УДК 338.46:643/645(470.345)
приоритетные направления решения проблем ресурсосбережения в сфере жкх республики Мордовия
н. в. корнеева,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и логистики E-mail: nvkorneeva@rambler. ru
и. н. гераськина,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и логистики
E-mail: geraskina82@mail. ru Мордовский государственный университет им. н. П. огарева
В статье анализируются основные проблемы организации ресурсосбережения в сфере жилищно-коммунального хозяйства Республики Мордовия. Конкретизируются приоритетные направления ресурсосбережения на современном этапе реформирования данного сектора, выявляются особенности организации ресурсосбережения в сфере жилищно-коммунального хозяйства и предлагаются способы решения проблем формирования ресурсосберегающих процессов в сфере жилищно-коммунального хозяйства исследуемого региона. Рассматривается механизм финансово-экономического обеспечения предлагаемых мероприятий по ресурсосбережению предприятий ЖКХ.
Ключевые слова: ресурсосбережение, жилищно-коммунальное хозяйство, энергоаудит, управление, программа, система, стимулирование.
Жилищно-коммунальное хозяйство в России — это многоотраслевой комплекс, обеспечивающий функционирование инженерной инфраструктуры зданий различного назначения и создающий удобства и комфортность проживания или нахождения в них граждан за счет предоставления им широкого спектра жилищно-коммунальных услуг. Другими словами, это та сфера, без которой невозможна
жизнедеятельность человека и города в целом, а качество предоставляемых жилищно-коммунальных услуг напрямую определяет качество жизни.
Современное развитие жилищно-коммунального хозяйства характеризуется высокой степенью монополизации рынка данных услуг, что является основной причиной всех существующих проблем в области ЖКХ. Эти проблемы заключаются в том, что договоры на коммунальное обслуживание заключаются формально и не обеспечивают минимальных стандартов качества обслуживания, а также:
- в недостаточном контроле качества предоставляемых услуг;
- в снижении инвестиций в коммунальное хозяйство;
- в продолжающемся росте износа основных фондов, снижении надежности и устойчивости систем инженерного обеспечения;
- в отсутствии реального механизма стимулирования ресурсосбережения;
Кроме того, реализация реформы ЖКХ сводится исключительно к увеличению доли оплаты населением коммунальных услуг.
Сложившаяся структура ЖКХ способна обеспечивать узкий круг коммунальных услуг низко-
го качества по высоким и одинаковым для всех типов потребителей ценам. Проведение реформы ЖКХ в значительной степени зависит от позиции региональных и местных властей, определяющих структуру управления и тарифы для ресурсоснаб-жающих предприятий.
Анализ хода реформы ЖКХ выявил ряд тенденций,
связанных с серьезными противоречиями между интересами федеральных и муниципальных властей, которые носят как объективный, так и субъективный характер. Эти противоречия можно разделить на две группы: политические и экономические (понимание и устранение этих противоречий — важный фактор успешного развития жилищно-коммунальной политики).
Политические противоречия. Преобразования в жилищно-коммунальном секторе связаны со структурной перестройкой и предполагают длительность, поэтапность и последовательность проведения мероприятий. Большинство руководителей органов местного самоуправления ставят перед собой краткосрочные политические цели, которые не всегда согласуются с целями долгосрочной жилищно-коммунальной политики.
Экономические противоречия. Проведение преобразований в жилищно-коммунальном секторе связано с коренным изменением функций органов власти. Открытие рынка работ и услуг, прозрачные процедуры регулирования локальных монополистов предполагают ситуацию, когда органы власти формируют правила в коммунальном секторе за счет принятия законодательных и нормативных документов, но сами они при этом не выступают ни хозяйствующими субъектами, ни прямыми административными руководителями. В связи с этим ключевая задача рыночных реформ заключается в уходе от административной экономики. Однако такая постановка вопроса не всегда совпадает с желаниями региональных и местных властей, стремящихся напрямую участвовать в экономическом процессе [4, с. 126].
Ключевые аспекты организации ресурсосбережения в сфере ЖКХ представлены на рис. 1.
Результаты проведенного анализа свидетельствуют о том, что на предприятиях ЖКХ Республики
Рис. 1. Ключевые аспекты организации ресурсосбережения в сфере ЖКХ
Мордовия отсутствует целостный подход к организации ресурсосбережения и используются лишь отдельные его элементы:
- слабо применяются ресурсосберегающие технологии;
- не разрабатываются собственные программы и политика ресурсосбережения;
- не проводится энергоаудит.
Анализируя предпринимавшиеся попытки организации системного подхода и организованного процесса ресурсосбережения в сфере ЖКХ Республики Мордовия, можно отметить, что, несмотря на имеющиеся в наличии объективные предпосылки для успешной реализации такого подхода, сколько-нибудь значимые результаты не были достигнуты по следующим причинам [5, с. 43]:
1) наличие системного подхода является одним из требований методических рекомендаций по разработке программ ресурсосбережения, однако в большинстве случаев программно-целевой метод излагается формально, также формально он и используется;
2) невозможность решения проблем ресурсосбережения и энергоэффективности только на федеральном уровне. Ресурсосбережение состоит из огромного множества технических, экономических, организационных мероприятий, привязанных к конкретным условиям и взаимоувязанных между собой. Их практическая реализация возможна только на уровне поселений. Именно отсутствие качественных программ для поселений предопределило и неудачу реализации программы федерального уровня;
3) неэффективность системы управления и отсутствие взаимоувязанной многоуровневой системы программ: «муниципальное образование — регион — Федерация». В результате этого — отсутствие единых политики, целей и задач;
4) отсутствие мотивации и стимулирования ресурсосбережения - либеральная логика «рынок во всем разберется» так и не сработала. В результате, ресурсосберегающие мероприятия по умолчанию рассматривались как затратные, не позволяющие получать дополнительные выгоды, экономию и прибыль;
5) отсутствие инфраструктуры рынка ресурсосбережения, начиная с регламента осуществления деятельности энергосервисных компаний. Не сформированы правила оценки эффективности ресурсосберегающих мероприятий, приводящие к отсутствию предпосылок развития бизнеса и, как следствие, отсутствуют частные инвестиции, которые являются основным двигателем повышения энергоэффективности.
Как показало исследование, результатом воздействия ранее перечисленных факторов стало падение роли и значения самого процесса ресурсосбережения. Ремонты объектов коммунальной инфраструктуры осуществлялись в основном по принципу восстановления исходных характеристик, без учета появления новых технологий и возможности повышения энергоэффективности.
Организацию ресурсосбережения целесообразно начинать в первую очередь с определения трендов и задач их достижения. Конечными целями организации ресурсосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве Республики Мордовия, на взгляд авторов, являются:
— создание организационных, правовых, экономических и технологических условий, обеспечивающих повышение энергоэффективности сектора жилищно-коммунального хозяйства;
— стабилизация финансово-экономического и технического состояния коммунальных предприятий;
— снижение издержек производства и себестоимости услуг предприятий жилищно-коммунального хозяйства;
— повышение качества оказываемых услуг;
— создание условий, при которых коммунальные предприятия будут заинтересованы в снижении собственных издержек и проведении ресурсосберегающих мероприятий;
— формирование предпосылок привлечения частных инвестиций для финансирования, реконструкции и развития коммунальной инфраструктуры;
— минимизация потерь ресурсов в процессе производства и транспортировки;
— оптимизация потребления коммунальных ресурсов, вовлечение неиспользуемых источников энергии и ресурсов;
— стабильное и планомерное развитие жилищно-коммунального сектора в целом.
Комплексный подход к реализации мероприятий ресурсосбережения в жилищно-коммунальной сфере Республики Мордовия целесообразно подготовить в виде нескольких важнейших направлений, где ресурсосбережение рассматривается в качестве:
— ресурса для возвращения инвестиций в развитие жилищно-коммунального хозяйства;
— процесса повышения качества услуг, предоставляемых населению, их соответствия принятым стандартам;
— системы учета ресурсов, позволяющей четко определить объем потребления топливно-энергетических ресурсов и уровень потерь по всей технологической цепи от производителя до потребителя;
— энергосберегающих технологий (снижение нерационального потребления ресурсов);
— взаимовыгодных взаимоотношений между поставщиками услуг и их потребителями, направленных на смягчение социальной напряженности в результате перехода на полную оплату коммунальных услуг населением [3, с. 156].
В Республике Мордовия с императивом решения основных проблем ресурсосбережения важно выполнить задачи, представленные в таблице.
Рассмотрим три основных тренда решения задач ресурсосбережения.
1. Экономия расходования ресурсов и снижение теплопотерь. Ресурсосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве связано с осуществлением комплекса инженерно-технических мероприятий, где важное значение имеют теплоизоляция, увеличение термического сопротивления ограждающих конструкций зданий и т. д. К мероприятиям модернизации систем тепло- и водоснабжения относятся:
— замена ЦТП на ИТП, внедрение децентрализованных источников теплоснабжения;
— постепенная замена старых трубопроводов на новые, более экономичные;
— внедрение систем автоматизированного управления, замена насосов с завышенной установленной мощностью;
— реконструкция тепловых пунктов с применением эффективного оборудования;
- использование аппаратуры контроля и диагностики состояния внутренней поверхности оборудования и систем водо- и теплоснабжения;
- применение новейших методов и технологий по очистке теплообменного оборудования, котлов, систем водоснабжения и скважин;
- оптимизация процессов горения в топках котлов и внедрение оптимальных графиков регулирования с использованием средств автоматики и контроля, перераспределение тепловых нагрузок за счет тепловых сетей;
- проведение режимно-наладочных работ в тепловых сетях и системах отопления и горячего водоснабжения зданий.
Важным инженерно-техническим мероприятием ресурсосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве Республики Мордовия может стать использование нетрадиционных источников энергии. Их использование должно рассматриваться как одно из перспективных направлений ресурсосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве, являющееся одновременно одним из аспектов решения экологических проблем [2, с. 30].
Стратегическим вектором решения проблем ресурсосбережения, на взгляд авторов, является увеличение экономии при неизменных затратах. Достижение этого без привлечения дополнительных
затрат в жилищно-коммунальное хозяйство можно обеспечить за счет сокращения всех видов утечек ресурсов и снижения их расхода на собственные нужды, что является резервом роста объема продукции, за счет чего можно обеспечить увеличение экономии и эффективности без привлечения дополнительных затрат.
2. Учет и регулирование потребления ресурсов в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Установление приборов учета производства (у производителей) и реализации (у потребителей) услуг позволяет выявить основные участки их потерь, способствует формированию культуры рационального потребления ресурсов. Однако, как показывает российская практика, задача установки приборов учета осложняется наличием юридических, технических, финансовых и психологических аспектов.
Другим аспектом проблемы является то, что технические характеристики большинства зданий, построенных несколько десятков лет назад, не позволяют установить приборы учета воды, газа и тепла. Психологический фактор проблемы установки приборов учета ресурсов ЖКХ проявляется в низкой культуре потребления и стремлении к бесплатному их использованию. Важным становится вопрос учета узлов тепловой энергии: их число за последнее время резко возросло, что заставляет за-
Основные задачи ресурсосбережения в сфере жилищно-коммунального хозяйства
Сфера деятельности Задачи
Экономическая Сокращение непроизводительной расходной части бюджета, направляемой на энергетические затраты в коммунальном хозяйстве и бюджетной сфере
Пополнение доходной части бюджета за счет развития производств, выпускающих энергосберегающую продукцию
Снижение удельного потребления ресурсов на единицу оказываемых услуг предприятий и организаций
Снижение удельного потребления энергоресурсов на душу населения
Снижение доли бюджетных расходов, направляемых в качестве дотаций на потребление энергетических ресурсов
Сокращение прямых (расчетных) потерь энергетических ресурсов в инженерных сетях
Совершенствование систем тарифов, стандартизации, сертификации и метрологии, направленных на ресурсосбережение
Политическая Повышение энергоэффективности ЖКХ субъектов РФ. Снижение зависимостей от объемов, сроков, качества поступающих в них ресурсов
Стабильность политической ситуации в РФ
Рост удовлетворения населения результатами деятельности органов управления
Производственная Расширение и наполнение рынка техническими средствами учета энергоресурсов
Экологическая Сокращение выбросов в окружающую сферу и приведение качества воды к экологическим стандартам
Техническая Повышение эффективности использования энергии на предприятиях ЖКХ
Внедрение энергосберегающих технологий, оборудования и материалов, снижение потерь в инженерных сетях
Повышение теплозащиты зданий и сооружений
думаться поставщиков о способах контроля за потребителями и о контроле за собственными узлами учета. Поскольку установка приборов учета услуг у потребителей требует значительных единовременных вложений, отдача от которых начнется только через полгода — год, то отсутствие финансовых ресурсов становится значительной преградой при решении данной проблемы. Источником финансирования мероприятий по установке приборов учета могут стать средства федерального, региональных и местных бюджетов, а также средства, полученные в результате экономии от внедрения энергосберегающих программ.
3. Создание экономического механизма ресурсосбережения в ЖКХ. Для решения задач ресурсосбережения в ЖКХ необходимо создать эффективный экономический механизм, включающий в себя рыночные стимулы и четкие меры по поддержке мероприятий ресурсосбережения. К основным мероприятиям этого направления следует отнести:
— предоставление органам местного самоуправления и субъектам Российской Федерации поручительств по кредитам, взятым на реализацию ресурсосберегающих проектов;
— закрепление в распоряжении организаций ЖКХ экономии, полученной в результате реализации мер по ресурсосбережению, при условии, что эти средства будут использоваться для погашения долгов, взятых на проведение ресурсосберегающих мероприятий;
— разработка системы тарифообразования при оказании коммунальных услуг, согласованной с объемами и структурой потребления населением тепло- и электроэнергии, воды, природного газа, и введение на этой основе дифференцированных тарифов на коммунальные услуги, в том числе позволяющих осуществлять взимание повышенной платы за сверхнормативное потребление коммунальных услуг по периодам суток.
Наиболее важным, на взгляд авторов, в решении проблем ресурсосбережения является обеспечение заинтересованности в этом потребителей, производителей ресурсов жилищно-коммунального хозяйства, региональных и местных властей. Эффективное решение проблемы невозможно без личной заинтересованности производителей и потребителей ресурсов. Это является залогом огромной экономии средств и оздоровления экологии. Задача формирования экономической заинтересованности принципиально важна для повышения эффектив-
ности работы жилищно-коммунального комплекса. Ее решение обеспечит:
- улучшение качества жилья;
- снижение стоимости жилищно-коммунальных услуг;
- инициирование процесса ресурсосбережения у поставщиков ресурсов;
- переориентацию расходов в жилищно-коммунальном секторе с текущих на капитальные.
Для решения задач ресурсосбережения в республике необходимо принимать решения о пределах сумм, зачисляемых в бюджет республики, по льготному налогообложению. Крайне важно установить порядок предъявления населению размеров оплаты коммунальных услуг в зависимости от фактического потребления по приборам учета. Кроме перечисленного, необходимо разработать:
- нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг и правила оценки физического износа жилых зданий;
- требования к проектно-сметной документации на ремонт и реконструкцию;
- положения об организации и проведении проверки технического обслуживания и ремонта жилых зданий.
Приоритетным для республики является развертывание компании по информированию населения, включая использование наглядной агитации для эффективного внедрения систем учета ресурсов по инициативе потребителей. Необходимо организовать систему сбора заявок от организаций и населения на установку средств учета тепла и воды коллективного и личного пользования. Пропаганда сама по себе не может решить вопросов повышения эффективности использования ресурсов ЖКХ, но ее отсутствие существенно снизит результативность реализации программ энергоресурсосбережения [4, с. 124].
Таким образом, достижение поставленных целей не может происходить автоматически. Для этого необходимы целенаправленная организация и управление соответствующими процессами за счет воздействия на факторы ресурсосбережения с помощью соответствующих методов. Очевидно, что в основе решения данной проблемы должна лежать глубокопродуманная политика, определяющая целесообразность того или иного направления расходования ресурсов.
Ключевым вопросом организации ресурсосберегающей деятельности является вопрос о финан-
сировании ресурсосберегающих мероприятий. В настоящее время в России существуют следующие возможности привлечения дополнительных денежных средств в жилищно-коммунальное хозяйство для целей ресурсосбережения:
1) бюджетные средства:
- сэкономленные дотации, выделяемые на оплату тепла;
- средства на подготовку к зиме;
- сэкономленные средства, выделяемые на проведение капитального ремонта; целевое финансирование из городского бюджета.
2) средства населения, которые складываются:
- из стоимости сэкономленной тепловой энергии;
- из введения энергосберегающей составляющей в квартплату;
- из повышения ставок отчислений на капитальный ремонт в составе платежей за жилищно-коммунальные услуги;
3) средства тепловых компаний, сэкономленные за счет ресурсосберегающей компоненты в составе тарифа на тепло;
4) средства жилищно-коммунального хозяйства и другие средства (кредитные ресурсы, консолидированные внебюджетные средства, частный капитал и пр.).
В современных условиях в нашей стране финансирование мероприятий по ресурсосбережению могут обеспечить лишь органы местного самоуправления за счет средств местного бюджета и бюджетов других уровней. Поэтому состояние местного бюджета играет первостепенную роль в рассматриваемом вопросе.
Основным вариантом получения бюджетных средств является включение проектов по ресурсосбережению в целевые программы различного уровня (республиканские, федеральные, международные), а также выделение их отдельной строкой при формировании бюджета средств, необходимых для проведения ресурсосберегающих мероприятий в секторе. Однако в любом случае принятию решения о выделении средств должно предшествовать представление соответствующих технико-экономических обоснований или бизнес-планов. При инвестировании в ресурсосберегающие мероприятия бюджетных средств необходимо осуществлять обязательную оценку эффективности проектов, отражающую влияние результатов реализации инвестиционных проектов на доходы и расходы местных бюджетов.
Хозрасчетные негосударственные структуры должны получать средства из бюджетных источников только по результатам конкурса и на возвратной основе. Предпочтение здесь должно отдаваться быстроокупаемым инвестиционным проектам со сроком реализации 2-3 года. Также эффективным методом финансирования является предоставление бюджетных гарантий под займы.
На цели ресурсосбережения может также направляться часть средств, предусмотренных в местном бюджете на финансирование развития и текущей деятельности жилищно-коммунального хозяйства. Эти средства, на взгляд автора, в первую очередь должны использоваться на установку приборов учета в организациях бюджетной сферы. Эффективность использования указанных средств должна определяться по критерию сокращения потребности в бюджетных средствах, направленных в виде дотаций предприятиям жилищно-коммунального хозяйства. Целесообразно создавать муниципальные финансово-кредитные системы, обеспечивающие поддержку целевых ресурсосберегающих программ в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Авторы считают, что механизмы финансово-экономического обеспечения мероприятий по ресурсосбережению должны включать в себя сбалансированные системы стимулирования и принуждения к ресурсосбережению. Особо интересен «револьверный» механизм финансирования, заключающийся в том, что организации, выполняющей ресурсосберегающие работы на объектах бюджетной сферы, выделяется из бюджета начальный объем финансирования, значительно меньший требуемого объема для финансирования работ на всех объектах, но достаточный для выполнения ресурсосберегающих работ на части объектов. В результате выполнения части работ ресурсопользо-вание на существующих объектах снизится, и для них можно уменьшить объем бюджетных дотаций. При этом часть полученной экономии бюджетных средств направляется на погашение полученных инвестиций, а часть используется для целевого аккумулирования средств, направляемых на финансирование ресурсосберегающих работ в следующей группе объектов. Дальнейшее финансирование может осуществляться совместно из бюджета и из аккумулированных средств. В зависимости от величины начального финансирования, сроков окупаемости проектов и доли реинвестированных сэкономленных средств наступит момент, когда
аккумулированных средств хватит для финансирования работ, а бюджет, не инвестируя в программу, получит возможность снижения объема дотаций на ресурсопотребление объекта бюджетной сферы. За счет средств республиканского и местного бюджетов могут финансироваться ресурсосберегающие мероприятия и на объектах, где расходы на ресурсы оплачиваются из федерального бюджета. Однако это возможно при условии, что после установки приборов учета объекту присваивается статус опытного полигона. Расчеты за ресурсы должны производиться по действующей системе до тех пор, пока не окупятся все вложения и не будет получена определенная прибыль. Такой подход позволит косвенным способом использовать средства федерального бюджета (полученная прибыль используется для финансирования ресурсосберегающих мероприятий).
Важную роль в привлечении финансовых средств играет многоканальность источников финансирования ресурсосберегающих мероприятий. Ресурсосберегающие проекты могут быть реализованы разными способами в части организации схем финансирования. Важным источником капиталовложений в ресурсосберегающие мероприятия является долговое финансирование. Его суть сводится к проведению ресурсосберегающей реконструкции на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства за счет заемных средств, а так же к выплате долга из полученной в результате проведения ресурсосберегающих мероприятий экономии. Данный способ позволяет наиболее эффективно осуществлять инвестиции в жилищно-коммунальное хозяйство [1, с. 138]. Преимущества долгового финансирвания обусловлены следующими обстоятельствами:
1) экономическая целесообразность. Необходимо отметить, что размеры инвестиций в проекты ресурсосбережения, как правило, велики. Их полноценное финансирование из бюджета в рамках относительно короткого строительного периода либо невозможно, тогда строительство и реконструкция оттягивается на неопределенный срок, либо бремя расходов бюджета слишком велико, и инвестиции осуществляются за счет других не менее важных статей расходов. Долговое финансирование позволяет провести ресурсосберегающие мероприятия без отсрочек, распределить бремя расходов на несколько лет;
2) экономическая привлекательность. В качестве источников погашения заемных средств, взятых на реализацию проекта, могут использоваться
средства, сэкономленные в результате сокращения себестоимости производства дорогостоящих коммунальных услуг;
3) социальная справедливость. В мировой практике принято распределять бремя инвестиций в общественный сектор экономики на тех, кто реально пользуется производимыми ею благами и услугами. Городская инфраструктура служит многие десятки лет, поэтому наиболее справедливой моделью, с этой точки зрения, являются долгосрочные заимствования с последующим инвестированием полученных средств в городскую инфраструктуру и выплатами по долгам в течение относительно долгосрочного периода. Таким образом, может быть достигнута справедливость в распределении бремени финансирования инвестиций между несколькими поколениями пользователей.
Авторы считают, что важным источником инвестиций в ресурсосберегающие мероприятия могут стать амортизационные отчисления при их аккумулировании на специальных счетах и целевом использовании. Однако согласно нормативным документам амортизационные отчисления по жилым зданиям не начисляются. Причем необходимо отметить, что к «жилым зданиям» относится и комплекс инженерного оборудования, находящийся в них.
Таким образом, источники инвестиций существуют, но они в жилищно-коммунальном хозяйстве работают слабо. Любой инвестор ставит основным условием предоставления своих средств для инвестирования ресурсосбережения гарантию их возврата. Можно констатировать, что в настоящий момент не существует отработанных схем по аккумулированию и выплате средств для возврата инвестиций. В зарубежных странах такой проблемы нет, так как население в состоянии оплатить большую часть мероприятий в области ресурсосбережения в жилищном фонде. В российских условиях эта проблема имеет первостепенное значение из-за крайне низкой платежеспособности населения.
Авторская схема финансовых потоков для финансирования ресурсосберегающих мероприятий представлена на рис. 2.
Основным источником возврата инвестиций являются бюджетные средства. В качестве обеспечения возврата долгов, взятых на ресурсосбережение, может направляться часть средств местного бюджета, ранее предназначавшихся для финансирования развития и текущей деятельности предприятий жилищно-коммунального хозяйства, высвобожден-
Средства тепловой компании
(включение в тариф на тепло (воду) дополнительной инвестиционной составляющей)
Источники возврата инвестиций в ресурсосберегающие мероприятия
Средства ЖКХ
Оплата аренды энергосберегающего оборудования на правах лизинга.
Повышение платы за аренду нежилых помещений при улучшении их комфортности. Другие средства.
Средства населения
Бюджетные средства
Стоимость сэкономленной тепловой энергии (воды) до и после проведения ресурсосберегающих мероприятий. Введение дополнительной инвестиционной составляющей в оплату жилья и КУ. Включение отчислений на капитальный ремонт в состав квартплаты
Сэкономленные дотации, выделяемые на оплату тепла.
Сэкономленные средства, выделяемые на проведение капитального ремонта. Средства на подготовку к зиме.
Целевое финансирование
Источники финансовых потоков:
из тарифов на тепло на уровне производителя из оплаты населением услуг тепловодоснабжения из оплаты населением услуг по техническому обслуживанию жилых зданий выделение средств при оплате жилья и коммунальных услуг(составляющая «капремонт»)
Рис. 2. Источники возврата инвестиций в ресурсосберегающие мероприятия жилищно-коммунального хозяйства
ных в результате реализации ресурсосберегающих проектов. Источником погашения долга может стать возникающая в результате проведения ресурсосберегающих мероприятий экономия, возникающая:
- за счет установки современного экономического оборудования;
- за счет сокращения потерь в результате проведения реконструкции;
- за счет уменьшения расходов на текущий ремонт объектов ЖКХ в результате проведенной реконструкции.
Наиболее предпочтительным видом обеспечения возврата долга являются платежи населения за коммунальные услуги, поскольку:
во-первых, задолженность по платежам за коммунальные услуги, поступающим от населения, наименьшая по сравнению с задолженностью других категорий пользователей;
во-вторых, ликвидность платежей от населения наиболее высокая, так как население за предоставленные коммунальные услуги платит «живыми деньгами».
Возможным источником возврата инвестиций в ресурсосберегающие мероприятия могут стать и собственные средства жилищно-коммунального хозяйства, полученные в качестве платы за аренду энергосберегающего оборудования на правах лизинга, а также за счет повышения платы за аренду нежи-
лых помещений при улучшении их комфортности. Коммунальное предприятие может использовать в качестве залога по кредитам коммерческих банков права требования оплаты предоставленных услуг. В залог необходимо передавать лишь часть платежей, сумма которых покрывает суму долга, процентов по нему, величину, эквивалентную ожидаемым неплатежам. Источниками возврата инвестиций могут стать введение дополнительной инвестиционной составляющей, отчисления на капремонт в составе квартплаты.
В заключение отметим, что вся политика в сфере жилищно-коммунального хозяйства в последние годы направлена на сдерживание роста цен. И потому как в стране, так и в регионе нередко устанавливаются тарифы ниже уровня, обеспечивающего возмещение коммунальными службами издержек на производство услуг. Однако, как свидетельствует мировой опыт, экономия на оплате ресурсов сопровождается одновременным ростом квартплаты. И здесь необходимо действовать в соответствии с принципом: размер платежей за коммунальные услуги после проведения ресурсосберегающих мероприятий не должен существенно повыситься при прочих равных условиях. Иначе становится нецелесообразным само проведение ресурсосберегающих мероприятий, являющихся важной составляющей реформирования жилищно-коммунального хозяйства.
Список литературы
1. ГераськинаИ. Н. Стратегический маркетинг: формирование сбалансированной модели управления промышленным предприятием: монография. Саранск, 2011. 208 с.
2. Гераськина И. Н. Внешний контекст функционирования предприятий электронной промышленности в условиях транзитивной экономики // Вестник НИИ гуманитарных наук при правительстве Республики Мордовия: научный журнал. 2012. № 1 (21). С. 27—35.
3. Кильдюшкина И. Г., Гераськина И. Н. Развитие градостроительной промышленной политики в Саранске / Пространственное развитие России: проблемы, вызовы, стратегии: материалы Всерос-
сийской научной конференции. Саранск, 11—12 октября 2012 г. Саранск: Изд-во Мордовского гос. ун-та. 2012. С. 152—166.
4. Корнеева Н. В. Основные проблемы развития малого бизнеса в сфере жилищно-коммунального хозяйства / Опыт и проблемы социально-экономических преобразований в условиях трансформации общества: регион, город, предприятие: сборник статей VIII Международной научно-практической конференции / мНиЦ ПГСХ. Пенза: РИО ПГСХ. 2010. С. 125—127.
5. КорнееваН. В., ШведоваМ. В. Государственное стимулирование инновационной активности // Системное управление: электронное периодическое издание. 2009. № 2. С. 41—50.