Научная статья на тему 'Приоритетные направления современной стратегии социально-экономического роста Республики Дагестан'

Приоритетные направления современной стратегии социально-экономического роста Республики Дагестан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
68
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА ДАГЕСТАНА / РЫНОЧНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ФОНДОВЫЙ РЫНОК / ЛОГИСТИКА / ЛИЗИНГ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ECONOMY OF DAGESTAN / A MARKET INFRASTRUCTURE / THE SHARE MARKET / LOGISTICS / LEASING / INVESTMENT ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Магомедов О. А.

С учетом целей социально-экономического развития Республики Дагестан, на основе секторного анализа, результатов полученных с помощью выработанной автором методики и критериев выбора приоритетов, автором выявляются приоритетные направления развития экономики Дагестана и формулируются специальные программы в рамках указанных направлений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приоритетные направления современной стратегии социально-экономического роста Республики Дагестан»

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

О.А. МАГОМЕДОВ,

кандидат экономических наук, доцент Дагестанского государственного политехнического университета

Аннотация. С учетом целей социально-экономического развития Республики Дагестан, на основе секторного анализа, результатов полученных с помощью выработанной автором методики и критериев выбора приоритетов, автором выявляются приоритетные направления развития экономики Дагестана и формулируются специальные программы в рамках указанных направлений.

Ключевые слова: экономика Дагестана, рыночная инфраструктура, фондовый рынок, логистика, лизинг, инвестиционная деятельность.

The Summary. In view of the purposes of social and economic development of Republic Dagestan, on the basis of the sector analysis, results received by means of the technique developed by the author and criteria of a choice of priorities, priority directions of development of economy of Dagestan come to light and special programs within the limits of the specified directions are formulated by author.

Key words: economy of Dagestan, a market infrastructure, the share market, logistics, leasing, investment activity.

Процесс реформирования экономики России и Республики Дагестан продолжается, переходя в новую фазу. Время требует новых подходов в плане использования ресурсов, политических и социально-экономических отношений, развития производства. Долгосрочная траектория развития экономики России и ее регионов должна корректироваться, дополняться новыми элементами. Особенно это касается выработки эффективной стратегии социально-экономического развития и обеспечения экономической безопасности регионов, что важно для Дагестана. Экономика Дагестана по ряду параметров достигла предельных порогов состояния угроз его развития, что может привести к необратимым последствиям, если не будут приняты эффективные и кардинальные меры.

Принимая во внимание цели социально-экономического развития региона, секторный анализ, результаты выработанной методики и критерии выбора приоритетов, можно выделить следующие приоритетные направления развития экономики Дагестана в современных условиях, обеспечивающие относительно благоприятные социально-экономические условия становления рыночных отношений в долговременной перспективе: Ф рыночная инфраструктура; $ производственная инфраструктура; $ промышленность (машиностроение, пищевая и легкая промышленность); Ф депрессивные районы.

Предусматривается разработка в рамках этих приоритетов следующих программ развития.

Программа формирования рыночной инфраструктуры направлена на создание институтов, которые способствовали бы адаптации к рыночным отношениям и поддержке в функционировании производительных сил, что придаст экономике устойчивый характер. В современных условиях эта программа должна стать ближайшим приоритетом. Первоочередное развитие рыночной инфраструктуры обеспечивает предпосылки для того, чтобы хозяйствующие субъекты экономики безболезненно перешли к рынку и для их дальнейшего успешного функционирования. Необходимы согласованные действия государственных органов и частных предпринимателей в организации эффективной рыночной структуры по следующим направлениям:

$ ориентация коммерческих банков на реальный сектор (на долгосрочное инвестирование); $ развитие фондового рынка (фондовой площадки), в том числе формирование рынка корпоративных ценных бумаг дагестанских эмитентов и интегрирование их в федеральную инфраструктуру рынка ценных бумаг (из программы деятельности Правительства Республики Дагестан);

$ создание товарных бирж и оптовых рынков продукции местных производителей для регулирования процессов вывоза и ввоза этой продукции в Дагестане; $ формирование рыночной инфраструктуры научной и инновационной деятельности; $ создание лизинговых фирм; $ создание консалтинговых фирм; $ создание центра логистики;

Ф создание региональной инвестиционной компании.

Необходима санация банковской системы с целью ориентирования коммерческих банков на реальный сектор, а именно на долгосрочное инвестирование, что даст развитие подлинно рыночных отношений. Санация обусловлена множеством мелколиквидных банков, работающих в условиях неоправданного риска, с минимальной степенью надежности.

Для того чтобы банки реализовали свои инвестиционные возможности, необходимо укрупнить капитал путем частичного слияния или поглощения банков, сформировать надежную систему уполномоченных банков, способных обеспечить приток инвестиций и выход на федеральный и зарубежный рынок ссудного капитала. Правительство Республики Дагестан через налоговые методы должно способствовать этому.

Инвестиционная деятельность банков может осуществляться по двум направлениям: через предоставление инвестиционного кредита (проектное финансирование) и приобретение ценных бумаг.

Учитывая недостаточное развитие рынка ценных бумаг (особенно вторичного) и практическое бездействие на нем коммерческих банков, можно предположить, что инвестиционная деятельность банков в переходный период будет связана прежде всего с предоставлением инвестиционных кредитов.

Для переориентации деятельности коммерческих банков с операций преимущественно текущего характера на формирование устойчивых ресурсов и повышение склонности банков к долгосрочным вложениям необходимо осуществить комплекс регулятивных мер воздействия. В комплексе предполагаются меры, которые могут использовать только федеральные власти (например, введение дифференцированной нормы обязательных резервов в зависимости от состава депозитов, периодическая корректировка минимального размера уставного фонда в зависимости от уровня инфляции), к тому же предусмотрены льготы в налогообложении.

Но можно привести меры, которые могут находиться в компетенции региональных властей. Во-первых, освобождение от налогов, поступающих в региональный бюджет, капитализируемое в долгосрочные облигации, акции промышленных предприятий, находящихся на территории Дагестана, прибыль. Во-вторых, установление льготного режима налогообложения для тех банков, в которых долгосрочные кредиты (выданные в пределах Дагестана) составляют, например, не менее 25% (50%) совокупной величины кредитных вложений банка. Необходимо законодательно закрепить эти меры. Привлечение банков в промышленные проекты является актуальной задачей, хотя собственный капитал даже крупных по дагестанским меркам банков пока не позволяет проводить долговременную инвестиционную политику.

Использование коммерческих банков в качестве возможных партнеров по управлению корпорациями

и в роли финансовых посредников, способствующих превращению организаций в эффективных собственников, потребует изменения в структуре собственности (т.е. дальнейшая структуризация собственности), а именно перераспределение собственности организаций для обеспечения их развития. Но руководители организаций обычно склонны проводить в отношении своего акционерного капитала политику «статус-кво» и не готовы к перераспределению собственности для обеспечения развития.

В этом одна из причин сравнительно низкой доли банков в акционерном капитале организаций реального сектора. Вхождение первых в такие структуры является потенциально важным фактором снижения кредитных рисков. Этот процесс будет заключаться в увеличении доли банков в акционерном капитале организаций реального сектора, что позволит им владеть информацией и контролировать управление производством, а следовательно, значительно улучшить возвратность кредитов. Но все это возможно при условии существенных льгот для появления достаточной мотивации кредитования инвестиционных проектов.

Создание фондового рынка (фондовой площадки). Чем больше инвесторов проявят интерес к вложению средств в организации региона, тем более быстрыми темпами начнет развиваться фондовый рынок. Первый шаг к этому рынку — осуществление проекта организации фондовой площадки в Дагестане, где была бы организована котировка акций организаций по их подлинно рыночной цене. При этом стимулировать вторичные эмиссии акций и тем самым способствовать формированию рынка корпоративных ценных бумаг, создавать и укреплять инфраструктуру фондового рынка, в том числе депозитарной и клиринговой системы.

В рамках формирования рыночной инфраструктуры научной и инновационной деятельности необходимо создание рынка фундаментальных идей, обладающего потенциальной емкостью. Но это возможно при условии появления нормального механизма защиты авторских прав собственности на них, механизма маркетинга, предоставления адресной финансовой помощи научным учреждениям и проектно-конструкторским организациям, работающим над научно-техническими разработками, ориентированными на приоритетные отрасли.

Развитие сети технопарков с использованием имущества, высвобождаемого при ликвидации несостоятельных организаций, а также при реорганизации и перепрофилировании, и бизнес-центров — это конкретный способ поддержки предпринимательства, создания новых рабочих мест и налаживания выпуска пользующейся спросом продукции. В отличие от зон свободной торговли и предпринимательских зон для создания технологического парка обычно не требуется разрешения правительственных органов. Необхо-

димо создать технопарки на базе ведущих университетов (ДГУ и ДГТУ), Правительства Республики Дагестан либо городской администрации, акционерных обществ.

Целью деятельности технопарков является предоставление помощи на льготных условиях венчурным фирмам, отдельным изобретателям и ученым, разрабатывающим новые виды продукции и новые технологии, в том числе управленческие, которые помогут вывести дагестанскую экономику из кризиса. Эта помощь может включать в себя предоставление в аренду производственных помещений, компьютерной техники, лабораторного оборудования, оказание консультативных услуг, осуществление технологической экспертизы индивидуальных изобретений, составление бизнес-планов создаваемых фирм, проведение аудиторских проверок, содействие в получении займов у Правительства Республики Дагестан и т.д.

Промышленные предприятия могут получить доступ к университетским ресурсам. Это возможность привлечения к работе преподавательского состава, аспирантов, студентов, пользования библиотекой и т.д. для технопарка, в частности для университетов как основных его подразделений. Сотрудничество даст возможность непосредственно участвовать в реализации идей и результатов исследований, привлекать специалистов из промышленности в качестве лекторов, обеспечивать дополнительными заработками сотрудников университета. Необходимо также привлекать к сотрудничеству предпринимателей разных уровней.

Опыт США свидетельствует об эффективности таких технопарков. О роли, которую они играют в экономике США, свидетельствует тот факт, что в 1995 г. Силиконовая долина (Стенфордский университет) привлекла 1,29 млрд дол США (более 20%) общей суммы в 6,1 млрд дол общих инвестиций, вложенных во все промышленные организации США1.

Перспективным является создание центра логистики, который принимает на себя такие функции, как перевозка (продвижение) товаров, создание транспортных схем, складирование, дистрибуция товаров (организация оптовой, мелкооптовой и розничной торговли) через сеть фирменных магазинов, что позволит ускорить развитие этих процессов. Тем более некоторая основа в Дагестане есть: организована система мобильной связи, вкладываются средства в реконструкцию аэропорта, морского порта, т.е. создаются предпосылки формирования мощной дорожной инфраструктуры, которая в ближайшее время станет принципиально новым, надежным и перспективным источником поступлений средств в Дагестан. Со стороны государства необходимо обеспечить правовую и экономическую безопасность этой структуры.

Для решения возникающих в условиях кризиса проблем республиканских производителей, в свя-

зи с невозможностью их решения из-за отсутствия определенных знаний по рыночной экономике (например, организации не могут спрогнозировать структуру спроса с учетом изменения доходов и цен для составления текущих и перспективных планов), а также принимая во внимание наметившийся процесс банкротства организаций, целесообразно развивать и поддерживать малое предпринимательство. Следует обратить особое внимание на развитие сектора деловых услуг, предоставляемых производству, которые способствуют формированию рыночных отношений. Необходимо создать аудиторские и консалтинговые фирмы, информативные центры на базе государственных (правительственных) организаций, или с привлечением их.

Республиканские частные инвесторы в переходный период не будут самостоятельно вкладывать средства в этот сектор экономики (что доказано практикой) вследствие того, что эти средства в течение длительного времени не будут давать явного полезного эффекта из-за их рискованности. Государство должно дать определенные гарантии инвесторам и пользователям этих услуг. В деятельность этих фирм могут входить разработка бизнес-планов, управление рисками в организациях, изучение и формирование спроса, патентно-лицензированное обеспечение, технологическое обеспечение производства товаров, оказание информационных, коммерческих и посреднических услуг по кооперации в выпуске товаров, вовлечение резервов производственных и материальных ресурсов, формирование структуры регионального рынка по ассортименту выпускаемой продукции.

Для стимулирования лизинговых операций в регионе необходимо иметь закон о лизинге. Создание лизинговых фирм на базе крупных организаций с высоким процентом незагруженных мощностей, организации МТС (в сельской местности) или создание региональной лизинговой компании с конкретным пакетом у государства позволило бы решить проблемы для переоборудования действующих производств. Это принесло бы выгоду не только самим производителям, но и владельцам лизинговых фирм, в частности республиканскому бюджету. Для их эффективной деятельности нужно предоставить налоговые льготы. Например, в первые два года можно полностью освободить от налога, а в последующие два года установить налог в размере 70—80% действующей ставки, разрешить ускоренную амортизацию сдаваемого по лизинговым контрактам оборудования в течение 3—5 лет. Лизингодатель, получая льготы, имеет возможность снижать размеры платежей за аренду средств труда таким образом, что лизинг в ряде случаев в 1,5—2 раза оказывается дешевле банковского кредита. К тому же льготы могут привлечь частных инвесторов.

Расширение лизинговых операций позволило бы увеличить инвестиционные возможности организаций, ускорить структуризацию экономики. Эффект

от технического перевооружения организаций с помощью лизинга выразится в росте их прибыли и соответственно платежей налогов в бюджет, что компенсирует льготы лизингодателям. Занимаясь лизинговой торговлей сельскохозяйственной техники, компания даст толчок в развитии инвестиционных процессов в фермерских хозяйствах, полностью отрезанных от всех источников инвестиций.

Стратегия развития экономики региона предполагает широкомасштабные инвестиции, которые являются сферой интересов как государства, так и частных инвесторов, требует создания соответствующей управленческой структуры. Для этого уместно создать инвестиционную компанию, позволяющую решить проблему привлечения сбережений населения и мелких инвесторов на долгосрочную перспективу, при этом преобладающая доля активов принадлежала бы региональной власти.

Необходимо обосновать создание региональной инвестиционной компании с участием государства. Региональная инвестиционная компания, во-первых, будет действовать в интересах региона, каждого района, отрасли, производителя, инвестора, во-вторых, для достаточного финансирования приоритетных направлений развития. В-третьих, в современных условиях большинство организаций, рассчитывающих на инвестиции, нерентабельны, многие находятся на грани банкротства, их акции не котируются, вторичный рынок не развит, инвесторы (и иностранные, и частные) не решаются вкладывать средства в средне-и долгосрочные проекты этих организаций.

Миссией инвестиционной компании является оживление инвестиционной деятельности в регионе путем создания импульсов для преодоления подавленности функций сбережений и восстановления инвестиционных мотиваций у хозяйственных субъектов для оздоровления экономической ситуации в регионе. Компания должна разрабатывать и осуществлять взвешенную политику, ориентированную на повышение инвестиционной привлекательности реализуемых проектов, расширение участия в них региональных финансовых структур.

Возможные задачи, решаемые инвестиционной компанией:

улучшение структуры экономики — достижение оптимального соотношения отраслей экономики;

аккумулирование инвестиционных ресурсов и эффективное их распределение;

мобилизация средств для финансирования приоритетных проектов;

привлечение в регион инвесторов; стимулирование создания, реконструкции малых предприятий;

помощь в управлении фирмами, находящимися на грани банкротства;

Ф помощь организациям в разработке бизнес-планов, инвестиционных проектов;

содействие развитию депрессивных регионов; предоставление ипотечных кредитов; финансирование сельхозпроизводителей; помощь приоритетным отраслям экономики; решение проблемы безработицы; развитие потенциала районов.

Возможен следующий механизм создания инвестиционной компании. Уставный капитал компании от 51 до 90% должен принадлежать региональной администрации для соблюдения интересов республики при осуществлении стратегии развития и гарантии безрисковости вложений для других инвесторов, в частности населения. Остальная часть капитала может формироваться за счет эмиссии акций, распространяемых среди населения и коммерческих структур.

Механизм стимулирования населения и других инвесторов для привлечения их средств в инвестиционную компанию:

долевое участие в собственности организаций, в которые вкладываются инвестиции, и получение доходов от его эксплуатации;

инвестиции компании осуществляются с условием передачи ей в собственность определенной доли акций организаций. Для этого организации могут выпускать целевые инвестиционные акции, дивиденды которых не облагаются налогом; $ предоставление вкладчикам компании разных налоговых льгот.

Выгодность и надежность инвестиционной компании обеспечивается предоставлением следующих гарантий: участием государства, в частности схемами финансирования и гарантиями; резервным фондом; предоставлением полной информации о них.

В компании должен быть создан резервный фонд на случай потерь (например, в размере 10% общей суммы кредитов), не облагаемый налогом для смягчения риска вложений в экономику. Резервный фонд может быть представлен в виде депозитария, в котором хранятся активы, не обесценивающиеся в результате инфляции (республиканские облигации, камни и т.п.). Это обеспечит компании высокую устойчивость и надежность, уменьшит восприимчивость к возможным отрицательным последствиям ее участия в рискованных инвестиционных проектах.

Для эффективного использования инвестиций и в целях возможного управления риском будут проводиться страхование кредитных рисков и независимая экспертиза по предполагаемым инвестиционным проектам. Специалисты компании самостоятельно либо с участием сторонних специалистов в соответствующих отраслях знания проводят экспертизу проектов (корректность технико-экономического обоснования). Итогом экспертизы являются условия кредитования, при которых может быть обеспечена нормативная окупаемость проекта. В результате производится отбор проектов, которые

будут профинансированы и застрахованы, а также занимаются собственным технико-экономическим и финансово-инвестиционным исследованием на уровне международных требований в соответствии с методикой ООН по промышленному развитию (ЮНИДО) в целях разработки самостоятельных проектов и их бизнес-планов. Составляется инвестиционная карта Дагестана, состоящая из районных и городских портфелей инвестиционных проектов (программы инвестиций) и возможного механизма реализации, включающего в себя налоговую политику, государственные гарантии, лицензирование и т.д.

Компания может осуществлять сотрудничество с федеральными и иностранными финансово-инвестиционными структурами, а также с аналогичными структурами других регионов. Возможно привлечение и местных структур.

Структура компании должна содержать информационный центр, который должен иметь полную информацию об инвестиционных проектах. Задача центра — создать банк данных инвестиционных проектов региона по всем направлениям:

по масштабам — от небольших проектов по выпуску продуктов потребления, ТНП и лекарств до

крупных проектов производств по нефтяным разработкам;

по затратам — от малозатратных до многомиллионных;

$ по субъектам — от индивидуально-частных предприятий и обществ с ограниченной ответственностью малого и среднего бизнеса до крупнейших акционерных обществ;

по районной принадлежности. Такая информация будет предоставляться за плату частным лицам, финансовым структурам и др., которые выступают в качестве самостоятельных инвесторов, что будет пополнять капитал компании.

Высокое качество аналитического материала будет обеспечиваться за счет использования информации, предоставляемой государственными органами. Центр должен осуществлять постоянный экономический мониторинг в регионе. Для этого целесообразно сформировать сеть филиалов инвестиционной компании в проблемных районах, которые будут представлять ее интересы.

1 См.: Вопросы структуризации экономики // Методы регулирования переходной экономики России. — Махачкала, 2007. № 2.

АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ФАКТОРОВ,

ПРИВОДЯЩИХ К КРИЗИСУ И БАНКРОТСТВУ ПРЕДПРИЯТИЙ

А.А. МОРОЗОВ,

заместитель начальника Отдела структурирования и контроля первичных параметров сделки ОАО «Промсвязьбанк», аспирант МГИУ

Научный руководитель: доктор экономических наук, профессор Н.Н. ЛИТЯКИН

Аннотация. В статье рассматриваются некоторые подходы и методы, используемые в антикризисном управлении, которым в настоящее время уделяется недостаточно большое внимание. Описываются причины необходимости сделать акцент в системе антикризисного управления именно на профилактическую работу по недопущению кризиса.

Ключевые слова: экономика отечественных предприятий, неплатежеспособность, выход из кризиса, финансовое оздоровление, антикризисное управление, предкризисная подготовка, эффективность деятельности предприятий, многофакторный анализ, характеристика кризисной ситуации, факторы кризиса, классификация кризисных ситуаций, взаимосвязь внутренних и внешних факторов, симптом кризиса.

The Summary. In given article it is told about some approaches and methods used in anti-recessionary management to which now, not enough great attention is given. Also the necessity reasons to emphasise in system of anti-recessionary management for preventive work on a crisis non-admission are described.

Key words: economy of domestic enterprises, insolvency, escape from crisis, financial healthier, crisis management, pre-crisis training, effectiveness of overall performance, multiple-factor analysis, characteristic of emergency situation, factors of crisis, classification of emergency situation, interconnection of internal and external factors, symptom of crisis.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.