Научная статья на тему 'Приоритетные задачи Российской Федерации по освоению Арктической зоны'

Приоритетные задачи Российской Федерации по освоению Арктической зоны Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
232
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРКТИКА / ПРИРОДНО-РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ / ОБОРОНОСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мысова Елизавета Эдуардовна, Балашова Елена Сергеевна

В данной статье анализируются основные направления развития Арктической зоны на ближайшее будущее в России. Обозначены преимущества, обеспечиваемые данной территорией и направленные на развитие промышленной политики, инфраструктуры, наращивание обороноспособности страны. Рассматриваются полезные ископаемые данного региона, открытые месторождения. Анализируются преимущества освоения и развития Северного Морского пути.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мысова Елизавета Эдуардовна, Балашова Елена Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приоритетные задачи Российской Федерации по освоению Арктической зоны»

ПРИОРИТЕТНЫЕ ЗАДАЧИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО ОСВОЕНИЮ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ 1 2 Мысова Е.Э. , Балашова Е.С.

1Мысова Елизавета Эдуардовна - магистр;

2Балашова Елена Сергеевна - кандидат экономических наук, доцент, Высшая школа промышленного менеджмента и экономики, Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в данной статье анализируются основные направления развития Арктической зоны на ближайшее будущее в России. Обозначены преимущества, обеспечиваемые данной территорией и направленные на развитие промышленной политики, инфраструктуры, наращивание обороноспособности страны. Рассматриваются полезные ископаемые данного региона, открытые месторождения. Анализируются преимущества освоения и развития Северного Морского пути.

Ключевые слова: Арктика, природно-ресурсный потенциал, Северный Морской путь, обороноспособность.

В средствах массовой информации все чаще упоминаются преимущества, возникающие в странах, которые определяют приоритетный вектор развития экономики - освоение Арктической зона Российской Федерации (АЗРФ). СМИ делают акцент на необходимости вложений огромных средств и сил в АЗРФ для достижения целей, поставленных перед государством в этой области.

Правительством России определены стратегические цели по освоению АЗРФ и обеспечению национальной безопасности [1]:

1. совершенствование системы государственного управления социально-экономическим развитием;

2. эффективное использование ресурсной базы АЗРФ;

3. модернизация арктической транспортной системы и инфраструктуры;

4. формирование единого информационного пространства АЗРФ;

5. обеспечение охраны окружающей среды и экологической безопасности данного региона;

6. развитие международного сотрудничества в отношении Арктической территории.

Неясно зачем тратится столько средств и сил на развитие зоны с суровыми климатическими условиями, каковы причины усиленного интереса к этой территории арктических государств и, в первую очередь, России.

Данная тема очень актуальна, так как необходимо выделить основные направления развития АЗРФ на ближайшее время, а также определить результат выполнения данных задач.

Раскрыть основные задачи России по освоению АЗРФ - основная цель статьи. АЗРФ, как перспективный регион, обуславливает вложения экономических, военных и дипломатических усилий со стороны России для усиления и расширения своего присутствия в Арктике.

Заслуживают внимания три причины, по которым Россия стремится развивать свое влияние в Арктике.

Первая причина - это огромные запасы полезных ископаемых в АЗРФ. Запасы нефти, например, составляют 10% от мирового запаса этого ископаемого топлива и 20% - запасы газа. Россия владеет практически всеми запасами нефти и природного газа данного региона. По добыче данных природных ископаемых конкуренцию

России составляют Канада, США и Норвегия. Исследования показали, что значительная часть запасов природного топлива АЗРФ еще не разведана [2].

Добыча нефти в АЗРФ началась еще в 20 -х годах прошлого столетия. В 60 -х годах были открыты месторождения в Ямало -Ненецком автономном округе, на северном склоне хребта Брукса (Аляска) и в дельте реки Маккензи (Канада). Россией, США, Канадой и Норвегией были добыты миллиарды кубических метров нефти и газа в Арктике [3].

На шельфе Баренцева моря разведаны 11 месторождений, в том числе нефтяная станция Приразломная, которая начала свою работу совсем недавно - в апреле 2014 года. Добывающая платформа Приразломная, благодаря которой прямиком в Европу пошла первая нефть с российского Арктического шельфа. Платформа расположена в Печорском море в 55 километрах от берега. Это очень крупный и сложный проект, в котором помимо основного владельца — «Газпрома» — были задействованы многие российские предприятия и компании. Сейчас вся добываемая нефть особой марки «Арктик-ойл» сразу загружается в танкеры и идет в Северную Европу, но после увеличения объемов добычи, часть ее будет оставаться в береговых хранилищах. На берегу в Варандее создана перевалочная база, построен морской порт, модернизирован аэропорт. Базы производственного обслуживания и снабжения созданы в Мурманске. Проект пока очень затратный из-за огромных вложений в инфраструктуру, но постепенно нефть с Приразломной будет становиться дешевле, и на пике добычи ее себестоимость снизится до 10 долларов за баррель. Морская ледостойкая стационарная платформа (МЛСП) «Приразломная» создана специально для реализации проекта по освоению АЗРФ. Она обеспечивает выполнение всех технологических операций: бурение скважин, добычу, хранение, отгрузку нефти на танкеры, выработку тепловой и электрической энергии.

Кроме Приразломной открыты Долгинское, Варандейское и Медынское месторождения нефти, три газовых - Мурманское, Лудловское, Северо-Кильдынское, одно нефтеконденсатное - Северо-Гуляевское, а также три газоконденсатных -Поморское, Ледовое и Штокманское. Штокманское месторождение содержит около 4000 млрд куб. м газа и является крупнейшим в мире. Запасы полезных ископаемых, расположенные на дне морей, составляют 50% газовых богатств России и четверть нефтяных. Освоена лишь малая их часть. Знаменитая каспийская нефтегазовая кладовая едва вмещает 1% от всего объема. В сравнении с ней газовое месторождение емкостью 39 трлн. кубометров выглядит супергигантом. Это - половина всех подводных газовых российских богатств. Именно столько газа содержат недра мелководной пологой платформы Баренцева моря, называемой шельфом. При эксплуатации месторождения специалисты рассчитывают получать от него вместе с природным газом 56 млн тонн газового конденсата.

Кроме запасов нефти и газа, Россия обладает в АЗРФ богатыми месторождениями никеля, меди, угля, золота, урана, вольфрама и алмазов. Добыча этих полезных ископаемых особо развита на севере страны. В Сибири находятся огромные запасы ценных металлов: золота, серебра, никеля, цинка. В Якутии добывается одна четвертая часть всех запасов алмазов [4]. АЗРФ богата никелем. В России функционирует один из крупнейших мировых заводов по добыче никеля - Норильский никелевый завод. ГМК «Норильский никель» — крупнейшая в России и одна из крупнейших в мире компаний по производству драгоценных и цветных металлов. На его долю (от мировой) приходится:

• 38% палладия (первое место в мире по объёму производства);

• 22% никеля;

• 9% платины;

• более 10 % кобальта (кобальтовый концентрат);

• 3% меди.

На отечественном рынке на долю ГМК «Норильский никель» приходится:

• 100% платины;

• 96% никеля;

• 95% кобальта;

• 55% меди.

«Норильский никель» находится в числе ведущих промышленных компаний России — 4,3% российского экспорта приходится на предприятия ГМК. Доля компании в ВВП России составляет 1,9%. Доля компании в объёме промышленного производства — 2,8% или 27,9% от доли цветной металлургии.

Вторая причина освоения АЗРФ - это развитие транспортной инфраструктуры России в АЗРФ - Северного Морского Пути (СМП). Северный Морской Путь состоит из территории крупнейших экономических районов России. Особая роль Северного Морского пути - это обеспечение жизнедеятельности АЗРФ.

Достоинство Северного Морского Пути заключается в сокращении расстояний морских перевозок по сравнению с расстоянием из портов Балтии через Суэцкий канал. Морские пути через Суэцкий канал, либо Панамский канал, наряду с СМП, активно используются в морском судоходстве. Однако расстояние, которое необходимо преодолеть судам из порта Мурманск в порт Иокогаму (Япония) через Суэцкий канал, составляет чуть больше 12 тысяч морских миль, при движении по Северному Морскому пути это расстояние составляет 6 тысяч морских миль, что меньше почти в 2 раза. Соответственно снижаются затраты на транспортировку груза [5].

Издавна СМП являлся частью экономики страны, культуры, истории и быта, поддерживая жизнедеятельность России. Первые попытки освоения Арктики, как русским народом, так и иностранными странами встречались с особым восхищением и гордостью. Северный Морской Путь является основной магистралью в Северных регионах, связывая европейскую и восточную часть России. СМП является важнейшим мировым морским пространством.

Преимущества в развитии данного пути заключается в том, что это наиболее безопасный путь передвижения. Альтернативное движение судов через Суэцкий канал подвергается частым нападениям, разорению и уничтожению судов. Моря Северного Ледовитого океана тихие и спокойны в отличие от южного движения, так как огромный слой льда сдерживает волны.

Достоинством использования и развития Северного Морского Пути России, как создателя этой магистрали, является получение прибыли за передвижение иностранных судов. С каждым годом увеличивается число кораблей, проходящих по Северному Морскому Пути. Данную магистраль уже используют и иностранные государства, причем не только государственные корабли, но и частные.

Таким образом, при улучшении условий прохождения кораблей по Северному Морскому Пути, увеличится и прибыль, которая очень быстро покроет затраты на развитие магистрали.

Третья причина развития и вложения средств России в АЗРФ - это её обороноспособность [4].

Россия, поддерживая «теорию мира» Арктики, намерена также усилить военное присутствие в районах, имеющих важное стратегическое значение не только для экономики страны, но и для национальной безопасности. Отношения между Россией и Западом сложные и напряженные. Кроме того, стоит помнить, что не только Россия стремится закрепить за собой территории Арктики: США, Канада, Норвегия, Дания, Финляндия стремятся не отставать от России по освоению данного региона.

Необходимость иметь армию для защиты своей территории и интересов при таких условиях ни то, что не исчезнет, а еще больше укрепится.

С развитием мировой экономики Арктическая зона приобретает все большее значение. Это вызывает обеспокоенность государств ситуацией в сфере безопасности.

Россия стремится сохранить за собой главную роль на данной территории. Однако отстаивать свои интересы на мировых переговорах и конференциях становится все сложнее и сложнее.

Планы по модернизации Арктики получили уже практическое воплощение. Следует отметить, что российские военные программы не направлены против каких-либо арктических государств, хотя такие подозрения присутствуют в мире.

Развитие обороноспособности в Арктических условиях позволит Российской Армии отработать уникальные технологии ведения войны в условиях Крайнего Севера. Это предоставит возможность России, в случае возникновения военного конфликта в Арктике, использовать ранее полученные навыки, обеспечит сохранение государственных границ и территорий [3].

На основании проанализированных в данной статье причин развития АЗРФ, необходимости усиления влияния России в данном регионе, государство определяет важнейшие задачи по освоению АЗРФ:

1. разработка и внедрение мер по государственной поддержке хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в АЗРФ;

2. создание системы комплексной безопасности региона, населения и стратегически важных объектов;

3. развитие системы мониторинга геофизической обстановки в АЗРФ с целью минимизации воздействия экстремальных геофизических процессов (естественного и искусственного происхождения) на среду обитания человека;

4. модернизация объектов социальной инфраструктуры;

5. формирование проектов организации комплексного изучения континентального шельфа и прибрежных территорий, подготовка к освоению запасов углеводородного сырья;

6. развитие единой Арктической транспортной системы России в качестве национальной морской магистрали, ориентированной на круглогодичное функционирование, включающей в себя Северный Морской Путь и тяготеющие к нему меридиональные речные и железнодорожные коммуникации;

7. развитие ледокольного флота России;

8. объединение ресурсов и возможностей государства для достижения высоконаучного технологичного комплекса для разработок в зоне Крайнего Севера;

9. обеспечение сохранения флоры и фауны АЗРФ в связи с расширением воздействия на Арктику;

10. обеспечение боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил России.

Для достижения поставленных целей и задач Россия имеет ряд ограничений:

1. России не хватает портов для обслуживания Северного Морского Пути, а также инфраструктуры близ территории портов;

2. нехватка персонала. Для выполнения поставленных задач требуется обученный, высококвалифицированный персонал. Однако желающих работать в таких климатических условиях и без развитой инфраструктуры очень мало;

3. Россия является мировым лидером в сфере ледоколостроения. Однако даже имеющихся кораблей недостаточно для обслуживания территории и реализации поставленных задач;

4. отсутствие военных баз в этих широтах. Россия, на сегодняшний момент, ограничивается только военными учениями.

Таким образом, Арктика имеет огромный потенциал как перспективная территория для развития промышленности и для увеличения количества заводов и промышленных предприятий, для развития экономики и природно-ресурсных программ России, для улучшения инфраструктуры региона, а также для создания не только морских войск, но и военных баз. Осуществление всего этого возможно только при условии выполнения всех поставленных задач.

Устранение недостатков поможет России в осуществлении поставленных задач и выходу на новый уровень освоения АЗРФ

Список литературы

1. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечение национальной безопасности на период до 2020 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/media/ (дата обращения: 26.05.2017).

2. Селин В.С., Вышинская Ю.В. Экономика арктических регионов и корпораций на современном этапе. Вестник Кольского научного центра РАН. № 4, 2015.

3. Природные ресурсы Арктики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.arctic.ru/ (дата обращения: 26.05.2017).

4. Weidinger Matthew Race for the Arctic: Russia's Greatest Journey in our Time. [Electronic resource]. URL: http://publishing-vak.ru/ (date of access: 26.05.2017).

5. Золотухин И.Н. Северный морской путь как трансокеаническая магистраль. Проблемы освоения в аспекте интересов держав северной пацифики: взгляд из России. Ойкумена. Регионоведческие исследования, 2015. № 2.

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПОРТОВЫХ КОМПЛЕКСОВ

АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ 12 Удинцев А.А. , Азизова Е.А.

1Удинцев Андрей Андреевич - магистрант, направление: менеджмент;

2Азизова Есения Анатольевна - кандидат экономических наук, доцент, кафедра производственного менеджмента, Институт экономики Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Астраханский государственный технический университет, г. Астрахань

Водный транспорт играет огромную роль в осуществлении перевозок массовых грузов в страны Прикаспийского региона. На сегодняшний день морские перевозки грузов приобретают все большую популярность.

В результате преобразований, произошедших в конце XX в., Каспий стал морем пяти государств: России, Ирана, Казахстана, Азербайджана, Туркменистана. В Каспийском регионе находятся восемь основных морских портов: три порта - в России, два - в Иране, по одному порту в Азербайджане, Казахстане и Туркменистане. Именно через эти порты проходят до 98% грузоперевалок Каспия.

Астраханская область является кратчайшим транспортным мостом, связывающим Россию с Ираном и Индией, Иран и Индию со странами Европы, а также относится к наиболее активно развивающимся районам разведки и добычи нефтяных ресурсов, занимая четвертое место в мире по объемам запасов. Важным вектором развития транспортной составляющей региона является активизации международного транспортного коридора «Север-Юг».

Морской транспорт в Астраханской области представлен морскими портами Астрахань и Оля. На территории области работают 19 стивидорных организаций. Из их числа 15 оперируют генеральными грузами и контейнерами, 1 организация - перевалкой серы и 3 терминала предназначены для перевалки нефти и нефтепродуктов [1].

В 2015 году грузоперевалка морским транспортом в портах Астраханской области составила 2,87 млн тонн или 95,6% к уровню 2014 года. На снижение общего объемов перевалки грузов повлиял 15-процентный спад объемов импорта в связи с падением курса рубля, в тоже время количества судозаходов в загранплавании увеличилось на 9%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.