Научная статья на тему 'Приоритеты антикризисной политики на региональном уровне: проблемы выбора и практической реализации'

Приоритеты антикризисной политики на региональном уровне: проблемы выбора и практической реализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
75
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АДАПТАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ADAPTATION POLICY / АНТИКРИЗИСНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ANTI-CRISIS MANAGEMENT / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ECONOMIC GROWTH / ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТРАСЛЕЙ / FINANCIAL OUTCOMES OF BRANCHES / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / DEVELOPMENT STRATEGY / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / REGIONAL ECONOMY / СТРОИТЕЛЬНАЯ ИНДУСТРИЯ / CONSTRUCTION INDUSTRY / РЕГИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / REGIONAL ANALYSIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чирская М.А.

В 2017 году российские организации и экономика в целом оставались в состоянии стагнации, при этом активно применялся адаптационный инструментарий финансового менеджмента. Немногочисленные факты экономического роста в ряде отраслей и регионов обусловлены процессами приспособления к существующим реалиям. Без изменения вектора развития на качественный рост процесс адаптации российской экономики к хроническому кризису может растянуться на десятилетия. Сохранение тенденции экономической стагнации позволяет выделить те отрасли, которые смогли рационально использовать инструментарий антикризисного менеджмента и сохранить докризисные показатели, что дает основание предполагать их качественный рост в будущем, при благоприятных макроэкономических условиях функционирования. Статистические показатели отраслевого развития соседних регионов страны Ростовской области и Краснодарского края -свидетельствуют о специфике антикризисной политики, используемой региональными органами власти. Сходные природно-климатические, социальные и производственные условия развития региональной экономики позволяют заключить, что в Ростовской области экономический рост должен быть основан на приоритете строительной индустрии, что успешно реализовано в Краснодарском крае. Государство должно активно поддерживать и выступать инициатором эффективных строительных проектов. Это позитивно отразится на сопутствующих отраслях и на уровне жизни граждан в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Anti-crisis policy’s priorities at regional level: selection issues and practical realization

In 2017 Russian organizations and economy stay at stagnation position using the same time using adaptive tools of financial management. Some factors of economic growth in a set of branches and regions are conditioned by adaptation processes to realities of the current position. Without changing a development direction to qualitative growth the adaptation process of Russian economy to chronic crisis can last for decades. Staying at the tendency of economic stagnation allows separating out the branches which can use rationally the tools of anti-crisis management and save pre-crisis indices; that fact makes sure about their qualitative growth in future in favorable macroeconomic conditions. The statistic data of neighboring regions’ branch development, Rostov oblast and Krasnodar Krai, tell about anti-crisis policy’s specificity used by the regional governing boards. The same natural-climate, social and industrial conditions of regional economy’s development allow coming to the conclusion that the economic growth of Rostov oblast should be based on construction industry, what is successfully realized in Krasnodar Krai. The state must support and initiate efficient construction projects. It will influence the other branches at the level of citizens’ lives.

Текст научной работы на тему «Приоритеты антикризисной политики на региональном уровне: проблемы выбора и практической реализации»

ЛБЬ БОЮ

Приоритеты антикризисной политики на региональном уровне: проблемы выбора и практической реализации

Чирская М. А.1

В 2017 году российские организации и экономика в целом оставались в состоянии стагнации, при этом активно применялся адаптационный инструментарий финансового менеджмента. Немногочисленные факты экономического роста в ряде отраслей и регионов обусловлены процессами приспособления к существующим реалиям. Без изменения вектора развития на качественный рост процесс адаптации российской экономики к хроническому кризису может растянуться на десятилетия. Сохранение тенденции экономической стагнации позволяет выделить те отрасли, которые смогли рационально использовать инструментарий антикризисного менеджмента и сохранить докризисные показатели, что дает основание предполагать их качественный рост в будущем, при благоприятных макроэкономических условиях функционирования. Статистические показатели отраслевого развития соседних регионов страны - Ростовской области и Краснодарского края -свидетельствуют о специфике антикризисной политики, используемой региональными органами власти. Сходные природно-климатические, социальные и производственные условия развития региональной экономики позволяют заключить, что в Ростовской области экономический рост должен быть основан на приоритете строительной индустрии, что успешно реализовано в Краснодарском крае. Государство должно активно поддерживать и выступать инициатором эффективных строительных проектов. Это позитивно отразится на сопутствующих отраслях и на уровне жизни граждан в целом.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Адаптационная политика, антикризисный менеджмент, экономический рост, финансовые результаты отраслей, стратегия развития, региональная экономика, строительная индустрия, региональный анализ.

Российская экономика на протяжении всего становления рыночных отношений демонстрирует своеобразие инструментария приспособления к постоянным внешним и внутренним дестабилизирующим факторам. Уникальность отечественного варианта экономических преобразований связана с особенностями как промышленного сектора, исторически основанного на приоритете крупных предприятий, так и на специфике законодательно-нормативного регулирования. Процесс становления эффективных рыночных отношений растягивается на годы и десятилетия.

В настоящее время отечественные законы, призванные обеспечить полноценное функционирование экономики на основе рыночных принципов, не в полной мере отвечают требованиям международного экономического регулирования. Их согла-

сование — процесс достаточно долгий и непростой. Международные нормы финансового права не могут быть механически перенесены в Россию. С одной стороны, это затрудняет полноценное вхождение нашей страны в международное экономическое пространство. С другой,— позволяет выработать уникальный вариант экономической системы, учитывающей как накопленный опыт, так и прогрессивные формы экономических отношений: не ломая лучшее, а трансформируя в зависимости от целей и задач государства.

Именно эти цели в настоящее время обусловлены диктатом неэкономических обстоятельств, в частности внешнеполитических. Рыночного инструментария в чистом виде в современной финансовой архитектуре быть не может — об этом свидетельствует

1 Ростовский государственный экономический университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация. Почта для связи с автором: shurshara@yandex.ru

Таблица 1

Основные социально-экономические показатели Ростовской области в январе-августе 2016 и 2017 годов

Показатель 2016 год 2017 год

Всего В % к январю-августу 2015 года Всего В % к январю-августу 2016 года

Индекс промышленного производства, % - 114,5 — 107,5

Среднемесячная начисленная заработная плата работников за январь-июль, р. 25493,9 106,5 27497,8 107,9

Индекс потребительских цен в % (август 2017 года к августу 2016 года) — 106,9 — 102,6

опыт подавляющего большинства стран мира. В последние годы такой инструментарий имеет выраженные черты конфликта интересов: политических, социальных и культурных.

Прошедший 2017 год стал годом определенной адаптации отечественной экономики к хроническим финансовым затруднениям. Уже никто не ждет окончания экономической стагнации и бурного роста отечественного промышленного сектора. Задачи большинства регионов, отраслей и отдельных организаций сводятся к сохранению существующих позиций. Все применяемые инструменты финансирования и инвестирования предпринимательской деятельности — это примеры экономической адаптации, а не движения в соответствии со стратегически разработанным вектором экономики.

По мнению академика РАН А. Аганбегяна, мы «зависли между рывком и застоем», а причина незначительных позитивных примеров улучшения экономических показателей — резкое, в 1,3 раза, увеличение цен на нефть [1].

Именно оно привело к росту отдельных сегментов экономики в сравнении с первым полугодием 2016 года: добыча полезных ископаемых увеличилась на 4,1 %, в обрабатывающих производствах итоговые показатели выросли на 1,1 %. Однако очень многие параметры и индикаторы экономики не достигли даже уровня 2014 года. Среди них — инвестиции в основной капитал (-10,1 % к уровню 2015 года), строительство (-4,8% к уровню 2015 года), промышленность (-3,4% к уровню 2015 года). Налицо падение реальных доходов населения и розничного товарооборота.

Таким образом, показатели роста весьма незначительны и не дают основания говорить о прекращении застоя. По мнению академика А. Аганбегяна, «рост страны в наибольшей мере зависит от того, какую долю ВВП создают инвестиции в основной капитал предприятий (здания, машины, оборудование и пр.) и вложения в "экономику знаний" (ниокр, образование, информационно-коммуникационные технологии, биотехнологии и здравоохранение), главную составляющую человеческого капитала». [1]

Тем не менее, прогноз по росту ВВП благоприятный: Центробанк ожидает за год рост в 1,6%. Но потребительские настроения среднего класса снизились до рекордно пессимистических. Так что ВВП говорит о благосостоянии жителей страны далеко не всегда. Уровень жизни зависит от многих других параметров: структуры производства, уровня потребления, продолжительности жизни, наличия свободного времени и многого другого.

Что касается теоретического обоснования идеи преодоления имеющихся признаков застоя, то на предотвращение, управление и борьбу с кризисами направлена методика антикризисного финансового управления (акфу ) — серия управленческих действий, среди которых — изоляция подвергнувшегося кризису направления деятельности организации (бизнес-единицы) от направлений, не затронутых кризисом [2]. Отсюда первоочередная задача — выделить те отрасли, которые менее всего затронуты затянувшимся кризисом, изолировать их от продолжающегося влияния внешних факторов развития отечественной экономики, подкрепив внутренними программами протекционизма.

Большинство экономистов уверены, что нефтяная промышленность — крайне ненадежная платформа для построения устойчивой экономики. В экономике есть понятие «проклятие природных ресурсов»: эти богатства не всегда приносят благополучие тем странам, где они в изобилии. Необходим качественный технический прогресс. А он зависит от того, сколько государство тратит денег на науку, исследования, разработки, развитие человеческого капитала.

Однако и катастрофического падения экономических показателей в 2017 году не наблюдалось. Имеющаяся динамика может быть сформулирована как приспособление к хроническим негативным обстоятельствам. Вялотекущее развитие характерно для большинства сегментов экономики. Что же касается отдельных регионов страны, то здесь можно отметить следующее: итоговые показатели 2017 года крайне дифференцированы даже для близких по географическим и природным параметрам областей.

Таблица 2

Показатели работы строительной отрасли Ростовской области в январе-августе 2016 и 2017 годов

Показатель 2016 год 2017 год

Январь-июль Январь-август Январь-сентябрь Январь-июль Январь-август Январь-сентябрь

Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», млн р. 40 501,8 53 696,8 67 825,1 61170,4 71844,3 90 187,9

В % к соответствующему периоду предыдущего года (в сопоставимых ценах) 63,8 68,1 68,5 126,5 109,5 109,8

Ростовская область — очень крупный, стратегически важный, комплексно развивающийся регион России. Среди факторов, способствующих его росту,— выгодное географическое положение, ведь Ростовская область — действительно своего рода «порт России» в страны Черноморского, Средиземноморского и Прикаспийского бассейнов. Также среди характеристик области нужно обозначить ее важнейшее геополитическое значение для России; наличие развитой транспортной инфраструктуры, представленной железнодорожными и автомобильными магистралями федерального значения, морскими и речными портами, международным аэропортом в Ростове-на-Дону. Кроме того, имеющиеся высокий природ-но-ресурсный потенциал и развитая промышленность (прежде всего, машиностроительный комплекс), а также широкий спектр минерально-сырьевых ресурсов обеспечивают достаточно стабильную экономическую ситуацию.

В Ростовской области реализуется Стратегия социально-экономического развития на период до 2020 года. В этом документе обозначена система мероприятий, направленных на реализацию долгосрочных задач социально-экономического развития региона. В настоящее время стратегические цели и задачи долгосрочного социально-экономического развития Ростовской области сгруппированы по трем направлениям [ з ]:

1. Повышение конкурентоспособности экономики Ростовской области на основе следующих факторов:

a. развитие ключевых комплексов и секторов экономики;

b. инфраструктурное развитие территорий (транспортно-логистической,энергетиче-ской инфраструктуры);

c. развитие сферы услуг;

ё. снижение уровня дотационности.

2. Пространственное развитие региона:

а. развитие Ростовско-Шахтинской конурбации, Волгодонской системы расселения

и приграничных территорий Ростовской области в рамках Еврорегиона «Донбасс»;

Ь. повышение устойчивости системы расселения региона; уменьшение дифференциации муниципальных образований по уровню социально-экономического развития.

3. Повышение качества жизни населения:

a. повышение капитализации человеческих ресурсов, обеспечение сбалансированности рынка труда в регионе, в том числе модернизация системы профобразования в соответствии с запросами рынка труда;

b. улучшение демографической ситуации;

c. обеспечение роста уровня потребления и повышение инфраструктурной обеспеченности социальной сферы на уровне выше среднероссийского;

ё. обеспечение охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Что касается практики реализации указанных стратегических задач. В табл. 1 представлены экономические показатели Ростовской области за 8 месяцев 2017 года в сопоставлении с аналогичным периодом предшествующего года[4].

Исходя из приоритетов развития области, в табл.2 мы отдельно представили показатели по объему работ, выполненных по виду деятельности «Строительство» [ 5 ].

Таким образом, строительная индустрия демонстрирует рост почти на 10%. Однако она по-прежнему не становится локомотивом всей областной индустрии, в целом удельный вес убыточных предприятий достаточно высок. Это негативно отражается на работе всех сопутствующих отраслей, а также на уровне благосостояния населения.

В табл. 3 представлены финансовые результаты деятельности организаций за 8 месяцев 2017 года и аналогичный период предшествующего года[б].

В целом Ростовская область относится к стабильно работающим регионам. Из выраженных негативных аспектов можно отметить принципиальный индикатор — состояние платежей отечественных ор-

Таблица 3

Финансовые результаты деятельности организаций Ростовской области за январь-август 2017 года

Показатель Сальдированный финансовый результат В том числе убыток

Январь-август 2017 года, млн р. В % к январю-августу 2016 года Сумма убытка, млн р. Удельный вес убыточных организаций

Всего по области 36 847,2 60,4 23 995,9 28,4

В том числе строительство 809,8 105,1 535,6 36,1

Таблица 4

Состояние платежей организаций Ростовской области за 8 месяцев 2017 года

Показатель Всего по состоянию на 1 сентября 2017 года, млн р. В % к уровню на 1 августа 2017 года В том числе просроченная, млн р. В % к уровню на 1 августа 2017 года

Кредиторская задолженность

Всего по области 608123,3 100,1 49 441,6 99,4

В том числе строительство 18 202,0 103,5 149,5 73,5

Дебиторская задолженность

Всего по области 447 592,9 99,4 25 490,0 91,6

В том числе строительство 13 819,4 96,1 841,5 143,8

Таблица 5

Основные показатели развития экономики Краснодарского края в 2016 году

Показатель Значение по краю Темпы роста по краю, % Темпы роста по России, %

Экономика

Рост валового регионального продукта (ВРП), в % к 2015 году 100,9 — 99,8

Индекс промышленного производства, в % к 2015 году 104,1 — 101,1

Инвестиции в основной капитал, млрд р. 429,0 70,7 99,1

Объем строительных работ, млрд р. 226,8 91,8 95,7

Финансы

Финансовый результат (прибыль минус убыток) деятельности крупных и средних организаций, млрд р. 443,4 150,0 145,9

Доля убыточных крупных и средних организаций, % 23,1 — 26,0

Таблица 6

Основные показатели социально-экономического развития Краснодарского края

Показатель 9 месяцев 2017 года 9 месяцев 2016 года

Значение Рост,% Значение Рост,%

Рост ВРП (оценка), в % к соответствующему периоду предыдущего года — 102,3 — 100,1

Индекс промышленного производства, в % к соответствующему периоду предыдущего года — 103,5 — 103,6

Объем строительных работ, млрд р. 183,3 106,6 155,9 82,7

ганизаций, и особенно — соотношение дебиторской и кредиторской задолженностей при сопоставлении с аналогичными параметрами за предшествующий год. Также стоит выделить сумму и долю просроченных задолженностей: их увеличение свидетельствует об углублении негативных тенденций и перспективах замедления оборота всех средств (табл. 4).

Показатели социально-экономического развития соседнего Краснодарского края выглядят гораздо позитивнее (табл. 5) [7]: в регионах очень многое зависит от решений, принимаемых местными органами власти, от активной позиции в отношении своих товаропроизводителей, жителей, природных ресурсов. В целом население также одобряет реализуемую местными органами власти социально-экономическую политику.

Индекс промышленного производства, инвестиции в основной капитал, а главное — объем строительных работ опережали темпы изменения в целом по российской экономике. В 2017 году данные позитивные тенденции сохранились (табл. 6).

По нашему мнению, именно приоритетное развитие строительной индустрии и дает платформу для роста всех других сегментов экономики в Краснодарском крае. При этом важно не только создать объект, но и своевременно его реализовать, включить в производственный процесс, что в недалеком будущем позитивно отразится на всех сферах экономики и жизни населения.

Государство в условиях затянувшегося застоя должно взять на себя роль инициатора приоритетных проектов, позволяющих в комплексе учитывать интересы региональных организаций и населения: вливания в строительную индустрию дают мультипликативный эффект в экономике, поскольку одно рабочее место в строительстве может обеспечить до 12 рабочих мест в смежных отраслях.

Таким образом, затянувшаяся адаптация региональных экономик к кризисным обстоятельствам может быть изменена на вектор роста на основе приоритетного выделения именно строительной индустрии.

Систематизируя выявленные тенденции финансовой политики страны в 2017 году на региональном уровне, можно заключить следующее: в настоящее время при сохранении дестабилизирующих внешних и внутренних факторов, в условиях затянувшейся адаптации к ним, каждый регион должен сконцентрироваться (имея в виду все имеющиеся финансовые ресурсы и доступные инструменты управления ими) на одной отрасли, выделение и развитие которой будут основаны на природно-климатической, технологической и социальной базе. Регионы Южного федерального округа, которые имеют все необходимые ресурсы и успешно демонстрируют определенный рост, должны основывать свою антикризисную финансовую политику на интенсификации развития строительной отрасли.

Список литературы и информация

1. Аганбегян А. Зависли между рывком и застоем [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.aif.ru/money/opinion/zavisli_ те2Ь^и_гуукотм_2а51:оет (дата обращения: 09.11.2017).

2. Финансовый менеджмент: учеб. / В. Ю. Барашьян [и др.]; под ред. В. С. Золотарева, В. Ю. Барашьян. М.: КНОРУС, 2017. 520 с

3. Приоритетные направления. Обеспечение устойчивых темпов социально-экономического развития Ростовской области [Электронный ресурс] // Официальный сайт министерства экономического развития Ростовской области. Режим доступа: www.mineconomikiro.ru/a21a.php (дата обращения: 09.11.2017).

4. Основные социально-экономические показатели Ростовской области в январе-августе 2016 и 2017 годов (по данным Ростовстата) [Электронный ресурс] // Официальный сайт министерства экономического развития Ростовской области. Режим доступа: www.mineconomikiro.ru/m51a.php (дата обращения: 09.11.2017).

5. Мониторинг процессов в реальном секторе экономики, финансово-банковской и социальной сферах Ростовской области по состоянию на 01.10.2017 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.mineconomikiro.ru/a21a.php (дата обращения: 09.11.2017).

6. Сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ростовской области. Режим доступа: rostov.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/rostov/ru/ statistics/finance/ (дата обращения: 09.11.2017).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Сайт министерства экономики Краснодарского края [Электронный ресурс]. Режим доступа: economy.krasnodar. ru/macroeconomics/analiz/krasnodar-region-in-figures/ (дата обращения: 09.11.2017).

Дата получения статьи: 09.11.2017 Дата принятия к публикации: 15.12.2017

JEL R00

Anti-crisis policy's priorities at regional level: selection issues and practical realization

Chirskaya M.A.1

In 2017 Russian organizations and economy stay at stagnation position using the same time using adaptive tools of financial management. Some factors of economic growth in a set of branches and regions are conditioned by adaptation processes to realities of the current position. Without changing a development direction to qualitative growth the adaptation process of Russian economy to chronic crisis can last for decades. Staying at the tendency of economic stagnation allows separating out the branches which can use rationally the tools of anti-crisis management and save pre-crisis indices; that fact makes sure about their qualitative growth in future in favorable macroeconomic conditions. The statistic data of neighboring regions' branch development, Rostov oblast and Krasnodar Krai, tell about anti-crisis policy's specificity used by the regional governing boards. The same natural-climate, social and industrial conditions of regional economy's development allow coming to the conclusion that the economic growth of Rostov oblast should be based on construction industry, what is successfully realized in Krasnodar Krai. The state must support and initiate efficient construction projects. It will influence the other branches at the level of citizens' lives.

KEY WORDS

Adaptation policy, anti-crisis management, economic growth, financial outcomes of branches, development strategy, regional economy, construction industry, regional analysis.

References and Notes

1. Aganbegyan, A. (2017, October 11). Hangs between a jerk and stagnation. Retrieved November 9, 2017, from Argumenty i fakty: www.aif.ru/money/opinion/zavisli_mezhdu_ryvkom_i_zastoem (In Russian)

2. Barashian, V. Y. (2017). Financial Management: Textbook. (V.S. Zolotareva, & V.Y. Barashian, Eds.) Moscow: KNORUS. (In Russian)

3. Priority areas. Ensuring sustainable rates of social and economic development of the Rostov Region. (n.d.). Retrieved November 9, 2017, from Official site of the Ministry of Economic Development of the Rostov Region: www.mineconomikiro.ru/a21a.php

(In Russian)

4. The main socio-economic indicators of the Rostov region in January-August 2016 and 2017 (according to Rostovstat). (n.d.). Retrieved November 9, 2017, from Official site of the Ministry of Economic Development of the Rostov Region: www.mineconomikiro.ru/ m51a.php (In Russian)

5. Monitoring of processes in the real sector of the economy, financial and banking and social spheres of the Rostov Region as of 01.10.2017. (n.d.). Retrieved November 9, 2017, from Official site of the Ministry of Economic Development of the Rostov Region: www.mineconomikiro.ru/monit/ro/2017/riac_monit_soc_ econ_01.10.2017.pdf (In Russian)

6. The site of the Territorial Body of the Federal State Statistics Service for the Rostov Region. (n.d.). Retrieved November 9, 2017, from rostov.g ks.ru/w ps/wcm/co nne ct/rosstat_ts/rostov/ru/statisti cs/ finance/ (In Russian)

7. Krasnodar Region in figures. (n.d.). Retrieved November 9, 2017, from The site of the Ministry of Economy of Krasnodar Region: economy.krasnodar.ru/macroeconomics/analiz/krasnodar-region-in-figures/ (In Russian)

Received for publication: 09.11.2017 Accepted for publication: 15.12.2017

1 Rostov State Economic University, Rostov-on-Don, Russian Federation. Corresponding author: shurshara@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.