Научная статья на тему 'Приоритетные направления в развитии внешнеторговой специализации в предпринимательских структурах Ставропольского края'

Приоритетные направления в развитии внешнеторговой специализации в предпринимательских структурах Ставропольского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
61
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воробьева Н. В., Воробьев С. А.

Желательность смены внешнеторговой специализации в предпринимательских структурах подчеркивается во многих исследованиях и общественных выступлениях в нашей стране. Несмотря на это, до сих пор неизвестны (хотя бы и приблизительно) ни характеристики желаемой конечной специализации, ни масштабы ресурсов, необходимых на переход, ни временные его границы. Более того, могут существовать не одна, а несколько оптимальных траекторий перехода, отвечающих различным требованиям ко времени и ресурсам[].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Воробьева Н. В., Воробьев С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приоритетные направления в развитии внешнеторговой специализации в предпринимательских структурах Ставропольского края»

ВОРОБЬЕВА Н.В., ВОРОБЬЕВ С.А.

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РАЗВИТИИ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУРАХ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Желательность смены внешнеторговой специализации в предпринимательских структурах подчеркивается во многих исследованиях и общественных выступлениях в нашей стране. Несмотря на это, до сих пор неизвестны (хотя бы и приблизительно) ни характеристики желаемой конечной специализации, ни масштабы ресурсов, необходимых на переход, ни временные его границы. Более того, могут существовать не одна, а несколько оптимальных траекторий перехода, отвечающих различным требованиям ко времени и ресурсам[].

Перспективы увеличения стоимостного объема ставропольского экспорта в ближайшие три года представляются достаточно скромными. Незначительные прежде возможности обрабатывающих отраслей, в частности машиностроения, производить продукцию, сравниваемую с мировым уровнем по потребительским свойствам и качеству, за последние годы сузились в результате хронического недо-инвестирования в основные фонды и сверхвысокого уровня их износа. Экспорт готовой продукции в этот период сможет возрастать в основном за счет поставок традиционных материалоемких товаров - удобрения, полимеры, нефти. Достигнутые к настоящему времени объемы вывоза топлива, как неустанно подчеркивают специалисты, являются для народного хозяйства предельно возможными, вследствие чего дальнейшее наращивание его экспорта маловероятно.

Для более глубокого анализа и прогнозирования была рассмотрена деятельность совместных и отечественных предприятий в отдельности. Фактические наибольшие объемы продаж в структуре

СО □

экспорта совместных и отечественных предприятий в среднем за исследуемый период приходятся на

сегмент химическая промышленность - 80% и 66% соответственно. Предприятия с иностранным ка- ^ питалом, функционирующие в области топливно - сырьевого сектора оказывают негативное влияние на конкурентоспособность принимающей экономики, создавая угрозу безопасности страны в целом, путем закрепления сырьевой специализации.

Логический и качественный анализ показывает, что наряду с численностью занятых, основными производственными фондами, инвестициями и другими факторами существуют показатели, характеризующие качественную сторону производства, так базовыми показателями будут являться объемы

промышленного производства, конкурентоспособность предприятий отрасли и производительность ^

труда. §

В процессе исследования, для проведения анализа влияния факторов на объем экспорта, нами

разработаны экономико - математические модели зависимости результативного показателя от факто- £

ров. В результате влияние независимых факторов (объемы произведенной продукции, производитель- ££

ность труда, конкурентоспособность) на экспортные возможности отечественных предприятий, оп- <

ределенные с помощью парных регрессионных моделей оказались незначительными, так как отсут- о

ствует тесная корреляционная связь. Существенные модели были получены в основном по совмест- ^

ным предприятиям (таблица 1). о

По всем характеристикам предпочтительным является уравнение регрессии, характеризующее о

зависимость экспорта от валового объема производства отрасли. Подставляя в базовое уравнение °

регрессии конкретные характеристики факторов производства по отраслям промышленности можно о

определить расчетные и нормативные значения экспорта совместных предприятий, которые должны ^

были получить совместные предприятия при их фактических объемах производства. ¡Е

Использование предложенной системы показателей внешней торговли отечественных и совме- ®

СО

стных предприятий, обработанных с помощью математического аппарата, позволило выявить основные тенденции в развитии отечественных и совместных предприятий в регионе, дать среднесрочный | прогноз показателей экспорта до 2008 года и определить возможные изменения во внешнеторговой ® специализации Ставропольского края. | Изменений во внешнеторговой специализации предпринимательских структур отечественных ° предприятий Ставропольского края не произойдет: в их экспорте по - прежнему останутся лидерами ^ предприятия химической и нефтехимической промышленности (60%), второе и третье место соответст-

11В

венно машиностроение (22%) и предприятия пищевой промышленности (15%). Несмотря на повышение экспорта в стоимостном выражении в машиностроении и продовольствии их доля остается на одном уровне, так как традиционная для Ставрополья специализация предприятий на химических товарах будет постоянно увеличиваться.

Таблица 1. - Экономико-математическое моделирование и прогнозирование развития экспорта совместных предприятий в зависимости от объема произведенной продукции, производительности труда и конкурентоспособности

01 г

03 □

□ си

о

I—

ф

I— ^

о а ф

Факторы Модсян Р Прогнозируемые ыодвлн 7 К" К

Машвноароеяие к мнвнгообработга

О&ИСН прОнявОДОШ 0193 53,49 V 0,339+0,ОгИЗХДЗЭббХ, 0,973 Я2

Конкурс ЕПВДПСЧИОНОСТЬ 0,721 10.35 0,904 14Д1

Химическая и вефгахныияееш промышленность

О&кн пронзюдегю у=:,ч[2п.(11бх 0,686 8,728 У = Щ+0,21Х.-9,41Ш. 0^724 3,95

Дереймбрайатыаающая промышленность

Объем производства У--0,00954+0 343Х 1Ш У 0,0073+(Ш77Х, -0,0054Х ■ 260,7

Конку^тсчшосоЕность У--0,0095+0343Х 0,Й25 [Щ У—0,059-И>^42Х, +033027Х, 0,844

ПрОНЭР0Д1ПСЛЬНОСТЕ> У -О,О0Н)ДО№Х (ДО 25,5 У=М)1056+0Р0004Х|+019222Х1 Щ]

"ф>ма

Легкая промышленность

Объем производства У-ОД1Э+1М>22Х ОДОЙ Ш У 0,0111-0,0210Х, -ода 7Х, И.9ЧЧК №21

ПНШСйМ прфы

Овьем лршгмца на V 1,00045"'18,1 0.Ш 8,83 - - -

ПрОиЗДАОТЭДНОСТЬ труда 0,735 11,06 У = -22,27+0,031X | +0,437Х, 0,737 4,1 Я

>

о о

о а

о

<

>

о о

о о

о

ей

о

I—

о о сь

о ф

о ф

о

X

о

о

Возможны изменения в структуре экспорта совместных предприятий Ставропольского края: расширение инвестиционного спроса повлечет повы-шение удельного веса в химической промышленности; следует ожидать снижения экспорта потребительских товаров на зарубежные рынки; на 1% уве-личится удельный вес машин и оборудования.

Рисунок 1. - Результаты прогноза экспорта предприятий Ставропольского края на 2006-2008гг.

Анализ состояния и прогнозов развития отдельных отраслей народного хозяйства (рисунок 1) в предпринимательских структурах Ставропольского края говорит о том, что возможности изменить характер участия региона в системе мирохозяйственных связей в ближайшие годы незначительны, но в среднесрочной перспективе внешнеторговую специализацию края можно было бы диверсифицировать, опираясь на природные факторы, в частности пригодной для ведения сельского хозяйства землей[1,2]. Определенный вклад в обновление экспортной специализации края могла бы внести и науч-но-техническая сфера, которая располагает высокими технологиями в электронных и некоторых других отраслях промышленности и достаточно широ-кой сетью организаций, ведущих фундаментальные и прикладные исследования[3,4]. Такая диверсификация могла бы помочь укреплению позиций края в качестве экспортера и снижению импортной зависимости.

В рамках проблемы внешнеторговой специализации предприятий необходимо знать, каких масштабов достигнет ВРП при одновременном влиянии на него экспорта и импорта предприятий в 20062008гг.

Расчет матрицы парных коэффициентов корреляции показал, что каждый из анализируемых признаков порознь имеет тесную связь с результатом (ВРП). Соответствующие коэффициенты при расчетах равны: по совокупно-му экспорту - 0,784; по совокупному импорту - 0,722: по фактору времени - 0,983. поскольку полученные характеристики близки к единице, индивидуальные связи факторов с конечным результатом очень тесные.

Вместе с тем, между изучаемыми ресурсами имеется также значительная корреляционная связь, что определяет необходимость расчета многофакторных моделей, параметры которых приведены в таблице 2.

Таблица 2. - Коэффициенты моделей зависимости ВРП предпринимательских структур от факторов производства

Модели Коэффициенты (константы и регрессии) Бетта- коэффицненты Коэффициенты корреляции 1

[ 1ариые Частные

Константа 31173,6 - - - -

Экспорт 0,04116 0,366 0,883 0,323 3,79

Импорт -0,074 0,4272 0,850 0,363 3,2

Время 20313,7 0,02 871 0,991 0,09 15,2

01 г

03 □

□ си

о

I—

ф

I— ^

о

а

®

ей ^

X

>

О О

Расчеты показывают, что в системе трех базовых факторов производства большая весомость характерна для импорта, влиянием которого определяется 36,3% колеблемости ВРП. Как видно, изменение импорта на один доллар обусловливает снижение размера ВРП на 0,074 тыс. руб., что свидетельствует о том, что снижение импорта больше, чем повышение экспорта на 0,033 тыс. руб. На втором месте по значимости находится экспорт Ставропольского края с величиной частного детерминации 32,3%.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что рост импорта в регионе порождает зависимость снижения ВРП. Формирование валовых объемов производства находится в тесной зависимости от импортной, экспортной политики и от времени.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Импорт в крае имеет ярко - выраженную тенденцию к увеличению. Динамика роста экспорта превышает уровень импорта в среднем в 2 раза. Среди основных факторов, влияющих на рост экспорта и импорта, предприниматели чаще всего называют инфляцию, рост цен, возросший спрос и прогнозируют его дальнейшее повышение.

Качественное состояние внешней торговли обусловлено главным образом тем, что предпринимательские структуры Ставропольского края находятся на стадии развития конкуренции, базирующейся на факторах производства. В этой связи предприятиям края жизненно необходимо расширять источники конкурентных преимуществ, включив в их число инвестиции и инновации. Для того, чтобы предпринимательские структуры края, сохраняя традиционный экспорт, могли предложить на внешних

о а

о

<

>

о о

о о

о

ей

о

I—

о о сь

о

X

о

о

рынках более широкий спектр готовой продукции, а также рационализировать импорт, требуется их модернизировать и диверсифицировать, обновлять их технологический базис, который стремительно устаревает морально и физически.

Литература

1.Андрианов, В. Внешнеторговое регулирование и внешнеэкономическая стратегия России / В. Андрианов // Маркетинг. - 2001. - №5(60). - С. 3 -9.

2.Богомолов, О.Сложный путь интеграции России в мировую экономику/ 0. Богомолов // Мировая экономика и международные отношения. - 2003. - №9. - С.3 -12.

3.Гарнов, А. Совместное предпринимательство - преимущества и во-можности/ А.Гарнов, А. Денисов// Экономист. - 1993. - №2. - С.67-69.

4.3агашвили, В. Интеграция России в мировое хозяйство: структурные проблемы/ В. Загашви-ли// Мировая экономика и международные отношения. - 1999. - №7. - С. 22 - 29.

5.Милов, В.С. Бизнес вместо геополитики/В.С. Милов// Россия в глобальной политике. - 2004. -№2. - С.13-24.

БАТЫРБЕКОВ A.A.

БРЭНДИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ НА КОРПОРАТИВНОМ УРОВНЕ

Термин "брэнд" является новой парадигмой в развитии современного менеджмента и маркетин-Z га. Концепция, изначально созданная для продвижения FMCG (fast moving consumer goods) - потребительских товаров с высокой ликвидностью, сегодня с большим успехом используется и по отноше-g нию к корпоративному уровню организаций (имеется ввиду брэндирование компаний, учреждений, □ рекреационных комплексов и пр.). Организации, умеющие правильно себя брэндировать, добиваются ^ значительного роста лояльности своих потребителей, долгосрочного увеличения своей стоимости и <i> денежных потоков. Таким образом, актуальность данной статьи очевидна.

Сложности при брэндировании организаций возникают уже на стадии определения целевой Ей аудитории. Если товар или услуга позиционируются только на один чётко очерченный круг потре-g бителей, то организации приходится работать на несколько фронтов (конечные клиенты продукции ф организации, дистрибутивные компании, поставщики, государственные структуры, сотрудники и по-

1 тенциальные сотрудники, широкая общественность, конкуренты и пр.). Очевидно, что увязать собствен-

^ ное видение марки с множеством, возможно, разнонаправленных интересов и потребностей большо-

о „

о го количества целевых аудиторий довольно сложно. С другой стороны, нереально позиционировать

Ее себя по-разному для каждой них. Поэтому надо создавать некий интегративный брэнд, одинаково

ЕЕ эффективный при работе со всеми целевыми аудиториями.

о. В основе любого брэнда - товар с достаточно высоким соотношением качество/цена; из некаче-

< ственного товара позитивный брэнд не получится. Для товара качество определяется высоким уров-

^ нем эргонометрических, эксплуатационных и прочих характеристик. Для компании качество (если

q применение этого термина здесь уместно) означает в первую очередь эффективность её деятельнос-

0 ти. Последняя выражается в более конкретных показателях - масштабах деятельности (хотя бы потенциальных), прибыли, рыночной капитализации, уровне удержания и удовлетворённости потреби-

2 телей. Эффективные компании - это компании преуспевающие. Примером преуспевающей и высоко° эффективной компании может служить "Вимм-Билль-Данн", сумевшая без особых затруднений раз-^ местить на западной фондовой бирже акций на сумму в 200 млн. долл.

1 В случае построения продуктового брэнда высококачественный товар или услуга закладывается ся в основу "здания" и уже на этом "фундаменте" происходит возведение "стен" и "крыши". Процесс

происходит поэтапно. При строительстве корпоративного брэнда ситуация значительно усложняет-g ся. Здесь нет поэтапной схемы, присущей продуктовым брэндам; организация к моменту, когда ста® новится высокоэффективной, уже является брэндом для референтных целевых аудиторий.

2 Любой брэнд обладает главной характеристикой, которая определяет его суть (brand essence) g - черта, которую потребители считают основной. К примеру, у федерального курорта "Приэльбру-Ф сье" пока не сложилось чёткого постперестроечного brand essence. Если "пожизненные" поклонники

курорта чувствуют ностальгию по советским временам, то для новых клиентов "Приэльбрусье" - лишь

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.