Научная статья на тему 'Приоритеты национальной безопасности в государственной политике развития Арктической зоны Российской Федерации'

Приоритеты национальной безопасности в государственной политике развития Арктической зоны Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
85
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРКТИЧЕСКАЯ ЗОНА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СТРАТЕГИЯ / АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / УСТОЙЧИВОЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА / ARCTIC ZONE / PUBLIC POLICY / MILITARY SAFETY / HOMELAND SECURITY / ENVIRONMENTAL SAFETY / STRATEGY / ADMINISTRATIVE-TERRITORIAL EDUCATIONS / SUSTAINABLE SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT / MILITARY-POLITICAL SITUATION

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Аверин Александр Николаевич, Понеделков Александр Васильевич, Ляхов Виктор Павлович, Новожилов Виктор Феодосьевич

В статье авторы рассматривают особенности государственной политики обеспечения военной и экологической безопасности в Арктической зоне России. Проведена систематизация мер по укреплению безопасности, предложен комплекс мероприятий по упрочению национальной безопасности в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Аверин Александр Николаевич, Понеделков Александр Васильевич, Ляхов Виктор Павлович, Новожилов Виктор Феодосьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL SECURITY PRIORITIES IN THE STATE POLICY OF DEVELOPMENT OF ARCTIC ZONE OF RUSSIAN FEDERATION

The authors examine in the article the specifics of state policy of provision of military and environmental security in the Russian Arctic zone. The systematization of tools of strengthening of security was done, the complex of activities aimed at enhancement of national security as a whole was offered.

Текст научной работы на тему «Приоритеты национальной безопасности в государственной политике развития Арктической зоны Российской Федерации»

ПОЛИТОЛОГИЯ И ЭТНОПОЛИТИКА

УДК 351:32

DOI: 10.22394/2079-1690-2019-1-3-202-206

ПРИОРИТЕТЫ НАЦИОНАЛЬНОМ БЕЗОПАСНОСТИ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКЕ РАЗВИТИЯ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аверин доктор философских наук, профессор Института права и национальной

Александр безопасности, Российская академия народного хозяйства и государственной Николаевич службы при Президенте РФ (119571, Россия, г. Москва, пр. Вернадского, 82). E-mail: [email protected]

Понеделков доктор политических наук, профессор, зав. кафедрой политологии Александр и этнополитики, зав. лабораторией проблем повышения эффективности Васильевич государственного и муниципального управления, Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail: [email protected] Ляхов доктор политических наук, профессор кафедры политологии и этнополитики,

Виктор Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии

Павлович народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002,

Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail: [email protected] Новожилов соискатель кафедры политологии и этнополитики, Южно-Российский институт Виктор управления - филиал Российской академии народного хозяйства

Феодосьевич и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия,

г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail: [email protected]

Аннотация

В статье авторы рассматривают особенности государственной политики обеспечения военной и экологической безопасности в Арктической зоне России. Проведена систематизация мер по укреплению безопасности, предложен комплекс мероприятий по упрочению национальной безопасности в целом.

Ключевые слова: Арктическая зона, государственная политика, военная безопасность, национальная безопасность, экологическая безопасность, стратегия, административно-территориальные образования,устойчивое социально-экономическое развитие, военно-политическая обстановка.

В Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу отмечается особое значение военной и экологической безопасности. В сфере военной безопасности, защиты и охраны государственной границы в Арктической зоне главной целью государственной политики является обеспечение благоприятного оперативного режима, включая поддержание необходимого боевого потенциала группировок войск, сил общего назначения Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов в этом регионе [1].

Предполагается решить основные задачи: создать группировки войск, сил общего назначения Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, в первую очередь пограничных органов, способных обеспечить военную безопасность в различных условиях военно-политической обстановки; оптимизировать систему комплексного контроля за обстановкой в Арктике, включая пограничный контроль в пунктах пропуска через государственную границу, введение режима пограничных зон в административно-территориальных образованиях и организацию инструментального технического контроля за проливными зонами, устьями рек, лиманами на трассе Северного морского пути; привести возможности пограничных органов в соответствие с характером угроз и вызовов Российской Федерации в Арктике. Основными мерами по реализации государственной политики являются: создание активно функционирующей системы береговой охраны Федеральной службы безопасности Российской Федерации в Арктической зоне и повышение эффективности взаимодействия с пограничными ведомствами, береговыми охранами сопредельных государств по вопросам борьбы с терроризмом на море, пресечения контрабандной деятельности, незаконной миграции, охраны водных биологических ресурсов; развитие пограничной инфраструктуры и техническое переоснащение пограничных органов; создание системы комплексного контроля за надводной обстановкой, усиление государственного контроля за промысловой деятельностью в Арктической зоне.

Тем самым будет снижена геополитическая рискогенность Арктической зоны [2]. В Арктической зоне Российской Федерации к ее сухопутным территориям относятся территории Мурманской области, Ненецкого, Чукотского и Ямало-Ненецкого автономного округа1. В состав сухопутных территорий входят территории 13 муниципальных районов, 6 городских округов в Карели, Коми, Саха (Якутии], Красноярском крае и Архангельской области. Сухопутными территориями являются земли и острова, расположенные в Северном Ледовитом океане, указанные в Постановлении Президиума Центрального Исполнительного Комитета СССР от 15 апреля 1926 года «Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане» и других актах СССР. Численность постоянного населения сухопутных территорий Арктической зоны на 1 января 2018 года составила 2 млн 406 тыс. 420 человек, в том числе городского - 2 млн 139 тыс. 620, сельского - 266,8 тыс.2

Обеспечение военной безопасности, защиты и охраны государственной границы в Арктике определено в Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года в качестве приоритетного направления. Предусматривается поддержание необходимого уровня боеготовности группировок войск, сил общего назначения Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов в соответствии с существующим и прогнозируемым характером военных опасностей и военных угроз Российской Федерации в Арктике; всестороннее обеспечение боевой и мобилизационной готовности на уровне, необходимом и достаточном для решения задач недопущения силового давления и агрессии против Российской Федерации и ее союзников, обеспечения суверенных прав России в Арктике и возможностей беспрепятственного осуществления всех видов ее деятельности, в том числе в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации в Арктике, нейтрализации внешних и внутренних военных опасностей и военных угроз в мирное время, обеспечения стратегического сдерживания, в случае вооруженного конфликта - отражения агрессии и прекращения военных действий на условиях, отвечающих российским интересам; совершенствование структуры, состава, военно-экономического и материально-технического обеспечения Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, развитие инфраструктуры их базирования в Арктической зоне, системы оперативного оборудования территории в интересах развертывания группировки войск, сил, предназначенной для выполнения задач в Арктике; совершенствование контроля воздушного пространства и надводной обстановки; использование технологий двойного назначения в интересах комплексного решения задач обороны, безопасности и обеспечения устойчивого социально-экономического развития Арктической зоны; проведение гидрографических работ с целью определения необходимости внесения изменений в перечень географических координат точек, определяющих положение исходных линий для отсчета ширины территориальных вод, экономической зоны и континентального шельфа.

Значительную роль в обеспечении военной безопасности выполняет Северный флот. Для контроля и защиты в Арктической зоне размещены аэродромы, радиолокационные системы, перемещаются системы вооружений [3]. Более 50% техники составляют современные образцы. Поступает новая техника, которая ранее не эксплуатировалась в Вооруженных Силах. В состав Северного флота вошли: ледокол «Илья Муромец», предназначенный для комплексных действий в Арктике, многофункциональное судно тылового обеспечения «Эльбрус», два боевых корабля - фрегат «Адмирал Горшков» и десантный корабль «Иван Грен». Северный флот пополнится новым подводным крейсером стратегического назначения «Князь Владимир», многоцелевым подводным крейсером «Казань». Осуществляется строительство ледокола «Евпатий Коловрат», танкера и спасательного судна. В Арктической зоне действует авиация Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны. В Тикси построен новый блочно-модульный военный городок, в котором размещается соединение противовоздушной обороны, предназначенное для обеспечения безопасности воздушного пространства над Северным морским путем. Созданы «Арктический трилистник» на архипелаге Земля Франца-Иосифа, «Северный клевер» на Новосибирских островах, военные городки на островах Земля Александры, Среднем и Котельном. Береговая охрана Пограничной службы Федеральной службы безопасности защищает нефтегазовые объекты на арктическом шельфе, соблюдение режима плавания в акватории Северного морского пути. Образованы новые пограничные управления по западному и восточному арктическим районам в Мурманске и Петропавловске-Камчатском [4].

1 Указ Президента Российской Федерации от 2 мая 2014 года № 296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014, № 18, ст. 2136; 2017, № 27, ст. 4021.

2 Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2018 года. Статистический бюллетень // http://www.gks.

Создан новый пункт базирования пограничных сторожевых кораблей в Архангельске, создается база в Петропавловске-Камчатском. В состав Пограничной службы вошел пограничный сторожевой корабль 1 ранга «Полярная звезда», предназначенный для службы в арктических условиях.

В сфере экологической безопасности, как отмечается в Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу, главной целью является сохранение и обеспечение защиты природной среды Арктики, ликвидация экологических последствий хозяйственной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата. Нужно обеспечить сохранение биологического разнообразия арктической флоры и фауны, в том числе путем расширения сети особо охраняемых природных территорий и акваторий, с учетом национальных интересов, необходимости сохранения окружающей природной среды в условиях расширения экономической деятельности и глобальных изменений климата; осуществить плановую утилизацию судов с ядерными энергетическими установками, отслуживших установленные сроки эксплуатации. Основными мерами по реализации государственной политики являются: установление особых режимов природопользования и охраны окружающей природной среды, включая мониторинг ее загрязнения; рекультивация природных ландшафтов, утилизация токсичных промышленных отходов, обеспечение химической безопасности, в первую очередь в местах компактного проживания населения. Обеспечение экологической безопасности определено как приоритетное направление в Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 г. Предусматривается обеспечение сохранения биологического разнообразия арктической флоры и фауны в условиях расширения экономической деятельности и глобальных изменений климата; развитие и расширение сети особо охраняемых природных территорий и акваторий федерального и регионального значения; ликвидация экологического ущерба, причиненного в результате прошлой хозяйственной, военной и иной деятельности в Арктической зоне; минимизация негативного антропогенного воздействия на окружающую среду Арктической зоны, обусловленного текущей хозяйственной и иной деятельностью.

Проблемы обеспечения экологической безопасности рассматривались на Международном арктическом форуме «Арктика - территория диалога» 9-10 апреля 2019 года в Санкт-Петербурге. При освоении Арктики нанесен сильный экологический ущерб [5]. Остались миллионы бочек с остатками нефтепродуктов, металлоконструкции, кабельные катушки. С 2012 года вывезено 80 тыс. тонн мусора. С Земли Франца-Иосифа, Новой Земли, прибрежных континентальных территорий вывозятся отходы. Началась работа по подъему затопленных судов, создана инфраструктура для обращения с реакторными отсеками атомных подводных лодок, радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом.

Необходимость обеспечения национальной безопасности нашла отражение в государственной программе Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года». Ее задачей является повышение качества жизни и защищенности населения на территории Арктической зоны. К ожидаемым результатам по обеспечению национальной безопасности относится: формирование опережающего научно-технического задела и технологий, необходимых для создания перспективной техники и развития электронной компонентной базы для решения задач в области социально-экономического развития Арктической зоны и обеспечения национальной безопасности; создание единой защищенной информационно-телекоммуникационной системы транспортного комплекса; развитие вопросов обеспечения безопасности жизнедеятельности населения [6].

Государственная программа включает в себя три подпрограммы - Формирование опорных зон развития и обеспечение их функционирования, создание условий для ускоренного социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации; Развитие Северного морского пути и обеспечение судоходства в Арктике; Создание оборудования и технологий нефтегазового и промышленного машиностроения, необходимых для освоения минерально-сырьевых ресурсов Арктической зоны Российской Федерации. В первой подпрограмме в качестве цели определено создание условий для повышения качества жизни и защищенности населения на территории Арктической зоны, в качестве задач - повышение уровня безопасности и защиты населения от чрезвычайных ситуаций; обеспечение безопасности зданий и сооружений в районах опасных геокриологических процессов опорных зон развития Арктической зоны [7]. Вторая подпрограмма содержит задачи: обеспечение национального суверенитета в части обеспечения безопасности внутрирос-сийских и международных транспортных перевозок в Арктической зоне; повышение уровня гидрометеорологической безопасности, защищенности жизненно важных объектов и населения от опасных природных явлений, негативных последствий изменения климата в Арктической зоне; подготовка прогноза состояния защитных барьеров затопленных ядерно- и радиационно опасных

объектов и оценка их воздействия на окружающую среду и население региона в долгосрочной перспективе с учетом планируемой хозяйственной деятельности в Арктике [8].

Ожидаемыми результатами реализации подпрограммы в сфере национальной безопасности являются: обеспечение безопасности высокоинтенсивных транспортных перевозок в Арктической зоне; создание радиоэлектронного оборудования для обеспечения комплексной безопасности и защиты территорий, населения и критически важных объектов Арктической зоны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе при разработке и реализации проектов в области изучения и освоения арктического континентального шельфа и прибрежной зоны, иных крупных инфраструктурных; создание радиоэлектронного оборудования для освоения месторождений углеводородов на континентальном шельфе Российской Федерации, включая морскую геологоразведку, использование волоконно-оптических и спутниковых систем связи и мониторинга, системы подвижной радиотелефонной связи и беспроводного доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», средств обеспечения гидрометеорологической и экологической безопасности; создание радиоэлектронного оборудования для системы комплексной безопасности арктического судоходства, управления транспортными потоками в районах интенсивного движения судов, включая навигационно-гидрографическое, гидрометеорологическое, ледокольное и иные виды обеспечения; создание радиоэлектронного оборудования для мониторинга геофизической обстановки в Арктической зоне с целью минимизации воздействия экстремальных геофизических процессов естественного и искусственного происхождения на среду обитания человека, включая системы связи и навигации, транспортную и энергетическую инфраструктуру, обеспечение функционирования Северного морского пути и безопасности транзитных и трансполярных воздушных маршрутов в Арктике; подготовка прогноза состояния защитных барьеров; повышение уровня защищенности населения и окружающей среды при проведении радиационно опасных работ [9].

Целью третьей подпрограммы является создание конкурентоспособных, стабильно и устойчиво развивающихся технико-технологических систем и оборудования для разведки, добычи и переработки полезных ископаемых в условиях Арктики, в том числе на арктическом шельфе, нацеленных на развитие рынков передовой, инновационной продукции, эффективно решающей проблемы энергетической и экономической безопасности, для обеспечения технологической независимости Российской Федерации. Для обеспечения защиты граждан, находящихся на территории Арктической зоны, предполагается размещение арктических комплексных аварийно-спасательных центров Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, оснащенных всем необходимым для осуществления деятельности в условиях чрезвычайных ситуаций в Арктической зоне.

Литература

1. Воронцов С.А. О характере угроз национальной безопасности России // Наука и образование: хозяйство

и экономика; предпринимательство; право и управление. 2016.№ 3 (70). С. 92 - 95.

2. Новожилов В.Ф., Цыплаков А.Ю. К проблеме политического инструментария снижения геополитической рискогенности арктического региона // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2019. № 7 (110). С. 139 - 142.

3. Егоров И. Защитим путь и шельф // Российская газета. Арктика. 2019. 9 апреля.

4. Березина Е. Баренцев регион заживет по единым экостандартам // Российская газета. 2019. 11 апреля.

5. Широкорад А.Б. Арктика и северный морской путь: безопасность и богатство России М.: Вече, 2017. 412 с.

6. Воронцов С.А., Понеделков А.В. О совершенствовании государственной политики в сфере обеспечения

национальной безопасности // Власть. 2016. Т. 24. № 2. С. 126 - 132.

7. Воронцов С.А., Понеделков А.В., Нувахов Т.А. Экологическая безопасность как составная часть национальной безопасности России: проблемы и направления их разрешения / / Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2017. № 3 (82). С. 134 - 137.

8. Загорский А.В. Нестратегические вопросы безопасности и сотрудничества в Арктике: [монография]. -

М.: ИМЭМО РАН, 2016. 103 с.

9. Талалаева Г.В. Безопасность жизнедеятельности в условиях промышленной Арктики: монография. -Иваново: Науч. мир, 2017. 122 с.

Averin Alexandr Nikolaevich, Doctor of Phylosophy Science, Professor, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Institute of Law and National Security (82, pr. Vernadskogo, Moscow, 119571, Russian Federation). E-mail: [email protected]

Ponedelkov Alexandr Vasilievich, Doctor of Political Science, Professor, Head of Cathedra of Politology and Eth-nopolitics, South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: [email protected]

Lyakhov Viktor Pavlovich, Doctor of Political Science, Professor of Cathedra of Politology and Ethnopolitics, South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation) E-mail: [email protected] Novozhilov Viktor Feodosyevich, Postgraduate of Cathedra of Politology and Ethnopolitics; South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: [email protected] NATIONAL SECURITY PRIORITIES IN THE STATE POLICY OF DEVELOPMENT OF ARCTIC ZONE OF RUSSIAN FEDERATION Abstract

The authors examine in the article the specifics of state policy of provision of military and environmental security in the Russian Arctic zone. The systematization of tools of strengthening of security was done, the complex of activities aimed at enhancement of national security as a whole was offered.

Keywords: Arctic zone, public policy, military safety, homeland security, environmental safety, strategy, administrative-territorial educations, sustainable social and economic development, military-political situation.

References

1. Voroncov S.A. O haraktere ugroz nacional'noj bezopasnosti Rossii // Nauka i obrazovanie: hozyajstvo i ekonomika; predprinimatel'stvo; pravo i upravlenie. 2016.№ 3 (70). P. 92 - 95.

2. Novozhilov V.F., Cyplakov A.YU. K probleme politicheskogo instrumentariya snizheniya geopoliticheskoj riskogennosti arkticheskogo regiona // Nauka i obrazovanie: hozyajstvo i ekonomika; predprinimatel'stvo; pravo i upravlenie. 2019. № 7 (110). P. 139 - 142.

3. Egorov I. Zashchitim put' i shel'f // Rossijskaya gazeta. Arktika. 2019. 9 aprelya.

4. Berezina E. Barencev region zazhivet po edinym ekostandartam / / Rossijskaya gazeta. 2019. 11 aprelya.

5. SHirokorad A.B. Arktika i severnyj morskoj put': bezopasnost' i bogatstvo Rossii M.: Veche, 2017. 412 p.

6. Voroncov S.A., Ponedelkov A.V. O sovershenstvovanii gosudarstvennoj politiki v sfere obespecheniya nacion-

al'noj bezopasnosti // Vlast'. 2016. T. 24. № 2. P. 126 - 132.

7. Voroncov S.A., Ponedelkov A.V., Nuvahov T.A. Ekologicheskaya bezopasnost' kak sostavnaya chast' nacional'noj bezopasnosti Rossii: problemy i napravleniya ih razresheniya // Nauka i obrazovanie: hozyajstvo i ekonomika; predprinimatel'stvo; pravo i upravlenie. 2017. № 3 (82). P. 134 - 137.

8. Zagorskij A.V. Nestrategicheskie voprosy bezopasnosti i sotrudnichestva v Arktike: [monografiya]. - M.: IMEMO RAN, 2016. 103 s.

9. Talalaeva G.V. Bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti v usloviyah promyshlennoj Arktiki: monografiya. - Ivanovo:

Nauch. mir, 2017. 122 s.

УДК 327 DOI: 10.22394/2079-1690-2019-1-3-206-211

ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРО С ТРАНСТВА НАЦИОНАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВ КАК ФАКТОР ГЛОБАЛЬНОЙ И СТРАТЕГИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ В МИРЕ

Макаров аспирант кафедры государственного управления и национальной

Алексей безопасности, Факультет национальной безопасности, Институт права

Владимирович и национальной безопасности, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (119571, Россия, г. Москва, пр. Вернадского, 82, стр. 1). E-mail: [email protected]

Аннотация

Статья посвящена исследованию актуальных проблем, связанных с ролью образовательного пространства национальных государств в обеспечении глобальной и стратегической стабильности в мире. Отдельное внимание уделено способностям национального образовательного пространства, благодаря интеграции на глобальный уровень, нивелировать технологические пробелы и цифровые разрывы между развитыми и развивающимися государствами. Также рассмотрено влияние международных обменов и мобильности научного сообщества на создание новых знаний, человеческого капитала, технологических инноваций. Кроме того, установлено, что интернационализация знаний позволяет создавать добавленную стоимость благодаря распространению компетенций и способностей к их абсорбции.

Ключевые слова: образовательное пространство, глобализация, геополитика, знания, экономика, стабильность, мобильность, инновации, компетенции, наука.

За последние десятилетия на международном уровне активно происходят различного рода трансформации, поэтому правительства большинства стран мира уделяют значительное внимание развитию национальной системы образования, прежде всего, с учетом влияния тенденций интеграции и глобализации [1]. Глобализацию рассматривают как стандартизацию, экономическую интеграцию и кросс-культурное взаимодействие в отличие от интернационализации, которую

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.