Научная статья на тему 'Моделирование состава и структуры бюджетных нормативов подушевого финансирования образовательных учреждений'

Моделирование состава и структуры бюджетных нормативов подушевого финансирования образовательных учреждений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
257
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕТОДИКА / ФИНАНСИРОВАНИЕ / НОРМАТИВ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / РАСЧЕТНЫЙ ИНДИКАТОР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волкова О.Н.

Статья посвящена формированию групповых (на учреждение в целом) нормативов финансирования образовательных учреждений (ОУ). Обосновано применение принципа дифференциации при моделировании системы нормативов, рассмотрены возможности учета в моделях различных дифференцирующих признаков типа ОУ, вида образовательной программы, формы обучения, территориального расположения ОУ и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Волкова О.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Моделирование состава и структуры бюджетных нормативов подушевого финансирования образовательных учреждений»

Бюджет

МОДЕЛИРОВАНИЕ СОСТАВА И СТРУКТУРЫ БЮДЖЕТНЫХ НОРМАТИВОВ ПОДУШЕВОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

О.Н. ВОЛКОВА,

кандидат физико-математических наук, профессор, заведующая кафедрой международного бухгалтерского учета, анализа и аудита Санкт-Петербургский филиал Высшей школы экономики

Статья посвящена формированию групповых (на учреждение в целом) нормативов финансирования образовательных учреждений (ОУ). Обосновано применение принципа дифференциации при моделировании системы нормативов, рассмотрены возможности учета в моделях различных дифференцирующих признаков - типа ОУ, вида образовательной программы, формы обучения, территориального расположения ОУ и др.

Ключевые слова: методика, финансирование, норматив, моделирование, образование, расчетный индикатор.

После того как в процессе разработки методологии нормирования бюджетных расходов на образование определен состав расходов, включаемых в норматив, объекты и единицы нормирования, приступим к определению состава и структуры системы нормативов.

Договорившись о том, что означают термины «единица нормирования» и «объект нормирования», можно рассмотреть категории нормативов.

Единичный (индивидуальный) норматив является основой планирования бюджетных расходов финансовых ресурсов. Он определяет плановую сумму расходов в год (плановый период) на единицу нормирования. То есть сумму расходов на обучение одного обучающегося по определенной образовательной программе или сумму расходов на содержание единицы капитальных активов, находящихся в оперативном управлении ОУ.

Групповой норматив определяет плановые расходы бюджета в адрес образовательного учреж-

дения на оказание образовательных услуг по всем образовательным программам, осуществляемым в данном ОУ, в год. Определяется путем суммирования произведений единичных нормативов на количество единиц нормирования по каждому из них, то есть на плановое количество обучающихся по каждой из образовательных программ, выделенных в качестве объектов нормирования в каждой конкретной методике.

В основе построения системы нормативов бюджетного финансирования для образовательных учреждений лежит принцип дифференциации — учета различий в нормативах по признакам уровней и типов образовательных программ, территориального расположения ОУ и, возможно, по некоторым другим, которые будутрассмотрены позже.

Аддитивная модель расчета группового норматива бюджетного финансирования образовательного учреждения

Групповой норматив финансирования образовательного учреждения (ГНФ), то есть сумма бюджетных средств, направляемых из бюджета учреждению в целом, складывается из объемов финансирования отдельных объектов нормирования, в нашем случае — образовательных программ, реализуемых учреждением.

ГНФ = £ЕНФ] хЧ], (1)

]=1

где ЕНФ]— единичный норматив финансирования 7-го объекта нормирования;

количество единиц>го объекта нормирования в образовательном учреждении;

/ — количество единичных нормативов, предусмотренных моделью нормативного финансирования для образовательных учреждений данного уровня.

Каким образом можно сформировать список слагаемых в этой сумме?

Часть расходов может нормироваться не на подушевой основе, а на основе характеристик капитальных активов, находящихся в оперативном управлении образовательного учреждения. Если выбрана такая методология нормирования, одно из слагаемых ЕНФ будет нормативом расходов на содержание 1кв.м общей площади или 1куб.м общего объема зданий ОУ, а показатель Ч для него — площадь или кубатура этих зданий. Все прочие слагаемые будут отвечать подушевому подходу: показатели ЕНФ1—нормативы расходов на 1-го обучающегося по 1-й образовательной программе, а Ч{ — численность обучающихся по этой программе.

Каково должно быть значение величины к? Эта величина будет определяться перечнем единичных нормативов, а он, в свою очередь, выбранными в рамках модели признаками дифференциации нормативов.

Дифференциация групповых нормативов при построении аддитивных моделей

Формирование моделей бюджетного финансирования расходов, согласно концепции бюдже-

1 Либо методика должна содержать правило, по которому вновь возникающие в практике работы системы образования, типы и виды образовательных учреждений и образовательных программ могут быть отнесены к одной из категорий по существующему классификатору.

тирования, ориентированного на результат (БОР), должно определяться целями этих расходов, то есть характеристиками оказываемых учреждением бюджетных услуг, в нашем случае — образовательных услуг. Исходя из этого, основными признаками дифференциации нормативов будут:

1) тип (вид, категория) образовательной программы;

2) тип (уровень, вид) образовательного учреждения.

Для целей создания и использования в качестве нормативного акта региональной методики бюджетного финансирования ОУ по всем выбранным дифференцирующим признакам должны быть созданы классификаторы.

Примеры таких классификаторов по типам образовательных программ и образовательных учреждений для трех уровней образования (высшего профессионального, среднего профессионального и дошкольного) приведены в табл. 1. Аналогичные классификаторы можно представить и для других уровней общего и профессионального образования. Разумеется, список единиц нормирования для каждого уровня образования должен быть исчерпывающим1, включать все специальности, направления, профессии, группы ит.п., обучение по которым ведется в образовательных учреждениях, финансируемых из бюджета региона.

Помимо двух главных дифференцирующих признаков, почти во всех случаях разработка методики нормативного финансирования требует введения в модель и других дифференцирующих признаков, общих для нескольких уровней образования и типов образовательных учреждений:

2 Классификатор приведен в соответствии с перечнем направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, утвержденным Приказом Минобрнауки России от 12 января 2005 г. N 4.

Таблица 1

Примерные классификаторы категорий по дифференцирующим признакам типов и видов образовательных учреждений и образовательных программ разных уровней

Уровень образования Классификатор типов ОУ Классификатор видов (групп видов) основных образовательных программ Примеры единиц нормирования (1 обучающийся по специальности..., направлению..., профессии..., 1 воспитанник... группы)

Высшее профессиональное образование Университет Академия Институт Гуманитарные направления и специальности2 Технические направления и специальности История Журналистика Социальная работа Дошкольная педагогика

Горное дело Теплофизика Электроэнергетика

Окончание табл. 1

Медицинские специальности Лечебное дело Стоматология Фармацевтика

Экономические направления и специальности Бухгалтерский учет, анализ и аудит Статистика Мировая экономика

Начальное профессиональное образование Профессиональное училище Профессиональный лицей Профессии высокой ресурсоемкое™3 Профессии средней ресурсоемкое™ Профессии низкой ре-сурсоемкости Оператор нефтяных и газовых скважин Электромонтажник по силовым сетям и электрооборудованию Автомеханик

Портной Повар, кондитер Мастер отделочных строительных работ

Официант, бармен Продавец, контролер-кассир Секретарь

Дошкольное образование Детский сад4 Детский сад для детей раннего возраста Детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста Детский сад присмотра и оздоровления Детский сад компенсирующего вида Детский сад комбинированного вида Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей Центр развития ребенка — детский сад Группы общеразвива-ющей направленности (ОРН) Группы компенсирующей направленности (КН) Группы оздоровительной направленности (ОН) Группы комбинированной (КбН) направленности Группы ОРН для детей от 2 месяцев до 1 года Группы ОРН для детей от 1 года до 3 лет Группы ОРН для детей от 3 лет до 7 лет

Группы КН для детей с различными ограничениями возможностей здоровья5

Группы ОН для детей с различными проблемами здоровья6

Группы КбН, в составе которых есть дети с различными ограничениями возможностей здоровья7

1) территориальное расположение ОУ (городская или сельская местность, территории с различными величинами северного коэффициента и надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях);

2) кто осуществляет опеку над обучающимся. По этому признаку выделяют в одну группу детей-

3 Классификатор, предлагаемый нами.

4 Классификатор видов дан в соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. N 666.

5 Полный список таких групп комплексной направленности, согласно вышеуказанному Классификатору: для детей с тяжелыми нарушениями речи до 3 лет и старше 3 лет; для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи только в возрасте старше 3 лет; для глухих детей до 3 лет и старше 3 лет; для слабослышащих детей до 3 лет и старше 3 лет; для слепых детей до 3 лет и старше 3 лет; для слабовидящих детей, для детей с амблиопией, косоглазием — до 3 лет и старше 3 лет; для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата до 3 лет и старше 3 лет; для детей с задержкой психического развития до 3 лет и старше 3 лет; для детей с умственной отсталостью легкой степени до 3 лет и старше 3 лет; для детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой только в возрасте старше 3 лет; для детей с аутизмом только в возрасте старше 3 лет; для детей со сложным дефектом (имеющих сочетание 2 или более

сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в другую группу — всех остальных детей.

Введение дифференциации по признаку городской и сельской местности необходимо в тех регионах, где существует региональная практика повышенной оплаты труда некоторых категорий работников образовательных учреждений. Стан-

недостатков в физическом и (или) психическом развитии) до

3 лет и старше 3 лет; для детей с иными ограниченными воз-

можностями здоровья до 3 лет и старше 3 лет.

6 Полный список таких групп комплексной направленности,

согласно вышеуказанному Классификатору: для детей с туберкулезной интоксикацией до 3 лет и старше 3 лет; для детей, часто болеющих, до 3 лет и старше 3 лет; для других категорий детей, которым необходим комплекс специальных оздоровительных мероприятий до 3 лет и старше 3 лет.

7 Полный список таких групп комплексной направленности, согласно вышеуказанному Классификатору: для детей до 3 лет, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья; для детей старше 3 лет, в том числе глухих детей, или слепых детей, или детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, или детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой, или детей со сложным дефектом; для детей старше 3 лет, в том числе слабовидящих и (или) детей с амблиопией и косоглазием, или слабослышащих детей, или детей, имеющих тяжелые нарушения речи, или детей с умственной отсталостью легкой степени; для детей старше 3 лет, в том числе детей с задержкой психического развития.

дартная величина такого повышения — 25%, и действует оно для примерно 70-80 % работников. Это довольно значительная величина, и она должна быть учтена в нормативе финансирования.

Возможно также введение в модели дополнительных дифференцирующих признаков. Так, например, при нормировании расходов на уровне дошкольных образовательных учреждений почти во всех регионах требуется вводить такой признак, как продолжительность пребывания ребенка в ДОУ (группы с 4-, 6-, 10-, 12-часовым пребыванием, круглосуточные группы). На уровне среднего профессионального и высшего профессионального образования очевидна разница в потребностях финансирования очного (дневного), очно-заочного (вечернего), заочного обучения, экстерната8. Для учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования можно отметить различия в ресурсоемкости образовательных программ, осуществляемых на базе основного общего образования и среднего (полного) общего образования. Впрочем, дифференциацию по этим трем признакам можно учесть в составе не индивидуальных, а групповых нормативов путем использования в расчетах не фактической численности обучаемых, а показателя приведенного контингента.

Отдельного обсуждения требует еще один дифференцирующий признак — уровень органа государственного управления — учредителя ОУ. В соответствии с принципами разграничения полномочий между уровнями государственной власти и управления РФ, учредителями образовательных учреждений могут быть государственные органы всех уровней — от федерального до муниципального. Согласно ст. 41 и 29 ФЗ «Об образовании»9, финансирование муниципальных ОУ, реализующих общеобразовательные программы, осуществляется за счет бюджетов субъектов РФ и самого муниципалитета. Нормативы финансирования образовательных учреждений в части оплаты труда работников и учебных расходов10 устанавливаются субъектом РФ, другие виды расходов же нормируются на уровне муниципали-

8 Эти различия традиционно учитываются путем расчета такого показателя, как приведенная численность контингента (об этом в следующем разделе), а не введением в модель дополнительного признака дифференциации.

9 Согласно этой же статье, нормативы финансирования федеральных государственных образовательных учреждений устанавливаются Правительством Российской Федерации

10 Статья 29 гласит: «В ведении субъектов Российской Фе-

дерации в области образования находятся:... 6.1. Обеспечение

государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего,

основного общего, среднего (полного) общего образования, а

тетов11. Таким образом, нормативы финансирования муниципальных образовательных учреждений, регулируемые региональными методиками, принимаемыми органами государственной власти субъектов РФ, в соответствии с пунктом 6.1 статьи 29 настоящего Закона могут включать только два вышеназванных направления расходования средств.

Необходимость учета этих особенностей финансирования ведет к тому, что при формировании единых региональных методик подушевого финансирования образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы, придется либо вообще отказаться от нормирования статей, не являющихся оплатой труда и учебными расходами, либо вводить дополнительный дифференцирующий признак «региональное ОУ — муниципальное ОУ». Для первых норматив будет шире по составу статей, для вторых же он будет определять только размер субвенций регионального бюджета в адрес бюджетов муниципальных образований.

Следует отметить, что чем больше дифференцирующих признаков выбирается, тем более точно можно учесть потребности в финансировании различных образовательных услуг, оказываемых всем категориям обучаемых. Вместе с тем, количество индивидуальных нормативов, формирующих групповой норматив, в общем случае, при наличии заполнения единицами по всем категориям, определяется произведением количества категорий по всем дифференцирующим признакам12. При выбо-

также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации».

11 Статья 41 гласит: «Органами местного самоуправления могут быть установлены нормативы финансирования муниципальных образовательных учреждений за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 6.1 статьи 29 настоящего Закона)».

12 Это закон комбинаторики. Пусть, например, для учреждений начального профессионального образования региона индивидуальные нормативы дифференцируются по двум признакам: выделяются два типа ОУ (профессиональное училище и профессиональный лицей) и три типа образовательных программ (профессии с низкой, средней и высокой ресурсо-емкостью) — всего шесть индивидуальных нормативов. Если ввести дополнительную дифференциацию по признаку территориального положения (город, село), количество нормативов увеличиваетсядодвенадцати (2x3x2 = 12).

ре нескольких признаков и разработке развернутых классификаторов расчетные формулы могут стать слишком длинными, а сама методика слишком громоздкой и непонятной для использования ее в реальной финансовой работе.

В табл. 2 представлен пример семейства индивидуальных нормативов для общеобразовательных учреждений, дифференцированных по трем следующим признакам:

— «тип образовательного учреждения» (классификатор: общеобразовательные учреждения, специальные (коррекционные) учреждения, образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей);

Таблица 2

Перечень общеобразовательных программ, соответствующий перечню индивидуальных нормативов в системе подушевого финансирования школьного образования Основные нормативы (на 1 обучающегося в...)_

1. Класс начального общего образования общеобразовательного учреждения

2. Класс основного общего образования общеобразовательного учреждения

3. Класс среднего общего образования общеобразовательного учреждения

4. Коррекционный класс начального общего образования общеобразовательного учреждения

5. Коррекционный класс основного общего образования общеобразовательного учреждения

6. Коррекционный класс среднего общего образования общеобразовательного учреждения

7. Класс с углубленным изучением предметов (лицейский, гимназический) основного общего образования общеобразовательного учреждения

8. Класс с углубленным изучением предметов (лицейский, гимназический) среднего общего образования общеобразовательного учреждения

9. Коррекционный класс начального общего образования специального (коррекционного) учреждения13

10. Коррекционный класс начального общего образования с глубокими дефектами специального (коррекционного) учреждения

11. Коррекционный класс основного общего образования специального (коррекционного) учреждения

12. Коррекционный класс основного общего образования с глубокими дефектами специального (коррекционного) учреждения

13. Коррекционный класс среднего общего образования специального (коррекционного) учреждения

14. Коррекционный класс среднего общего образования для детей с глубокими дефектами специального (коррекционного) учреждения

13 По данному типу ОУ возможна дополнительная дифференциация нормативов по признаку степени или типа коррекции.

Окончание табл.2

15. Коррекционный класс среднего общего образования специального учреждения для детей с девиантным поведением

16. Общеобразовательная группа образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

17. Коррекционная группа образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Дополнительные нормативы (на 1 обучающегося в...)

18. Интернат14

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Интернат при специальном (коррекционном) учреждении

20. Группа дополнительного образования

21. Общеобразовательный класс вечернего (сменного) учреждения

— «уровень общеобразовательных программ» (классификатор: начальное, основное общее, среднее (полное) общее);

— «вид образовательной программы» (классификатор: базовая, коррекционная, повышенного уровня с углубленным изучением ряда дисциплин).

В конце таблицы представлен список дополнительных нормативов, необходимых для полноты системы подушевого нормирования уровня школьного образования.

Видим, что даже для одного уровня образования дифференциация по трем очевидным признакам дает довольно широкую линейку нормативов. Дополнительная дифференциация по признаку «город — сельская местность» (а это для большинства регионов актуально в связи с повышенными размерами оплаты труда в сельских ОУ общего, начального профессионального и среднего профессионального образования) удваивает эту линейку.

На практике приходится решать вопрос: что важнее для эффективного контроля бюджетных расходов — скрупулезная точность учета потребностей в финансовых ресурсах для разных категорий обучаемых или практичность в использовании методики расчета в целом15. В бюджетных финансах, когда речь идет о методологии, которая будет

14Норматив на интернат подразумевает нормирование расходов, связанных с режимом функционирования учреждения, и является дополнительным по отношению к основным нормативам. Т. е. для расчета объемов подушевого финансирования школы-интерната должны суммироваться два норматива—на общеобразовательный (или коррекционный) класс и на интернат.

15 Аналогичную проблему придется решать при выборе совокупности факторов-слагаемых, формирующих индивидуальные нормативы: что важнее — точность и громоздкость расчетной формулы или агрегированность и простота расчета?

использоваться в работе множеством сотрудников как финансовых органов, так и самих учреждений, и которая должна быть понятна всем пользователям, включая работников ОУ, кажется более важным обеспечить ее понятность, прозрачность, практическую применимость, нежели использовать громоздкие расчетные конструкции. К тому же все виды нормативов являются сильно агрегированными показателями и не предназначены для учета тонких различий в ресурсных потребностях различных групп обучающихся.

Смешанная (аддитивно-мультипликативная) модель расчета группового норматива бюджетного финансирования образовательного учреждения

При построении аддитивной модели норматива предполагается, что нормативы, формирующие сумму (1), независимы друг от друга и исчисляются в денежном выражении каждый по отдельности. Вместе с тем, очевидна общность структуры таких нормативов в рамках одного семейства (уровня образования), поэтому в некоторых случаях нам кажется целесообразным построение интегрированной модели группового норматива, в которой роль единичного норматива будет играть произведение множителей, одинаковое по своей структуре для всех объектов нормирования. Модель группового норматива в этом случае будет иметь вид (2) или (3):

I з м

ГНФ = ХЕЕБН х А- к К2, X КЪт X Чдт, (2)

/=1 ,=1 т=1

где БН— базовый норматив финансирования, инвариантный для всех объектов нормирования;

К1, К2, КЗ — коэффициенты удорожания по трем дифференцирующим признакам (их может быть как меньше, так и больше, по решению разработчиков относительно учета тех или иных признаков в модели норматива); примерами могут быть как уже названные выше четыре признака, так и другие, например, уровень базового образования (начальное, среднее общее, среднее полное — для школ, на базе 9 или 11 классов — для учреждений НПО и СПО, и т. п.), форма обучения (очная, очно-заочная, заочная, экстернат) идр.;

I— количество классов по признаку К1\ /— количество классов по признаку К2\ М— количество классов по признаку К3\ Чдт — количество единиц объекта нормирования, характеризующегося /-у-т-комбинацией признаков.

В модели (2) подразумевается независимость коэффициентов удорожания образовательных программ. В другом варианте аддитивно-мультипликативной модели группового норматива можно выстроить матрицу коэффициентов удорожания (Кут), каждый из которых есть интегральная характеристика одной из образовательных программ:

I J M

ГНФ = х Km х Чт, (3)

i=1 j=1 m=1

где БН— базовый норматив финансирования, инвариантный для всех объектов нормирования;

К.. — коэффициент удорожания ijm-й обра-

ijm

зовательной программы по трем дифференцирующим признакам (так же, как и в модели (2), их может быть как меньше, так и больше по решению разработчиков относительно учета тех или иных признаков в модели норматива);

I— количество классов по признаку /;

J— количество классов по признаку./;

М— количество классов по признаку т\

Чут — количество единиц объекта нормирования, характеризующегося /-j-m-комбинацией признаков.

Для соблюдения принципа экономичности в аналитических расчетах один из коэффициентов (матричных элементов) в модели (3) должен быть равен 1; как правило, это самая «простая» с точки зрения ресурсоемкое™ образовательная программа данного уровня образования. Для такой программы (Kijm= 1) объем финансирования одного обучающегося равен базовому нормативу БН. Именно поэтому она может считаться базовой для данного уровня.

Аналитический расчет числовых значений коэффициентов легче выполнить для модели формы (2). Однако проще в использовании в практике работы специалистов экономических и финансовых служб модель (3), поскольку требует меньше конечных расчетов.

Расчет количества единиц нормирования

Расчет величины регионального бюджетного норматива, приходящейся на образовательное учреждение (группового норматива), осуществляется путем суммирования произведений единичных нормативов на количество единиц нормирования, то есть численность контингента обучающихся по всем образовательным программам в образовательном учреждении (показатель Ч1 в формуле (1) или Ч.. в формулах (2) и (3)). Для этого возможны

ijm

два подхода. Первый целесообразно применять

в случае широкой линейки нормативов, дифференцированных по нескольким признакам. Как правило, такая структура нормативов формируется для учреждений дошкольного и общего (школьного) уровней образования. Для каждой категории используется среднегодовая плановая численность (СЧ) обучающихся, которая рассчитывается по формуле:

Ч„, х8 + ¥,„, х 4

СЧ =

нф

12

(4)

где Чнф — плановая численность обучающихся на начало планируемого финансового года;

8 — число месяцев функционирования учреждения с переходящим контингентом на начало года (с 1 января по31 августа);

Чну — плановая численность обучающихся на начало планируемого учебного года;

4 — число месяцев функционирования учреждения с новым контингентом на конец года (с 1 сентября по31 декабря);

12 — число месяцев в году.

Для учреждений профессионального образования, где имеются значительные различия в ре-сурсоемкости разных форм обучения, можно либо задействовать в качестве дифференцирующего признака форму обучения, либо использовать вместо простой, «по головам», плановой численности расчетный показатель среднегодовой приведенной к очной форме обучения численности обучающихся (СПЧ) по всем формам обучения16.

СПЧ является комбинированным показателем численности обучающихся с учетом того, что затра-тоемкость сокращенных форм обучения (очно-заочной и заочной) ниже, чем очной (дневной). При этом корректирующие коэффициенты приведения выбираются экспертным путем, с учетом региональных особенностей организации ОУ данного уровня образования. В качестве же стандартного варианта расчета приведенной численности можно рассматривать коэффициенты, используемые в методике расчета предельного контингента обучающихся при лицензировании учебных заведений, а именно — 1 обучающийся по очной форме принимается за единицу, по очно-заочной — за 0,2, по заочной — за 0,04. При этом принимается следующий алгоритм расчета величины СПЧ:

СПЧ. = £ (Ч. (очн.) + 0,2 х Чj (оч. - заочн.) +

.=1

+0,04 х Ч. (заочн.)),

(5)

где СПЧ.—среднегодовая приведенная численность обучающихся поу'-й образовательной программе;

{очн.) — численность обучающихся по у'-й образовательной программе по очной (дневной) форме обучения;

Чj (оч. -заочн.) — численность обучающихся по у'-й образовательной программе по очно-заочной (вечерней) форме обучения;

(заочн.) — численность обучающихся по у'-й образовательной программе по заочной форме обучения;

N — количество образовательных программ, реализуемых в данном ОУ.

Приведенная численность обучающихся как интегральный индикатор ресурсоемкости образовательной программы в мультипликативных моделях

При моделировании группового норматива финансирования образовательных учреждений показатель численности можно использовать не только «в чистом виде», но и в качестве комплексного показателя, включающего в себя один или, возможно, несколько дифференцирующих признаков модели. Для этого в простую мультипликативную модель может быть введен расчетный индикатор приведенной среднегодовой численности обучающихся (РИПЧ).

РИПЧ. = СПЧ. х К.,

J J J

где Щ — коэффициент удорожания у'-й образовательной программы по выбранному признаку.

Прозрачность расчетов17 при использовании модели требует, чтобы как минимум одна из образовательных программ (а, возможно, и несколько) каждого уровня обучения характеризовалась величиной ^ = 1. Такая программа будет считаться базовой по данному признаку. В качестве базовой целесообразно выбирать самые «простые»18, стандартные по выбранному признаку для данного уровня обучения. Значения коэффициентов удорожания могут быть любыми,

16 Разумеется, если этот признак не введен в модели (2) или (3) в качестве одного из К, К1, К2ит. д.

17 Аргументация тут аналогична той, что была приведена для коэффициентов в формуле (3).

18 «Простые» не в смысле трудности обучения, а в смысле потребности ОУ в особых ресурсах для ее осуществления, то есть «обыкновенности» среди других образовательных программ. Так, например, среди программ начального образования (см. таблицу 2, позиции 1, 4, 9, 10) базовой программой можно признать «№ 1. Класс начального общего образования общеобразовательного учреждения», все остальные будут требовать «удорожания».

Таблица 3

Примерный расчет скорректированной приведенной численности обучающихся в ОУ НПО региона, чел.

Профессии Всего, бюджет Из них спч- приведенная численность обучающихся, всего Тйппро-фессии Коэффициенты удорожания профессий РИПЧ, скорректированная приведенная численность обучающихся, всего

на дневном обучении по иным формам обучения

1 2 3 4 5 6 7 8

Мастер растениеводства 24 24 0 24 1 1 24

Профессии деревообрабатывающего производства 25 0 25 5 1 1 5

Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования 467 311 156 342,2 2 1,1 376,42

Сварщик (электросварочные и газосварочные работы) 208 115 93 133,6 2 1,1 146,96

Токарь-универсал 90 86 4 86,8 2 1,1 95,48

Оператор ЭВМ 426 299 127 324,4 3 1,2 389,28

Закройщик 11 0 11 2,2 3 1,2 2,64

но, поскольку в качестве базовой целесообразно выбирать наиболее низкозатратную по данному признаку образовательную программу, величины Ху будут превышать единицу. Расчет этих величин возможен экспертным путем либо путем анализа данных о фактических расходах образовательных учреждений.

В качестве наглядного примера использования РИПЧ для уровня начального профессионального образования можно привести модель, в которой этот показатель включает в себя дифференциацию по двум дифференцирующим признакам — «ресур-соемкость профессии» и «форма обучения».

Расчетный индикатор приведенной численности обучающихся строится с учетом того, что затратоемкость сокращенных форм обучения (очно-заочной и заочной) ниже, чем дневных. А кроме того, различается и затратоемкость подготовки по разным типам профессий. Под затра-тоемкостью (ресурсоемкостью) в целях данного исследования мы понимаем величины расходов бюджета на обеспечение процесса обучения по данной профессии.

В табл. 3 приведен расчет этого показателя на основе реальных данных по численности обучающихся нескольким профессиям в одном из регионов РФ за 2007 г. Дифференциация по признаку формы обучения дает две категории обучающихся — по очной и очно-заочной форме обучения. В колонке 5 этой таблицы среднегодовая приведенная численность рассчитана в соответствии с формулой (5).

Корректировка численности обучающихся с учетом ресурсоемкое™ профессий проводилась

путем умножения приведенной численности, рассчитанной на предыдущем шаге, на коэффициенты удорожания профессий в зависимости от их типа. Дифференциация по этому признаку предполагается на три категории образовательных программ — низкой (тип 1), средней (тип 2) и высокой (тип 3) ресурсоемкое™19. Результат расчета величины РИПЧ представлен в колонке 8 табл. 3.

Использование показателя РИПЧ значительно упрощает модель системы нормативов, поскольку позволяет «свернуть» несколько дифференцирующих признаков в один. Пример, проиллюстрированный табл. 3, достаточно нагляден. Но сама система начального профессионального образования в регионах, как правило, не сложная по структуре (и, как следствие этого, по дифференцирующим признакам). Опыт разработки нормативов подушевого финансирования для образовательных учреждений разного уровня образования показывает, что наибольшее количество различий в образовательных

19 Вопрос о том, по какому принципу и на основе каких нормативных документов можно выделить три этих типа, не относится к проблематике данного цикла статей. В данном случае априори предполагаем, что приведенные для примера в таблице 3 профессии относятся по своей ресурсоемкости к одному из трех типов.

Не будем касаться и вопроса о том, почему величины коэффициентов удорожания профессий именно такие, а не иные. В эмпирическом исследовании, в котором были получены эти величины, они выводились аналитическим путем из фактических данных и соответствовали особенностям функционирования региональной сети учреждений начального профессионального образования. Возможно, в другом регионе коэффициенты удорожания процессии целесообразно будет учитывать в модели с другими величинами.

программах, которые следовало бы учесть при нормировании, встречается на уровнях дошкольного и общего (школьного) образования. Примером сложной типологии образовательных программ и, следовательно, нормативов служит последний раздел табл. 1 и табл. 2. Возможность учесть в расчетном индикаторе приведенной численности хотя бы один из дифференцирующих признаков (например, класс обычный — коррекционный — с углубленным изучением ряда предметов или класс начального — общего — среднего образования) в виде коэффициентов удорожания определенных образовательных программ сразу существенно снижает число единичных нормативов в модели.

В отдельных случаях расчетный индикатор приведенной численности может стать единственным вариатором модели группового норматива. В случае, когда вся дифференциация образовательных программ «заложена» в РИПЧ, модель структуры группового норматива финансирования ГНФ будет иметь вид20:

ГНФ = БЕ х КМ х РИПЧ,

где БЕ — базовая единица (расчетная величина, устанавливаемая законодательством региона для разного рода расчета объемов бюджетного финан-

20 В данной формулировке модели не предусмотрено дифференциации по признаку городской и сельской местности, которая действует в большинстве регионов РФ в системах оплаты труда некоторых категорий работников образовательных учреждений. Если такая дифференциация предусмотрена региональным законодательством, ее легко учесть путем введения в формулу дополнительного множителя С — коэффициента дифференциации городской и сельской местности. Для ОУ, расположенных в пределах городских поселений, он равен 1. Для ОУ, расположенных в пределах сельских поселений, он может варьироваться в разных регионах и составлять от 1,1 до 1,2 (точная величина подлежит расчету в каждом конкретном случае).

сирования, например, в системах оплаты труда работников бюджетных отраслей региона или величина прожиточного минимума в регионе);

КМ— коэффициент мультипликации базовой единицы;

РИПЧ— расчетный индикатор среднегодовой скорректированной приведенной численности обучающихся в данном образовательном учреждении на бюджетный год.

Именно эта модель прошла апробацию в системе начального профессионального образования одного из регионов РФ. Для расчета величины норматива бюджетного финансирования в денежном выражении для конкретного образовательного учреждения НПО при использовании этой модели необходимы всего лишь следующие данные:

— фактическая численность контингента на начало бюджетного года в разбивке по профессиям (в соответствии с типами ресурсоемкое™ профессий) и формам обучения обучающихся за счет бюджетных средств;

— плановая численность контингента на учебный год, начинающийся в бюджетном году;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— коэффициенты удорожания профессий.

Список литературы

1. Волкова О. Н. Об общей проблематике разработки региональных методик формирования и расчета нормативов бюджетного финансирования образовательных учреждений // Финансы и Кредит, № 41 (329), ноябрь, 2008, стр. 55-60.

2. Волкова О. Н. Проектирование региональных методик подушевого бюджетного финансирования образовательных учреждений: принципы, этапы, состав нормируемых расходов// Финансы и Кредит, № 35 (371), сентябрь, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.