Научная статья на тему 'Приоритетные направления сотрудничества государств по противодействию преступлениям в сфере информационных технологий'

Приоритетные направления сотрудничества государств по противодействию преступлениям в сфере информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
96
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА / СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / CRIMES IN THE FIELD OF INFORMATION TECHNOLOGY / INTERSTATE COOPERATION / TRANSNATIONAL CHARACTER / UNIVERSAL COOPERATION MECHANISMS / SPECIALIZED INTERNATIONAL ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мысина Анастасия Ильинична

Раскрываются особенности сотрудничества государств по противодействию преступлениям в сфере информационных технологий на универсальном уровне. Выделяются приоритетные направления развития универсальных механизмов сотрудничества государств по противодействию преступлениям в рассматриваемой сфере.The article reveals the qualities of states cooperation in counteracting crimes in the field of information technologies at a universal level. Identifies priority areas for the development of universal cooperation mechanisms of states in counteracting crimes in this field.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приоритетные направления сотрудничества государств по противодействию преступлениям в сфере информационных технологий»

УДК 341 ББК 67.9

© А.И. Мысина, 2018

Научная специальность 12.00.10 — международное право; европейское право

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Анастасия Ильинична Мысина,

адъюнкт по кафедре прав человека и международного права Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: [email protected]

Научный руководитель: Ю.В. Пузырева, заместитель начальника кафедры прав человека и международного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент

Аннотация. Раскрываются особенности сотрудничества государств по противодействию преступлениям в сфере информационных технологий на универсальном уровне. Выделяются приоритетные направления развития универсальных механизмов сотрудничества государств по противодействию преступлениям в рассматриваемой сфере.

Ключевые слова: преступления в сфере информационных технологий, межгосударственное взаимодействие, транснациональный характер, универсальные механизмы сотрудничества, специализированные международные организации.

PRIORITY DIRECTIONS OF STATES COOPERATION IN COUNTERACTION TO CRIMES IN THE FIELD OF INFORMATION TECHNOLOGIES

Anastasiya I. Mysina,

Adjunct of the Department of Human Rights and International Law Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

Abstract. The article reveals the qualities of states cooperation in counteracting crimes in the field of information technologies at a universal level. Identifies priority areas for the development of universal cooperation mechanisms of states in counteracting crimes in this field.

Keywords: crimes in the field of information technology, interstate cooperation, transnational character, universal cooperation mechanisms, specialized international organizations.

Citation-инаекс в электронной библиотеке ни ИОН

Для цитирования: Мысина А.И. Приоритетные направления сотрудничества государств по противодействию преступлениям в сфере информационных технологий. Криминологический журнал. 2018;(3):19-22.

Противоправные деяния, совершаемые в обла- деятельности [9]. Кроме того, такие негативные ста информационных технологий, представляют со- явления, как криптовалюты и Даркнет не только собой одну из наиболее быстро возрастающих угроз, действуют развитию киберпреступности, но также Она охватывает все точки земного шара и с огром- облегчают финансирование терроризма, легализа-ной скоростью пересекает границы различных го- цию доходов, полученных преступным путем, не-сударств, что, в свою очередь, делает распростра- законный оборот человеческих органов [5] и т.д., нение подобных преступлений транснациональной что делает межгосударственное сотрудничество по проблемой, которая требует совместных усилий со линии правоохранительных органов наиболее акту-стороны государств, а также их правоохранитель- альным [1, с. 306—333].

ных органов [2, с. 225—230]. В современных ус- Колоссальное значение в области протаводей-

ловиях развития общества различные инновации ствия криминальной активности в сфере информа-

в сфере информационных технологий не только ционных технологий, имеют универсальные меха-

улучшают условия жизнедеятельности, но также и низмы сотрудничества государств, разработанные

формируют благоприятную среду для обострения в целях реализации эффективного взаимодействия

противоправной активности [6]. Большому количе- в исследуемой среде [8]. В современных условиях

ству технологий характерны определенные уязви- верховенства права [4, с. 176—178] наибольшей

мости, именно они чаще всего используются злоу- эффективностью в анализируемой области отли-

мышленниками в целях осуществления преступной чаются результаты транснационального сотрудни-

ке 3/2018

Криминологический журнал

19

чества государств в рамках специализированных международных организаций, поскольку их деятельность сосредоточена непосредственно на решении конкретных вопросов [7]. Позиционно, нельзя оставлять без внимания и специализированные правоохранительные международные организации [3, с. 139—143].

Основной вклад в осуществление и совершенствование правоохранительного межгосударственного сотрудничества вносит Международная организация уголовной полиции Интерпол, которая координирует транснациональное сотрудничество в борьбе с противоправными деяниями, совершаемыми в области информационных технологий, а также реализует работу по укреплению потенциала противодействия подобного рода преступлениям на универсальном уровне. Именно в рамках данной организации реализуются ключевые формы и направления сотрудничества, определяются тенденции и выявляются проблемы, связанные с раскрытием и расследованием преступлений в сфере информационных технологий.

Большое количество криминальных проявлений в области информационных технологий по своей природе являются транснациональными, соответственно Интерпол в большинстве случаев становится естественным партнером национальных правоохранительных органов, расследующих противоправные деяния, совершаемые в рассматриваемой сфере. В работе рассматриваемой организации большое значение имеет независимая безопасная глобальная сеть связи «1-24/7 (Interpol Global Communications System 24/7)». Указанная система обеспечивает государствам — членам своевременный доступ к разнообразным базам данных Интерпола, а также оперативно обмениваться необходимой информацией.

В качестве основных инициатив Интерпола в борьбе с преступлениями, совершаемыми в рамках анализируемой сферы, выступают:

— цифровая криминалистика;

— оперативная и следственная поддержка;

— кибер-разведка и анализ;

— национальные кибер-обзоры;

— укрепление потенциала;

— инновации и исследования;

— деятельность Глобального комплекса инноваций [11].

На сегодняшний день Глобальный комплекс инноваций Интерпола, образованный в 2014 г. в Сингапуре, представляет собой один из наиболее эффективных универсальных механизмов, координирующих сотрудничество государств по выявлению, раскрытию, расследованию и предупреждению противоправных деяний, совершаемых в области информационных технологий. Данный исследовательский комплекс осуществляет глобальную кибер-экс-пертизу информации, получаемой от частных партнеров и государств — участников. Инновационный комплекс определил основные движущие силы, от которых зависят будущие изменения. Основываясь на их исследовании правоохранительные структуры получают возможность прогнозировать разнообразные угрозы в сфере информационных технологий, а также их последствия. К таким силам относятся:

1) процессы глобализации современного общества;

2) увеличение разрыва в технологических возможностях между национальными правоохранительными органами различных государств;

4) автоматизация рабочих мест;

3) увеличение количества стихийных бедствий;

5) развитие технологий и цифровизация [11].

Комплекс инноваций обращает внимание правоохранительных органов на то, что при разработке грамотных подходов к исследованию рассматриваемой проблемы возможности информационных технологий могут успешно применяться в их профессиональной деятельности. Дроны, к примеру, могут быть использованы в целях фиксации доказательств, разведки местности, документирования криминальной активности и т.д. Позиционно, весь спектр информационных технологий сообразно изучать с различных точек зрения:

1) с точки зрения угрозы безопасности;

2) с точки зрения инструмента обеспечения правопорядка;

3) с точки зрения средства документирования преступной активности и фиксации доказательств.

В рамках Комплекса инноваций работают четыре основные лаборатории:

— лаборатория фьючерсов и форсайта;

— лаборатория адаптивной политики;

— лаборатория киберпространства и новых технологий;

— лаборатория цифровой криминалистики [11].

Интерпол координирует большое количество различных операций по раскрытию, а также предупреждению подобного рода преступлений. Так, в ходе совместной операции Нигерийской комиссии по экономическим и финансовым преступлениям и Интерпола в 2016 г. полиция задержала главаря транснациональной преступной группы, организовавшей совершение более тысячи актов мошенничества на сумму свыше 60 миллионов долларов США с участием по меньшей мере 40 человек из Нигерии, Малайзии и Южной Африки посредством применения разнообразных мошеннических схем в сфере электронной почты [11].

Кроме того, Интерпол реализует различные проекты по развитию потенциала противодействия киберпреступности в рамках конкретных регионов [10, с. 50—52]. Так, трехлетний (2018—2021 гг.) проект развития Северной и Южной Америки, финансируемый правительством Канады, расширяет возможности 35 государств Латинской Америки и Карибского бассейна в борьбе с преступлениями в сфере информационных технологий. Проект предоставляет оценку киберугроз, наставничество для новых структур по противодействию киберпреступности, а также современное оборудование для реализации специализированного обучения и развития кибер-криминалистики [11].

Нельзя оставить без внимания и проект «Глобальное действие в борьбе с киберпреступностью» (ОЬАСУ+), который представляет инициативу Европейского союза и Совета Европы в области укрепления потенциала противодействия преступлениям в сфере информационных технологий в Азиатско-Тихоокеанском регионе, Африке, Латинской Америке и Карибском бассейне. Интерпол координирует правоприменительные аспекты рассматриваемого проекта путем осуществления оценки различных угроз, а также содействия в организации обучения [11].

Большое значение также имеют операции «кибер-всплеска». Они объединяют следователей различных государств в целях проработки большого количества информации относительно угроз, возникающих в области информационных технологий. Подобного рода операции были организованы в процессе взаимодействия полиции и представителей частного сектора с целью выявления контрольных и командных серве-

ров, распространяющих вредоносные программы. В результате проведения указанных операций на территории Азиатско-Тихоокеанского региона было выявлено около 270 скомпрометированных вебсайтов, к их числу относятся различные правительственные порталы [11]. Колоссальную роль в осуществлении подобных операций Интерпол сыграл также на пространствах Северной и Южной Америки. Результатом совместной работы стало выявление 26 скомпрометированных правительственных вебсайтов, 6 хакерских группировок, ряда преступников-одиночек и получение информации примерно о 40 случаях фишинга, а также распространения вредоносного программного обеспечения [11].

Кроме того, в рамках Интерпола функционирует служба по кибернетическим возможностям Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (далее— АСЕАН), которая оказывает содействие в проведении различных операций и киберрасследо-ваний. Указанная служба основана в 2018 г. при содействии Министерства внутренних дел Сингапура и активно осуществляет активную поддержку сотрудников правоохранительных органов в борьбе с киберпреступностью посредством оказания поддержки в рамках проведения расследований и оперативной координации, а также развития разведывательной деятельности [11].

Следует также отметить, что Интерпол вносит значительный вклад в подготовку специализируемых в рассматриваемой области полицейских кадров при помощи организации учений, семинаров, электронного обучения в целях реализации возможностей полиции идти в ногу со временем. Предусмотрены и практические занятия, предполагающие моделирование приближенных к реальности сценариев развития событий. Новационным направлением исследования Интерпола представляется разработка алгоритма действий представителей правоохранительных органов различных государств, обнаруживших беспилотники или другие информационные технологии, предположительно используемые в целях реализации преступной деятельности, к примеру, дистанционного наблюдения или транспортировки запрещенных предметов. В период с 5 по 16 ноября 2018 г. проводились специальные мероприятия, в результате которых эксперты по дронам из Великобритании, США, Ливана,

№3/2018

Криминологический журнал

21

Нидерландов, Болгарии, Испании провели экспериментальные испытания более 10 типов беспилотни-ков. После чего последовала симуляция действий, которые необходимо предпринять сотрудникам правоохранительных органов. Результаты мероприятия сформированы в глобальные рекомендации, которые представляют собой совокупность мер оперативного реагирования, предпринимаемых в случае обнаружения дронов, а также иных информационных технологий, предположительно используемых в целях осуществления преступной деятельности [11].

Подводя итоги, можно выделить следующие приоритетные направления развития универсальных механизмов сотрудничества государств по противодействию преступлениям в сфере информационных технологий:

1. Разработка и внедрение эффективных мер предупреждения преступлений в сфере информационных технологий;

2. Поддержка и развитие потенциала регионального сотрудничества в исследуемой области;

3. Вовлечение в процесс осуществления противодействия транснациональным преступлениям в сфере информационных технологий представителей гражданского общества и частного сектора;

4. Содействие в подготовке полицейских кадров, специализирующихся на различных направлениях противодействия преступлениям в сфере информационных технологий;

5. Активное внедрение и использование современных информационных технологий в целях решения задач правоохранительной деятельности.

Таким образом, универсальные механизмы международного сотрудничества по противодействию криминальной активности в области информационных технологий имеют колоссальное значение, поскольку лучшие специалисты всего мира консолидируют усилия в целях выявления наиболее результативных решений проблем, систематически возникающих в рассматриваемой сфере. Глобальные механизмы охватывают наибольшее количество участников, сообразно и результаты совместной деятельности играют большую роль в рамках всего мирового сообщества. Транснациональное сотрудничество на платформе универсальных механизмов оказывает положительное воздействие на укрепление плодотворных межгосударственных отношений, а также реализует эф-

фективный обмен опытом и разработку новых форм международного сотрудничества.

Литература

1. Ализаде В.А., Волеводз А.Г. Судебная практика по делам о преступлениях в сфере незаконного оборота наркотиков, совершенных с использованием криптовалюты: от разных подходов к предложению единого понимания // Библиотека криминалиста. Научный журнал. 2018. № 1 (36).

2. Гончар В.В. О важности формирования единообразного понятийного аппарата, необходимого для расследования преступлений в сфере компьютерной информации // Вестник экономической безопасности / Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, М., № 1, 2018.

3. Грицаев С.А., Степанченко A.A. Основные международно-правовые проблемы установления правопорядка в постконфликтных государствах. // Вестник Московского университета МВД России, М.,№4, 2015.

4. Каламкарян P.A. Господство права Rule of Law в международных отношениях. М., 2014.

5. Козлова A.A. Международно-правовые основы сотрудничества государств в сфере противодействия незаконному обороту человеческих органов: дис. ... канд. юрид. на)«: 12.00.10.

6. Русскевич Е.А. Уголовное право и «цифровая преступность». Проблемы и решения. Инфра-М: Научная мысль.

7. Федулов В.И. Международно-правовые аспекты защиты компьютерной информации: дис. ... канд. юрид. наук 12.00.10. М., 2006.

8. Шалягин Д.Д., Пузырева Ю.В. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью. МосУ МВД России имени В.Я. Кикотя., 2018.

9. Шиндер Д.Л. Компьютерная преступность перед лицом проблемы // Центр исследования компьютерной преступности. СПб., 2015.

10. Шленкова А.И., Пузырева Ю.В. Актуальные вопросы регионального сотрудничества государств в борьбе с преступлениями международного характера // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. Барнаульский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации. Барнаул, 2016.

11. Официальный сайт Интерпола. URL: https:// www.interpol.int/Crimes/ Cybercrime.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.