ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ АГРАРНОГО СЕКТОРА
ЕКАТЕРИНА БОРИСОВНА БОРИСОВА
Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА ЮРИНА
Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Устойчивое развитие аграрного сектора в настоящее время обеспечивается, прежде всего, балансом множества факторов социально-экономического и природно-экологического развития.
В статье авторы исследуют устойчивое развитие аграрного сектора России в современных условиях, выявляя наиболее общие направления развития и закономерности. Приводится прогноз негативных последствий сохранения текущих тенденций и предлагаются конкретные меры по оптимизации развития. В основу проведенного анализа положены статистические данные государственных органов статистики, приняты во внимание позиции ведущих экспертов агропромышленного союза. В статье рассматриваются ключевые подходы к концепции устойчивого развития в рамках региональной экономики, уточнено само понятие «устойчивое развитие агропромышленного региона», и описаны все факторы, оказывающие значительное влияние на процесс его стабильного развития. При всей изученности целого спектра проблем устойчивости регионов остается множество дискуссионных вопросов, что, в конечном счете, обусловлено достижением критической ступени во взаимодействии нашего общества с окружающей средой. Наличие огромного спектра дестабилизирующих факторов развития придает особую актуальность проблеме устойчивости агропромышленного региона. Основной чертой функционирования экономических систем на всех уровнях становится неустойчивость. При этом нет соответствующей этим процессам институционально-правовой среды, которая способствует экономической безопасности, результативному управлению агропромышленным регионом.
В ходе экономических преобразований в аграрной сфере сформирован и планово наращивается производственный потенциал, дальнейшее эффективное развитие которого во многом зависит от стабильности комплексного развития сельских территорий, активизации человеческого фактора экономического роста. Наращивание социально-экономического потенциала сельских территорий, придание этому процессу устойчивости и необратимости является стратегической задачей государственной аграрной политики.
Ключевые слова: устойчивое развитие, агропромышленный регион, социально-экономическое развитие, уровень жизни населения.
Экономика России переживает сложный период становления посткризисной ситуации, становление новейших методов регулирования экономики должно происходить на фоне стабилизации экономического развития всей социально-экономической региональной структуры. При всей изученности целого спектра проблем устойчивости регионов остается множество дискуссионных вопросов, что обусловлено достижением критической ступени во взаимодействии общества с окружающей средой [5].
В настоящее время тезис «устойчивое развитие» в нашей стране является актуальным в связи с растущей ролью регионов как субъектов экономической жизни. Изменения в экономике, сопровож-
дающиеся сокращением темпов промышленного воспроизводства, упадком жизненного уровня крупной части населения, острым спадом результативности национальной экономики, оказали влияние на хозяйственные системы регионов, в которых был дестабилизирован фундамент расширенного воспроизводства [6].
Осмысление проблемы территориального развития началось после достижения регионами экономической самостоятельности в условиях рынка. Не взирая на массовость работ по устойчивому развитию, многие аспекты анализа этого вопроса остаются фрагментарно изученными. Открытой является трактовка тезиса «устойчивое развитие», рассматриваемый или слишком ограниченно - ставится
упор на экологическим элемент, или слишком пространно - анализируется в контексте политического, экономико-социального, экологического, культурного, морально-этического параметра, что разрушает его формат и сводит изучение проблемы за рамки экономических задач региона.
Следовательно, понятие «устойчивое развитие» весьма многогранно, и различные авторы предлагают свою трактовку данному понятию.
Г. В. Гутман, А. А. Мироедов, С. В. Федин называют устойчивым развитием региона такое состояние социо-эколого-экономической системы, при котором существуют необходимые условия и предпосылки для прогрессивного движения вперед, для поддержания внутреннего и внешнего равновесия, для обеспечения постепенного перехода экономики от простых явлений к более сложным, тем самым происходит формирование условий для ее перехода в качественно новое состояние [2].
По мнению А. Урсула, А. В. Романовича, в ситуации кризиса устойчивость - это выживание и достижение в последующем поступательного процесса, по крайней мере, в основных сферах жизнедеятельности. При этом необходимо иметь в виду, что система устойчива, если устойчивы все ее подсистемы [4].
В исследованиях М. Минасова устойчивое развитие АПК - область экономических отношений, непрерывно обеспечивающих рациональную пропорциональность между факторами аграрного производства и необходимыми темпами его развития в условиях хозяйственного риска и изменчивости внешних условий функционирования для удовлетворения потребностей населения в продовольствии и товарах народного потребления, производимых из сельскохозяйственного сырья [3].
Вопрос устойчивого развития часто связывают с состоянием окружающей природной среды, недооценивая другие, не менее важные факторы устойчивого развития - экономические, социальные, политические, культурные, этнические.
Наибольшее значение имела Конференция ООН по проблемам окружающей среды и развития 1992 г., на которой была официально принята стратегия перехода к устойчивому развитию -«Повестка действий на XXI столетие», рекомендации по реализации которой включают в себя главу «Поддержка устойчивого развития сельского хозяйства и сельских районов».
После конференции большинство государств обязалось претворять в жизнь «Повестку действий на XXI век». Разработке конкретных мер устойчивого развития был посвящен Всемирный саммит по устойчивому развитию «Рио + 10» в Йоханнесбурге в 2002 г.
Схематично устойчивое развитие можно представить как процесс взаимодействия трех компонентов: «населения - природы - хозяйства» или «социальной сферы - экологии - экономики» (рис. 1).
Система устойчивого развития сельского хозяйства предполагает стратегически ориентированное непрерывно развивающееся и совершенствующееся аграрное производство. В настоящее время Россия еще не вышла на траекторию устойчивого развития АПК. В результате непродуманной на перспективу аграрной политики произошел резкий спад составляющих производственного потенциала отрасли: основных фондов, земли и трудовых ресурсов, большинство сельхозпроизводителей лишилось ресурсов не только для расширенного, но даже для простого воспроизводства.
Рис. 1. Основные составляющие концепции устойчивого развития
УБ. В. БСЖКОУЛ, УБ. А. УЛИКА
Анализ программ, разрабатываемых в России в рамках реализации политики устойчивого развития аграрных регионов, выявил следующие проблемы:
Низкий уровень занятости населения и их доходов.
В общем ситуация в Тамбовской области в 2013 г. стабилизируется по сравнению с предыдущими годами. Общая численность безработных в 4,7 раза превысила численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения (рис. 2). В конце декаб-
Слабый учет особенностей территориального развития - действующие программы, в том числе программы социально-экономического развития, идентичны, так как часто их составители основываются на вышестоящих. Программы слабо основаны на локальных возможностях и территориальной идентичности, не учитывают аграрно-промышленной специфики, местных «изюминок», типологии. Такое упущение из видов местных потенциалов резко снижает эффективность разрабатываемых программ.
Доминирование административно-командного подхода «сверху-вниз» к развитию территорий.
При разработке программ на региональном уровне происходит подмена демократических процедур вовлечения населения в процессы планирования и управления директивным планиро-
ря 2013 г. в государственных учреждениях службы занятости населения состояло на учете в качестве безработных 873 тыс. чел., что на 2,8 % больше по сравнению с октябрем и на 14,2 % меньше по сравнению с ноябрем 2012 г. Уровень зарегистрированной безработицы слабо дифференцирован по территории области. В несколько худшем положении находятся аграрные районы севера (Сосновский, Пича-евский) и юга области (Мучкапский, Уваровский). Лучше ситуация в муниципальных образованиях, в которых идет реализация крупных инвестиционных проектов (Мордовский, Бондарский и др.) [1].
ванием. Вследствие этого в действующих программах развития слабо задействованы возможности местного населения, которому лучше кого-либо известны местные проблемы и потенциалы. Проблема состоит также в том, что разработчики программ не владеют передовыми методами вовлечения населения в процессы планирования развития сельских территорий. Существующие же формы работы с населением в данной области недостаточны и часто формальны. Разработка на основе мнений населения требует больше по времени, чем обычно, необходимо проводить собрания рабочих групп, опросы и анкетирования по вопросам устойчивого развития региона.
Низкий уровень взаимодействия власти и населения: слабая поддержка инициатив населения, недостаточная ресурсная база для их поддержки,
Северо-Кавказский Сибирский Дал ьне восточны й Южный Уральский Приволжский Северо-Западный Центральный Россия
Ноябрь 2013 г. Октябрь 2012 г.
10
12
14
Рис. 2. Уровень безработицы по федеральным округам (в % от численности экономически активного населения)
0
2
4
6
8
низкий уровень адаптации инициатив «сверху» к локальным потребностям, недоверие населения территориальным администрациям
Анализ опыта развитых европейских стран позволяет выделить следующие принципы устойчивого развития сельской местности:
- работа на конкретной территориальной единице;
специфические потенциалы и проблемы развития региона - основа для развития сельских районов;
- ориентация на человека;
- создание целевых групп (консультантов, экспертов-модераторов), определяющих цели развития агропромышленного региона;
планирование комплексного развития агропромышленного региона, сориентированное на процесс, являясь, по сути, итеративным планированием;
- баланс социального, экономического и экологического аспектов развития;
- создание устойчивых, прозрачных, близких к народу административных единиц развития территорий;
- внедрение мирового опыта создания сети консультационных услуг.
Формирование региональной системы устойчивого развития АПК предполагает учет специфических черт экономического развития региона, которые заключаются в следующем:
функционирование в регионах сложной динамической системы объектов, каждый из которых характеризуется особой структурой, содержанием форм собственности и хозяйствования;
- наличие дифференциации субъектов исследования в связи с различиями в структуре управления экономики региона;
- неравномерность социально-экономического развития региона, обусловленная существенными различиями в его экономическом потенциале и являющаяся следствием территориального разделения труда, специализации и концентрации производства, дифференцированного размещения производительных сил, различного квалификационного потенциала трудовых ресурсов, других территориальных различий.
Реализация мероприятий по устойчивому развитию сельских территорий в составе Госпрограммы планируется в рамках действующей ФЦП «Социальное развитие села до 2013 года» и новой ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 гг. и на период до 2020 года», концепция которой утверждена распоряжением Правительства РФ от 08.11.2012 № 2071-р (далее -концепция ФЦП).
В широком смысле устойчивому развитию агропромышленного региона способствуют почти все мероприятия Госпрограммы:
- субсидирование процентной ставки, в том числе по кредитам, полученным на развитие альтернативных сельскому хозяйству видов деятельности в сельской местности;
- расширение сети информационно -консультационной службы;
- поддержка малых форм хозяйствования;
- сохранение традиционных форм ведения сельского хозяйства в северных районах;
экологизация производства, являющаяся одним из перспективных направлений агропромышленного развития в России.
Классический аграрный регион - Тамбовская область - широко использует международные связи для решения задач сельского развития. Администрацией области при поддержке министерства продовольствия, сельского хозяйства и рыболовства Франции в 2008 г. была разработана программа сотрудничества в области устойчивого развития сельских территорий, включающая в себя пять направлений:
- стимулирование и поддержка местных инициатив как основы для разработки плана развития территорий;
- разработка региональной политики устойчивого развития сельских территорий, средне- и долгосрочное планирование; распространение опыта;
структуризация этапов развития сельского туризма;
- формирование управленческого состава в сфере развития сельских территорий;
- управление программой развития сельских территорий.
В рамках реализации данных направлений был осуществлен ряд мероприятий: рабочие поездки французских экспертов, в ходе которых шло ознакомление с социально-экономической ситуацией на местах, определение их потенциала, на котором может идти последующее развитие данных муниципальных образований, выявление «точек роста», на которые необходимо направить усилия органов местного самоуправления и государственной власти для вывода их на траекторию устойчивого развития.
Параллельно осуществлялись рабочие визиты представителей области в различные регионы Франции для ознакомления с передовой практикой устойчивого развития аграрного сектора.
В рамках данного сотрудничества совместно с немецкими партнерами при активном участии
УБ. В. ВОИКОУА, УБ. А. УЛИКА
Министерства сельского хозяйства Российской Федерации был инициирован проект ЕС по переподготовке кадров в области сельского развития.
В октябре 2011 г. в Тамбове при участии французской стороны была с успехом возрождена Покровская ярмарка (по примеру Страсбургской рождественской ярмарки), которая станет теперь традиционной.
Налажено сотрудничество регионального парка Бренн и университета имени Г. Р. Державина по созданию аналогичного парка на реке Ворона. Установлены партнерские связи между ассоциацией фермеров «Пари Фермье» и тамбовским обществом пчеловодов.
Установленное меморандумом административное сотрудничество французского сельскохозяйственного ведомства и тамбовской администрации в рамках трехлетнего периода трансформируется в децентрализованное сотрудничество конкретных хозяйствующих субъектов на региональном уровне. Реализация данного тамбовско-французского проекта способствовала включению в региональные программы мероприятий, направленных на устойчивое развитие сельских территорий.
Постановлением администрации Тамбовской области от 23 декабря 2010 г. № 1521 «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Развитие туризма в Тамбовской области на 20112015 годы» в соответствии с Меморандумом о сотрудничестве между Францией и Тамбовской областью по устойчивому развитию сельских территорий региона планируется развитие сельского туризма (агротуризма). Эти перспективы откроют «эффект рычага» в других секторах развития регионального туризма.
На комплексное развитие агропромышленных территорий области нацелена реализация и такой программы, как «Поддержка начинающих фермеров в Тамбовской области на 2012-2014 годы», в рамках которой 124 начинающих фермера смогут с участием государственной поддержки осуществить проекты создания и развития своих крестьянских (фермерских) хозяйств. Готовится долгосрочная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».
Совершенствование совокупности мер по устойчивому развитию аграрных территорий и соответствующих региональных целевых программ будет способствовать решению таких проблем, как:
- создание экономического механизма саморазвития региона;
- оптимизация задач и функций управления в рамках действующего законодательства с целью
усиления структур местного самоуправления и создания лучших условий для их развития;
- развитие жилищной, социальной и коммунальной сферы в аграрной местности как важнейшего направления деятельности органов местного самоуправления;
- повышение привлекательности жизни в агропромышленном регионе за счет создания новых рабочих мест, правовой защищенности производителя, увеличения доходов, улучшения инфраструктуры, создания и оптимизации рынков сбыта, повышения производительности и эколо-гичности сельскохозяйственного производства;
- создание сети центров информационной, консультационной и обучающей поддержки, коммуникации и развития - центров развития на региональном и при необходимости на районном уровнях (сельских консультационных центров);
- поддержка развития гражданского общества на селе.
Решение проблемы вывода регионального АПК на траекторию устойчивого роста требует проведения серьезных структурно-организационных преобразований. Агропромышленный комплекс представляет собой сложный объект, обладающий такими характерными чертами, как мно-гокомпонентность, выделяемая на основе территориальных, природно-климатических признаков, направлений хозяйственной деятельности, уровня специализации и др., распределенность, которая в условиях России актуализирует необходимость адаптации существующих и развития новых подходов к исследованию устойчивости функционирования.
Литература
1. Государственная служба занятости. Управление труда и занятости Тамбовской области. URL: http:// tambov. regiontrud. ru
2. Гутман Г. В., Мироедов А. А., Федин С. В. Управление региональной экономикой. М., 2001.
3. Минасов М. Стратегия устойчивого развития агропромышленного комплекса // АПК: экономика и управление. 2004. № 9. С. 18-22.
4. Урсул А. Д., Романович А. Л. Устойчивое развитие и обеспечение безопасности // Философские науки. 2003. № 7. С.5-16.
5. Ушакова О. А. Устойчивое развитие региона -основа социально-экономического развития общества // Сборник докладов по итогам Всерос. науч.-практ. конф., Москва, 22-29 марта 2010 г. / под общ. ред. проф. О. Н. Мельникова. М., 2010.
6. Юрьев В. М., Радюкова Я. Ю. [и др.] Политическая экономика. Экономические интересы и особенности их реализации в различных сферах современной экономики. Тамбов, 2009. Кн. 3.
E. E. EOPHCOBA. E. A. MPHHA
23
References
1. Gosudarstvennaya sluzhba zanyatosti Upravleniye truda i zanyatosti Tambovskoy oblasti URL: http:// tambov.regiontrud.ru
2. Gutman G. V., Miroyedov A. A., Fedin S. V. Upravleniye regional'noy ekonomikoy. M., 2001.
3. Minasov M. Strategiya ustoychivogo rzvitiya agropromyshlennogo kompleksa // APK: ekonomika i upravleniye. 2004. № 9. S. 18-22.
4. Ursul A. D., Romanovich A. L. Ustojchivoe raz-vitie I obespechenie bazopasnosti // Filosofskiye nauki. 2003. № 7. S. 5-16.
5. Ushakova O. A. Ustoychivoye razvitiye regiona -osnova sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya obshchestva // Sbornik dokladov po itogam Vseros. nauch.-prakt. konf., Moskva, 22-29 marta 2010 g/ / pod obshch. red. prof. O. N. Mel'nikov. M., 2010.
6. Yuryev V. M., Radyukova Ya. Yu. [i dr.] Politi-cheskaya ekonomika. Ekonomicheskiye interesy I osoben-nosti realizatsii v razlichnykh sferakh sovremennoy eko-nomiki. Tambov, 2009. Kn. 3.
St St St
PRIORITY DIRECTIONS OF THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF AGRARIAN SECTOR
YEKATERINA BORISOVNA BORISOVA Tambov state university named after G. R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, e-mail: [email protected]
YELENA ALEKSANDROVNA YURINA Tambov state university named after G. R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, e-mail: [email protected]
Balance of a set of factors of social and economic and natural and ecological development provides now, first of all, the sustainable development of agrarian sector. In article authors investigate a sustainable development of agrarian sector of Russia in modern conditions, revealing most the general directions of development and regularity. Authors provide the forecast of negative consequences of preservation of the current tendencies and offers concrete measures for development optimization. Statistical data of government bodies of statistics are the basis for the car-ried-out analysis, taken into account of a position of leading experts of the agro-industrial union. The article considers key approaches to the concept of a sustainable development within regional economy, specifies the concept «sustainable development of the agro-industrial region», and describes all factors having considerable impact on process of its stable development. At all study of the whole range of problems of stability of regions there is a set of debatable questions that achievement of a critical step in interaction of our society with environment eventually causes. Existence of a huge range of destabilizing factors of development gives special relevance to a problem of stability of the agro-industrial region. Instability becomes the main line of functioning of economic systems at all levels. Thus there is no institutional and legal environment corresponding to these processes which promotes economic security, productive management, the agro-industrial region. During economic transformations in the agrarian sphere it is created and increased production potential which further effective development in many respects depends on stability of complex development of rural territories, activization of a human factor of economic growth. Accumulation of social and economic capacity of rural territories, giving to this process of stability and irreversibility is a strategic problem of the state agrarian policy.
Key words: sustainable development, agro-industrial region, social and economic development, population standard of living.
YE. B. BORISOVA, YE. A. YURINA