_ЩГ Л At Er It Ï С А /ь tjâsi .iw'-ißi** из* * Aj.iVf.vj им-»-- > 'JW-f.-.-шЛ Jrf."U..r
N. Г 'пей/ IbWÄjrrtÄl ЧУЛ '
ФВДГГ E
J /$аГ ^
ЛАМАШЕВА
Юлия Александровна
Кандидат политических наук, доцент Высшей школы международных исследований и дипломатии
Тихоокеанский
государственный
университет,
ул. Тихоокеанская, 136,
Хабаровск, Россия, 680035
LAMASHEVA Yuliya Alexandrovna
Candidate of sciences (politics), assistant professor at the Higher School of International Research and Diplomacy
Pacific National University, 136, Tikhookeanskaya Street, Khabarovsk, Russia, 680035
СТАТЬИ, ОБЗОРЫ, ЭССЕ *
УДК 316.4.06
ПРИОРИТЕТЫ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ ЯПОНИИ (НА ПРИМЕРЕ ПРЕФЕКТУРЫ АОМОРИ)
Предметом исследования являются приоритеты интернационализации региональных университетов префектуры Аомори (Япония). Цель - выделить различия в подходах в зависимости от специализации города расположения и формы собственности университета. Основной метод - сравнительный анализ данных официальных сайтов трёх ведущих университетов префектуры. Показано, что государственный вуз в культурно-историческом центре ориентируется на образовательные обмены гуманитарного профиля; частный вуз в промышленном центре отдаёт приоритет международной научной деятельности в сфере технических наук; муниципальный вуз в административном центре занимается привлечением исследователей и представителей сферы искусств.
Региональные Аомори, Япония
■ ■ ■
вузы, интернационализация, префектура
PRIORITIES FOR THE INTERNATIONALIZATION OF REGIONAL UNIVERSITIES IN JAPAN (ON THE EXAMPLE OF THE AOMORI PREFECTURE)
The subject of the research is internationalization priorities of regional universities in Aomori Prefecture (Japan). The purpose is to point to the differences in approaches depending on specialization of base city and university ownership. The main method is comparative analysis of data from official webpages of three major universities in Aomori Prefecture. As a result, state university in cultural and historical city leans towards educational exchanges in humanities; private university in industrial city gives priority to international collaboration in technical sciences; and municipal university in administrative city attracts researchers and representatives of arts.
Regional universities, internationalization, Aomori Prefecture,
© Ламашева Ю.А., 2021
Japan
f
1 -
I 0P 11
Яг
J&bm «JUSVinun
IL,
К Г
V s
—
та?**
or
ml
b-
ste' t n ,. .. ill I * M-g- * ^ f
Г 1ЕИ ). il
А М F, В I С Л 'а. ^: ■■ ■ ' * 'i-j-i-'*
^ ri.^ri.' Л.-.'.: , г'..?
" -1 ■ -i .r J- J-
шч
Введение
Развитие интернационализации региональных вузов как в России, так и за рубежом сталкивается с рядом проблем. Во-первых, стремление выбрать для заключения соглашений вузы верхних строчек различных рейтингов может лишить региональные вузы шансов на потенциально взаимовыгодные связи с региональными вузами другой страны, не попавшими в топ рейтингов. К региональным, по сложившейся классификации, относится большинство российских вузов, исключая Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, федеральные и национально-исследовательские университеты [7]. Эта ситуация является отражением региональной дифференциации в целом. По данным Счётной палаты РФ, региональные вузы имеют ограниченные возможности для формирования такого человеческого капитала, который мог бы в будущем перезапустить региональную экономику1. Как отмечает С. Фролов, «региональным вузам, в отличие от крупных федеральных или научно-исследовательских университетов, а также от имеющих общественное признание столичных вузов, получающих определённую государственную поддержку, гораздо сложнее соответствовать требованиям и критериям лучших мировых практик, ввиду меньшего количества материальных и человеческих ресурсов, отсутствия широкой известности, невысокого уровня ресурсной поддержки со стороны федеральной власти, преимущественной ориентации на интересы региона» [10, с. 103].
Во-вторых, пандемия новой коронавирусной инфекции обострила проблему поддержания международных связей, которую частично удалось решить с помощью информационных технологий. Однако по результатам одного из исследований 2020 г., пандемия отразилась на международной студенческой мобильности (в 89% случаев) и на принятии решения зарубежными студентами прервать обучение (в 39% случаев). В сфере научного сотрудничества последствия пандемии выразились в отмене международных поездок (в 83% вузов), отмене или переносе научных конференций (в 81% вузов) [4].
Существует ещё одна причина, по которой ранее заключённые соглашения остаются без реализации. Это различия в понимании сущности и приоритетов международных связей, основанные на национальном менталитете. Например, при формировании международных и национальных рейтингов, на основе которых выбираются вузы-партнёры, используются различные показатели. Так, в Рейтинге лучших вузов России (RAEX-100)2 учитывается показатель «международная интеграция», складывающийся из оценки образовательного направления международной деятельности вуза. В одном из зарубежных рейтингов - «Самые интернациональные университеты мира»3 - международное научное сотрудничество является ключевым фактором.
Сложности в определении приоритетов добавляет и понимание интернационализации применительно к системе высшего образования. Так, О. Бакуменко полагает, что университеты вовлечены в три типа интернационализации: внутреннюю («домашнюю»), внешнюю (международное сотрудничество) и электронную (позиционирование и коммуникации в зарубежном интернет-пространстве) [1]. Существуют университеты, для которых международное сотрудничество (то есть подписание соглашений, образовательные обмены и совместные научные исследования) приравнивается к интернационализации, но также есть и вузы, для которых внешнее сотрудничество менее выгодно, чем внутренняя интернационализация (например, за-
1 Счётная палата публикует отчёт по итогам проверки вузов. URL: https://ach.gov.ru/checks/schetnaya-palata-publikuet-otchet-po-itogam-proverki-vuzov (дата обращения: 20.07.2021).
2 Рейтинг лучших вузов России RAEX-100, 2021 год. URL: https://raex-a.ru/rankings/vuz/vuz_best_2021 (дата обращения: 20.07.2021).
3 Семь вузов России вошли в престижный международный рейтинг. URL: https://iz.ru/1117861/2021-01-29/sem-vuzov-rossii-voshli-v-prestizhnyi-mezhdunarodnyi-reiting (дата обращения: 20.07.2021).
нятия по межкультурной коммуникации) или электронная интернационализация (например, перевод сайта университета на английский язык).
Что касается вузов Японии, то на государственном уровне в качестве приоритета интернационализации ряд экспертов выделяют развитие межкультурного взаимопонимания, в основном за счёт развития студенческой мобильности [2; 5; 8; 9]. Важной целью интернационализации считается также повышение конкурентоспособности японского образования в мире, то есть достижение верхних позиций в рейтингах через развитие научного сотрудничества [3; 6].
В то же время цели интернационализации, выделяемые российскими экспертами, характеризуют в первую очередь традиционно изучаемые ведущие вузы Японии. Для региональных вузов цели и возможности интернационализации выглядят несколько иначе. Не только показатели рейтингов обусловливают приоритеты вузов в международной деятельности. Это может быть и форма собственности, определяющая источники финансирования, и особенности экономики региона, в котором находится вуз, и ряд других факторов.
Префектура Аомори находится на севере экономического района Тохоку (Северо-Восток Японии), известного своей специализацией в области сельского, лесного и водного хозяйства. Общим направлением развития Тохоку, пострадавшего от природной и техногенной катастрофы в 2011 г., является социально-экономическое восстановление. В экономике Японии префектура Аомори выделяется объёмами производства яблок, ямса и чеснока. В промышленности наибольшую долю занимает цветная металлургия (19,9%), за ней следуют пищевая, сталелитейная, целлюлозно-бумажная, электронная отрасли. В совокупности эти пять отраслей создают 62,7% общего объёма промышленного производства1. Развит преимущественно внутренний туризм.
«Треугольник» городов - Хиросаки - Аомори - Хатинохэ - является основой развития префектуры Аомори. Хиросаки - исторический и культурный центр префектуры (численность населения - 170 тыс. человек). Аомори - современный административный центр, ориентированный на связи внутри Японии (численность населения - примерно 280 тыс. человек). Хатинохэ - промышленный центр, ориентированный на внешнеэкономические связи (численность населения - 220 тыс. человек).
Все девять высших учебных заведений префектуры расположены в вышеперечисленных городах. Мы ограничимся рассмотрением приоритетов интернационализации трёх высших учебных заведений: Университета Хиросаки (государственный университет, г. Хиросаки), Общественного университета Аомори (муниципальный университет, г. Аомори) и Технологического института Хатинохэ (частный университет, г. Хатинохэ). Все три вуза подчиняются единому законодательству Японии в сфере общего и высшего образования.
Цель исследования - выделить различия в приоритетах интернационализации региональных университетов префектуры Аомори в зависимости от специализации города расположения и формы собственности.
Основной метод - сравнительный анализ данных официальных сайтов вузов.
Университет Хиросаки (Hirosaki University)
Университет Хиросаки, основанный в 1949 г. в результате реформы образовательной системы в послевоенной Японии, является крупнейшим университетом префектуры (около 2 тыс. сотрудников, в том числе 900 преподавателей; 6 тыс. студентов бакалавриата, 900 сту-
1 Промышленность префектуры Аомори. URL: https://www.pref.aomori.lg.jp/foreigners/russian_industries.html (дата обращения: 20.07.2021).
дентов магистратуры). Основные направления подготовки - социальные и гуманитарные науки, педагогика, медицина, технические науки, сельское хозяйство и науки о жизни1. Финансирование научной деятельности Университета Хиросаки основано на государственных субсидиях и грантах. В то же время, как и во всех университетах Японии, важным источником финансирования является плата за обучение. Университет Хиросаки является самым популярным в префектуре Аомори не только из-за широких возможностей выбора специальности, но и благодаря высоким показателям трудоустройства выпускников по программам бакалавриата2.
Университет Хиросаки видит свою миссию в передаче и применении достижений науки на региональном уровне, в развитии определённых научных областей (возобновляемые источники энергии, экология, радиационная медицина, продовольственная безопасность), а также в воспитании проактивных членов общества. Девиз Университета Хиросаки - «Общение со всем миром, творчество с местным сообществом»3. Развитие международных связей рассматривается как один из приоритетов деятельности вуза. Основная цель интернационализации - внесение вклада в развитие культурного взаимопонимания с учётом специфики местного сообщества.
Специфика сообщества заключается, во-первых, в том, что, как уже отмечалось выше, направлением развития префектуры Аомори является социально-экономическое восстановление после катастрофы в 2011 г. Во-вторых, г. Хиросаки - это исторический центр района Цугару (западная часть префектуры Аомори), известного в Японии выраженной региональной идентичностью. Именно в Университете Хиросаки было создано направление социально-гуманитарных исследований под общим названием «Регионоведение Цугару».
С точки зрения международных связей Университет Хиросаки стремится поддерживать широкий спектр отношений как в географическом плане, так и в плане направлений обучения. Соглашения о сотрудничестве охватывают 11 вузов в КНР, пять - на Тайване, по четыре - в США и Республике Корея, по три - в Канаде, Таиланде и РФ, по два - в Республиках Индонезия и Узбекистан, Новой Зеландии, Румынии и Италии, и по одному - в Малайзии, Вьетнаме, Туркменистане, Республиках Ирландия и Чили, Мексике, Венгрии, Франции, Германии, Алжире. Кроме соглашений, касающихся всего Университета Хиросаки, есть и соглашения о сотрудничестве отдельных факультетов. Так, факультеты социальных и гуманитарных наук сотрудничают с вузом Финляндии; педагогический факультет - с университетом США; медицинский факультет - с университетами США, Ямайки, Республики Словения, КНР, Тайваня, Швеции; факультет сельского хозяйства и наук о жизни - с вузами РФ, КНР, Тайваня, Республики Корея, Таиланда, Индии и Бангладеш.
Такое количество заключённых соглашений объясняется, во-первых, стандартной политикой государственного университета, и во-вторых, несложной процедурой принятия решений. Для заключения соглашения на уровне вуза необходимо выполнить три условия: 1) иметь историю взаимодействия разных факультетов с зарубежным вузом; 2) фактически осуществлять студенческие обмены; 3) иметь предварительную договорённость с зарубежным вузом о возможности заключения соглашения. Предложение о заключении соглашения может выдвинуть любой факультет, далее оно рассматривается в четырёх различных комитетах. Если какое-то условие не выполняется, соглашение может быть заключено на уровне факультетов.
1 Number of students of the 2019 fiscal year. URL: https://www.hirosaki-u.ac.jp/en/statistic/number.html (дата обращения: 20.07.2021).
2 Number of employed of the 2018 fiscal year. URL: https://www.hirosaki-u.ac.jp/en/statistic/placements.html (дата обращения: 20.07.2021).
3 Hirosaki University Overview. 2020. URL: https://www.hirosaki-u.ac.jp/en/wp-content/uploads/2019/05/2020_ overview.pdf (дата обращения: 20.07.2021).
А М F, В I С Л 'а. ^: ■■ ■ ' • 'i-j-i-'*
г!*-*«-' I
■ - i ■ -i .r J- J-
ШЧ
Кроме того, Университет Хиросаки открыл два зарубежных представительства: в Таиланде (на территории факультета гуманитарных наук и социологии Университета Кхон Каен (Khon Kaen University) - с декабря 2012 г. и в КНР (на территории Университета Яньбянь (Yanbian University) - с октября 2013 г.1
Основное направление международной деятельности Университета Хиросаки - студенческие обмены. Университет направляет японских студентов за рубеж по двум видам программ: долгосрочные (семестр или год обучения в вузе-партнёре) и краткосрочные (от одной до шести недель обучения). Почти половина японских студентов (примерно 35 человек из 70 в год) направляется в Новую Зеландию. Информация о процессе подачи заявок на стажировки и о возможности получения стипендий для зарубежных программ предоставляется Отделом международных связей в брошюрах на сайте Университета Хиросаки и обновляется ежегодно. Японским студентам рекомендуется до выезда за рубеж пообщаться с иностранными студентами в г. Хиросаки, в частности, поучаствовать в тьюторской программе. Тьютор - это японский студент, который помогает иностранному студенту адаптироваться в Японии, изучать японский язык, понимать японскую культуру, готовиться к экзаменам и оформлять научные работы по требованиям Университета. В брошюре 2021 г. сообщается также о том, что с 2020 г. существуют онлайн-школы2.
Университет Хиросаки принимает иностранных студентов не только из вузов-партнёров. Как и в большинстве университетов Японии, часть студентов распределяется по государственным стипендиальным программам (5-6 человек - по программам бакалавриата, 910 человек - по программам магистратуры), есть и студенты, которые самостоятельно оплачивают обучение, не являясь при этом студентами вузов других стран (таковых примерно 170180 человек). В период с 2013 г. до начала пандемии новой коронавирусной инфекции в Университете Хиросаки в среднем обучалось 200 иностранных студентов. Подавляющее большинство студентов являются гражданами КНР. Они же определяют и самое популярное направление - социальные и гуманитарные науки. Максимальное количество иностранных студентов -226 человек - обучалось в Университете Хиросаки в октябре 2019 г. По состоянию на май 2021 г. осталось 152 человека3.
В Университете Хиросаки действует Организация поддержки иностранных студентов, входящая в Ассоциацию организаций поддержки иностранных студентов в Аомори4. Ассоциация публикует информационный бюллетень, в котором в основном содержится информация о событиях с участием иностранных студентов. В 2019 г. было принято решение об анкетировании с целью составления портрета иностранного студента, понимания проблем его адаптации в префектуре. В период с 22 января по 2 марта 2020 г. методом электронного анкетирования было опрошено 115 иностранных студентов префектуры. Выяснилось, что иностранные студенты готовы участвовать в региональных обменах и культурных мероприятиях в префектуре, а также делиться своим мнением по теме развития въездного туризма5.
С августа 2020 г. международные обмены в Университете Хиросаки стали проводиться в онлайн-формате. Так, в августе 2020 г. 15 человек участвовали в программе обменов с канад-
1 Kokusai kouryuu kyoutei (Соглашения о международных связях). URL: https://www.kokusai.hirosaki-u.ac.jp/ about_ich/ai_page5/ (дата обращения: 20.07.2021). (на яп. яз.)
2 Ryuugaku eno nagare (Порядок оформления международной стажировки). URL: https://www.kokusai.hirosaki-u. ac.jp/studyabroad01/sa01_page1/ (дата обращения: 20.07.2021). (на яп. яз.)
3 Kiso deeta (Основные данные). URL: https://www.kokusai.hirosaki-u.ac.jp/about_ich/ai_page9/ (дата обращения: 20.07.2021). (на яп. яз.)
4 Kaigai kyoten (Зарубежные филиалы). URL: https://www.kokusai.hirosaki-u.ac.jp/about_ich/ai_page7/ (дата обращения: 20.07.2021). (на яп. яз.)
5 Aomoriken ryuugakusei kouryuu suishin kyougikai (Ассоциация организаций поддержки иностранных студентов в Аомори). URL: https://www.kokusai.hirosaki-u.ac.jp/about_ich/ai_page10/ (дата обращения: 20.07.2021). (на яп. яз.)
А М F, В I С Л 'а . d *
^ ri.^ri.' Л.-.'.: , г'..?
■ -1 ■ -i .r J- J-
ШЧ
ским университетом, в августе - сентябре и затем в декабре 2020 г. проводилась виртуальная программа обменов с университетом Таиланда (14 и 10 человек соответственно), в январе -феврале 2021 г. - с университетом Республики Корея (7 человек). Краткосрочная онлайн-про-грамма для Университета Кайнань (Kainan University) (Тайвань) проходила в декабре 2020 г. Программа состояла из уроков японского языка и японской культуры1. «Зимняя школа Университета Хиросаки 2021» проводилась с 13 января по 12 февраля 2021 г. Это была онлайн-программа по запросу, состоящая из уроков японского языка и японской культуры, которые студенты университетов-партнёров изучали в удобное для них время. Участвовали 12 студентов из девяти различных университетов-партнёров2. С 1 июня по 30 июля 2021 г. аналогичным образом для 20 студентов из вузов-партнёров проводилась «Летняя школа Университета Хиросаки 2021». Программа состояла из трёх дисциплин: японский язык, история японской культуры, современная японская культура. Была записана серия виртуальных экскурсий, характеризующих региональную культуру префектуры Аомори3.
Что касается международного сотрудничества в научной сфере, из четырёх долгосрочных научных проектов Университета Хиросаки (по состоянию на 2020 г.) лишь один подразумевает международные связи - «Объяснение последствий воздействия на человека низкоинтенсивной длительной радиации с помощью глобальной сети» (The Elucidation of the Human Effects of Low-Dose Chronic Radiation Exposure Utilizing a Global Network). Проект предполагает получение и сопоставление данных о здоровье населения, проживающего в зоне естественно повышенной радиации на о. Сулавеси (Республика Индонезия), в провинции Чиангмай (Таиланд) с высокой заболеваемостью раком лёгких, а также в Республиках Камерун и Кения. Целью проекта является выявление способов защиты здоровья населения, проживающего на радиоактивных территориях. Финансирование полностью обеспечивается японской стороной, основной источник - средства Фонда институциональных исследований Университета Хиросаки4.
Таким образом, международные связи Университета Хиросаки во многом определяются его имиджем государственного вуза. Имеется большое количество соглашений о сотрудничестве. Есть специальная структура для работы с иностранными студентами и консультирования японских студентов, желающих выехать на учёбу за границу. В период пандемии появились онлайн-курсы, что привело к открытию канала5 для размещения видеозаписей. Однако в сфере международного научного сотрудничества государственный вуз не слишком активен.
Технологический институт Хатинохэ (Hachinohe Institute of Technology)
Технологический институт Хатинохэ (далее - Институт), расположенный в промышленном центре префектуры Аомори - г. Хатинохэ, - был основан в 1972 г. Численность студентов составляет менее 1 200 человек, на них приходится примерно 200 человек персонала, из которых 70 - преподаватели. Институт предлагает не только программы бакалавриата, но и
1 Short-Term Online Program for Kainan University in Taiwan Was Held. URL: https://www.kokusai.hirosaki-u.ac.jp/ en/2021/01/14/short-term-online-program-for-kainan-university-in-taiwan-was-held/ (дата обращения: 20.07.2021).
2 Hirosaki University Winter Program 2021 Was Held Online. URL: http://www.kokusai.hirosaki-u.ac.jp/en/2021/03/29/ hirosaki-university-winter-program-2021-was-held-online/ (дата обращения: 20.07.2021).
3 Hirosaki University Summer Program 2021. URL: https://www.hirosaki-u.ac.jp/en/wp-content/uploads/2021/04/01_ Summer-Program-Leaflet-2021.pdf (дата обращения: 20.07.2021).
4 Hirosaki University Research Highlights. 2019. URL: https://www.hirosaki-u.ac.jp/en/wp-content/ uploads/2019/05/2019_research.pdf (дата обращения: 20.07.2021).
5 Hirosaki daigaku kokusai renkei honbu (Главный офис Отдела международных связей). URL: https://www.youtube. com/channel/UCPCh3lJWw5TfN8Gj03pYFmQ (дата обращения: 20.07.2021). (на яп. яз).
A M F, В Ï С Л 'а. ^: ■■ ■ -—' •
г!*-*«-' I
■ - ï ■ -i .r J- J-
ШЧ
пмт
магистратуры, и докторантуры. Девиз Института - «Инженерия, дизайн, регион»1. Первые два слова обозначают два факультета (инженерии и дизайна), «регион» же подчёркивает важность региональной идентичности. Отдельной структуры по управлению международной деятельностью нет, для подготовки отчётов формируется так называемая Рабочая группа по интернационализации.
Институт декларирует в качестве приоритета приём иностранных студентов, однако, по состоянию на 1 сентября 2018 г. в магистратуре обучался 1 студент из КНР, в бакалавриате -1 студент c Тайваня. С 2017 г. Институт проводит языковые стажировки продолжительностью до одного месяца в Международной языковой академии (International Language Academy of Canada) (Канада).
Соглашения о сотрудничестве заключены с Шэньянским университетом технологий (Shenyang University of Technology) и Синьцзянским университетом (Xinjiang University) (КНР), Евразийским национальным университетом им. Л.Н. Гумилёва и Казахской головной архитектурно-строительной академией (Республика Казахстан), Тихоокеанским государственным университетом2 (РФ). По данным Института, эти соглашения использовались в основном для выезда преподавателей и студентов на конференции3. Конференции проводились и в других странах (2018 г. - в США, Республиках Корея, Сингапур и Филиппины; на Тайване; 2019 г. - в США, Республиках Индонезия и Филиппины, Малайзии, Мьянме, Таиланде, Румынии, Испании, Чешской Республике, Великобритании; на Тайване)4. Выбор стран определялся интересами отдельных преподавателей. Поскольку координирующей структуры по управлению международными связями нет, фактически они являются инициативой отдельных учёных.
Имеет смысл остановиться на проблеме окупаемости научного сотрудничества, поскольку для частного вуза это крайне важно. Институт предлагает три формата сотрудничества. Исследования по контракту предполагают выполнение всех видов работ в соответствии с заказом клиента, в роли которого, как правило, выступают промышленные предприятия. Совместные исследования проводятся при координации деятельности с другими исследовательскими организациями, и в этом случае Институт получает оплату за выполненные работы. Добровольные пожертвования - это часть членских взносов общественных организаций делового профиля, ежегодно перечисляемая на расчётные счета вузов соответствующей спе-циализации5. Стоит упомянуть о том, что все вузы Японии могут претендовать на исследовательские гранты за счёт средств госбюджета, и Институт также является получателем таких грантов (табл. 1).
1 About HIT. Hachinohe Institute of Technology. URL: https://www.hi-tech.ac.jp/english/about-hit (дата обращения: 20.07.2021).
2 Крупнейший вуз Хабаровского края подписал соглашение о сотрудничестве в области обмена преподавателями, студентами и аспирантами, а также в области проведения исследований. Источник: Реестр соглашений ТОГУ с зарубежными партнёрами. URL: https://pnu.edu.ru/ru/ic/agreements/ (дата обращения: 20.07.2021).
3 Hatinohe kougyou daigaku rokusai kouryuu shyoukai sono 1 (Отчёт о развитии международных связей Технологического института Хатинохэ, часть 1). URL: https://www.hi-tech.ac.jp/ap/top/info/2018.10.9S^^^^^y—7 Uyhifàl .pdf; Hatinohe kougyou daigaku rokusai kouryuu shyoukai sono 2 (Отчёт о развитии международных связей Технологического института Хатинохэ, часть 2). URL: https://www.hi-tech.ac.jp/ap/top/info/2018.10.9S
.pdf (дата обращения: 20.07.2021). (на яп. яз.)
4 Hatinohe kougyou daigaku youran (Отчёт Технологического института Хатинохэ). URL: https://www.hi-tech.ac.jp/ wp-content/uploads/2020/07/HIT-Guide2020.pdf#page=72 (дата обращения: 20.07.2021). (на яп. яз.)
5 Kyoudou kenkyuu, jyutaku kenkyuu, shyougaku kifukin nit suite (О совместных исследованиях, исследованиях по контракту и пожертвованиях на исследования). URL: https://www.hi-tech.ac.jp/study/kyoudou/ (дата обращения: 20.07.2021). (на яп. яз.)
Структура источников финансирования научной деятельности Технологического института Хатинохэ
Таблица 1
Источник финансирования 2018 2019 2020
тыс. иен % к итогу тыс. иен % к итогу тыс. иен % к итогу
Государственный бюджет 27 423 33,5 18 479 23,2 15 730 21,8
Контракты 26 463 32,3 40 318 50,6 40 592 56,3
Совместные исследования 3 300 4,0 2 967 3,7 2 000 2,8
Пожертвования 24 625 30,1 17 878 22,4 13 782 19,1
Источник: составлено по: Kenkyuu gyouseki (Данные о финансировании исследований). URL: https://www.hi-tech. ac.jp/study/kenkyu/ (дата обращения: 20.07.2021). (на яп. яз.)
Таким образом, в условиях нестабильности государственного финансирования основным направлением развития исследований становится выполнение научно-исследовательских работ по заказам промышленных предприятий. Международное сотрудничество в научной сфере для частного вуза также должно в первую очередь приносить прибыль.
Деятельностью по интернационализации Институт считает также проведение межкультурных обменов с американскими школьниками, обучающимися в школе военной базы США в г. Мисава (Misawa Air Base).
В числе инструментов популяризации вуза - открытые лекции, однако, тема только одной из десяти лекций, заявленных на май - июль 2021 г., связана с вопросом интернационализации («Возможности использования английского языка в настоящее время на севере Северо-Востока Японии»)1.
Таким образом, международные связи для Института - это в первую очередь попытки найти партнёров для проведения совместных научных исследований, приносящих прибыль, а также выгоду региональному сообществу. В условиях пандемии новой коронавирусной инфекции такой формат сохраняется без особых проблем, поскольку конференции переходят в онлайн.
Общественный университет Аомори (Aomori Public University)
Общественный университет Аомори (далее - Университет Аомори) основан в 1993 г. На единственном факультете экономики и управления по программам бакалавриата обучается примерно 1 300 студентов, ещё 10 - проходит обучение в магистратуре и докторантуре. В Университете Аомори заняты всего 40 преподавателей и 30 административных сотрудников. Наибольшее внимание в своей деятельности вуз уделяет региональному развитию в широком смысле2.
Университет Аомори не публикует информации о заключённых соглашениях с зарубежными вузами, однако реализует программы обменов. На долгосрочную программу стажировки в США отправляется 1 студент в год, в британский Стерлингский университет (University of Stirling) -
1 Koukai kouza (Открытые курсы). URL: https://www.hi-tech.ac.jp/study/kouza/ (дата обращения: 20.07.2021). (на яп. яз.)
2 Daigaku no kibo (Масштабы Университета). URL: https://www.nebuta.ac.jp/university-information/university-size (дата обращения: 20.07.2021). (на яп. яз.)
А М F, В I С Л 'а. ^: ■■ ■ -—' •
г!*-*«-' I
■ -1 ■ -i .r J- J-
ШЧ
2 студента, на краткосрочные стажировки в Новую Зеландию - от 6 до 11 человек. В 2020 г. все программы стажировок были прерваны. Отдела международных связей нет, информация о стажировках представляется на презентациях. Максимальное количество посетителей (45 человек) участвовали в презентации в 2016 г. В 2019 г. пришло 23 человека, а в 2020 г. - только 111.
Международные исследования в Университете Аомори можно косвенно проследить по отчётным данным о годовых неоплачиваемых отпусках (Sabbatical). Из четырёх преподавателей, взявших отпуск за последние четыре года, трое - указали его целью исследовательскую работу за рубежом. В период 2016-2018 гг. проводились краткосрочные стажировки для административного персонала в Новой Зеландии (3 человека). Ведётся учёт участия иностранных исследователей в конференциях, проводимых в вузе: за последние 5 лет максимальное количество участников - 7 человек (в 2018 г.), минимальное - 1 (в 2020 г., дистанционно)2.
На наш взгляд, наиболее интересной формой интернационализации в вузе является программа обмена «Художник в резиденции» (Artist in Residence). Программа призвана способствовать развитию исследовательской работы в современном искусстве, поддержке международного культурного обмена и сотрудничества. Она проводится на территории Международного центра искусств - Центра современного искусства Аомори (Aomori Contemporary Art Centre)3, который открылся в г. Аомори в 2001 г. За последние 5 лет в программе участвовали от 4 до 6 человек в год (в 2020 г., дистанционно)4.
В Международном центре искусств (далее - Центр) проводятся мероприятия для учеников начальной школы (1-6 классы в Японии. - Прим. авт.). В 2019 г. было проведено 33 лекции (с участием 1 509 школьников), в 2020 г. - 21 лекция (с участием 1 201 школьника).
Деятельность Центра является также источником финансирования деятельности вуза. В 2020 г. общий доход от деятельности Центра составил 36,7% от внешних источников финансирования Университета Аомори, и эта деятельность основана на привлечении иностранных деятелей искусств и культуры (табл. 2). В «допандемийном» 2019 г. Центр приносил вузу всего лишь 7,1% внешних доходов, в 2018 г. - 8,6%5.
С учётом сокращения объёмов финансирования, кроме поступлений, связанных с деятельностью Центра и сдачей его помещений в аренду, можно сделать вывод о финансовой значимости программы «Художник в резиденции» в новых условиях.
В 2020 г. набор участников программы проводился и в России (через Центр современного искусства «Заря»)6. Участвовать могли художники и исследователи-историки, социологи, географы, писатели, музыканты, филологи. Необходимо было сделать акцент на истории региона участника и её связи с локальными историями Аомори. В свою очередь, Центр выразил готовность возместить затраты участников на авиаперелёт в Аомори (до 150 тыс. иен), предо-
1 Ryuugaku seido (Система студенческих обменов). URL: https://www.nebuta.ac.jp/for-students-for-graduate/ overseas-exchange-study-system (дата обращения: 20.07.2021). (на яп. яз.)
2 Dai 2 ki tyuuki mokuhyou kikan (shyuuryouji) gyoumu jisseki houkojushyo (heisei 27 nendo - reiwa 2 nendo) (Отчёт о показателях управления за 2-й промежуточный целевой период (на конец периода), 2015-2020 гг.). URL: https://www.nebuta.ac.jp/wp-content/uploads/2021/06/478ceb17e0a40072e5f737d7995c8iDa.pdf (дата обращения: 20.07.2021). (на яп. яз.)
3 Aomori Contemporary Art Centre. About. URL: https://acac-aomori.jp/about/ (дата обращения: 20.07.2021).
4 Dai 2 ki tyuuki mokuhyou kikan (shyuuryouji) gyoumu jisseki houkojushyo (heisei 27 nendo - reiwa 2 nendo) (Отчёт о показателях управления за 2-й промежуточный целевой период (на конец периода), 2015-2020 гг.). URL: https://www.nebuta.ac.jp/wp-content/uploads/2021/06/478ceb17e0a40072e5f737d7995c8f0a.pdf (дата обращения: 20.07.2021). (на яп. яз.)
5 Там же.
6 Программа «Контактные зоны» / OPEN CALL / АРТ-РЕЗИДЕНЦИЯACAC (Япония). URL: http://zaryavladivostok. ru/ru/a-i-r_news/post/2446 (дата обращения: 20.07.2021).
ставить жильё, компенсировать расходы на проживание (4,4 тыс. иен в день) и реализацию проекта (до 80 тыс. иен), а также предоставить административную помощь на месте. Судя по данным о фактически проведённых мероприятиях, в 2020 г. резиденты Центра приезжали только из других регионов Японии. В 2021 г. был объявлен конкурс для набора 2-3 граждан Японии и 1 иностранного гражданина. Тема года - «Невидимые связи». Предусмотрено дистанционное участие для иностранцев с возмещением расходов, например, на транспортировку произведений искусства в г. Аомори1.
Таблица 2
Структура источников финансирования деятельности Общественного университета Аомори
Источник финансирования 2019 2020
тыс. иен % к итогу тыс. иен % к итогу
Государственные гранты 6 032 22,4 2 847 20,8
Гранты Ассоциации развития науки и искусств 9 232 34,2 2 009 14,7
Контракты 3 200 11,9 429 3,1
Мероприятия Международного центра искусств 1 600 5,9 4 042 29,5
Сдача помещений в аренду, в том числе: 6 909 25,6 4 356 31,8
помещений Международного центра искусств 303 1,1 975 7,1
Источник: составлено по: Dai 2 ki tyuuki mokuhyou kikan (shyuuryouji) gyoumu jisseki houkojushyo (heisei 27 nendo - reiwa 2 nendo) (Отчёт о показателях управления за 2-й промежуточный целевой период (на конец периода), 2015-2020 гг.). URL: https://www.nebuta.ac.jp/wp-content/uploads/2021/06/478ceb17e0a40072e5f737d7995c8f0a.pdf (дата обращения: 20.07.2021). (на яп. яз.)
Таким образом, для Университета Аомори основа международных связей - это приглашение деятелей и исследователей современного искусства из других стран для того, чтобы внести вклад в развитие местного сообщества.
Заключение
Проанализировав направления развития международного сотрудничества трёх ведущих университетов префектуры Аомори, можно сделать вывод о том, что их приоритеты различаются в зависимости от основных источников финансирования и специализации города расположения.
Государственный Университет Хиросаки стремится к широкой географии международных соглашений и концентрируется на образовательных обменах, привлекая при этом стипендиатов Правительства Японии. Его деятельность в значительной степени поддерживается государственным финансированием, выделяемым на основании системы показателей, в том
1 Aomori kouritsu daigaku kokusai geijyutsu sentaa aomori kokusai koubo (Международный открытый конкурс Международного центра искусств Аомори Общественного университета Аомори). URL: https://acac-aomori.jp/public/ air-2021-ja/ (дата обращения: 20.07.2021). (на яп. яз.)
числе по международной деятельности. Кроме того, г. Хиросаки считается культурно-историческим центром префектуры, и Университет Хиросаки - центром обучения социально-гуманитарным специальностям.
Частный Технологический институт Хатинохэ ориентируется на признание своих научных достижений, что необходимо для привлечения финансирования со стороны крупных японских компаний. Расположение в промышленном и торговом городе с крупным портовым хозяйством определяет специализацию Института в области инженерии и промышленного дизайна.
Общественный университет Аомори, финансируемый из местного бюджета, а также за счёт сотрудничества с местными предприятиями и организациями, ориентирован на такой формат интернационализации, который максимально отвечает потребностям местного сообщества - привлечение представителей современного искусства в г. Аомори.
Таким образом, проведённое исследование позволяет выделить следующие различия в подходах к интернационализации региональных университетов в зависимости от специализации города расположения и формы собственности: государственный вуз (расположенный в культурно-историческом центре) ориентируется на образовательные обмены гуманитарного профиля; частный вуз (расположенный в промышленном центре) отдаёт приоритет международной научной деятельности в сфере технических наук; муниципальный вуз (расположенный в административном центре) занимается привлечением в префектуру исследователей и представителей сферы искусств.
Список литературы
1. Бакуменко О. Нужна ли российским университетам электронная интернационализация научной деятельности? URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/nuzhna-li-rossiyskim-universitetam-elektronnaya-internatsionalizatsiya-nauchnoy-deyatelnosti/?sphrase_id=83184533 (дата обращения: 22.07.2021).
2. Дубровина О.В., Дубинина О.Ю. Основные направления культурной дипломатии современной Японии // Власть. 2019. Т. 27. № 4. С. 234-242.
3. Жилина Л.В. Японское университетское сообщество в международном окружении: манёвры или курс на снижение? // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2019. Т. 19. № 1. С. 119-129.
4. Карпинская Е. Дистант - временная мера или новые возможности для развития? URL: https:// russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/distant-vremennaya-mera-ili-novye-vozmozhnosti-dlya-razvitiya/ (дата обращения: 22.07.2021).
5. Королёв В.А., Кудрявцева С.С. «Мягкая сила» современной Японии: опыт и направления развития // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2014. Т. 9. № 2. С. 190-208.
6. Кречетников К.Г., Шойнхорова В.Р. Японский подход к интернационализации образования // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. 2015. № 23. С. 58-63.
7. Никонов Н.М., Никонова Е.Н. Региональный университет. О влиянии социально-экономического окружения и путях интернационализации обучения // Grand Altai Research and Education. 2018. Вып. 2. C.45-54.
8. Ременцова Н.А. Интернационализация образовательных услуг: тенденции и стратегии // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». 2020. № 4. С. 47-58.
9. Рязанцев С.В., Ростовская Т.К., РязанцевН.С. Японская модель привлечения иностранной молодёжи в систему высшего образования // Образование и наука. 2020. Т. 22. № 9. С. 148-173.
10. Фролов С.Ю. Региональные вузы: проблемы развития в условиях модернизации высшего образования // Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 9 (364). С. 103-107.
References
1. Bakumenko O. Do Russian Universities Need Online Internationalization of Research Activities? Available at: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/nuzhna-li-rossiyskim-universitetam-elektronnaya-internatsionalizatsiya-nauchnoy-deyatelnosti/?sphrase_id=83184533 (accessed 22 July 2021). (In Russian)
2. Dubrovina O.V., Dubinina O.Yu. Main Directions of Cultural Diplomacy in Modern Japan. Vlast' [Vlast'].
2019. Vol. 27. No. 4. Pp. 234-242. (In Russian)
3. Zhilina L.V. Japanese Universities' Community in International Environment: Maneuvers or Heading Down? Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Mezhdunarodnye otnosheniya = Vestnik RUDN. International Relations. 2019. Vol. 19. No. 1. Pp. 119-129. (In Russian)
4. Karpinskaja E. Does Distant Learning Mean Temporary Measures or New Development Possibilities? Available at: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/distant-vremennaya-mera-ili-novye-vozmozhnosti-dlya-razvitiya/ (accessed 22 July 2021). (In Russian)
5. Korolev V.A., Kudryavtseva S.S. «Soft Power» of Modern Japan: Practice and Developments. Vestnik mezhdunarodnykh organizatsiy: obrazovanie, nauka, novaya ekonomika = International Organizations Research Journal. 2014. Vol. 9. No. 2. Pp. 190-208. (In Russian)
6. Krechetnikov K.G., Shoinkhorova V.R. Japanese Approach to Education Internationalization.
Fundamental'nye i prikladnye issledovaniya: problemy i rezul'taty [Fundamental and Applied Research: Problems and Results]. 2015. No. 23. Pp. 58-63. (In Russian)
7. Nikonov N.M., Nikonova E.N. Regional University. On the Impact of the Social and Economic Environment and Ways of Education Internationalization. Grand Altai Research and Education. 2018. Issue 2. Pp. 45-54. (In Russian)
8. Rementsova N.A. Internationalization of Educational Services: Tendencies and Strategies. Vestnik RGGU. Seriya «Ekonomika. Upravlenie. Pravo» [RSUH / RGGU Bulletin. «Economics. Management. Law» Series].
2020. No. 4. Pp. 47-58. (In Russian)
9. Ryazantsev S.V., Rostovskaya T.K., Ryazantsev N.S. Japanese Model of Attracting Foreign Youth in the Higher Education System. Obrazovanie i nauka = The Education and Science Journal. 2020. Vol. 22. No. 9. Pp. 148-173. (In Russian)
10. Frolov S.Yu. Regional Universities: Problems of Development in Modernization of Higher Education. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. [Bulletin of Chelyabinsk State University]. 2015. No. 9 (364). Pp. 103-107. (In Russian)
■ ■ ■
Для цитирования:
Ламашева Ю.А. Приоритеты интернационализации региональных университетов Японии (на примере префектуры Аомори) // Регионалистика. 2021. Т. 8. № 4. С. 45-56. http://dx.doi. org/10.14530/reg.2021.4.45 For citing:
Lamasheva Yu.A. Priorities for the Internationalization of Regional Universities in Japan (On the Example of the Aomori Prefecture). Regionalistica [Regionalistics]. 2021. Vol. 8. No. 4. Pp. 45-56.
http://dx.doi.org/10.14530/reg.2021.4.45 (In Russian) ■ ■ ■