Научная статья на тему 'ПРИОРИТЕТЫ ИНФОРМАЦИОННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СУДОПРОИЗВОДСТВА В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРИОРИТЕТЫ ИНФОРМАЦИОННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СУДОПРОИЗВОДСТВА В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВОСУДИЕ / ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / СУДОПРОИЗВОДСТВО / ELECTRONIC JUSTICE / TECHNOLOGIES / DIGITALIZATION / JUDICIAL PROCEEDINGS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Касумов Нихад Фирдовсиович

В последние два десятилетия произошли большие революционные изменения в обыденной жизни общества и государства. Основной движущей силой этих преобразований стала масштабная цифровизация. Этот процесс охватывает разнообразные сферы, включая образование, обслуживание, экономику и организацию государственных услуг. Цифровизация затрагивает не только повседневную жизнедеятельность, но и область права, включая судебную систему. В этой связи особую значимость приобретает электронное правосудие, которое представляет собой комплекс мер и технических средств, позволяющих осуществлять судопроизводство с использованием электронных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIORITIES OF INFORMATION SUPPORT OF LEGAL PROCEEDINGS IN THE LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION

In the last two decades, revolutionary and major changes have taken place in the everyday life of society and the state. The main driving force behind these transformations has been large-scale digitalization. This process covers a variety of areas, including education, services, economics and the organization of public services. Digitalization affects not only everyday life, but also the field of law, including the judicial system. In this regard, electronic justice is of particular importance, which is a set of measures and technical means that allow conducting legal proceedings using electronic technologies.

Текст научной работы на тему «ПРИОРИТЕТЫ ИНФОРМАЦИОННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СУДОПРОИЗВОДСТВА В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Евразийская адвокатура. 2024. № 4 (69). С. 145. Eurasian advocacy. 2024;(4(69)):145.

Правосудие и правоохранительная деятельность в евразийском пространстве

Научная статья УДК 347

doi 10.52068/2304-9839_2024_69_4_145

ПРИОРИТЕТЫ ИНФОРМАЦИОННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СУДОПРОИЗВОДСТВА В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАСУМОВ Нихад Фирдовсиович

Аспирант Департамента международного и публичного права юридического факультета Финансового

университета при Правительстве Российской Федерации

125167, г. Москва, Ленинградский пр., д. 49/2, Российская Федерация

Аннотация: В последние два десятилетия произошли большие революционные изменения в обыденной жизни общества и государства. Основной движущей силой этих преобразований стала масштабная цифрови-зация. Этот процесс охватывает разнообразные сферы, включая образование, обслуживание, экономику и организацию государственных услуг. Цифровизация затрагивает не только повседневную жизнедеятельность, но и область права, включая судебную систему. В этой связи особую значимость приобретает электронное правосудие, которое представляет собой комплекс мер и технических средств, позволяющих осуществлять судопроизводство с использованием электронных технологий.

Ключевые слова: электронное правосудие, технологии, цифровизация, судопроизводство Для цитирования: Касумов Н.Ф. Приоритеты информационного сопровождения судопроизводства в законодательстве Российской Федерации// Евразийская адвокатура. 2024. № 4(69). С. 145. https:// doi.org/ 10.52068/2304-9839_2024_69_4_145

Justice and Law-Enforcement Activity in the Eurasian Space

Original article

PRIORITIES OF INFORMATION SUPPORT OF LEGAL PROCEEDINGS IN THE LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION

KASUMOV Nihad Firdovsiovich

Postgraduate student of Department of International and Public Law of Faculty of Law of Financial University under the

Government of the Russian Federation

125167, Moscow, Leningradsky Pr., 49/2, Russian Federation

Abstract: In the last two decades, revolutionary and major changes have taken place in the everyday life of society and the state. The main driving force behind these transformations has been large-scale digitalization. This process covers a variety of areas, including education, services, economics and the organization of public services. Digitaliza-tion affects not only everyday life, but also the field of law, including the judicial system. In this regard, electronic justice is of particular importance, which is a set of measures and technical means that allow conducting legal proceedings using electronic technologies.

Keywords: electronic justice, technologies, digitalization, judicial proceedings, judicial system For citation: Касумов Н.Ф. Priorities of Information Support of Legal Proceedings in The Legislation of the Russian Federation = Eurasian advocacy. 2024;4(69):145. (In Russ.). https://doi.org/ 10.52068/2304-9839_2024_69_4_145

Современные технологии значительно упрощают процессы в судебной системе. В современной юридической практике стали возможны представление документации в цифровом виде, осуществление диспетчеризации уведомлений и подготовка досье для судопроизводства с применением цифровых технологий. Процессуальные

действия теперь могут вестись на основе электронных документов, а юридически значимые акты выпускаться в цифровом эквиваленте. Дополнительно функционируют онлайн-платфор-мы, предоставляющие сервисы для дистанционной отправки судебных решений и их реплик; а значительный импульс развитию электронной

© Касумов Н.Ф., 2024 Распространяется по лицензии Creative Commons Attribution NonCommercial License 4.0 (CC BY-NC).

юстиции придала пандемия COVID-19, в ходе которой были разработаны новые нормативы для удалённого взаимодействия сторон в судебных слушаниях. В конечном итоге, через интернет-конференции с соблюдением установленных технических стандартов участники могут вовлекаться в процессуальные мероприятия.

На сегодняшний день существует термин, возникший вследствие интеграции цифровых технологий в отдельные аспекты судопроизводства, который в контексте российской практики (циви-листической и уголовной) обычно обозначается как электронное правосудие. Следует подчеркнуть, что это определение имеет скорее теоретический характер и применяется в законодательных дискуссиях для описания данного феномена. Несмотря на отсутствие юридического определения этого института в законодательных документах, термин находит активное применение в научных трудах по процессуальному праву и фигурирует в стратегическом документе, посвященном развитию информационного общества в Российской Федерации на период с 2017 по 2030 год.

Судебная система гарантирует высокую степень защиты прав и гуманности в правовом государстве, а также воспитывает у граждан посредством повседневной деятельности судов уважение к закону и правовое сознание. С развитием ИТ, которые оказали непосредственное влияние на все аспекты жизни, включая государственное управление, судебные органы стремятся к активному внедрению основных начал электронной демократии, что способствует партнерству между индивидами, гражданским обществом и государственными институтами [1].

Все поправки к Конституции РФ, которые были приняты в рамках всероссийского голосования 1 июля 2020 г., привели к значительным изменениям в судебной системе страны. Эти изменения затронули как структуру судов, так и их полномочия. Одним из наиболее важных изменений стало закрепление в Конституции РФ принципа единства судебной системы; статья 75.1 Конституции РФ обеспечивает создание условий для экономического роста и благосостояния граждан, поддерживает социальное доверие и солидарность и отражает стремление к использованию технологических изменений для улучшения жизни граждан. Цифровизация в России играет очень важную роль в формировании электронного правосудия (ЭП). Благодаря цифровизации обеспечивается доступность, прозрачность. Однако цифровизация сегодня требует постоянного обновления и улучшения, дабы ИТ могли обеспе-

чивать справедливую и в то же время эффективную систему правосудия. Опишем особенности ЭП: ускорение обработки дел; упрощение доступа к материалам; повышение прозрачности судебной системы.

Дальнейший успех ЭП зависит от следующих аспектов: современной инфраструктуры; скоростных интернет-сетей; квалифицированных специалистов.

Россия благодаря цифровизации достигает новых горизонтов в развитии ЭП - автоматизации судебных процессов и предоставлении электронных услуг гражданам [2].

Концепция электронного правосудия была воплощена в жизнь благодаря комплексу преобразований (инновационных, нормативных и структурных), и это стало осуществимо именно в свете эволюции законодательных норм, касающихся законодательства (материального, процессуального). В.В. Глоба подчеркивает: механизмы работы цифрового государства, а также электронного правосудия в Российской Федерации строятся на фундаментальных началах прозрачности, гарантирования свободного доступа к сведениям о судебной системе и её работе, также основные принципы должны быть зафиксированы в законодательных актах, которые возлагают обязанности на соответствующие институты госрегулирования [3]. Курс на интеграцию ИКТ в механизмы правосудия РФ был задан на заре нового тысячелетия; мотивацией послужили как дефицит финансов и техники у судов, так и рост числа дел и длительности их рассмотрения; законодательный толчок дало утверждение программы по модернизации судебной системы на период с 2002 по 2006 г., закреплённое Постановлением № 805 от 20.11.2001 [4].

Основные цели Программы включили в себя информационное сопровождение системы судебного производства, а также модернизацию управления (процессуального типа) и кроме того, интеграцию ИТ; в рамках утвержденной Программы судебные органы РФ были оснащены автоматизированными рабочими местами для судей и сотрудников, а также локальными вычислительными сетями с необходимыми информационными ресурсами, что последовало за первой Федеральной целевой программой, утвержденной Правительством РФ решением № 583 от 21 сентября 2006 года, и продолжилось второй программой «Развитие судебной системы России» на 20072012 годы [5].

Основными приоритетами этой программы были:

EURASIAN ADVOCACY

4 (69) 2024

1. Развитие информационных технологий, способствующих повышению эффективности работы судебной системы.

2. Повышение открытости и доступности судебной системы для населения.

В результате реализации программы была модернизирована инфраструктура судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Были созданы веб-сайты судов, и внедрена система электронного документооборота.

С 2007 года в Российской Федерации стали внедряться информационные, программные и технические решения в систему «Правосудие»: охвачены судебные органы общей юрисдикции, региональные подразделения Судебного департамента.

Трансформация системы судопроизводства России основывается на фундаментальных положениях, прописанных в федеральной программе («Развитие судебной системы России на 20132020 годы» [6]), по улучшению судебной инфраструктуры России в 2013-2020 годах, зарубежных стандартах демократических процессов и укреплении социальной стабильности, а также на методах создания и реализации нормативно-правовых актов. Исполнение заданий, определённых в данной программе, может послужить крепким фундаментом для развития концепции правового государства, где свободный обмен информацией о работе судебных органов будет способствовать защите прав и свобод граждан в рамках демократического устройства.

Инициатива, получившая название «Электронное правосудие» (ЭП), предполагает циф-ровизацию процессов взаимодействия и доступа к информации в судебной системе; упомянутая мера направлена на повышение прозрачности и оперативности судопроизводства, а также на формирование консистентной судебной практики, что, в свою очередь, должно укрепить доверие граждан к судебной власти. Для того чтобы российские суды могли эффективно функционировать и конкурировать на глобальном уровне, необходимы:

- современное техническое оснащение: включает в себя не только компьютерное оборудование, но и программное обеспечение, которое позволяет судьям и судебному персоналу эффективно обрабатывать дела; например, автоматизированные системы управления делами могут значительно ускорить процесс рассмотрения дел;

- независимость судебной системы: означает защиту судов от политического и иного внешнего давления, что является залогом справедливого

правосудия; например, законодательные гарантии независимости судей отражаются в их праве на несменяемость и неприкосновенность;

- высокое качество исполнения судебных решений и проведенных экспертиз: важно для обеспечения верховенства права и справедливости решений; качественно проведенные экспертизы и исполнение решений повышают доверие к судебной системе и ее авторитет.

Конституционные обязанности судов по защите интересов государства и прав граждан подразумевают не только соблюдение установленных процедур, но и активное участие в развитии правовой системы; это включает в себя не только рассмотрение дел, но и разъяснительную работу среди населения, например через публикацию судебных актов и разъяснение правовых норм. Таким образом, суды способствуют не только разрешению конкретных споров, но и формированию правовой культуры в обществе [7].

В обращении главы российского государства, датированном 2018 годом, было подчеркнуто: современный мир обладает значительным запасом технологических достижений, которые открывают перспективы для прорывного улучшения жизненного уровня населения, для преобразований в экономике, для обновления инфраструктурных объектов и оптимизации механизмов управления государственными процессами.

Для иллюстрации: технологический потенциал может быть представлен развитием цифровых технологий, которые упрощают доступ к образовательным и медицинским услугам, тем самым повышая качество жизни; экономическая модернизация проявляется через внедрение инновационных производственных технологий, что ведет к росту производительности труда и экономическому росту; улучшение инфраструктуры затрагивает обновление транспортной сети, что обеспечивает более эффективное перемещение людей и товаров; государственное управление усовершенствуется благодаря внедрению систем электронного документооборота, что повышает прозрачность и скорость административных процедур.

Таким образом, акцентируется важность использования накопленного технологического багажа для достижения социально-экономического прогресса и укрепления государственных институтов. Важность процессов цифровизации неоспорима, особенно с учетом их влияния на саму систему; это стало особенно заметно именно во время COVID-19 в 2020 г., поскольку происходили такие процессы: внедрение технологий (компьютерных) в функционирование судов и структур управлен-

ческого характера системы судопроизводства; углубление применения передовых ИТ в процессе судебных процессов; разработка соответствующей инфраструктуры для осуществления сбора, сохранения, обработки и предоставления доступа к информации, а также её дальнейшего использования и распространения. Появилась возможность отправки документов в суд в электронном формате, а также удалённое участие в судебных слушаниях; помимо этого, создана система электронного судопроизводства, облегчающая процессуальное взаимодействие сторон через обмен документацией, подачу заявлений и выполнение других процедурных действий в онлайн-режиме.

Законодательное регулирование в сфере электронного судопроизводства пока что находится на раннем этапе формирования, и множество нормативных документов не полностью отражают уникальность этого направления; в течение длительного времени представители научного сообщества выступают с предложениями о введении термина «электронное правосудие» в ряд законодательных актов. Значительный прогресс в узаконивании электронного судопроизводства начался после утверждения Концепции развития информационных технологий в системе судебной власти до 2020 года от 19 февраля 2015 года, которая предусматривает формирование соответствующих условий для обеспечения взаимодействия разнообразных органов в электронном формате, в частности интеграцию электронного судопроизводства в общую информационную среду судов общей юрисдикции и, кроме того, арбитражных судов.

Интеграция новейших информационных решений в судебную инфраструктуру России существенно способствует упрощению доступа к правосудию, повышает стандарты судопроизводства и ускоряет процесс рассмотрения юридических дел; направление является ключевым в оптимизации работы судов и укреплении правовой системы страны. Одним из важнейших вопросов, стоящих перед судебной системой в настоящее время, является дальнейшее развитие электронного правосудия.

Список источников

1. Неволин И.А. Проблемы внедрения электронного правосудия в России // Вестник Науки и Творчества. 2023. № 6 (88). С. 42-45.

2. Кузнецов А.А., Гриценко В.Д. Проблемы и перспективы развития электронного правосудия // На-укосфера. 2022. № 4-1. С. 208-212.

3. Попова Е.С. Проблемы и перспективы развития электронного правосудия // Актуальные вопросы юри-

дических наук: материалы V Международной науч. конференции. 2019. № 2. С. 12-14.

4. Борисова Л.В. Об основных направлениях становления и развития электронного правосудия в современной России // Право и цифровая экономика. 2020. № 2 (8). С. 32-35.

5. Постановление Правительства РФ от 21.09.2006 № 583 (ред. от 01.11.2012) «О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2007-2012 годы» // Российская газета. 2006. № 245.

6. Распоряжение Правительства РФ от 20.09.2012 № 1735-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы» // Собрание законодательства РФ. 2012. 1 ноября. № 40. Ст. 5474.

7. Гордиенко Е.Л. Электронное правосудие: генезис и перспективы // Научные горизонты. 2019. № 5-1 (21). С. 129-134.

8. Савельева Т.А. К вопросу о формировании электронного правосудия в России // Цивилистика: право и процесс. 2019. № 4 (8). С. 88-90.

References

1. Nevolin I.A. Problemy" vnedreniya e"lektronnogo pravosudiya v Rossii // Vestnik Nauki i Tvorchestva. 2023. № 6 (88). S. 42-45.

2. Kuzneczov A.A., Gricenko V.D. Problemy" i perspe-ktivy" razvitiya e"lektronnogo pravosudiya // Naukosfera. 2022. № 4-1. S. 208-212.

3. Popova E.S. Problemy" i perspektivy" razvitiya e"lektronnogo pravosudiya // Aktual"ny"e voprosy" yuridicheskix nauk: materialy" V Mezhdunarodnoj nauch. konferencii. 2019. № 2. S. 12-14.

4. Borisova L.V. Ob osnovny"x napravleniyax stanov-leniya i razvitiya e"lektronnogo pravosudiya v sovremen-noj Rossii // Pravo i cifrovaya e"konomika. 2020. № 2 (8). S. 32-35.

5. Postanovlenie Pravitel"stva RF ot 21.09.2006 № 583 (red. ot 01.11.2012) «O federal"noj celevoj programme «Razvitie sudebnoj sistemy" Rossii» na 2007-2012 gody"» // Rossijskaya gazeta. 2006. № 245.

6. Rasporyazhenie Pravitel"stva RF ot 20.09.2012 № 1735-r «Ob utverzhdenii Koncepcii federal"noj celevoj programmy" «Razvitie sudebnoj sistemy" Rossii na 20132020 gody"» // Sobranie zakonodatel"stva RF. 2012. 1 noy-abrya. № 40. St. 5474.

7. Gordienko E.L. E"lektronnoe pravosudie: genezis i perspektivy" // Nauchny"e gorizonty". 2019. № 5-1 (21). S. 129-134.

8. Savel"eva T.A. K voprosu o formirovanii e"lektron-nogo pravosudiya v Rossii // Civilistika: pravo i process. 2019. № 4 (8). S. 88-90.

Статья поступила в редакцию 01.07.2024; одобрена после рецензирования 10.07.2024; принята к публикации 10.07.2024.

The article was submitted 01.07.2024; approved after reviewing 10.07.2024; accepted for publication 10.07.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.