Научная статья на тему 'ПРИОРИТЕТНЫЕ ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

ПРИОРИТЕТНЫЕ ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
332
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / АКАДЕМГОРОДОК / ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Загаров Степан Андреевич, Соколов Егор Дмитриевич

Авторы научной публикации рассматривают происходящее в настоящее время эффективное развитие цифровой экономики, которое является одним из фундаментальных направлений развития регионов России и страны в целом. Авторы считают, что процесс цифровой трансформации в субъектах страны является наглядным результатом и показателем общего развития цифровой экономики в России, а также фактором эффективной государственной политики по региональному развитию. Особое внимание уделяется цифровизации. Она ведет не только к большим возможностям, но и к серьезным вызовам и угрозам. Рассматривается существующая дифференциация между субъектами страны, усугубляющаяся еще и цифровым неравенством, которое обусловлено разными возможностями, ресурсами регионов, а также их скоростью адаптации к новым требованиям (например, разработка программы по цифровизации). Авторы подчёркивают, что решение задачи по преодолению складывающейся ситуации возлагается как на федеральный уровень власти, так и на региональный. Регулирование государством цифровизации в субъектах означает мониторинг реализации мероприятий, достижение целевых показателей, оказание финансовой поддержки и методических рекомендаций, анализ рейтингов и статистических данных по субъектам, на основе которых предпринимать узконаправленные меры. Однако успешная цифровая трансформация зависит именно от управления цифровой экономикой внутри региона, его практических мероприятий, гибкости в принятии решений при возникновении проблем и накопления опыта. Для обоснования рассматриваемой проблематики авторами публикации был рассмотрен пример Новосибирской области, где разработана и совершенствуется законодательная и нормативная правовая база, стимулирующая и поддерживающая развитие инновационной, научно-исследовательской деятельности и цифровой экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Загаров Степан Андреевич, Соколов Егор Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIORITY TASKS FOR THE IMPLEMENTATION OF THE DIGITAL ECONOMY IN MODERN CONDITIONS

The authors of the scientific publication consider the ongoing effective development of the digital economy, which is one of the fundamental directions for the development of the regions of Russia and the country as a whole. The authors believe that the process of digital transformation in the subjects of the country is a clear result and indicator of the overall development of the digital economy in Russia, as well as a factor in effective state policy for regional development. Particular attention is paid to digitalization. It leads not only to great opportunities, but also to serious challenges and threats. The article considers the existing differentiation between the subjects of the country, which is further aggravated by the digital divide, which is due to the different capabilities, resources of the regions, as well as their speed of adaptation to new requirements (for example, the development of a digitalization program). The authors emphasize that the task of overcoming the current situation is assigned both to the federal level of power and to the regional one. Regulation of digitalization by the state in the subjects means monitoring the implementation of measures, achieving targets, providing financial support and methodological recommendations, analyzing ratings and statistical data on the subjects, on the basis of which narrowly focused measures can be taken. However, successful digital transformation depends precisely on the management of the digital economy within the region, its practical measures, flexibility in decision-making when problems arise, and the accumulation of experience. To substantiate the issues under consideration, the authors of the publication considered the example of the Novosibirsk region, where the legislative and regulatory framework has been developed and is being improved, stimulating and supporting the development of innovative, research activities and the digital economy.

Текст научной работы на тему «ПРИОРИТЕТНЫЕ ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esj.todav 2022, №5, Том 14 / 2022, No 5, Vol 14 https://esj.today/issue-5-2022.html URL статьи: https://esj.today/PDF/47ECVN522.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Загаров, С. А. Приоритетные задачи реализации цифровой экономики в современных условиях / С. А. Загаров, Е. Д. Соколов // Вестник евразийской науки. — 2022. — Т. 14. — № 5. — URL: https://esj. todav/PDF/47ECVN522.pdf

For citation:

Zagarov S.A., Sokolov E.D. Priority tasks for the implementation of the digital economy in modern conditions. The Eurasian Scientific Journal, 14(5): 47ECVN522. Available at: https://esi.today/PDF/47ECVN522.pdf. (In Russ., abstract in Eng.).

УДК 314

Загаров Степан Андреевич

ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Москва, Россия

Бакалавр «Финансового» факультета E-mail: apollo.black166@gmail.com

Соколов Егор Дмитриевич

ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Москва, Россия

Бакалавр «Финансового» факультета E-mail: sokolovegor29@yandex.ru

Приоритетные задачи реализации цифровой экономики в современных условиях

Аннотация. Авторы научной публикации рассматривают происходящее в настоящее время эффективное развитие цифровой экономики, которое является одним из фундаментальных направлений развития регионов России и страны в целом. Авторы считают, что процесс цифровой трансформации в субъектах страны является наглядным результатом и показателем общего развития цифровой экономики в России, а также фактором эффективной государственной политики по региональному развитию. Особое внимание уделяется цифровизации. Она ведет не только к большим возможностям, но и к серьезным вызовам и угрозам. Рассматривается существующая дифференциация между субъектами страны, усугубляющаяся еще и цифровым неравенством, которое обусловлено разными возможностями, ресурсами регионов, а также их скоростью адаптации к новым требованиям (например, разработка программы по цифровизации). Авторы подчёркивают, что решение задачи по преодолению складывающейся ситуации возлагается как на федеральный уровень власти, так и на региональный. Регулирование государством цифровизации в субъектах означает мониторинг реализации мероприятий, достижение целевых показателей, оказание финансовой поддержки и методических рекомендаций, анализ рейтингов и статистических данных по субъектам, на основе которых предпринимать узконаправленные меры. Однако успешная цифровая трансформация зависит именно от управления цифровой экономикой внутри региона, его практических мероприятий, гибкости в принятии решений при возникновении проблем и накопления опыта. Для обоснования рассматриваемой проблематики авторами публикации был рассмотрен пример Новосибирской области, где разработана и совершенствуется законодательная и нормативная правовая база, стимулирующая и поддерживающая развитие инновационной, научно-исследовательской деятельности и цифровой экономики.

Вестник Евразийской науки 2022, №5, Том 14 ISSN 2588-0101

The Eurasian Scientific Journal 2022, No 5, Vol 14 https://esj.today

Ключевые слова: цифровая экономика; цифровизация; региональное развитие; информационно-коммуникационные технологии; академгородок; отраслевая экономика

Введение

Развитие информационного пространства в рамках научно-технического прогресса в современных реалиях рассматривается в качестве средства обеспечения конкурентоспособности страны. Создание уникальных технологий, появление инновационных направлений деятельности, внедрение цифровых платформ во все сферы жизнедеятельности населения ознаменовало формирование цифровой экономики как нового прогрессивного этапа в развитии Российской Федерации.

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью адаптации системы государственного управления к требованиям цифровой экономики. Государство должно создать благоприятные условия и минимизировать барьеры для развития цифровизации, регулировать цифровые изменения в отраслях экономики, чтобы добиться социально-экономического роста в долгосрочной перспективе.

Успешное достижение приоритетов цифровой трансформации будет возможно только при согласованных и эффективных действиях субъектов России. Новосибирская область, будучи одним из инновационных регионов страны и научным центром Сибири, концентрирует на своей территории передовой комплекс научно-исследовательских и образовательных объектов, что позволяет аккумулировать положительный опыт по управлению развитием цифровой экономики.

Цель исследования заключается в разработке предложений и рекомендаций по совершенствованию системы управления цифровой экономикой в Новосибирской области.

Объектом исследования является цифровая экономика в Новосибирской области.

Предметом исследования являются особенности системы управления цифровой экономикой в Новосибирской области.

1. Методы и материалы

При написании научной публикации авторами использовались следующие методы: сравнительный, статистический, математический анализы, анализ и обобщение нормативно-правовых актов и документов, научных исследований и статей, табличные и графические способы визуализации статистических данных.

Для достижения данной цели в работе были поставлены следующие задачи:

• рассмотреть организационно-правовые основы развития и управления цифровой экономикой в Российской Федерации;

• проанализировать систему управления цифровой экономикой;

• определить стратегические направления совершенствования системы управления цифровой экономикой на примере Новосибирской области.

Исследование основывается на теоретических и методологических положениях, разработанных отечественными авторами, нормативно-правовых документах стратегического планирования, предложениях, раскрывающих перспективы разработки и реализации цифровой экономики на региональном уровне.

Различные аспекты цифровой экономики (трактование понятия, свойства цифровизации, направления развития) рассмотрены в работах Волковой А.А. [1], Лазаренко Н.В. [2], Минеевой В.М. [3], Паньшина Б.Н., Рукинова М.В., Эскиндарова М.А. [4].

Вопросы государственного регулирования регионального цифрового и инновационного развития исследовано в трудах Самаринаой В.П. [5], Атурина В.В. [5], Грабова О.Н. [7].

Проблемы цифровой трансформации в реализации стратегии развития региона рассматривались такими авторами, как Черняковой М.М. [8], Земсковой Е.С. [9], Мехдиева Ш.З. [10].

Информационной базой исследования послужили Конституция РФ, Федеральные законы РФ, указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, нормативно-правовые документы Новосибирской области по цифровой трансформации, развитию цифровой экономики, инновационной и инвестиционной деятельности, касающиеся стимулирования научно-технического прогресса, научные труды отечественных ученых, Интернет-ресурсы (официальные сайты) и зарубежные источники по тематике работы.

2. Результаты и обсуждения

Векторы развития цифровой экономики и пути преодоления возможных барьеров носят в долгосрочной перспективе стратегический характер при достижении национальной цели — обеспечение технологического прогресса во всех отраслях экономики и сферах жизнедеятельности. Необходимо отметить приоритетные результаты цифровизации, определенные на федеральном уровне, из которых вытекают задачи, устанавливаемые регионами и, в частности, Новосибирской областью.

В Прогнозе научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденным Правительством РФ в 2014 году, были определены направления развития страны по перспективным областям будущего, по которым необходимо проводить научные исследования с целью совершенствования производимых товаров и услуг, создания новых материалов и продуктов.

Также основные приоритеты России, касающиеся развития информационного общества, были конкретизированы в одноименном нормативно-правовом документе — Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы (рис. 1).

Рисунок 1. Стратегические национальные приоритеты Российской Федерации при развитии информационного общества [11]

47ECVN522

В программе «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденной 28 июля 2017 года, были поставлены цели и задачи, логично вытекающие из пяти выделенных базовых направлений развития цифровой экономики на период до 2024 года, которые являются стратегически-важными ориентирами для всех регионов (рис. 2).

Рисунок 2. Направления развития цифровой экономики в Российской Федерации [12]

Среди субъектов Российской Федерации, относящихся к группе сильных инноваторов, можно выделить Новосибирскую область как один из наиболее прогрессивных регионов Сибирского федерального округа. Однако оценка уровня развития цифровой экономики нецелесообразна без анализа инновационного потенциала человеческого капитала, накопленного в области и являющегося главной движущей силой социально-экономического развития, на его уровень восприимчивости нововведений и способности адаптации к инновационно-ориентированной экономике в быстро растущих потребностях цифровой экономики. В настоящее время актуальным вопросом в рамках стратегического развития социума является проблема необходимого цифрового образования в соответствии с современной технологической революцией, включающее изучение и использование передовых технологий и повышение требований к квалификации персонала с учетом такого навыка, как цифровая грамотность [12].

В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года достижение следующих задач позволит Новосибирской области стать инновационным драйвером международного уровня и центром концентрации цифровых компетенций:

• обеспечение нормативного регулирования формирования цифровой среды, современной телекоммуникационной инфраструктуры, информационной безопасности;

• цифровизация сфер жизнедеятельности, внедрение передовых технологий в промышленность и системы функционирования городов;

• подготовка высококвалифицированных кадров для цифровой экономики.

Приоритетными сферами цифровизации в регионе являются здравоохранение, кадры и образование, городская среда, транспорт и промышленность.

К задачам, связанным с инновационным развитием региона, относятся формирование компетенций в области инновационной деятельности, улучшение условий для повышения инновационной активности бизнеса, содействие малому и среднему предпринимательству, специализирующемуся на инновационных разработках и исследованиях. В качестве основного варианта устойчивого развития Новосибирской области был избран именно инновационный сценарий под названием «Сибирский центр роста». 1 Согласно сценарию, условия для опережающего экономического роста региона и укрепления позиций на рынке цифровой экономики будут созданы путем внедрения передовых научно-технологических разработок и прорывных проектов цифровой трансформации, а основными точками роста цифровой экономики станут виды деятельности в сферах информатизации, науки, образования.

Следуя инновационному варианту развития, Новосибирская область должна достичь роста ВРП на 21 % в 2024 году относительно 2019 года, при этом удельный вес в ВВП страны увеличится на 0,16 % (рис. 3).2

2019 2020 2021 2022 2023 2024

■ РФ (базовый сценарий)

Новосибирская обласгь (инновационный сценарий) □Удельный вес ВРП Новосибирской области в ВВП РФ

Рисунок 3. Рост ВРП Новосибирской области и ВВП Российской Федерации в период 2019-2024 гг. [14]

Начало реализации инновационного сценария развития Новосибирской области был ознаменован запуском проекта «Академгородок 2.0», разработанным Правительством области и сибирским отделением Российской академии наук. 3 Проект преследует амбициозную цель — стать научной столицей России, основываясь на междисциплинарных исследованиях и концентрируя в едином комплексе науку, образование и инновации [15].

1 Постановление Правительства Новосибирской области от 19.03.2019 N 105-п "О Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года" // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. Режим доступа — http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc&base=RLAW049 &n=118490&dst=101988#05411273115423125 (дата обращения 30.03.2022).

2 Основные направления социально-экономического развития Новосибирской области, 2022 [Электронный ресурс]. Режим доступа — http://econom.nso.ru/sites/econom.nso.ru/wodby files/files/page 2928/osno vnye_napravleniya_socialno-ehkonomicheskogo_razvitiya_novosibirskoj_oblasti_po_itogam_2018_goda.pdf (Дата обращения 25.10.2022).

3 Официальный портал проекта «Академгородок 2.0» [Электронный ресурс]. Режим доступа — http://www.akademgorodok2.ru/ (Дата обращения 25.10.2022).

В государственной программе «Стимулирование научной, научно-технической и инновационной деятельности в Новосибирской области», принятой в 2019 году, определяются мероприятия на период 2020-2025 гг. по следующим задачам: выявление потенциальных ученых и высококвалифицированных специалистов среди инновационно-активной молодежи, мотивирование и привлечение к реализации уникальных проектов, развитие инновационной инфраструктуры, системы кооперации субъектов научно-технологической деятельности и наукоемкого бизнеса, формирование эффективной современной системы управления в области технологий, инноваций и науки. В качестве показателя успешной реализации государственной программы принята позиция Новосибирской области в рейтинге инновационных регионов не ниже 10 места.

В целом выделенные национальные направления диктуют вектор формирования политики, реализуемой в Новосибирской области, которые призваны устранять существующие проблемы и барьеры, препятствующие полноценной реализации национальной программы по формированию и развитию цифровой экономики:

1. Нормативное регулирование. Все грядущие изменения, которые затронут экономическую и социальную сферу жизнедеятельности человека, должны быть в первую очередь закреплены в законодательстве страны, которое следует заранее совершенствовать со всеми тенденциями, так как неподготовленная и непроработанная нормативно-правовая база государства и ее отдельных субъектов является основополагающим барьером на пути цифровой экономики. Это касается методических рекомендаций государственным и муниципальным органам власти, программ и проектов, связанных с цифровизацией. Большую роль играет государственное регулирование трудового законодательства в связи с появлением новых форм занятости и осложнением трудовых отношений. При этом поднимается вопрос и социальной защиты, решение которого должно отвечать вызовам цифровой экономики и интересам граждан, оставшихся без работы в результате автоматизации или несоответствия новым условиям знаний и навыков [16].

2. Кадры и образование. Значение цифровой грамотности как обязательного элемента перехода на цифровую экономику не оспаривается. Система образования должна активно внедрять передовые технологий, придавая процессу обучения инновационный характер. Формирование комплекса цифровых компетенций является рациональной потребностью рынка труда в условиях цифровизации. Важным направлением является отражение в классических курсах инновационной направленности решения вопросов на базе платформенных технологий. ВУЗы должны постоянно взаимодействовать с работодателями не только по вопросам подготовки высококвалифицированных специалистов, обладающих навыками использования технологий искусственного интеллекта, но и по переобучению кадров. Кроме того, Правительство Новосибирской области ставит задачу возрождения системы детского и юношеского научно-технического творчества как залога формирования будущей нации, открытой к новым идеям.4 Миссия области — быть центром генерирования уникального человеческого капитала.

3. Формирование исследовательских компетенций и технических заделов. С развитием и усложнением государственных информационных систем повышается актуальность проведения необходимых мероприятий по разъяснению гражданам особенностей обращения и получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде, что требует соответствующих коммуникационных навыков и цифровых компетенций от государственных

4 Постановление Губернатора Новосибирской области от 03.12.2007 № 474 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. Режим доступа — https://www.nso.ru/sites/test.new.nso.ru/wodby_fües/files/migrate/activity/Socio-Economic_Policy/strat_plan/Documents/1654.pdf (Дата обращения 22.04.2022).

и муниципальных служащих как при взаимодействии с населением, так и при межведомственном сотрудничестве. Стратегической задачей региональных органов власти является целесообразное использование накопленных научных заделов мирового уровня с учетом географических, природных, социально-экономических и иных особенностей Новосибирской области для создания современных отечественных технологий, не уступающих по качеству импортным. Основой развития региона должен быть развитый научно-образовательный комплекс его территории [17].

4. Информационная инфраструктура. Обеспечение территорий объектами, повышающими доступ населения и организаций к Интернету, способствующих научно-исследовательским работам, будет стимулировать развитие человеческого капитала и инновационную деятельность [18]. При этом равномерное возведение сетей центров хранения и обработки данных, создание программных серверов и развитие сетей передач данных и связи позволит сократить цифровое неравенство между регионами. Также в рамках информационной инфраструктуры поднимается задача создания финансовых институтов для инвестирования средств в инновационные проекты.

5. Информационная безопасность. Внедрение высоких технологий искусственного интеллекта должно соблюдать баланс между обработкой, сбором персонализированной информации и защитой данных, чтобы не нарушить права граждан на личную жизнь, закрепленные в Конституции [19]. Следовательно, созданная информационная инфраструктура как согласованная в масштабах страны платформа функционирования цифровой экономики должна гарантировать информационную безопасность, что в современных условиях тождественно национальной безопасности государства.

Кроме того, в ходе исполнения ключевых мероприятий по выделенным стратегическим направлениям особое внимание будет уделяться состоянию экологии и процессам природопользования, так как современные технологии должны не вредить окружающей среде, а наоборот способствовать снижению искусственного загрязнения природы человеком и восстановлению уничтоженных природных объектов. О необходимости достижения экологического благополучия говорится в Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года.

Стоит отметить, что пандемия «Соу1ё-19» затронула каждый субъект Российской Федерации, в том числе и Новосибирскую область. Для оперативной связи и оповещения населения области был создан сайт для публикации официальной информации о ситуации с коронавирусом на территории региона, интерактивная карта распространения вируса. 5 Цифровые технологии позволили не только контролировать пандемию, но и поддерживать жителей региона, вести мониторинг и своевременно реагировать на изменение конъюнктуры продовольственных рынков Новосибирской области.

Таким образом, Новосибирская область обоснованно является одним из лидеров инновационного развития среди субъектов Российской Федерации. К 2030 году область должна стать привлекательной для жизни и ведения бизнеса, создающей условия для гармоничного развития человека и устойчивого роста экономики, опирающейся на интеграцию значительного научно-образовательного потенциала и эффективной бизнес-среды.

5 Официальный канал Новосибирской области по ситуации с коронавирусом [Электронный ресурс]. Режим доступа — https://antivirus.nso.ru/ (Дата обращения 07.05.2022).

Страница 7 из 11

47ECVN522

Вестник Евразийской науки 2022, №5, Том 14 ISSN 2588-0101

The Eurasian Scientific Journal 2022, No 5, Vol 14 https://esj.today

Выводы

Цифровая экономика представляет собой сложную организационно-техническую систему социально-экономических отношений интернационального масштаба, предназначенную для развития всех сфер жизнедеятельности и максимального удовлетворения потребностей всех участников посредством всестороннего использования передовых информационно-телекоммуникационных технологий, эффективно генерирующих, обрабатывающих, преобразующих и распределяющих информацию в процессе полного жизненного цикла производства товаров, продуктов, услуг с момента появления идеи до ее реализации. Преобладающее значение в данном инновационном типе экономики принадлежит информации и знаниям как основному стратегическому ресурсу.

Важную роль в реализации цифровизации играют региональные программы, в частности ключевое место в развитии цифровой экономики занимает государственная программа «Цифровая трансформация Новосибирской области». Значение научно-технического прогресса и необходимость инновационного развития отмечается в Стратегиях социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года и на период до 2030 года, государственной программе «Развитие инфраструктуры информационного общества Новосибирской области на 2015-2020 годы».

Для обеспечения развития цифровой экономики предполагается:

• разработка нормативно-правовых документов и совершенствование действующего законодательства в целях стимулирования цифровой трансформации и научно-технического прогресса;

• популяризация среди населения и субъектов бизнеса научно-исследовательской и инновационной деятельности;

• совершенствование системы образования для подготовки высококвалифицированных кадров, востребованных на современном рынке;

• создание эффективной системы, обеспечивающей безопасность информационных данных;

• развитие информационной инфраструктуры.

В процессе проведенного анализа были выявлены проблемы, тормозящие дальнейшие процессы цифровизации и являющиеся препятствием для полного раскрытия и применения инновационного потенциала Новосибирской области:

• низкий уровень инновационной культуры и заинтересованности населения в инновационной деятельности;

• отсутствие мотивации у сектора предпринимательства внедрять новейшие технологии в процесс производства, осуществлять цифровую трансформацию, реализовывать инновационные проекты;

• нехватка финансирования инноваций и проведения цифровизации;

• недостаточная готовность учебных организаций к требованиям цифровой экономики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волкова А.А., Плотников В.А., Рукинов М.В. Цифровая экономика: сущность явления, проблемы и риски формирования и развития // Управленческое консультирование. — 2019. — № 4. — С. 38-49.

2. Лазаренко Н.В., Звягина А.А. Цифровая экономика: предпосылки и этапы становления в России и в мире // Научный вестник государственного образовательного учреждения луганской народной республики "Луганский национальный аграрный университет". — 2019. — № S5. — С. 424-433.

3. Минеева В.М. Концептуальные основы цифровой трансформации экономики // Путеводитель предпринимателя. — 2019. — № 41. — С. 142-146.

4. Эскиндаров М.А., Масленников В.В., Масленников О.В. Риски и шансы цифровой экономики в России // Финансы: Теория и Практика. — 2019. — Т. 23 — № 5 — С. 6-17.

5. Самарина В.П., Никитина К.А. Анализ показателей цифровизации региона // Вестник Евразийской науки, 2020 № 3, https://esi .today/PDF/06ECVN320.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

6. Атурин В.В., Мога И.С., Смагулова С.М. Драйверы цифровой трансформации глобальной экономики в контексте международной конкуренции // Вестник Евразийской науки. — 2019 № 6. — URL: https://esi.today/PDF/30ECVN619.pdf.

7. Грабова О.Н., Грабов А.В. Цифровой и интеллектуальный потенциал экономики как результат современных инвестиционных процессов и ограничений // Вестник Евразийской науки. — 2020 № 4. — URL: https://esi.today/PDF/30ECVN420.pdf.

8. Чернякова М.М. Иннодиверсификационные риски в цифровой экономике // Вестник Евразийской науки. — 2018 № 6. — URL: https://esi .today/PDF/16ECVN 618.pdf.

9. Земскова Е.С., Горина В.В. Влияние цифровых технологий на характер и динамику потребления в России: региональная специфика // Вестник Евразийской науки. — 2020 № 2. — URL: https://esi.today/PDF/65ECVN220.pdf.

10. Мехдиев Ш.З. Формирование системы квалифицированных кадров в условиях цифровой экономики // Вестник Евразийской науки. — 2018 № 6. — URL: https://esi .today/PDF/ 17ECVN618.pdf.

11. Маркова В.Д., Селиверстов В.Е. Программа «Академгородок 2.0»: проекты и образовательный потенциал // Мир экономики и управления. — 2019. — Т. 19. — № 4. — С. 66-86.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Борисова Е.С., Комаров А.В. Современный рынок труда в условиях становления и развития цифровой экономики // Наука. Общество. Оборона. — 2019. — № 3(20). — С. 5.

13. Буевич А.П., Варвус С.А. Особенности формирования российского института интеллектуальной собственности в контексте цифровой экономики // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. серия: экономика и право. — 2019. — № 9. — С. 11-15.

14. Головенчик Г.Г. Теоретические подходы к определению понятия "Цифровая экономика" // Наука и инновации. — 2019. № 2(192). — С. 40-45.

15.

16.

17.

18.

19.

Данилов Л.В., Кашинова Е.А., Кравченко Е.И., Бухарова М.М., Лабудин М.А., Шпиленко А.В. Пятый ежегодный обзор "Технопарки России — 2019" Москва, 2019. — С. 109.

Дегтерева В.А., Иванов М.В., Барабанов А.А. Россия на пути к цифровизации: шанс или вызов // Фундаментальные и прикладные исследования в области управления, экономики и торговли. Сборник трудов научно-практической и учебной конференции. Санкт-Петербург. — 2019. — С. 365-369.

Комов В.Э., Хугаева К.А. Цифровая трансформация региона // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. — 2019. — № 1-2. — С. 295-296.

Кравченко Е.В. Социальный контракт как перспективный механизм повышения эффективности социальной защиты населения // Экономика труда. -2019. — Т 6. — № 2 — С. 827-840.

Минакова Е.А., Коптева Л.А. Теоретические аспекты цифровой трансформации экономики в России // Вузовская наука: от теории к практике. Сборник материалов региональной научно-практической конференции. — 2019. — С. 143-

147.

Zagarov Stepan Andreevich

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia

E-mail: apollo.black166@gmail.com

Sokolov Egor Dmitrievich

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia

E-mail: sokolovegor29@yandex.ru

Priority tasks for the implementation of the digital economy in modern conditions

Abstract. The authors of the scientific publication consider the ongoing effective development of the digital economy, which is one of the fundamental directions for the development of the regions of Russia and the country as a whole. The authors believe that the process of digital transformation in the subjects of the country is a clear result and indicator of the overall development of the digital economy in Russia, as well as a factor in effective state policy for regional development. Particular attention is paid to digitalization. It leads not only to great opportunities, but also to serious challenges and threats. The article considers the existing differentiation between the subjects of the country, which is further aggravated by the digital divide, which is due to the different capabilities, resources of the regions, as well as their speed of adaptation to new requirements (for example, the development of a digitalization program). The authors emphasize that the task of overcoming the current situation is assigned both to the federal level of power and to the regional one. Regulation of digitalization by the state in the subjects means monitoring the implementation of measures, achieving targets, providing financial support and methodological recommendations, analyzing ratings and statistical data on the subjects, on the basis of which narrowly focused measures can be taken. However, successful digital transformation depends precisely on the management of the digital economy within the region, its practical measures, flexibility in decision-making when problems arise, and the accumulation of experience. To substantiate the issues under consideration, the authors of the publication considered the example of the Novosibirsk region, where the legislative and regulatory framework has been developed and is being improved, stimulating and supporting the development of innovative, research activities and the digital economy.

Keywords: digital economy; digitalization; regional development; information and communication technologies; academic campus; sectoral economy

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.