ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ (ФГОС) ВЫСШЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ БИОХИМИИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
Макарова Екатерина Леонидовна ассистент кафедры биохимии Воронежской государственной медицинской
академии имени Н.Н. Бурденко, РФ, г. Воронеж E-mail: [email protected] Земченкова Ольга Владимировна канд. биол. наук, ассистент кафедры биохимии Воронежской государственной
медицинской академии имени Н.Н. Бурденко, РФ, г. Воронеж
Миттова Валентина Олеговна канд. биол. наук, ассистент кафедры биохимии Воронежской государственной
медицинской академии имени Н.Н. Бурденко, РФ, г. Воронеж
PRIORITY AREAS FOR THE IMPLEMENTATION OF THE FEDERAL GOVERNMENT STANDARDS (GEF) HIGHER VOCATIONAL SCHOOLS FOR BIOCHEMISTRY MEDICAL STUDENTS
Ekaterina Makarova
assistant, Department of Biochemistry of Voronezh State Medical Academy
N.N. Burdenko, Russia, Voronezh Olga Zemchenkova
candidate of Science, assistant, Department of Biochemistry of Voronezh State
Medical Academy N.N. Burdenko, Russia, Voronezh
Valentina Mittova
candidate of Science, assistant, Department of Biochemistry of Voronezh State
Medical Academy N.N. Burdenko, Russia, Voronezh
АННОТАЦИЯ
Федеральные государственные образовательные стандарты требуют преобразования форм обучения и методов измерения результатов обучения, внедрения системы компетентностного подхода. Проблема поиска и выбора методов обучения является для отечественной педагогики центральной. Для достижения эффективности учебного процесса необходимо сочетание традиционных методов обучения и внедрение инновационных технологий.
ABSTRACT
Federal state educational standards require conversion forms of learning and methods of measurement of learning outcomes, the introduction of competence-based approach. The problem of search and selection of teaching methods is central to
national pedagogy. To achieve the educational process requires a combination of traditional teaching methods and innovative technologies.
Ключевые слова: Федеральные государственные образовательные стандарты; компетенции; интерактивные методы обучения.
Keywords: Federal state educational standards; competence; interactive teaching methods.
В связи с введением ФГОС третьего поколения принципиально меняется отношение к результатам обучения и, соответственно, к формам и методам их измерения. Если ранее оценка результатов обучения была представлена исследованием уровня знаний, умений и навыков обучающегося, то в соответствии с ФГОС оценка результатов освоения вида профессиональной деятельности носит комплексный, интегративный характер через степень сформированности у выпускника предусмотренных стандартом компетенций. Перед образовательными учреждениями стоит задача разработки методического обеспечения процессов формирования и оценки освоения компетенций. Реализация предложенных условий помогает в повышении профессиональной компетентности студентов, востребованных на рынке труда.
Как этот процесс может повлиять на эффективность обучения студентов биохимии медицинских ВУЗов? Движение к конечным целям определяется вкладом каждой дисциплины в конечный результат. Порядок изучения дисциплин соответствует логике развития клинического мышления: от фундаментальных знаний к специальным дисциплинам. Формирование профессиональных компетенций во многом зависит от применения в образовательной деятельности современных инновационных технологий. В учебном пособии «Теория и методика обучения в высшей медицинской школе» представлено проектирование системы обучения с учетом современных требований к высшему профессиональному образованию [1].
Для решения практических задач планирования и оценки результатов обучения используется классическая иерархия уровней подготовленности Б. Блума. На первом уровне студент должен воспроизвести запомнившуюся информацию. Для данного уровня усвоения материала по изучению биохимии используются следующие методики: чтение лекций, учебника, дополнительной литературы; графическое изображение формул, реакций. Второй уровень усвоения предполагает осознанное понимание студентами тех знаний и умений, которые они получили на занятии (выполнение практических заданий; программированное задание; проблемные вопросы; эвристическая беседа; учебная дискуссия, работа в малых группах). Третий уровень усвоения — продуктивный или творчески-воспроизводящий, предполагает
применение знания и умения в новой ситуации (решение ситуационных задач; выполнение исследовательского задания в соответствии с проектом; проблемный метод).
Проблема поиска и выбора методов обучения является для отечественной педагогики центральной. Особый интерес для любого творческого педагога всегда представляет вопрос о том, какие методы наиболее современны, наиболее эффективны. Привычные методы в контексте личностно ориентированной педагогики приобретают иную окраску. С помощью этих методов видоизменяются роли участников педагогического процесса — преподаватель становится помощником студентов: его цель не только «вооружение» знаниями, приемами, развитие познавательной сферы, но и формирование личностной зрелости будущих врачей [2, с. 103]. В практике медицинского образования закрепился термин «интерактивные методы обучения». В свое время он отражал общую тенденцию отхода педагогики от традиционных догматических пассивных методов обучения, в которых преподаватель выступал транслятором знаний, информации, а используемые им методы должны были облегчить студентам ее восприятие.
В учебном процессе обучения биохимии используются традиционные формы обучения, а также инновационные технологии, такие как
мультимедийные лекции, проблемное изложение, тестирование, рейтинговая система, ролевые игры, конференции, ситуационные задачи. Нами были опрошены студенты 2 курса. Им был задан вопрос: «Какие методы преподавания биохимии кажутся вам наиболее эффективными?»
Таблица 1.
Процент эффективности методов, используемых при обучении студентов
медицинского ВУЗа биохимии
Лекции Объяснительно-иллюстративный метод Мультимедий ный Лекции-визуализации
25 % 58,3 % 16,7 %
Практические занятия Дискуссия Ролевые игры Доклад с обсуждением
66,7 % 6,7 % 26,7 %
Семинар Конференция Реферат Доклад с обсуждением
66,7 % 0,5 % 33,3 %
Контроль Тестирование Индивидуальный опрос в ходе беседы Ситуационные задачи
20 % 53,3 % 26,6 %
В ходе проведенного опроса студентов было выявлено, что процент воспроизведения информации, полученной в результате прочтения мультимедийной лекции, гораздо выше, чем в результате использования материала без иллюстрации. Однако индивидуальный опрос учащихся позволяет глубже понять степень подготовленности по текущей теме занятияю
На основании полученных данных были сделаны выводы о том, что формальные приемы оценки знаний (например, тесты) превращаются только в инструмент выявления степени освоения необходимой информации. Критериями оценки эффективности обучения становятся показатели личностного роста студентов. Принцип индивидуализации предполагает ориентированность обучения не только на так называемого «среднего» студента, но и на «сильного» и «слабого» с учетом всех их возможностей. Упор
делается на решении реальных или моделируемых ситуаций, максимально приближенных к профессиональной жизни.
Система профессионального образования представляет собой социальный институт, эффективность работы которого определяет не только состояние страны в текущий момент, но и перспективы ее дальнейшего благополучия. Для достижения эффективности учебного процесса необходимо сочетание традиционных методов обучения и внедрение инновационных технологий.
Список литературы:
1. Есауленко И.Э., Пашков А.Н., Плотникова И.Е. Теория и методика обучения в высшей медицинской школе : учеб. пособие. Воронеж: Научная книга, 2011. — С. 383.
2. Кочкина Н.Л. Формирование речевой культуры педагога в процессе получения вузовского образования // Вестник Воронежского института МВД России. — 2007. — № 4. — С. 102—103.