Приоритеты образования
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РФ
(Одобрены Правительством Российской Федерации)
На современном этапе модернизации российского образования приоритетными направлениями государственной политики в сфере образования признаны:
I. Повышение качества профессионального образования
Важнейшим элементом комплексного преобразования сферы высшего образования является введение следующих уровней высшего образования: бакалавриат (первый уровень), магистратура или подготовка специалиста на базе бакалавриата (второй уровень). Такая система станет основой для формирования адекватной потребностям общества структуры квалификаций и образовательных программ.
Опираясь на традиции отечественного образования, в том числе классического университетского, по некоторым специальностям, определяемым в особом перечне, целесообразно в настоящее время сохранить подготовку специалистов.
Современное высшее образование требует разработки принципиально новых стандартов образования, обеспечивающих универсальность, фундаментальность образования и его практическую направленность.
Поскольку сегодня перед системой высшего образования встают задачи, связанные не только с удовлетворением текущих потребностей экономики страны в квалифицированных кадрах, но и с интеграцией Российской Федерации в мировое образовательное пространство; введение уровней бакалавриата и магистратуры позволит значительно расширить экспорт образовательных услуг.
В настоящее время формально различные типы учреждений начального и среднего профессионального образования (техникумы, колледжи, профессиональные лицеи, профессиональные
училища) реализуют зачастую одинаковый набор образовательных программ. Таким образом, происходит размывание структуры профессионального образования. Вместе с тем из-за утраты тесной связи с предприятиями и организациями и старения материально-технической базы самих учреждений они зачастую не способны обеспечить подготовку кадров необходимой квалификации для современной экономики и социальной сферы. Таким образом, необходима реструктуризация системы начального и среднего профессионального образования.
Также необходимо провести модернизацию системы переподготовки и повышения квалификации преподавателей-практиков и мастеров производственного обучения.
В условиях развития экономики знаний предстоит обеспечить условия для формирования национальной инновационной системы, в рамках которой должна быть осуществлена интеграция образования, науки и экономики.
Необходимо создавать механизмы преодоления постоянного отставания системы образования от тех знаний и технологий, на которых строится современное общество.
С целью повышения качества образования необходима реализация образовательной политики, предполагающей дифференциацию системы высшего образования. Это позволит сконцентрировать ресурсы в вузах, обеспечивающих объективно более высокий уровень подготовки кадров.
Общей для всей системы профессионального образования задачей в рамках комплекса мероприятий по повышению качества должны стать разработка с участием работодателей и общественности и внедрение современных методов рейтингования образовательных учреждений профессионального образования.
Таким образом, для повышения качества профессионального образования необходимо:
• установить уровни высшего образования;
• реструктурировать системы начального и среднего профессионального образования;
• создать условия для инновационного развития системы профессионального образования, интеграции образовательной, научной и практической деятельности;
• разделить вузы на категории, обеспечив уровень финансирования образовательных программ адекватно потребностям современной экономики.
II. обеспечение доступности качественного общего образования
Необходимость выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения свидетельствует о целесообразности создания условий для массового образования детей старшего дошкольного возраста («предшкольное образование»), для обеспечения доступности дополнительного образования детей, ориентированного на формирование успешности ребенка, развитие его индивидуальных способностей.
Исходя из проблемы выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения, целесообразно апробировать следующую структуру общего образования:
1. «Предшкольное образование» (1 год).
2. Начальная школа (4 года).
3. Основная школа (5 лет).
4. Профильная школа, лицей, гимназия (2 года). В течение всего периода организации обучения в
общеобразовательной школе учащимся должны предоставляться услуги дополнительного образования.
«Предшкольное образование» — как образование детей старшего дошкольного возраста не носит обязательного характера и может быть рекомендовано гражданам как эффективный способ выравнивания стартовых возможностей детей, идущих в первый класс начальной школы.
Профильное обучение главным образом должно быть сориентировано на расширение возможностей выбора учащимися индивидуальных образовательных траекторий. Предстоит отработать механизмы, позволяющие учащимся сочетать обучение в различных учебных заведениях — не только общеобразовательных, но и заочных, очно-заочных школах, учреждениях дополнительного образования и пр.
С целью сохранения здоровья детей следует рассмотреть различные варианты снижения нагрузки
учащихся, имея в виду введение новых здоровьесбе-регающих образовательных технологий, изменение содержания государственного образовательного стандарта, снижение аудиторной нагрузки учащихся. Учитывая, что аудиторная нагрузка учащихся в России выше, чем, например, в европейских странах на 10-15 %, целесообразно апробировать снижение недельной нагрузки учебного плана при соответствующем увеличении уровня оплаты педагогического часа учителя (за счет уменьшения нормы часов на ставку заработной платы), расширении спектра услуг дополнительного образования. При этом индивидуализация занятий учащихся и расширение для них возможностей выбора образовательных программ могут финансироваться как из бюджетных средств муниципалитетов, так и из иных источников. Большее распространение должны получить лучшие образцы организации работы школ полного дня для нуждающихся в этом семей.
Процесс интеграции системы общего образования с дополнительным и «предшкольным образованием» позволит усилить воспитательную составляющую образовательного процесса, значительно повысить социальный и культурный потенциал детей, у которых по разным причинам нет условий для нормального развития в семье. Это также позволит не навязывать обучающимся в процессе воспитания определенные ценности и нормы деятельности, а создать условия для свободного самоопределения граждан относительно разделяемых ими ценностных ориентиров. При этом следует поддерживать участие в воспитании обучающихся различных общественных организаций и объединений. Конструктивное сотрудничество образовательных учреждений и общественных организаций должно стать основой не только формирования общечеловеческих ценностей у молодого поколения, но и способом, обеспечивающим участие образования в строительстве гражданского общества.
Отдельным ориентиром должно стать формирование общегражданской целостности российского общества, основанной на межконфессиональном, межэтническом и межнациональном взаимодействии, толерантности граждан России. В этой связи также следует особое внимание уделить развитию русского языка как языка общенационального единения и консолидации общества.
Таким образом, для повышения доступности качественного общего образования необходимо:
• максимально обеспечить образование детей старшего дошкольного возраста;
• создать механизмы осуществления социальной адресной поддержки обучающихся с расширением доступности дополнительного образования;
• перейти к профильному обучению в старших классах как способу удовлетворения индивидуальных образовательных запросов учащихся;
• изменить структуру стандарта общего образования, включив в нее требования к уровню подготовки выпускников, условия осуществления образовательной деятельности, примерный базисный учебный план;
• перейти к отраслевой системе оплаты труда работников образования, в том числе используя механизмы снижения нагрузки учащихся и повышения заработной платы учителей.
III. Развитие современной системы непрерывного профессионального образования
Непрерывное образование должно предоставить каждому человеку институциональную возможность формировать индивидуальную образовательную траекторию и получать ту профессиональную подготовку, которая требуется ему для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста. Развитие данной системы позволит обеспечить большую восприимчивость образования к внешним запросам, в том числе со стороны рынка труда.
Для того чтобы обеспечить растущие потребности в постоянном повышении квалификации или переподготовке, необходимо создать инфраструктуру доступа к непрерывному профессиональному образованию в течение всего периода профессиональной деятельности.
Для развития современной системы непрерывного профессионального образования необходимо:
• обеспечить расширение числа организаций, предоставляющих образовательные услуги в области профессионального образования и подготовки кадров;
• создать условия для распространения общественно-профессиональных механизмов аттестации и аккредитации образовательных программ;
• повысить роль общественных институтов в управлении образованием;
• сформировать общенациональную систему оценки качества образования, получаемого гражданином, и реализуемых образовательных программ;
• создать условия для обеспечения образовательной мобильности обучающихся.
IV. Повышение инвестиционной привлекательности сферы образования
Наряду с безусловной важностью дальнейшего совершенствования механизмов, повышающих эффективность расходования бюджетных средств в системе образования, необходимо создавать механизмы и стимулы инвестирования в нее частных и корпоративных средств.
Создание подобных механизмов и стимулов будет не только способствовать улучшению общей финансово-экономической ситуации в системе образования, но и обеспечит условия для роста ее восприимчивости к запросам общества и рынка труда, что, безусловно, позитивно повлияет на качество образовательного процесса.
Вместе с тем создание благоприятных правовых и экономических условий для частного инвестирования в образовательную сферу должно сопровождаться разработкой и внедрением механизмов защиты государственных и муниципальных образовательных учреждений от действий, направленных на их необоснованную приватизацию.
Для повышения инвестиционной привлекательности сферы образования необходимо:
• создать условия для повышения экономической самостоятельности образовательных учреждений путем увеличения разнообразия организационно-правовых форм образовательных организаций;
• создать условия для снижения инвестиционных рисков вложений в образовательную сферу путем развития общественных институтов управления образованием;
• обеспечить введение новых принципов финансирования учреждений профессионального образования и школ;
• обеспечить большую прозрачность для учредителей процессов финансово-хозяйственного управления образовательными учреждениями;
• создать условия для повышения качества управления образовательными учреждениями.
V. Переход на принципы подушевого финансирования и формирование эффективного рынка образовательных услуг
В условиях глобальной конкуренции современная система образования призвана обеспечить формирование эффективного рынка образовательных услуг в соответствии с потребностями экономики в квалифицированных кадрах на основе постоянного мониторинга рынка труда.
Для этого должна быть создана единая информационная система управления образованием Российской Федерации, интегрирующая типовые информационные системы управления образовательными учреждениями.
Необходимо осуществить переход на всех уровнях системы образования к нормативному подушевому финансированию (финансированию по нормативам в расчете на 1 обучающегося, воспитанника).
В дошкольном образовании это предполагает выделение субъектом Федерации субсидий муниципальным бюджетам на организацию образования детей, в том числе по программам «предшкольного образования».
В системе общего образования предстоит распространить рекомендации по расчету нормативов подушевого финансирования. Следует отработать не только механизмы выделения субъектами Российской Федерации субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ, но и ввести механизмы финансирования каждого общеобразовательного учреждения по подушевому принципу (см. приложение).
В профессиональном образовании дифференциация нормативов бюджетного финансирования должна осуществляться по видам профессиональных образовательных программ.
В высшем образовании нормативы подушевого финансирования должны устанавливаться в зависимости от категории вуза, вида профессиональных образовательных программ, уровня профессионального образования (подготовка бакалавров, специалистов, магистров и аспирантов).
Значительную роль в развитии системы образования играет решение следующих задач, сопровождающих реализацию приоритетных направлений развития образования.
1. Дальнейшая информатизация системы образования, создание условий для наращивания информационно-технологической базы образовательных учреждений, роста числа образовательных учреждений, имеющих выход в Интернет, повышения информационной компетенции работников образования, развития современных методов обучения на базе информационных технологий.
2. Оснащение современным научным оборудованием высших учебных заведений через центры коллективного пользования совместно с Российской академией наук.
3. Создание институциональных механизмов совершенствования системы оказания образовательных услуг на территории России для иност-
ранных учащихся, в первую очередь из стран СНГ и Балтии.
4. Создание современной системы мониторинга и статистики образования в соответствии с международными стандартами.
5. Развитие современных форм ученического, студенческого самоуправления как особой формы инициативной, инновационной, самостоятельной, ответственной деятельности учащихся и студентов, направленной на решение важных вопросов жизнедеятельности учащейся молодежи, развитие ее социальной активности, поддержку социальных инициатив. В свете присоединения Российской Федерации к Болонскому соглашению развитие студенческого самоуправления будет способствовать интеграции высшего и среднего профессионального образования в Европейское образовательное пространство, международной мобильности российской молодежи.
6. Особую роль при решении вопросов развития специального образования, защиты прав детей-сирот, детей с ограниченными возможностями здоровья и других категорий, нуждающихся в социально-правовой поддержке, должны сыграть попечительские советы, включающие представителей общественности, органов власти и бизнес-сообщества, региональные и муниципальные советы родительской общественности.
7. Создание отраслевой пенсионной системы работников образования и совершенствование системы пенсионного обеспечения различных категорий педагогических работников.
Реализация приоритетных направлений развития системы образования Российской Федерации на основе стратегического партнерства государства, общества и бизнеса позволит создать условия для эффективного включения образования в процессы повышения уровня благосостояния граждан, сохранения социальной стабильности, развития институтов гражданского общества и обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны.
Приложение
МОДЕЛЬНАЯ МЕТОДИКА ВВЕДЕНИЯ НОРМАТИВНОГО ПОДУШЕВОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ
1. Общие положения
1.1. Настоящая модельная методика (далее — методика) определяет механизм формирования расходов и доведения средств на реализацию государственных гарантий прав граждан на получение
общедоступного и бесплатного общего образования в соответствии с государственным образовательным стандартом общего образования.
Согласно Федеральному закону от 06.10. 1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральному закону №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» данный вид расходов является бюджетным обязательством субъектов Российской Федерации и включает в себя помимо расходов на оплату труда работников образовательных учреждений также расходы на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды.
Финансирование расходов на реализацию государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования осуществляется субъектом РФ посредством выделения субвенций местным бюджетам.
Формирование данного вида расходов осуществляется на основе принципа нормативного подушевого финансирования в расчете на одного обучающегося (далее — нормативное подушевое финансирование).
Переход на нормативное подушевое финансирование ориентирован на повышение эффективности бюджетного финансирования, повышение качества бюджетной образовательной услуги общего образования в сочетании с мерами недопущения снижения фактически сложившегося финансирования отдельных образовательных учреждений в течение переходного (адаптационного) периода на принципы нормативного подушевого финансирования (за исключением случаев снижения объема оказываемых учреждением образовательных услуг).
Задачу выравнивания финансирования на одного учащегося предполагается решать поэтапно и по мере увеличения финансирования общего образования, а не одномоментно за счет резкого перераспределения бюджетных средств внутри отрасли в момент введения принципов нормативного подушевого финансирования.
С этой целью на переходный (адаптационный) период (не более 3-х лет) устанавливаются адаптационная надбавка для каждого муниципального образования (далее — адаптационная надбавка) и поправочный коэффициент для каждого образовательного учреждения (далее — поправочный коэффициент).
1.2. Региональный расчетный подушевой норматив N — это минимально допустимый объем
финансовых средств, необходимых для реализации образовательной программы в учреждениях данного региона в соответствии с государственным образовательным стандартом общего образования в расчете на одного обучающегося в год, определяемый раздельно для образовательных учреждений, расположенных в городской и сельской местности.
1.3. Региональный расчетный подушевой норматив должен покрывать следующие расходы на год:
• оплату труда работников образовательных учреждений с учетом районных коэффициентов к заработной плате, установленных решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных, пустынных, безводных и других районах (местностях) с тяжелыми климатическими условиями, а также отчисления по единому социальному налогу, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и страховым взносам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
• расходы, непосредственно связанные с обеспечением образовательного процесса (приобретение учебно-наглядных пособий, технических средств обучения, расходных материалов, канцелярских товаров, оплата услуг связи в части расходов, связанных с подключением к информационной сети Интернет, и плата за пользование этой сетью);
• иные хозяйственные нужды и другие расходы, связанные с обеспечением образовательного процесса (обучение, повышение квалификации педагогического и административно-управленческого персонала образовательных учреждений, командировочные расходы и др.), за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов.
1.4. Реализация принципа нормативного подушевого финансирования осуществляется на трех следующих уровнях:
• на уровне межбюджетных отношений (бюджет субъекта РФ — муниципальный бюджет);
• на уровне внутрибюджетных отношений (муниципальный бюджет — образовательное учреждение);
• на уровне образовательного учреждения.
1.5. Величина регионального расчетного подушевого норматива выступает в качестве гарантированной минимальной стоимости бюджетной образовательной услуги, предоставляемой гражда-
нам данного региона и подлежащей обязательному применению при формировании регионального и местного бюджетов.
1.6. Настоящая методика устанавливает порядок расчета регионального расчетного подушевого норматива, адаптационной надбавки и поправочного коэффициента на переходный (адаптационный) период, которые позволяют при установлении базового принципа финансирования образовательных учреждений («средства следуют за учеником» и их объем не зависит от числа работников образовательного учреждения) не допускать снижения фактически сложившихся объемов бюджетных расходов как для каждого муниципального образования, так и для каждого образовательного учреждения (за исключением случаев снижения объема оказываемых учреждением образовательных услуг), а при наличии возможностей бюджета и увеличить соответствующие расходы.
Снижение величины установленных на переходный (адаптационный) период регионального расчетного подушевого норматива, а также адаптационной надбавки и поправочного коэффициента в течение этого периода, как правило, не допускается.
По истечении переходного (адаптационного) периода (не более 3-х лет) целесообразно отказаться от использования адаптационной надбавки и поправочного коэффициента и перейти на финансирование всех образовательных учреждений только по нормативному подушевому принципу, что позволит при распределении бюджетных средств ставить образовательные учреждения в равные финансовые условия, зависящие прежде всего от числа обучающихся. При отмене адаптационной надбавки и поправочного коэффициента по завершении переходного (адаптационного) периода снижение общего объема финансирования
1 По завершении переходного (адаптационного) периода и формирования сети учреждений различных типов и видов в соответствии с реальными потребностями региона субъект РФ может разработать расчетные региональные нормативы с учетом статуса (типа, вида, категории) образовательных учреждений и реализуемых образовательных программ. При изменении статуса образовательного учреждения на статус, требующий более высокого объема финансирования, увеличение финансирования осуществляется только с согласия субъекта РФ.
При создании образовательным учреждением условий для обучения детей с отклонениями в развитии при наличии медицинского заключения, подтверждающего такие отклонения (например, для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата), финансирование обучения таких детей осуществляется по нормативу, установленному для учреждений соответствующего типа и вида.
образовательных учреждений в целом по субъекту Российской Федерации не допускается. Высвободившиеся средства направляются на повышение величины нормативов финансирования1.
При переходе на принципы нормативного подушевого финансирования должны быть предусмотрены такие организационно-экономические механизмы, которые не мотивировали бы муниципальные образования и образовательные учреждения на неоправданное увеличение числа работающих, снижение наполняемости классов ниже установленной типовым положением о соответствующем образовательном учреждении, увеличение учебной нагрузки выше установленных санитарных норм.
2. Первый уровень: определение регионального расчетного подушевого норматива бюджетного финансирования общего образования (межбюджетный уровень)
2.1. Региональный расчетный подушевой норматив и адаптационная надбавка к нему, а также порядок расчета поправочного коэффициента для обеспечения финансирования муниципальных образовательных учреждений устанавливаются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
2.2. За величину регионального расчетного подушевого норматива первоначально целесообразно принять среднюю величину расходов (по направлениям, включаемым в норматив) 3 % от числа образовательных учреждений соответственно в городской и сельской местности (но не менее двух учреждений), имеющих государственную аккредитацию и минимальные затраты на обеспечение государственных гарантий на получение общего образования в расчете на одного обучающегося2.
2.3. В последующие годы определенный таким способом норматив может пересматриваться только в сторону увеличения с учетом фактических возможностей бюджета.
2.4. В целях предоставления каждому муниципальному образованию субвенции бюджета субъекта РФ в объемах, не ниже фактически сложившихся за предыдущий финансовый год, к объему финансирования, определенного на основе подушевого принципа для каждого муниципалитета, в рамках бюджета отрасли однократно на переходный (адаптационный) период (не более 3-х лет) устанавливается адаптационная надбавка, позволяющая учесть фактически сложившиеся расходы. При
2 Подобный способ расчета, но уже с учетом статуса образовательных учреждений и реализуемых ими образовательных программ, может быть использован по завершении адаптационного периода.
этом снижение адаптационной надбавки в течение переходного (адаптационного) периода (не более 3-х лет), как правило, не допускается.
2.5. Объем субвенции, передаваемой местному бюджету из бюджета субъекта РФ, рассчитывается по следующей формуле3:
Ф =NУ+NУ+A ,
г. с с с г г м'
где: Фг. с о — объем субвенции, передаваемой местному бюджету из бюджета субъекта РФ на реализацию государственного стандарта; N — региональный расчетный подушевой норматив для сельской местности; N — региональный расчетный подушевой норматив для городской местности; У — количество сельских учащихся в данном муниципальном образовании; У — количество городских учащихся в данном муниципальном образовании; Ам — адаптационная надбавка данному муниципальному образованию, устанавливаемая на переходный (адаптационный) период (не более 3-х лет), определяемая по формуле: Ам=Фм — Фн м. Здесь Фм — фактические расходы на обеспечение государственных гарантий общедоступного бесплатного общего образования в данном муниципальном образовании в предыдущем финансовом году (году, предшествующему введению НПФ), Фнм — объем ассигнований по нормативу.
3. Второй уровень:
определение механизма использования регионального расчетного подушевого норматива при бюджетном финансировании муниципальных образовательныхучреждений (внутрибюджетный уровень) 3.1. Органы государственной власти субъектов РФ устанавливают порядок расчета поправочного коэффициента для образовательного учреждения (значение поправочного коэффициента составляет 1,0 и более) по следующей формуле: К = Ф / Ф ,
ш ' н. ш'
где Фш — фактические расходы на обеспечение государственных гарантий общедоступного бесплатного общего образования в данном образовательном учреждении в предыдущем финансовом году (году, предшествующему введению НПФ);
Фн ш — объем ассигнований по нормативу.
3 По завершении адаптационного периода и введения
нормативов с учетом различных типов и видов
Ф = У ЖУ.
г. с ¿—I • •
Органы местного самоуправления могут устанавливать нормативы финансирования муниципальных образовательных учреждений за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых из бюджетов субъектов РФ в соответствии с п. 6.1 ст. 29 Федерального закона РФ «Об образовании»). При этом органы местного самоуправления не могут уменьшать объем средств муниципального бюджета, направляемых на финансирование муниципальных образовательных учреждений (за исключением случаев снижения объема оказываемых учреждением образовательных услуг), включая меры социальной поддержки работников и обучающихся образовательных учреждений.
3.2. Для расчета объема финансирования муниципальных образовательных учреждений органы местного самоуправления на переходный (адаптационный) период (не более 3-х лет) рассчитывают поправочные коэффициенты по установленной субъектом РФ формуле, позволяющей довести объем финансирования бюджетной образовательной услуги до фактически сложившихся в предшествующем финансовом году расходов в каждом образовательном учреждении.
3.3. Объем средств, выделяемых образовательному учреждению рассчитывается по следующей формуле:
Ф = Ф + Ф + Ф ,
гс б к'
где: Ф — общие расходы образовательного учреждения;
Фгс — объем расходов на реализацию образовательной программы в соответствии с государственным стандартом общего образования. Определяется по следующей формуле: Фгс = NУП. Здесь N — региональный расчетный подушевой норматив; У — число обучающихся в образовательном учреждении; П — поправочный коэффициент, установленный для данного образовательного учреждения (значение поправочного коэффициента составляет 1,0 и более);
Ф б — объем расходов на образование, не учитываемых при расчете регионального расчетного подушевого норматива с учетом адаптационной надбавки, установленной для данного муниципального образования (транспортные услуги по подвозу учащихся к школе, меры социальной поддержки учащихся и работников, текущий ремонт и т. д.). Объем данных расходов определяется по каждому образовательному учреждению индивидуально исходя из средних расчетных показателей, сложившихся за предыдущие годы, с учетом индексов-дефляторов;
1=1
Ф к — объем расходов, не учитываемых при расчете регионального расчетного подушевого норматива, с учетом адаптационной надбавки, установленной для данного муниципального образования; подлежащих возмещению за счет средств местного бюджета (коммунальные расходы, капитальный ремонт, приобретение оборудования, мебели).
При этом снижение величины поправочного коэффициента, установленного образовательному учреждению, в течение переходного (адаптационного) периода, как правило, не допускается за исключением случаев снижения объема выполняемых общеобразовательным учреждением функций.
4. Третий уровень: реализация принципа нормативного подушевого финансирования на уровне образовательного учреждения
4.1. Образовательное учреждение самостоятельно определяет в общем объеме средств, рассчитанном на основании регионального подушевого норматива, количества обучающихся и поправочного коэффициента и доведенном до образовательного учреждения, долю:
• на материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями;
• на заработную плату работников образовательного учреждения, в том числе надбавки и доплаты к должностным окладам.
4.2. Образовательное учреждение самостоятельно устанавливает штатное расписание и заработную плату работников; разрабатывает и утверждает компонент образовательного учреждения государственного образовательного стандарта общего образования, образовательную программу и учебный план.
4.3. Образовательное учреждение самостоятельно определяет:
• соотношение базовой и стимулирующей части фонда оплаты труда;
• соотношение фонда оплаты труда педагогического и учебно-вспомогательного персонала;
• внутрибазовой части фонда оплаты труда — соотношение общей и специальной частей;
• порядок распределения стимулирующей части фонда оплаты труда в соответствии с региональными и муниципальными нормативными актами.
Применение принципа нормативного подушевого финансирования на уровне образовательного учреждения заключается также в определении
стоимости стандартной (базовой) бюджетной образовательной услуги в образовательном учреждении (не ниже уровня фактически сложившейся стоимости в предыдущем финансовом году).
Расчет стоимости бюджетной образовательной услуги в образовательном учреждении приводится в Модельной методике формирования новой системы оплаты труда и стимулирования работников образовательных учреждений.
5. Заключительные положения
5.1. Введение нормативного подушевого финансирования в условиях фактически сложившегося неравенства условий организации образовательного процесса (различная наполняемость классов, наличие деления классов на группы и т. д.) не исключает неравенство фактических расходов в отдельных образовательных учреждениях и, как следствие, может повлечь за собой разную стоимость бюджетной образовательной услуги.
5.2. При расчете регионального подушевого норматива необходимо учитывать прогнозируемый в очередном финансовом году уровень инфляции (индекс потребительских цен).
5.3. В исключительных случаях объем финансирования конкретных образовательных учреждений в переходный (адаптационный) период (не более 3-х лет) может быть пересмотрен путем корректировки поправочного коэффициента для отдельных учреждений.
При этом выравнивание целесообразно осуществлять не за счет его понижения, а за счет дополнительного финансирования учреждений с низкой стоимостью бюджетной образовательной услуги при условии отсутствия реальных резервов повышения ее стоимости (увеличения наполняемости классов, сокращения дополнительной нагрузки, численности обслуживающего персонала и т. д.).
В исключительных случаях неоправданно завышенного определения поправочного коэффициента он может быть снижен решением уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ.
5.4. Рассмотрим некоторые возможные направления выравнивания условий осуществления образовательного процесса в образовательных учреждениях.
Во-первых, это оптимизация сети образовательных учреждений:
• реорганизация начальных малокомплектных
школ путем слияния (присоединения) к основным и средним школам с учетом транспортной
доступности;
• организация подвоза учащихся из близлежащих населенных пунктов в основные (средние) школы;
• изменение вида образовательных учреждений с учетом возможности реализации общеобразовательных программ определенной ступени (средние школы — в основные, основные школы — в начальные);
• сокращение сети малокомплектных школ (численностью до 10 человек) с учетом транспортной доступности;
• осуществление приема детей в 1-е классы малокомплектных сельских школ 1 раз в 2 года. Во-вторых, работа с кадровыми ресурсами:
• оптимизация штатных расписаний образовательных учреждений с учетом количества учащихся и применяемых образовательных программ и технологий;
• обучение и подготовка кадров к использованию в образовательном процессе новых методик и технологий;
• использование возможности интеграции предметов в учебных планах образовательных учреждений.
В-третьих, внутриотраслевые преобразования:
• обеспечение оптимальной наполняемости классов-комплектов с учетом численности учащихся;
• обеспечение оптимального количества классов в параллели, особенно на третьей ступени обучения (не менее 3-х классов);
• корректировка учебной нагрузки учителей и учащихся за счет эффективного использования часов регионального и школьного компонентов базисного учебного плана;
• определение оптимального соотношения фонда оплаты труда учителей к фонду оплаты труда других категорий работников, сокращение доли расходов на административно-управленческий, учебно-вспомогательный и младший обслуживающий персонал.
Таким образом, предусмотренный данной модельной методикой механизм нормативного подушевого финансирования создает условия для повышения заработной платы руководителей и работников образовательных учреждений, оптимизации учебной нагрузки, тем самым стимулируя их заинтересованность в проведении мероприятий по предоставлению равных условий осуществления образовательного процесса и положительно сказываясь на социальной ситуации.