Научная статья на тему 'Приоритеты развития регионального социально-экономического пространства в условиях реализации инновационной стратегии'

Приоритеты развития регионального социально-экономического пространства в условиях реализации инновационной стратегии Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
645
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ / ИННОВАЦИИ / СТРАТЕГИИ / ЭКОНОМИКА / REGION / ECONOMIC POTENTIAL / SOCIAL AND ECONOMIC SPACE / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / INSTITUTIONAL CHANGES / INNOVATIONS / STRATEGY / ECONOMY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Потокина Светлана Алексеевна, Бочарова Оксана Николаевна, Ланина Ольга Ивановна

В статье определены приоритеты развития регионального социально-экономического пространства в условиях реализации инновационной стратегии. Выявлено, что процесс достижения устойчивого функционирования хозяйственной системы субфедеральной экономики является комплексным, многоаспектным и целеориентированным, требующим больших управленческих, ресурсных, финансовых и кадровых затрат. Реализация приоритетов и направлений регионального развития позволит реализовать модель сбалансированного социально-экономического развития регионов, а также нивелировать существующую дифференциацию по уровню территориального развития внутри регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIORITIES OF DEVELOPMENT OF REGIONAL SOCIAL AND ECONOMIC SPACE IN THE CONDITIONS OF REALIZATION OF INNOVATIVE STRATEGY

In article priorities of development of regional social and economic space in the conditions of realization of innovative strategy are defined. It is revealed that process of achievement of steady functioning of economic system of subfederal economy is complex, multidimensional and target-oriented, demanding big administrative, resource, financial and personnel expenses. Realization of priorities and the directions of regional development will allow to realize model of the balanced social and economic development of regions, and also to level existing differentiation on level of territorial development in regions.

Текст научной работы на тему «Приоритеты развития регионального социально-экономического пространства в условиях реализации инновационной стратегии»

ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ

С. А. ПОТОКИНА, О. Н. БОЧАРОВА, О. И. ЛАНИНА

В статье определены приоритеты развития регионального социально-экономического пространства в условиях реализации инновационной стратегии. Выявлено, что процесс достижения устойчивого функционирования хозяйственной системы субфедеральной экономики является комплексным, многоаспектным и целеориентированным, требующим больших управленческих, ресурсных, финансовых и кадровых затрат. Реализация приоритетов и направлений регионального развития позволит реализовать модель сбалансированного социально-экономического развития регионов, а также нивелировать существующую дифференциацию по уровню территориального развития внутри регионов.

Ключевые слова: регион, экономический потенциал, социально-экономическое пространство, устойчивое развитие, институциональные изменения, инновации, стратегии, экономика.

Преумножение и сохранение высокого экономического потенциала отдельных региональных социально-экономических систем в едином экономическом пространстве страны, а также глубина кризисных явлений в отдельных видах экономической деятельности, требуют обеспечения стабильного подъема экономики и повышения конкурентоспособности регионов, разработки и реализации стратегических программ социально-экономического развития [1]. При этом детального изучения требуют не только вопросы выработки и согласования стратегических интересов отдельных регионов, выбора приоритетов развития, нивелирования их противоречий и несогласованности, но и методические аспекты оценки, диагностики и выравнивания социально-экономических условий развития региональных социально-экономических систем.

Процесс достижения устойчивого функционирования хозяйственной системы субфедеральной экономики является комплексным, многоаспектным и целеориентированным, требующим больших управленческих, ресурсных, финансовых и кадровых затрат. При этом стратегия решения существующих проблем должна быть ориентирована на усилие следующих направлений регионального менеджмента:

- эскалация эффективности государственного и муниципального управления с целью улучшения уровня и качества жизни населения;

- развитие эффективных механизмов взаимодействия властных институтов, бизнес сообще-

ства, инвесторов и домохозяйств с целью реализации имеющегося природно-ресурсного потенциала и привлечения к системе управления территориями населения;

- совершенствование и реализация кластерных инициатив при активной поддержке и идентификации «точек роста» региональной экономики и зон предпринимательской активности, в том числе и в рамках межрегионального взаимодействия.

Эффективное функционирование регионального социально-экономического пространства связано с дифференцированной концентрацией макро-, микроэкономических и институциональных параметров, на основе которых выстраиваются принципы экономического поведения и определяются мотивы хозяйственных решений экономических агентов [4]. Последние при этом определяют не только пространственное распределение факторов производства, но и характер, масштаб и динамику развития социально-экономических комплексов региона.

Современные тенденции происходящих трансформационных процессов региональной экономики свидетельствуют о формировании нового представления о складывающемся экономическом пространстве внутри государства, которое зачастую не совпадает с административно-территориальным устройством.

Развитие регионального экономического пространства в настоящее время может интерпретироваться в качестве набора целей модернизации, основными из которых являются:

- эволюция регионального экономического пространства, способствующая формированию благоприятной среды для ведения хозяйственной деятельности;

- инициализация условий для обеспечения эффективного процесса социально-экономического развития по всем компонентам территории;

- обеспечение рационального использования имеющихся ресурсов, как материального, так и нематериального характера [2];

- повышение эффективности организационно-экономических регуляторов управления региональными социально-экономическими системами [5].

Реалии развития региональной экономики без существенной модернизации системы регионального управления не позволяют достигнуть гармонизированного роста единого экономического пространства страны. При этом в качестве наиболее негативных явлений и процессов, проявляющихся как в отдельных видах экономической деятельности, так и на уровне целых регионов, следует выделить:

- в региональной экономике прослеживаются тенденции существенной дифференциации в социально-экономическом развитии отдельных территорий, которые подлежат выравниванию посредством адаптивно-селективного подхода к распределению бюджетных средств на развитие отдельных секторов экономики и территорий. Вместе с тем, на практике сохраняется устойчивый институциональный барьер сверхцентрализации власти и финансовых ресурсов на федеральном уровне, отсутствуют эффективные механизмы согласования интересов Центра и регионов;

- в отдельных регионах наблюдается тенденция экономической разреженности, при которой производительные силы внутри региона в достаточной степени рассредоточены, что в конечном итоге приводит к низкой эффективности территориальной организации;

- обитаемое экономическое пространство России сжимается и неизбежно будет сжиматься в будущем [6]. Депопуляция и стягивание населения к крупным центрам носят устойчивый характер;

- развитие пространства неравномерно из-за различий в конкурентоспособности как регионов, так и городов. Бизнес концентрируется на территориях, обладающих конкурентными преимуществами: близостью крупных рынков сбыта, более высокой обеспеченностью ресурсами, инфраструктурой, человеческим капиталом, лучшей институциональной средой. Различная конкурентоспособность российских регионов приводит к

сильной их дифференциации по уровню социально-экономического развития.

Вместе с тем, процесс модернизации регионального экономического пространства реализуется в двух направлениях - количественный рост и качественное развитие.

Поддержание общего экономического равновесия как экономического региона, так и национальной экономики обеспечивается взаимодействием микроэкономических агентов в целях получения прибыли, сопровождающимся рациональным пространственным распределением ограниченных производственных ресурсов. Это в свою очередь определяет средние и предельные затраты факторов производства, цены благ и услуг, факторные цены, уровень доходов, сбережений, занятости и т. д. Соответственно на первый план выдвигаются проблемы формирования эффективного регионального управления, адаптированного к рыночным отношениям.

Одним из основных видов отношений в рыночном экономическом пространстве является предпринимательство - важнейший элемент развития рыночной экономики. Характер и сферы функционирования отношений предпринимательства во многом определяют темпы экономического роста, решение проблемы занятости, структуру и качество воспроизводственного процесса и пр. Именно предпринимательство через категории эффективности (прибыльности) в конечном итоге определяет локализованное предложение в рамках экономического пространства региона, что опосредует специфику отношений обмена между производствами специализации и совокупностью вспомогательных и обслуживающих производств, что задает параметры комплексности и самодостаточности воспроизводственного процесса региона.

Таким образом, системообразующая роль в процессе консолидации экономического пространства региона принадлежит предпринимательству и заключается в формировании характерных свойств локализованных видов деятельности, создающих рынок конкретной территории и обеспечивающих равновесие спроса и предложения. В целом это способствует становлению предпосылок повышения степени экономической интеграции рыночных субъектов и комплексному развитию регионального воспроизводства, с одной стороны, а с другой - возможной определенной дифференциации регионального пространства по причинам различий в степени концентрации предпринимательской деятельности в различных точках экономического пространства.

Существующая производственная структура региональной экономической системы во многом устанавливает характер и условия хозяйственной деятельности. В свою очередь особенности этой производственной структуры во многом опосредованы характером экономических отношений. В этих условиях на первое место выходят такие параметры, как гибкость и скорость развития экономических отношений, их способность адекватно интегрироваться в пространственную систему, отвечать на внешние и внутренние изменения, способность генерировать новые модели хозяйственного поведения. Следовательно, именно эти качественные элементы регионального экономического пространства формируют конкурентные преимущества региона и его качественное развитие.

В этом процессе очень важную роль играет человек, т. к. в основе возникающих экономических отношений, задающих характер функционирования экономического пространства, находится именно индивид - его потребности и возможности, а также множество прочих факторов экономического, социального и культурного порядка. При этом человеческие ресурсы, обладающие высокими характеристиками (помимо высокого уровня возможности и скорости вовлечения их в хозяйственную деятельность) воспроизводства и качественного развития, способны к высокому уровню многофункциональности и возможности улучшать свое качество, характеризующее производственный потенциал человеческих ресурсов.

Таким образом, в условиях постиндустриальной инновационной экономики развитие и повышение конкурентных преимуществ регионального экономического пространства напрямую связано с адаптацией организационно-экономических инструментов к требованиям эффективного управления человеческим капиталом, а опережающее инвестирование в человеческий капитал становится основным условием и приоритетом модернизации российской экономики на региональном уровне [7].

Объективно оценивая возможности, перспективы, условия и факторы генезиса регионального пространства, важно четко определить приоритеты такого развития, которые в конечном итоге станут основой разработки соответствующей социально-экономической политики [3].

Существуют три подхода в выделении приоритетов развития пространства. При рыночном подходе инвестиции направляются в более конкурентоспособные регионы для обеспечения ускоренного экономического роста всей страны. Часть возросших налоговых доходов перераспределяется на поддержку отстающих территорий.

В них также существуют локальные зоны с более высокой конкурентоспособностью: региональные центры, концентрирующие более высокий человеческий капитал, промышленные и логистические узлы, рекреационные зоны, их развитие и необходимо стимулировать. Функция поддержки населения слаборазвитых и депрессивных периферий в основном перекладывается на социальную политику.

При геополитическом подходе приоритет смещается в сторону инвестирования развития пограничных территорий, «рубежей». Исходя из этого приоритета, федеральные власти финансируют многолетние программы развития Курильских островов, поддерживают особую экономическую зону в Калининградской области, осуществляют политику расселения мигрантов-соотечественников на востоке страны.

Большинство отечественных и зарубежных экспертов считают наиболее важным из приоритетов территориальную справедливость. Этот приоритет региональной политики реализуется через механизмы выравнивания пространственного развития с целью обеспечения более равного доступа к общественным благам для людей, живущих на разных территориях. Выравнивающий и геополитический приоритеты наиболее затратны.

Актуальным является вопрос определения рационального баланса обозначенных приоритетов, т. к. в условиях, когда доминирует выравнивание, отсутствует возможность конкурировать с остальным миром и развиваться быстрее; когда развитие ориентировано на конкурентоспособных, увеличивается региональное неравенство, что приводит к усилению рисков дезинтеграции. Если силы и средства концентрируются на геополитических приоритетах, то не ясно дальнейшее развитие остальных регионов. Таким образом, поиск баланса приоритетов социально-экономического развития является важной и актуальной задачей, от решения которой зависит не только направление, но и успех реализации стратегии инновационного развития экономики.

В этих условиях при поиске оптимального баланса приоритетов необходимо реализовать три составляющие:

1. Снижение барьеров для распространения разнообразных инноваций по территории страны. Успех реализации данного направления определяется развитием городов, особенно крупных, которые способны транслировать инновации в менее крупные города и на периферию, а также развитие транспортной инфраструктуры для снижения экономического расстояния между центрами.

2. Рост мобильности населения. Перемещаясь в более конкурентоспособные территории, мигранты улучшают собственную жизнь, ускоряют развитие принимающего региона и всей страны. Для роста мобильности должны снижаться институциональные и финансовые барьеры в виде регистрации, неразвитого рынка ипотеки и дороговизны жилищных кредитов. При росте мобильности неизбежно меняется система расселения, население концентрируется в городах и пригородных зонах с более комфортными условиями жизни и лучшей доступностью рабочих мест и услуг. Вместе с тем, территории, теряющие население, не смогут сохранять существующую сеть учреждений социальной сферы. Перестройка сети бюджетных услуг вслед за сжимающимся расселением - задача самих регионов, требующая тщательного учета местных условий.

3. Стимулирование конкуренции регионов и городов за инвестиции и человеческий капитал и одновременно горизонтального взаимодействия для решения общих проблем. Вместе с тем, конкурировать и взаимодействовать может только тот, кто заинтересован в результате, имеет ресурсы и полномочия, несет ответственность за свои решения.

Все эти задачи требуют институциональных изменений, важнейшие из которых - децентрализация управления и дерегулирование. Децентрализация ресурсов и полномочий снижает барьеры и способствует развитию более конкурентоспособных регионов, в том числе улучшающих институциональные условия для бизнеса. Дерегулирование позволяет регионам более самостоятельно принимать решения.

Реализация обозначенных приоритетов и направлений регионального развития позволит реализовать модель сбалансированного социально-экономического развития регионов, а также нивелировать существующую дифференциацию по уровню территориального развития внутри регионов.

Литература

1. Гирина А. Н. Трансформация экономических тенденций развития региональной социально экономи-

ческой системы в современных условиях // Вестник Оренбургского государственного университета. 2010. № 119. С. 19-25.

2. Бочарова О. Н., Потокина С. А., Ланина О. И. Новая парадигма модернизации регионального социально -экономического пространства // Социально- экономические явления и процессы. Тамбов. 2012. № 4.

3. Басараева В. Г. Взаимосвязь между уровнем жизни населения и развитием малого бизнеса // Регион: экономика и социология. 2008. № 3. С.168-182.

4. Казаков М. Ю. Муниципализация процессов государственно-частного взаимодействия в экономике регионов России // KANT. Ставрополь, 2011. № 1/1.

5. Колесниченко Е. А. Концепция снижения дифференциации развития национального регионального пространства: автореф. дис. ... д-ра экон. наук. Тамбов, 2009. С. 20-21.

6. Мамонтов В. Д. К вопросу о необходимости технического перевооружения промышленных предприятий// Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 12.

7. Саяпин А. В., Кожевникова Т. М., Бельченко О. А. О состоянии и роли рынка газомоторного топлива в социально-экономическом развитии регионов // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. № 2.

* * *

PRIORITIES OF DEVELOPMENT OF REGIONAL SOCIAL AND ECONOMIC SPACE IN THE CONDITIONS OF REALIZATION OF INNOVATIVE STRATEGY

S. A. Potokina, O. N. Bocharova, O. I. Lanina

In article priorities of development of regional social and economic space in the conditions of realization of innovative strategy are defined. It is revealed that process of achievement of steady functioning of economic system of subfederal economy is complex, multidimensional and target-oriented, demanding big administrative, resource, financial and personnel expenses. Realization of priorities and the directions of regional development will allow to realize model of the balanced social and economic development of regions, and also to level existing differentiation on level of territorial development in regions.

Key words: region, economic potential, social and economic space, sustainable development, institutional changes, innovations, strategy, economy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.