Научная статья на тему 'Приоритетный национальный проект «Здоровье»'

Приоритетный национальный проект «Здоровье» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
202
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кадыров Ф. Н.

НА ВОПРОСЫ ОТВЕЧАЕТ д.э.н. Ф.Н. КАДЫРОВ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кадыров Ф. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приоритетный национальный проект «Здоровье»»

ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ЗДОРОВЬЕ»

НА ВОПРОСЫ ОТВЕЧАЕТ д.э.н. Ф.Н. КАДЫРОВ

За счет средств, полученных по родовым сертификатам, мы оплачивали труд медицинских работников, включая санитарок. Сейчас к нам предъявляют претензии, заявляя, что с 2010 г. санитаркам платить нельзя. Так ли это?

Порядок использования средств, полученных по родовым сертификатам, был установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. №987 «О порядке финансового обеспечения в 2008-2010 годах расходов на оплату государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовой период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на диспансерный учет».

Пункт 8. указанного постановления звучал так (дается в сокращении): «Средства на оплату услуг, перечисленные региональными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации, расходуются учреждениями здравоохранения, в которых:

— оказана амбулаторно-поликлиническая помощь женщинам в период беременности, — на оплату труда медицинского персонала...;

— оказана стационарная помощь женщинам в период родов и в послеродовой период, — на оплату труда медицинского персонала.;

— осуществлялось диспансерное (профилактическое) наблюдение детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на диспансерный учет (для детей, родившихся в 2007 году, независимо от срока постановки на диспансерный учет), в первые 6 месяцев со дня постановки на учет, — на оплату труда медицинских работников, участвовавших в диспансерном (профилактическом) наблюдении указанных детей;

— осуществлялось диспансерное (профилактическое) наблюдение детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на диспансерный учет (для детей, родившихся в 2007 году, независимо от срока постановки на диспансерный учет), во вторые 6 месяцев со дня постановки на учет, — на оплату труда медицинских работников, участвовавших в диспансерном (профилактическом) наблюдении указанных детей».

1енеджер №5

здравоохранения ЗОЮ

Вопросы i/i ответы

Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2009 г. № 1098 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 987» утвердило новую редакцию этого пункта. Несколько изменилось название самого постановления (теперь оно касается только 2010 г.). В новой редакции оно называется так: «О порядке финансового обеспечения в 2010 году расходов на оплату государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения, иным организациям услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовой период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на диспансерный учет».

Во всех вышеприведенных абзацах пункта 8 (за исключением касающегося оказания стационарной помощи) слова «медицинского персонала» заменены словами «врачей-специалистов и среднего медицинского персонала». В абзаце же, касающемся оказания стационарной помощи, кроме врачей-специалистов и среднего медицинского персонала, указан еще и младший медицинский персонал.

Таким образом, соответствующие абзацы п. 8. выглядят следующим образом: «Средства на оплату услуг, перечисленные региональными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации, расходуются учреждениями здравоохранения, в которых:

— оказана амбулаторно-поликлиническая помощь женщинам в период беременности, — на оплату труда врачей-специалистов и среднего медицинского персонала...;

— оказана стационарная помощь женщинам в период родов и в послеродовой период, — на оплату труда врачей-специалистов, среднего и младшего медицинского персонала.;

— осуществлялось диспансерное (профилактическое) наблюдение детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на диспансерный учет, в первые 6 месяцев со дня постановки на учет, — на оплату труда врачей-специалистов и среднего медицинского персонала, участвовавших в диспансерном (профилактическом) наблюдении указанных детей;

— осуществлялось диспансерное (профилактическое) наблюдение детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на диспансерный учет, во вторые 6 месяцев со дня постановки на учет, — на оплату труда врачей-специалистов и среднего медицинского персонала, участвовавших в диспансерном (профилактическом) наблюдении указанных детей».

Другими словами, оплату за родовые сертификаты младший медицинский персонал может получать только в учреждениях, в которых оказана стационарная помощь женщинам в период родов и в послеродовой период.

Дополнительно обращаем внимание на то, что Приказом Минздравсоцраз-вития России от 12.02.2010 № 82н внесены некоторые изменения и в Приказ Минздравсоцразвития России от 16 января 2008 г. № 11н «О порядке и условиях оплаты государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения (а при их отсутствии — медицинским организациям, в которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещен государственный и (или) муниципальный заказ) услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовой период,

№5 Менеджер

2010 здравоохранения

Вопросы i/i ответы

а также диспансерному (профилактическому) наблюдению детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на диспансерный учет, и выдачи женщинам родовых сертификатов».

Говорят, что Верховный суд признал неправомерным учет выплат участковой службе (10 и 5 тысяч рублей) при расчете средней заработной платы для определения размера отпускных. Нам тоже собираются не включать их в среднюю зарплату. Просим разъяснить ситуацию.

Действительно, подобное решение существует. В определении Верховного Суда Российской Федерации от 22 августа 2008 г. № 3-В08-4 включена следующая фраза: «Анализ приведенных нормативных актов свидетельствует о том, что поскольку указанные денежные выплаты не учитываются при исчислении надбавок и доплат, установленных соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами, то их следует квалифицировать как дополнительные денежные выплаты медицинским работникам за выполнение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи, которые установлены в фиксированном размере, в связи с чем заработной платой не являются и не должны учитываться при исчислении средней заработной платы и для оплаты отпусков.

Однако никаких поводов для беспокойства у сотрудников быть не должно. Дело в том, что Верховный Суд Российской Федерации рассматривал дело на основе документов, принятых в 2005-2006 годах. Сейчас нормативная база существенно изменилась. Так, «Правила предоставления в 2010 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение оказания дополнительной медицинской помощи врачами-терапевтами участковыми, врачами-пе-диатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых и медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей)», утвержденные постановлением Правительство Российской Федерации 29 декабря 2009 г. № 1110, прямо оговаривают, что размер предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации субсидии включает сумму средств, предусмотренных на оплату ежегодного отпуска врачей и медицинских сестер, исходя из его средней продолжительности.

Кроме того, пункт 2 указанных Правил определяет, что субсидии предоставляются на осуществление софинансирования денежных выплат стимулирующего характера с учетом предоставления медицинским работникам гарантий, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации.

Денежные же выплаты стимулирующего характера относятся к заработной плате и соответствии с Трудовым кодексом РФ эти выплаты должны учитываться при исчислении средней заработной платы для оплаты отпусков.

Министерство финансов Российской Федерации в своем Письме, посвященном этому вопросу (от 17 марта 2009 г. № 08-04-06/424), ссылаясь на указанное судебное решение, четко оговаривает, что речь шла только о 2006 годе.

В заключение отметим, что по аналогичному вопросу, правда, охватывающему уже 2006-2007 гг., имеются судебные решения, прямо поддерживающие права работников участковой службы на включение указанных выплат в расчет средней заработной платы при расчете отпускных. Эти материалы публикуются в рубрике «Судебная практика».

1енеджер №5

здравоохранения ЗОЮ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.