ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Theory and technique of professional education
УДК 343.83; 371.132 М. В. Киселёв, С. Б. Филимонов, Н. Н. Ивашко, О. В. Игумнова, С. А. Сторожев ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ НА ЧАЛЬНИКОВ ОТРЯДОВ ОСУЖДЁННЫХ И ТРУДНОСТИ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ИХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ
(на основе опроса)
M. V. Kiselev, S. B. Filimonov, N. N. Ivashko, O. V. Igumnova, S. A. Storozhev MAIN DIRECTIONS OF ACTIVITIES OF INMATES' DETACHMENTS CHIEFS' AND DIFFICULTIES IN REALIZING THEIR PROFESSIONAL DUTIES (ON THE BASE OF THE QUESTIONNAIRE)
В статье представлен анализ основных направлений деятельности начальников отрядов осуждённых в исправительных учреждениях, выявлены трудности в осуществлении их функциональных обязанностей.
The article gives an analysis of main directions of professional activities of inmates ' detachments chiefs and difficulties in realizing their professional duties.
Ключевые слова: профессиональная подготовка начальника отряда осуждённых; профессиональная деятельность; психолого-педагогическая компетентность.
Key words: vocational training of an inmates' detachment chief; professional activity; psychological and pedagogical competence.
Согласно ст. 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ)1 основным средством исправления осуждённых является воспитательная работа. Привитие гражданину положительных навыков, качеств и формирование у него стремления к правопо-слушному поведению в рамках исправительного учреждения (далее -ИУ) осуществляется начальником отряда осуждённых.
В соответствии с приказом Минюста России от 30 декабря 2005 г. № 259 «Об утверждении положения об отряде осуждённых исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний» (далее - приказ № 259) должностные инструкции начальника отряда содержат комплекс требований по планированию, организации и проведению воспитательных мероприятий с осужденными. Большая часть из них отражает психолого-педагогические компетенции.
1 Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (в ред. от 24.11.2014, с изм. от 01.12.2014) // Российская газета. 1997. 16 января.
2 Об утверждении Положения об отряде осуждённых исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний: приказ Минюста России от 30.12.2005 № 259. (в ред. от 23.08.2012) // Российская газета. 2006. 02 марта.
В последнее время в периодической печати появляются публикации о служебной загруженности начальника отряда1 и бесперспективности его карьерного роста2. Возникает вопрос о низкой мотивационной составляющей их служебной деятельности и недостаточной сформированности психолого-педагогической компетенции.
Эти проблемы диктуют необходимость определения наиболее актуальных проблем, связанных с исполнением служебной деятельности начальников отрядов, путём проведения опроса начальников отряда осуждённых.
В опросе приняли участие 460 человек, проходящих службу в должности начальника отряда исправительных учреждений ГУФСИН (УФСИН) России по Кемеровской области, Красноярскому краю, Алтайскому краю, Томской области, Республике Алтай, Республике Хакасия, Новосибирской области.
Основными направлениями опроса являлись:
1. Возраст и образовательный уровень респондентов.
2. Общий трудовой стаж и стаж в должности начальника отряда.
3. Приоритетные направления работы начальника отряда (по мнению самих опрашиваемых).
4. Уровень загруженности начальников отряда.
5. Наличие трудностей в осуществлении функциональных обязанностей.
6. Необходимость повышения профессионального мастерства.
Согласно данным проведённого опроса, около половины респондентов относятся к средневозрастной группе 31-40 лет (52 %), старшая возрастная группа (свыше 40 лет) составляет всего 12 %. Полные сведения о возрасте респондентов представлены на рис. 1.
2 0-2 5 лет
26-30 лет
31-40 лет
свыше 40 лет
Рис. 1 Соотношение возраста респондентов (в %)
1 Бижаева М. В ответе за многое // Преступление и наказание. 2014. № 11. С. 22.
2 Новиков В. Хотели бы вы стать начальником отряда? // Преступление и наказание. 2014. № 4. С. 28-29.
Среди опрошенных сотрудников 96 % имеют высшее образование, из них 27 % являются выпускниками вузов ФСИН России, около 1 % -это выпускники других вузов, подведомственных «силовым» органам. Таким образом, только 28 % начальников отрядов, принявших участие в опросе, прошли специализированное обучение. В то же время 28 % опрошенных имеет базовое педагогическое образование, а 59 % - юридическое (таблица 1). Следовательно, тезис о низком уровне сформиро-ванности психолого-педагогической компетенции начальников отрядов, высказанный выше, подтверждается данными опроса. Юридическая подготовленность сотрудников, занимающих должность начальников отряда, остаётся более высокой по сравнению с педагогической.
Таблица 1
Образовательный уровень начальников отрядов осуждённых
Уровень образования Количество сотрудников (в %)
Высшее образование, из них: 96 %
выпускники учебных заведений ФСИН России 27 %
выпускники ведомственных вузов (ВС РФ, МВД) ~1 %
Специальность:
юридическая 59 %
педагогическая 28 %
техническая 6 %
иные 7 %
Общий трудовой стаж службы в уголовно-исполнительной системе (далее - УИС) у участников опроса варьируется от 5 лет и выше. 32 % имеют стаж службы до 5 лет, 68 % являются более опытными сотрудниками. 39 % респондентов служат в учреждениях и органах УИС от 11 лет и выше. Данные о трудовом стаже приведены на рис. 2.
32% 32%
^29% 1
а
до 5 лет 6-10 лет 11-20 лет свыше 20 лет
Рис. 2 Соотношение респондентов по стажу службы в УИС (в %)
Только 8 % респондентов проходят службу в должности начальника отряда свыше 10 лет. 6-10 лет в занимаемой должности служат
Л
22 % опрошенных. 70 % начальников отрядов, согласно проведённому опросу, прослужили на этой должности до 5 лет (см. рис. 3).
■ до 2 лет ■ 2-5 лет "6-10 лет ■ свыше 10 лет
Рис. 3 Соотношение сотрудников УИС, проходящих службу в должности начальника отряда, по стажу (в %)
Опрос начальников отряда осуждённых показал, что к своим приоритетным обязанностям они относят (таблица 2):
- обеспечение выполнения осуждёнными правил внутреннего распорядка - 18 %;
- знание положения дел в отряде - 16 %;
- подготовку документов характеризующих осуждённого - 14 %. Менее значимыми видами деятельности, по мнению респондентов,
являются:
- обход зданий, сооружений, спальных мест осуждённых -
3,5 %;
- оказание помощи осуждённым в восстановлении социально-полезных связей - 2 %;
- формирование уважительного отношения у осуждённого к человеку и обществу - 2 %.
Таблица 2
Приоритетные направления работы начальника отряда осуждённых
Направление деятельности Количество сотрудников (в %)
обеспечение выполнения осуждёнными правил внутреннего распорядка 18
знание положения дел в отряде 16
подготовка документов, характеризующих осуждённого 14
продолжение таблицы 2 Приоритетные направления работы начальника отряда осуждённых
принятие мер по разобщению групп лиц отрицательной направленности; проведение с нарушителями профилактической работы; выявление лиц, склонных к противоправным действиям 9
приём осуждённых по личным вопросам 6,5
разъяснение осуждённым их обязанностей, условий отбывания наказания; проведение заседаний Совета воспитателей отряда 5,5
соблюдение правовых норм при обращении с осуждёнными 4,5
повышение образовательного и профессионального уровня у осуждённых; трудоустройство осуждённых, приобщение их к труду 4
обход зданий, сооружений, спальных мест осуждённых 3,5
оказание помощи осуждённым в восстановлении социально-полезных связей 2
формирование уважительного отношения у осуждённого к человеку и обществу 2
Следует отметить недооценку таких направлений деятельности, как разъяснение осуждённым их обязанностей, условий отбывания наказания, проведение заседаний Совета воспитателей отряда, повышение образовательного и профессионального уровня у осуждённых, трудоустройство осуждённых, приобщение их к труду.
Приведённые факты указывают на искажённое понимание опрашиваемыми содержания своих должностных обязанностей. Согласно ст. 9 УИК РФ исправление осуждённых - это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения. Воспитательной работой с осуждёнными к лишению свободы занимаются начальники отрядов, в чьи функциональные обязанности входит позитивное формирование личности осуждённого, его социализация и профилактика рецидивной преступности.
Следствием неправильного понимания сути своей профессиональной деятельности является отношение к осуждённым:
- равнодушное (48 %);
- жалость (28 %);
- злость (11,5 %).
Ряд респондентов не хотели бы, чтобы их служебная деятельность была связана с постоянным общением с осуждёнными (4,5 %).
По мнению респондентов, в воспитательной работе с осуждёнными участвуют психологи, а также сотрудники отдела безопасности и оперативного отдела (рис. 4).
спец. отдел производственная служба соц. защита оперативный отдел отдел безопасности психологи
30
Рис. 4 Службы, участвующие в воспитательном процессе ИУ (в %)
Указанные факты свидетельствуют о недостаточном уровне организации взаимодействия всех служб ИУ в реализации воспитательного процесса.
Дальнейший анализ ответов начальников отрядов позволил выявить приоритетные формы и методы воспитательной работы с осуждёнными. Наиболее распространённая форма воспитательной работы -индивидуальная в виде беседы. Из результатов опроса следует, что групповые формы работы с осуждёнными являются менее эффективными. Актуальные методы воспитательного воздействия на осужденных, применяемые на практике начальниками отряда, представлены на рис. 5.
40
35 30 25 20 15 10 5 0
метод метод убевдения беседа метод примера
стимулировання
Рис. 5 Актуальные методы воспитательного воздействия на осуждённых (в %)
Большинство участников опроса (76 %) считают, что они выполняют только свои должностные обязанности. Это можно рассматривать как положительную тенденцию. Возможно, это связано с численностью осуждённых в отрядах. Согласно приказу № 259 количество осуждённых в отряде устанавливается в соответствии с нормативными актами Минюста России в пределах 50-100 человек в зависимости от вида режима ИУ и
численности осужденных. По данным опроса, в 60 % случаев количество осуждённых в отряде превышает установленные нормативы (рис. 6).
■ до 100 чел. ■ 100-150 чел. ■ свыше 150 чел.
Рис. 6 Численность осуждённых в отряде (в %)
24 % опрошенных указывают, что на них дополнительно возлагаются следующие обязанности:
- дежурство, в том числе в качестве младшего инспектора -49 чел. (10,5 %);
- обысковые мероприятия - 29 чел. (6,3 %);
- конвоирование осуждённых - 15 чел. (3,3 %);
- ночное патрулирование колонии - 10 чел. (2 %);
- другие обязанности - 9 чел. (1,9 %).
На поставленный вопрос о трудностях ведения документации начальников отрядов большинство респондентов (98 %) ответили, что таковых не имеют. Однако 2 % опрошенных отметили сложности в заполнении дневника индивидуально-воспитательной работы, а также дублирование документов в электронном и письменном виде.
10 % опрошенных, которые выполняют свои функции на изолированных участках ИУ особого режима, испытывают затруднения в подготовке необходимых материалов (по вопросам представления осуждённых к замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания условно-досрочного освобождения, помилованию, изменению условий отбывания наказания и вида ИУ, предоставлению им права передвижения без конвоя, а также проживания за пределами ИУ). Такая же ситуация складывается с респондентами, проходящими службу в следственных изоляторах, тюрьмах и на изолированных участках ИУ, функционирующих как тюрьма. Результаты по всем видам ИУ представлены в рис. 7.
СИЗО, функц. ик общего ик строго
как ИК общего режима; 2% режима; 6° о
режима; 8°о
колония; 5°о
Рис. 7 Затруднения начальников отряда в подготовке документов (по видам ИУ)
Стрессовыми факторами в служебной деятельности начальников отряда являются:
- высокая ответственность - 34 %;
- высокое нервно-психологическое напряжение - 24 %;
- строгая дисциплина - 19 %;
- опасность для жизни и здоровья - 19 %;
- необходимость беспрекословного подчинения - 2 %;
- закрытость режимного учреждения, попытки игнорирования или невыполнения осуждёнными предъявляемых к ним законных требований со стороны администрации учреждения - 2 %.
Отсутствие негативных факторов, воздействующих на служебную деятельность начальника отряда, отметили 23,5 % принявших участие в анкетировании. Остальные респонденты указывают на три основных отрицательных фактора:
- отсутствие свободного времени - 56 %;
- отсутствие перспектив продвижения по службе - 26,5 %;
- опасение за свою жизнь и здоровье - 17,5 %.
Приведённая статистика подтверждает ранее высказанное утверждение, что каждый четвёртый начальник отряда не видит перспектив продвижения по службе.
Следующей группой факторов, вызывающих нервозность и напряжение в работе начальников отрядов, являются мероприятия, проводимые с осуждёнными (таблица 3).
Таблица 3
Мероприятия, вызывающие эмоциональное напряжение у начальников отрядов
Вид мероприятия Количество сотрудников (в %)
отбой осуждённых 32,5
вывод (съём) на работу 31,5
проверка осуждённых 9,5
подъём осуждённых 7,5
приём пищи осуждёнными 6
проведение дня открытых дверей 4,5
организация просмотра осуждёнными телепередач 3,5
организация труда осуждённых для уборки территории 3
проведение общих собраний с осуждёнными 2
Наличие перечисленных трудностей в профессиональной деятельности начальников отрядов позволяет сделать вывод о целесообразности повышения их профессиональной квалификации.
Необходимо повышение уровня профессиональных знаний начальников отрядов в области процессуального права:
- процессуальные сроки - 36 %;
- подготовка документов - 29,5 %;
- подготовка исковых заявлений - 13 %.
20,5 % опрошенных считают, что их уровень знаний процессуального права позволяет успешно выполнять свои должностные обязанности.
Помимо процессуального права, есть необходимость в совершенствовании навыков проведения разъяснительной работы среди осуждённых по разделам гражданского законодательства. Наиболее актуальными являются следующие направления:
- наследование (принятие и оформление наследства и т. д.) -
29 %;
- трудовое право (регулирование труда, отдыха и т. д.) - 25 %;
- семейное право (расторжение брака, лишение и восстановление в родительских правах и т. д.) - 24 %;
- расчётные обязательства - 21 %.
Потребность в повышении квалификации по указанным выше разделам процессуального и гражданского законодательства обусловлена, с одной стороны, различным базовым профессиональным образованием (около 40 % респондентов не имеют юридического образования), с другой - частотой обращения осуждённых по правовым вопросам (86,5 %).
В ходе опроса начальников отрядов осуждённых была выявлена необходимость дополнительного изучения действий начальника отряда при чрезвычайных ситуациях. Востребованными вопросами являются:
- массовые беспорядки - 29 %;
- побег осуждённого (попытка побега) - 25 %;
- захват заложников - 19 %.
Полный перечень актуальных вопросов представлен на рисунке 8.
Таким образом, проведённый опрос выявил следующие наиболее проблемные зоны профессиональной деятельности начальников отрядов осуждённых:
1. наличие базового юридического образования в 21 % случаев не соответствует специфике профессиональной деятельности начальников отряда осуждённых, поскольку только 27 % окончили образовательные учреждения ФСИН России. Недостаток педагогического образования не позволяет в полной мере осуществлять воспитательное воздействие на осуждённых, что в конечном итоге не способствует снижению уровня рецидивной преступности;
2. отсутствие базового юридического образования и педагогического образования вызывает трудности в профессиональной деятельности начальников отрядов в вопросах процессуального, гражданского права, а также корректного использования форм и методов воспитания осуждённых.
Выявленные проблемы указывают на необходимость повышения квалификации начальников отрядов, как по педагогическому, так и по юридическому направлениям. Необходимо вести разъяснительную работу с личным составом ИУ о необходимости осуществления воспитательного процесса с осуждёнными всеми службами ИУ. Организация и реализация программ дополнительного профессионального образования начальников отрядов будет способствовать решению проблем, выявленных в ходе опроса.
■ массовые беспорядки
■ побег осужденного (попытка побега)
■ захват заложников
■ неповиновение осуждённых сотрудникам
■ пожар в отряде
■ употребление осуждёнными спиртных напитков.наркотиков массовые отр авления осуждённых отряда
■ конфликт (драка) между осуждёнными массовый отказ осуждённых от работы
6% 4% 3% 2%
Рис. 8. Действия начальника отряда при чрезвычайных ситуациях, требующие дополнительного изучения (в %)
Превышение нормативных показателей численности осуждённых в отрядах и выполнение не свойственных начальникам отрядов дополнительных функций объективно снижают качество выполняемых профессиональных задач и вызывают быстрое профессиональное выгорание.
Психологам ИУ следует уделять особое внимание работе с начальниками отрядов по профилактике профессиональных деформаций, проводить психокоррекционные и информационные мероприятия, направленные на формирование у них гуманного отношения к осуждённым.
Литература
1. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (в ред. от 24.11.2014, с изм. от 01.12.2014) // Российская газета. 1997. 16 января.
2. Об утверждении Положения об отряде осуждённых исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний: приказ Минюста России от 30.12.2005 № 259. (в ред. от 23.08.2012) // Российская газета. 2006. 02 марта.
3. Бижаева М. В ответе за многое // Преступление и наказание. 2014. № 11. С. 22.
4. Новиков В. Хотели бы вы стать начальником отряда? // Преступление и наказание. 2014. № 4. С. 28-29.
УДК 343.83; 371.132 Н. Н. Ивашко, О. В. Игумнова, В. В. Кароян ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЧАЛЬНИКОВ ОТРЯДОВ
N. N. Ivashko, O. V. Igumnova, V. V. Karoyan PEDAGOGICAL COMPONENT OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF INMATES' DETACHMENT CHIEF
В статье представлен краткий анализ должностных обязанностей начальника отряда исправительного учреждения, излагаются причины необходимости усиления их педагогической подготовки.
The article gives a brief analysis of the professional duties of an inmates' detachment chief. The reasons of improving the pedagogical aspect of the penal officers' vocational training are stated here as well.
Ключевые слова: профессиональная подготовка начальника отряда осуждённых; профессиональная деятельность; психолого-педагогическая компетентность.
Keywords: vocational training of an inmates' detachment chief; professional activity; psychological and pedagogical competence.
Деятельность уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) России определяется уголовно-исполнительной политикой государства. Работа УИС направлена на поддержание порядка в обществе посредством исполнения уголовных наказаний лиц, совершивших преступления, и создания условий для исправления осуждённых с соблюдением прав, свобод и законных интересов самих осуждённых.