приоритетные проекты интеграционного взаимодействия российской федерации и стран азиатско-тихоокеанского региона
С.н. курский,
доцент Международной Академии бизнеса и управления
Большая часть территории России географически принадлежит Азии, поэтому России в XXI веке необходимо не терять время и эффективно включаться в интеграционные процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), развивать сотрудничество со своими восточными соседями, прежде всего — Китаем, и не на словах, а на деле. В АТР формируется экономический центр, вполне сопоставимый по своему потенциалу с такими мировыми центрами, как США и ЕС. Учитывая темпы экономического развития стран АТР, роль в мирохозяйственных связях, то их политическое влияние будет и дальше возрастать. Сегодня мы видим, как Китай и другие страны АТР становятся наиболее динамично развивающимся полюсом мирового экономического роста. Центр мировой геополитики неуклонно сдвигается из Атлантики в Тихий океан. Перед Россией в этой связи возникает необходимость пересмотра системы ее стратегических приоритетов в соответствии с происходящими изменениями.
В последние годы экономисты и политологи разных стран мира среди других сценариев дальнейшего развития мирового хозяйства рассматривают «концепцию BRIC». Это термин в 2003 г. ввел в оборот инвестиционный банк «Goldman Sachs»: «BRIC» — это Бразилия, Россия, Индия и Китай, четыре крупнейшие по населению развивающиеся экономики мира. В последние несколько лет в этих странах наблюдаются устойчивые темпы экономического роста. Разработчики концепции утверждают, что к 2050 г. эти страны выйдут на первые позиции в мировой экономике, войдут в шестерку самых больших экономик по объему ВВП, в их основу исследования положены демографический прогноз, норма накопления и текущий уровень ВВП. Обратите внимание, что три страны в этом списке представляют АТР, причем две из них являются членами ШОС, а одна — наблюдатель в этой организации.
42 -
Другой прогноз из этой серии представлен экономистами PricewaterhouseCoopers (PwC). В начале марта 2006 г. они опубликовали исследование «Мир в 2050 г.», где спрогнозировали развитие 14 стран на 45 лет вперед. В соответствии с ним в 2050 г. семь развивающихся экономик — Бразилии, Индии, России, Китая, Южной Кореи, Индонезии и Мексики — по совокупному валовому национальному продукту (ВНП) на четверть обгонят страны нынешней «большой семерки».
Прогноз утверждает, что если в 2004 г. совокупный ВНП «большой семерки» (США, Канады, Италии, Великобритании, Германии, Франции и Японии) впятеро превышал совокупный ВНП развивающейся «семерки» — 26 трлн дол. против 5,5 трлн дол., то через 45 лет расстановка сил будет выглядеть как — 65 трлн дол. против 81 трлн дол. По прогнозу экономистов PwC, ВНП России будет в ближайшие 45 лет расти в среднем на 2,7% в год — быстрее любой из семерки развитых стран, но медленнее всех развивающихся стран, кроме Кореи. Самого быстрого роста ожидают от Индии (5,2% в год), Индонезии (4,8%) и Китая (3,9%), а вот европейские страны будут прибавлять всего по 1,6—2,2% в год.
Прогнозируя будущее 14 стран, PwC оценивала темп роста инвестиций, рост количества и качества рабочей силы и темп технологического прогресса. И опять абсолютные лидеры роста страны АТР, из трех стран, добавленных по сравнению с прогнозом «Goldman Sachs», две представляют АТР. Не будем оценивать справедливость этих прогнозов, достаточно сложно предусмотреть абсолютно все факторы и потрясения, способные проявиться в течение полувека. Вместе с этим, анализируя представленные данные, легко сделать вывод о будущей доминанте в мировой экономике стран АТР, имея в виду, что в этом регионе находятся также и признанные экономические лидеры настоящего времени — США и Япония.
Одной из ключевых проблем социально-экономического развития Российской Федерации является ускоренное развитие Дальнего Востока и Сибири, являющихся окном в АТР, и эта задача может значительно упроститься на основе развития интеграционного взаимодействия российских предприятий и предприятий стран АТР. Сибирь и Дальний Восток — основная пространственная и ресурсная часть современной России, здесь сосредоточены значительные запасы полезных ископаемых алмазов, золота, древесины, морепродуктов Дальневосточного региона. Сегодня эта территория остается потенциально самым богатым регионом России.
Российский Дальний Восток и Забайкалье занимают территорию почти 7 млн кв. км (40% территории РФ). Здесь проживают около 10 млн человек (7% населения РФ). В недрах региона разведаны и разрабатываются крупные запасы алмазов, золота, серебра, олова, вольфрама, сурьмы, цинка, свинца, редкоземельных металлов, борного сырья и других полезных ископаемых. Имеются также достаточно крупные запасы угля (15 млрд т), нефти (9,6 млрд т), природного газа (14 трлн куб. м), древесины и гидроэнергетических ресурсов. По прогнозным оценкам, недра шельфа дальневосточных морей содержат 29 млрд т углеводородов. Дальний Восток обеспечивает более 60% добычи рыбы и морепродуктов РФ.1
Переход на рыночные отношения почти вытеснил Дальний Восток с внутреннего рынка и тем самым придвинул его к странам АТР. В настоящее время российский Дальний Восток по-прежнему «не востребован» на внутреннем российском рынке. Экономика региона развивается практически в обособленном от остальной страны режиме и все больше переориентируется на внешние рынки: доля последних в ВРП региона выросла с 6% в 1990 г. до 18% в 2000 г. Сегодня перспективы динамичного развития Дальнего Востока России объективно связаны с использованием возможностей сотрудничества с партнерами из Северо-Восточной Азии (СВА) и Азиатско-Тихоокеанского региона.2 Если доля АТР в общем товарообороте России в 2005 г. составила 16,2%, то доля стран АТР во внешней торговле российского Дальнего Востока составляет более 80%. Доля Китая в товарообороте России является наивысшей по сравнению с другими странами этого региона, в том числе и с США.
1 Ворота Европы в АТР / Наша Власть: Дела и лица. «Научно-производственный потенциал России». № 9. 2005. С. 25.
2 А. Некипелов. Проводники вхождения в АТР / Наша Власть: дела и лица. № 18. 2005. С. 26-30.
Благоприятные условия для сотрудничества предприятий этого региона России со странами АТР создают его приграничное положение, незамерзающие морские порты, Транссибирская и Байкало-Амурская магистрали, которые могут обеспечивать значительные международные транзитные перевозки. Азиатско-Тихоокеанский регион является крупнейшим по площади и по численности населения в мире, причем Россия в этом регионе занимает особое положение: она имеет выход как на Тихий океан, так и на Атлантику. В этом регионе располагаются и три государства с наибольшим объемом ВВП — США, Китай, Япония.
Устойчивый рост цен на энергоносители на мировом рынке позволил России стать желанным партнером любой страны при создании энергетического альянса. Таким образом, подавляющее большинство проектов будет находиться в энергетической сфере. Учитывая «привязку» России к европейскому рынку и растущие потребности Европы в этой сфере, нет ничего удивительного, что большинство таких проектов будут реализо-вываться в Европе. Такие проекты определяют направления интеграционного взаимодействия Российской Федерации в Европе на долгие годы и предполагают не только поставки сырья, но и участие в его переработке, доставке потребителю, производстве оборудования и основных фондов для нефте- и газопроводов.
Действительно, подписанное с Германией соглашение о строительстве Северо-Европейского газопровода (СЕГ) обещает принести России немалые дивиденды не только в экономике, но и в геополитике. Его подписание состоялось 8 сентября 2005 г. в присутствии высших должностных лиц обоих государств. Для строительства СЕГ «Газпром», BASF и E. ON создали совместное предприятие North European Gas Pipeline Company, 51% которого будет принадлежать российской компании, а немецким достанется по 24,5%.
Труба пройдет в обход территории Польши и Украины по дну Балтийского моря от Выборга до Грайфсвальда на Севере Германии. К 2010 г. планируется построить первую нитку трубы пропускной способностью порядка 27,5 млрд куб. м газа в год, на ее строительство потребуется около 2 млрд дол. США. При строительстве второй нитки пропускная способность возрастет до 55 млрд куб. м газа в год. Всего на проект планируется потратить 4 млрд евро, которые в равном объеме должны будут предоставлены российской и немецкими компаниями. Сырьевой базой проекта является Южно-Русское месторождение в
- 43
Тюменской области. Кроме ключевого газопровода планируются отводы в Швецию, Финляндию и Калининградскую область, а в дальнейшем планируется проложить ветку через Нидерланды в Великобританию.3
Подписание этого соглашения было неоднозначно воспринято в Европе и вызвало много комментариев по вопросам отношений России и Германии, России и ЕС в целом. Так, А. Рар из германского Совета по внешней политике, заявил, что соглашение о СЕГдаетстартроссийско-германскому энергетическому альянсу и имеет историческое значение, как франко-немецкий «союз угля и стали», давший рождение ЕС. Однако многие эксперты выразили мнение, что эти шаги Германии могут оказать отрицательное влияние на единство внутри ЕС, особенно учитывая интересы его новых членов. В частности, якобы таким образом оказывается давление на Польшу, Украину и страны Балтии. Но нельзя отрицать значение соглашения в нарастающей конкуренции за развитие отношений с Россией.
Ввод в действие СЕГ существенно снизит зависимость России в транзите от Украины и Польши. Через территорию Украины проходит три четверти российского газа, Польши — около четверти поставок в Европу. Не одобряет соглашение о СЕГ и Литва, это тоже вполне ожидаемая реакция, учитывая тревогу за загрузку морских портов прибалтийских стран на Балтийском море.
Возможно, но маловероятно, что на основе СЕГ удастся наполнить практическим содержанием проекты интеграционного сближения стран СНГ, и здесь центр тяжести необходимо перенести на более узкие региональные группировки на территории бывшего СССР.
Такой проект, как СЕГ, несомненно, потребует для своей реализации большого количества различного рода оборудования, и Россия при его реализации может использовать метод квотирования, то есть установить процентное соотношение используемого при реализации проекта оборудования иностранного и собственного производства (по примеру соглашений о разделе продукции). Это, очевидно, позволит России в кооперации с теми же западноевропейскими участниками проекта организовать на своей территории высокотехнологичные производства машин, оборудования и материалов. В том, чтобы эта продукция соответствовала высшим мировым стандартам, будет заинтересована не только Российская Федерация, но и все остальные участники проекта.
3 А. Николаева. Газ пойдет морем / «Ведомости» от 09.09.2005. № 168 (1449).
Вместе с этим, в основе СЕГ лежит эксплуатация сырьевых ресурсов России, что ведет к дальнейшему закреплению сырьевой направленности ее экспорта на европейском направлении. Справедливости ради необходимо отметить, что подобная структура внешней торговли сложилась и с азиатскими партнерами России. Очевидно, что такая ярко выраженная сырьевая направленность экспорта вероятнее всего станет источником определенных проблем для России в будущем, при возможном падении цен на энергоносители. Таким образом, одно из главных направлений интеграционного сближения России с Европой следует определить как совершенствование структуры ее экспорта, преодоление его сырьевой направленности.
В этом же контексте следует рассматривать сотрудничество с европейскими странами, предусматривающее более тесное взаимодействие, нежели просто ведение торговли. В качестве примеров можно привести совместные проекты с Германией по разработке и строительству высокоскоростных электропоездов, с Францией — по строительству космодрома на ее заморских территориях. В рамках межрегионального проекта лежит совместный проект с Китаем, США, Францией, Южной Кореей и Японией по сооружению термоядерного реактора во Франции.
В качестве перспективных проектов в АТР можно определить сотрудничество в области энергетики, освоении космического пространства, военно-технической сфере, рыболовстве, сохранения морских ресурсов, развития инфраструктуры и туризма.
Прежде всего, это возможность совместного использования нефтяных и газовых ресурсов российского Дальнего Востока и Сибири, сооружения сети нефте- и газопроводов, строительства мощных сверхдальних линий электропередач. В частности, речь идет о строительстве газопровода из Ковыктинского газоконденсатного месторождения в Иркутской области, по которому сибирский газ будет поступать в Китай и третьи страны в объеме до 30 млрд куб. м в год. Необходимо отметить, что это месторождение является одним из крупнейших в России (1,9 трлн куб. м газа и 108 млн т газового конденсата), однако уже более 10 лет его разработки... не ведутся. Лицензией на его разработку владеет компания «Русиа Петролеум», основными акционерами которой являются ТНК-ВР (62,4%), «Интеррос» (25,82%) и администрация Иркутской области (10,78%).
Перспективным проектом России в АТР представляется строительство трубопровода Восточная
Сибирь—Тихий океан (ВСТО), который, в частности, будет использоваться для экспорта в Китай российской нефти. Однако Россия, безусловно, должна пойти дальше простых поставок нефти и газа на экспорт в страны АТР. Так, президент компании «Лукойл» заявил, что его компания изучает возможности приобретения активов в Японии и Южной Корее.
Другой проект — это использование географического положения России как естественного транспортного моста между Европой и Азией. В настоящее время значительная часть существующих грузопотоков в направлении Восток-Запад сосредоточена на перевозках в морском сообщении. Доминирующее или почти монопольное положение морских перевозчиков на данном направлении не позволяет грузоотправителям рассчитывать на снижение транспортной составляющей в их расходах. Вместе с этим железнодорожные перевозки могут быть разумной экономической альтернативой морским перевозкам. Кроме того, в отношении перевозок по Транссибирской магистрали существует ряд объективных преимуществ по сравнению с перевозкой морским путем:
• возможность двукратного сокращения времени следования грузов в сравнении с морским сообщением. Как показывает опыт контейнерных перевозок, время прохождения контейнерного поезда следованием из Китая в Финляндию через Транссибирскую магистраль может составлять менее 10 суток, при этом обычное время следования морским путем составляет 28 суток;
• низкий уровень политических рисков, т.к. до 90% маршрута проходит по территории Российской Федерации — государства с устойчивой политической системой и растущей экономикой;
• сокращение до минимума числа перевалок груза, что сокращает расходы грузовладельцев и предотвращает риск случайного повреждения грузов при перевалке. Существующие инфраструктурные мощности Транссиба позволяют увеличить контейнерные перевозки в 2—2,5 раза. ОАО «Российские железные дороги» в настоящее время разработан и реализуется комплекс мер по дальнейшему увеличению транзитного потенциала всего транспортного коридора между Европой и странами АТР, формируемого на основе Транссиба. В частности, масштабные инвестиционные проекты реализуются ОАО «РЖД» в восточной части Транссиба для обеспечения роста железнодорожных перевозок и транзита между Россией и Китаем. Проводится
необходимое развитие железнодорожных станций на границе с Монголией, Китаем и КНДР, усилены подходы к морским портам, проводится модернизация контейнерных терминалов в соответствии с мировыми стандартами.
В развитии транспортной системы региона главную ставку предполагается сделать на техническую модернизацию Транссибирской железнодорожной магистрали, а также создание новых суперсовременных скоростных железнодорожных и автомобильных путей, соединяющих Дальний Восток России с Калининградской областью. Расчеты показывают, что экономически маршрут через территорию России является более выгодным по сравнению с известными на Западе проектами в обход России.
Еще одним важным направлением интеграционного взаимодействия является сотрудничество в сфере науки и образования. Восточные территории Российской Федерации располагают большим научным потенциалом. Сибирские ученые имеют опыт плодотворного сотрудничества и поддерживают отношения с научными коллективами Китая, Японии, Вьетнама, Республики Корея.
В области научного взаимодействия представляется перспективной идея создания в России технопарков, в деятельности которых можно было бы объединить научный потенциал Сибири и Дальнего Востока с инвестиционными ресурсами стран АТР в интересах обеспечения новейшими научными продуктами всех участвующих сторон.
И, наконец, можно говорить о сотрудничестве в области туризма: природа Дальнего Востока имеет огромный потенциал в плане экологического туризма, рекреации, отработки новых форм управления окружающей средой.
Перспективным также представляется участие России в проектах институтов стран АТР. Например, это программа АТЭС — «экономическое и техническое сотрудничество» ЭКОТЕК. Не стоит рассчитывать на поддержку такого участия из фондов АТЭС, поскольку форум обладает достаточно скромными для этого средствами. Однако участие в программе имеет и иные преимущества, которые могут оказаться полезными для получения ценной информации и опыта, для нахождения потенциальных партнеров через органы системы АТЭС. В области рыболовства и сохранения морских ресурсов, в рамках этой программы, например, возможно взаимодействие по следующим направлениям:
• сохранение и устойчивое использование рыбных ресурсов;
- 45
• решение общих проблем управления рыбными ресурсами;
• повышение безопасности продуктов питания и качества рыбы и рыбной продукции;
• барьеры на пути торговли и инвестиций в рыбной отрасли;
• решение проблем загрязнения моря токсинами морских водорослей («красные» течения, цветение морских водорослей);
• интегрированное управление океаном и прибрежной зоной.
Конечно, многие такие проекты в большей степени предназначены для предприятий дальневосточного региона и в меньшей степени могут быть применены предприятиями европейской части России.
Начальные стадии интеграционного сближения российских и китайских производителей происходят даже в такой чувствительной отрасли, как автомобилестроение: компания «Great Wall» (в прошлом году продала в России около 8 000 машин) и компания «Chery» (в прошлом году продала в России около 500 машин) объявили о планах открыть в России сборочные производства. Компания «Great Wall» намерена открыть такое производство в Татарстане, a государственная автомобильная корпорация «Chery» — в Новосибирске и Калининграде. Для этого государственная автомобильная корпорация «Chery» учредила с новосибирской фирмой «Трансервис» СП «Чери Моторс» и договорилась с калининградской фирмой «Автотором» построить завод мощностью 150 000 машин в год. СП «Чери Моторс» создано в 2005 г. для строительства завода по выпуску автомобилей «Chery», инвестиции в проект оцениваются в 30 млн дол. Новосибирское СП «Чери Моторс», приступающее к сборке моделей «Chery», намерено работать в режиме промышленной сборки. Это позволит СП ввозить детали к своим машинам беспошлинно и удешевит «Chery» минимум на 15%.
Китайская государственная автомобильная корпорация «Chery Automobile» основана в 1997 г., ее мощности рассчитаны на выпуск 350 000 автомобилей. В прошлом году продано 185 000 машин, из них 18 000 — на экспорт. Это сделало ее крупнейшим китайским экспортером автомобилей.
Компания «Северсталь—Авто» намерена приступить к лицензионной сборке китайского автомобиля Ssang Young Rexton. Можно сказать, что это всего лишь только отверточная сборка, однако если этот автомобиль будет конкурентоспособен на российском рынке, это будут и новые технологии,
46 -
и новые рабочие места. Причем Китай сам прошел путь отверточной сборки, и было это совсем недавно, а сейчас КНР заявляет, что скоро станет крупнейшим в мире производителей автомобилей. Думается, что это заявление не постигнет судьба заявления бывших руководителей Волжского автомобильного завода о своих претензиях на статус законодателя мод в автомобилестроении, сделанное ими в конце прошлого века.
Также следует иметь в виду, что Китай является главным потребителем российского оружия и от него во многом зависит будущее российского ВПК. Это сотрудничество, сделав паузу, продолжило свое поступательное развитие; так, в начале сентября 2005 г. подписан контракт на поставку в Китай 38 самолетов — транспортных Ил-76 и самолетов-заправщиков Ил-78. Сумма указанного контракта превышает 1,5 млрд дол. Кроме этого возможно заключение контракта на поставки в КНР истребителей Су-30МК3, неядерных подводных лодок проекта 677 «Лада», стратегических бомбардировщиков Ту-22М3, а также новейших типов надводных боевых кораблей.
Можно говорить, что военно-техническое сотрудничество, и в частности продажа оружия — это очень специфический бизнес, и не известно, не повернется ли оно против тебя, но на эту ситуацию можно посмотреть и с другой стороны. Как раз такая ситуация и сближает продавца и покупателя, делает их взаимозависимыми, кроме этого дальнейшее техническое обслуживание техники и поставка запасных частей делает сотрудничество более тесным. Также с большой степенью вероятности можно прогнозировать, что после Китая свою активность на рынке вооружений увеличат Индия и другие страны этого региона: здесь сосредоточены основные потребители российского оружия.
Главная цель интеграционного сближения России и стран АТР — превратить Сибирь и Дальний Восток из фактора тревоги и озабоченности в фактор стабильности и развития России. Реализация вышеупомянутых, как и ряда других российско-китайских проектов, даст мощный импульс развитию инфраструктуры обширного дальневосточного региона.
В заключение отметим, что, реализуя любые проекты, развивая интеграционные процессы с любыми партнерами, необходимо помнить — участие России в региональной экономической интеграции и в Европе, и в АТР только тогда будет приветствоваться ее гражданами, если это приведет к ускорению темпов социально-экономического развития страны и росту их благосостояния.