Научная статья на тему 'Американская, немецкая и японская модели корпоративного управления'

Американская, немецкая и японская модели корпоративного управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4719
537
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Американская, немецкая и японская модели корпоративного управления»

УДК 338

Кожаринов Александр Владимирович

К.э.н., доцент, проректор по социальной и воспитательной работе ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

г. Москва, Российская Федерация annasmirnova2012@rambler.ru Петровичева Николина Мартиновна Магистр факультета «Открытое образование» ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

г. Москва, Российская Федерация

АМЕРИКАНСКАЯ, НЕМЕЦКАЯ И ЯПОНСКАЯ МОДЕЛИ КОРПОРАТИВНОГО

УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация

В данной статье авторами рассматриваются американская, немецкая и японская модели корпоративного управления. Особое внимание авторами уделяется сравнительной характеристике данных моделей.

Ключевые слова

Корпоративное управление, американская модель, немецкая модель, японская модель.

К числу главных вопросов проблематики корпоративного управления относится выбор такой национальной модели, которая бы отвечала современным условиям глобализации экономики. Благодаря сравнительному анализу национальных моделей корпоративного управления появилась возможность определения основных преимуществ (издержек), нуждающихся в анализе при развитии российских корпоративных отношений.

Исходя из американского законодательства, корпорации считаются в собственности акционеров и в числе интересов акционерного общества на первое место выходят интересы акционеров. В соответствии с существующими в стране традициями, менеджеры обязаны максимизировать стоимость компании в интересах акционеров. Именно поэтому, по мнению американских специалистов, рыночная стоимость (капитализация) компании - это лучший критерий ее эффективности. При всем при том, с ростом благосостояния акционеров растет и благосостояние наемных работников.

В американской модели на первый план ставится не ответственность менеджеров компании перед советом директоров, а совета директоров перед акционерами.

В немецкой модели, в отличие от американской, большая часть акционерного капитала какой-либо корпорации находится во владении иных компаний. Это составляет порядка 50% от всего акционерного капитала. Индивидуальные инвесторы обладают примерно 20% акций (в форме сертификатов на предъявителя, передаваемые банками). Таким образом, акционерный капитал в ФРГ более (в сравнении с США) концентрирован и поэтому в большей степени заинтересован и может контролировать деятельность корпораций.

В Германии, по сравнению с США, больше внимания уделяется интересам наемных работников. Помимо совета управляющих (директоров), там есть наблюдательный совет, половина которого избирается работниками предприятия из своего числа при количестве персонала свыше 2000 человек. Также существует совет рабочих, сформированный из рядового персонала, участвующий на совещательных началах в решении кадровых и социальных проблем.

Немецкая модель является типичной для стран центральной Европы и базируется на принципах социального партнерства. В ее основе лежит идея, что цели предприятия не замыкаются лишь на интересах акционеров; все стороны, которые заинтересованы в деятельности корпорации, вправе участвовать в ходе принятия решений [1]. К этим сторонам относятся, помимо акционеров, трудовой коллектив, менеджеры, поставщики и потребители продукции, банки, общественные организации.

Характерная черта германской модели - это активное участие банков в процессе управления корпорацией. В отличие от США, они обычно являются главнейшими акционерами компаний.

Что касается современной японской модели корпоративного менеджмента, она сформировалась на базе специфичной национальной культуры и традиций, а также под влиянием произошедших после Второй мировой войны событий. Эта модель выражает социальную сплочённость и взаимозависимость.

С формальной стороны, японские органы корпоративного менеджмента почти не отличаются от американских, чего нельзя сказать о практике их работы. К примеру, большую роль в Японии играют различные неформальные объединения: клубы, союзы, ассоциации. Они осуществляют помощь в формировании доверительных отношений в области верхнего менеджмента разных взаимодействующих друг с другом компаний.

Немаловажную роль в японском бизнесе также играют банки. Любое предприятие пытается установить тесные контакты с одним из них, называющимся «главным банком» корпорации. По большей части, этот банк является и кредитором, и акционером, и инвестором, и консультантом.

В основе японской модели менеджмента лежит система пожизненного найма сотрудников. Она охватывает примерно половину всех занятых сотрудников и создает специфическую корпоративную культуру с отношением работника к компании как к собственной семье. Формирующееся при этом у персонала чувство сопричастности ко всему, что делает корпорация, лишь способствует повышению трудовой активности каждого сотрудника.

Список использованной литературы:

1. Бутова Т.В., Добрина Л.Р., Белозерова В.А. Корпоративная социальная ответственность бизнеса в

рамках взаимодействия муниципальных органов власти и бизнес-структур // Интернет-журнал Науковедение. 2014. № 3. С. 16.

© А.В. Кожаринов, Н.М. Петровичева, 2015

УДК 338.2

Лаврикова Наталия Игоревна

менеджер управления организации социального обслуживания, опеки и попечительства, Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области, РФ

E-mail: nalavrikova@yandex.ru Строева Олеся Анатольевна доктор экон. наук, доцент, профессор, и.о. заведующего кафедрой «Экономика и финансы» Орловского филиала РАНХиГС, РФ

ПРИОРИТЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

НА СРЕДНЕСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ

Аннотация

В данной статье рассматриваются приоритетные проблемы государственной политики в социально-экономической сфере Центрального федерального округа (ЦФО). Проведен анализ процесса постановки вопросов и определения проблем перед государственной социально-экономической политикой. Автором структурированы основные стадии процесса социально-политических исследований в ЦФО.

Ключевые слова

Государственная политика, центральный федеральный округ, социально-экономическая сфера

Проблему государственной политики в социально-экономической сфере можно определить как противоречие между постоянно возникающими человеческими потребностями, интересами социальных групп, с одной стороны, и возможностью общества их удовлетворить - с другой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.