Научная статья на тему 'Приоритетные проблемы государственной политики в сфере социально-экономического развития Центрального федерального округа на среднесрочную перспективу'

Приоритетные проблемы государственной политики в сфере социально-экономического развития Центрального федерального округа на среднесрочную перспективу Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
464
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приоритетные проблемы государственной политики в сфере социально-экономического развития Центрального федерального округа на среднесрочную перспективу»

Что касается современной японской модели корпоративного менеджмента, она сформировалась на базе специфичной национальной культуры и традиций, а также под влиянием произошедших после Второй мировой войны событий. Эта модель выражает социальную сплочённость и взаимозависимость.

С формальной стороны, японские органы корпоративного менеджмента почти не отличаются от американских, чего нельзя сказать о практике их работы. К примеру, большую роль в Японии играют различные неформальные объединения: клубы, союзы, ассоциации. Они осуществляют помощь в формировании доверительных отношений в области верхнего менеджмента разных взаимодействующих друг с другом компаний.

Немаловажную роль в японском бизнесе также играют банки. Любое предприятие пытается установить тесные контакты с одним из них, называющимся «главным банком» корпорации. По большей части, этот банк является и кредитором, и акционером, и инвестором, и консультантом.

В основе японской модели менеджмента лежит система пожизненного найма сотрудников. Она охватывает примерно половину всех занятых сотрудников и создает специфическую корпоративную культуру с отношением работника к компании как к собственной семье. Формирующееся при этом у персонала чувство сопричастности ко всему, что делает корпорация, лишь способствует повышению трудовой активности каждого сотрудника.

Список использованной литературы:

1. Бутова Т.В., Добрина Л.Р., Белозерова В.А. Корпоративная социальная ответственность бизнеса в

рамках взаимодействия муниципальных органов власти и бизнес-структур // Интернет-журнал Науковедение. 2014. № 3. С. 16.

© А.В. Кожаринов, Н.М. Петровичева, 2015

УДК 338.2

Лаврикова Наталия Игоревна

менеджер управления организации социального обслуживания, опеки и попечительства, Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области, РФ

E-mail: nalavrikova@yandex.ru Строева Олеся Анатольевна доктор экон. наук, доцент, профессор, и.о. заведующего кафедрой «Экономика и финансы» Орловского филиала РАНХиГС, РФ

ПРИОРИТЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

НА СРЕДНЕСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ

Аннотация

В данной статье рассматриваются приоритетные проблемы государственной политики в социально-экономической сфере Центрального федерального округа (ЦФО). Проведен анализ процесса постановки вопросов и определения проблем перед государственной социально-экономической политикой. Автором структурированы основные стадии процесса социально-политических исследований в ЦФО.

Ключевые слова

Государственная политика, центральный федеральный округ, социально-экономическая сфера

Проблему государственной политики в социально-экономической сфере можно определить как противоречие между постоянно возникающими человеческими потребностями, интересами социальных групп, с одной стороны, и возможностью общества их удовлетворить - с другой.

Международный научный журнал «СИМВОЛ НАУКИ»_ISSN 2410-700Х_№ 3/2015

Процесс определения проблем для государства неразрывно связан с политической борьбой, в которой активное участие принимают организации и различные социальные слои общества. Кроме того, в обществе имеются проблемы, которые являются традиционными, и постоянно находятся в поле зрения властей (преступность, бедность, болезни и т.д.) и одновременно возникают новые проблемы, связанные с социальным и техническим прогрессом.

На государственную политику большое влияние оказывает динамика этих проблем, т. к. одни из них могут уменьшаться и терять свою актуальность, другие, наоборот, увеличивают свои масштабы и начинают угрожать социально-экономической и политической стабильности государства, а третьи носят искусственный характер и навязываются определенными политическими силами, заинтересованными в том, чтобы эти проблемы привлекли внимание населения и властей.

Можно выделить несколько факторов, способствующих привлечению внимания государства к общественным проблемам, т. е. к тем явлениям или событиям, которые воспринимаются населением как общенациональные, которые в дальнейшем могут стать государственными проблемами и превратились в конкретные и целенаправленные действия органов власти.

Это такие факторы, как:

- важность и серьезность проблемы для общества и государства;

- внимание к ней большого числа людей, выступающих за ее решение;

- наличие варианта легкого и быстрого решения проблемы.

Определение общественных проблем имеет объективные и субъективные аспекты, а также нормативные и ненормативные элементы, формальные и неформальные механизмы

Однако в реальной жизни процесс инициирования принятия государственных решений в социально -экономической сфере имеет более сложную основу и может состоять из нескольких этапов, когда общезначимая проблема сначала становится публичной, т.е. предметом обсуждения в обществе, а затем переходит в разряд государственных проблем.

Основным критерием перехода проблемы из общественной в государственную является принятие официального документа органами государственной власти о начале работы по подготовке решения данной проблемы (указ Президента РФ, постановление Правительства РФ, решение парламента, распоряжение федерального министра и т.д.). Одновременно может проходить встречный процесс, когда сами органы власти инициируют активное обсуждение той или иной проблемы в обществе, привлекая для этого партии, публичные организации или СМИ.

Этап определения и анализа проблем является одним из самых важных и ответственных, т.к. от его результатов зависят выбор направлений и эффективность дальнейших действий органов государственной власти. На этом этапе выявляется комплекс средств и подходов к решению проблемы, разрабатываются альтернативные варианты, дается их системная оценка.

При проведении анализа проблем необходимо дать их классификацию, основываясь на специфических характеристиках. Достаточно эффективен подход, позволяющий разделить все проблемы на основе уровня их структурированности и латентности:

- неструктурированные;

- слабо структурированные;

- хорошо структурированные проблемы.

Очевидно, что легче всего работать с хорошо структурированными проблемами, которые можно всесторонне изучить, оценить и предложить адекватные меры по их решению, а также использовать количественные методы анализа.

В связи с этими обстоятельствами, анализ общественной проблемы может сопровождаться ее структуризацией, т. е. разложением проблемы на составные элементы (декомпозиция проблемы), что включает в себя следующие этапы:

- определение структурных элементов проблемы, их характер и содержание;

- анализ взаимосвязей между элементами проблемы и их ранжирование;

- постановка основной (ключевой) проблемы;

- анализ структуры и содержания основной проблемы;

- изучение факторов и причин появления проблемы.

Определение и анализ проблем часто рассматривают как социально-экономическое конструирование и политическую борьбу за альтернативную реальность.

Главная задача состоит в определении реальных проблем и причин их возникновения, т. к. от этого зависят цели и содержание мероприятий по их решению. Поэтому, чем точнее и полнее будет их осознание и анализ, тем эффективнее будет государственная политика в каждой из трех основных перспектив времени: краткосрочной (до 1 года), среднесрочной (от 1 года - до 5 лет) или долгосрочной (диапазон от 5 лет).

Достаточно проблемной по своей сути является среднесрочная перспектива. Однако, она показывает нам более ясную социально-экономическую картину. Тут мы можем обозначить такие инструменты как -инвестирование, планирование проектов и накопления.

Нами предлагается изучение сущности указанных выше проблем государственной социально-экономической политики в среднесрочной перспективе на примере Центрального федерального округа (ЦФО) в силу того, что по сравнению со всеми федеральными округами ЦФО является лидирующим округом по всем основным параметрам социально-экономического развития.

ЦФО представляет собой административное формирование на западе Российской Федерации (РФ). Внешние границы: на западе - Белоруссия, на юго-западе - Украина. Внутренние границы: на юге - Южный федеральный округ, на востоке - Приволжский федеральный округ, на севере Северо-Западный федеральный округ. В округ входят 18 субъектов Российской Федерации, а также город федерального значения Москва (рис.).

Все перспективы развития ЦФО связаны с выгодным геополитическим базисом, развитой инфраструктурой и высоким научно-техническим потенциалом. Внешнеторговый оборот обычно характеризуется положительным торговым сальдо - около 48% от общероссийского. На долю ЦФО приходится 24,9% всех инвестиций России. Удельный вес инвестиций за счет собственных средств составляет 36,2%, привлеченные средства - 63,8%, в том числе 4,1% - средства федерального бюджета. [1]

Однако в Центральном федеральном округе есть некоторые потенциальные проблемы, которые могут влиять на дальнейшее развитие округа [2, с.104]:

- уровень государственной поддержки агропромышленного производства неоправданно низкий, что провоцирует стагнацию отрасли;

- увеличение допустимого уровня безработицы, что провоцирует сокращение платежеспособного спроса населения округа;

- высокие темпы инфляции, обусловленные интенсивным ростом цен товаропроизводителей, а также дисбалансом спроса/предложения рынке сбыта.

Рисунок - Структурная схема Центрального федерального округа

- так же имеет место, однако, в меньшей степени, риск снижения инвестиционной привлекательности по причине роста инвестиционного риска, вызванного социальной и политической нестабильностью.

Корректное и правильное определение проблемы необходимо для принятия решения и дальнейшего ее анализа. Известно, что любая проблема возникает как результат событий или явлений, которые имеют место в реальной действительности и непосредственно связана с социальными процессами в обществе или природными явлениями. Причин или факторов, которые способствуют возникновению проблем довольно много. В частном случае социально-экономического развития ЦФО в качестве объективных источников обозначенных выше проблем выступают:

- природные явления;

- социальные конфликты и процессы;

- экономические и финансовые кризисы;

- научные теории и научно-технические открытия;

- новые технологии и средства коммуникаций.

Причиной указанных проблем могут выступать действия органов государственной власти, особенно если они сильно расходятся с интересами общества и главными социальными тенденциями. Эти события приобретают форму проблемы тогда, когда наступает разрыв между потребностями и возможностью их удовлетворить, используя имеющиеся ресурсы государства.

В связи с этим, нами структурированы основные стадии процесса социально-политических исследований в ЦФО:

1. Определение границ проблемы. Цель исследования - определить объект исследования и установить, в какой мере он является социальной проблемой. Методы исследования - качественный и статистический анализ.

2. Идентификация переменных. Цель исследования - выявить переменные, которые могут иметь отношения к проблеме, и установить связи между ними. Методы исследования - анализ конкретных ситуаций и другие слабоформализированные качественные методы.

3. Установление взаимосвязей переменных. Цель исследования - определить группы существенных переменных и проанализировать их взаимосвязи. Методы исследования - корреляционный анализ данных выборочных обследований.

4. Выявление причинных взаимосвязей переменных. Цель исследования - определить важнейшие факторы (причины), способствующие или препятствующие решению проблемы. Методы исследования -системное изучение объектов; выявление переменных; проведение экспериментов.

5. Изменение значений независимых переменных для выработки политики. Цель исследования -установить степень соответствия между теоретическим решением и управляемыми параметрами. Методы исследования - пилотные проекты и эксперименты.

6. Оценка возможных результатов осуществления политики или программы. Цель исследования -оценить ожидаемые последствия и результаты различных программ до и после их осуществления, определить их эффективность в целом. Методы исследования - полевые эксперименты и сравнение их результатов, оценочные исследования.

Список использованной литературы:

1. Министерство регионального развития РФ. [Электронный ресурс]: Доклад о социально-экономическом положении субъектов Российской Федерации. URL: http://www.minregion.ru/activities/monitor/region_dev_monitor/ (дата обращения: 26.03.2015)

2. Строева О.А., Квак А.А. Инструментарий реализации региональной инновационной политики проактивного характера // Среднерусский вестник общественных наук. - 2014. - №6. - С. 102-109

© Н И. Лаврикова, О.А. Строева, 2015

УДК 334.02

Маркова Ольга Владимировна

канд. экон. наук, доцент ПВГУС, г.Тольятти, РФ E-mail: markovaolga@yandex.ru

СОЗДАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ СЕТЕЙ АВТОСЕРВИСА

Аннотация

Отечественные предприятия автосервиса по причине своей разобщенности и небольших ресурсных возможностей не имеют реальных возможностей конкурировать на рынке с авторизованными дилерскими центрами иностранных производителей. В этих условиях становится актуальным создание интегрированных формирований на основе инновационных сетей, которые бы способствовали эффективному обмену знаниями и опытом между многочисленными предприятиями автосервиса.

Ключевые слова

Инновационное развитие, инновационные сети, автосервис, интегрированные формирования.

На рынке авторемонтных услуг происходят соответствующие изменения, которые обусловливают необходимость сетизации независимых фирм для обеспечения конкурентных преимуществ перед авторизованными автоцентрами, дилерами известных марок легковых автомобилей зарубежного производства.

Для улучшения технических характеристик автомобиля создаются сложные и требовательные к обслуживанию механизмы и электронные системы. В этой связи повышаются технологические требования к ремонту автомобиля, который становится все более сложным и специализированным. Исходя из этого, у работников автосервиса возникает потребность иметь регулярный доступ к обширной базе технических данных. Данной современной информацией в большей степени владеют сами автопроизводители, а также поставщики спецоборудования и автокомпонентов.

В связи со значительным ростом автотранспортных средств и ухудшением окружающей среды растут экологические требования, предъявляемые к производству и ремонту автомобилей. В этой связи необходимы специальные институты инфраструктуры, которые бы контролировали и обеспечивали выполнению экологических требований.

Повышаются и требования заказчиков, основным условием которых являются сроки обслуживания. На данный показатель качественного сервиса влияет, например, процесс комплексной автоматизации документооборота, складского и финансового учета на станции технического обслуживания автомобилей (СТОА). Это дает возможность удаленного доступа к информации, необходимой для управления.

Происходят изменения и в политике производителей автомобилей. Растут требования к выполнению полного цикла: продажа - сервис - запчасти. В этой связи возникает необходимость в складских помещениях и различных категорий персонала с высоким уровнем компетенций.

Расширяется комплекс услуг, предоставляемый станциями автосервиса, финансируемыми фирмами-изготовителями. Специализированным СТОА, как правило, малым предприятиям необходимо интегрироваться для предоставления широкого спектра услуг.

Отмеченные тенденции в развитии отечественного автосервиса обуславливают необходимость установления соответствующих отношений, основанных на маркетинге взаимодействия, когда устанавливаются гибкие экономические и инновационные отношения с поставщиками ресурсов, посредниками и другими заинтересованными хозяйствующими субъектами. Так как ни один из участников инновационной системы не изолирован в своей инновационной деятельности, связи и процессы обмена между участниками становятся решающими факторами при создании интегрированных формирований - инновационных сетей.

Сетизация хозяйствующих субъектов через взаимодействие фирм автосервиса между собой и с элементами инфраструктуры помогает найти, создать и реализовать инновации, установив связи между различными творческими командами, работающими над одними проблемами.

В этой связи была предложена соответствующая инновационная сеть, включающая хозяйствующие субъекты, осуществляющие инновационные процессы клиентов автосервиса; инновационную инфраструктуру и органы территориального управления для инновационного развития мезоэкономической системы Самарской области (рисунок 1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.