Научная статья на тему 'Приоритетные цели и формы государственной экономической политики'

Приоритетные цели и формы государственной экономической политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1595
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приоритетные цели и формы государственной экономической политики»

ном и гражданском (в том числе корпоративном), бюджетном финансировании расходов на оборону научных исследованиях, образовании и культуре, на социальную поддержку населения и региональное развитие, в государственных инвестициях и т.п. Особого внимания заслуживают такие проблемы, как создание мощной ресурсной базы и эффективного экономического механизма НИОКР, переход к наукоемким эффективным военным технологиям, демократизация и информатизация государства, информатизация образования, здравоохранения и других трудоемких бюджетных отраслей. Несомненно, их решение потребует не только выделения должного объема ресурсов, но и реформационных преобразований, обеспечивающих высокую эффективность этих сфер экономики и общественной жизни.

1 См.: Готовность России к информационному обществу. Оценка возможностей и потребностей широкомасштабного использования информационно-коммуникационных технологий / Под общ. ред. Т.В. Ершовой. М., 2001; Воротников А. Раз-

витие региональных информационных систем: чувашский вариант // РЭЖ. 2001. № 11 - 12.

2 См.: Глазьев С. Технологические сдвиги в экономике России // Экономика и математические методы. 1997. Т. 33. Вып. 2; Сироткин О. Технологический облик России на рубеже XXI в. // Экономист. 1998. № 4. С. 3; Кушлин В. Мировые технологические тенденции и экономическое переустройство России // Экономист. 1988. № 7; Глухих В. Уходят высокие технологии // ЭКО. 1988. № 3; Антонец Е. Возможности развития электронной промышленности // Экономист. 2001. № 9.

3 См.: Бакош Г. Технологическая политика в Японии: уроки для стран Восточной Европы // Вопросы экономики. 1977. № 9; Заварухин В. Технологическая политика США на пороге нового столетия // США: экономика, политика, идеология. 1999. № 9.

4 См.: Лысенко Ю. Технологические парки в Китае // ЭКО. 1999. № 4; Кокурин Д. О развитии парковых территориально-производственных образований научного, научно-технологического и научно-промышленного типов // РЭЖ. 2001. № 9.

5 См.: Глазьев С. Реорганизация научно-технического потенциала // Экономист. 1992. № 1.

УДК 338.242.4

ПРИОРИТЕТНЫЕ ПЕЛИ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ

ПОЛИТИКИ

A.B. Федоров,

кандидат экономических наук, докторант кафедры институциональной экономики, СГСЭУ

ВЕСТНИК. 2005. № 11

Цели государственной экономической экономики объективны в своей основе. Они выражают требования объективных законов и принципов развития экономики. Совокупность целей представляет собой определенную систему, включающую в себя основную, генеральную цель, а также конкретные цели, связанные с реализацией того или иного экономического, социального процесса и способствующие достижению главной цели. Взаимообусловленная совокупность общей и конкретных целей получила название дерева целей. Мировой опыт государственного регулирования экономики дает основание сделать вывод о том, что оно должно ориентироваться на достижение более высокой эффективности национальной экономики, обеспечивающей устойчивый рост благосостояния народа и повышение качества жизни общества. Разумеется, подобная трактовка генеральной экономической цели является предельно общей и в определенном смысле универсальной. Но именно в этом и состоит ее основное достоинство. Даже в такой общей форме она является критериальной, поскольку направлена на укрепление строя и национальной безопасности страны.

Государственная экономическая политика преследует и несколько более конкретных целей. Наиболее распространенными официальными целями называют умеренный и стабильный экономический рост, высокий уровень занятости, стабильность цен и валюты, внешнеэкономическое равновесие. Перечисленные цели представляют собой субординированную систему, элементы которой взаимосвязаны и взаимообусловлены в том смысле, что любая из них может содействовать или препятствовать достижению другой цели. Достижение этих целей создает необходимые и достаточные предпосылки для эффективного функционирования рынка.

В развитых странах Запада обеспечение необходимых темпов экономического роста рассматривается в качестве ведущей экономической задачи, решение которой связывается с абсолютным и относительным увеличением ВНП. Главным достоинством показателя темпов экономического роста можно считать то, что он дает представление об увеличении

реального ВНП, уровня благосостояния населения и достигнутом прогрессе в области производительности труда. Недостаток данного показателя - он не отражает социального неравенства в распределении продукта и негативных последствий влияния экономики на состояние окружающей природной среды.

Решение проблемы обеспечения необходимых темпов экономического роста тесным образом связано с решением проблемы обеспечения полной занятости, т.е. достижения максимально возможного и достаточно стабильного на перспективу использования всего трудоспособного населения страны.

Одной из приоритетных целей, стоящих перед государством, является стабилизация цен и национальной валюты. Данная цель реализуется главным образом посредством методов бюджетной, фискальной и кредитно-денежной политики. Опыт промышленно развитых стран Запада показывает, что цель, связанная с обеспечением стабильности уровня цен, считается достигнутой в том случае, если уровень инфляции составляет 3 - 5% в год. Если инфляция превышает этот уровень, то это приводит к потери устойчивости национальной валюты. Стабильность национальной валюты является важнейшей задачей государственного регулирования экономики.

Достижение перечисленных выше целей означает установление в рамках национальной экономики относительного макроэкономического равновесия.

Приоритетными формами государственной экономической политики выступают финансовая, денежно-кредитная, инвестиционная, антимонопольная, антициклическая, внешнеэкономическая, социальная и др.

Бюджетно-налоговая система - один из существенных рычагов реального экономического воздействия государства на хозяйственные процессы. Масштабы государственного бюджета, определяемые уровнем доходов, их долей в валовом внутреннем продукте (ВВП), создают реальные возможности влияния на социально-экономические процессы.

Бюджетная политика - политика, заключающаяся в изменении государственных доходов и расходов. Государственный бюджет оказывает непосредственное влияние на уровень совокупного спроса и, следовательно, объем и темпы роста валового национального продукта. Если государство увеличивает свои расходы на покупку товаров и услуг, то на такую же величину возрастает валовой национальный продукт. Хозяйствующие субъекты, реализую продукцию государству, увеличивают свои доходы и потребление, тем самым способствуя дальнейшему возрастанию совокупного спроса и национального дохода. Таким образом, возрастание государственных расходов создает своеобразный мультипликационный эффект. Мультипликатор государственных расходов показывает, насколько возрос валовой национальный продукт в результате расширения государ -ственных расходов. Воздействие этого фактора на темпы экономического роста во многом зависит от направ -лений расходования госбюджетных средств. Наибольший эффект достигается в том случае, когда госбюджетные средства инвестируются в те сферы экономики, которые в наибольшей степени связаны с научно-техническим прогрессом.

Вторым элементом финансовой политики является налоговая (фискальная) политика. Фискальная политика выполняет следующие противоречивые функции:

- обеспечивает финансирование государственных расходов - это главная и непосредственная функция налогов;

- поддерживает социальное равновесие путем изменения соотношения между доходами отдельных групп с целью сглаживания неравенства между ними, недопущения резкого расслоения общества;

- осуществляет антициклическое, противоинфляци-онное, секторальное, отраслевое и региональное регулирование экономики.

Учитывая, что налоги являются важнейшим источником доходной части бюджета, а также механизмом перераспределения первичных доходов предприятий, фирм, граждан, необходимы постоянное совершенствование налоговой системы, приведение ее в соответствие с актуальными задачами социально-экономического развития страны.

Важную регулирующую роль играют совершенствование общей системы налогообложения (Налогового кодекса), предоставление налоговых льгот, изменение налоговых ставок и их дифференциация. Так, значи -тельное понижение налогов ведет к увеличению доходов и чистой прибыли, усилению стимулов хозяйственной деятельности, росту капиталовложений, спроса, занятости, оживлению хозяйственной конъюнктуры.

Следует подчеркнуть, что проводимая государством фискальная политика должна соответствовать научным принципам построения налоговой системы, разработанными экономической наукой. Главными принципами являются:

а) установление налоговой ставки с учетом возможностей налогоплательщика, уровня его доходов;

б) обязательная уплата налогов;

в) простая, понятная и удобная для налогоплательщиков и рациональная (экономичная) для общества процедура выплаты налогов;

г) однократный характер налогообложения;

д) стабильная и вместе с тем быстро адаптирующаяся к меняющимся потребностям налоговая система.

Значительный резерв усиления регулирующей роли бюджетно-налоговой системы заложен в возможностях совершенствования механизма бюджетного федерализма, способного более полно обеспечивать выравнивание уровней социально-экономического развития регионов, субъектов Федерации. Совершенствование бюджетного федерализма связано с разграничением налоговых полномочий центра и регионов, рациональным использованием выравнивающих трансфертов, так как существует значительная дифференциация субъектов Федерации по уровню их социально-экономического развития.

Кредитно -денежная политика в условиях рынка превратилась в важнейшее средство воздействия государства на процесс расширения производства. Содержание этой политики состоит в том, что государство влияет на денежную массу и процентные ставки, а они, в свою очередь, на потребительский и инвестиционный спрос. Центральный банк путем изменения учетной ставки процента, нормы обязательных резервов коммерческих банков, купли или продажи государственных ценных бумаг осуществляет целенаправленное сжатие или расширение денежной массы, банковского кредита, спроса и предложения ссудного капитала.

Денежно-кредитная политика имеет свою специфику (по сравнению с финансовой). Если финансовую

политику проводит правительство, то денежно-кредитная политика реализуется Центробанком, который обладает относительной независимостью от законодательной и исполнительной властей. Кредитно-денежная политика направлена на регулирование денежного рынка, для нее характерен больший временной разрыв между применением денежно-кредитных инструментов и ожидаемым результатом, эффектом.

В процессе реализации денежно-кредитной политики используются прямые и косвенные методы. К инструментам прямого экономического воздействия относятся целевое кредитование; установление кредитных «потолков»; прямой контроль над установлением уровня процентных ставок. Меры, связанные с целевым кредитованием, выражаются в существовании специальных кредитно-финансовых учреждений, осуществляющих кредитование той или иной отрасли по более льготным ставкам. Эти банки, как правило, пользуются определенными льготами в своей деятельности. Кредитование осуществляется на строго установленные цели и в определенных размерах.

Установление так называемых кредитных потолков есть не что иное, как ограничение объемов кредитов тех или иных видов, что позволяет сдерживать чрезмерную кредитную активность в отдельных сферах хозяйственной деятельности.

Прямой контроль над уровнем процентных ставок связан с установлением Центральным банком ставки рефинансирования (нормы процента - платы за кредит, выдаваемый Центральным банком коммерческим банкам) с определением нормы обязательного резервирования средств коммерческих банков в Центральном банке.

Более широко используются косвенные методы денежно-кредитного регулирования:

- регулирование минимальных резервных требований;

- осуществление дисконтной политики (регулирование учетных ставок по датам);

- купля -продажа иностранной валюты;

- регулирование ставки рефинансирования коммерческих банков;

- изменение курса национальной валюты;

- эмиссия денег в обращение в рамках определенных нормативов;

- купля -продажа государственных ценных бумаг.

Центральный банк России активно использует в качестве косвенных методов регулирования экономики изменение нормы обязательного резервирования. В зависимости от экономической обстановки Центральный банк России изменяет и ставку рефинансирования. Вследствие этого коммерческие банки при выдаче кредитов также изменяют процентные ставки.

В краткосрочных временных интервалах различают экспансионистскую и рестрикционную денежно-кредитную политику. Экспансионистская политика направлена на расширение производства. Начинается эта политика с увеличения количества денег в обращении, что ведет к снижению «цены кредита», нормы банковского процента. Падение нормы процента активизирует инвестиционную активность предпринимателей, объем реальных инвестиций начинает возрастать, а значит, растет и общий объем совокупного спроса общества. Повышение же спроса приводит к расширению реального и номинального национального дохода, валового национального продукта и некоторому возрастанию цен.

Обратные процессы происходят при рестрикцион-ной денежно-кредитной политике, следствиями которой являются повышение нормы процента, уменьшение уровня реального объема производства, понижение уровня цен.

Рассмотренные варианты экономической политики принципиально различны с точки зрения социально-экономических последствий. При инфляционном варианте проигрывают предприятия реального сектора экономики и население. Отсутствие финансовой и денежной стабильности разрушает основу нормального функционирования предприятий, не позволяет принимать долгосрочные инвестиционные решения. При росте цен происходит падение уровня реальных доходов населения, при этом от инфляции страдают прежде всего беднейшие слои населения.

При осуществлении жесткой бюджетно-денежной политики ускоряется структурная реконструкция народного хозяйства, более интенсивно происходит реструктуризация неэффективных предприятий и организаций, развивается конкуренция, производство приспосабливается к потребностям, растут инвестиции. Естественно, что при такой политике происходит некоторое сокращение бюджетных расходов, в том числе социальных, однако в условиях высокой инфляции социальное положение населения ухудшается еще больше.

Инвестиции относятся к числу важнейших факторов экономической динамики. Государство влияет на активность инвестиционного процесса непосредственным участием в инвестиционных проектах, государственных заказов и закупок инвестиционного характера, стимулирования частных инвестиций (через кредиты, субсидии, налоги, гарантии и поручительства) в реальном секторе экономики.

Источниками финансирования государственных капиталовложений выступают средства федерального и местных (субъектов РФ) бюджетов, доходы от внешнеэкономической деятельности, поступления от продажи государственных ценных бумаг, внешние заимствования и др. Бюджетный кризис, трансформация отношений собственности привели к снижению доли средств консолидированного бюджета в источниках средств финансирования инвестиций.

Стимулирование накопления капитала осуществляется через налоговую и амортизационную политики государства. Изменяя налоговые ставки, льготы, правительство воздействует на сужение или расширение производства, инвестиционные решения. Если государство снижает налоговую нагрузку на предпринимателей и население, то у них возрастает спрос на величину, равную объему снижения налогов. Рост доходов приводит к увеличению потребления и сбережений в народном хозяйстве и общему росту совокупного общественного продукта.

Важную роль в стимулировании экономического роста в настоящее время играет политика ускоренной амортизации основных фондов. Размеры ежегодных амортизационных отчислений зависят от сроков службы основных фондов и влияют на величину издержек и размеры налогооблагаемой прибыли. При ускоренной амортизации устанавливаются такие ее нормы, которые во много раз превосходят сроки физического и морального износа основных фондов. Прибыль, направляемая на цели амортизации, не облагается налогами, что создает у предпринимателей заинтересованность в росте накоплений.

Исключительно важную роль в экономическом развитии играют иностранные инвестиции. Задача государства - создать благоприятный инвестиционный климат для иностранного капитала, а также разработать и реализовать гибкие и эффективные формы и методы контроля над деятельностью иностранных корпораций для зашиты экономической безопасности страны.

Суть государственной антициклической политики состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессий стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость. Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции. В условиях длительного и бурного подъема в экономике страны могут возникнуть опасные явления - сокращение товарных запасов, рост импорта и ухудшение платежного баланса, превышение спроса на рабочую силу над предложением, необоснованный рост заработной платы и цен. В такой ситуации задача государства - притормозить рост спроса, капиталовложений и производства, чтобы сократить перепроизводство товаров и перенакопление капиталов и, таким образом, уменьшить глубину и продолжительность возможного спада производства, инвестиций и занятости в будущем.

Правильная внешнеэкономическая политика государства может сыграть важную роль в экономическом развитии национальной экономики, повышении ее конкурентоспособности. Практически все государства во внешнеэкономической деятельности используют систему мер и инструментов, которые создают благоприятные условия своим производителям на внутреннем и внешнем рынках. Стремясь обеспечить приток иностранной валюты в страну, большинство государств проводят экспортно-ориентированную политику, т.е. политику по стимулированию экспорта национальных товаров, услуг, технологий, ноу-хау в другие страны.

В арсенале государства имеются разнообразные методы и инструменты расширения экспорта. Это и периодическая девальвация национальной валюты, и предоставление налоговых, таможенных, финансовых льгот и привилегий производителям экспортных товаров и услуг, и страхование экспортеров от коммерческих, политических и чрезвычайных рисков.

После кризиса в августе 1998 г. возникли благоприятные для экономического роста возможности, связанные с импортозамещением. Резерв импортозамещения велик и может действовать длительное время. В отличие от ориентированных на внешние рынки малых стран Юго-Восточной Азии Россия в силу большой емкости внутреннего рынка может проводить политику, сочетающую в себе меры по стимулированию экспорта и импортоза-мещения. Необходимость импортозамещения обусловлена аномально высокой долей импортной продукции (в особенности продукции личного потребления) на внутреннем рынке. Так, рынок ЭВМ, телевизоров, видеомагнитофонов и многих других видов продукции на 80 - 90% формируется за счет импорта. Постепенное сокращение импорта влечет за собой подъем спроса на продукцию отечественных предприятий, рост занятости, доходов той части рабочих, которые получают относительно невысокую заработную плату, что увеличивает конечный совокупный спрос в стране.

Переход от плановой экономики к рыночной сопровождается возрастанием дифференциации доходов населения. Чтобы сгладить остроту социально-экономических противоречий и не допустить обнищания отдельных социальных слоев, государство вынуждено более интенсивно участвовать в перераспределении доходов. Главная роль в сокращении неравенства доходов принадлежит трансфертным платежам и налогообложению.

Важным элементом социальной политики государства является регулирование занятости - это поддержание нормального с точки зрения рыночной экономики соотношения между спросом и предложением рабочей силы. Соотношение это должно удовлетворять потребность экономики в квалифицированных работниках, заработная плата которых служит для них достаточной мотивацией к труду. Однако соотношение между спросом и предложением не должно вести к чрезмерному росту заработной платы, который может негативно отразиться на национальной конкурентоспособности. Нежелательно и резкое снижение занятости: оно ведет к увеличению армии безработных, снижению потребительского спроса, налоговых поступлений, росту расходов на пособия и, самое главное, опасно социальными последствиями.

УДК 330.12

КАЧЕСТВО ЖИЗНИ

КАК ВЕКТОРНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ

БЛАГОСОСТОЯНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

Под благосостоянием чаще всего понимают обеспеченность всего населения, социальной группы, семьи, отдельной личности материальными, духовными, социальными благами, необходимыми для жизнедеятельности. Одна из наиболее полных характеристик понятия «народное благосостояние» представлена в коллективной монографии «Народное благосостояние: методология и методика исследования». В ней понятие «народное благосостояние» рассматривается, в частности, как «сфера жизнедеятельности людей, связанная с удовлетворением их материальных и ду-

А.В. Цимбалист,

кандидат экономических наук, преподаватель, Омский государственный университет

ВЕСТНИК. 2005. № 11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.