Научная статья на тему 'Приоритетные направления современной экологической политики в России и зарубежных странах:историко-правовой анализ'

Приоритетные направления современной экологической политики в России и зарубежных странах:историко-правовой анализ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
480
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ГОРЯЧИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТОЧКИ / ПРАВОВОЙ АСПЕКТ / РОССИЯ / ЗАРУБЕЖНЫЕ СТРАНЫ / МИРОВОЕ СООБЩЕСТВО / ENVIRONMENTAL POLICY / ENVIRONMENTAL PROTECTION / ECOLOGICAL CRISIS / LEGISLATION / ENVIRONMENTAL HOT SPOTS / THE LEGAL ASPECT / RUSSIA / FOREIGN COUNTRIES / INTERNATIONAL COMMUNITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Киблицкая Ольга Александровна

В статье акцентируется внимание на том, что России следует ориентироваться на экологическую политику передовых зарубежных стран, позволившую им занять лидирующее положение в экономике и экологическом бизнесе, укрепить национальную безопасность. Автор подчеркивает, что добиться эффективного решения современных экологических задач возможно лишь при сплоченных совместных усилиях всех государств, поскольку экологические проблемы приобрели международный характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIORITIES OF MODERN ENVIRONMENTAL POLICY IN RUSSIA AND FOREIGN COUNTRIES: THE HISTORICAL AND LEGAL ANALYSIS

The article focuses on the fact that Russia should focus on environmental policy advanced foreign countries, allowing them to take a leading position in the economy and environmental business, to strengthen national security. The author stresses that to achieve effective solutions to modern environmental problems is possible only with the joint efforts of all the united states, as environmental problems have become international in scope.

Текст научной работы на тему «Приоритетные направления современной экологической политики в России и зарубежных странах:историко-правовой анализ»

Одной из важнейших современных проблем, оказывающих огромное влияние на благосостояние народов и экономическое развитие всех стран мира, является сохранение природы и улучшение окружающей среды. Сегодня очевидно, что эффективное решение актуальных экологических задач возможно лишь при совместных усилиях всех государств, поскольку экологические проблемы приобрели международный характер. Совершенно справедливо мнение, что проявление халатности в области охраны окружающей среды повлечет за собой более серьезные последствия, чем последствия экономического и политического кризиса. «От экологического коллапса пострадают все - независимо от должностного, материального положения, от места жительства» [1, с. 56].

В настоящее время, как известно, все мировое сообщество, включая и нашу страну, крайне волнуют процессы изменения климата на планете. В связи с этим в конце 2009 г. в Копенгагене состоялось весьма важное событие - 15-я конференция ООН, посвященная проблемам глобального изменения климатических условий. В работе конференции участвовали главы государств и правительств более чем ста стран мира.

Президент РФ Д.А. Медведев в своем выступлении на этой конференции подчеркнул, что наша страна выражает полную готовность принять участие в новом юридически обязывающем соглашении и официально оформить свои обязательства по сокращению эмиссии парниковых газов. Речь шла о кумулятивном снижении выбросов парниковых газов в объеме более 30 млрд тонн в период с 1990 по 2020 гг., т.е. о 25-процентном сокращении выбросов за указанный промежуток времени. Также Президент РФ отметил, что Россия занимает лидирующее положение по сокращению эмиссий парниковых газов. В течение последних 17-ти лет выбросы в нашей стране на 30 % ниже аналогичных показателей 1990 г. На Россию приходится половина мировых объемов сокращений эмиссий за последние два десятилетия. И это значительно компенсировало прирост вредных выбросов, наблюдаемый в других государствах.

По мнению Д.А. Медведева, в новом соглашении в обязательном порядке должны быть оговорены приемлемые условия передачи развивающимся странам современных технологий [2].

В подтверждение вышесказанному 16 декабря 2009 г. Президент РФ подписал Климатическую доктрину Российской Федерации, содержащую объективный анализ ситуации с возможными вытекающими последствиями для России. В документе также подробно описаны вызовы, с которыми может столкнуться наша страна, в частности, связанные с природными последствиями [1, с. 51].

В условиях современной действительности наличие тесной связи между проблемами выживания, развития человечества и сохранением параметров природы как среды его обитания - налицо. Ввиду стремительного экономического развития в природодобывающих отраслях Россия доминирует в решении вопросов, касающихся охраны окружающей среды. Сегодня в стране постепенно происходит переосмысление научных взглядов на природопользование, сопровождающееся выработкой комплексных, междисциплинарных подходов, охватывающих множество экономических, социальных, географических и правовых аспектов экологической проблемы [3].

Взаимосвязь вопросов, касающихся экологии с политикой, идеологией, экономикой и социальной сферой, предоставляет возможность вычленить составляющие экологической политики в ее различных аспектах: правовом, социально-политическом, социально-гигиеническом, эколого-

экономическом, технико-технологическом и т.п.

Установление и законодательное закрепление системы мер, направленных на рациональное использование, восстановление, умножение природных ресурсов, охрану природных объектов и экологических систем, не задействованных в хозяйственном обороте и т.д., составляют правовой аспект экологической политики. Ключевыми принципами правовых мер являются контроль над рациональностью природопользования, охрана всех природных объектов, определение мер ответственности за несоблюдение экологического законодательства и проч.

Одним из перспективных путей выхода из экологического кризиса, с точки зрения многих ученых и практиков, является переход к экономико-правовой модели регулирования системой природопользования. Система мер, направленных на создание условий, при которых соблюдение установленных регламентов и стандартов в сфере природопользования становится экономически

выгодным, должна составлять основу данной модели. «Именно этот подход, - указывает В.Е. Сизов в своем исследовании, - призван не только повысить эффективность существующей системы управления взаимодействием общества и природы, но и компенсировать ее недостатки» [4, с. 144].

Осознание чрезвычайной важности экологических проблем в современном российском обществе наглядно подтверждает доклад Общественной палаты Российской Федерации «О состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2010 год» [5, с. 78-81].

Так, в докладе указывается, что в гражданском обществе вопросы экологии являются первоочередными. В последние годы особое внимание уделяется действиям, нацеленным на повышение энергоэффективности экономики России и борьбу с изменениями климата. Статистика свидетельствует, что отечественная экономика в 2-3 раза менее энергоэффективна, чем экономика европейских стран и США. Это нашло отражение в июльском 2008 г. № 899 Указе Президента РФ «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики». В документе, в частности, говорилось о снижении к 2020 г. энергоемкости валового внутреннего продукта Российской Федерации не менее чем на 40 % по сравнению с показателями 2007 г. [5, с. 78].

Следует заметить, что некоммерческие организации поддержали данное решение, выдвинув ряд общественных инициатив, которые явно пропагандировали идеи энергосбережения и энергоэффективности (различные акции и конкурсы; представительные мероприятия, включая социальный форум по энергоэффективности и изменениям климата; социальная реклама).

Акцентировалось внимание на развитии возобновляемых источников энергии в труднодоступных районах России, на энергоэффективности и энергосбережении в домохозяйствах.

Проблема так называемых горячих экологических точек не теряет своей злободневности. Совершенно справедливо утверждение, что уничтожение биологической и экологической систем крайне отрицательно сказывается на физическом и психологическом здоровье людей. В докладе Уполномоченного по правам человека в РФ «О деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2003 году» указывалось, что, по некоторым оценкам, экологическое состояние природы и населения в нашей стране является наихудшим в мире [6]. Данные, представленные в докладе Общественной палаты Российской Федерации за 2010 г., только подтверждают вышеуказанное утверждение. Так, сегодня, по оценкам специалистов, от экологических проблем в той или иной степени страдают до 40 % российских граждан. В докладе говорится, что «за последний год более чем в три раза увеличилось количество обращений в Общественную палату, связанных с загрязнением окружающей среды и нарушениями природоохранного законодательства. Почта показывает, что местная власть часто либо бессильна, либо бездействует, а предприятия имитируют деятельность. Они сообщают о потраченных суммах на сокращение вредных выбросов, не предпринимая реальных шагов по модернизации производства с целью сокращения загрязнения окружающей среды, хотя имеют высокую рентабельность и в силах внедрять новые технологии» [5, с. 78].

В 2010 г. в ряде российских регионов под руководством НКО состоялись специальные мероприятия («круглые столы», слушания, и др.), посвященные поиску выхода из сложившейся ситуации. Были подготовлены обращения и конкретные предложения, в том числе и адресованные Президенту Российской Федерации. Например, было выдвинуто предложение о принятии нового закона о негативном воздействии на окружающую среду, устанавливающего более высокие штрафы, чем это предусмотрено действующим законодательством. Также было предложено восстановить в полном объеме систему государственного экологического мониторинга, разработать и внедрить целый комплекс мер, направленных на ликвидацию накопленного экологического ущерба. Эти предложения нашли поддержку и со стороны Общественной палаты Российской Федерации, в обращении которой указывалось, что «меры экологического стимулирования могут и должны стать дополнительным фактором осуществления модернизации российской экономики» [5, с. 78].

В докладе Общественной палаты Российской Федерации отмечалось, что в 2010 г. экологические НКО достаточно активно продолжили работу по защите прав граждан на благоприятную

окружающую среду. Одновременно с традиционными проблемами локального масштаба (уплотнительная или «точечная» застройка, незаконная вырубка зеленых насаждений и т.п.) возникли темы общефедерального значения (деятельность Байкальского целлюлозо-бумажного комбината, Химкинский лес, Олимпиада в Сочи и т.п.) [5, с. 79].

Несовершенство российского экологического законодательства наглядно подтвердилось действующим Лесным кодексом. Летом 2010 г. сильнейшая засуха спровоцировала катастрофические природные пожары, охватившие огромную часть территории России. Все это вызвало резкое ухудшение экологической и эпидемиологической обстановки. Заметим, что еще в 2006 г., до принятия Лесного кодекса, эксперты и гражданские активисты указывали на необходимость доработать его проект, сделать более совершенным. Сегодня, как отмечалось в докладе Общественной палаты, необходимо снова вернуться к обсуждению поправок в Лесной кодекс в целях предотвращения будущих трагедий [5, с. 79].

В борьбе с пожарами и их последствиями население продемонстрировало высокую гражданскую активность. Участие людей с активной жизненной позицией проявилось в отработке предложений по совершенствованию лесного законодательства, в частности, по расширению полномочий муниципалитетов в деле контроля и охраны лесов.

В конце мая 2010 г. в Московской области состоялось заседание президиума Госсовета по экологии с участием представителей НКО и других секторов гражданского общества. По их настоянию в перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания был включен ряд важных позиций: «совершенствование системы нормирования негативного воздействия на окружающую среду; экономическое стимулирование деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения их количества и вовлечения в хозяйственный оборот; повышение эффективности организации государственного экологического мониторинга; включение учебных предметов по экологии в число обязательных в учреждениях системы общего и профессионального образования» [5, с. 79-80].

Вскоре Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации был разработан проект указа Президента «Об основах экологической политики Российской Федерации на период до 2030 года». Его главной идеей явилось положение о повышении ценности природы и природных ресурсов. Заметим, что формулировка этого положения была дана экологической общественностью еще более десяти лет назад [5, с. 80].

В докладе Общественной палаты Российской Федерации говорилось о весьма большой работе, проведенной в 2010 г., как самой Общественной палатой Российской Федерации, так и региональными общественными палатами, общественными организациями по взаимодействию между бизнесом, властью и населением в решении задач экологического характера.

Затронув деятельность региональных общественных палат, уместно подчеркнуть важную роль региональной экологической политики в обеспечении экологической безопасности России. От эффективного решения региональных проблем такого типа напрямую зависят социальнополитическая стабильность в стране, формирование международной политики [7, с. 3].

В докладе Общественной палаты РФ указывалось, что по итогам слушаний по теме: «Общественный контроль и экспертиза в сфере промышленной безопасности и охраны окружающей среды», состоявшихся 26 июля 2010 г., вступила в действие горячая линия по экологическим вопросам для мониторинга ситуации и общественного контроля работы органов власти и промышленных предприятий в области охраны окружающей среды. Более тысячи звонков поступило на горячую линию. Граждане и общественные объединения информировали о нарушениях природоохранного законодательства. Речь шла о выбросах промышленных предприятий, загрязнениях промышленными и бытовыми отходами лесных и водных экосистем, строительстве промышленных и жилых объектов в природоохранной зоне. Экспертами Общественной палаты по фактам прозвучавших жалоб была проведена проверка на более чем 50 предприятиях.

Все поступившие на горячую линию звонки были взяты в Общественной палате на особый контроль. Ответы ведомств, после осуществления систематизации, были переданы экспертам-экологам для проведения соответствующего анализа. В то же время проходили консультации со специалистами НИИ медицины труда об определении конкретного ущерба, наносимого здоровью

граждан, проживающих в промышленных регионах. Одновременно на сайте Общественной палаты была опубликована информация по предприятиям, где проводились проверки. Ощутив поддержку Общественной палаты РФ, значительно активизировались разрозненные общественные организации [5, с. 80].

Сегодня одна из основных задач заключается в том, чтобы доказать, что активность гражданского общества в защите окружающей среды может оказать реальное влияние на положительное решение экологических проблем на местах, заставить владельцев предприятий приступить к модернизации производства. Для достижения этого требуется внесение существенных изменений в природоохранное законодательство [5, с. 81].

В настоящее время со стороны гражданского общества проявляется инициатива, направленная на вовлечение нашей страны в подготовку к «Рио+20» - юбилейному саммиту, посвященному двадцатилетию международной конференции по устойчивому развитию, проходившей под эгидой ООН в 1992 г. в Рио-де-Жанейро. «К саммиту органами государственной власти (Администрацией Президента России и Министерством природных ресурсов и экологии), - отмечалось в докладе Общественной палаты РФ, - готовится официальная позиция России. Гражданское общество активно участвует в этом процессе, выступая со своим пакетом предложений по адаптации к условиям России идеи современного низкоуглеродного общества, а также по созданию неформального партнерства стран по обеспечению устойчивого развития» [5, с. 81].

Как видим, усиление взаимосвязи гражданской активности людей в экологической сфере с поддержкой и вниманием со стороны Общественной палаты РФ вполне очевидна и закономерна. Это явный шаг вперед по пути выработки новых прогрессивных подходов для решения назревших экологических проблем.

Безусловно, России следует ориентироваться на экологическую политику передовых зарубежных стран, позволившую им занять лидирующее положение в экономике и в экологическом бизнесе, укрепить национальную безопасность, прочно обосноваться на мировых рынках промышленной и сельскохозяйственной продукции.

Для экологической политики зарубежных стран характерны последовательность и целенаправленность, что составляет неотъемлемую часть общей государственной политики государств. Нельзя не согласиться с мнением А.С. Акишина, что «зеленый» бизнес в зарубежных странах стал «главным механизмом ресурсосбережения, внедрения новых экологических технологий и оздоровления окружающей среды и населения» [8, с. 5].

Современная экологическая политика в мире требует совершенствования в развитых странах и кардинального изменения в развивающихся странах. России необходимо строго соблюдать общепризнанные законы охраны природы, взять курс на ресурсосбережение, следовать принципам устойчивого развития. Внедрение в практику российских предприятий европейского опыта экологически безопасного управления производством (экоменеджмента), позволяющего избежать техногенных катастроф, поможет России преодолеть экологический кризис.

В целях осуществления перехода нашей страны на экологически устойчивое развитие требуется проведение детально продуманной и согласованной политики регионов и федерального центра в развитии экономики. Государству следует более активно привлекать зарубежные инвестиции, участвовать в планировании и финансировании экологических программ и законов, рациональном налогообложении и внедрении рентных платежей за использование важнейших природных ресурсов. Необходимо бороться с причинами нестабильности российского законодательства, принять меры для повышения его устойчивости и конструктивности.

Российская экологическая политика нуждается в реализации системного подхода, объединяющего меры правового, экономического, управленческого и административного характера.

Таким образом, для успешного решения актуальных экологических проблем необходимо особое внимание уделять выработке эффективной государственной политики, формированию и совершенствованию экологического законодательства, оптимальному финансированию, развитию системы экологических знаний. Современные реалии свидетельствуют, что человеческое сознание в области сохранения окружающей среды, законов существования и гармоничного развития человека в

биосфере нуждается в кардинальном изменении посредством экологического образования и просвещения.

В настоящее время следует решать проблемы экологического характера как проблемы всего человечества, а не только как сугубо природные. И это вполне закономерно, ведь от сохранения окружающей среды и состояния ее качества зависят благосостояние народов и экономическое развитие всех государств. Требуются срочные и в то же время очень продуманные меры, достигнутые в результате объединенных усилий политиков, дипломатов, ученых, экономистов, хозяйственников, компетентной и максимально информированной общественности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.