождению от НДФЛ положительный финансовый результат, полученный в рамках ИИС. В течение действия договора на ведение ИИС финансовый результат подсчитывается ежегодно, но налоговая база по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами, учитываемым на ИИС, не определяется, и налог не взимается (исключение -
купонный доход по облигациям и дивиденды). Расчет и удержание НДФЛ происходят при закрытии ИИС. В данном случае не имеет значения наличие иных налогооблагаемых доходов у налогоплательщика в течение всего срока ведения ИИС. Не имеет значения применяемый в деятельности режим, важен статус налогоплательщика: нерезиденты уплачивают доход по большей ставке налогообложения (напомним, что вычетом типа А они воспользоваться также не вправе). В отличие от вычета типа А, при выборе вычета типа Б налогоплательщик выбирает способ получения вычета - через налоговую инспекцию при предоставлении декларации 3-НДФЛ или через налогового агента при условии представления справки налогового органа о том, что:
а) налогоплательщик не воспользовался правом на получение налогового вычета типа А;
б) в течение срока действия договора на ведение ИИС налогоплательщик не имел других договоров на ведение ИИС (пп. 3 п. 4 ст. 219.1 НК РФ).
Теперь перейдем к вопросу определения налоговой базы в виде финансового результата, тем более что вопрос этот актуальный для любого налогоплательщика: в случае выбора вычета типа А финансовый результат подлежит налогообложению, поэтому должен быть подсчитан, в случае с выбором в пользу вычета типа Б финансовый результат должен быть определен как сумма, по отношению к которой будет применен соответствующий вычет. Напомним, что налоговая база, формируемая при расчете финансового результата при ведении ИИС, учитывается при определении предельной суммы совокупности налоговых баз (5 млн руб.) для применения прогрессивной налоговой ставки. Нужно быть готовым к тому, что, заплатив налог по ставке 13 % по рассматриваемым операциям, налогоплательщик может получить налоговое уведомление с требованием доплатить налог по большей ставке - 15 %.
Очевидно, что размер налоговой базы в виде финансового результата при ведении ИИС зависит от структуры вложений инвестора и вида получаемого дохода. Отметим, что в НК РФ отсутствует определение совокупной налоговой базы по всем операциям с ценными бумагами на счете за налоговый
период. Согласно сложившейся практике она определяется как сумма налоговых баз по каждой операции в момент продажи, погашения или частичного погашения ценной бумаги. Налоговой базой по доходам от операций с ценными бумагами (пп. 3 п. 2.1 ст. 210 НК РФ), учитываемым на ИИС (пп. 7 п. 2.1 ст. 210 НК РФ), является финансовый результат, который определяется как доход от операций за вычетом соответствующих расходов (п. 12 ст. 214.1. НК РФ). Особенности формирования налоговой базы в виде финансового результата по операциям, учитываемым на ИИС, определяются правилами, прописанными в ст. 214.9 НК РФ. Налоговая база при реализации ценной бумаги определяется как разница между доходом от продажи и расходами на ее приобретение, реализацию, хранение и погашение.
Далее рассмотрим налогообложение отдельных операций при ведении ИИС. С 01.01.2021 купоны по всем типам облигаций облагаются налогом 13 %, независимо от того, когда ценные бумаги были приобретены и кем эмитированы. Главное, факт выплаты дохода зафиксирован в 2021 г. Это значит, что весь уплаченный по ним налог в течение срока действия ИИС при выборе вычета типа Б будет возвращен вне зависимости от даты выплаты купона. Резиденты будут уплачивать с таких доходов налог по ставке, прописанной в п. 1 ст. 224 НК РФ, - 13 %, а нерезиденты - по ставке 30 %, что, очевидно, сделает данные бумаги менее привлекательными для последних, т. к. вычет предоставляется только по доходам, облагаемым по ставке 13 %. До 2021 г. купоны, полученные по облигациям федерального займа и муниципальным облигациям, не облагались налогом (с 01.01.2021 п. 25 ст. 217 НК РФ, где было прописано это правило, утратил силу согласно Федеральному закону № 102-ФЗ от 01.04.2020 [19]). Ставка по купону корпоративных облигаций до 2021 г., номинированных в рублях, для выпущенных до 2017 г. составляла 13 %, для выпущенных после 2017 г. -35 %, при условии, что ставка по купону превышала значение ключевой ставки больше, чем на 5 процентных пунктов.
По дивидендам есть несколько принципиальных моментов. Во-первых, несмотря на то, что дивиденды для резидентов облагаются по ставке 13 % (все вычеты, прописанные в НК
РФ, предоставляются по доходам, облагаемым по ставке 13 % с учетом изменений законодательства в 2021 г.), по ним не применяется вычет типа Б. Данное ограничение прописано в п. 3 ст. 210 НК РФ, подтверждается письмом Минфина России от 23.06.2017 № 03-04-06/39694и. Во-вторых, в соответствии с п. 3 ст. 10.2-1 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» выводить деньги или ценные бумаги с ИИС без закрытия счета нельзя, однако купоны по облигациям и дивиденды по акциям после процедуры налогообложения инвесторы могут вывести на текущий и другие счета без зачисления их на ИИС. Такой вывод сделан в Письме ЦБ РФ от 23.09.2015 № 55-5-1/2249. Но о существовании такой возможности нужно заранее уточнять у брокера/управляющей компании.
Особенности удержания НДФЛ с ИИС определены ст. 214.9, 226 и 226.1 НК РФ. Налоговым агентом является та организация, которая выплачивает деньги физическому лицу. Следует учесть, что при погашении купонов и номинала облигаций деньги от эмитента поступают в центральный депозитарий, а далее либо на текущий счет налогоплательщика, либо на брокерский счет или ИИС (это зависит от того, что прописано в договоре на брокерское обслуживание). Если депозитарий перечисляет купонный доход на текущий счет налогоплательщика, у депозитария - налогового агента - возникает обязанность исчислить, удержать у налогоплательщика и перечислить налог в бюджет. Если депозитарий перечисляет купонный доход на брокерский счет или ИИС, обязанности налогового агента возникают у брокера (письмо Минфина России от 24 мая 2018 г. № 03-04-06/35287). Алгоритм получения вычета, а также перечень необходимых документов можно найти на официальном сайте Федеральной налоговой службы России [20].
На примере налоговых льгот, предоставляемых владельцам ИИС, можно оценить стимулирующую, редкую для российского налогового законодательства и налоговой системы России в целом, функцию налога (выделяют еще социальную, фискальную и контрольную функции), что задает положительные тренды развития экономики. Важно
это сделать по той причине, что согласно оценке Минфина большое количество налоговых льгот и преференций ведет к выпадению доходов бюджета, эквивалентных 2,52,8 % ВВП [11]. Правительство России по поручению Президента РФ должно было до 1 июля 2020 г. провести инвентаризацию всех налоговых льгот и составить перечень тех, которые носят инвестиционный характер, чтобы пролонгировать действие последних с 1 января 2021 г. [21]. Однако по известной причине до конца инвентаризация льгот и преференций в налоговой системе России не проведена. Работ по определению эффективности налоговых преференций, предоставляемых индивидуальным инвесторам в России, наперечет. При этом прошедший с начала функционирования ИИС период можно признать достаточным, чтоб сделать выводы и определить направления развития ИИС в России, в том числе законодательного характера.
Данное в ст. 56 НК РФ определение льготы, возможно, не полностью идентифицирует суть налогового вычета, определения которого в Налоговом кодексе РФ нет, но близко ему по смыслу, исходя из изложенной выше практики его предоставления.
Об эффективности ИИС сложно судить в ситуации отсутствия релевантных данных и методики подсчета (методики в стадии разработки, апробации [22]). Очевидно, что при их разработке должны быть учтены следующие сведения: количество инвесторов - физических лиц; количество средств вложенных в ИИС; количество резидентов, применяющих вычет типа А; количество резидентов, применяющих вычет типа Б; средний размер вычетов, приходящийся на одного резидента, применяющего вычет типа А; средний размер вычетов, приходящийся на одного резидента, применяющего вычет типа Б. Следует разработать методику оценки того, каким образом изменился/изменяется налог на прибыль тех организаций, которые увеличили стоимость акционерного капитала за счет дополнительных вложений инвесторов в их акции; каким образом налоговые вычеты, предоставленные индивидуальным инвесторам отражаются на бюджете государства. Интересно знать и о структуре вложений резидентов для опреде-
ления предпочтений граждан (возможно, следовало бы и не распространять вычеты на такие неспекулятивные инструменты фондового рынка, как облигации государственного и муниципального займов, стимулируя вложения в акции российских компаний) и формирования налоговой политики государства на очередной период, а также о доле инвестиционных вложений в национальные проекты. Инвест-эффекты использования ИИС были сформулированы О. С. Беломытцевой в [6]:
а) прирост сбережений/инвестиций граждан;
б) прирост акционерного капитала корпораций вследствие приобретения гражданами их акций;
в) прирост корпоративного долга корпораций вследствие приобретения гражданами их облигаций;
г) прирост прибыли корпораций вследствие привлечения дополнительного финансирования;
д) прирост налоговых платежей корпораций в результате прироста прибыли;
е) снижение государственного долга в результате увеличения доходов бюджета вследствие прироста налоговых платежей корпораций.
Эти эффекты, как минимум, неоднозначны. Баланс каждая корпорация и каждое сообщество находят свой, в том числе посредством экономических и правовых механизмов регулирования инвестиций.
Анализируя зарубежную практику влияния инвестиций физических лиц на экономику [67], ученые, несмотря на прообраз ИИС IRA в США, действующий уже почти 50 лет на фондовом рынке Америки, приходят к заключению о том, что положительный эффект, в частности прирост налоговых платежей в результате вложений частных инвесторов, возможен лишь в закрытой экономике. Использование ИИС в российской экономике пока дает следующий осязаемый результат: немногочисленные инвесторы - физические лица (121 человек на 01.01.2019), воспользовавшиеся индивидуальным инвестиционным вычетом типа Б, освободили от налогообложения чуть более двух тысяч рублей, что говорит не в пользу указанного вычета типа [6].
Несколько слов о том, что можно было бы использовать для повышения популярности ИИС в России и нивелирования присущих им недостатков. Использованию указанных счетов в Англии способствовала реклама в магазинах розничной торговли. В США активы на счетах IRA защищены национальной системой гарантирования по аналогии с российской системой страхования вкладов [15]. В России стоило бы рассмотреть возможность работы Агентств по страхованию инвестиций в ИИС. В США можно делать взносы за супруга и, соответственно, получать вычеты в случае, если второй супруг не имеет необходимого дохода (например, домохозяйки) [4]; а также здесь владельцам счетов запрещается выводить денежные средства до наступления пенсионного возраста (иначе налогоплательщик должен возместить полученные налоговые преференции и заплатить в бюджет не только пени, но и штраф). В ситуации озвученной отмены в ближайшее время (до 2023 г.) системы накопительной пенсии предложение звучит более чем актуально. Тем более что на законодательном уровне рассматривается введение третьего варианта льгот по ИИС, предполагающего невозможность выведения средств со счета в течение десяти лет, максимальная сумма при этом не устанавливается. Средства на счет сможет вносить работодатель (тогда речь о вычетах идти не может). В России законодательно не запрещено открывать счета, не делая одновременно взносы на них (пока человек решает проблему вложений, срок в требуемые по закону три года течет), представляется, что проблема «пустых счетов» также должна быть решена на законодательном уровне [5, 23-25].
Еще одна проблема, которую необходимо решить в контексте функционирования ИИС на российском фондовом рынке - проблема неквалифицированных брокеров на рынке. В июле 2020 г. Госдума рассмотрела закон о категоризации инвесторов на рынке ценных бумаг. Его нормы должны вступить в силу в апреле 2022 г. Закон предполагает деление инвесторов на квалифицированных и неквалифицированных. Для последних будут действовать при определенных условиях ограничения на покупку некоторых видов бумаг или инвест-инструментов [26-28].
Завершая разговор об инвестиционном налоговом вычете, следует еще раз уточнить, что не имеют права на вычет типа А резиденты, не имеющие налогооблагаемого дохода (получающие государственную пенсию, пособие по уходу за ребенком и др.), формирующего основную налоговую базу (п. 2.1. статья 210 НК РФ); лица, не являющиеся налоговыми резидентами РФ; физические лица, уплачивающие налог на профессиональный доход (если физическое лицо совмещает режим самозанятости и работу по трудовому договору по последнему основанию право на вычет имеется); индивидуальные предприниматели, применяющие специальные налоговые режимы. Для получения вычета типа Б не подойдет статус нерезидента. Отдельно стоит оговорить возможность использования ИИС госслужащими: у лиц, владеющих акциями компании, которую они по долгу службы должны проверять на соблюдение законов, может возникнуть конфликт интересов (Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [29]). В данном случае можно заключить договор доверительного управления ценными бумагами.
Выбор типа вычета при использовании ИИС зависит:
- от наличия и величины дохода, облагаемого НДФЛ по ставке, прописанной в п. 1 ст. 224 НК РФ (кроме дивидендов);
- ежегодной суммы взноса денежных средств на ИИС;
- структуры и состава инвестиционного портфеля;
- срока инвестирования.
Таким образом, оценивая нынешнее состояние процесса регулирования ИИ, следует отметить, что он протекает по принципу «стимул - реакция». Стимулом выступают болевые точки процесса инвестирования:
- отсутствие калибровки профессиональных участников фондового рынка;
- отсутствие заинтересованности в привлечении в качестве индивидуальных инвесторов возрастных вкладчиков (название инструментов, методы привлечения инвесторов оставляют желать лучшего);
- отсутствие показателей для оценки применения индивидуальных инвестиционных вычетов.
Реакцией выступают следующие действия властей:
- принятие/изменение законов, касающихся ИИ;
- введение контрольных мероприятий (оценка компетентности участников фондового рынка);
- нивелирование стимулирующей функции налогообложения (в частности, отмена льгот по операциям с облигациями государственного и муниципального займа делает априори невыгодным вычет типа А).
Этот механизм следует, на наш взгляд, поменять на проактивный и упреждающий, особенно потому, что гораздо более обширный и успешный западный опыт свидетельствует о том, что это возможно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Индивидуальное инвестирование - перспективное, но проблемное с точки зрения финансовой и правовой реальности явление. Практика индивидуального инвестирования в России будет, очевидно, развиваться, но ее совершенствованию мешают несколько проблем, среди которых:
1) огромная социальная асимметрия доходов и их распределения;
2) незрелость правовой базы регулирования инвестиций и низкая экономическая и правовая грамотность населения;
3) использование неграмотности населения банками и иными посредниками и организаторами инвестирования в целях собственного обогащения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Банки зарабатывают на оттоке вкладчиков. URL: https://ko.ru/articles/banki-zarabatyvayut-na-ottoke-vkladchikov/ (дата обращения: 20.12.2020).
2. «Тинькофф Инвестиции» составили «Портрет современного розничного инвестора». URL: https://www.tinkoff.ru/invest/news/342033/ (дата обращения: 20.12.2020).
3. Тропина Ж. Н. Специфика функционирования индивидуальных инвестиционных счетов // Кон-тентус. 2017. № 7 (60). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/spetsifika-funktsionirovaniya-individualnyh-investitsionnyh-schetov (дата обращения: 12.01.2021).
4. Данилов Ю. А. Индивидуальные инвестиционные счета: результаты внедрения и перспективы развития // Эконом. развитие России. 2019. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/individualnye -
Следует понимать, что росту числа частных инвесторов должны сопутствовать повышение стандартов качества предоставления финансовых услуг, прозрачность на всех этапах инвестиционного процесса, развитие технологий, что приведет к снижению издержек частных инвесторов и росту доверия и успешности инвестирования для всех заинтересованных в нем участников.
В сложившейся ситуации пользу от применения инструмента инвестиций извлекают лишь банки и организации, в которые производится инвестирование. Поэтому необходимо принятие комплекса мер по оптимизации законодательства в области налогообложения физических лиц в направлении, гарантирующем, что и инвестор, и государство смогут получать реальный доход от инвестирования и налогообложения инвестиционных доходов.
Для этого следует сосредоточить внимание на следующих способах решения выделенных проблем:
- выработке показателей оценки инвестиционного процесса в части индивидуальных инвестиционных налоговых вычетов с тем, чтобы интересы государства и инвестора совпадали;
- грамотной формулировке названий инструментов частного инвестирования;
- формировании релевантных, прозрачных способов информирования граждан об инвестиционном процессе и повышении финансово-правовой грамотности населения.
REFERENCES
1. Banki zarabatyvaiut na ottoke vkladchikov. URL: https://ko.ru/articles/banki-zarabatyvayut-na-ottoke-vkladchikov/ (accessed: 20.12.2020). (In Russian).
2. Tinkoff Investitsii sostavili "Portret sovremennogo roznichnogo investor". URL: https://www.tinkoff.ru/ invest/news/342033/ (accessed: 20.12.2020). (In Russian).
3. Tropina Zh. N. Specifics of the Functioning of Individual Investment Accounts // Contentus. 2017. No. 7 (60). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsi fika-funktsionirovaniya-individualnyh-investitsion nyh-schetov (accessed: 12.01.2021). (In Russian).
4. Danilov Yu. A. Individual Investment Accounts: Implementation Results and Development Prospects // Economic Development of Russia. 2019. No. 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/individualnye-inves
investitsionnye-scheta-rezultaty-vnedreniya-i-per spektivy-razvitiya (дата обращения: 24.12.2020).
5. Хачатрян А. А., Мазий В. В. Индивидуальный инвестиционный счет: тенденции развития в России // Вестн. евразийской науки. 2019. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/individualnyy-investitsionnyy-schet-tendentsii-razvitiya-v-rossii (дата обращения: 24.12.2020).
6. Беломытцева О. С. К вопросу об эффективности индивидуальных инвестиционных счетов в РФ // Налоги и налогообложение. 2020. № 5. С. 47-60.
7. Беломытцева О. C. Развитие системы инвестиционных налоговых вычетов в Российской Федерации для стимулирования инвестиций в ценные бумаги // Вестн. Томск. гос. ун-та. Экономика. 2016. № 2 (34). С. 99-113.
8. Новожилов Я. П. Перспективы и проблемы введения индивидуальных инвестиционных счетов в России // ПСЭ. 2015. № 2 (54). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-i-pro blemy-vvedeniya-individualnyh-investitsionnyh-schetov-v-rossii (дата обращения: 10.01.2021).
9. Цицкиев М. М. Индивидуальные инвестиционные счета как перспективная банковская услуга // Экономика и бизнес: теория и практика. 2018. № 12-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/indi vidualnye-investitsionnye-scheta-kak-perspektivnaya-bankovskaya-usluga (дата обращения: 10.01.2021).
10. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 23.11.2020) // СЗ РФ. 07.08.2000. № 32. Ст. 3340.
11. Мигел А. А., Питиримов А. С. Анализ инвестиционной деятельности в России // Экономика и бизнес: теория и практика. 2020. № 10-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-investitsion noy-deyatelnosti-v-rossii-1 (дата обращения: 10.01.2021).
12. АЦ при Правительстве РФ. Динамика инвестиций в основной капитал на фоне пандемии COVID-19 // Бюллетень о текущих тенденциях российской экономики. 2020. Ноябрь, № 67. 20 с. URL: https://ac.gov.ru/uploads/2-Publications/BRE/ _ %D0%BD%D0%BE%D1%8F%D0%B 1%D1%80% D1%8C_web.pdf (дата обращения: 10.01.2021).
13. Более 5 % населения России стали инвесторами на фондовом рынке - данные Мосбиржи. URL: https://www.tinkoff.ru/invest/news/501089/ (дата обращения: 10.01.2021).
14. О рынке ценных бумаг : федер. закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ. Доступ из СПС «Консуль-тантПлюс».
15. Троекуров П. С. Финансово-правовые основы индивидуальных инвестиционных счетов: опыт развитых стран и перспективы в России // Изв. Саратов. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2016. Т. 16, № 3. С. 326-332.
16. Гражданкина О. А., Шапошникова С. А. Выбор инвестиционных налоговых вычетов при работе с индивидуальным инвестиционным счетом // Вестн. Забайкальского гос. ун-та. 2017. Т. 23, № 4. С. 84-90.
titsionnye-scheta-rezultaty-vnedreniya-i-perspektivy-razvitiya (accessed: 24.12.2020). (In Russian).
5. Khachatryan A. A., Maziy V. V. Individual Investment Account: Trends in Development in Russia // Vestnik evraziiskoi nauki. 2019. No. 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/individualnyy-inves titsionnyy-schet-tendentsii-razvitiya-v-rossii (accessed: 24.12.2020). (In Russian).
6. Belomyttseva O. S. On the Question of the Effectiveness of Individual Investment Accounts in the Russian Federation // Taxes and Taxation. 2020. No. 5. P. 47-60. (In Russian).
7. Belomyttseva O. S. Development of the System of Investment tax Deductions in the Russian Federation for Stimulating Investment in Securities // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Economy. 2016. No. 2 (34). P. 99-113. (In Russian).
8. Novozhilov Ya. P. Prospects and Problems of introducing individual investment accounts in Russia // PSE. 2015. No. 2 (54). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/perspektivy-i-problemy-vvedeniya-indivi dualnyh-investitsionnyh-schetov-v-rossii (accessed: 10.01.2021). (In Russian).
9. Tsitskiev M. M. Individual Investment Accounts as a Promising Banking Service // Economics and Business: Theory and Practice. 2018. No. 12-2. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/individualnye-investitsionnye-scheta-kak-perspektivnaya-bankov skaya-usluga (accessed: 10.01.2021). (In Russian).
10. The Tax Code of the Russian Federation (part two) of 05.082000 No. 117-FZ (as amended on 23.11.2020) // Collected Laws of the Russian Federation. 07.08.2000. No. 32. Art. 3340. (In Russian).
11. Miguel A. A., Pitirimov A. S. Analysis of investment activity in Russia // Economics and Business: theory and practice. 2020. No. 10-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-investitsion noy-deyatelnosti-v-rossii-1 (accessed: 10.01.2021). (In Russian).
12. AC of the Government of the Russian Federation. The dynamics of investment in fixed assets against the backdrop of the COVID-19 pandemic // Bulletin on current trends in the Russian economy. 2020. November, No. 67. 20 p. URL: https://ac.gov.ru/up loads/2-Publications/BRE/_%D0%BD%D0%BE% D1%8F%D0%B 1%D1%80%D1%8C_web.pdf (accessed 10.01.2021). (In Russian).
13. Bolee 5 % naseleniia Rossii stali investorami na fondovom rynke - dannye Mosbirzhi. URL: https://www.tinkoff.ru/invest/news/501089/ (accessed: 10.01.2021). (In Russian).
14. On the Securities market: Federal Law No. 39-FZ of 22.04.1996. Accessed through Law assistance system "Consultant Plus". (In Russian).
15. Troyekurov P. S. Financial and Legal Basis of Individual Investment Accounts: the Experience of Developed Countries and Prospects in Russia // Izvestiya of Saratov University. Economy. Management. Right. 2016. Vol. 16, No. 3. P. 326-332. (In Russian).
16. Grazhdankina O. A., Shaposhnikova S. A. The choice of investment Tax Deductions when Working
17. Девлет-Гельды Г. К., Армидонова А. А. Индивидуальные инвестиционные счета - новый инструмент российского финансового рынка // Гуманитар. вестн. 2016. № 3 (41). С. 6.
18. Вильданов А. И. Индивидуальный инвестиционный счет: тенденции и перспективы развития // Глобальные рынки и финансовый инжиниринг. 2016. Т. 3, №. 2. С. 153-164. DOI 10.18334/ grfi.3.2.36401.
19. О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации : федер. закон от 01.04.2020 № 102-ФЗ. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
20. Инвестиционные налоговые вычеты. URL: https://www.nalog.ru/rn77/taxation/taxes/ndfl/nalog_ vichet/inv_vichet/ (дата обращения: 25.12.2020).
21. Информация о нормативных, целевых и фискальных характеристиках налоговых льгот, освобождений и иных преференций, установленных федеральным законодательством на 2017-2019 гг. с оценкой на прогнозный период до 2023 г. // Минфин России : сайт. URL: https://minfin.gov.ru/ ru/document/?id_4= 131617-informatsiya_o_norma tivnykh_tselevykh_i_fiskalnykh_kharakteristikakh_na logovykh_lgot_osvobozhdenii_i_inykh_preferentsii_u stanovlennykh_federalnym_zakonodatelstvom_na_20 17-201 (дата обращения: 25.12.2020).
22. Методические рекомендации по проведению оценки эффективности налоговых льгот (налоговых расходов) субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (проект) : официал. письмо Министерства финансов России // Минфин России : сайт. URL: https://www.minfin.ru/ common/upload/library/2018/04/main/Pismo_ot_ 28.04.2018_23-05-07_29126_v_subekty_RF.pdf (дата обращения: 30.12.20).
23. Попова Е. М., Руденко С. А. Инвестиционные инструменты рынка капитала: новации и стимулы // Изв. Санкт-Петербургского гос. эконом. унта. 2019. № 2 (116). C. 18-24.
24. Тенетник О. С. Сбережения граждан как инструмент системного развития экономики // Финансы: теория и практика. 2018. № 22 (3). C. 22-35. DOI: https://doi.org/10.26794/2587-5671-2018-22-3-22-35.
25. Кузнецова Н. В., Казанцев Л. В. Формирование инвестиционного портфеля начинающего инвестора // Вестн. Забайкал. гос. ун-та. 2018. Т. 24, № 5. С. 125-134. DOI: https://doi.org/10. 21209/222792452018245125134.
26. О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» : федер. закон от 31.07.2020 № 306-Ф3. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
27. Bernstein W. J. The intelligent asset allocator: How to build your portfolio to maximize returns and minimize risk. London: McGraw-Hill, 2017. 224 p.
28. Maison D. Saving and Investing // The Psychology of Financial Consumer Behavior. International
with an Individual Investment Account // Bulletin of the Trans-Baikal State University. 2017. Vol. 23, No. 4. P. 84-90. (In Russian).
17. Devlet-Geldy G. K., Armidonova A. A. Individual-nye investitsionnye scheta - novyi instrument rossi-iskogo finansovogo rynka // Gumanitarnyi vestnik. 2016. No. 3 (41). P. 6. (In Russian).
18. Vildanov A. I. Individual Investment Account: Trends and Prospects of Development // Global Markets and Financial Engineering. 2016. Vol. 3, No. 2. P. 153-164. DOI 10.18334/grfi.3.2.36401. (In Russian).
19. On Amendments to Parts One and Two of the Tax Code of the Russian Federation and Certain Legislative Acts of the Russian Federation: Federal Law No. 102-FZ of 01.04.2020. Accessed through Law assistance system "Consultant Plus". (In Russian).
20. Investitsionnye nalogovye vychety. URL: https://www.nalog.ru/rn77/taxation/taxes/ndfl/nalog_vi chet/inv_vichet/ (accessed: 25.12.2020). (In Russian).
21. Informatsiia o normativnykh, tselevykh i fiskalnykh kharakteristikakh nalogovykh lgot, osvobozhdenii i inykh preferentsii, ustanovlennykh federalnym za-konodatelstvom na 2017-2019 gody s otsenkoi na prognoznyi period do 2023 goda. URL: https://minfin.gov.ru/ru/document/?id_4=131617-informatsiya_o_normativnykh_tselevykh_i_fiskal nykh_kharakteristikakh_nalogovykh_lgot_osvobozhd enii_i_inykh_preferentsii_ustanovlennykh_federalny m_zakonodatelstvom_na_2017-201 (accessed: 25.12.2020). (In Russian).
22. Ofitsialnoe pismo Ministerstva finansov Rossii. Metodika otsenki effektivnosti nalogovykh lgot (nalogovykh raskhodov) subieektov Rossiiskoi Federatsii i munitsipalnykh obrazovanii (proekt). URL: https://www.minfin.ru/common/upload/library/2018/0 4/main/Pismo_ot_28.04.2018_23-05-07_29126_v_ subekty_RF.pdf (accessed: 30.12.2020). (In Russian).
23. Popova E. M., Rudenko S. A. Investitsionnye in-strumenty rynka kapitala: novatsii i stimuly // Izvestiia Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta. 2019. No. 2 (116). P. 18-24. (In Russian).
24. Tenetnik O. S. Savings of Citizens as a Tool for the System Development of the Economy // Finance: Theory and Practice. 2018. No. 22 (3). P. 22-35. DOI 10.26794/2587-5671-2018-22-3-22-35. (In Russian).
25. Kuznetsova N. V., Kazantsev L. V. Formation of the Investment Portfolio of a Begining Investor // Vestnik Zabaykalskogo gosudarstvennogo universiteta. 2018. Vol. 24, No. 5. P. 125-134. DOI 10.21209/2227-92452018-24-5-125-134. (In Russian).
26. On amendments to the Federal Law "On the Securities Market" and certain legislative acts of the Russian Federation: Federal Law No. 306-FZ dated July 31, 2020. Accessed through Law assistance system "Consultant Plus". (In Russian).
27. Bernstein W. J. The intelligent asset allocator: How to build your portfolio to maximize returns and minimize risk. London: McGraw-Hill, 2017. 224 p.
Series on Consumer Science. Cham: Springer, 2019. P. 105-141.
29. О противодействии коррупции : федер. закон от 25.12.2008 № 273-Ф3. Доступ из СПС «Кон-сультантПлюс ».
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Горелова Ирина Валерьевна - кандидат экономических наук, доцент, внештатный научный сотрудник, Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Содействие», Калуга, Россия.
ORCID: 0000-0001-6465-0676.
Е-mail: [email protected]
Арпентьева Мариям Равильевна - доктор психологических наук, доцент, академик Международной академии образования (МАО), член-корреспондент Российской академии естествознания (РАЕ), Заслуженный работник науки и образования Российской академии естествознания, психолог-исследователь, Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Содействие», Калуга, Россия.
ORCID: 0000-0003-3249-4941.
Е-mail: [email protected]
28. Maison D. Saving and Investing // The Psychology of Financial Consumer Behavior. International Series on Consumer Science. Cham: Springer, 2019. P. 105-141.
29. On combating corruption: Federal Law No. 273-FZ dated 25.12.2008. Accessed through Law assistance system "Consultant Plus". (In Russian).
ABOUT THE AUTHORS
Irina V. Gorelova - Candidate of Sciences (Economics), Docent, Freelance Researcher, Center for Psychological, Pedagogical, Medical and Social Assistance "Sodeistvie", Kaluga, Russia.
ORCID: 0000-0001-6465-0676. E-mail: [email protected]
Mariam R. Arpentieva - Doctor of Sciences (Psychology), Docent, Academician of the International Academy of Education (IAE), Corresponding Member of the Russian Academy of Natural Sciences (RANS), Honored Worker of Science and Education of the Russian Academy of Natural Sciences, Psychologist-Researcher, Center for Psychological, Pedagogical, Medical and Social Assistance "Sodeistvie", Kaluga, Russia. ORCID: 0000-0003-3249-4941. E-mail: [email protected]