Научная статья на тему 'ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ'

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МАСТЕР ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коновалов А.А., Ожиганова Д.А.

В ситуации изменений, происходящих в образовании, особую значимость для педагога представляет повышение уровня профессиональной компетенции. В связи с этим встает вопрос о необходимости поиска эффективных инструментов и методов профессионального развития. Цель исследования - на основе полученных в результате исследования данных о затруднениях педагогов в реализации профессионально-педагогической деятельности выявить актуальные направления развития профессиональной компетентности. В результате проведенного исследования определены приоритетные направления развития профессиональной компетентности, а также проблемные области дидактики профессионального обучения. Данное исследование представляет собой подготовительный этап разработки дидактического мультимедийного комплекса, способного стать эффективным инструментом сопровождения профессионального развития педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIORITY AREAS OFPROFESSIONAL COMPETENCE DEVELOPMENT OF THE TEACHER

In view of changes in education, teachers’ professional development becomes particularly important. This raises the question of finding effective tools and methods of teachers’ professional development. The aim of the study is to identify current directions of professional competence development based on the data obtained from the study on the difficulties the teachers face during the implementation of professional and pedagogical activities. As a result of the study, priority areas for the professional competence development, as well as problem areas of didactics of vocational education were identified.This study is the first stage in the development of a didactic multimedia complex, which can become an effective tool for the organisation of teachers’ professional development.

Текст научной работы на тему «ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ»

https://doi.Org/10.52944/P0RT.2023.53.2.008 Краткое сообщение

iiUEil

Приоритетные направления развития профессиональной компетентности педагогов

А. А. Коновалов 61 , Д. А. Ожиганова

Российский государственный профессионально-педагогический университет,

Екатеринбург, Российская Федерация 13 anton-andreevi4@mail.ru

Аннотация

В ситуации изменений, происходящих в образовании, особую значимость для педагога представляет повышение уровня профессиональной компетенции. В связи с этим встает вопрос о необходимости поиска эффективных инструментов и методов профессионального развития. Цель исследования - на основе полученных в результате исследования данных о затруднениях педагогов в реализации профессионально-педагогической деятельности выявить актуальные направления развития профессиональной компетентности. В результате проведенного исследования определены приоритетные направления развития профессиональной компетентности, а также проблемные области дидактики профессионального обучения. Данное исследование представляет собой подготовительный этап разработки дидактического мультимедийного комплекса, способного стать эффективным инструментом сопровождения профессионального развития педагогов.

Ключевые слова: педагог профессионального образования, профессиональная компетентность, мастер производственного обучения, образовательные потребности, методика профессионального обучения

Для цитирования: Коновалов А. А., Ожиганова Д. А. Приоритетные направления развития профессиональной компетентности педагогов // Профессиональное образование и рынок труда. 2023. Т. 11. № 2. С. 113-120. https://doi.org/10.52944/ Р0КТ.2023.53.2.008

Статья поступила в редакцию 10 мая 2023 г.; поступила после рецензирования 29 мая 2023 г.; принята к публикации 2 июня 2023 г.

© Коновалов А. А., Ожиганова Д. А., 2023

Short communication

Priority areas of professional competence development

ofthe teacher

e Konovalov A. A., D. A. Ozhiganova

Russian State Vocational Pedagogical University, Ekaterinburg, Russian Federation 13 anton-andreevi4@mail.ru

Abstract

In view of changes in education, teachers' professional development becomes particularly important. This raises the question of finding effective tools and methods of teachers' professional development. The aim of the study is to identify current directions of professional competence development based on the data obtained from the study on the difficulties the teachers face during the implementation of professional and pedagogical activities. As a result of the study, priority areas for the professional competence development, as well as problem areas of didactics of vocational education were iden-tified.This study is the first stage in the development of a didactic multimedia complex, which can become an effective tool for the organisation of teachers' professional development.

Keywords: teacher of vocational education, professional competence, master of industrial training, educational needs, methods of vocational training

For citation: Konovalov, A. A., & Ozhiganova, D. A. (2023). Priority areas of professional competence development of the teacher. Vocational Education and Labour Market, 11 (2), 113-120. https://doi.org/10.52944/PORT.2023.53.2.008

Received May 10, 2023; revised May 29, 2023; June 2, 2023.

Введение

Повышение квалификации педагога является необходимым условием соответствия современным требованиям образования. Постоянное обновление и развитие содержания образования сопряжено с необходимостью определения приоритетных направлений развития профессиональной компетентности педагогов и поиском соответствующих инструментов и методов. Ежегодно, по данным НИУ «Высшая школа экономики», повышают квалификацию более 70 % педагогических работников, реализующих образовательные программы профессионального обучения, из них немногим более 50 % - по профилю педагогической деятельности1.

Профессиональное развитие педагогов - это процесс непрерывного совершенствования их профессиональных компетенций и личностных качеств, необходимых для обеспечения качественной подготовки

1 Индикаторы образования: 2023: статистический сборник / Ред. Н. Ю. Анисимов, Д. В. Афанасьев, Л. М. Гохберг и др. М.: Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», 2023. 432 с. https://issek.hse.ru/news/819337223.html

будущих конкурентоспособных специалистов (Вотинцев, 2022), а также ценностное креативное отношение к образовательному процессу, наполнение педагогического взаимодействия развивающим контекстом, повышающим социально-позитивную эмоциональность, согласованность (Почтарева, Васягина, 2021)

Среди основных векторов профессионального развития педагогических работников системы профессионального образования выделяют следующие: интеграция профессиональных образовательных организаций с производством; осмысление и обновление стратегии (методики) преподавания дисциплин профессиональных модулей; расширение использования цифровых образовательных технологий в профессионально-педагогической деятельности не только в дидактических целях, но и в производственных процессах (Ломаткина и др., 2020).

Названные выше направления с уверенностью можно распространить и на фундаментальное профессионально-педагогическое образование, представляющее собой комбинацию вузовской (академической) подготовки и отраслевого (производственного) опыта (Konovalov, Ozhiganova, 2022). Однако в современных отечественных и зарубежных исследованиях нередко именно программы повышения квалификации педагогов отмечаются как наиболее эффективный способ профессионального развития и для начинающих, и для опытных педагогов (Stewart & Jansky, 2022).

Сформулированные ранее векторы обновления содержания профессионально-педагогического образования, а именно трансформация образовательного процесса в agile-мышление, внедрение идей когнитиви-стики в организационные и содержательные образовательные процессы, развитие новых обучающих форматов посредством нейротехнологий (Коновалов, Лыжин, 2022), также уместны и для системы организации сопровождения профессионального развития педагогических кадров.

Вместе с тем важнейшее значение в определении направлений для организации сопровождения развития профессиональной компетентности имеет мнение самих педагогов, выраженное в образовательных потребностях в повышении квалификации. Результаты исследования, в ходе которых на основе мнения педагогических работников системы среднего профессионального образования выявлены приоритетные содержательные области обновления дидактического инструментария для реализации дополнительных образовательных программ, представлены в настоящей статье.

Методы

Для проведения исследования использован метод формализованного опроса (анкетирования), направленный на решение следующих задач:

1) выявление элементов профессионально-педагогической деятельности, в которых преподаватели и мастера производственного обучения системы СПО испытывают трудности;

2) выяснение мнения преподавателей о способах развития профессионально-педагогической компетентности;

3) определение приоритетных для педагогов системы СПО целевых

ориентиров профессионально-педагогической деятельности с точки зрения результатов;

4) установление востребованных направлений профессионального развития педагогов и мастеров производственного обучения системы среднего профессионального образования.

В качестве объекта исследования выступили педагогические работники системы среднего профессионального образования (n=81) из 8 профессиональных образовательных организаций Тамбовской области (табл. 1, 2). Опрос проводился в течение ноября 2022 года путем он-лайн-анкетирования.

Табпица 1 / Table 1 Распределение респондентов по образовательным организациям (в %

от числа участников) Distribution of respondents by educational institutions

№ Наименование образовательной организации %

1 Колледж техники и технологии наземного транспорта им. М.С. Солнцева 25,9

2 Техникум отраслевых технологий 18,5

3 Колледж торговли общественного питания и сервиса 18,5

4 Многопрофильный колледж им. И.Т. Карасева 17,2

5 Тамбовский бизнес-колледж 6,2

6 Приборостроительный колледж 5,0

7 Тамбовский областной медицинский колледж 5,0

8 Строительный колледж имени А.И. Ананьева 3,7

Таблица 2 / Table 2 Профессионально-должностной состав респондентов (в % от числа

участников)

Distribution of respondents by professions and positions

№ Должность %

1 Преподаватель профильных (специальных) учебных дисциплин 43,2

2 Преподаватель общеобразовательных дисциплин 34,6

3 Методист; педагог-организатор; педагог-психолог 8,6

4 Советник директора по воспитательной работе 7,4

5 Мастер производственного обучения 6,2

Результаты и обсуждение

Результаты опроса показали, что подавляющее большинство педагогов в качестве актуальных для профессионально-педагогической деятельности выделили такие цели, как формирование у будущих выпускников профессиональных компетенций (95,5 % опрошенных) и формирование интереса к профессии будущего специалиста (90,9 %).

При этом очевидно, что уровень профессионально-педагогической компетентности самих педагогов непосредственно коррелирует со степенью достижения вышеназванных целей. В этой связи нельзя не обратить внимания на то, что 31,8 % опрошенных педагогов испытывают трудности при проведении занятий по учебным предметам. Столько

же педагогов (31,8 %) затрудняются в диагностике ценностно-смысловых, эмоционально-волевых, потребностно-мотивационных, интеллектуальных характеристик, образовательных потребностей студентов, оценке возможностей и условий их реализации.

Чуть меньшее количество опрошенных (27,3 %) испытывают затруднения с созданием условий для личностного и профессионального развития студентов в условиях неопределенности рынка труда (знакомство обучающихся с опытом успешных профессионалов, работающих в осваиваемой сфере профессиональной деятельности, корпоративной культурой организаций-партнеров); в установлении педагогически целесообразных взаимоотношений с обучающимися.

Отвечая на вопрос «Что помогает вам преодолеть встречающиеся трудности при реализации элементов профессионально-педагогической деятельности», педагоги выбрали следующие варианты ответов:

• обучение на курсах повышения квалификации (81,8 %);

• чтение профессиональной литературы и другие способы самообразования (72,7 %);

• участие в методических конференциях и семинарах (63,6 %);

• советы и практическая помощь коллег (63,6 %).

Педагоги также назвали следующие направления для своего профессионального развития:

• вопросы современных подходов к профессиональному образованию (36,4 %);

• вопросы педагогического проектирования (36,4 %);

• современные достижения науки и техники (31,8 %);

• вопросы современных педагогических технологий (27,3 %);

• вопросы в сфере цифровых дидактических технологий (27,3 %);

• социально-психологические технологии развития Soft-компетенций (22,7 %);

• общие вопросы методики преподавания (18,2 %);

• вопросы современной образовательной среды (18,2 %);

• вопросы современной системы оценки и контроля достижений обучающихся (9,1 %).

Заключение

Приведенные выше данные актуализируют вопрос инструментального сопровождения повышения профессионально-педагогической квалификации педагогов и их профессионального развития в целом. Выявленные и названные в статье потребности педагогов системы СПО в профессиональном развитии показывают, насколько важно научно-педагогическому сообществу, неравнодушному к вопросам перспектив кадрового обеспечения системы профессионального образования, своевременно предлагать эффективные и полезные инструменты развития профессиональной компетентности педагогов.

Полученные в результате исследования данные о профессиональных затруднениях педагогов, их целевых ориентирах, а также потребностях в направлениях профессионального развития, могут лечь в основу

разрабатываемого авторами дидактического мультимедийного комплекса, включающего учебник, задачник, рабочую тетрадь и пр. компоненты.

Выявленные в процессе исследования приоритетные направления развития профессиональной компетентности, а также проблемы в области дидактики профессионального обучения, позволили определить перечень тематических разделов дидактического мультимедийного комплекса:

• дидактика профессионального образования;

• воспитание в среднем профессиональном образовании;

• организация оценочной деятельности в профессиональном образовании;

• формирование мотивации и интереса студентов в профессиональном образовании;

• профилактика и разрешение конфликтов в профессиональном образовании.

Реализация такого комплекса в качестве дидактического инструмента в системе дополнительного профессионального образования в рамках модели формирования и совершенствования профессиональных навыков (Есенина, Коновалов, 2022) способна обеспечить развитие профессиональной компетентности кадрового обеспечения системы профессионального образования.

Список литературы

1. Вотинцев А. В. Образовательная среда как инструмент профессионального развития педагогических кадров // Педагогическое образование в России. 2022. №. 6. С. 79-84. https://doi.org/10.26170/2079-8717 2022 06 10

2. Есенина Е. Ю., Коновалов А. А. Модель формирования и совершенствования навыков педагогических кадров системы СПО на основании мониторинга образовательной сферы и рынка труда // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2022. № 4 (12). С. 17-31. https://doi.org/10.17853/2686-8970-2022-4-17-31

3. Коновалов А. А., Лыжин А. И. Векторы обновления содержания профессионально-педагогического образования // Профессиональное образование и рынок труда. 2022. № 2. С. 47-56. https://doi.org/10.52944/ P0RT.2022.49.2.005

4. Ломаткина Т. Ю., Васильченко Н. В., Кочнева Л. П. Пути развития научного потенциала педагогических работников СПО с учетом зарубежного опыта // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 1. № 3 (68). С. 105-118.

5. Почтарева Е. Ю., Васягина Н. Н. Самодетерминация как психологический ресурс личностно-профессионального развития педагога // Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки. 2021. Т. 14. № 3. С. 351-362. https://doi.org/10.17516/1997-1370-0726

6. Konovalov A. A., Ozhiganova D. A. Training of vocational education teachers in Great Britain and China // I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical

University Bulletin. 2022. № 4 (117). P. 109-116 https://doi.org/10.37972/ chgpu.2022.117.4.014

7. Stewart T. T., Jansky T. A. Novice teachers and embracing struggle: Dialogue and reflection in professional development // Teaching and Teacher Education: Leadership and Professional Development. 2022. Vol. 1. https://doi. org/10.1016/j.tatelp.2022.100002

References

Esenina, E. Yu., & Konovalov, А. A. (2022). Model for forming and improving vocational education teachers' skills based on the monitoring of the educational sphere and the labor market. INSIGHT, 4, 17-31. (In Russ.) https://doi. org/10.17853/2686-8970-2022-4-17-31 Konovalov, A. A., & Lyzhin, A. I. (2022). Vectors of updating the content of vocational pedagogical education. Vocational Education and Labour Market, 2, 47-56. (In Russ.). https://doi.org/10.52944/P0RT.2022.49.2.005 Konovalov, A. A., & Ozhiganova, D. A. (2022). Training of vocational education teachers in Great Britain and China. I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University Bulletin, 4. https://doi.org/10.37972/chgpu.2022.117.4.014 Lomatkina, T. Yu., Vasilchenko, N. V., & Kochneva, L. P. (2020). Development of the vocational teacher's scientific potential trajectories with reference to foreign experience. Domestic and Foreign Pedagogy, 1 (3), 105-118. (In Russ.) Pochtareva, E. Yu., & Vasyagina, N. N. (2021). Self-determination as a psychological resource of teacher's personal and professional development. Journal of the Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences, 14 (3), 351362. (In Russ.) https://doi.org/10.17516/1997-1370-0726 Stewart, T. T., & Jansky, T. A. (2022). Novice teachers and embracing struggle: Dialogue and reflection in professional development. Teaching and Teacher Education: Leadership and Professional Development, 1. https://doi.org/10.1016/j. tatelp.2022.100002

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Votintsev, A. V. (2022). Educational environment as a tool for professional development of teaching staff. Redagogical Education in Russia, 6, 79-84. (In Russ.). https://doi.org/10.26170/2079-8717 2022 06 10

Информация об авторах

Коновалов Антон Андреевич, канд. пед. наук, директор научно-образовательного центра исследования перспектив кадрового обеспечения системы профессионального образования Российского государственного профессионально-педагогического университета, ORCID: https://or-cid.org/0000-0003-4134-665X, anton-andreevi4@mail.ru

Ожиганова Дарья Анатольевна, инженер-исследователь научно-образовательного центра исследования перспектив кадрового обеспечения системы профессионального образования Российского государственного профессионально-педагогического университета, ORCID: https://or-cid.org/0000-0001-8351-8881, qwertyyz01@mail.ru

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Information about the authors

Anton A. Konovalov, Cand. Sci. (Pedagogy), Head of the Science and Education Center for Researching the Prospects of Vocational Education System Staffing, Russian State Vocational Pedagogical University, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4134-665X, anton-andreevi4@mail.ru

Darya A. Ozhiganova, Research Engineer of the Science and Education Center for Researching the Prospects of Vocational Education System Staffing, Russian State Vocational Pedagogical University, ORCID: https://orcid. org/0000-0001-8351-8881, qwertyyz01@mail.ru

Conflict of interests: the authors declare no conflict of interest.

All authors have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.