УДК 903.4(520)
Д.А. Иванова
Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Россия
ПОСЕЛЕНЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ СРЕДНЕГО ДЗЁ:МОНА РЕГИОНА ТОХОКУ: ОБЩИЕ ЧЕРТЫ, ЛОКАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ*
За последнее десятилетие в отечественный научный оборот активно вводятся данные по археологическим культурам Японского архипелага начиная с палеолита и до периода Кофун. Эти сведения касаются различных аспектов жизни местных племенных образований. В данном исследовании внимание уделено специфике внутреннего устройства поселенческих комплексов региона Тохоку на протяжении среднего периода эпохи дзё:мон. В статье представлены данные из археологических отчетов по наиболее показательным памятникам этого времени. Некоторые материалы памятников (Саннай Маруяма, Госёно) ранее публиковались в отечественных периодических изданиях, однако подавляющее большинство данных представлено впервые. Основное внимание уделено описанию местоположения памятников, характеристике жилищных котлованов и надземных конструкций, хозяйственных и ритуальных объектов, их расположению относительно друг друга, с кратким упоминанием об обнаруженных артефактах. В основу публикации легли материалы кандидатской диссертации автора: «Средний дзё:мон острова Хонсю (5-4 тыс. л.н.): общие характеристики и локальные особенности» [Иванова, 2018].
Ключевые слова: Япония, Тохоку, средний дзё:мон, поселения, структура, полуземлянки, свайные конструкции, ритуальные места, термины DOI: 10.14258Лра1(2020)4(32).-13
Введение
На протяжении последних пяти десятилетий сотрудниками региональных центров сохранения и изучения культурного наследия Японии накоплен массив археологических данных по поселениям эпохи дзё:мон. Имеющиеся на сегодняшний день данные показывают, что наибольшая концентрация памятников наблюдается в центральной и северной части о. Хонсю**.
В начале 1980-х гг. по инициативе главы археологического общества Университета Фукусима археолога Мэгуро Ёсиаки начинается постепенное изучение памятников поселенческого типа на территории региона Тохоку. Центральное место в своих изысканиях Мэгуро Ёсиаки отводил решению проблем периодизации, изучению внутренней планиграфии жилищ и поселений. По данным на 2016 г. на территории Тохоку было открыто и исследовано 22 960 памятников эпохи дзё:мон [Судзуки, 2009, с. 52; Бунка-тё..., 2017, с. 34].
Регион Тохоку выделен в отдельную культурную зону на основе многообразия и уникальности обнаруженных археологических объектов и структур, среди которых поселения концентрической (кандзё: сю:раку/Щ$ШШ) и подковообразной формы (ба-тэйкэй сю:раку/Щ^^ШШ), жилища больших размеров (о:гатататэана дзю:кё/^ ММ^Ш^), жилища с каменным полом (сикииси дзю:кё/Щ(^Ц^), свайные кон-
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №19-36-60001.
** По данным на 2016 г., представленным Агентством по делам культуры Министерства образования, культуры, спорта, науки и технологии Японии, на территории страны раскопано и изучено 90 863 памятника эпохи дзё:мон. Среди них насчитывается более 60 000 памятников, на которых выявлены следы жилищных котлованов [Бунка-тё., 2017, с. 34].
струкций (хоттатэбасира татэмоно/\Щ^_\ЗЩШ), жилища с комбинированными очагами (фукусикиро/Щ^^), ритуальные скопления камней (хайсэки ико: Щ) и каменные круги (кандзё: рэссэки/Щ^^Уй), памятники с раковинными кучами (кайдзука исэки/ЩШШШ).
Концентрическая форма внутреннего урегулирования поселений известна по материалам памятников Нисида (преф. Иватэ), Томиносава №2 (средний дзё:мон, преф. Аомори), Кадзахари №1 (поздний дзё:мон, преф. Аомори), Уэнояма №2 (ранний дзё:мон, преф. Акита), Сайкайбути (средний дзё:мон, преф. Ямагата). В составе большинства поселений наряду с жилищными котлованами фиксируются ямки от свайных конструкций. Такие объекты преобладают на памятниках Саннай Маруяма (ранний - средний дзё:мон, преф. Аомори), Госёно (средний дзё:мон, преф. Иватэ), Вадай (средний дзё:мон, преф. Фукусима), Каминодзири (поздний дзё:мон, преф. Аомори). Еще один феномен культурной традиции среднего дзё:мона региона Тохоку - жилища больших размеров, сооружение которых началось в раннем дзё:моне. Жилищные котлованы больших размеров встречаются на комплексах Уэнояма №2, Ондаси (ранний дзё:мон, преф. Ямагата), Синдэн №2 (ранний дзё:мон, преф. Иватэ), Оосудзуками (ранний дзё:мон, преф. Иватэ), Саннай Маруяма, Тикано (средний дзё:мон, преф. Аомори), Коянагава (средний дзё:мон, преф. Мияги), Сайкайбути. Примеры ритуальных комплексов, в основе которых лежат скопления камней или выкладки, каменные круги, деревянные постаменты и массивные раковинные кучи, встречаются на Госёно, Оою (поздний дзё:мон, преф. Акита), Комакино (поздний дзё:мон, преф. Аомори), Исэдо:тай (поздний дзё:мон, преф. Акита). К крупным раковинным кучам данного региона относятся Сатохама (ранний - финальный дзё:мон, преф. Мияги), Тагояно (ранний - средний дзё:мон, преф. Аомори), Футацумори (средний дзё:мон, преф. Аомори), Таконоура (ранний - средний дзё:мон, преф. Иватэ), Сакияма (ранний - средний дзё:мон, преф. Иватэ) [Судзуки, 2009, с. 51-52; Табарев и др., 2017] (рис. 1).
Основополагающее значение в периодизации эпохи дзё:мон отводится стилистическим особенностям керамики. Стиль - это особая упорядоченность элементов (узор, мотив, отдельно взятый фрагмент орнамента) внутри декоративной композиции. Комбинации этих декоративных элементов создают свой неповторимый орнамент, который имеет четкую территориальную привязанность. Исходя из этого можно предположить, что существовавшие стили керамики, выступали в качестве особого инструмента для идентификации и обособления отдельной территориальной группы [Иванова, 2018, с. 45-51].
На протяжении эпохи дзё:мон на территории региона Тохоку существовали и развивались 16 стилей керамики. Из них средним дзё:моном датированы: Верхний Энто: (1-я половина - середина)*, Дайги 7-10 (весь период) и стили, объединенные в группу Муцу Дайги (2-я половина среднего - начало позднего дзё:мона) [Со:ран дзё:мон доки, 2008, с. 344-375]. Керамика стиля Верхний Энто: и группы Муцу Дайги получила распространение на территории преф. Аомори и до центральной части преф. Иватэ (г. Мо-риока) и Акита (оз. Тадзава). Стилистическая зона Дайги 7-10 охватывает территорию от южной границы преф. Аомори до северных областей региона Канто.
В качестве временных рамок среднего дзё:мона мы придерживаемся промежутка 5000-4000 14С л.н. (5300-4400 кал. л.н.) [НаЬи, 2004, р. 38; Matsumoto et а1., 2017,
* Практически все периоды эпохи дзё:мон имеют дополнительное временное деление на начало - 1-ю половину, середину и 2-ю половину - конец.
/ /
V
Рис. 1. Карта расположения археологических памятников среднего дзё:мона региона Тохоку, упоминающихся в тексте статьи: 1 - Нисида; 2 - Томиносава №2; 3 - Кадзахари №1; 4 - Уэнояма №2; 5 - Сайкайбути; 6 - Саннай Маруяма; 7 - Госёно; 8 - Вадай; 9 - Каминодзири; 10 - Ондаси; 11 - Синдэн №2; 12 - Оосудзуками; 13 - Тикано; 14 - Коянагава; 15 - Оою; 16 - Комакино; 17 - Исэдо:тай; 18 - раковинная куча Сатохама; 19 - раковинная куча Тагояно; 20 - раковинная куча Футацумори; 21 - раковинная куча Таконоура; 22 - раковинная куча Сакияма; 23 - Саннай Савабэ; 24 - Ноба №5; 25 - Сасаносава №3; 26- Тё:дзя Ясики; 27- Юсава; 28 - Оодатэтё:; 29 - Каннондо:; 30 - Ё:сю:; 31 - Симидзу Ясики №2; 32 - Оотиватари; 33 - Хоннай №2; 34 - Дзю:мондзи; 35 - Камасу Ясики; 36 - Танака; 37 - Сиогамори №1; 38 - Камиягита 1; 39 - Исидо:кэ №2; 40 - Тентомори; 41 - Мацукидай №3; 42 - Симоцуцуми; 43 - Юносава; 44 - Оота; 45 - Какура; 46 - Ооянагава; 47- Камифукасава; 48 - Ямада Уэнодай; 49 - Такаянаги; 50 - Дайноуэ; 51 - Нисиномаэ; 52 - Такасэяма; 53 - Каминонай; 54 - Бабамаэ; 55 - Уэнодай «А»; 56 - Такаги; 57 - Мияхата; 58 - Хо:сё:дзири
р. 438]. Следует отметить, что наблюдается региональная разница в датах между отдельными районами о. Хонсю, которая варьируется в 100-400 лет.
Поселенческие комплексы префектуры Аомори
На территории преф. Аомори раскопаны и исследованы 3421 памятник эпохи дзё:мон [Бунка-тё:..., 2017, с. 34]. Наибольшая концентрация объектов отмечена в районе гг. Аомори, Хатинохэ, Цугару, Мисава и в примыкающих к ним уездах. Археология преф. Аомори представлена как крупными поселенческими комплексами, например Томиносава и Саннай Маруяма, так и небольшими памятниками, с численностью котлованов не более 40 единиц, среди которых Тикано, Саннай Савабэ (г. Аомори), Ноба №5 (дер. Хасиками, уезд Саннохэ), Сасаносава №3 (г. Хатинохэ) и др.
Комплекс Томиносава относится к числу крупных поселений среднего дзё:мона. Он расположен в дер. Роккасё (уезд Камикита) на юго-восточном склоне холма, на высоте 63-73 м*. Памятник открыт и активно исследовался в период 1988-1990 гг. [Томиносава (1) - (2) исэки, 1992]. На площади 7000 кв. м было исследовано два участка - Томиносава-1 (2220 кв. м) и Томиносава-2 (4780 кв. м, районы «А», «В» и «С»). Структура комплекса представлена концентрической системой, в центре которой находится крупный могильник, состоящий примерно из 900 могил овальной либо вытянутой формы, которые в разрезе имеют форму фляги. Размеры могил варьируются от 0,84^0,78x0,35 до 2,36x2,25x0,66 м. В ряде случаев вокруг могил присутствует каменная выкладка (оградка) округлой формы. Далее фиксируются остатки жилищных западин (ок. 500), столбовые ямки от 10 свайных конструкций, ок. 698 хозяйственных ям и несколько очагов на открытом воздухе. Котлованы жилых объектов имеют овальную, круглую и подквадратную (с закругленными углами) форму, площадью 4-15 кв. м. Глубина полуземлянок варьируется от 10 до 60 см. Внутри котлована располагаются очаг и столбовые ямки от несущей конструкции. В некоторых случаях под полом жилища найдены закопанные сосуды, которые ассоциируются с погребальной практикой. Археологический материал представлен керамикой стилей Верхний Энто: (более 130 сосудов), Энокибаяси (часть Муцу Дайги, 85 сосудов), Наканотайра (поздний дзё:мон, 41 сосуд) и Омагари №1 (ранний яёй, 15 сосудов). Комплекс каменных артефактов включает орудия для охоты и собирательства, в том числе наконечники стрел, тесла, скребки, каменные блюда, терочники и пр. По памятнику есть серия калиброванных дат 4800-4300 кал. л.н., полученная на основе карбонизированных остатков проса методом AMS 14С [Нисимото и др., 2007].
Национальный исторический памятник Саннай Маруяма** - самый большой по площади (243-341 кв. м) и количеству артефактов комплекс на территории региона Тохоку. Он расположен на правом берегу р. Окадатэ, на холме Маруяма (на высоте 16 м), района Саннай, г. Аомори. В период 1953-1963 гг. специалистами из Университета Кэйо (г. Токио) и командой местных археологов из Комитета по культуре и образованию г. Аомори были проведены первые пробные раскопки. В 1992 г. в связи со строительством бейсбольного стадиона начались масштабные спасательные археоло-
* Здесь и далее указывается высота расположения памятника над уровнем моря.
** Статус «Национального исторического памятника» был присвоен в 2000 г. и приурочен к открытию современного музея под открытом небом. В 2012 г. памятники эпохи дзё:мон на территории о. Хоккайдо и северной части региона Тохоку, в том числе Саннай Маруяма и Госёно, были причислены ЮНЕСКО к объектам Всемирного наследия.
гические работы. Помимо зоны стадиона в период 1953-2000 гг. было исследовано более 30 участков разной площади. Работы на комплексе продолжаются и в настоящее время [НаЬи, 2004, р. 110-112].
На территории памятника локализовано 780 жилищных западин, 120 ямок от свайных конструкций, 380 грунтовых могил и 800 погребальных урн. Вокруг жилищ раскопано большое количество ям хозяйственного назначения (глубиной до 2 м) и ям-ловушек. Наряду с жилыми и хозяйственными объектами на территории поселения обнаружены следы трех дорог, расположенных по сторонам света. Минимальная длина дороги - 40 м (западная), максимальная протяженность достигает 420 м (восточная). Протяженность южной дороги - 390 м. Последние две дороги берут начало в центре поселения, в то время как западная расположена на его окраине [Хабу, 2002; Саннай Маруяма исэки, 2004] (рис. 2.-7).
Рис. 2. Структура поселенческого комплекса Саннай Маруяма (по: [Хабу, 2002]; фото из архива автора): 1 - структура поселения; 2 - реконструкция «жилища исключительно крупных размеров»; 3 - реконструкция свайных конструкций;
4 - реконструкция жилищ; 5 - реконструкция ярусного сооружения
С точки зрения функционального назначения на памятнике выделены два типа структур: жилые и хозяйственные (ритуальные). К жилым объектам отнесены полуземлянки, которые можно разделить на три основные группы, исходя из размеров котлована: маленькие (до 4 м в длину), средние (4-6 м) и большие (от 6 м) (рис. 2.-3). Котлованы имеют овальную или круглую форму, с одним очагом в центре и столбовыми ямками (четыре и более). Глубина котлована 20-50 см. Наряду с обычными полуземлянками на памятнике раскопано 10 жилищ «исключительно крупных размеров», длиной от 10 до 32 м, шириной до 10 м, с максимальной площадью пола 280 кв. м (рис. 2.-2). Внутри конструкций находится от двух до четырех очагов и множество
столбовых ям по периметру пола и вдоль стен. Глубина котлованов достигает 1,5 м. Основываясь на масштабах этих сооружений, некоторые исследователи относят их к общинным домам, которые могли использоваться для совместной работы или приема представителей соседних племен [НаЬи, 2004, р. 123-125].
К хозяйственному типу сооружений относятся свайные строения на четырех или шести опорных столбах (рис. 2.-4). Сооружения свайного типа раскопаны в трех зонах: центральной, северо-западной (северная земляная насыпь) и юго-западной (южная земляная насыпь). По мнению большинства экспертов, это были постройки с поднятым над землей полом, который поддерживался четырьмя/шестью столбами-сваями. Расположение пола на некотором расстоянии от земли позволяло использовать эти строения для хранения и защиты припасов от мелких грызунов. Возможно также альтернативное использование свайных построек в погребальной практике [Саннай Маруяма исэки, 2004].
К объектам, выполнявшим ритуальную функцию, исследователи относят остатки шести столбовых ям от масштабной конструкции, ее протяженность с севера на юг -15 м, с запада на восток - 10 м. Объект расположен в северо-западной части комплекса и не имеет аналогов в данном регионе. Шесть столбовых ям диаметром 2,2 м и глубиной около 1,4-1,9 м были выкопаны на расстоянии 4,2 м друг от друга. Во время разбора заполнения ям удалось найти четыре фрагмента опорных столбов диаметром 50-80 см, изготовленных из массивных стволов каштана, которые оказались затопленными водой [Цудзи, 2006, с. 39-40; НаЬи, 2004, р. 111-112]. Исходя из диаметра обнаруженных столбов и параметров столбовых ям, специалистами была воссоздана форма этого объекта - масштабная деревянная конструкция высотой около 20 м с тремя ярусами-платформами, закрепленными на шести опорных столбах (рис. 2.-5)*.
Уникальность поселения Саннай Маруяма проявляется в наличии на территории памятника крупного некрополя, насчитывающего более 1000 захоронений. Все погребения можно разделить на два типа: захоронения взрослого населения в грунтовых могилах и детские погребения в урнах. С точки зрения расположения погребения взрослых локализованы по обеим сторонам дорог, а детские - в северо-западной части поселения, между мусорной ямой и земляной насыпью. Грунтовые могилы имеют преимущественно вытянутую овальную форму, длиной 1,5-2 м и шириной от 0,5 до 1,5 м. Средний показатель глубины могил достигает 20-30 см. Часто над могилой фиксируется небольшая насыпь или каменные выкладки (круги). Погребальный инвентарь практически не встречается. В редких случаях отмечены находки нефритовых украшений (бусин) и наконечников стрел, сопровождаемые следами охры. В культурной традиции эпохи дзё:мон существовала особая практика захоронения умерших детей: в керамических урнах. Иногда для этих целей создавались новые сосуды, однако в большинстве случаев была вторично использована бытовая посуда, дно которой просверливали. Сопроводительный инвентарь редок и аналогичен взрослым захоронениям, встречаются также урны с гальками внутри [Токубэцу сисэки..., 2015; Саннай Маруяма исэки, 2004].
Археологический материал составил 1958 артефактов и включает орудия и изделия из камня (1058 ед.), образцы гончарного производства (377 сосудов), шесть бу-
* Всего в археологическом парке «Саннай Маруяма» реконструировано 11 полуземлянок среднего размера, одно жилище «крупных размеров», три свайные конструкции на четырех и шести опорных столбах и масштабное трехярусное сооружение на шести опорных столбах.
син из нефрита (магатама и кудатама), фрагменты догу: (11 ед.), среди которых хорошо сохранившаяся фигурка догу:-крест со статусом «Важной культурной ценности Японии». Эта уникальная статуэтка высотой 32,5 см относится к середине среднего дзё:мона и считается самой крупной находкой среди догу: этого типа. У статуэтки намеренно была отломана голова - в знак совершения ритуального действа (рис. 3.-7). Следы подобного ритуального ломания, с отламыванием головы, рук и ног у фигурок догу: и разбивания каменных жезлов сэкибо:, присутствуют на участках со скоплениями камней и каменными кругами. Еще одной особенностью комплекса Саннай Маруяма являются находки изделий из органических материалов. В их числе остатки двух плетеных корзин, лакированная деревянная посуда, 406 разнообразных изделий из кости, рога, клыков и раковин. Все это богатство раскопано внутри северной и южной мусорных насыпей, в заполнении которых встречаются раковины моллюсков, и на заболоченных участках [Токубэцу сисэки..., 2015].
Рис. 3. Артефакты среднего дзё:мона региона Тохоку (по: [интернет ресурс: Jomon Japan]; фото из архива автора): 1 -Догу:-крест, памятник Саннай Маруяма; 2 - Плетеная корзина, памятник Саннай Маруяма; 3 - Догу: «Дзё:монская богиня», памятник Нисиномаэ; 4 - сосуд с антропоморфным орнаментом стиля Дайги 10a, памятник Вадай; 5 - керамика стиля Дайги 9-10, памятник Госёно; 6 - керамика стиля Верхний Энто:, памятник Госёно; 7 - каменные орудия (шлифованные топоры, скребла, наконечники стрел), памятник Госёно
Поселение Саннай Маруяма в настоящее время является одним из наиболее изученных и широко освещенных в мировой науке памятников эпохи дзё:мон на территории Японского архипелага. Стратиграфический анализ керамического комплекса позволил соотнести начало заселения памятника с ранним дзё:моном. Этот пласт представлен находками фрагментов керамики стиля Нижний Энто: (фазы а^). Ему на смену приходит стиль Верхний Энто: (фазы а-е), и стили Энокибаяси, Сайбана, Дайги 10, относящиеся к группе Муцу Дайги. Таким образом, поселение постепенно развивалось на протяжении 12 последовательных этапов. На основе периодизации керамических стилей первоначальный вариант заселения комплекса датирован в промежутке 5500-4000 14С л.н. (6300-4500 кал. л.н.) [НаЬи, 2004, р. 114]. Позже результаты AMS-датировок показали, что период эксплуатации поселения охватывал интервал 5050-3900 14С л.н. (59004400 кал. л.н.) [Хабу, 2002, с. 165; Okada, 2003; Иванова, 2018, с. 77-83].
Памятник Тикано расположен на правом берегу речной террасы р. Окадатэ в районе Саннай, г. Аомори (высота 9-13 м). Он получил известность благодаря открытию жилищ больших размеров, датированных серединой среднего дзё:мона, аналогичных конструкциям с Саннай Маруяма. Памятник Тикано примыкает к комплексу Саннай Маруяма с северо-западной стороны. Общая площадь 30 000 кв. м. На протяжении серии полевых сезонов (1973-2000 гг.) на памятнике раскопано 17 полуземлянок овальной формы (3,3*2,26 м, глубиной 18-25 см) без очагов, 66 ям хозяйственного назначения и остатки четырех свайных конструкций. Наряду со стандартными жилищами в состав поселения входит одно жилище «исключительно крупных размеров» с котлованом овальной формы размерами 19,5*7 м и общей площадью 119 кв. м. Археологический материал представлен типичным для эпохи дзё:мон орудийным набором: наконечники стрел и копий, скребки с черенком, шлифованный топор, обломок каменного блюда (терочник) и куранты. Массовый керамический материал включает фрагменты сосудов от начального (кайгара тинсэнмон*) до среднего дзё:мона (стиль Верхний Энто: фаза а) [Тикано исэки..., 2002].
В 2000 г. на памятнике Тикано была сделана уникальная и редкая с точки зрения сохранности находка. Раскопаны остатки деревянного ящика в виде сруба прямоугольной формы, размерами 1,7*1 м, найденные на берегу р. Окадатэ. Конструкция была отнесена ко второй половиной среднего дзё:мона и датируется в интервале 4500-4000 14С л.н. Еще одна примечательная находка была сделана в двух метрах ниже от деревянного ящика - скопление скорлупы конского каштана, каменное блюдо и расколотые гальки (вероятно, куранты). Наличие перечисленных артефактов и объектов наводит на мысль об особой специализации этого участка для очистки и вымачивания орехов и плодов. Существует также гипотеза об использовании деревянного ящика в качестве маркера источника питьевой воды. В подтверждение этой теории исследователи ссылаются на наличие в настоящее время в непосредственной близости от памятника родника, который активно используется местными жителями [Судзуки, 2009, с. 63-64].
Поселения префектуры Иватэ
На территории преф. Иватэ открыто и исследовано 8014 памятников эпохи дзё:мон, большая часть из которых датированы серединой - второй половиной среднего дзё:мона (стилиДайги 8-10) [Бунка-тё:..., 2017, с. 34]. Среди крупных комплексов,
* Остродонная керамика, декорированная прочерченным орнаментом, который наносился краем раковины.
с численностью более 100 жилищ, следует отметить Госёно (г. Итинохэ), Тё:дзя Ясики (г. Хатимантай), Юсава (г. Мориока), Оодатэтё: (г. Мориока), Каннондо: (г. Ханамаки), Ё:сю: (г. Китаками).
Памятники, локализованные в преф. Иватэ, имеют разнообразную структуру -концентрическую, сегментарную, двусоставную. При этом первый вариант получил наибольшую популярность не только на данной территории, но и на большинстве памятников среднего дзё:мона северной и центральной Японии.
Концентрическая система внутреннего устройства поселений была широко распространена на территории префектуры на протяжении 1-й половины - середины среднего дзё:мона (стиль Дайги 8) и фиксируется на материалах памятников Нисида (пос. и уезд Сива), Оодатэтё: (г. Мориока), Оотиватари, Каннондо: (г. Ханамаки) и раковинной кучи Сакияма (г. Мияко).
Эталонным памятником концентрического типа считается Нисида (рис. 4.-1), открытый в 1970 г. в южной части пос. Сива. Обнаружение памятника было связано с масштабными инженерно-строительными работами по прокладке высокоскоростного железнодорожного полотна синкансэна между г. Токио и северной частью Тохоку. Поскольку археологические работы проводились исключительно вдоль и на прилегающей к железной дороге территории, выводы о структуре поселения были сделаны на базе трех зон - северной, центральной и южной. К сожалению, информация по расположению жилых объектов на территории западной и восточной части до сих пор отсутствует. Как и многие памятники данного региона, Нисида находится на пересечении стилистических зон Энто: и Дайги (рис. 5). Благодаря этому керамический комплекс пестрит образцами двух разных орнаментальных традиций, с преобладанием стилистических особенностей Дайги 8а-8Ь.
Всего на памятнике раскопаны котлованы от 34 полуземлянок, ок. 1450 столбовых ямок приблизительно от 53 построек свайного типа, кластер из 192 могил и 129 ям хозяйственного назначения. Объекты внутри поселения объединены в четыре круга, при этом диаметр внешнего круга достигает 120 м. Центральный (внутренний) круг образован грунтовыми могилами (диаметр круга 30 м). Следом расположен второй круг, представленный столбовыми ямками от сооружений свайного типа (диаметр круга 35-60 м). Два крайних круга, третий и четвертый, состояли из жилищных западин и ям хозяйственного назначения. Согласно находкам самой ранней керамики, обнаруженной на памятнике, в конце раннего дзё:мона (стиль Дайги 6) началось строительство поселения. Однако окончательно концентрическая система поселения была сформирована в 1-й половине среднего дзё:мона (стиль Дайги 8 а). На протяжении фазы Ь стиля Дайги 8 отчетливо фиксируется перестройка внутри поселения. Происходит вытеснение жилищ из центральной части второго круга на уровень третьего, а их место занимают свайные конструкции. По мнению специалистов, изменения в структуре отмечают начало упадка и постепенного запустения поселения [Кобаяси, 2013, с. 60-63; Иванова, 2018, с. 86-89].
Начиная с позднего дзё:мона формат первого (могильник) и второго (свайные конструкции) круга становится основой в планиграфии мегалитических ритуальных комплексов. Классическим примером памятника 1-й половины - середины позднего дзё:мона, в основе которого лежит концентрическая системами урегулирования объектов, являются святилища Оою (преф. Акита) с двумя «каменными кругами» Мандза и Нонакадо [Табарев и др., 2017].
Рис. 4. Концентрическая структура поселений (по: [Кобаяси, 2013]): 1 - поселение Нисида (преф. Иватэ); 2 - поселение Сайкайбути (преф. Ямагата)
Рис. 5. Карта стилистических зон среднего дзё:мона: 1 - стили начала - 1-й половины среднего дзё:мона; 2 - стили середины среднего дзё:мона; 3 - стили 2-й половины - конца среднего дзё:мона
В 1-й половине среднего дзё:мона в преф. Иватэ наблюдается объединение жилой и хозяйственной зон. Появляются жилища, соединенные с хозяйственной ямой. Однако такие конструкции не получили широкого распространения и известны только по материалам поселений Хоннай №2 (пос. Нисигава) и Дзю:мондзи (пос. Фудзисава).
Поселение Госёно* - масштабный памятник середины - конца среднего дзё:мона, общей площадью почти 89 000 кв. м, из которых раскопано 60%. При этом тщательно изучено 10%. Памятник находится на восточной террасе в верховьях р. Мабэти (высота ок. 100 м) в поселке Итинохэ (район Ивадатэ Госёно). Первые открытия были сделаны во время спасательных археологических работ в 1989 г. и связаны с обнаружением серии захоронений с каменными насыпями (рис. 6.-2, 4). Поскольку памятник расположен на смежной между двумя стилистическими зонами (Дайги и Энто: ) территории, в керамическом комплексе фиксируются сосуды стилей Верхний Энто: (фазы с-е), Дайги 8Ь, Дайги 9-10 (рис. 5; 3.-5, 6) [Такада, 2005].
О ЦЕН 1рт1лч-ш -л¥±1Н| нинтш 1:|пщ : и^ИН^-КЦУЧНЧ
Рис. 6. Структура поселенческого комплекса Госёно (по: [Такада, 2005], фото из архива автора): 1 - общий план археологического парка Госёно;
2 - структура «каменного круга», центральная деревня; 3 - реконструкция жилищ центральной деревни; 4 - реконструкция свайных сооружений вокруг «каменного круга»
Подавляющее большинство археологических объектов и артефактов локализовано на территории четырех зон («деревень») (рис. 6.-1). Три из них - восточная, центральная и западная зона - входят в состав Госёно, а четвертая представлена стоянкой Бабадайра. В состав поселения входят полуземлянки, остатки свайных конструкций, небольшой ритуальный комплекс с каменным кругом и несколькими погребениями, хозяйственные ямы и большая земляная насыпь высотой около двух метров, протяженностью 30 м с севера на юг и 80-90 м с запада на восток. Артефакты, найденные
* В 1993 г. комплексу Госёно был присвоен статус национального исторического памятника, а в 2003 г. на месте раскопок открыт «парк эпохи дзё:мон Госёно», состоящий из музея и частично восстановленной центральной деревни с 16 реконструированными объектами (шесть свайных конструкций и 10 жилищ небольшого и среднего размеров).
внутри насыпи, включают фрагменты бытовой посуды, орудия из камня и кости, изделия и украшения из камня, изделия из обожженной глины, фрагменты догу:, глиняную маску, обугленные семена и фрагменты костей животных, расколотые гальки [Иванова, 2018, с. 84-86].
Поскольку памятник раскопан лишь частично, в настоящее время нет точных данных о количестве жилищных котлованов. Однако масштаб поселения и плотность заселения раскопанных деревень говорят о том, что число полуземлянок на памятнике могло достигать 600-700 ед. (рис. 6.-3). Как и на поселении Саннай Маруяма, все жилищные котлованы на поселении Госёно можно разделить на три группы: маленькие (овальной и подпрямоугольной формы, площадь менее 10 кв. м), средние (преимущественно подпрямоуглольной формы, площадь 10-25 кв. м) и большие (прямоугольной формы, площадь свыше 70 кв. м). Последний вариант представлен пятью жилищами. Высота стенок варьируется от 50 до 80 см. В центре котлована или ближе к входу находится очаг, вдоль стен - столбовые ямки.
Внутри каждой зоны есть свои особенности внутреннего устройства объектов и артефактов, однако центральная деревня выделяется на фоне остальных локаций. Центральная деревня - область с самой большой концентрацией находок на всем памятнике. Она имеет дополнительное внутреннее деление на северную и южную части. Северная часть центральной деревни сформирована из жилого и ритуального пространства. Функции ритуального места («центра») выполняет «каменный круг» из семи небольших скоплений камней (рис. 6.-2). Под скоплениями камней были обнаружены семь грунтовых могил. По периметру «каменного круга» раскопано ок. 650 ямок от свайных конструкций. Остатки строений свайного типа можно условно разделить на две группы: небольшие объекты, размерами 4x2 м, с одним пролетом (на четырех опорных столбах), и средние объекты, размерами 6x3 м, с двумя пролетами (на шести опорных столбах). Глубина ямок - 90-140 см, диаметр - 60-80 см (рис. 6.-4).
Из-за отсутствия целостного представления об итоговом количестве археологических объектов нет возможности достоверно определить структуру поселения. Тем не менее удалось точно установить, что центром поселения было ритуальное место со скоплениями камней и свайными строениями, вокруг которого сегментами (группами) располагались жилые и хозяйственные зоны. В результате такая система внутреннего устройства поселений получила название «поселения сегментарного типа» (бунсэцу сю:раку/^ч1Ш^) [Takada et а1., 1998].
Помимо памятника Госёно, который признан эталонным комплексом сегментарного типа, аналогичное внутреннее устройство известно на памятниках Симидзу Ясики №2, Тё:дзя Ясики (г. Хатимантай), Камасу Ясики (пос. Курумай, уезд Кунохэ), Танака (пос. Итинохэ, уезд Нинохэ), Сиогамори №1 (пос. Сидзукуиси, уезд Иватэ).
Параллельно с сегментарной формой в середине - второй половине среднего дзё:мона появляется еще один новый вариант урегулирования - двусоставная система (со:бун сю:раку/^^Ш^). К этому типу относится памятник Камиягита 1 (г. Мо-риока), в центральной части которого находилась «площадь» с несколькими очагами, а в отдалении - группа из шести жилищных котлованов (округлой формы), выставленных в ряд [Судзуки, 2009, с. 63-64; Иванова, 2018, с. 88-89].
Еще одним новшеством 2-й половины - конца среднего дзё:мона становится составной или комбинированный очаг с каменной обкладкой, который встречается лишь
в преф. Иватэ и Фукусима. На территории преф. Иватэ комбинированные очаги известны по материалам поселения Исидо:кэ №2. Оно открыто в 2013 г. в пос. Ямада (уезд Симохэй) на левом берегу террасы р. Аракава (на высоте 35-50 м). На площади 9996 кв. м было обследовано 150 жилищных западин округлой и овальной формы (ранний - средний дзё:мон), ок. 260 ям-ловушек (круглой, овальной, квадратной, канавообразной формы), 54 ямы хозяйственного назначения и 177 столбовых ямок. Центральное место в поселении было отведено двум крупным жилищам (диаметром 8-9 м), внутри которых располагались очаги комбинированного типа. Один из очагов был обрамлен конструкцией из радиально расположенных камней. В обоих жилищах каменная обкладка была дополнительно усилена глиняной обмазкой. Однако для севера Тохоку данный вид очажных конструкций является редким явлением, в отличие от южной части региона Тохоку (преф. Фукусима) Из всего объема артефактов (440 контейнеров) подавляющее большинство (80%) представлено каменными орудиями, и всего лишь 20% - фрагментами керамики и целыми сосудами [Хэйсэй 26-нэндо, 2015, с. 115].
Поселения префектуры Акита
На территории преф. Акита открыто и исследовано более 2668 памятников эпохи дзё:мон [Бунка-тё:..., 2017, с. 34]. Увеличение численности памятников отмечается в середине - второй половине среднего дзё:мона. К крупным поселениям среднего периода эпохи дзё:мон относятся Мацукидай №3, Симоцуцуми и Юносава (г. Акита), Тентомори (г. Кадзуно), Оота (г. Дайсэн). Подавляющее большинство памятников имеет концентрическую структуру, но встречаются и поселения сегментарного типа (например, Симоцуцуми и Юносава). Расцвет материальной и духовной культуры местного населения отмечается в самом конце среднего и в позднем дзё:моне. В это время сооружаются монументальные комплексы из камней - каменные круги Оою (г. Кадзу-но) и Исэдо:тай (г. Китаакита) [Табарев и др., 2017].
Наиболее представительным поселением концентрической формы на территории данной префектуры является многослойный памятник Мацукидай №3 (г. Акита). Памятник открыт в 1981 г. во время строительства железнодорожной ветки вдоль побережья Японского моря (от Ниигаты до Аомори). Повторные раскопки проводились в 1996-1997 гг. На территории 12 150 кв. м было раскопано пять участков («А» - «Д»). Полученная информация позволила проследить все этапы заселения памятника - начиная с эпохи дзё:мон (зоны «А», «Б») и до VIII в. (период Хэйан). Больше всего археологических объектов (более 260 ед.) локализовано в районе «А» и представлено 45 котлованами от полуземлянок (овальной и подквадратной формы, с закругленными углами), 70 столбовыми ямками, остатками более 20 свайных конструкций, 99 грунтовыми могилами, хозяйственными ямами и ямами-ловушками, примерно 10 простыми и составными очагами (с сосудом и каменной обкладкой), а также четырьмя ритуальными скоплениями камней. В некоторых хозяйственных ямах находились скопления целых сосудов. Район «Б» был менее заселен. В его составе раскопано три жилища, 26 грунтовых могил, 11 столбовых ямок и 39 ям хозяйственного назначения. Во-первых, это подтверждается керамическим комплексом, который состоит из сосудов стилей Дайги 8-10. Во-вторых, по результатам радиоуглеродного анализа 25 образцов древесного угля памятник датируется в интервале 4260-3950 14С л.н. (4834-4390 кал. л.н.). Общее число артефактов составило более 3000 ед. и представлено типичным для охотников-собирателей орудийным набором [Мацукидай III исэки, 2001].
Поселения префектуры Мияги
На территории преф. Мияги открыто и исследовано 1943 памятника эпохи дзё:мон [Бунка-тё:.., 2017, с. 34]. Наибольшее распространение в данном районе получили раковинные кучи, расположенные вдоль Тихоокеанского побережья, среди которых широкую известность получили Сатохама (г. Хигасимацусима) и Какура (конец раннего - начало среднего дзё:мона, пос. Цукидате, уезд Курихара). Что касается поселенческих комплексов, то это преимущественно небольшие памятники с концентрической или сегментарной системой внутреннего расположения объектов. Данная территория была заселена на протяжении всего среднего дзё:мона, однако количество жилищ внутри поселений не превышает 30-40 единиц. К крупным поселениям можно отнести памятники Камифукасава (пос. Охира, уезд Курокава), Коянагава и Ооянагава (пос. Ситикасюку, уезд Катта), Ямада Уэнодай, Такаянаги (г. Сендай) и др.
Памятник Камифукасава открыт в 1969 г. на пос. Охира во время спасательных работ в зоне строительства железнодорожной ветки. Полноценные раскопки были проведены в 1973-1974 гг. Это небольшой памятник, площадью ок. 4900 кв. м, удачно расположенный на поверхности террасы (на высоте 46,5 м) в непосредственной близости от р. Цуруга. В северной части памятника вдоль края террасы было обследовано 21 жилище, они объединены в три кластера. Согласно отчетной документации котлованы представлены тремя вариантами формы: овальные (13 жилищ), квадратные (три) и без четкой формы (пять). Жилища можно разделить по размерам еще на три группы: маленькие жилища, площадью 13 кв. м, 4x4 м; средние жилища, площадью ок. 20 кв. м, 5x6 м; большие жилища, площадью ок. 30 кв. м, 6x6. В центре котлована расположен комбинированный очаг, включающий вкопанный сосуд, к которому примыкает очажная яма, усиленная каменной либо керамической обкладкой. Встречаются и простые варианты очага - из вкопанного сосуда. Площадь очажных конструкций варьируется от 1 до 3 кв. м. Лишь в четырех случаях найдена простая очажная яма, без дополнительных элементов. На поверхности пола четко фиксируется от четырех до восьми ямок от опорной конструкции. В южной части комплекса, отдельно от жилищных западин, зафиксирована группа из шести грунтовых могил с расположенными вокруг столбовыми ямками от свайных конструкций. Таким образом, судя по локализации объектов, поселение имело сегментарную структуру. Несмотря на небольшие масштабы памятника общее число артефактов превысило 30 000, из них массовые находки керамики составили 28 843 фрагмента (стиль Дайги 9). Раскопано также 1100 каменных орудий, типичных для этого времени (топоры, тесла, скребки, наконечники стрел), около десятка фрагментов догу: и изделий из керамики (диски и глиняные топорики) [Камифукасава исэки, 1978].
В отличие от описанного выше памятника поселение Ямада Уэнодай имеет большие размеры (общая площадь 35 000 кв. м, изучено 16 000 кв. м) и объединяет в своей структуре сегментарный и двусоставной тип расположения объектов. Комплекс расположен на террасе р. Натори (на высоте 50-55 м) в юго-западной части г. Сендай. Археологические работы велись в 1978-1984 гг. Поселение состоит из 38 жилищных котлованов, 380 земляных ям, из которых более 300 идентифицированы как грунтовые могилы, а оставшиеся (ок. 60) - имели хозяйственное назначение. Внутри поселения раскопаны группы столбовых ямок - остатки свайных конструкций (точное число неизвестно). Северная часть поселения была приспособлена под мусорные кучи. С точки
зрения расположения объектов внутри поселения часть жилищ (22 западины) найдены в восточной части, оставшиеся (16 западин) находились с западной стороны. Территория между двумя конгломерациями могла использоваться как «центральная площадь». Конструкция полуземлянок стандартная для среднего дзё:мона - овальной формы, небольших размеров (3,5*5,5 м), с комбинированным очагом. Выделяется из общей картины обилие столбовых ямок внутри жилищ (ок. 30). В трех случаях под полом жилищ были раскопаны погребальные урны (детские захоронения). Хозяйственные ямы и могилы размещались вокруг жилищ. Керамический комплекс, представленный керамикой стиля Дайги 10, свидетельствует о том, что памятник был заселен в самом конце среднего дзё:мона [Ямада Уэнодай исэки, 1987].
Поселения префектуры Ямагата
На территории преф. Ямагата открыто и исследовано 2258 памятников эпохи дзё:мон [Бунка-тё:..., 2017, с. 34]. Наибольшая концентрация памятников среднего -начала позднего дзё:мона наблюдается в долине р. Могами и р. Сагаэ и насчитывает 318 единиц. В данном районе находятся такие крупные поселенческие комплексы, как Сайкайбути (г. Мураяма), Такасэяма (г. Сагаэ), Дайноуэ (г. Йонедзава), Нисиномаэ (пос. Фунагата, уезд Могами), и др. Уникальной чертой поселений раннего - среднего дзё:мона преф. Ямагата являются жилища больших размеров. Примеры данного типа построек известны по материалам памятников Сайкайбути, Дайноуэ и Нисиномаэ.
Как и большинство памятников среднего дзё:мона, Сайкайбути располагается на поверхности террасы р. Томинами (на высоте 107-109 м), в одноименном районе г. Мураяма. По внутреннему устройству поселение Сайкайбути практически идентично памятнику Нисида (преф. Иватэ). В его составе четко просматриваются четыре концентрических круга, а диаметр поселения составляет 120 м (рис. 4.-2). Общая протяженность с севера на юг - 230 м, с запада на восток - 200 м. Первый (внутренний) круг, диаметром 15-17 м, определен как «центральная площадь». Следом идет зона могильника, шириной 30-35 м, которая включает 150 грунтовых могил (средние размеры 1,5*1,8*1 м). Третий круг, шириной 15-17 м, содержит множество хозяйственных ям разной формы и размеров, без четкой системы расположения. И последний, внешний круг, шириной ок. 40 м, состоит из западин жилищ, общее число которых превышает 50 объектов. Наряду со стандартными для данного времени жилыми постройками в составе памятнике обнаружено 26 жилищных западин больших размеров. Четко просматриваются два варианта формы - прямоугольная, с закругленными углами, и овальная. Длина конструкции достигает 10-15 м, ширина - 3,5-4 м. Основываясь на планиграфии поселения, удалось установить, что все крупные жилища были построены на одинаковом расстоянии друг от друга и имеют радиальное расположение относительно центра памятника. Помимо больших объектов в круге находилось 20 полуземлянок, преимущественно округлой и овальной формы (диаметром 6-7 м). Важно отметить, что большинство небольших жилищ было установлено на месте разрушенных крупных сооружений. На основе данных по керамическому комплексу можно утверждать, что формирование поселения началось в середине среднего дзё:мона. Удалось точно определить, что начало строительства жилищ больших размеров сопровождалось керамикой первой фазы стиля Дайги 8Ь. Со второй фазой стиля Дайги 8Ь связывают сооружение небольших жилищ. Если стиль Дайги 8Ь представлен как время расцвета поселения, то упадок пришелся на 1-ю половину существования
стиля Дайги 9 [Сайкайбути исэки, 1991]. Ряд исследователей полагают что концентрическая система, объединяющая в своей структуре могильник и поселение, была спланирована до образования памятника. Вероятно, данная идея была заимствована у обитателей комплекса Нисида, если учесть, что появление памятника Нисида соотносится с фазой а стиля Дайги 8 [Кобаяси, 2013, с. 58-60].
Концентрическая форма внутреннего устройства наблюдается и на комплексе Та-касэяма (90 га), который, согласно найденной керамике, существовал на протяжении раннего - среднего дзё:мона (от Дайги 5-6 до Дайги 10). Памятник был открыт в 1932 г. в г. Сагаэ, на поверхности аллювиальной террасы р. Могами (на высоте 122 м). В последующем, вплоть до начала 2000-х гг., было исследовано 18 районов, которые датируются от палеолита до XVII в. (период Эдо) [Сугавара, 2008, с. 5-8] (рис. 7.-7). Такасэ-яма-1 - поселение концентрического типа, диаметром 120-150 м, в составе которого прослеживаются остатки жилищ больших размеров, полуземлянок, ям хозяйственного назначения, грунтовых могил, а также несколько групп открытых очагов и мусорных куч. В центре поселения были расположены в виде кольца диаметром ок. 60 м грунтовые могилы. Рядом с ними найден участок без конструкций, диаметром 30 м. Предположительно данная территория выполняла роль «центральной площади». Следующий круг образован земляными ямами хозяйственного назначения, часть из которых была позднее преобразована в грунтовые могилы. Это овальные ямы глубиной до 60 см, диаметром 1-2 м, многие из них имеют в разрезе форму фляги. Внешний круг
Рис. 7. Структура поселенческого комплекса Такасэяма (по: [Такасэяма исэки (1-ки), 2004, с. 68, 241, 375, 390]): 1 - общий план памятника Такасэяма, район №1, зоны 7, 8; 2 - котлован жилища «исключительно крупных размеров» ST3337; 3 - котлован жилища ST3304; 4 - керамика стиля Дайги 8
поселения представлен 37 небольшими (3x4 м) жилищами и остатками 12 более крупных построек. Котлованы небольших жилищ имеют круглую, овальную и квадратную с закругленными углами форму. В центре жилища находятся комбинированный очаг и большое количество столбовых ямок по всему периметру пола (рис. 7.-3). Среди больших построек выделяются три котлована «исключительно крупных размеров» длиной более 20 м (котлован ST3563 26x9x0,2 м) и девять жилищ длиной 10-15 м (рис. 7.-2). Ширина котлованов - 5-7 м, внутри фиксируются следы очажных конструкций (от четырех до девяти). Большие жилища были расположены радиально по отношению к центральной площади [Такасэяма исэки, 2004].
Археологические памятники преф. Ямагата известны не только разнообразием археологических объектов и уровнем развития концентрического типа внутреннего устройства поселений, но и уникальными артефактами. Широкую национальную известность получила антропоморфная фигурка догу: «Дзё:монская богиня» высотой 45 см, весом 3,15 кг с памятника Нисиномаэ (рис. 3.-3).* Нисиномаэ - поселение 1-й половины - середины среднего дзё:мона (стилей Дайги 7Ь-8Ь), открытое в 1986 г. на краю террасы р. Огуни (на высоте 72 м). Во время полевого сезона 1992 г. на площади 4450 кв. м было раскопано девять полуземлянок, больше половины из них - жилища больших размеров прямоугольной формы, длиной 5,5-11 м, шириной 2,5-4 м. Вокруг жилищ было раскопано более 200 ям хозяйственного назначения, глубиной до 1,5 м, диаметром 1-1,6 м. Больше половины жилищ располагались параллельно друг другу. По периметру поселения найдены столбовые ямки от свайных конструкций и несколько свалок битой посуды. По результатам полевого сезона было собрано ок. 820 контейнеров с разнообразными находками. Наряду с фрагментами керамики в заполнении объектов располагались украшения, обломки керамических фигурок, стандартный набор каменных артефактов (скребки, топоры, наконечники стрел, грузила) и изделий из камня. Больше половины жилищ были расположены параллельными рядами [Нисиномаэ исэки, 1994].
Схожая структура наблюдается на памятниках Уэнояма №2 (преф. Акита) и Син-дэн (преф. Иватэ). Подобный вариант структуры получил название «линейное расположение» (хайрэцу ко:дзо
Поселения префектуры Фукусима
На территории преф. Фукусима открыто и исследовано более 4656 памятников [Бунка-тё:..., 2017, с. 34]. Среди крупных поселенческих комплексов среднего дзё:мона можно выделить следующие: Вадай (г. Фукусима), Каминонай (г. Иваки), Бабамаэ (пос. Нараха, уезд Футаба), Уэнодай «А» (с. Иитатэ, уезд Сома), Такаги (г. Мотомия), Мияхата (г. Фукусима), Хо:сё:дзири (пос. Бандай, уезд Яма) [Судзуки, 2009, с. 67].
Классическим примером поселения концентрического типа в южной части региона Тохоку является памятник Вадай". Комплекс открыт в 1996 г. во время ремонтно-строительных работ в юго-восточной части г. Фукусима, на краю террасы р. Абукума (на высоте 195 м). Площадь обследования составила 65 000 кв. м, однако к настоящему времени раскопано не более трети (15 000 кв. м). На протяжении серии полевых сезонов было обнаружено 237 жилищных западин, столбовые ямки от 24 свайных сооружений, 121 закопанный сосуд, 220 хозяйственных ям, 120 ям-ловушек и более 2 тыс.
* Статуэтка имеет статус национального сокровища Японии.
** В 2006 г. комплексу был присвоен статус национального исторического памятника.
ям неизвестного назначения. В центре поселения находилась «центральная площадь» диаметром ок. 25 м. Второй круг, диаметром 60 м, включал столбовые ямки от свайных конструкций. Внешний (третий) полукруг состоял из полуземлянок, за которыми располагался кластер ям хозяйственного и охотничьего назначения. По периметру поселения найдено шесть мусорных куч и участок со скоплением глины. Примечательно, что в структуре памятника Вадай наряду с центральной площадью и двумя зонами строений (внутренний пояс - свайные конструкции и внешний пояс - полуземлянки) существовала дополнительная «площадь», расположенная к северу от основного комплекса. Южная «центральная площадь» представляет собой крупный могильник с обилием грунтовых могил (1-1,5 м длиной) для погребения взрослых членов общины и погребальных урн для захоронения детей (51 сосуд). Захоронения в сосудах также найдены под полом некоторых жилищ (ок. 70 сосудов). Наличие обожженных останков внутри одного из сосудов подтверждает наличие в погребальной практике среднего дзё:мона обряда кремации. Основываясь на керамическом комплексе, можно утверждать, что памятник Вадай появился во 2-й половине - конце среднего дзё:мона (стиля Дайги 9-10). В единичных случаях найдены сосуды стилей Дайги 8Ь и Цуна-тори (1-я половина позднего дзё:мона). Коллекции находок насчитывают более 5000 каменных орудий и ок. 600 восстановленных сосудов. Изделия из керамики и камня включают фрагменты догу: (ок. 100 экз.), украшения (серьги, подвески, бусины), обломки сэкибо:. К особо значимым находкам отнесен сосуд стиля Дайги 10а с антропоморфным изображением. Высота антропоморфной фигурки достигает 20 см. Сам горшок - 32 см в высоту, а диаметр его венчика достигает 28 см [Арай, 2009; Иванова, 2018, с. 97-98] (рис. 3.-4).
Во 2-й половине среднего - 1-й половине позднего дзё:мона на территории преф. Фукусима появляются небольшие поселения с ритуальным скоплением камней. К их числу относятся Уэнодай «А» (с. Иитатэ) и Такаги (г. Мотомия).
Многослойный памятник Уэнодай «А» представляет собой поселение концентрической формы, в составе которого раскопано 70 жилищных западин, 41 хозяйственная яма, 25 закопанных сосудов и шесть скоплений камней. Комплекс существовал на протяжении среднего - начала позднего дзё:мона. Скопления камней отнесены ко времени распространения керамики стиля Дайги 10. Наиболее информативными оказались скопления №4 и №6, во время разбора которых были найдены обломки догу:, каменное блюдо и фрагмент сэкибо:. Оба скопления имели в своем составе от 10 до 20 средних и крупных камней. Расположение кладок в обоих случая отличалось. Объект №4 имел овальную форму (1,2x1 м). Камни внутри скопления №6 были выложены в форме полумесяца (0,9x1,4 м). Под скоплениями находились грунтовые могилы. Формы и обнаруженные между камнями артефакты (догу: и сэкибо:) говорят о том, что скопление №6 могло выполнять функцию ритуального места [Куцувада, 2010, с. 89-90].
Комплекс Такаги - большое поселение сегментарного типа, внутри которого было раскопано 117 жилищных котлованов, 235 хозяйственных ям, 66 скоплений камней и 91 закопанный сосуд. Функцию ритуального места на памятнике Такасэяма выполняло скопление №45, представляющее собой кластер из нескольких крупных камней и большого количества маленьких галек (более 30), размещенных на площади 1,2x0,8 м. Внутри объекта, рядом с самым крупным камнем, находилась небольшая плоская фигурка догу: с обломанными руками и частью головы. На оставшейся ча-
сти лица сохранился нос в форме клюва и сильно деформированные глаза. Поскольку лицо догу: не имело человеческих черт, ее отнесли к зооморфному типу (птица) [Куцу-вада, 2010, с. 90-91; Иванова, 2018, с. 99-101].
Заключение
Для поселений среднего дзё:мона, расположенных на территории региона Тохо-ку, характерны три основных варианта структуры - концентрическая, сегментарная и двусоставная. Согласно накопленным данным наибольшее распространение получила концентрическая система расположения объектов, классическим примером которой является памятник Нисида. Второй по частоте встречаемости памятников значится сегментарная структура, здесь в качестве эталонного поселения выделяется Госёно. К поселениям двусоставного типа относится памятник Ямада Уэнодай.
Подавляющее большинство поселений имеет в своем составе остатки жилищных западин, столбовые ямки от свайных сооружений, могильник с грунтовыми могилами, обилие ям хозяйственного назначения, мусорные кучи. Реже встречаются на поселениях заболоченные участки с огромным количеством раковин моллюсков, черепками, изделиями из органических материалов, а также погребальные сосуды.
С точки зрения формы для 1-й половины - середины среднего дзё:мона характерны жилищные котлованы овальной и круглой формы. По размеру все жилища можно разделить на три типа: небольшие (менее 10 кв. м), средние (10-25 кв. м) и большие (3070 кв. м). В редких случаях известны объекты крупных размеров (свыше 70 кв. м). Во второй половине среднего дзё:мона наряду с круглыми и овальными формами встречаются жилища прямоугольной, квадратной и подквадратной с закругленными углами формы.
Характерной особенностью второй половины среднего дзё:мона являются сложные объекты хозяйственного и ритуального назначения, как внутри поселений, так и за их пределами. Это разнообразные скопления камней, комбинированные очаги, жилища с каменным полом, которые в большинстве случаев носили региональный характер.
Что касается коллекций артефактов данного времени, то это типичный орудийный набор охотников-собирателей-рыболовов: наконечники стрел и копий, скребки, шлифованные топоры и оббитые орудия (тесла), куранты, терочники, каменные блюда, грузила и пр. (рис. 3.-7). В качестве самого массового материала выступает керамика, которая четко разделяется по стилям. Еще одной категорией находок являются изделия и украшения из обожженной глины (обломки догу:, серьги, подвески, треугольные таблички, диски, миниатюрные сосуды), а также изделия и украшения из камня (сэкибо:, каменные диски, подвески и бусы, резные гальки). Данная категория находок встречается в объектах, связанных с погребальной либо ритуальной практикой. Меньше всего информации получено по изделиям и украшениям из органических материалов. Ценными носителями информации о данной категории артефактов являются находки из раковинных куч и заболоченных участков с памятника Саннай Маруяма - изделия и украшения из кости (иглы, проколки), раковины (браслеты), рога, клыков (подвески), а также образцы двух плетеных изделий и лакированная деревянная посуда (рис. 3.-2).
Благодарности
Автор выражает искреннюю признательность своим японским коллегам из Университета Тохоку (профессорам Каору Акосима и Йоситака Каномата) за помощь с литературой и ценные комментарии по сюжетам настоящей статьи.
Библиографический список
Арай Т. Памятник Вадай и керамика с изображением человека эпохи дзё:мон // Исэки о манабу (Изучая памятники). Токио : Синсэнся, 2009. Вып. 54. 93 с. (на яп. яз.).
Бунка-тё: бункадзай-бу кинэнмоно-ка (Отдел по охране культурных ценностей Агентства по делам культуры). Майдзо: бункадзай канкэй то:кэй сирё: Хэнсэй 28-нэндо-бан (Статистические данные по археологии за 2016 г.). Токио : Бунка-тё, 2017. 39 с. (на яп. яз.).
Иванова Д.А. Средний дзё:мон острова Хонсю (5-4 тыс. л.н.): общие характеристики и локальные особенности: дис. ... канд. ист. наук. Новосибирск, 2018. Т. 1. 386 с.
Камифукасава исэки. То:хоку дзидо:ся-до: исэки тё:са хо:коку-сё (Памятник Камифукасава. Археологический отчет, в связи со строительством скоростной автомагистрали Тохоку) // Мияги-кэн бункадзай хаккуцу тё:са хо:коку-сё (Археологический отчет центра сохранения культурного наследия преф. Мияги). Сендай : Мияги-кэн кё:ику иинкай, 1978. Вып. 52. 594 с. (на яп. яз.).
Кобаяси К. Группы могил с памятников Сайкайбути и Нисида // Нэнпо: - ко:эки дзайдан хо:дзин Ямагата-кэн майдзо: бункадзай сэнта: (Годовой отчет центра защиты культурного наследия преф. Ямагата). Каминояма : Оокадзэ, 2013. С. 58-65 (на яп. яз.).
Куцувада К. О обстоятельствах нахождения догу: из коллекции музея Сиракава, центра культурного наследия преф. Фукусима // Фукусима-кэн бункадзай сэнта: Сиракава-кан кэнкю: киё: (Научный бюллетень музея Сиракава, центр культурного наследия преф. Фукусима). Сиракава : Фукусима-кэн кё:ику иинкай, 2010. Вып. 5. С. 87-94 (на яп. яз.).
Мацукидай III исэки (Памятник Мацукидай III) // Акита-кэн бункадзай хаккуцу тё:са хо:коку-сё (Археологический отчет центра сохранения культурного наследия преф. Акита). Сэмбоку : Акита-кэн кё:ику иинкай, 2001. Вып. 326. 383 с. (на яп. яз.).
Нисимото Т., Миура К., Сумита М., Мията Ё. Даты по просу эпохи дзё:мон // До:буцу ко:когаку (Зооархеология). 2007. Вып. 24. С. 85-88 (на яп. яз.).
Нисиномаэ исэки хаккуцу тё:са хо:коку-сё (Археологический отчет по памятнику Нисино-маэ) // Ямагата-кэн майдзо: бункадзай сэнта: хаккуцу тё:са хо:коку-сё (Научно-исследовательский отдел центра сохранения культурного наследия преф. Ямагата). Каминояма : Ямагата-кэн майдзо: бункадзай сэнта:, 1994. Вып. 1. 144 с. (на яп. яз.).
Сайкайбути исэки дай 1-дзи хаккуцу тё:са хо:коку-сё (Археологический отчет по памятнику Сайкайбути) // Ямагата-кэн майдзо: бункадзай хаккуцу тё:са хо:коку-сё (Археологический отчет центра сохранения культурного наследия преф. Ямагата). Ямагата : Ямагата-кэн кё:ику иинкай, 1991. Вып. 164. Ч. 1. 105 с. (на яп. яз.).
Саннай Маруяма исэки. Дзё:мон дзидай-но дайкибо сю:раку (Памятник Саннай Маруяма. Крупные поселения эпохи дзё:мон) // Аомори-кэн кё:ику тё: бункадзай хого-ка Саннай Маруяма исэки ход-зон кацуё: суйсин-сицу (Отдел по охране памятника Саннай Маруяма, центра сохранения культурного наследия преф. Аомори). Аомори : Аомори-кэн кё:ику тё: бункадзай хого-ка, 2004. 16 с. (на яп. яз.).
Со:ран дзё:мон доки (Справочник по керамики дзё:мон). Токио : UM Promotion, 2008. 1322 с. (на яп. яз.)
Сугавара Т. Специфика развития поселений второй половины среднего дзё:мона, на территории западной части преф. Ямагата // Ямагата-кэн майдзо: бункадзай тё:са сэнта: кэнкю: киё: (Научный бюллетень центра сохранения культурного наследия преф. Ямагата). 2008. Вып. 5. С. 1-17 (на яп. яз.).
Судзуки К. Деревня и социальная организация поселений эпохи дзё:мон района Тохоку // Дзё:мон сю:раку-но таё:сэй I: Сю:раку-но хэнсэй то тиикисэй (Многообразие поселений эпохи дзё:мон: история развития поселений и локальные варианты). Токио : Ю:дзангаку, 2009. Вып. 1. С. 51-94 (на яп. яз.).
Табарев А.В., Иванова Д.А., Нестеркина А.Л., Соловьёва Е.А. Дзёмонская традиция монументальных сооружений на Японском архипелаге: истоки, особенности, распространение // Археология, этнография и антропология Евразии. 2017. №45 (4). С. 45-55. DOI: 10.17746/1563-0102.2017.45.4.045-055
Такада К. Представление о доме и деревне эпохи дзё:мон: памятник Госёно // Исэки о манабу (Изучая памятники). Токио : Синсэнся, 2005. Вып. 15. 93 с. (на яп. яз.).
Такасэяма исэки (1-ки) дай 1-4-дзи хаккуцу тё:са хо:коку-сё (Отчет о проведении археологических работ в зонах 1-4 памятника Такасэяма №1) // Ямагата-кэн майдзо: бункадзай сэнта: хаккуцу
тё:са хо:коку-сё (Научно-исследовательский отдел центра сохранения культурного наследия преф. Ямагата). Каминояма : Ямагата-кэн майдзо: бункадзай сэнта:, 2004. Вып. 121. Ч. 1. 663 с. (на яп. яз.).
Тикано исэки хаккуцу тё:са хо:коту-сё (Отчет о проведении археологических работ на памятнике Тикано) // Аомори-си майдзо: бункадзай тё:са хо:коку-сё (Археологический отчет центра сохранения культурного наследия г Аомори). Аомори : Аомори-си кё:ику иинкай, 2002. Вып. 68. 72 с. (на яп. яз.).
Токубэцу сисэки Саннай Маруяма исэки (Особый исторический памятник Саннай Маруяма) // Аомори-кэн кё:ику-тё: бункадзай хого-ка (Отдел по охране культурного наследия преф. Аомори). Аомори: Аомори-кэн кё:ику иинкай, 2015. Вып. 18. 96 с. (на яп. яз.).
Томиносава (1) - (2) исэки (Памятник Томиносава №№1, 2) // Аомори-си майдзо: бункадзай хаккуцу тё:са хо:коку-сё (Археологический отчет центра сохранения культурного наследия г Аомори). Аомори : Аомори-си кё:ику иинкай, 1992. Вып. 143, ч. 5. 250 с. (на яп. яз.).
Хабу Ю. «История жизни» поселения Саннай Маруяма: изменения функций памятника, мобильность и культурные особенности // Кокурицу миндзокугаку хакубуцукан тё:са хо:коку (Исследовательский отчет Национального этнологического музея). 2002. Вып. 33. С. 161-183 (на яп. яз.).
Хэйсэй 26-нэндо хаккуцу тё:са хо:коку-сё (Археологический отчет за 2014 г.) // Иватэ-кэн бунка синко: дзайдан майдзо: бункадзай тё:са хо:коку-сё (Археологический отчет центра сохранения культурного наследия, агентства по развитию преф. Иватэ). Мориока : Иватэ-кэн бунка синко: дзайдан майдзо: бункадзай сэнта:, 2015. Вып. 647. 133 с. (на яп. яз.).
Цудзи С. Стратиграфия и хронология памятника Саннай Маруяма, префектура Аомори, Север Японии // Сёкусэйси кенкю: (Японский журнал исторической ботаники). 2006. Вып. 2. С. 23-48 (на яп. яз.).
Ямада Уэнодай исэки, Сё:ва 55 нэндо хаккуцу тё:са хо:коку-сё (Памятник Ямада Уэнодай, отчет о раскопках 1980 г.) // Сэндай-си бункадзай хаккуцу тё:са хо:коку-сё (Археологически отчет центра сохранения культурного наследия г. Сендай). Сендай : Сэндай-си кё:ику иинкай, 1987. Вып. 100. 927 с. (на яп. яз.).
Habu J. Ancient Jomon of Japan / ed. Rita P. Wright. Cambridge : Cambridge Univ. Press, 2004. 332 p.
Jomon Japan. Available at: http://jomon-japan.jp/library /photo/ (Accessed 03.06.2020).
Matsumoto N., Habu J., Matsui A. Subsistence, Sedentism, and Social Complexity among Jomon Hunter-Gatherers of the Japanese Archipelago // Handbook of East and Southeast Asian Archaeology. New York : Springer, 2017. P. 437-450.
Okada Y. Jomon Culture of Northeastern Japan and the Sannai Maruyama Site // Senri Ethnological Studies. 2003. Vol. 6. P. 173-186.
Takada K., Nishikawa K., Asakawa S. Reconstruction of a Jomon Period Sod Roof Pit House: Burnt Pit Dwelling of Goshono Site, Ichinohe Town, Iwate Prefecture (1) // Monthly Cultural Asset. 1998. Vol. 417. P. 55-59.
Reference
Arai T. Jomon jin o kaita doki Wadai iseki [Wadai Site and Jomon Pottery with Anthropomorphic Motif]. Iseki o manabu [Learn the Ruins]. Tokyo : Shinsensha, 2005. Vol. 54. 93 p. (In Japanese).
Bunka-cho bunkazai-bu kinenmono-ka [Department for the Protection of Cultural Property of the Agency for Cultural Affairs]. Maizo bunkazai kankei tokei shiryo Hensei 28-nendo-ban [Archaeology Statistics 2016]. Tokyo : Bunka-cho, 2017. 39 p. (In Japanese).
Ivanova D.A. Srednij jomon ostrova Honshu (5-4 tys. l.n.): obsfchie harakteristiki i lokal'nye oso-bennosti: diss. kan. ist. nauk [The Middle Jomon Period of Honshu Island (5-4 thousand years ago): General Characteristics and Local Features: Dissertation ... Cand. Hist. Sciences]. Novosibirsk, 2018. 386 p.
Kamifukasawa iseki. Tohoku jidosha iseki chosa hokoku-sho [Kamifukasawa. Site. Archaeological Report Concerned with Construction of the Tohoku Expressway]. Miyagi-ken bunkazai chosa hokoku-sho [Miyagi Prefecture Cultural Heritage Center of Archaeological Report]. Sendai : Miyagi-ken kyoiku iinkai, 1978. Vol. 52. 594 p. (In Japanese).
Kobayashi K. Saikaibuchi iseki to Nishida iseki-no boko-gun ni tsuite [Groups of Burial Pits from the Saikaibushi and Nishida Site]. Nenpo koeki zaidan hojin Yamagata-ken maizo bunkazai senta [Annual Report of the Yamagata Prefecture Cultural Heritage Center]. Kaminoyama : Okaze, 2013. Pp. 58-65 (In Japanese).
Kutsuwada K. Fukushima-ken bunkazai sent! Shirakawa-kan shüzö dogu-no shutsudo jökyö-ni tsuite [About the Situation of Clay Figurines from Sites from the Collection of the Shirakawa Museum, Center for Cultural Heritage of Prefecture Fukushima]. Fukushima-ken bunkazai senta Shirakawa-kan kenkyu kiyö [Bulletin of the Shirakawa Museum, Fukushima Prefecture Heritage Center]. Shirakawa : Fukushima-ken kyöiku iinkai, 2010. Vol. 5. Pp. 87-94 (In Japanese).
Matsukidai III iseki [Matsukidai III site]. Akita-ken bunkazai hakkutsu chösa hökoku-sho [Archaeological Report of the Akita Prefecture Cultural Heritage Center]. Semboku : Akita-ken kyöiku iinkai, 2001. Vol. 326. 383 p. (In Japanese).
Nishimoto T., Miura K., Sumita M., Miyata Y. Jömon hie-no nendai [Dare on Request: Age of "Jömon Millet"]. Döbutsu kökogaku [Zooarchaeology]. 2007. Vol. 24. Pp. 85-88 (In Japanese).
Nishinomae iseki hakkutsu chösa hökoku-sho [Nishinomae site Archaeological Report]. Yamagata-ken maizö bunkazai senta hakkutsu chösa hökoku-sho [Research Department of the Yamagata Prefecture Cultural Heritage Center]. Kaminoyama : Yamagata-ken maizö bunkazai senta, 1994. Vol. 1. 144 p. (In Japanese).
Saikaibuchi iseki dai 1-ji hakkutsu chösa hökoku-sho [Saikaibuchi site Archaeological Report]. Yamagata-ken maizö bunkazai senta hakkutsu chösa hökoku-sho [Research Department of the Yamagata Prefecture Cultural Heritage Center]. Yamagata : Yamagata-ken kyöiku iinkai, 1991. Vol. 164 (1). 105 p. (In Japanese).
Sannai Maruyama iseki. Jömon jidai-no daikibo shuraku [Sannai Maruyama Site. Large settlements of the Jömon Period]. Aomori-ken kyöiku chö bunkazai hogo-ka Sannai Maruyama iseki hozon katsuyö suishin-shitsu [Protection Department of Sannai Maruyama Site, Aomori Prefecture Cultural Heritage Center]. Aomori : Aomori-ken kyöiku chö bunkazai hogo-ka, 2004. 16 p. (In Japanese).
Söran Jömon doki [Handbook of Jömon Pottery]. Tokyo : UM Promotion, 2008. 1322 p. (In Japanese).
Sugawara T. Yamagata-ken ni okeru Jömon zidai chuki köhan-ni shuraku yösö - Yamagata bonchi seibu o chushin to shite [The Specifics of the Development of Settlements in the Second Half of the Middle Jömon, in the Western Part of Yamagata Prefecture]. Yamagata-ken maizö bunkazai senta kenkyu kiyö [Bulletin of the Yamagata Prefecture Cultural Heritage Center]. 2008. Vol. 5. Pp. 1-17 (In Japanese).
Suzuki K. Töhoku chihö-no Jömon shuraku-no shakai soshiki to sonraku [Village and Social Organization of the Jömon Settlements of Tohoku]. Jömon shuraku-no tayösei I: Shuraku-no heisei to chiikisei [The Variety of the Jömon Settlements: The History of Settlement Development and Local Variants]. Tokyo : Yuzangaku, 2009. Vol. 1. Pp. 51-94 (In Japanese).
Tabarev A.V., Ivanova D.A., Nesterkina A.L., Solovieva E.A. Dzemonskaya tradiciya monumental'nyh sooruzhenij na Yaponskom arhipelage: istoki, osobennosti, rasprostranenie [The Jömon Megalithic Tradition in Japan: Origins, Features, and Distribution]. Arheologiya, etnografiya i antropologiya Evrazii [Archaeology, Ethnology and Anthropology of Eurasia]. 2017. Vol. 54(4). Pp. 45-55. DOI: 10.17746/15630102.2017.45.4.045-055.
Takada K. Jömon no ie to mura no fukei - Goshono iseki [Landscape of Home and Village on Jömon Culture - Goshono site]. Iseki o manabu [Learn the Ruins]. Tokyo : Shinsensha, 2005. Vol. 15. 93 p. (In Japanese).
Takaseyama iseki (1-ki) dai 1—4-ji hakkutsu chösa hökoku-sho [Archaeological Report of the Takas-eyama Site from Zone 1-4]. Yamagata-ken maizö bunkazai senta hakkutsu chösa hökoku-sho [Research Department of the Yamagata Prefecture Cultural Heritage Center]. Kaminoyama : Yamagata-ken maizö bunkazai senta, 2004. Vol. 121 (1). 663 p. (In Japanese).
Chikano iseki hakkutsu chösa hökoku-sho [Chikano Site Archaeological Report]. Aomori-shi maizö bunkazai chösa hökoku-sho [Archaeological Report of the Aomori Cultural Heritage Center]. Aomori : Aomori-shi kyöiku iinkai, 2002. Vol. 68. 72 p. (In Japanese).
Tokubetsu shiseki Sannai Maruyama iseki [Sannai Maruyama Special Historic Site]. Aomori-ken kyöiku chö bunkazai hogo-ka [Aomori Prefecture Cultural Heritage Department]. Aomori : Aomori-ken kyöiku iinkai, 2015. Vol. 18. 96 p. (In Japanese).
Tominosawa (1) - (2) iseki [Tominosawa 1-2 sites] // Aomori-shi maizö bunkazai hakkutsu chösa hökoku-sho [Archaeological Report of the Aomori Cultural Heritage Center]. Aomori : Aomori-shi kyöiku iinkai, 1992. Vol. 143 (5). 250 p. (In Japanese).
Habu J. Sannai Marayama iseki-no "raifu hisutori" - iseki-no kino to teiju doto bunka keikan-no hensei ["Life Story" of the Sannai Maruyama Settlement: Changes in the Functions of the Site, Mobility and Cultural Characteristics]. Kokuritsu minzokugaku hakubutsukan chosa hokoku-sho [Report of National Museum of Ethnology]. 2002. Vol. 33. Pp. 161-183 (In Japanese).
Heisei 26-nendo hakkutsu chosa hokoku-sho [Archaeological report 2014]. Iwate-ken bunka shinko zaidan maizo bunkazai chosa hokoku-sho [Archaeological Report of the Cultural Heritage Center, Iwate Prefecture Development Agency]. Morioka : Iwate-ken bunka shinko zaidan maizo bunkazai senta, 2015. Vol. 647. 133 p. (In Japanese).
Tsuji S. Sannai Maruyama iseki no sojo to hennen [Stratigraphy and Chronology of the Sannai Maruyama Site, Aomori Prefecture, Northern Japan]. Shokuseishi kenkyu [Japanese Journal of Historical Botany]. 2006. Vol. 2. Pp. 23-48. (In Japanese).
Yamada Uenodai iseki, Showa 55 nendo hakkutsu chosa hokoku-sho [Yamada Uenodai Site, Excavation Report 1980]. Sendai-shi bunkazai chosa hokoku-sho [Archaeological report of the Sendai Cultural Heritage Center]. Sendai : Sendai-shi kyoiku iinkai, 1987. Vol. 100. 927 p. (In Japanese).
Habu J. Ancient Jomon of Japan / ed. Rita P. Wright. Cambridge : Cambridge Univ. Press, 2004. 332 p.
Jomon Japan. Available at: http://jomon-japan.jp/library /photo/ (Accessed 03.06.2020).
Matsumoto N., Habu J., Matsui A. Subsistence, Sedentism, and Social Complexity among Jomon Hunter-Gatherers of the Japanese Archipelago. Handbook of East and Southeast Asian Archaeology. New York : Springer, 2017. P. 437-450.
Okada Y. Jomon Culture of Northeastern Japan and the Sannai Maruyama Site. Senri Ethnological Studies. 2003. Vol. 6. P. 173-186.
Takada K., Nishikawa K., Asakawa S. Reconstruction of a Jomon Period Sod Roof Pit House: Burnt Pit Dwelling of Goshono Site, Ichinohe Town, Iwate Prefecture (1). Monthly Cultural Asset. 1998. Vol. 417. P. 55-59.
D.A. Ivanova
Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia
SETTLEMENT COMPLEXES OF THE MIDDLE JOMON IN TOHOKU: COMMON FEATURES, LOCAL SPECIFICS AND TERMS
Over the past decade, the data on the archaeological cultures of the Japanese archipelago, from the Paleolithic to the Kofun period, have been actively introduced into the Russian archaeology. These materials concern various aspects of the subsistence life of local tribal formations. This study discusses features of the internal structure of the Middle Jomon settlements from the Tohoku region. The article presents the data from archaeological reports of the most significant sites of this period. Some materials about Middle Jomon sites (such as Sannai Maruyama, Goshono) were previously published in Russian periodicals, however, the overwhelming majority of data have been presented for the first time. The main attention is paid to the description of the site location, the characteristics of pit-dwellings and raised-floor buildings, household and ritual objects, their location relative to each other, with a short mention of the discovered artifacts. The article was based on materials of the author's PhD dissertation research "The Middle Jomon period of Honshu island (5-4 thousand years ago): general characteristics and local features" [Ivanova, 2018].
Key words: Japan, Tohoku region, Middle Jomon, settlement, structure, pit-dwelling, raised-floor buildings, ritual places, terms