ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ
УДК 332.021.8:63
Солдатова И.Ю.
Приоритеты государственной поддержки сельского хозяйства России с учетом требований ВТО
В статье рассматриваются вопросы формирования эффективной, рациональной государственной поддержки сельского хозяйства, которая в условиях членства в ВТО должна стать приоритетной в экономической политике как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Ключевые слова: российский аграрный сектор, государственная поддержка сельскохозяйственных производителей, инвестиционная поддержка на федеральном и региональном уровнях; вступление в ВТО.
Под влиянием происходящих в последние годы в России процессов новаций сельскохозяйственной экономики трансформировалось само понятие государственной поддержки сельского хозяйства, которую следует трактовать более широко, как совокупность мер, направленных на оказание поддержки сельскому хозяйству за счёт бюджетных средств, и путём финансирования различных мероприятий инфраструктуры, подготовке кадров, повышению занятости и пр. [1; 2] Развитие сельского хозяйства неразрывно связано с общей экономической ситуацией в стране, а именно: продолжают сохраняться диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию и средства производства для сельского хозяйства, чрезмерная монополизация сфер экономики, обеспечивающих продвижение сельскохозяйственной продукции на рынки, неблагоприятные демографические тенденции на селе, дальнейшая деградация ресурсного потенциала сельского хозяйства и т.д. Поэтому только комплексное решение проблем в сфере сельского хозяйства способно укрепить социальное положение жителей села, поднять престиж сельскохозяйственного труда и сохранить село как основу экономики и культуры общества.
В конце сентября МВФ понизил прогноз роста ВВП России на 2013 год до 1,5% с ожидавшихся в июне 2,5%, и на 2014 год до 3% с ожидавшихся 3,25% [3]. России необходимо менять модель экономического роста. Наблюдаемое замедление темпов роста объясняется низким уровнем инвестиций, промышленного производства и внешнего спроса. Российская экономика должна опираться на более эффективное использование ресурсов и увеличение инвестиций. Для этого необходимы меры по увеличению производительности труда, улучшению инвестиционного климата, механизмов управления и прозрачности.
Выполнение обязательств России перед Всемирной торговой организацией (ВТО) служит важным инструментом реализации структурной программы. При этом в первую очередь помощь будет доступна тем отраслям, где наметились точки роста. Получив субсидии, они закрепят свой рост, а затем смогут развиваться дальше самостоятельно. В Законе «О развитии сельского хозяйства» необходимо закрепить основные принципы этой поддержки: гарантированность, преемственность, стабильность, взаимодействие Российской Федерации и её субъектов, поддержка всех форм хозяйствования.
Сельское хозяйство России является отраслью, осуществляющей деятельность в нестабильной экономической среде, с учетом рисков экономических, политических, природно-климатических. В настоящее время это волатильный экономический рост. Необходимость государственной поддержки сельского хозяйства вызвана его низкой эффективно-
76
стью, неконкурентоспособностью, существенным снижением привлекательности для инвесторов, обусловленных следующими причинами:
длительный период окупаемости инвестиций, особенно направленных на основное средство производства, землю;
влияние природных, климатических условий связывает вероятность окупаемости капитала и получения прибыли большим риском;
быстрый износ производственных фондов сельскохозяйственного назначения вследствие их работы в неблагоприятных условиях, в том числе в агрессивных средах - в животноводстве, птицеводстве, при работе с минеральными удобрениями;
научно-технический прогресс в сельском хозяйстве внедряется и проявляется медленнее, чем в промышленности;
сельское хозяйство отличается консервативностью и неэластичностью, медленным реагированием на условия и требования рынка. Так, повышение спроса на сельхозпродукцию не дает возможности быстро отреагировать и увеличить ее выпуск;
в условиях нерегулируемой рыночной экономики, при свободной конкуренции цены в монополизированном секторе промышленности растут значительно быстрее, чем в демонополизированном аграрном секторе, что создает непреодолимый для сельскохозяйственного производства диспаритет между стоимостью сельскохозяйственной продукции и стоимостью ресурсов, необходимых для ее производства.
Российская Федерация имеет очень низкий уровень развития инфраструктуры в сельской местности, характеризующийся бездорожьем, малой степенью газификации, обеспеченности системами связи, проблемами водоснабжения. Село безнадежно отстало от города по уровню обустройства, наличию жилья, школ, больниц, других объектов бытового и социального обслуживания сельского населения.
Методы поддержки сельского хозяйства имеют искажающие последствия, анализ этих последствий представлен в табл. 11.
Таблица 1
Искажающие методы последствий государственной поддержки сельского хозяйства
Методы Искажающие последствия
Стимулирование роста национального объема производства тенденция роста совокупных доходов производителей будет ослаблена соответствующим падением цены; национальная аграрная политика приобретает международные последствия по степени влияния на объем предложения сельскохозяйственной продукции;
Политика паритета цен образование излишков сельскохозяйственной продукции; рост цен сельскохозяйственной продукции на внутреннем рынке, снижение объема потребления; рост налогов в целях компенсации роста цен на продукцию и затрат, связанных с хранением излишков; снижение уровня общественного благосостояния в связи с нерациональным перераспределением средств в агарную сферу; деформации на мировом рынке сельскохозяйственной продукции, связанные с нарушением рыночных сигналов;
1 Разработано автором на основании исследования государственной поддержки сельского хозяйства в России и за рубежом.
Квоты на импорт сдерживающее влияние на снижение издержек производства национальных производителей; высокий уровень трансакционных издержек, связанных с введением квоты и контролем за ее соблюдением;
Налоги на импорт рост цен на сельскохозяйственную продукцию;
Структурная политика по мере миграции населения из сельской местности возрастает стоимость издержек по предоставлению общественных благ на душу населения, снижается "жизнеспособность" аграрных районов в долгосрочной перспективе;
Прямая поддержка доходов существенные расходы бюджета; проблема административного контроля и высокий уровень трансакционных издержек; торможение структурных изменений в аграрной сфере; формирование нерациональных ожиданий производителей сельскохозяйственной продукции;
Субсидирование производственных затрат увеличение бюджетных расходов; политика успешна, если не конфликтует с политикой цен производителей ресурсов;
Поддержка цен реакция производителей проявляется в долгосрочной перспективе; трудно прогнозируется изменение цен на другие продукты в длительном периоде; чем больше компенсационные платежи приводят к падению мировых цен, тем больше величина необходимых субсидий; замещение импорта и стимулирование экспорта может оказать депрессивное влияние на мировые цены;
Ограничение объемов предложения рост бюджетных расходов на компенсационные платежи; снижение совокупного дохода сельскохозяйственных производителей; высокий уровень трансакционных издержек при расчете и введении производственных квот по контролю их соблюдения; сдерживающее влияние на снижение издержек производства национальными производителями; рост издержек входа в отрасль и расширения производства.
Наиболее искажающиминструментом аграрной политики является метод поддержки цен, т.к. гарантированная государством цена дает «неверный рыночный сигнал» и производителям, и потребителям. Экономика основывается на условии Парето «первого наилучшего», игнорирует компромисс между эффективностью и справедливостью. Противоречие становится более реалистичным при допущении издержек. Это состояние называется «вторым наилучшим» состоянием. Оно становится важным в понимании любого государственного вмешательства.
При вступлении в ВТО государство должно прежде всего думать о продовольственной безопасности России. Безопасность можно обеспечить, если удельный вес отечественной продукции по зерну и картофелю будет составлять не менее 95%, не менее 85% по мясу и молоку, не менее 80% по растительному маслу и по рыбной продукции [4].
Россия вступила в ВТО, взяла на себя ряд обязательств, наносящих ущерб сельскому хозяйству по доступу импортной продукции (см. рис. [5]).
X О»" ^ ^ ^ у ^
<г° <5° <>>
■ч<ъ
«8* ^ #
^ Ч^ ^
«г у
у
^о» .<*> V А" У4 -д-^ ^
Уровень поддержки сельского хозяйства, млн долл.
Наиболее значимыми по регулированию доступа на внутренний рынок методами являются изменения таможенно-тарифного регулирования. По тарифу средневзвешенная ставка будет снижена на треть от ее текущего уровня (с 15,6% до 11,3% на конец переходного периода), а по отдельным позициям произойдет более сильное сокращение. Пришлось снизить таможенный тариф на живых свиней с нынешних 40% до 5%; на свежемороженые туши свиней внутри квоты пошлина снижается с 15% до 0 %, а сверх квоты - с 75% до 65%. Россия лишается возможности сокращать квоты на все виды мяса, и они фиксируются на уровне 2013 г. Более того, квота на свинину с 2020 г. полностью отменяется и заменяется на тариф в 25%. Это еще больше усложнит обеспечение конкурентоспособности как свиноводческой отрасли, так и животноводства в целом. На 5-10 % снизятся пошлины на молочные продукты.
Россия вступила в ВТО на специфических условиях, так называемых «ВТО-плюс», которые предусматривают дополнительные ограничения, особенно жесткие по отношению к России.
В 2013 г. планировалось ввести новые формы государственной поддержки отрасли, соответствующие требованиям ВТО. Это предоставление субсидий, рассчитанных на 1 гектар пашни. Их общая сумма составит 15,2 млрд руб., или примерно 200 руб. на 1 гектар. Субсидии из федерального бюджета будут предоставляться и на 1 литр реализованного хозяйствами товарного молока. На эти цели предусмотрено 9,55 млрд руб., на 1 литр придется около 1,5 рубля. Эти меры не входят в «желтую корзину» поддержки, поэтому не могут быть ограничены. На техническую и технологическую модернизацию сельского хозяйства будет выделено 2,3 млрд руб., в том числе 300 млн руб. из распределенных средств на государственную поддержку отдельных отраслей экономики.
В связи с членством в ВТО интерес представляют внутренние меры по государственной поддержке сельского хозяйства (Табл. 4), особую значимость имеет «зеленая корзина» - страхование урожаев, развитие консалтинга и информационное обеспечение сельских товаропроизводителей. «Зеленая корзина» включает платежи, направленные на охрану окружающей среды, борьбу с вредителями и болезнями, развитие инфраструктуры, образования, обучение специалистов, исследования, консалтинг, страхование, а также на программы региональной помощи. В «зеленую корзину» включаются прямые платежи производителям, если они увязаны с фиксированным и неизменным базовым периодом и не зависят от текущих объемов производства.
Таблица 2
Меры государственной поддержки сельского хозяйства
Формы го сударственной поддержки Виды государственной поддержки Возможность использования в России
Меры «голубой корзины» Государственные выплаты, направленные на ограничение размеров сельскохозяйственных угодий и уменьшение поголовья скота; денежные компенсации, предоставляемые фермерам в случае добровольного сокращения ими объемов производства Отсутствует в связи с продолжающимся системным кризисом аграрной экономики
Меры «зеленой корзины» Финансовые расходы государства, не оказывающие прямого воздействия на увеличение производства или условия торговли: затраты на страхование урожаев, развитие консалтинга в сельской местности и информационное обеспечение сельских товаропроизводителей, модернизация сельской инфраструктуры, проведение научно-исследовательских работ и др. Применимы в российских условиях
Меры «желтой корзины» Все затраты государства по поддержке сельского хозяйства, не включенные в «голубую» и «зеленую» корзины (показатель: совокупные меры поддержки - СМП) Целесообразно использовать для стимулирования производства
Меры «специального и дифференцированного режима» Инвестиционные субсидии и дотации на приобретение материально -технических ресурсов Предусмотрены только для развивающихся стран
В России государственная помощь в сфере сельского хозяйства должна сводиться к реализации трех поставленных целей. Во-первых, наша страна обещает зафиксировать объем государственной поддержки сельского хозяйства на уровне 9 млрд долл. с момента вступления в ВТО до 2012 г. Во-вторых, за период с 2013 г. до 2017 г. объем поддержки сельского хозяйства должен снизиться до 4,4 млрд долл. В-третьих, Россия обязуется не применять экспортные субсидии с даты присоединения к ВТО.
Сельское хозяйство России непременно должно входить в мировой рынок, положительных тенденций в долгосрочной перспективе намного больше. Вступление сельского хозяйства России в мировой рынок, в ВТО должно активней и позитивней продвигаться государством. ВТО — это необходимое условие для вступления в Организацию экономического сотрудничества и развития, а в дальнейшем — для формирования Общеевропейского экономического пространства.
Необходимо в государственной поддержке производителей сельскохозяйственной продукции сделать следующее, чтобы активнее нацелить их на экспорт: повысить методы государственной поддержки роста ценовых и неценовых форм производителей; развивать экспортные операции; активно развивать перспективы вступления сельского хозяйства в Всемирную торговую организацию (ВТО); обеспечивать продовольственную безопасность
сельского хозяйства при экспорте и импорте продукции. В условиях глобализации регионы России все активнее выходят на мировой рынок как относительно самостоятельные субъекты международных экономических отношений, в сельском хозяйстве Ростовской области отчетливо проявляется экспортная ориентация, что следует учитывать.
В результате интеграции в современные институты международного регулирования, как отмечают Игнатова Т.В. и Чекунов А.В., в области сельского хозяйства современное состояние требований ВТО направлено на «активизацию усилий для общего понимания проекта «модальностей» в целях дальнейшего проведения реформ в торговле сельскохозяйственной продукции для принятия окончательных обязательств по снижению тарифов и субсидий на данные товары, гибкости в отношении развивающихся стран, определения действий в конкретных ситуациях. Развитие форматов для организации и представления данных, способных в будущем обеспечить прозрачный и проверяемый расчет обязательств по Дохийскому раунду» [6]. Членство в ВТО создаст благоприятные условия для формирования и экспансии новых секторов экономики. Именно на постиндустриальный прорыв, а не на примитивную защиту «отечественных товаропроизводителей» должна быть нацелена внешнеэкономическая доктрина России. Именно в этом отношении присоединение к ВТО может и должно стать одним из основных факторов модернизации и инновационного развития России.
Таким образом, основными перспективными направлениями аграрной политики должны стать поддержка агрессивного экспорта, расширение мер «зеленой корзины» и содействие притоку инвестиций.
Россия приступила к реализации второй Государственной программы, которая рассчитана на 2013-2020 годы и содержит принципы, требования и методы предыдущей программы, но с учетом членства в ВТО. В результате сформулированы приоритеты двух уровней [7].
Приоритеты первого уровня:
в сфере производства - скотоводство (производство молока и мяса) как системообразующая подотрасль, использующая конкурентные преимущества страны, в первую очередь, наличие значительных площадей сельскохозяйственных угодий;
в экономической сфере - повышение доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей;
в социальной сфере - устойчивое развитие сельских территорий в качестве непременного условия сохранения трудовых ресурсов, территориальной целостности страны; создание условий для обеспечения экономической и физической доступности питания на основе рациональных норм потребления пищевых продуктов для уязвимых слоев населения;
в сфере развития производственного потенциала - мелиорация земель сельскохозяйственного назначения, введение в оборот неиспользуемой пашни и других категорий сельскохозяйственных угодий;
в институциональной сфере - развитие интеграционных связей в агропромышленном комплексе и формирование продуктовых подкомплексов, территориальных кластеров.
Приоритеты второго уровня: развитие импортозамещающих отраслей сельского хозяйства, включая овощеводство и плодоводство; экологическая безопасность сельскохозяйственной продукции и продовольствия; наращивание экспорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия по мере насыщения ими внутреннего рынка; минимизация логистических издержек и оптимизация других факторов, определяющих конкурентоспособность продукции, с учетом рационального размещения и специализации сельскохозяйственного производства и пищевой промышленности.
Достижение запланированных целей будет осуществляться за счет следующих экономических инструментов: субсидии на проведение закупочных и товарных интервенций на рынках сельскохозяйственной продукции, а также залоговых операций; таможенно-
тарифное регулирование с учётом конъюнктуры внутреннего и мирового рынков; совершенствование системы налогообложения в сельском хозяйстве; совершенствование механизма финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей в рамках Федерального закона «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей».
Государственная поддержка сельскому хозяйству России по итогам 2013 г. составит около 173 млрд руб., в том числе на реализацию мероприятий государственной программы развития сельского хозяйства планируется направить более 149 млрд рублей [8].
Реализация новой Государственной программы будет происходить в более сложных, принципиально новых экономических условиях. На первом этапе Государственной программы сельское хозяйство страны работало на уровне простого воспроизводства, и отдельные его отрасли, где осуществлялась более значительная государственная поддержка, особенно в части субсидированного инвестиционного кредитования, демонстрировали ускоренное развитие на основе инновационных технологий. В то же время многие товаропроизводители не могли обеспечить модернизацию своего производства в силу низкой доходности. Это связано с просчетами в технико-технологическом обновлении сельского хозяйства (при общем парке тракторов около 300 тыс. ежегодно поступает лишь около 10 тыс. новых машин, в результате нагрузка пашни на 1 трактор возросла с 95га в 1990г. до 247га в 2011г.) и просчетами в регулировании рынка зерна. Эти методы не способны существенно влиять на динамику цен.
Для оценки реализации общих целей и основных задач определены следующие индикаторы и показатели: индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) - 120,8%; индекс производства продукции растениеводства (в сопоставимых ценах) - 120,2%; индекс производства продукции животноводства (в сопоставимых ценах) - 120,2%; индекс производства пищевых продуктов, включая напитки (в сопоставимых ценах) - 138,5%; индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства - 142%; рентабельность сельскохозяйственных организаций (10-15% с учетом субсидий); среднемесячная номинальная заработная плата в сельском хозяйстве (по сельскохозяйственным организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства) в ее соотношении к среднему уровню зарплаты по экономике страны - до 55%.
Ожидаемые результаты реализации Государственной программы: повышение удельного веса отечественных продовольственных товаров в общих их ресурсах с учетом переходящих запасов к 2020 г.: зерно - 99,7%, свекловичный сахар - 89,7%, растительное масло - 88,6%, картофель - 98,7%, мясо и мясопродукты - 88,3%, молоко и молокопродукты -90,2%; увеличение производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) в 2020 г. по отношению к 2010 г. - на 44,7%, пищевых продуктов - на 60%; обеспечение среднегодового темпа прироста объема инвестиций в основной капитал в размере 8,8%; техническое перевооружение, реконструкция и строительство мелиоративных систем на площади 10,3 млн га; рост производительности труда в 2020 г. по отношению к уровню в 2010 г. на 74,5%; повышение уровня рентабельности сельскохозяйственных организаций до 25%; доведение соотношения уровней заработной платы в сельском хозяйстве и в среднем по экономике страны до 95%.
Единственным реальным условием динамичного развития сельского хозяйства является переход на инновационную модель развития [9]. Отдельные подпрограммы развития АПК построены по схеме, включающей четыре блока: производство сельскохозяйственной продукции соответствующих видов; ее переработка; развитие инфраструктуры и регулирование рынков; кредитование и страхование также предусмотрено развитие.
В экономический механизм реализации Госпрограммы на 2013-2020 гг. введен ряд новаций, речь идёт о несвязанной поддержке доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства. Эта несвязанная поддержка вводится в связи с требованиями ВТО в расчете на 1 га взамен поддержки приобретения минеральных удобрений, льгот на ГСМ, на уплату части процентной ставки по кредитам коммерческих банков на проведение сезонных полевых работ. Несвязанная поддержка будет производиться с учетом выхода продукции на 1 га посевной площади в пересчете на так называемые зерновые единицы, а также с учетом уровня почвенного плодородия. На 2013 г. для несвязанной поддержки выделено 15,2 млрд руб. Средняя ставка субсидии составит в среднем около 208 рублей на 1 га и будет рассчитываться отдельно по каждому региону.
Вторая новация заключается в стимулировании производства молока высшего и первого сорта в расчете на 1 кг. Предусмотрен целый ряд ограничений, а именно требования по жирности молока и содержанию в нем белка, выходу телят на 100 коров и др.
Третья новация - это поддержка выпуска сельскохозяйственной техники. Будут субсидироваться предприятия сельскохозяйственного машиностроения, но на это выделено на 2013 г. всего 2 млрд руб. Имеется в виду, что эти средства должны пойти на удешевление машин и оборудования. Однако эта сумма составляет незначительную долю от средств, расходуемых сельскохозяйственными товаропроизводителями на новую технику. Только сельскохозяйственные организации приобретают машин и оборудования на сумму более 100 млрд руб. в год и такая поддержка лишь на 2% снизит затраты хозяйств. Неэффективно работает цепочка «производство-переработка-реализация» продукции. В розничной цене 1 кг муки сфера обращения составляет около 50%, а доля сельхозпроизводителя менее четверти. Для увеличения спроса на продукцию сельского хозяйства предполагаются дотации малоимущим слоям населения.
Одной из проблем повышения экономической устойчивости производителей является страхование. К сожалению, механизм, введенный с 2012 г., не привел к увеличению застрахованных площадей.
В Государственной программе на 2013-2020 гг. предусматривается обеспечить среднегодовой темп прироста инвестиций в основной капитал сельского хозяйства в размере 4,5%. Необходима разработка рекомендаций по более рациональному использованию инвестиций и повышению инвестиционной привлекательности за счет более благоприятных условий предоставления инвестиционных кредитов, участия государства в осуществлении наиболее капиталоемких проектов в развитии производственной и рыночной инфраструктуры.
Таким образом, очевидно, что, несмотря на значительный рост поддержки сельского развития, оно остается крайне недостаточным для выхода сельского хозяйства из кризиса, выводом его на инновационное, модернизированное развитие, с более высокой конкурентоспособностью.
Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы и рекомендации:
- Развитие сельского хозяйства, с учетом требований продовольственной безопасности, определяет необходимость проведения государственно протекционистской сельскохозяйственной политики. Не став приоритетом в государственной политике России, государственная поддержка остается крайне недостаточной для выхода сельского хозяйства из кризиса, вывода его на инновационное, модернизированное развитие, более высокую конкурентоспособность.
- Сельское хозяйство без государственной поддержки - убыточная отрасль, оно существует благодаря субсидиям и характеризуется чрезвычайно продолжительным инвестиционным циклом. Ситуация в сельском хозяйстве существенно меняется в положительную сторону. Во-первых, благодаря росту государственной поддержки, регулированию в отрасли, растет привлекательность прямых вложений в нее. Во-вторых,
инвесторы стали активнее относиться к аграрной индустрии в связи членством в ВТО, с ростом мировых цен на продовольствие и повышением значимости сельского хозяйства в целом.
- Село связано с общей экономической ситуацией в стране, а именно: продолжают сохраняться диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию и средства производства для сельского хозяйства, чрезмерная монополизация сфер, обеспечивающих продвижение сельскохозяйственной продукции на рынки, неблагоприятные демографические тенденции на селе, дальнейшая деградация ресурсного потенциала сельского хозяйства. Поэтому комплексное решение проблем в сфере сельского хозяйства способно укрепить социальное положение жителей села, поднять престиж сельскохозяйственного труда и сохранить село как основу экономики и культуры общества. В целях совершенствования правового регулирования государственной поддержки сельского хозяйства и повышения её эффективности необходимо в Законе «О развитии сельского хозяйства» закрепить основные принципы этой поддержки: гарантированность, преемственность, стабильность, взаимодействие Российской Федерации и её субъектов, поддержка всех форм хозяйствования.
- Государственная поддержка российского сельского хозяйства на федеральном и региональном уровнях при вступлении в мировой рынок является фактором формирования нового геополитического статуса России на мировой арене, в ней осуществляется новый выбор механизма развития процессов глобализации в пользу активного участия сельского хозяйства в мировой экономике. Вхождение в мировой рынок АПК России важно по следующим факторам: государство должно выработать комплекс мер по защите сельского хозяйства России в условиях мировой конкуренции; необходимо длительное время для внесения изменений в российскую систему законодательства, систему контроля качества и тарификации; вступление в мировой рынок, в ВТО, в первую очередь, служит политической целью, во вторую очередь — экономической целью, тенденцией к глобализации в условиях мировой экономики.
- В связи с членством России в ВТО интерес представляет принятая в рамках Европейского союза классификация мер государственной поддержки аграрной сферы экономики. Для российских условий функционирования сельского хозяйства особую значимость представляет вид государственной поддержки из «зеленой корзины», одними из основных мер которой являются страхование урожаев, развитие консалтинга и информационное обеспечение сельских товаропроизводителей. Основными перспективными направлениями аграрной политики должны стать поддержка агрессивного экспорта, расширение мер «зеленой корзины» и содействие притоку инвестиций. Только при этих условиях сельское хозяйство сможет устойчиво развиваться.
- Основной формой поддержки со стороны государства является бюджетная политика. Формирование затрат бюджета на поддержку сельского хозяйства происходит без достаточных экономических обоснований. Не осуществляется связь возможностей производства продовольствия с установленными нормами прожиточного минимума потребительской корзины, минимальной оплаты труда, социальных выплат, не проводится оценка эффективности отдельных направлений бюджетной поддержки.
- Достигнутый в последние годы рост производства сельскохозяйст венной продукции не сопровождался увеличением прибыли, финансовое состояние хозяйств ухудшалось. Бюджетные субсидии оказывают слабое влияние на финансовые результаты деятельности предприятий. Проводимая реструктуризация долгов не снимает остроты проблемы. Необходимы дополнительные меры со стороны государства, направленные на финансовое оздоровление сельскохозяйственных товаропроизводителей, списание основной части их долгов, увеличение государственной поддержки, обеспечение межотраслевого паритета цен и доходов.
- Традиционные формы поддержки и регулирования недостаточны для вывода отрасли из кризиса. Возможности увеличения доходов через повышение рыночных цен ограничены из-за бедности основной массы населения. Через дотации, компенсации и другие формы поддержки трудно обеспечить необходимую рентабельность сельскохозяйственного производства, так как крайне низкий уровень урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животных, примитивные технологии обуславливают чрезмерно высокую себестоимость продукции.
Литература
1. Доклад об экономике России 30: структурные проблемы становятся основным фактором, ограничивающим экономический рост, 25 сентября 2013, http://www.worldbank.org/ru/news/press-release/2013/09/25/russian-economic-report-30
2. Обзор экономики России - Сентябрь 2013, 1 октября 2013, http://www.worldbank.org/ru /news/feature/2013/10/01/russia-economic-update
3. МВФ понизил прогноз роста мирового ВВП, 2013. 09.07. http://www.vestifinance. ru/articles/29747
4. Soldatova I., Ovchinnikov V., Chernyshev M., Kuznetsov N., The Management of the Agriculture of Russia While Maintaining Food Security in the Globalization, China-USA Business Review, September 2011, Vol. 10, № 9, pp.785-792
5. Ушачев И.Г. Научное обеспечение Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. Москва, 2013.
6. Игнатова Т.В., Чекунов А.С. Управленческие и организационные приоритеты модернизации МВФ И ВТО //Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2013. № 1.
7. Постановление от 14 июля 2012 г. № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020гг» http://garant.ru
8. Проект Федерального закона от 23 ноября 2012 года № 143344-6 «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», http://docs.pravo.ru/document/view/28722494/
9. Kuznetsov V.V., Arkhipov A.Yu., Soldatova I.Yu. Investment and Innovation in State Support of Agriculture in Russia as a Condition of WTO. China-USA Business Review, Volume 12, Number 7, July 2013.
УДК 322.122
Дикинов А.Х., Хасиева Т.А.
Проблемы социо-эколого-экономической асимметрии уровня развития регионов под влиянием макроэкономических тенденций
В статье обосновываются причины неравенства в уровне социо-эколого-экономического развития территориально-хозяйственных систем. Делается вывод о том, что угроза национальной безопасности, связанная с поляризацией экономического пространства возникает в случае, когда нарушаются законы территориальной справедливости, а контраст в основных параметрах уровня жизни населения достигает критического максимума в «полюсахроста» и минимума в «периферии».
Ключевые слова: пространственная поляризация, асимметрия, «полюса роста», аутсайдеры, региональная экономика, концепция выравнивающего развития