Проблемы экономики и менеджмента
УДК 338.242
В.З. Маргиев
аспирант,
кафедра экономики и управления, ФГБОУВПО «Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет)»,
г. Владикавказ
ПРИОРИТЕТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ МЕЖДУНАРОДНЫХ САНКЦИЙ
Аннотация. Целью данной статьи является определение степени эффективности российской экономической политики в условиях международных санкций. Представлена динамика инвестиций в основной капитал как показатель, отражающий уровень привлекательности деловой среды в экономике России. Выявлены причины экономического спада и представлены пути выхода из сложившейся неблагоприятной внутриэкономической ситуации.
Ключевые слова: международные санкции, стагнация, кредитование, инвестиции, импортозамещение.
V.Z. Margiev, North-Caucasian Mining and Metallurgical Institute (State University of Technology), Vladikavkaz
PRIORITIES OF RUSSIAN ECONOMIC POLICY IN TERMS OF INTERNATIONAL SANCTIONS
Abstract. The purpose of this article is to determine the effectiveness of Russian economic policy in the context of international sanctions. The dynamics of investment in basic capital described in article demonstrates the level of attractiveness of the business environment in the Russian economy. The article also presents the causes of the economic downturn and shows the possible remedy ways for correction of negative economic situation.
Keywords: international sanctions, stagnation, debt financing, investments, import substitution.
В связи с событиями в Крыму и по мере эскалации военного конфликта на востоке Украины в 2014-2015 гг. США, ЕС, Канада, Австралия и Новая Зеландия ввели против России несколько пакетов экономических санкций. По мнению В. Иноземцева, самый сильный удар нанесён по финансовому сектору вследствие ограничений в доступе к внешним кредитам и займам, что повлекло значительное сокращение инвестиций в производство и, в корпоративном секторе, который должен выплатить в ближайшие два года 290 млрд долларов, или 14-15% ВВП, начнётся острая фаза кризиса; добывающий сектор также не избежит потерь из-за сокращения поставок оборудования, зависимость от которого составляет 75%; при этом импортозамещение возможно в сельском хозяйстве, пищевой и лёгкой промышленности, а также отчасти в машиностроении, но не в электронике, сложном технологическом оборудовании и фармацевтике [1].
Однако даже в наиболее перспективных для импортозамещения отраслях предприятия сталкиваются с проблемой получения дешёвых длинных кредитов. В начале декабря 2014 г. ЦБ РФ поднял ключевую ставку сразу на 1 п.п., с 9,5% до 10,5%. К июню 2015 г. ключевая ставка выросла до 11,5%. Не имея доступа к внешним
80
№ 7 (47) - 2015
Проблемы экономики и менеджмента
кредитам, предприятия оказываются в условиях дефицита финансовых и инвестиционных ресурсов, что неуклонно приводит к стагнации. Экономический спад в России начался в конце 2012 г., поэтому внешние санкции являются не первопричиной стагнации, а фактором, усугубляющим положение.
Инвестиции в основной капитал, трлн.
руб.
16000
14000
12000
10000
8000
6000
4000
2000
0
II
2008 г.
2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.
Рисунок 1- Инвестиции в основной капитал, трлн руб. Источник: диаграмма составлена автором на основе данных Росстата [2]
После мирового кризиса 2008 г. инвестиции в основной капитал снизились в 2009 г., но затем возобновили рост (рис. 1). В 2014 г. прирост инвестиций незначителен, при этом следует брать в расчёт и тот факт, что Банк России на протяжении всего года медленно девальвировал рубль. Банк России мотивировал девальвацию резким падением цен на нефть и общей неблагоприятной внутриэкономической ситуацией. Также он завысил процентные ставки по кредитам в целях борьбы с инфляцией. Однако такие методы являются предметом широких обсуждений и критики в среде экономистов. Судя по критически низкому приросту ВВП в 0,6% в 2014 г. и падению до - 4,3% в апреле 2015 г., экономическая политика России не оправдывает ожидания.
Выходом из сложившейся ситуации В. Катасонов видит создание денежной базы внутри страны, чтобы банки выдавали кредиты российским предприятиям под низкие проценты, что откроет внутренние резервы для экономического роста и приведёт к появлению новых заводов, фабрик, к развитию малого и среднего бизнеса, возрождению науки [3]. Той же позиции придерживается и С. Глазьев: «В целях модернизации экономики необходим переход на внутренние источники монетизации, то есть предпочтительнее снижать ставку рефинансирования до уровня, сопоставимого с банками ЕС, США, Китая» [4].
Современная экономическая политика России задаётся либеральными принципами управления по лекалам неоклассической теории, ограничивающими государственное вмешательство в экономику в надежде на саморегулирующий
№ 7 (47) - 2015
81
Проблемы экономики и менеджмента
механизм «невидимой руки» рынка. Если мейнстрим оправдан преимуществами свободного движения капитала, то в условиях внешних санкций, перекрывающих возможности привлечения иностранных инвестиций, государству необходимо мобилизовать собственные ресурсы для разработки проектов модернизации. Прослеживается корреляционная связь между ценами на нефть и курсом национальной валюты: при падении нефтяных цен падает и рубль. Возрастает недоверие к рублю и, как следствие, начинается отток капитала. В данной связи приоритетными целями государства должны стать:
1) предоставление долгосрочных «дешёвых» кредитов реальному сектору экономики;
2) обеспечение валютного контроля в целях предотвращения незаконного оттока капитала за рубеж и борьбы со спекуляцией;
3) деофшоризация, то есть возвращение активов в российскую юрисдикцию для полного налогообложения.
Эти и другие меры государственной политики не означают возвращение к истокам автаркии, не следует также нарушать устав ВТО о свободе торговли, но при этом Россия должна слезть с «нефтяной иглы», что предполагает активную модернизацию экономики. Ограничение импорта из ЕС частично можно заместить сотрудничеством со странами БРИКС, но параллельно необходимо развивать главный сектор постиндустриальной инновационной экономики - «высокие технологии».
На сегодняшний день заметных результатов по импортозамещению не было достигнуто. Годовой спад промышленности составил - 5,5% к апрелю 2015 г., а обрабатывающей промышленности - 7,8%. Продолжает падать внутренний спрос, вследствие чего снижение оборота оптовой и розничной торговли достигло 10% к апрелю 2015 г. Предложенный Минфином России бюджет на 2016 г. предполагает дефицит в размере 1,9% ВВП и сокращение расходов на 5% [5]. Последнее означает падение инвестирования, потребления и уровня жизни.
Список литературы:
1. Иноземцев В. Осторожно, двери закрываются, следующая санкция... // Бизнес журнал. 2014. № 12 (225) С. 12-13.
2. Росстат. Доля инвестиций в основной капитал в ВВП. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_mam/rosstat/ru/statistics/effitiency/#.
3. Катасонов В. У России откроются внутренние резервы // Невское время.
2014-04-01. Режим доступа: http://www.nvspb.ru/tops/u-rossii-otkroyutsya-vnutrennie-
rezervy-54080.
4. Глазьев С. Санкции США и политика Банка России: двойной удар по национальной экономике // Вопросы экономики. 2014. № 9. С. 13-29.
5. Дерюгин А., Идрисов Г., Мамедов А., Мау В., Синельников-Мурылев С. Федеральный бюджет на 2016 г, и трёхлетний период: приоритеты экономической политики // Оперативный мониторинг экономической ситуации в России. Тенденции и вызовы социально-экономического развития. 2015. № 9 (июнь). С. 10-13.
82
№ 7 (47) - 2015