ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ЗДОРОВЬЕ»
НА ВОПРОСЫ ОТВЕЧАЕТ д.э.н. Ф.Н. КАДЫРОВ
За счет средств, полученных по родовым сертификатам, мы оплачивали труд медицинских работников, включая санитарок. Сейчас к нам предъявляют претензии, заявляя, что с 2010 г. санитаркам платить нельзя. Так ли это?
Порядок использования средств, полученных по родовым сертификатам, был установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. №987 «О порядке финансового обеспечения в 2008-2010 годах расходов на оплату государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовой период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на диспансерный учет».
Пункт 8. указанного постановления звучал так (дается в сокращении): «Средства на оплату услуг, перечисленные региональными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации, расходуются учреждениями здравоохранения, в которых:
— оказана амбулаторно-поликлиническая помощь женщинам в период беременности, — на оплату труда медицинского персонала...;
— оказана стационарная помощь женщинам в период родов и в послеродовой период, — на оплату труда медицинского персонала.;
— осуществлялось диспансерное (профилактическое) наблюдение детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на диспансерный учет (для детей, родившихся в 2007 году, независимо от срока постановки на диспансерный учет), в первые 6 месяцев со дня постановки на учет, — на оплату труда медицинских работников, участвовавших в диспансерном (профилактическом) наблюдении указанных детей;
— осуществлялось диспансерное (профилактическое) наблюдение детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на диспансерный учет (для детей, родившихся в 2007 году, независимо от срока постановки на диспансерный учет), во вторые 6 месяцев со дня постановки на учет, — на оплату труда медицинских работников, участвовавших в диспансерном (профилактическом) наблюдении указанных детей».
1енеджер №5
здравоохранения ЗОЮ
Вопросы i/i ответы
Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2009 г. № 1098 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 987» утвердило новую редакцию этого пункта. Несколько изменилось название самого постановления (теперь оно касается только 2010 г.). В новой редакции оно называется так: «О порядке финансового обеспечения в 2010 году расходов на оплату государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения, иным организациям услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовой период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на диспансерный учет».
Во всех вышеприведенных абзацах пункта 8 (за исключением касающегося оказания стационарной помощи) слова «медицинского персонала» заменены словами «врачей-специалистов и среднего медицинского персонала». В абзаце же, касающемся оказания стационарной помощи, кроме врачей-специалистов и среднего медицинского персонала, указан еще и младший медицинский персонал.
Таким образом, соответствующие абзацы п. 8. выглядят следующим образом: «Средства на оплату услуг, перечисленные региональными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации, расходуются учреждениями здравоохранения, в которых:
— оказана амбулаторно-поликлиническая помощь женщинам в период беременности, — на оплату труда врачей-специалистов и среднего медицинского персонала...;
— оказана стационарная помощь женщинам в период родов и в послеродовой период, — на оплату труда врачей-специалистов, среднего и младшего медицинского персонала.;
— осуществлялось диспансерное (профилактическое) наблюдение детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на диспансерный учет, в первые 6 месяцев со дня постановки на учет, — на оплату труда врачей-специалистов и среднего медицинского персонала, участвовавших в диспансерном (профилактическом) наблюдении указанных детей;
— осуществлялось диспансерное (профилактическое) наблюдение детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на диспансерный учет, во вторые 6 месяцев со дня постановки на учет, — на оплату труда врачей-специалистов и среднего медицинского персонала, участвовавших в диспансерном (профилактическом) наблюдении указанных детей».
Другими словами, оплату за родовые сертификаты младший медицинский персонал может получать только в учреждениях, в которых оказана стационарная помощь женщинам в период родов и в послеродовой период.
Дополнительно обращаем внимание на то, что Приказом Минздравсоцраз-вития России от 12.02.2010 № 82н внесены некоторые изменения и в Приказ Минздравсоцразвития России от 16 января 2008 г. № 11н «О порядке и условиях оплаты государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения (а при их отсутствии — медицинским организациям, в которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещен государственный и (или) муниципальный заказ) услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовой период,
№5 Менеджер
2010 здравоохранения
Вопросы i/i ответы
а также диспансерному (профилактическому) наблюдению детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на диспансерный учет, и выдачи женщинам родовых сертификатов».
Говорят, что Верховный суд признал неправомерным учет выплат участковой службе (10 и 5 тысяч рублей) при расчете средней заработной платы для определения размера отпускных. Нам тоже собираются не включать их в среднюю зарплату. Просим разъяснить ситуацию.
Действительно, подобное решение существует. В определении Верховного Суда Российской Федерации от 22 августа 2008 г. № 3-В08-4 включена следующая фраза: «Анализ приведенных нормативных актов свидетельствует о том, что поскольку указанные денежные выплаты не учитываются при исчислении надбавок и доплат, установленных соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами, то их следует квалифицировать как дополнительные денежные выплаты медицинским работникам за выполнение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи, которые установлены в фиксированном размере, в связи с чем заработной платой не являются и не должны учитываться при исчислении средней заработной платы и для оплаты отпусков.
Однако никаких поводов для беспокойства у сотрудников быть не должно. Дело в том, что Верховный Суд Российской Федерации рассматривал дело на основе документов, принятых в 2005-2006 годах. Сейчас нормативная база существенно изменилась. Так, «Правила предоставления в 2010 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение оказания дополнительной медицинской помощи врачами-терапевтами участковыми, врачами-пе-диатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых и медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей)», утвержденные постановлением Правительство Российской Федерации 29 декабря 2009 г. № 1110, прямо оговаривают, что размер предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации субсидии включает сумму средств, предусмотренных на оплату ежегодного отпуска врачей и медицинских сестер, исходя из его средней продолжительности.
Кроме того, пункт 2 указанных Правил определяет, что субсидии предоставляются на осуществление софинансирования денежных выплат стимулирующего характера с учетом предоставления медицинским работникам гарантий, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации.
Денежные же выплаты стимулирующего характера относятся к заработной плате и соответствии с Трудовым кодексом РФ эти выплаты должны учитываться при исчислении средней заработной платы для оплаты отпусков.
Министерство финансов Российской Федерации в своем Письме, посвященном этому вопросу (от 17 марта 2009 г. № 08-04-06/424), ссылаясь на указанное судебное решение, четко оговаривает, что речь шла только о 2006 годе.
В заключение отметим, что по аналогичному вопросу, правда, охватывающему уже 2006-2007 гг., имеются судебные решения, прямо поддерживающие права работников участковой службы на включение указанных выплат в расчет средней заработной платы при расчете отпускных. Эти материалы публикуются в рубрике «Судебная практика».
1енеджер №5
здравоохранения ЗОЮ