СТОЛЯР И.В.
К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ ГОРОДА
СП
Преодоление затянувшегося кризиса в жилищно-коммунальном хозяйстве (далее - ЖКХ), обеспечение устойчивого развития отрасли, является важной государственной задачей и требует коренного реформирования экономики, организации и управления в этой сфере. Кроме этого, решение проблем ЖКХ является необходимым условием развития муниципалитетов.
Основными проблемами отрасли являются сохранение административных принципов управления отраслью, значительный износ основных фондов, недоступность долгосрочных ¡5 инвестиционных ресурсов для организаций коммунального комплекса, несовершенство та-^ рифного регулирования, устаревшие технологии и как итог - неудовлетворенность населе-X ния качеством услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
^ Одним из ключевых направлений реформы отношений в отрасли долгое время являлось ^ преобразование системы управления объектами в отрасли, однако достигнутые результаты в
этом направлении трудно охарактеризовать как удовлетворительные. Ш Масштаб и глубина проблем, обозначившихся в процессе реформирования ЖКХ, требуют | организации более эффективного взаимодействия всех участников отношений в отрасли, а I- также устранения существующей нечеткой координации действий между различными уров-нямивласти.
ц В целях совершенствования системы управления ЖКХ на муниципальном уровне, авто-□ ром предлагается система мероприятий, способствующих достижению высокой социальной ^ и экономической эффективности функционирования отрасли.
0 Совершенствование системы управления ЖКХ на муниципальном уровне должно осуществляться путем:
- демонополизации жилищных услуг через предоставление на рынке равных условий ± частным и муниципальным предприятиям;
а - создания условий для развития системы общественного самоуправления в жилищной сфере; ® - появления профессиональных управляющих многоквартирными жилыми домами;
1 - привлечения в коммунальную сферу частных компаний на основе долгосрочных контрактов; о - внедрения современных технологий управления и энергосбережения.
0 Указанные мероприятия будут способствовать улучшению качества оказываемых жи-
1 лищных и коммунальных услуг населению, помогут привлечь дополнительные финансовые ^ ресурсы в отрасль.
Государство, сфокусировавшись на обеспечении роста доступности жилья для населе-^ ния, упустило из внимания такую важную нерешенную проблему как капитальный ремонт ^ жилищного фонда. Федеральная целевая программа "Жилище" не предусматривает никаких
2 мероприятий, направленных на решение этой задачи, в то время как вопрос финансирования 2 капитального ремонта жилья является не менее острым, чем строительство нового жилья для 9 большинства городов страны.
т В настоящее время на муниципальном уровне необходима разработка программы капи-^ тального ремонта жилищного фонда. Такая программа должна предусматривать проведение
0 обследования состояния жилья в городе, которое должно служить основой для определения ^ размера участия бюджета в оплате работ по капитальному ремонту с соблюдением принципа ¡Е "больший износ жилого дома - большее участие бюджета в оплате капитального ремонта". ^ Разработка подобных документов должна содержать различные инструменты: софинан-™ сирование из разных источников (бюджет, средства собственников, средства управляющих § компаний, банков), выдачу бюджетных кредитов, предоставление муниципальных гарантий, ^ субсидирование процентных ставок по кредитам и т.п. Такие муниципальные программы
1 должны быть увязаны с принятыми на региональном и федеральном уровне аналогичными ^ нормативными актами.
§ Необходимо отметить положительный сдвиг в решении вопроса капитального ремонта
о
I—
ш
0)
многоквартирных жилых домов - разработка Правительством РФ проекта закона о создании
Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Целью деятельности Фонда будет являться содействие реформированию ЖКХ, формированию эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрению современных ресурсосберегающих технологий, созданию безопасных и комфортных условий проживания населения путем финансовой поддержки проведения капитального ремонта многоквартирных домов и переселения граждан из аварийного жилищного фонда. Однако, очевидно, что создание такого Фонда не решит всех существующих проблем в этой сфере.
В настоящее время все уровни власти должны активно создавать условия не только для строительства нового жилья, но и для качественного содержания и ремонта существующего жилищного фонда.
Необходима помощь органов местного самоуправления в разработке и внедрении механизма накопления и использования средств населения на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных жилых домов. Этот механизм должен обеспечивать сохранность накопленных средств населения, целевое их использование, а также невозможность злоупотреблений со стороны управляющих организаций. П
В целях решения задачи повышения эффективности управления объектами коммуналь- ¡5 ной инфраструктуры необходимо обеспечить: о
- установление среднесрочных тарифов, увязанных с производственными и инвестици- т онными программами предприятий;
- включение инвестиционной составляющей в тарифы на коммунальные услуги, увели- □ чение амортизационных отчислений вследствие переоценки основных фондов;
- переход к долгосрочным тарифным планам в случае заключения соглашений концес- Ш сионного типа; 2
- замену финансового аудита регулирующих органов системой мониторинга за достиже- |-нием предприятием коммунальной сферы поставленных целей;
- методическое и организационное сопровождение эффективного тарифного регулиро- д вания на муниципальном уровне; □
- утверждение тарифов на подключение к системам коммунальной инфраструктуры для ^ обеспечения их устойчивого развития. О
Крайне негативно на развитии коммунальной сферы сказывается отсутствие современ- 0 ной, актуальной градостроительной документации - во многих муниципальных образовани- ф ях она утверждена более 25 лет назад, что значительно затрудняет планирование пространс- ё твенного развития города и размещение объектов жилищно-коммунального комплекса. а Разработка современной градостроительной документации является основой для проведения | комплексного планирования развития коммунальных систем муниципальных образований. ^
Активное взаимодействие государства и частного бизнеса должно изменить форму воз- о действия органов местного самоуправления на муниципальное имущество. В зависимости о от вида соглашений участие бизнеса в государственно-частном партнерстве может состоять ^ в финансировании, строительстве и текущем обслуживании объектов инфраструктуры или оказании частным предприятием определенного вида социальных услуг. Стимулирование & развития бизнеса в коммунальной сфере на основе государственно-частного партнерства ^ является одной из задач, направленных на нормализацию ситуации с предоставлением на- о селению коммунальных услуг. Анализ основных моделей управления объектами коммуналь- £5 ной инфраструктуры показал, что наиболее подходящей моделью для современных условий 2 в России является привлечение частного бизнеса на основе концессионных соглашений для управления объектами инженерной инфраструктуры, находящимися в муниципальной собственности. Причем этот процесс должен осуществляться только путем проведения открытых торгов, исключая внеконкурсное заключение договоров управления. Таким образом, муни- £ ципалитеты должны превратиться из эксплуатирующих субъектов в субъекты, контролиру- ^ ющие процесс оказания коммунальных услуг с помощью системы мониторинга и целевых £ показателей деятельности выполнения обязательств частного оператора. ф
Важнейшую роль в реформировании жилищно-коммунального хозяйства играет снижение издержек при производстве услуг. Экономической основой этого процесса является § энергоресурсосбережение. Задача государственной власти и органов местного самоуправле- ф ния состоит в стимулировании внедрения и использования энергоресурсосбережения. При Е этом первоочередная роль отводится решению задач повышения эффективности использо- о вания энергоресурсов в ЖКХ и потребления энергоресурсов населением, а также снижения § нерациональных затрат предприятий отрасли. (Т)
СП
Несмотря на значительное количество принятых нормативных правовых актов на всех уровнях власти, а также исследований, посвященных проблеме энергоресурсосбережения, многие направления реформы в этой области так и остались нереализованными, не нашли поддержки в регионах и на местах. Часто причиной этого является отсутствие методологического, научно обоснованного, комплексного подхода к решению проблемы энергоресурсосбережения.
В качестве мероприятий, направленных на создание условий для эффективного внедрения энергоресурсосберегающих мероприятий в отрасли, как основы оптимизации затрат при оказании качественных жилищно-коммунальных услуг, назовем следующие: изменение схемы формирования лимитов потребления энергоресурсов организациями бюджетной сферы, разработка программ стимулирования внедрения ресурсосберегающих мероприятий (субсидирование части кредитов, процентной ставки за счет средств бюджетов, предоставление муниципальных гарантий), предоставление налоговых льгот на уровне регионов и муниципалитетов предприятиям, внедряющим и применяющим современные ресурсосберегающие технологии, информирование населения о современных энергосберегающих технологиях. [] Рост размера платы за коммунальные услуги стимулирует население более экономно использовать энергоресурсы. Однако в настоящее время такое стимулирующее действие еще незначительно. Нехватка информации о возможных мерах по повышению энергоэффективности не дает домохозяйствам возможность получать выгоды от снижения потребления воды, тепла и электроэнергии. Требуется осознание населением потребности в реализации таких
□ мер. Процесс вовлечения населения в ресурсосбережение должен сопровождаться формиро-]Е ванием заинтересованности в результатах этой деятельности, что может проявляться, напри° мер, в поощрении жителей, реализующих энергосберегающие мероприятия в своих жилищах. ^ Такое поощрение может выражаться либо в уменьшении размера платежей за коммуналь-
□ ные услуги, либо предоставлении дополнительных услуг и т.д. По результатам проведенных О энергосберегающих мероприятий в квартире, один раз в год должен производиться перерасчет оплаты за коммунальные услуги в сторону уменьшения. Подобные мероприятия могут осуществляться как собственниками жилья (стимул - снижение оплаты), так и поставщика-
о ми ресурсов (стимул - снижение неэффективного потребления, что снимает необходимость £ строительства новых мощностей). Кроме использования материальных стимулов экономии о энергии, можно также обеспечивать жителей информацией о том, какие результаты дают их ш усилия по экономии электроэнергии. Помимо этого могут быть применены и другие методы
стимулирования такого поведения населения. о В настоящее время одним из препятствий для решения проблем в жилищно-коммуналь-о ной сфере является сложившийся в течение многих десятков лет менталитет человека с его ^ позицией потребителя жилищно-коммунальных услуг. Реализация жилищно-коммунальной ™ реформы невозможна без адаптации общественного сознания к новым рыночным условиям £1 и формирования слоя ответственных "собственников", а не "жильцов", для чего необходима < организационно-пропагандистская и информационно-методическая работа с населением. о Население должно стать союзником экономических преобразований в отрасли, что возмож-о но только в случае видимых гражданами позитивных изменений в отрасли. Сегодня акту-о альной представляется необходимость повышения ответственности населения за состояние о имущества многоквартирных жилых домов. Вызванный происходящими в последние годы ¡2 преобразованиями ЖКХ, и связанный с ними перенос ответственности за содержание жилья
8 и оплату коммунальных услуг с государства на пользователей этих услуг не произошел, иж-^ дивенческое поведение все еще присуще населению.
£ Формирование у жителей чувства собственника, а соответственно, и ответственности за ф принадлежащее ему имущество - одна из задач государства при проведении реформы жилищно-коммунального хозяйства. Новая система экономических отношений предполагает принци-§ пиальное изменение функций субъектов управления, механизмов их взаимодействия и, прежде ® всего, превращение потребителя услуг ЖКХ в активного участника процесса управления. | Следующей важной задачей отрасли является повышение эффективности бюджетных £ расходов, направляемых на реализацию проектов в ЖКХ, для чего предлагается реализация
9 следующих мероприятий:
^ - переход от дотирования организаций коммунального комплекса к финансированию це-
левых программ и реализации инвестиционных проектов;
- финансирование за счет бюджета только инвестиционной деятельности, связанной с развитием (модернизацией) систем коммунальной инфраструктуры (в первую очередь - экологических проектов);
- развитие механизмов софинансирования за счет средств бюджета и частных инвестиций развития и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры и капитального ремонта многоквартирных домов.
В современных условиях возникает задача преобразования механизма планирования капитальных расходов в местных бюджетах. При этом условием планирования является обеспечение согласованности целей финансирования с направлением стратегического развития территории, а также анализ и оценка эффективности бюджетных капитальных расходов. В муниципальных образованиях должны внедряться принципиально новые подходы к формированию и исполнению местных бюджетов, в том числе инвестиционных расходов бюджета. К ним, прежде всего, относятся бюджетирование, ориентированное на результат и перспективное финансовое планирование.
П
Часто реализация программных мероприятий капитального характера, направленных _л на решение задач, стоящих перед органами местного самоуправления, не ограничивается [] одним годом. При этом органы местного самоуправления сталкиваются с одной из проблем ю существующей схемы планирования - годичный горизонт планирования инвестиций и неопределенность объемов финансирования в среднесрочной перспективе. Это противоречит СП многолетнему характеру реализации крупных инвестиционных проектов, что приводит к от- И сутствию возможности адекватного мониторинга и оценки инвестиционной политики и ее долгосрочных бюджетных и социальных последствий. ^ Необходимо внедрение на практике многолетнего инвестиционного планирования, фор- о мирование трехлетних инвестиционных программ муниципальных образований. Планирование инвестиций должно быть интегрировано в общий бюджетный процесс, долгосрочные |\ инвестиционные планы должны быть увязаны с многолетним планированием ресурсов на их □ реализацию и стратегическими целями местных властей. ¡=у
Одним из основополагающих факторов эффективности системы управления ЖКХ является наличие адекватных обратных связей с управляемым объектом - это должно решаться
О
путем формирования системы показателей, характеризующих динамику изменения парамет- о
ров ЖКХ города. ю
Наряду с постановкой целей и задач в сфере управления ЖКХ, очевидна необходимость ^
построения системы показателей состояния жилищной и коммунальной сфер города для ^
оценки функционирования системы управления и для своевременного принятия управлен- §
ческих решений на муниципальном уровне. >
Эффективная система управления ЖКХ города должна базироваться на развитии инсти- £5
тута собственности, институциональном взаимодействии собственников жилья, субъектов °
управления жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры, а также органов ф
местного самоуправления. ^
а о
_ <
>
о
0
1_
0
1_
о о
СУББОТИН Т.П.
НЕКОММЕРЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ И ОСОБЕННОСТИ ЕГО
ФОРМИРОВАНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ о
о о о.
Человеческая деятельность в рамках современного общества очень разнообразна и многогранна. Одной из главных движущих сил многих видов деятельности служит обмен. В зависимости от характера обмена всю человеческую деятельность можно, с определенной степенью условности, разделить на две крупные сферы: коммерческую и некоммерческую. о В том случае, если результат деятельности - произведенный продукт (товар либо услуга) Ф обменивается на другие товары, услуги или деньги, мы имеем дело с коммерческой деятельностью. Такая деятельность осуществляется производителями (продавцами) с целью получения прибыли, которую можно назвать экономическим эффектом.
о ш
со
т
0
1 О
о