ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА - ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ АПК РОССИИ
А. А. БУРМИСТРОВА, Н. К. РОДИОНОВА, И. С. КОНДРАШОВА
Важнейшим звеном агропромышленного комплекса нашей страны уже на протяжении многих лет является сельское хозяйство, но, вследствие своих специфических особенностей, для эффективного функционирования оно нуждается во всесторонней активной поддержке государства. Без такой поддержки аграрный сектор не имеет возможности динамично развиваться и быть конкурентоспособным в современных условиях рынка, так как многие сельхозпроизводители не готовы к ним. Роль государства в развитии сельского хозяйства проявляется в регуляции внешних воздействий, которые оказывают наиболее сильное влияние на дееспособность сельского хозяйства; стимуляции инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве; повышении благосостояния, уровня жизни и занятости граждан, проживающих в сельской местности; устойчивом развитии сельских территорий. В данной статье нами были рассмотрены проблемы государственной поддержки сельского хозяйства преимущественно в Тамбовской области. Также выявлены основные направления государственного регулирования сельского хозяйства.
На данный момент в аграрном секторе существует множество проблем, которые необходимо решитьв кратчайшие сроки.
Ключевые слова: сельское хозяйство, агропромышленный комплекс, государственная поддержка, регион.
Сельское хозяйство России - одна из немногих отраслей современной Российской экономики, способных составить конкуренцию другим странам на мировом рынке. Конкурентные преимущества в данном случае обусловлены в первую очередь огромными земельными просторами и принципиальной возможностью производить на них экологически чистую продукцию, поскольку в российские почвы, в отличие от зарубежных, внесено в разы меньше минеральных удобрений, пестицидов и других искусственных средств. К сельскому хозяйству приковано немало внимания. Существуют системные проблемы сельского хозяйства, одной из которых является проблема государственной поддержки сельскохозяйственных предприятий.
В настоящее время в Российской Федерации принята Государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы». Данная программа введена для того, чтобы решить две фундаментальные проблемы развития АПК: возможность повышения доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей и обеспечение страны собственным продовольствием. Основное направле-
ние программы представляет концепцию выхода аграрной сферы экономки из длительного кризиса. Программа представляет системный подход к решению проблем, а также ориентация ее на более сложные и новые социально-экономические условия. Приоритетами Государственной программы являются повышение благосостояния, уровня жизни и занятости граждан, устойчивое развитие сельских территорий, сохранение территориальной целостности и обеспечение национальной безопасности.
Остановимся подробнее на развитии сельского хозяйства в Тамбовской области. Сложившаяся структура экономики и ее спецификация характеризуют Тамбовскую область как регион многоотраслевого хозяйства, эффективность которого недостаточно высока по сравнению с другими областями центрального региона. Сельское хозяйство Тамбовской области, напротив, почти в два раза более эффективно, чем в среднем по стране. Поэтому Тамбовскую область традиционно относят к категории преимущественно аграрных.
Основным богатством региона, безусловно, являются черноземные почвы. Земельный фонд насчитывает более 3,4 млн га, в его структуре первое место занимают сельскохозяйственные
угодья (78,9 %), 87 % которых составляют черноземы [1].
В агропромышленный комплекс входят 432 сельскохозяйственных предприятия и 2,9 тысяч фермерских хозяйств, около 275 тысяч личных подсобных хозяйств. Функционируют 52 крупных и средних предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности, относящихся к АПК [2].
В соответствии со стратегией социальноэкономического развития Тамбовской области на период до 2020 г. к числу перспективных кластеров, оказывающих непосредственное влияние на достижение целей Правительства Российской Федерации, относят кластеры по переработке сахарной свеклы и производству сахара, по производству альтернативного топлива, по производству и переработке плодов и овощей, зерновой кластер [4].
Одной из бюджетоформирующих отраслей экономики региона является производство сахара. Тамбовская область относится к числу крупнейших производителей сахара в России (10,7 % - доля в производстве сахара в России по итогам 2013 г.). Сахарная свекла выращивается на 246 предприятиях и перерабатывается на 5 сахарных заводах, перерабатывающих 21,7 тыс. т свеклы в сутки. Кроме того, по оценкам специалистов, Тамбовский кластер по производству обладает потенциалом, позволяющим производить до 8,5 - 9,0 млн т сахарной свеклы в год. В связи с этим планируется строительство четырех сахарных заводов общей мощностью 12 тыс. т переработки в сутки в Инжавинском, Мордовском, Мучкапском и Ржаксинском районах. В данный момент действует Областная целевая программа «Модернизация производства сахарной свеклы в Тамбовской области на 2012-2014 годы».
К зерновому кластеру относятся предприятия спиртовой промышленности, хлебопекарные, мукомольно-крупяные и комбикормовые предприятия.
Основными потребителями зерновых культур являются комбикормовая и мукомольно-крупяная промышленность. На данный момент в области находятся на реализации проекты, связанные с инвестированием строительства комплексов, направленных на переработку и выработку муки, комбикормов, сухой клейковины и крахмала. рамках данной программы в 2009 г. был введен в эксплуатацию спиртзавод в поселке Новая Ляда мощностью 10 тыс. дал спирта класса «Люкс» в сутки или 3,4 млн дал в год, что составляет 12 % общего производства спирта по России. Кроме того, в 2015 г. в Мичуринском районе будет построен еще один спиртзавод мощностью 240 тыс. т зерна в год - это 10 % всего зерна, которое выращивают в области. Таким образом,
Тамбовская область станет крупнейшим производителем спирта в Европе.
С секторами сельскохозяйственного производства и переработкой тесно связано производство альтернативных источников энергии на основе отходов сельскохозяйственного производства.
Продукцией данного кластера являются различные виды биотоплива: биодизель, пеллеты, биоэтанол, торф. Ядром данного сектора являются промышленные предприятия, производящие продукцию на основе технического спирта, рапса, торфа, древесного угля, мелассы и зерна (ОАО «Биохим», сахарные заводы, завод в Никифоров-ском районе).
Законом Тамбовской области от 13.03.2013 № 234 утверждена программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2013-2020 гг. В числе указанных мероприятий было отмечено, что первоочередной целью программы является устойчивое развитие всех отраслей животноводства [3].
В программе отмечается, что для достижения поставленной задачи необходим комплексные подход. Требуется решение многих задач, таких как: обеспечение роста поголовья скота и птицы, увеличение производства продукции, удовлетворение потребности населения в молочных, мясных и других продуктах питания.
Предусмотрена поставка крупного рогатого скота (коров, телок, нетелей) по товарному кредиту через Агентства поддержки малого предпринимательства с отсрочкой оплаты на четыре года (для участников программы строительства семейных ферм кредит предоставляется на десять лет). Плата за пользование кредитом составляет 10 % от стоимости скота за весь период пользования [6].
Программой «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в Тамбовской области на 20122014 годы» предусмотрены следующие компенсации:
- при строительстве фермы на 24 коровы -компенсация 60 % стоимости фермы; строительство инженерных сетей будет производиться за счет средств областного бюджета;
- при строительстве фермы на 100 коров и более - субсидирование процентной ставки по кредитам, а также компенсация 20 % стоимости фермы, возмещение затрат по первоначальному взносу по кредиту и ежегодному удорожанию на приобретаемую технику и оборудование, строительство инженерных сетей так же производится за счет средств областного бюджета [1].
Также сельскохозяйственным организациям предоставляются субсидии, возмещающие часть затрат на приобретение техники для заготовки и производства кормов, доильного и другого оборудования, при условии сохранения и роста валового производства молока [5].
В четырнадцати районах области успешно работают агентства поддержки малого предпринимательства, роль которых заключается в проведении мероприятий, направленных на стимулирование роста поголовья скота в фермерских хозяйствах. Цель их деятельности заключается в том, что они, по полученным ранее заявлениям, получают средства областного бюджета и адресно направляют их на товарное кредитование крестьянских (фермерских) хозяйств. Данные агентства имеют статус муниципального унитарного предприятия, учредителем которого является администрация района. Данная схема кредитования используется фермерскими хозяйствами, готовыми развивать животноводство, но не имеющими залоговой базы, которой было бы достаточно для получения ссуды или кредита. Товарные кредиты предоставляются на приобретение маточного поголовья крупного рогатого скота баранов, овцематок и ярок для воспроизводства, комбикормов.
В целях повышения эффективности использования бюджетных средств и их дальнейшей работы рассматривается перспектива расширения видов деятельности данных агентств.
Также господдержкой по отношению к кооперативам и фермерским хозяйствам является субсидирование процентной ставки по кредитам, предоставление государственных гарантий Тамбовской области, предоставление объектов залогового фонда Тамбовской области, поручительства ТОГУП «Фонд содействия кредитованию малого и среднего предпринимательства Тамбовской области» для реализации инвестиционных проектов.
Исследования показали, что в последние годы наметилась тенденция к оживлению сельхозпро-изводства. Однако ситуация в этой отрасли экономики остается нестабильной, поскольку не создаются надежные предпосылки экономического роста, сохраняются и углубляются острые экономические и социальные проблемы, требующие безотлагательной активизации государственной инвестиционной политики, в первую очередь, пу-
тем создания благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата.
Литература
1. Бурмистрова А. А., Родионова Н. К., Кондра-шова И. С. Государственная поддержка модернизации сельского хозяйства в России // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2013. № 3.
2. Голубев А. Парадоксы развития аграрной экономики России // Вопросы экономики. 2012. № 1.
3. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2013-2020 годы. иКЬ: www.tambov-apk.ru
4. Зобова Е. В., Юрина Е. А. Финансовые основы страхования сельскохозяйственных культур // Социально-экономические явления и процессы. 2011. № 10.
5. Стратегия социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2020 года. иЯЬ: www.tambov.gov.ru
6. иКЬ: http://ru.wikipedia.org
* * *
THE STATE SUPPORT OF AGRICULTURE -THE MAJOR FACTOR OF DEVELOPMENT OF AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX OF RUSSIA
A. A. Burmistrova, N. K. Rodionova,
I. S. Kondrashova
The most important link of agro-industrial complex of our country for many years is the agriculture, but, owing to the specific features, for effective functioning it needs full active support of the state. Without such support the agrarian sector has no opportunity dynamically to develop and be competitive in modern conditions of the market as many agricultural producers aren't ready to them. The state role in development of agriculture is shown in regulation of external influences which have the strongest impact on capacity of agriculture; stimulations of investment activity in agriculture; increase of welfare, standard of living and employment of the citizens living in rural areas; sustainable development of rural territories. In this article problems of the state support of agriculture mainly in the Tambov region were considered. The main directions of state regulation of agriculture are also revealed.
Now in agrarian sector there is a set of problems which need to be overcome in the shortest terms.
Key words: agriculture, agro-industrial complex, state support, region.