Одной из важнейших современных проблем, оказывающих огромное влияние на благосостояние народов и экономическое развитие всех стран мира, является сохранение природы и улучшение окружающей среды. Сегодня очевидно, что эффективное решение актуальных экологических задач возможно лишь при совместных усилиях всех государств, поскольку экологические проблемы приобрели международный характер. Совершенно справедливо мнение, что проявление халатности в области охраны окружающей среды повлечет за собой более серьезные последствия, чем последствия экономического и политического кризиса. «От экологического коллапса пострадают все - независимо от должностного, материального положения, от места жительства» [1, с. 56].
В настоящее время, как известно, все мировое сообщество, включая и нашу страну, крайне волнуют процессы изменения климата на планете. В связи с этим в конце 2009 г. в Копенгагене состоялось весьма важное событие - 15-я конференция ООН, посвященная проблемам глобального изменения климатических условий. В работе конференции участвовали главы государств и правительств более чем ста стран мира.
Президент РФ Д.А. Медведев в своем выступлении на этой конференции подчеркнул, что наша страна выражает полную готовность принять участие в новом юридически обязывающем соглашении и официально оформить свои обязательства по сокращению эмиссии парниковых газов. Речь шла о кумулятивном снижении выбросов парниковых газов в объеме более 30 млрд тонн в период с 1990 по 2020 гг., т.е. о 25-процентном сокращении выбросов за указанный промежуток времени. Также Президент РФ отметил, что Россия занимает лидирующее положение по сокращению эмиссий парниковых газов. В течение последних 17-ти лет выбросы в нашей стране на 30 % ниже аналогичных показателей 1990 г. На Россию приходится половина мировых объемов сокращений эмиссий за последние два десятилетия. И это значительно компенсировало прирост вредных выбросов, наблюдаемый в других государствах.
По мнению Д.А. Медведева, в новом соглашении в обязательном порядке должны быть оговорены приемлемые условия передачи развивающимся странам современных технологий [2].
В подтверждение вышесказанному 16 декабря 2009 г. Президент РФ подписал Климатическую доктрину Российской Федерации, содержащую объективный анализ ситуации с возможными вытекающими последствиями для России. В документе также подробно описаны вызовы, с которыми может столкнуться наша страна, в частности, связанные с природными последствиями [1, с. 51].
В условиях современной действительности наличие тесной связи между проблемами выживания, развития человечества и сохранением параметров природы как среды его обитания - налицо. Ввиду стремительного экономического развития в природодобывающих отраслях Россия доминирует в решении вопросов, касающихся охраны окружающей среды. Сегодня в стране постепенно происходит переосмысление научных взглядов на природопользование, сопровождающееся выработкой комплексных, междисциплинарных подходов, охватывающих множество экономических, социальных, географических и правовых аспектов экологической проблемы [3].
Взаимосвязь вопросов, касающихся экологии с политикой, идеологией, экономикой и социальной сферой, предоставляет возможность вычленить составляющие экологической политики в ее различных аспектах: правовом, социально-политическом, социально-гигиеническом, эколого-
экономическом, технико-технологическом и т.п.
Установление и законодательное закрепление системы мер, направленных на рациональное использование, восстановление, умножение природных ресурсов, охрану природных объектов и экологических систем, не задействованных в хозяйственном обороте и т.д., составляют правовой аспект экологической политики. Ключевыми принципами правовых мер являются контроль над рациональностью природопользования, охрана всех природных объектов, определение мер ответственности за несоблюдение экологического законодательства и проч.
Одним из перспективных путей выхода из экологического кризиса, с точки зрения многих ученых и практиков, является переход к экономико-правовой модели регулирования системой природопользования. Система мер, направленных на создание условий, при которых соблюдение установленных регламентов и стандартов в сфере природопользования становится экономически
выгодным, должна составлять основу данной модели. «Именно этот подход, - указывает В.Е. Сизов в своем исследовании, - призван не только повысить эффективность существующей системы управления взаимодействием общества и природы, но и компенсировать ее недостатки» [4, с. 144].
Осознание чрезвычайной важности экологических проблем в современном российском обществе наглядно подтверждает доклад Общественной палаты Российской Федерации «О состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2010 год» [5, с. 78-81].
Так, в докладе указывается, что в гражданском обществе вопросы экологии являются первоочередными. В последние годы особое внимание уделяется действиям, нацеленным на повышение энергоэффективности экономики России и борьбу с изменениями климата. Статистика свидетельствует, что отечественная экономика в 2-3 раза менее энергоэффективна, чем экономика европейских стран и США. Это нашло отражение в июльском 2008 г. № 899 Указе Президента РФ «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики». В документе, в частности, говорилось о снижении к 2020 г. энергоемкости валового внутреннего продукта Российской Федерации не менее чем на 40 % по сравнению с показателями 2007 г. [5, с. 78].
Следует заметить, что некоммерческие организации поддержали данное решение, выдвинув ряд общественных инициатив, которые явно пропагандировали идеи энергосбережения и энергоэффективности (различные акции и конкурсы; представительные мероприятия, включая социальный форум по энергоэффективности и изменениям климата; социальная реклама).
Акцентировалось внимание на развитии возобновляемых источников энергии в труднодоступных районах России, на энергоэффективности и энергосбережении в домохозяйствах.
Проблема так называемых горячих экологических точек не теряет своей злободневности. Совершенно справедливо утверждение, что уничтожение биологической и экологической систем крайне отрицательно сказывается на физическом и психологическом здоровье людей. В докладе Уполномоченного по правам человека в РФ «О деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2003 году» указывалось, что, по некоторым оценкам, экологическое состояние природы и населения в нашей стране является наихудшим в мире [6]. Данные, представленные в докладе Общественной палаты Российской Федерации за 2010 г., только подтверждают вышеуказанное утверждение. Так, сегодня, по оценкам специалистов, от экологических проблем в той или иной степени страдают до 40 % российских граждан. В докладе говорится, что «за последний год более чем в три раза увеличилось количество обращений в Общественную палату, связанных с загрязнением окружающей среды и нарушениями природоохранного законодательства. Почта показывает, что местная власть часто либо бессильна, либо бездействует, а предприятия имитируют деятельность. Они сообщают о потраченных суммах на сокращение вредных выбросов, не предпринимая реальных шагов по модернизации производства с целью сокращения загрязнения окружающей среды, хотя имеют высокую рентабельность и в силах внедрять новые технологии» [5, с. 78].
В 2010 г. в ряде российских регионов под руководством НКО состоялись специальные мероприятия («круглые столы», слушания, и др.), посвященные поиску выхода из сложившейся ситуации. Были подготовлены обращения и конкретные предложения, в том числе и адресованные Президенту Российской Федерации. Например, было выдвинуто предложение о принятии нового закона о негативном воздействии на окружающую среду, устанавливающего более высокие штрафы, чем это предусмотрено действующим законодательством. Также было предложено восстановить в полном объеме систему государственного экологического мониторинга, разработать и внедрить целый комплекс мер, направленных на ликвидацию накопленного экологического ущерба. Эти предложения нашли поддержку и со стороны Общественной палаты Российской Федерации, в обращении которой указывалось, что «меры экологического стимулирования могут и должны стать дополнительным фактором осуществления модернизации российской экономики» [5, с. 78].
В докладе Общественной палаты Российской Федерации отмечалось, что в 2010 г. экологические НКО достаточно активно продолжили работу по защите прав граждан на благоприятную
окружающую среду. Одновременно с традиционными проблемами локального масштаба (уплотнительная или «точечная» застройка, незаконная вырубка зеленых насаждений и т.п.) возникли темы общефедерального значения (деятельность Байкальского целлюлозо-бумажного комбината, Химкинский лес, Олимпиада в Сочи и т.п.) [5, с. 79].
Несовершенство российского экологического законодательства наглядно подтвердилось действующим Лесным кодексом. Летом 2010 г. сильнейшая засуха спровоцировала катастрофические природные пожары, охватившие огромную часть территории России. Все это вызвало резкое ухудшение экологической и эпидемиологической обстановки. Заметим, что еще в 2006 г., до принятия Лесного кодекса, эксперты и гражданские активисты указывали на необходимость доработать его проект, сделать более совершенным. Сегодня, как отмечалось в докладе Общественной палаты, необходимо снова вернуться к обсуждению поправок в Лесной кодекс в целях предотвращения будущих трагедий [5, с. 79].
В борьбе с пожарами и их последствиями население продемонстрировало высокую гражданскую активность. Участие людей с активной жизненной позицией проявилось в отработке предложений по совершенствованию лесного законодательства, в частности, по расширению полномочий муниципалитетов в деле контроля и охраны лесов.
В конце мая 2010 г. в Московской области состоялось заседание президиума Госсовета по экологии с участием представителей НКО и других секторов гражданского общества. По их настоянию в перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания был включен ряд важных позиций: «совершенствование системы нормирования негативного воздействия на окружающую среду; экономическое стимулирование деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения их количества и вовлечения в хозяйственный оборот; повышение эффективности организации государственного экологического мониторинга; включение учебных предметов по экологии в число обязательных в учреждениях системы общего и профессионального образования» [5, с. 79-80].
Вскоре Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации был разработан проект указа Президента «Об основах экологической политики Российской Федерации на период до 2030 года». Его главной идеей явилось положение о повышении ценности природы и природных ресурсов. Заметим, что формулировка этого положения была дана экологической общественностью еще более десяти лет назад [5, с. 80].
В докладе Общественной палаты Российской Федерации говорилось о весьма большой работе, проведенной в 2010 г., как самой Общественной палатой Российской Федерации, так и региональными общественными палатами, общественными организациями по взаимодействию между бизнесом, властью и населением в решении задач экологического характера.
Затронув деятельность региональных общественных палат, уместно подчеркнуть важную роль региональной экологической политики в обеспечении экологической безопасности России. От эффективного решения региональных проблем такого типа напрямую зависят социальнополитическая стабильность в стране, формирование международной политики [7, с. 3].
В докладе Общественной палаты РФ указывалось, что по итогам слушаний по теме: «Общественный контроль и экспертиза в сфере промышленной безопасности и охраны окружающей среды», состоявшихся 26 июля 2010 г., вступила в действие горячая линия по экологическим вопросам для мониторинга ситуации и общественного контроля работы органов власти и промышленных предприятий в области охраны окружающей среды. Более тысячи звонков поступило на горячую линию. Граждане и общественные объединения информировали о нарушениях природоохранного законодательства. Речь шла о выбросах промышленных предприятий, загрязнениях промышленными и бытовыми отходами лесных и водных экосистем, строительстве промышленных и жилых объектов в природоохранной зоне. Экспертами Общественной палаты по фактам прозвучавших жалоб была проведена проверка на более чем 50 предприятиях.
Все поступившие на горячую линию звонки были взяты в Общественной палате на особый контроль. Ответы ведомств, после осуществления систематизации, были переданы экспертам-экологам для проведения соответствующего анализа. В то же время проходили консультации со специалистами НИИ медицины труда об определении конкретного ущерба, наносимого здоровью
граждан, проживающих в промышленных регионах. Одновременно на сайте Общественной палаты была опубликована информация по предприятиям, где проводились проверки. Ощутив поддержку Общественной палаты РФ, значительно активизировались разрозненные общественные организации [5, с. 80].
Сегодня одна из основных задач заключается в том, чтобы доказать, что активность гражданского общества в защите окружающей среды может оказать реальное влияние на положительное решение экологических проблем на местах, заставить владельцев предприятий приступить к модернизации производства. Для достижения этого требуется внесение существенных изменений в природоохранное законодательство [5, с. 81].
В настоящее время со стороны гражданского общества проявляется инициатива, направленная на вовлечение нашей страны в подготовку к «Рио+20» - юбилейному саммиту, посвященному двадцатилетию международной конференции по устойчивому развитию, проходившей под эгидой ООН в 1992 г. в Рио-де-Жанейро. «К саммиту органами государственной власти (Администрацией Президента России и Министерством природных ресурсов и экологии), - отмечалось в докладе Общественной палаты РФ, - готовится официальная позиция России. Гражданское общество активно участвует в этом процессе, выступая со своим пакетом предложений по адаптации к условиям России идеи современного низкоуглеродного общества, а также по созданию неформального партнерства стран по обеспечению устойчивого развития» [5, с. 81].
Как видим, усиление взаимосвязи гражданской активности людей в экологической сфере с поддержкой и вниманием со стороны Общественной палаты РФ вполне очевидна и закономерна. Это явный шаг вперед по пути выработки новых прогрессивных подходов для решения назревших экологических проблем.
Безусловно, России следует ориентироваться на экологическую политику передовых зарубежных стран, позволившую им занять лидирующее положение в экономике и в экологическом бизнесе, укрепить национальную безопасность, прочно обосноваться на мировых рынках промышленной и сельскохозяйственной продукции.
Для экологической политики зарубежных стран характерны последовательность и целенаправленность, что составляет неотъемлемую часть общей государственной политики государств. Нельзя не согласиться с мнением А.С. Акишина, что «зеленый» бизнес в зарубежных странах стал «главным механизмом ресурсосбережения, внедрения новых экологических технологий и оздоровления окружающей среды и населения» [8, с. 5].
Современная экологическая политика в мире требует совершенствования в развитых странах и кардинального изменения в развивающихся странах. России необходимо строго соблюдать общепризнанные законы охраны природы, взять курс на ресурсосбережение, следовать принципам устойчивого развития. Внедрение в практику российских предприятий европейского опыта экологически безопасного управления производством (экоменеджмента), позволяющего избежать техногенных катастроф, поможет России преодолеть экологический кризис.
В целях осуществления перехода нашей страны на экологически устойчивое развитие требуется проведение детально продуманной и согласованной политики регионов и федерального центра в развитии экономики. Государству следует более активно привлекать зарубежные инвестиции, участвовать в планировании и финансировании экологических программ и законов, рациональном налогообложении и внедрении рентных платежей за использование важнейших природных ресурсов. Необходимо бороться с причинами нестабильности российского законодательства, принять меры для повышения его устойчивости и конструктивности.
Российская экологическая политика нуждается в реализации системного подхода, объединяющего меры правового, экономического, управленческого и административного характера.
Таким образом, для успешного решения актуальных экологических проблем необходимо особое внимание уделять выработке эффективной государственной политики, формированию и совершенствованию экологического законодательства, оптимальному финансированию, развитию системы экологических знаний. Современные реалии свидетельствуют, что человеческое сознание в области сохранения окружающей среды, законов существования и гармоничного развития человека в
биосфере нуждается в кардинальном изменении посредством экологического образования и просвещения.
В настоящее время следует решать проблемы экологического характера как проблемы всего человечества, а не только как сугубо природные. И это вполне закономерно, ведь от сохранения окружающей среды и состояния ее качества зависят благосостояние народов и экономическое развитие всех государств. Требуются срочные и в то же время очень продуманные меры, достигнутые в результате объединенных усилий политиков, дипломатов, ученых, экономистов, хозяйственников, компетентной и максимально информированной общественности.