УДК 341 DOI 10.24411/2073-0454-2019-10340
ББК 67.91 © А.И. Мысина, 2019
Научная специальность 12.00.10 — международное право; европейское право
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Анастасия Ильинична Мысина, адъюнкт первого года обучения факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров по кафедре прав человека и международного права
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: shlenkovanastasiya@gm ail.com
Научный руководитель: заместитель начальника кафедры прав человека и международного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент Ю.В. Пузырева
Аннотация. Раскрываются особенности сотрудничества государств по противодействию преступлениям в сфере информационных технологий на универсальном уровне. На основе анализа современных тенденций развития транснационального взаимодействия, совместных межгосударственных проектов и операций выделяются приоритетные направления развития универсальных механизмов сотрудничества государств по противодействию преступлениям в рассматриваемой сфере.
Ключевые слова: преступления в сфере информационных технологий, межгосударственное взаимодействие, транснациональный характер, универсальные механизмы сотрудничества, специализированные международные организации.
PRIORITY DIRECTIONS OF STATES COOPERATION IN COUNTERACTION TO CRIMES IN THE FIELD OF INFORMATION TECHNOLOGIES
Anastasiya I. Mysina, first-year adjunct of the faculty for the preparation of scientific, pedagogical and scientific personnel in the department of human rights and international law
Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow,
ul. Akademika Volgina, d. 12)
E-mail: [email protected]
Research supervisor: deputy head of the department of human rights and international law
of the Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', candidate of legal sciences, associate professor Yu.V. Puzyreva
Annotation. Revealed the qualities of states cooperation in counteracting crimes in the field of information technologies at a universal level. The novelty of the research lies in the fact that, based on an analysis of modern trends in the development of transnational interaction, joint intergovernmental projects and operations, the author identifies priority areas for the development of universal cooperation mechanisms of states in counteracting crimes in this field.
Keywords: crimes in the field of information technology, interstate cooperation, transnational character, universal cooperation mechanisms, specialized international organizations.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Мысина А.И. Приоритетные направления сотрудничества государств по противодействию преступлениям в сфере информационных технологий. Вестник Московского университета МВД России. 2019;(6):200—203.
Противоправные деяния, совершаемые в области информационных технологий, представляют собой одну из наиболее быстро возрастающих угроз. Она охватывает все точки земного шара и с огромной скоростью пересекает границы различных государств, что, в свою очередь, делает распространение подобных преступлений транснациональной проблемой, которая требует совместных усилий со стороны государств, а также их правоохранительных органов [2, с. 225-230]. В современных условиях развития общества различные инновации в сфере информационных технологий не только улучшают условия жизнедея-
тельности, но также и формируют благоприятную среду для обострения противоправной активности [6]. Большому количеству технологий характерны определенные уязвимости, именно они чаще всего используются злоумышленниками в целях осуществления преступной деятельности [9]. Кроме того, такие негативные явления, как криптовалюты и Даркнет не только содействуют развитию киберпреступности, но также облегчают финансирование терроризма, легализацию доходов, полученных преступным путем, незаконный оборот человеческих органов [5] и т.д., что делает межгосударственное сотрудничество по
линии правоохранительных органов наиболее актуальным [1, с. 306-333].
Колоссальное значение в области противодействия криминальной активности в сфере информационных технологий имеют универсальные механизмы сотрудничества государств, разработанные в целях реализации эффективного взаимодействия в исследуемой среде [8]. В современных условиях верховенства права [4, с. 176-178] наибольшей эффективностью в анализируемой области отличаются результаты транснационального сотрудничества государств в рамках специализированных международных организаций, поскольку их деятельность сосредоточена непосредственно на решении конкретных вопросов [7]. Позиционно нельзя оставлять без внимания и специализированные правоохранительные международные организации [3, с. 139-143].
Основной вклад в осуществление и совершенствование правоохранительного межгосударственного сотрудничества вносит Международная организация уголовной полиции Интерпол, которая координирует транснациональное сотрудничество в борьбе с противоправными деяниями, совершаемыми в области информационных технологий, а также реализует работу по укреплению потенциала противодействия подобного рода преступлениям на универсальном уровне. Именно в рамках данной организации реализуются ключевые формы и направления сотрудничества, определяются тенденции и выявляются проблемы, связанные с раскрытием и расследованием преступлений в сфере информационных технологий.
Большое количество криминальных проявлений в области информационных технологий по своей природе являются транснациональными, соответственно Интерпол, в большинстве случаев, становится естественным партнером национальных правоохранительных органов, расследующих противоправные деяния, совершаемые в рассматриваемой сфере. В работе этой организации большое значение имеет независимая безопасная глобальная сеть связи «I-24/7 (Interpol Global Communications System 24/7)». Указанная система обеспечивает государствам - членам своевременный доступ к разнообразным базам данных Интерпола, а такжепозволяет оперативно обмениваться необходимой информацией.
В качестве основных инициатив Интерпола в борьбе с преступлениями, совершаемыми в рамках анализируемой сферы, выступают:
♦ цифровая криминалистика;
♦ оперативная и следственная поддержка;
♦ кибер-разведка и анализ;
♦ национальные кибер-обзоры;
♦ укрепление потенциала;
♦ инновации и исследования;
♦ деятельность Глобального комплекса инноваций1.
На сегодняшний день Глобальный комплекс инноваций Интерпола, образованный в 2014 г. в Сингапуре, представляет собой один из наиболее эффективных универсальных механизмов, координирующих сотрудничество государств по выявлению, раскрытию, расследованию и предупреждению противоправных деяний, совершаемых в области информационных технологий. Данный исследовательский комплекс осуществляет глобальную кибер-экспер-тизу информации, получаемой от частных партнеров и государств-участников. Инновационный комплекс определил основные движущие силы, от которых зависят будущие изменения. Основываясь на их исследовании правоохранительные структуры получают возможность прогнозировать разнообразные угрозы в сфере информационных технологий, а также их последствия. К таким силам относятся:
1) процессы глобализации современного общества;
2) увеличение разрыва в технологических возможностях между национальными правоохранительными органами различных государств;
4) автоматизация рабочих мест;
3) увеличение количества стихийных бедствий;
5) развитие технологий и цифровизация2.
Комплекс инноваций обращает внимание правоохранительных органов на то, что при разработке грамотных подходов к исследованию рассматриваемой проблемы возможности информационных технологий могут успешно применяться в их профессиональной деятельности. Дроны, к примеру, могут быть использованы в целях фиксации доказательств, разведки местности, документирования криминальной активности и т.д. Позиционно, весь спектр информационных технологий целесообразно изучать с различных точек зрения:
1) угрозы безопасности;
2) инструмента обеспечения правопорядка;
3) средства документирования преступной активности и фиксации доказательств.
В рамках Комплекса инноваций работают четыре основные лаборатории:
♦ фьючерсов и форсайта;
♦ адаптивной политики;
♦ киберпространства и новых технологий;
♦ цифровой криминалистики3.
Интерпол координирует большое количество различных операций по раскрытию, а также преду-
1 Официальный сайт Интерпола // URL://https://www.inter-pol.int/Crimes/ Cybercrime
2 Там же.
3 Там же.
преждению подобного рода преступлений. Так, в ходе совместной операции Нигерийской комиссии по экономическим и финансовым преступлениям и Интерпола в 2016 г. полиция задержала главаря транснациональной преступной группы, организовавшей совершение более тысячи актов мошенничества на сумму свыше 60 млн долл. США с участием по меньшей мере 40 человек из Нигерии, Малайзии и Южной Африки посредством применения разнообразных мошеннических схем в сфере электронной почты4.
Кроме того, Интерпол реализует различные проекты по развитию потенциала противодействия кибер-преступности в рамках конкретных регионов [10, с. 50-52] Так, трехлетний (2018-2021 гг.) проект развития Северной и Южной Америки, финансируемый правительством Канады, расширяет возможности 35 государств Латинской Америки и Карибского бассейна в борьбе с преступлениями в сфере информационных технологий. Проект предоставляет оценку кибер-угроз, наставничество для новых структур по противодействию киберпреступности, а также современное оборудование для реализации специализированного обучения и развития кибер-криминалистики5.
Нельзя оставить без внимания и проект «Глобальное действие в борьбе с киберпреступностью» (GLACY+), который представляет инициативу Европейского союза и Совета Европы в области укрепления потенциала противодействия преступлениям в сфере информационных технологий в Азиатско-Тихоокеанском регионе, Африке, Латинской Америке и Карибском бассейне. Интерпол координирует правоприменительные аспекты рассматриваемого проекта путем осуществления оценки различных угроз, а также содействия в организации обучения6.
Большое значение имеют операции «кибер-вспле-ска». Они объединяют следователей различных государств в целях проработки большого количества информации относительно угроз в области информационных технологий. Подобного рода операции организованы в процессе взаимодействия полиции и представителей частного сектора с целью выявления контрольных и командных серверов, распространяющих вредоносные программы. В результате их проведения на территории Азиатско-Тихоокеанского региона было выявлено около 270 скомпрометированных веб-сайтов, к их числу относятся и различные правительственные порталы. Колоссальную роль в осуществлении подобных операций Интерпол сыграл также на пространствах Северной и Южной Америки. Результатом совместной работы стало выявление 26 скомпрометированных правительственных вебсайтов, шести хакерских группировок, ряда преступников-одиночек и получение информации примерно
о 40 случаях фишинга, а также распространения вредоносного программного обеспечения7.
Кроме того, в рамках Интерпола функционирует служба по кибернетическим возможностям Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (далее — АСЕАН), которая оказывает АСЕАН содействие в проведении различных операций и кибер-расследо-ваний. Указанная служба основана в 2018 г. при содействии Министерства внутренних дел Сингапура и осуществляет поддержку сотрудников правоохранительных органов в борьбе с киберпреступностью посредством оказания поддержки в рамках проведения расследований и оперативной координации, а также развития разведывательной деятельности8.
Следует также отметить, что Интерпол вносит значительный вклад в подготовку специализирующихся в рассматриваемой области полицейских кадров при помощи организации семинаров, электронного обучения в целях реализации возможностей полиции идти в ногу со временем. Предусмотрены практические занятия, предполагающие моделирование приближенных к реальности сценариев развития событий. Инновационным направлением исследований Интерпола представляется разработка алгоритма действий представителей правоохранительных органов различных государств, обнаруживших беспилотники или другие информационные технологии, предположительно используемые в целях реализации преступной деятельности, к примеру, дистанционного наблюдения или транспортировки запрещенных предметов. С 5 по 16 ноября 2018 г. проводились мероприятия, в результате которых эксперты по дронам из Великобритании, США, Ливана, Нидерландов, Болгарии, Испании провели экспериментальные испытания более десяти типов бес-пилотников. После чего последовала симуляция действий, которые необходимо предпринять сотрудникам правоохранительных органов. Результаты мероприятия сформированы в глобальные рекомендации, которые представляют собой совокупность мер оперативного реагирования, предпринимаемых в случае обнаружения дронов, а также иных информационных технологий, предположительно используемых в целях осуществления преступной деятельности9.
Подводя итоги, необходимо выделить следующие направления развития универсальных механизмов сотрудничества государств по противодействию преступлениям в сфере информационных технологий:
4 Официальный сайт Интерпола // URL://https://www.inter-pol.int/Crimes/ Cybercrime
5 Там же.
6 Там же.
7 Там же.
8 Там же.
9 Там же.
1) разработка и внедрение эффективных мер предупреждения преступлений в сфере информационных технологий;
2) поддержка и развитие потенциала регионального сотрудничества в исследуемой области;
3) вовлечение в процесс осуществления противодействия транснациональным преступлениям в сфере информационных технологий представителей гражданского общества и частного сектора;
4) содействие в подготовке полицейских кадров, специализирующихся на различных направлениях противодействия преступлениям в сфере информационных технологий;
5) активное внедрение и использование современных информационных технологий в целях решения задач правоохранительной деятельности.
Таким образом, универсальные механизмы международного сотрудничества по противодействию криминальной активности в области информационных технологий имеют колоссальное значение, поскольку лучшие специалисты всего мира консолидируют усилия в целях выявления наиболее результативных решений проблем, систематически возникающих в рассматриваемой сфере. Глобальные механизмы охватывают наибольшее количество участников, сообразно и результаты совместной деятельности играют большую роль в рамках всего мирового сообщества. Транснациональное сотрудничество на платформе универсальных механизмов оказывает положительное воздействие на укрепление плодотворных межгосударственных отношений, а также реализует эффективный обмен опытом и разработку новых форм международного сотрудничества.
Литература
1. Ализаде В.А., Волеводз А.Г. Судебная практика по делам о преступлениях в сфере незаконного оборота наркотиков, совершенных с использованием криптовалюты: от разных подходов к предложению единого понимания // Библиотека криминалиста. Научный журнал. 2018. № 1 (36). С. 306-333.
2. Гончар В.В. О важности формирования единообразного понятийного аппарата, необходимого для расследования преступлений в сфере компьютерной информации // Вестник экономической безопасности. 2018. № 1. С. 225-230.
3. Грицаев С.А., Степанченко А.А. Основные международно-правовые проблемы установления правопорядка в постконфликтных государствах // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 4. С. 139-143.
4. Каламкарян Р.А. Господство права Rule of Law в международных отношениях. М., 2014.
5. Козлова А.А. Международно-правовые основы сотрудничества государств в сфере противодействия незаконному обороту человеческих органов: Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2019.
6. Русскевич Е.А. Уголовное право и «цифровая преступность». Проблемы и решения. М., 2019.
7. Федулов В.И. Международно-правовые аспекты защиты компьютерной информации: Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2006.
8. Шалягин Д.Д., Пузырева Ю.В. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью. М., 2018.
9. Шиндер Д.Л. Компьютерная преступность перед лицом проблемы. СПб., 2015.
10. Шленкова А.И., Пузырева Ю.В. Актуальные вопросы регионального сотрудничества государств в борьбе с преступлениями международного характера // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2016.
References
1. Alizade V.A., Volevodz A.G. Sudebnaya praktika po delam o prestupleniyakh v sfere nezakonnogo oborota narkotikov, sovershennykh s ispol'zovaniyem kriptova-lyuty: ot raznykh podkhodov k predlozheniyu edinogo ponimaniya // Biblioteka kriminalista. Nauchnyy zhur-nal. 2018. № 1 (36). S. 306-333.
2. Gonchar V.V. O vazhnosti formirovaniya edino-obraznogo ponyatiynogo apparata, neobkhodimogo dlya rassledovaniya prestupleniy v sfere komp'yuternoy informatsii // Vestnik ekonomicheskoy bezopasnosti. 2018. № 1. S. 225-230.
3. GritsayevS.A., Stepanchenko A.A. Osnovnye mezh-dunarodno-pravovye problemy ustanovleniya pravopory-adka v postkonfliktnykh gosudarstvakh // Vestnik Mos-kovskogo universiteta MVD Rossii. 2015. № 4. S. 139-143.
4. Kalamkaryan R.A. Gospodstvo prava Rule of Law v mezhdunarodnykh otnosheniyakh. M., 2014.
5. Kozlova A.A. Mezhdunarodno-pravovye osnovy sotrudnichestva gosudarstv v sfere protivodeystviya ne-zakonnomu oborotu chelovecheskikh organov: Diss. ... kand. yurid. nauk. M., 2019.
6. Russkevich E.A. Ugolovnoe pravo i «tsifrovaya prestupnost'». Problemy i resheniya. M., 2019.
7. Fedulov V.I. Mezhdunarodno-pravovye aspekty zashchity komp'yuternoy informatsii: Diss. ... kand. yurid. nauk. M., 2006.
8. Shalyagin D.D., Puzyreva Yu.V. Mezhdunarod-noe sotrudnichestvo v bor'be s prestupnost'yu. M., 2018.
9. Shinder D.L. Komp'yuternaya prestupnost' pered litsom problemy. SPb., 2015.
10. Shlenkova A.I., Puzyreva Yu.V. Aktual'nye vo-prosy regional'nogo sotrudnichestva gosudarstv v bor'be s prestupleniyami mezhdunarodnogo kharaktera // Vestnik Barnaul'skogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. 2016.