Научная статья на тему 'Методика определения нормативов бюджетного финансирования общеобразовательных программ школ в Республике Дагестан'

Методика определения нормативов бюджетного финансирования общеобразовательных программ школ в Республике Дагестан Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
252
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / BUDGETARY FINANCING / МЕТОДИКА ПЛАНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ СРЕДСТВ / METHODS OF THE PLANNING THE FINANCIAL MEANS / НОРМАТИВЫ / STANDARDS / СТАНДАРТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УСЛУГА / STANDARD EDUCATIONAL SERVICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Османов Абдулатипгаджи Магомедович

В статье рассматриваются методические вопросы определения нормативов бюджетного финансирования общеобразовательных учреждений. Нормативы расходов построены на подушевой основе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF THE DETERMINATION STANDARD BUDGETARY FINANCING THE MAIN GENERAL EDUCATIONAL PROGRAMS OF THE SCHOOLS IN REPUBLIC DAGESTAN

In article are considered methodical questions of the determination standard budgetary financing the general institutions. The Standards of the expenses are built on one man in base.

Текст научной работы на тему «Методика определения нормативов бюджетного финансирования общеобразовательных программ школ в Республике Дагестан»

ОСМАНОВ А.М.

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ НОРМАТИВОВ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ШКОЛ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН

В статье рассматриваются методические вопросы определения нормативов бюджетного финансирования общеобразовательных учреждений. Нормативы расходов построены на подушевой основе.

OSMANOV A.M.

METHODS OF THE DETERMINATION STANDARD BUDGETARY FINANCING THE MAIN GENERAL EDUCATIONAL PROGRAMS OF THE SCHOOLS IN REPUBLIC DAGESTAN

In article are considered methodical questions of the determination standard budgetary financing the general institutions. The Standards of the expenses are built on one man in base.

Ключевые слова: образование, бюджетное финансирование, методика планирования финансовых средств, нормативы, стандартная образовательная услуга.

Keywords: education, budgetary financing, methods of the planning the financial means, standards, standard educational service.

Внедрение в процессы общественной жизни прогрессивных методик бюджетного финансирования является насущным требованием времени. В практике развития общеобразовательных школ важным является определение оптимального объема предоставления школам финансовых средств. Расчеты данных объемов должны быть направлены на обеспечение денежными средствами каждого ученического места. Для выполнения данных задач предлагается описанная ниже методика.

Методика планирования финансовых средств при определении норматива бюджетного финансирования на одного учащегося в Республике Дагестан должна базироваться на учете следующих положений:

❖ планирование осуществляется на основе определения стоимости стандартной бюджетной услуги на учащегося;

❖ учитывается специфика контингента обучаемых (наличие коррекци-онных классов, типы образовательных программ и др.);

❖ в нормативе осуществляется учет законодательно определенных натуральных норм (наполняемость классов и др.);

❖ для определения стоимости стандартной образовательной услуги используются нормы федерального законодательства, обязательные для исполнения и влияющие на стоимость образовательной услуги;

❖ учет различий в стоимости образовательной услуги по ступеням

обучения, по видам образовательных программ, по типам и видам образовательных учреждений осуществляется при помощи коэффициентов удорожания;

❖ учет сложившихся региональных особенностей (на основе рекомендуемых федеральным законодательством норм по введению дополнительных ставок) осуществляется путем введения дополнительных коэффициентов.

В предлагаемой нами методике основными опорными показателями являются величина подушевого норматива и число учащихся. Никакие сетевые показатели (число классов-комплектов или число ставок) в расчете не присутствуют.

Методика содержит:

1. Модель расчета показателей подушевого бюджетного финансирования общеобразовательных учреждений в разрезе ступеней образования (начальная, основная, средняя школа) с учетом различий в стоимости образовательной услуги по ступеням обучения, по видам образовательных программ, по типам и видам образовательных учреждений.

2. Перечень и значения поправочных коэффициентов, которые дают возможность формализовать факторы, являющиеся существенными и влияющими на стоимость для Республики Дагестан и ее территорий. Применение коэффициентов позволяет не допустить снижения финансирования при переходе на нормативы при формировании бюджетов разных уровней.

Нормативы расходов на реализацию государственного образовательного стандарта общего образования в расчете на одного обучающегося исчисляются по формуле:

Ri = Зi + P учебн., где

Зi - расходы по заработной плате в ьтом муниципальном образовании на реализацию государственного стандарта общего образования в расчете на одного обучающегося по видам классов и по ступеням обучения;

Р учебн. - расходы на обеспечение образовательного процесса в расчете на одного обучающегося.

Расходы по заработной плате в ьтом муниципальном образовании на реализацию государственного стандарта общего образования в расчете на одного обучающегося по видам классов и по ступеням обучения, согласно «Методическим рекомендациям по расчету и внедрению нормативов бюджетного финансирования общеобразовательных учреждений», разработанным отделом экономики в сфере образования Сводного департамента экономики и финансов Министерства образования и науки Российской Федерации, исчисляются по следующей формуле:

( а/ё )х Ьх 1,262 х 1,02 х 1,33 х 12

З1 = ............................................. х 1,43 х wx с х Я,

т

где

З1 - расходы по заработной плате в i-том муниципальном образовании на реализацию государственного стандарта общего образования в расчете на одного обучающегося по видам классов и по ступеням обучения;

а - число часов по базисному учебному плану при шестидневной рабочей неделе. Рассчитано по 1-й ступени обучения: 1-4 классы, начальное образование; по 2-й ступени обучения: 5-9 классы, основное образование; по 3-й ступени обучения: 10-12 классы, среднее образование и по ступеням обучения в гимназиях / лицеях и коррекционных школах;

b - ставка зарплаты, соответствующая средневзвешенному разряду по ETC по i-тому муниципалитету, действующая на 01.05.2006 года, с учетом повышения ставок оплаты труда (25%) в сельской местности. При расчете по каждому району и городу были взяты реально сложившиеся ставки по средневзвешенному разряду. Таблица средневзвешенных разрядов по городам и районам Республики Дагестан прилагается (таблица 1).

Таблица 1.

Удорожание в зависимости от различных факторов

Ступени От деления От наличия От наличия Общее удоро-

классов на групп продлен- кружков жание по сту-

группы ного дня пеням

1 - я ступень 1,04 1,4 1,03 1,5

2 - я ступень 1,12 1 1,03 1,15

3 - я ступень 1,22 1 1,03 1,26

1,262 - коэффициент отчислений по единому социальному налогу; 1,02 - коэффициент увеличения фонда оплаты труда, связанного с повышением стажа, квалификационной категории и т.п.;

1,33 - коэффициент увеличения фонда оплаты труда на величину доплат и надбавок;

12 - количество месяцев в году;

1,43 - коэффициент увеличения фонда оплаты труда на административно-управленческий персонал;

w - коэффициенты удорожания в зависимости от различных факторов. К данным коэффициентам, согласно «Методическим рекомендациям ...» Министерства образования и науки Российской Федерации, отнесены коэффициенты, отражающие обучение по программам дополнительного образования деление классов на группы при изучении отдельных предметов (таблица 1);

с - коэффициенты удорожания по видам классов (программ). К данным коэффициентам, согласно «Методическим рекомендациям» Министерства образования и науки Российской Федерации, отнесены коэффициенты удорожания по ступеням обучения: 1-я ступень обучения - начальное образование; 2-я ступень обучения - основное образование; 3-я ступень обучения -среднее образование и по видам классов: обычные, гимназические / лицейские, специальные (коррекционные). Значения приведены в таблице 2.

Таблица 2.

Коэффициенты удорожания по видам классов _(общеобразовательных программ)_

Вид классов Коэффициенты удорожания

Обычные 1

Гимназические / лицейские 1,15

Коррекционные 3,22

Компенсирующего развития 2,27

Я - региональный коэффициент удорожания, отражающий дополнительные ставки и региональные надбавки/доплаты, связанные с особенностями Республики Дагестан. По мнению Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Дагестан, региональный коэффициент удорожания должен включать в себя компоненты: и Я2. - коэффициент, отражающий величину доплат, связанных с необходимостью изучения родных, национальных языков в городских школах и русского языка в сельских школах (доплата образуется от деления классов на языковые группы). Я1 подсчитан на основе действующего стандарта образования. По сельским районам он равен - 1,18; по городам - 1. Я2 - коэффициент, отражающий реально действующие районные доплаты, связанные с горностью и безводностью местности. Таблица действующих районных коэффициентов прилагается (таблица 4.).

т - нормативная наполняемость классов.

Расходы на обеспечение образовательного процесса в расчете на одного обучающегося Р учебн. определяются на каждого обучающегося по ступеням общего образования в процентном отношении к общему размеру норматива расходов и включают в себя: расходы на приобретение наглядных пособий, технических средств обучения, расходных материалов, канцелярских товаров, хозяйственные расходы (кроме коммунальных расходов). В связи с тем, что в настоящее время фактических расходов на эти цели нет, мы исходили из фактически сложившихся расходов за 2001 год, пересчитанных на величину инфляции, т.к. данный год являлся базовым для большинства регионов, которые участвовали в эксперименте по расчету подушевых нормативов бюджетного финансирования в образовании. Был получен норматив расходов 20% к общему размеру норматива расходов. Кроме того, в расходы включена компенсация за книгоиздательскую продукцию (100 руб. на учителя в месяц).

В связи с тем, что для обязательной адаптации при переходе к формированию бюджетов на нормативной основе необходимо осуществлять расчет субвенций не на среднегодовую численность, а на численность «условных учащихся», в методике был применен расчет на «условных учащихся».

Численность «условных учащихся» в классе по ьтому муниципалитету отражает учет особенностей наполняемости классов и рассчитывается, исходя из параметров фактического и нормативного числа учащихся по формуле:

нормативная наполняемость

Усл.учащ. = фактическое число учащихся х ......................................

фактическая наполняемость

«Условный учащийся» позволяет учитывать не только фактическое число учащихся в муниципальном образовании (районе, городе), но и муниципальные особенности, где наполняемость классов меньше, чем нормативная. Данный подход позволяет учесть особенность Республики Дагестан, где существует определенное количество малокомплектных школ. Расчет условных учащихся проводится по каждой ступени обучения.

Значения указанных коэффициентов таблиц 1 и 2 рассчитаны в «Методических рекомендациях по расчету и внедрению нормативов бюджетного финансирования общеобразовательных учреждений», разработанных отделом экономики в сфере образования Сводного департамента экономики и финансов Министерства образования и науки Российской Федерации на основе действующих норм федерального законодательства. Они основываются на общефедеральных нормах. Данные коэффициенты были применены при расчете как W и С.

Помимо указанных коэффициентов для расчета нормативов для интернатов нами был использован коэффициент ^ отражающий удорожание педагогической услуги по интернатам, рассчитанный в соответствии со сложившимися расходами.

В результате расчетов по описанной методике получены данные норматива бюджетного финансирования в городе, сельской местности, по видам классов, по ступеням обучения.

Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Дагестан использует предложенную методику для определения нормативов бюджетного финансирования (стандарт государственного общего образования) городских и сельских общеобразовательных учреждений в Республике Дагестан.

_Литература_

1. Методические рекомендации по расчету и внедрению нормативов бюджетного финансирования общеобразовательных учреждений. - М., Министерство образования и науки Российской Федерации. 2006.

2. Мамедова Э.А. Сегментирование рынка образовательных услуг // Проблемы теории и практики экономики народнохозяйственного комплекса региона: сборник научных трудов. - Махачкала: ДГТУ, 2004. Часть 3.

3. Исаева Х.Г. Мировой рынок образовательных услуг: проблемы и перспективы развития // Теоретические основы оптимизации управления социально-экономическими процессами в современных условиях. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Махачкала: Лотос, 2007. Часть 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.