Научная статья на тему 'Приоритетные направления воспитания культуры межнационального общения молодежи'

Приоритетные направления воспитания культуры межнационального общения молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1380
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Комаров В. П.

С целью подготовки будущих специалистов к деятельности в разно-национальных трудовых, творческих, армейских и других коллективах, необходим переход системы образования и воспитания на культуросообразный принцип, обеспечивающий формирование гуманной личности в сфере межнационального общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приоритетные направления воспитания культуры межнационального общения молодежи»

В.П.Комаров

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ МОЛОДЕЖИ

С целью подготовки будущих специалистов к деятельности в разно-национальных трудовых, творческих, армейских и других коллективах, необходим переход системы образования и воспитания на культуросообразный принцип, обеспечивающий формирование гуманной личности в сфере межнационального общения.

Учить человека культуре общения, выявлять в нем способности к духовному взаимопониманию, а через это - к духовному совершенствованию - важная задача воспитания нравственной культуры в целом, в том числе и культуры межнационального общения.

Решение обозначенной проблемы должно осуществляться в контексте задач гражданского воспитания - в комплексе всей учебно-воспитательной деятельности, отличающейся своими психолого-педагогическими особенностями.

Однако постановка проблемы воспитания культуры межнационального общения в условиях новых общественных реалий методологически связана с необходимостью научного обоснования диалектики Соотношения авторитарного и демократического подходов к воспитанию личности, в отличие от попыток решительного отхода от принципов тривиального понимания авторитарной педагогики, так как в каждом этапе воспитательного процесса отражается диалектика общественного развития.

Закономерным результатом пристального внимания к нормативно-регулирующим функциям воспитательного процесса в педагогической науке было понимание воспитания как целенаправленного воздействия на личность.

Однако главная задача воспитания - развитие личности, и именно она определяет его творческую природу.

Стремясь к достижению высокого уровня культуры в ходе межнациональных контактов, следует учитывать, что межнациональное общение - это такая сфера социальной жизни, которая меньше всего поддается управлению.

Очевидно, выдвижение подобного тезиса стало возможным в условиях поворота общественной практики к проблеме свободы личности, ее самоутверждения, саморазвития, в основе которой лежит осознание ее самоцен-

ности. Целостная, содержательно, внутренне интеллектуально свободная и ответственная за свою свобод личность формируется только как самореализующаяся, делающая самостоятельный выбор индивидуальность. Данное качество нельзя сформировать только внешними воздействиями и взаимодействиями, так как, адаптируясь к ним, личность аккумулирует, осваивает и присваивает их. Однако развивается человек как личность только за счет самоуглубления, самосознания, внутренних духовных ценностей и сил.

Отсюда следует, что к понятиям «воспитание» (самовоспитание), «формирование», «развитие», которые в значительной степени являются смыслоосновными для педагогической практики, нужно относиться диалектически, во всяком случае, применительно к сфере межнационального общения.

Многие годы воспитательная работа во многом сводилась к демагогии, лозунговос-ти, парадности, показным мероприятиям и благополучной отчетности. Социоцентризм 30 - 40-х гг. (термин Р. X. Шакурова), доминирующий в общественных отношениях, вызвал существенный поворот в деятельности педагогов к авторитарному подходу.

Воспитание в основном сводилось к принуждению. Процветало администрирование, дисциплинарные методы воздействия. Такая воспитательная система не только не способствовала, но прямо препятствовала развитию детей. Школа, особенно профессиональная, и сегодня растит и формирует не столько личность, сколько работника, давая ему объем знаний и умений, достаточный для среднего результата.

В педагогике преобладало технократическое мышление, которое рассматривало человека как объект самых разнообразных манипуляций, а не как личность, для которой характерна не только самодеятельность, но и свобода выбора различных видов деятельности. Личность отдельного человека

принижалась, на передний план выдвигались масса, коллектив.

Главная причина неэффективности воспитательной работы - непризнание воспитанника равноправным участником образовательного процесса: многие годы он считался и продолжает оставаться объектом воздействия педагогов, выступающих организаторами мероприятий даже в том случае, если те выбираются самими студентами. При этом упускается из поля зрения молодой человек с его потребностями, интересами, духовным миром, реальными возможностями и стремлениями.

В самом деле, если под воспитанием понимается целенаправленное («социальный заказ»), так или иначе социально ориентированное воздействие на личность, то нетрудно заметить, что этот процесс всегда будет основан на харизматической традиции, которая в реальной жизни может иметь знак плюс или знак минус.

Таким образом, воспитание - это стремление той или иной группы, защищающей или утверждающей своекорыстные интересы, выдать свой частный интерес за всеобщий и всеми средствами, существующими на данном этапе развития социума осуществить свою задачу. Это всегда власть, всегда принуждение, когда идет отстаивание интересов той социальной группы, которая имеет возможность использовать реальные рычаги социального бытия для утверждения своих интересов в качестве господствующих в виде некоего заданного набора представлений о должном. Пятилетний ребенок в детском саду знает, «чего надо» говорить и «чего не надо», и ведет себя соответствующим образом. Формула «раздвоения» еще раз подчеркивает, что за понятием «воспитание», «формирование личности», «социализация» скрываются в реальном бытии общества, в реальной истории отношения властные, отношения отчуждения человека, подчинения и господства.

У нас существует колоссальная литература по проблемам образования и воспитания, ориентированная именно на смысл, который заключен в понятии «социализация» -приспособление к существующему социуму, к его порядкам. Вопрос в том, стоит ли подгонять человека под определенный социальный ритуал? «Может быть, этот социум уже никуда не годен, а мы социализируем человека и делаем это очень упорно да еще и гордимся этим? Мы выполняем общественную функцию, всеобщую функцию, ведь сам человек, вступающий в жизнь, выполнить ее

- мы убеждены в этом! - не может» /7, с.24/. Так, например, утверждается, что крайне важно к работе по воспитанию культуры межнационального общения детей и подрос-

тков «привлекать старшее поколение, интеллигенцию, которые по самой своей сути наиболее близко стоят к общечеловеческим ценностям» /1, с. 2 6/.

Этой формуле противостоит другая , без которой не было бы человечества -общение поколений, общение, которое почти никто не называет воспитанием, а если и называет, то только метафорически.

Движение истории невозможно без активной передачи новым поколениям достижений человеческой культуры, 61 воспитания, так как «на новое поколение ... возлагается ответственность за непрерывное совершенствование культуры труда, производства, межличностного общения, семейных отношений, дальнейший расцвет духовной культуры» /3, с.8/.

Так как «специфически человеческие способности и свойства отнюдь не передаются людям в порядке биологической наследственности, но формируются у них прижизненно в процессе усвоения ими культуры, созданной предшествующими поколениями» /5, с.403/ и «каждому человеку, пришедшему в этот мир, предстоит постичь этот опыт, сотворить себя» /II, с.24/, именно поэтому все современные люди, независимо от их принадлежности к той или иной этнической группе, обладают такими задатками, сложившимися в период становления человека, которые при наличии необходимых условий позволяют осуществиться этому процессу.

Общение поколений - это традиция или, лучше сказать, сущность выживания человека, заключающаяся в том, что люди разных возрастов в одном деле, в одном общем преобразовании условий своей жизни, в решении задач (понимаемых в большом философско-психологическом смысле слова) совместно осуществляют разделенную деятельность когда каждый, независимо от возраста, нужен, необходим, когда всякий навык, всякое умение человека, которым он уже овладел или принес с собой, оказывается элементом общей системы, ансамбля отношений.

Однако при совместной выработке ценностей, норм, задач, социальной деятельности, то есть духовном творчестве старших и младших, где важным продуктом при этом является жизненная позиция, процесс обучения и воспитания строится на альтернативах

- человек сам решает, исходя из сопоставления неоднозначной реальности, критически осмысливая опыт предшествующих поколений, осмысливая, а не воспринимая его как «тексты для усвоения». Такое общение поколений учит не только делать выбор, но постоянно искать критерии выбора.

Кроме того, существует же и авторитет, приобретенный не из-под палки, авторитет человека или целой группы, которые реша-

ют предметные задачи, вовлекая в свой круг людей не с помощью страха, но интереса. Именно здесь в этом взаимодействии происходит самое внутреннее, самое глубокое, самое сильное восприятие всеобщих ценностей культуры, всеобщего смысла мироздания, мировоззрения и т.п.

«До сих пор, пока молодое поколение не будет обсуждать вместе с нами те же вопросы (и не только обсуждать, а творить, менять угол зрения, по-своему воспринимая мир, возвращаться к высокой классике античности, средневековья. Возрождения и другим культурам, не представленным в Европе, постоянно включая их в свой интеллектуальный обиход и споря с ними, как с современниками), - до этого формирование нового поколения будет лишь механическим воспроизводством и социализацией» /7, с.25/.

Сегодня уже не обойтись без ориентации на мировые стандарты образованности и воспитанности молодежи, включая овладение основами науки, культуры, права, здорового образа жизни.

Для педагогики многонационального демократического общества важно признание личности как субъекта воспитания, саморе-ализующего активного существа. Воспитание лишь тогда эффективно, лишь тогда оказывает действенное влияние на развитие личности, когда стимулирует ее активную преобразующую деятельность. Лишь в активной деятельности происходит усвоение и присвоение всего богатства социального опыта, развитие человеческой личности. Только активное межнациональное взаимодействие, демократическое межличностное общение и осмысленный труд могут создать реальные поведенческие ситуации, в которых формируется характер, установки, усваиваются культурные нормы.

В последнее время в исследованиях методологов и психологов явно обозначился еще один подход к проблеме - развивающий, связывающий динамику совершенствования способностей и умений с дополнительными рамками развития субъекта. Специфическим подтипом этого подхода является самораз-вивающийся, в соответствии с которым субъект проявляет преобразовательное и творческое отношение к себе. Проявляется это в принятии на себя функции самоорганизации и управления саморазвития, не противоречащим потребности социума.

Главная задача педагогов состоит в том, чтобы помочь человеку обнаружить то, что в нем уже заложено.

Эта мысль содержит глубокий психоло-го-педагогический смысл, подчеркивая субъективный уровень включенности человека в мир.

Рассматривая растущую личность в качестве активного субъекта воспитательного процесса, следует заметить, что ее формирование происходит не под влиянием так называемого педагогического воздействия, как считалось ранее, а осуществляется на основе принципа саморазвития, т.е. «самореализации духа, чувств и разума, воли и поведения» /6, с.204/.

Задача однако заключается в том, чтобы глубоко познать, изучить индивидуальные цели и жизненные перспективы подростка, интегрировать их в систему воспитательного целеполагания и организации жизни. Эффективность достижения социально значимых целей зависит от того, насколько активно используются его личные стимулы, приводящие в движение внутренние силы, индивидуальные способности, дарования, таланты. Важно, чтобы педагогические цели и внутренние побуждения учащегося согласовывались, взаимодействовали друг с другом, гармонически сочетались, способствуя его самоутверждению и наиболее полной самореализации.

Образование такой обстановки в школе возможно через организацию педагогического общения в ученическом коллективе, который до сих пор в практике признан ведущим фактором формирования общественной сущности личности (ребенка, подростка), развития ее индивидуальности. Однако в последнее время одной из важнейших альтернатив коллективизма считается христианское и другие братства, где всех почитают, уважают и любят.

Какая же общность более соответствует нашему времени, осуществлению процессов воспитания и образования молодежи?

Так или иначе, по нашему глубокому убеждению, принципиальной основой любого ученического коллектива (в том числе и разнонациональ-ного) как основной содержательной формы организации воспитания (в отличие от других объединений) составляют два абсолютно не исключающие друг друга свойства. Во-первых, ученический коллектив

- это не просто группа детей, подростков, а педагогически организованная система отношений, воспитательный коллектив. Он обладает органами самоуправления и координирования, уполномоченными представлять интересы всех его членов, объединенных общей целью, организацией и дисциплиной труда /8/. Во-вторых, организованный по законам терпимости, любви и жертвенности к человеку как себе подобному бесценному существу, развивающийся по принципам дружбы, человеческих симпатий, доверительного общения, товарищеского взаимодействия, ученический коллектив исключает «дедовщину», «казарменный дух», харак-

теризуется нравственной атмосферой, высокой культурой межличностных отношений.

Педагоги, воспитатели, обладающие способностью интуитивно чувствовать и профессионально определять уникальность личности их воспитанника, формируют коллектив (общность как школьную, так и внешкольную) по стандартам «мирового сообщества». Основа такой общности (коллектива) - гуманизм и сотрудничество - удовлетворяет, одновременно, как требованиям региональности, так и требованиям, так сказать вселенно-сти. Органически объединенная во всех существенных аспектах жизни, духовных устремлениях, она сохраняет при этом все бесконечное разнообразие особенностей его частей (в том числе и национальных), а в каждом человеке - его индивидуальность.

Исходной в определении эффективности процесса формирования культуры межнационального общения для нас является синергетическая теория воспитательного взаимодействия педагога и учащегося, а также всех субъектов педагогического процесса, так как любые культурные ценности, в том числе ценности межнационального общения (согласно этой теории) формируются не воздействиями, а гармонизированными и сообразными отношениями людей синергетического характера, когда процессы идут навстречу друг другу. Значение этой теории для решения данной проблемы в том, что она выводит педагогический процесс на новый уровень, когда ценности межнационального общения не навязываются авторитарно, а осваиваются в условиях развитой социально-педагогической инфраструктуры и взаимосодействия всех субъектов педагогического процесса.

Воспитание культуры межнационального общения есть системно-синергетический процесс формирования человека как личности. «Этот процесс подчиняется всем объективным законам системного синергетизма. По законам систем личности - это система, которая объективно нуждается в гармонии. Возникновение личности - это объективный системогенез -единство прошлого, настоящего и будущего, внутреннего и внешнего, совершающийся в движении, идущий на основе саморазвития всех начал. Движущей силой этого процесса является не борьба, не отрицание отрицания, а системный синерге-тизм» /10, ч.2, с. 117/. На уровне педагогического процесса это означает синтез культур этноличностей, что составляет содержание задач воспитания и самовоспитания. Результатом решения такой задачи должно явиться формирование национально-интернациональной культуры личности, что обеспечивает выполнение ею роли субъекта на-

ционально-интернациональных отношений в обществе, а в мире - интерсоциальных.

Конкретизация целей воспитания обеспечивается определенными направлениями. Суть основных направлений в данном воспитательном процессе вытекает из содержательных основ функций культуры межнационального общения, которые она выполняет в полиэтническом обществе - с учетом социального, психологического, педагогического и профессионального аспектов.

Закономерным здесь следует считать соотношение двух сторон инте-гративного качества «культура межнационального общения» - его структуры и функции. Так, под влиянием системы объективных и субъективных факторов с изменением уровня культуры межнационального общения, притерпева-ют изменение в своей содержательной основе и выполняемые ею функции.

Следовательно, в организации воспитательного процесса значимым будет направленность педагогической деятельности на совершенствование содержания структурных компонентов культуры межнационального общения (то есть повышение уровня данного личностного качества в целом), адекватное хюдержтельной основе выполняемых ею функций. Логика рассматриваемого вопроса представлена в таблице. Уровень гееретичес-кго осмысления окружающего мира (его философских, экономических, социально-политических, эстетических и других основ) учащихся в нашем исследовании определяется, в первую очередь, целостностью знаний, на практике доказывающих свое значение для их жизнедеятельности в разнонациональной среде. Это - сведения, отражающие содержание познавательного компонента в структуре интегративного личностного качества культуры межнационального общения. В частности, знания элементов культур, своего и особенностей культур других народов; систематизированные сведения по отдельным составляющим норм и правил поведения в разнонациональной среде, с людьми другой национальности; целостное представление о национальной жизни и межнациональном взаимодействии в стране, регионе.

Данные, полученные нами в результате проведенной опытно-экспериментальной работы в ряде школ, профучилищ и техникумов регионов Поволжья и Южного Урала, показали, что этот уровень далек от требований, определяемых значимость достижения высокой степени сформированности культуры межнационального общения». Так, среди опрошенных учащихся около 89% подтвердили отсутствие у них достаточных знаний о культуре своего народа, особенностях истории, обычаев и традиций соседних наро-

дов. Многие учащиеся (около 78%) не знакомы с основами культуры общения (правилами и нормами), особенно с людьми другой национальности. Около 43% респондентов заявили, что от случая к случаю интересуются событиями, связанными с национальными проблемами в стране. Лишь отдельные учащиеся считают, что способны верно определить причины возникновения конфликтов и сложных ситуаций, возникших на межнациональной основе в регионе, коллективах.

Таблица. - Структурно-логическая схема выделения основных направлений воспитания культуры межнационального общения.

Функция Содержательная основа функции Направление

Развитие в личности миро воззр енч еск о й культуры Национальный "срез" рационализированного (системного) представления об окружающем мире (его философских, экономических, социально-политических, эстетических и др. основ). 1. Теоретическое осмысление мира

Самостоятельность определения человеком своих жизненных позиций (личность как субъект национального взаимодействия) 2. Практическое самоопределение в мире

Познание людьми друг друга и усиление взаимопонимания между ними Социальная детерминированность возникновения интереса к общению и ценностям других народов 1. Побуждение интереса к культурам других народов и их представителям

Отражение элементов национальных культур других народов через призму собственной ментальности 2. Конкретизация восприятия своеобразия элементов других культур

Регулирование процесса взаимодействия (нормы и способы общения) людей разных национальностей Наличие у людей положительных эмоциональнопсихологических и нравственных характеристик и проявление их в межнациональном общения 1 .Воспитание нравственных норм

Нормы, правила человеческого общежития и государственные законодательные акты, касающиеся межнациональных отношений 2. Правовое воспитание

Возрастание общей культуры представителей наций и народностей Реальная связь личности с национальной средой, включающая в себя социальноэкономический, территориально-бытовой, языковой, психологический аспекты 1. Развитие национального в личности: культуры, языка, обычаев и традиций и др.

Гармония национального с общественно-культурным опытом (потоком) 2. Освоение общечеловеческих ценностей на базе национальнокультурного компонента

Социализация личности Многообразие и различия национальных культур, обусловленные историческим развитием 1. Формирование способностей к установлению контакта с инонациональной средой

Особенности национальной культуры как основа адаптирования к социальным нормам и требованиям 2 Развитие умений и навыков в установлении связей с людьми другой национальной принадлежности

Воздействие личности на культурную среду нации, социума Этносубъект как интеллектуально свободная и ответственная личность 1. Утверждение человека в плане национальной самостоятельности

Личность как субъект творческого расширения границ национальной среды и утверждения общечеловеческих ценностей 2. Рационализация процесса воздействия личности на социум, нацию

В условиях стремительного преобразования всех сфер общественной жизни, не так важно «вооружить» людей готовой суммой сведений, известным и доступным знанием, как развить в них способность к самостоятельному пониманию быстро меняющегося окружающего мира и людей в нем.

Постановка задачи овладения знаниями о культуре межнационального общения не в качестве вопроса научной эрудиции, но жизненного самоопределения учащихся исходит из того, что личность как целостный субъект своих действий в межнациональных отношениях отличает стремление, основанное на праве самостоятельного определения своих жизненных потребностей, в том числе и в сфере межнационального взаимодействия. Учащийся сам вправе решать, исходя из сопоставления неоднозначной реальности, делать выбор, постоянно искать критерии выбора.

Результаты исследования, проведенного среди учащихся школ, техникумов и профессиональных лицеев Республики Татарстан, Оренбургской и Самарской областей, определили, что подростки не готовы к самоопределению в полиэтническом социуме. А это находит свое отражение в сфере профессионального самоопределения. Как правило, мышление учащихся в определении самостоятельных жизненных ориентиров носит ситуативный характер и не позволяет им подняться до логического уровня.

Так, из числа опрошенных только треть учащихся считают, что на их выбор специальности (профессии) и, соответственно, места учебы повлияло видение ими дальнейших жизненных перспектив с учетом имеющихся у них сведений об особенностях учебного заведения и условиях ее приобретения, а также возможностях роста и продвижения в избранной области труда. Однако представление себя субъектом взаимодействия в разнонациональной (инонациональной) среде, где возможны различная степень интенсивности, характер и язык общения, учитывалось не многими из них.

Таким образом, выявленное состояние рассматриваемого вопроса подтверждает необходимость развития в личности учащегося мировоззренческой культуры и, в соответствии с этим, определения конкретных направлений воспитания культуры межнационального общения.

Человек, интересующийся историей и культурой не только своего народа, но и других, становится более значимой и ценной социальной личностью.

В ходе исследования установлено, что значимую ценность для формирования у учащихся культуры межнационального общения имеет пробуждение интереса к этнографичес-

ким знаниям о происхождении народов, с представителями которых они вместе учатся, о своеобразии национального этикета, обрядов, быта, одежды, самобытности, искусства, художественных промыслов и праздников. Одним из стимулов при этом выступает природная любознательность учащихся к новому в межличностных национальных отношениях. Проведенный опрос с учащимися школ, профучилищ, лицеев, техникумов гг. Казани, Оренбурга и Самары показал относительную и незначительную степень проявляемого ими интереса к другим народам.

Здесь важно учитывать предостережение академика Р.X.Шакурова: в настоящее время научный статус понятия «интерес» настолько шаток, что отношение к нему меняется от полного отрицания его необходимости до безоговорочного признания /9, с. 48/.

Проблема проясняется, если под интересом понимать потребности влечения, питаемые позитивными эмоциями. «Но интерес - не просто потребность в эмоциональной привлекательности ценности. Интерес - это такое проявление потребности, которая удовлетворяется в ситуации неопределенности» /9, с. 49/.

Значит, для «генерирования» у учащихся интереса к культурам других народов и их представителям необходимо сочетание привлекательности и элементов неопределенности. Когда в процессе деятельности эти слагаемые встречаются многократно, интерес постепенно усиливается и захватывает учащегося. Иными словами, интерес характеризует степень эмоционально-потребностной вовлеченности в межнациональное взаимодействие.

Личность учащегося является носителем многообразия национально - психологических характеристик, которые, оказывают влияние на содержание связей и отношений между представителями разных национальностей.

Способность адекватного восприятия своеобразия людей другой национальности и в соответствии с этим управление своим поведением - в этом суть культуры межнационального общения. Ценность данного свойства особенно ощутима на первом этапе знакомства учащихся с этническими особенностями, такими как манерами и привычками поведения, внешним видом, особенностями языка и характера и др.

Однако результаты анкетирования указывают, как правило, на смутное представление у учащихся о социально- и этнокультурных особенностях поведения сверстников.

Экспериментально доказано, что эффективность процесса познания учащимися истории народов, их традиций способствует музейная, экскурсионная и краеведческая работа, и, конечно же, живое общение представителей разных народов. Разнообразные по сво-

ей тематике этнографические, исторические, художественные, литературные, научно-технические и другие направления способствуют конкретизации восприятия молодежью своеобразия национальных культур, эстетических вкусов разных наций и народностей через призму собственной ментальности.

Бесспорно, проявление интереса к углубленному познанию молодежью друг друга, как представителей культур разных народов, приводит к усилению взаимопонимания между ними.

Следует акцентировать внимание и на том, что наличие у учащихся положительных эмоционально-оценочных характеристик и проявление их в межнациональном общении является условием их возможного нравственного сближения.

Культура межнационального общения учащихся проявляется в испытываемых ими чувствах и эмоциях, в их импульсивных реакциях, наклонностях и переживаниях. Конечно любой человек может поддаться различным, в том числе и отрицательным, эмоциям, но культура межнационального общения учащихся проявляется в умении управлять своими эмоциями, сдерживать их и стараться не переносить на других, не заражать ими окружающих.

Однако результаты исследования, проводимого в ученических коллективах школ, профтехучилищ и техникумов, приводят к тревожным выводам. Около 67% опрошенных учащихся подтверждают возможность проявления ими отрицательных эмоций к учащимся другой национальности. Анкетирование выпускников школы определило их отношение к людям другой национальности. Ненависть, презрение, нетерпимость выразили 43% респондентов.

Чтобы развить в человеке его нравственные и эстетические отношения к жизни, понимание, чувствование, способность переживания, оценивания необходимости и ценности межнационального общения, следует постоянно раскрывать во всем многообразии нравственную и эстетическую сущность отношений и самого человека /6, с. 64/.

Однако только практические поступки человека есть объективный показатель его нравственно-эстетического сознания, подлинных мотивов и стимулов поведения. Для этого требуется знание норм и правил человеческого общежития и государственных законодательных актов, касающихся межнациональных отношений, о чем, по мнению самих учащихся, им мало известно.

Так или иначе регулирование процесса взаимодействия учащихся разных национальностей возможно только при соблюдении этики межнационального общения.

На специфику формирования и проявления культуры межнационального общения, в первую очередь, влияют ценностные ориентации общества, имеющие относительно широкое распространение в этнической общности. В межличностную культуру общения представителей различных национальностей включается и выполнение общенациональных нравственных норм поведения, традиционно определяющих стиль, уровень и характер отношений с представителями других народов /4/.

В то же время нельзя согласиться с тем, что культура общения - это не что иное, как реализация нравственного сознания общества на практике, соответствие поступков личности общепринятым нормам и правилам общежития.

В узком «педагогическом» смысле к культуре межнационального общения кроме моральных норм, эстетических представлений и просто привычных ожиданий относятся и те формы поведения, которые соответствуют законодательным актам.

Считается, что главный путь к повышению культуры межнационального общения лежит через осознание каждым человеком его национальной принадлежности, через утверждение в его национальной психологии тех черт, которые способствуют развитию сотрудничества между народами.

Сформированное национальное самосознание является условием благотворных межнациональных отношений, в том числе и на личностном уровне. Каждый человек должен впитывать в себя подлинно народное многообразие традиций, социального опыта и истории родного народа в его взаимоотношениях с другими нациями и народностями. Однако в условиях бурного возрождения национального самосознания в педагогическом процессе , проводимом в школе, не всегда учитываются традиции воспитания соседних народов, этнопсихологические особенности учащихся. Почти забыты литературные языки многих народов, утеряны трудовые традиции, духовно-нравственные ценности, утрачена самобытная педагогическая культура.

Как показывают социологические исследования, проводимые среди учащихся общеобразовательной и профессиональной школы Республики Татарстан и Оренбуржья, народные обычаи, обряды и традиции своего народа знают 33,8% опрошенных, 53,6% знают, но не достаточно, а 7,1% не знают совсем.

Однако следует отметить и то, что нередко национальное самосознание людей включает и движет в себе сознание этнической общности, приверженность к национальному языку, территории, культуре, определенное отношение к другим нациям и народ-

ностям, чувство национальной гордости. На основе этого процесс развития национального в личности находит отражение во взаимоотношениях, в частности, учащихся многонациональных учебных коллективов.

В ходе опытно-экспериментального исследования, проводимого в общеобразовательной и профессиональной школе по возрождению у учащихся национально-культурного компонента (языка, традиций, привычек, обрядов, обычаев своего народа), доказано, что активными формами при этом являются курсы этнографии, фольклора, истории религии, театра, народных ремесел. То же национально ориентированные учебные предметы и факультативные курсы, имеющие интегральный характер, отражают духовное наследие народов нашего государства.

Существующий ранее так называемый всеобщий закон, во всех случаях требующий подчинения национальных интересов интернациональным, отвергается новым научным видением, в котором усматривается объективная возможность для гармоничного сочетания национальных интересов с общечеловеческими.

Культура межнационального общения -не изолированное явление, как и культура в целом. Она возникает в результате освоения общечеловеческой культуры, своего национально-специфического опыта, а также индивидуальной культуры других людей.

Данные социологических исследований позволяют утверждать, что национальная культура как система постоянно меняется -вытесняются одни формы, развиваются другие, приспосабливаясь к новым условиям производства и потребления. В целом некоторые национальные стороны (формы), культуры не только обнаруживают стойкость, но и активно развиваются в наиболее прогрессивных своих сферах, имеющих, как правило, общечеловеческое выражение и, следовательно «общий язык» с другими нациями /см., например, 2/.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Возрождая вое прогрессивное из своего национально-самобытного опыта, не следует пренебрегать достоянием других народов. Ведь любая национальная культура, при всем ее своеобразии, имеет черты общности и соприкосновения с другими культурами.

Экспериментально доказано, чтобы культурные формы межнационального общения стали действительно достоянием личности учащегося, необходимо два процесса. Во-первых, ознакомление с культурными инструментами общения и, во-вторых, активное взаимодействие представителей различных национальностей, в ходе которого учащийся по-настоящему осваивает эти инструменты.

Понимая межнациональное общение как вид деятельности, можно говорить об уча-

щихся как субъекте коммуникации. Взаимодействуя с окружающими людьми, впитывая в себя культурные национальные традиции, он овладевает исторически выработанными инструментами, средствами общения.

По мере включения личности в культурный контекст происходит развитие его коммуникативных способностей - знаний, умений, навыков, установок, чувств. Они дают возможность пользоваться культурными средствами общения и сами являются личностной, персонифицированной формой культуры межнационального общения.

Обычно коммуникативность трактуется как совокупность существенных, относительно устойчивых свойств личности, способствующих установлению связей и контактов между людьми, основанных на взаимопонимании и обмене представлениями, идеалами, установками, интересами в процессе общения и совместной деятельности. Основой же адаптирования учащихся к социальным нормам и требованиям разнонациональной среды служат специфические знания, умения и навыки межнационального общения.

Культура межнационального общения как составная часть общей культуры взаимодействия для отдельного человека приобретает ценностное значение. В процессе межличностного национального общения человек предстает как субъект, утверждается как личность, отличающаяся своей индивидуальностью.

В силу известного обособления в системе объективных отношений личность, приобретая самостоятельность в линии своего развития, становится ответственной за характер сделанного выбора и за последствия (последовательность) своего движения по избранному пути. Она несет нравственный и иной ответ за человеческое содержание своих поступков и действий. Мировоззренческое сознание такой ответственности способствует выработке форм принципиального личностного поведения.

Результаты специального исследования показали, что большинство учащихся осознают необходимость совершенствования своего стиля общения, в том числе и с людьми другой национальности, и пытаются это делать через анализ общения других людей и чтение специальной литературы (до 56%), анализ своего поведения (до 331%) и тренинг общения (до 11%).

Переосмысление ценностей, утверждение приоритетов национальных и общечеловеческих ценностей в сознании молодежи вызывают новое нравственное мышление и требуют такого морального состояния и этикета, которые отвечали бы запросам многонационального общества (утверждение общечеловеческих ценностей) и самореализа-

ции личности (как субъекта творческого расширения границ национальной среды).

По образному выражению Расула Гамзатова, каждый человек должен понимать, что он пришел на землю как представитель своего народа, и должен быть готовым принять на себя эту роль. К тому же каждый народ, а в нем и каждый его представитель уникальны. Каждый народ и каждая личность как субъекты взаимодействия в многонациональном пространстве вносят свой вклад в гигантскую копилку человеческой цивилизации, сотрудничество, развитие и обогащение национальных культур.

Культура межнационального общения предполагает отбор и популяризацию духовных и материальных национальных ценностей, расширение среды и усиление интенсивности межнациональных контактов, ориентацию и воздействие на значимые ценности разных народов.

Рационализация процесса воздействия личности учащегося на социум, нацию носит непрерывный характер. В учебно-производственной сфере это происходит при совместном участии воспитанников - будущих граждан в создании материальных (национальных) благ. В социальной сфере - через их взаимодействие и взаимообмен , приумножение социального опыта, возрождение культурных ценностей, выработку общепризнанных принципов и норм поведения в разнонациональной среде, в конкретной социальной ситуации и т.д. Для этого также требуется специальная подготовка.

В результате проведенного исследования сложилась модель личности выпускника общеобразовательной и профессиональной школы на основе заданных характеристик:

- проявление интереса к жизни и культурам других народов и адекватное восприятие их своеобразия;

- целостное представление об этнической картине мира, теории и практике межнационального общения;

- приятие общечеловеческих ценностей на базе национально-культурного компонента (национального языка, истории, искусства, фольклора, религии, традиций народной педагогики и др.)

- умения и навыки взаимодействия с инонациональной, разнонациональной средой посредством языка общения, толерантности и уважительности к ее специфическим особенностям;

- соблюдение этических и правовых норм поведения в межнациональном общении;

- способность в личностном прогнозировании конфликтных межнациональных ситуаций и их упреждение;

- проявление культуротворческих спо-

собностей в национальной жизни и межнациональном взаимодействии, опирающихся на умения присваивать и преобразовывать накопленный человечеством (своим и другими народами) опыт.

Однако организация педагогической деятельности на основе выделенных приоритетов в современных условиях недостаточна. Анализ состояния проблемы воспитания культуры межнационального общения в пе-

дагогической теории и практике позволяет говорить о необходимости приближения к некоторой системе формирования данного личностного качества учащегося.

Научной основой организации воспитания культуры межнационального общения учащихся является системный подход, который предполагает многосторонний анализ данной проблемы, ее описание, предвидение результатов изучения.

Список использованной литературы

1. Адзиев А., Г асанов Н., Зачесов К. Межнациональная семья и вопросы воспитания //Сов. педагогика.- 1991.- №12.- С.25-26.

2. Арутюнян Ю. В. Социально-культурное развитие и национальное самосознание //Социс.-1990.- №7.- С.42-49.

3. Волович Л.А. Система эстетического воспитания учащихся профтехучилищ. Метод, пособие.- М.: Высш. шк., 1988.- 167 с.

4. Кон И.С. Логика табу //Литературная газета.- 1986.- 3 сент.

5. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.- 4-е изд.- М.: Изд-во МГУ, 1981 .-584 с.

6. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. Учеб. пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК.- М.: Прометей, 1992.- 528 с.

7. Михайлов Ф.Т. Что скрывает разум под словом «воспитание»? //Вестник высш. шк.- 1989.- №10.- С.23-27.

8. Рожков М.И. Подготовка учащихся профтехучилищ к управленческой деятельности. М.: Высш шк., 1988.- 76 с.

9. Среднее профессиональное образование: проблемы, поиски, решения.-М.: “МВ Магистр”, 1994.- 228.

10. Таланчук Н.М. Начала неофилософии. В 2-х частях. 4.1. Фундаменто-логия. 4.2. Гомология. - Казань: ИССО РАО, 1995. - 216 с.

11. Таланчук Н.М. Основы человековедения: Учебный план, программа и методограмма.- Казань: РАО, 1994.- 48 с.

Статья поступила в редакцию17.09.99г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.