Научная статья на тему 'Педагогическая составляющая профессиональной деятельности начальников отрядов'

Педагогическая составляющая профессиональной деятельности начальников отрядов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
258
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА НАЧАЛЬНИКА ОТРЯДА ОСУЖДЁННЫХ / VOCATIONAL TRAINING OF AN INMATES' DETACHMENT CHIEF / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL ACTIVITY / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ивашко Наталья Николаевна, Игумнова Ольга Викторовна, Кароян Владимир Владимирович

В статье представлен краткий анализ должностных обязанностей начальника отряда исправительного учреждения, излагаются причины необходимости усиления их педагогической подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ивашко Наталья Николаевна, Игумнова Ольга Викторовна, Кароян Владимир Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical component of professional activity of inmates’ detachment chief

The article gives a brief analysis of the professional duties of an inmates’ detachment chief. The reasons of improving the pedagogical aspect of the penal officers’ vocational training are stated here as well.

Текст научной работы на тему «Педагогическая составляющая профессиональной деятельности начальников отрядов»

Превышение нормативных показателей численности осуждённых в отрядах и выполнение не свойственных начальникам отрядов дополнительных функций объективно снижают качество выполняемых профессиональных задач и вызывают быстрое профессиональное выгорание.

Психологам ИУ следует уделять особое внимание работе с начальниками отрядов по профилактике профессиональных деформаций, проводить психокоррекционные и информационные мероприятия, направленные на формирование у них гуманного отношения к осуждённым.

Литература

1. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (в ред. от 24.11.2014, с изм. от 01.12.2014) // Российская газета. 1997. 16 января.

2. Об утверждении Положения об отряде осуждённых исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний: приказ Минюста России от 30.12.2005 № 259. (в ред. от 23.08.2012) // Российская газета. 2006. 02 марта.

3. Бижаева М. В ответе за многое // Преступление и наказание. 2014. № 11. С. 22.

4. Новиков В. Хотели бы вы стать начальником отряда? // Преступление и наказание. 2014. № 4. С. 28-29.

УДК 343.83; 371.132 Н. Н. Ивашко, О. В. Игумнова, В. В. Кароян ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЧАЛЬНИКОВ ОТРЯДОВ

N. N. Ivashko, O. V. Igumnova, V. V. Karoyan PEDAGOGICAL COMPONENT OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF INMATES' DETACHMENT CHIEF

В статье представлен краткий анализ должностных обязанностей начальника отряда исправительного учреждения, излагаются причины необходимости усиления их педагогической подготовки.

The article gives a brief analysis of the professional duties of an inmates' detachment chief. The reasons of improving the pedagogical aspect of the penal officers' vocational training are stated here as well.

Ключевые слова: профессиональная подготовка начальника отряда осуждённых; профессиональная деятельность; психолого-педагогическая компетентность.

Keywords: vocational training of an inmates' detachment chief; professional activity; psychological and pedagogical competence.

Деятельность уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) России определяется уголовно-исполнительной политикой государства. Работа УИС направлена на поддержание порядка в обществе посредством исполнения уголовных наказаний лиц, совершивших преступления, и создания условий для исправления осуждённых с соблюдением прав, свобод и законных интересов самих осуждённых.

Изменения государственной политики в этом направлении были сформулированы в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года (далее - Концепция)1. В целевом блоке Концепции, в частности, указывается необходимость:

- повышения эффективности работы учреждений и органов, исполняющих наказания, до уровня европейских стандартов обращения с осуждёнными и потребностей общественного развития;

- сокращения рецидива преступлений, совершённых лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы.

Основными средствами реализации поставленных задач является:

- социальная и психологическая работа в местах лишения свободы;

- система постпенитенциарной помощи лицам, освободившимся из мест отбывания наказания;

- организация исполнения наказаний, направленная на социализацию осуждённых;

- создание новых видов учреждений, осуществляющих исполнение наказаний в виде лишения свободы, отказ от коллективной формы содержания осуждённых:

- осуществление раздельного содержания осуждённых с учётом тяжести совершённого преступления и криминологической характеристики осуждённого;

- усиление психолого-педагогической работы с личностью и подготовки её к жизни в обществе;

- разработка форм проведения воспитательной работы, организации образовательного процесса и трудовой занятости осуждённых в новых условиях отбывания наказания.

Анализ законотворческой и иной деятельности ФСИН России в 2010-2014 гг. свидетельствует, что реализация Концепции осуществляется в соответствии с прописанными в ней целями и задачами.

Обозначенные выше средства и задачи развития УИС затрагивают огромный пласт базовых понятий исправления осуждённых. Если посмотреть на перспективные задачи УИС с педагогической точки зрения, то вполне закономерен следующий вывод: развитие УИС России связано с формированием эффективной педагогической среды исправительного учреждения (далее - ИУ), которая должна способствовать снижению рецидива преступности не только в обществе, но и в рамках функционирования самих ИУ. Педагогическая среда имеет юридические основания в виде соответствующих подзаконных актов, приказов и проч., а также материально-технического обеспечения, в том числе надлежащих видов ИУ и их материального оснащения.

1 О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года : Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 № 1772-р (в ред. от 31.05.2012) // Собрание законодательства РФ. 2010. № 43. Ст. 5544.

Ядром педагогической среды ИУ является система психолого-педагогической и социальной работы с осуждёнными, а также система образования, в том числе профобразования и трудовой адаптации лиц, находящихся в ИУ.

Перечисленные компоненты педагогической среды ИУ являются основным способами исправления осуждённых. Научные исследования в области пенитенциарной педагогики и психологии на современном этапе связаны с поиском и использованием новых форм и методов исправительного воздействия на осуждённых, организационных механизмов социальной работы с ними.

Психолого-педагогическое содержание Концепции чаще всего ориентировано на уточнение задач работы психологов и социальных работников, задействованных в работе ИУ. Деятельность психолога, его функциональные обязанности и материальная база профдеятельности сформулированы более чётко.

В то же самое время многие положения Концепции относительно реализации педагогической, в первую очередь, воспитательной деятельности указаны без упоминания, кто именно и каким образом будет осуществлять поставленные задачи исправления осуждённых. Спектр проводимых мероприятий по данному направлению достаточно широк. Это:

- усиление воспитательной работы в отношении осуждённых, способных к ресоциализации, с особым акцентом на вовлечение их в трудовую деятельность, приобретение профессии или переквалификацию, а также на освоение ими основных социальных функций, позволяющих осуждённым стать на путь исправления и адаптироваться в обществе после освобождения;

- организация эффективного взаимодействия сотрудников всех служб исправительных учреждений с целью оптимизации воспитательной работы с осуждёнными;

- осуществление взаимодействия с представителями органов исполнительной власти, институтов гражданского общества, в том числе с традиционными конфессиями и деятелей искусства, культуры и спорта, с целью совершенствования исправительного процесса в рамках реализации совместных гуманитарных проектов;

- поиск и внедрение новых индивидуальных форм работы, обеспечивающих оказание адресной педагогической помощи каждому осуждённому с учётом его социально-демографической, уголовно-правовой и индивидуально-психологической характеристики;

- совершенствование духовно-нравственного и патриотического воспитания осуждённых, планирование, организация и проведение в ИУ воспитательных мероприятий, направленных на формирование и развитие у осуждённых стремления к общественно-полезной деятельности, соблюдению требований законов и принятых в обществе правил поведения;

- расширение форм организации культурного досуга осуждённых, клубной и кружковой работы.

Реализация всего перечисленного комплекса мер требует от работников УИС хорошей профессиональной подготовки. Сотрудники должны владеть новейшими психологическими и педагогическими методиками и технологиями воздействия на поведение граждан в условиях их изоляции от общества.

Встает вполне правомерный вопрос: кто должен осуществлять указанные направления каждодневной работы с осуждёнными? В соответствии с приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 259 «Об утверждении Положения об отряде осуждённых исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний»1 вся жизнь осуждённых осуществляется в рамках отряда осуждённых.

Отряд осуждённых ИУ, тюрьмы и/или следственного изолятора УИС создаётся с целью обеспечения управления исправительным процессом, создания необходимых условий для соблюдения прав и законных интересов, обеспечения личной безопасности осуждённых, сохранения и поддержания их здоровья, проведения с ними воспитательной, психологической, социальной и иной работы, повышения образовательного, профессионального и культурного уровня, удовлетворения духовных запросов, подготовки к освобождению.

Руководство отрядом осуществляет начальник отряда. В воспитательной колонии отрядом руководит старший воспитатель - начальник отряда. Следовательно, перечисленные педагогические (воспитательные функции) присущи в первую очередь именно ему.

Согласно тому же приказу функциональные обязанности начальника отряда наиболее разносторонние. Именно он осуществляет планирование, организацию и проведение воспитательных мероприятий с осуждёнными.

Не будем касаться проблем, связанных с реализацией всего объёма обязанностей начальником отряда. Однако перечисленные нами ранее направления деятельности начальника отряда наглядно показывают, что он должен обладать комплексными знаниями и умениями, позволяющими ему соответствовать задачам развития УИС Российской Федерации.

Полагаем, что подготовка начальников отрядов должна осуществляться как в рамках программ повышения квалификации, переподготовки работников ИУ, уже занимающих должность начальника отряда, так и в рамках базовой профессиональной подготовки, например, при обучении курсантов и слушателей по специальности «Педагогика и психология девиантного поведения». Рабочий план данной специальности включает достаточное количество дисциплин как психологического, так

1 Об утверждении Положения об отряде осуждённых исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний: приказ Минюста России от 30.12.2005 № 259. (в ред. от 23.08.2012) // Российская газета. 2006. 02 марта.

и педагогического характера. Перечислим некоторые из них: «Общие основы педагогики», «Теория и методика воспитания», «Пенитенциарная педагогика», «Воспитательная работа с осуждёнными» и др.

Изучение указанных учебных дисциплин направлено на приобретение обучающимися необходимого объёма теоретических знаний, необходимых для решения практических задач. Укажем наиболее значимые по тематике статьи знания:

- закономерностей, принципов и характеристик воспитания как процесса;

- положений современной методики воспитательной работы;

- теории воспитания осуждённых в основных сферах жизнедеятельности;

- особенности воспитательной работы с различными категориями осуждённых;

- основных направлений и содержания воспитательной работы в

УИС;

- особенности проведения воспитательной работы с осуждёнными в ИУ.

Таким образом, тематическое насыщение программы позволяет раскрыть специфику функциональных обязанностей начальников отрядов, отражающих педагогическую составляющую их профессиональной деятельности.

Необходимость осуществления начальником отряда взаимодействия с другими службами ИУ требует включения в компетентностую характеристику сотрудника следующие психологические знания:

- особенности психологических процессов, свойств и состояний личности в условиях исправительных учреждений;

- типов и клинических форм девиантного поведения, причин и механизмов формирования поведенческих девиаций;

- психологической структуры личности, особенности проявления психических процессов, состояний, свойств, взаимодействия выделять лиц группы риска;

- психологических изменений в личности осуждённого под воздействием основных средств исправления осуждённых.

Знания данного блока важны для составления характеристик на осуждённого, умения увидеть соответствующие отклонения в его поведении и произвести корректировку воспитательных мероприятий по отношению к конкретному осуждённому. Кроме того, знание психологических закономерностей поведения лиц, находящихся под началом начальника отряда, позволяет более точно формулировать задачи, стоящие перед психологом и социальными работниками ИУ, и запросы к вышестоящему начальству по организации и разрешению конфликтных ситуаций в отряде.

Итак, реализация процесса исправления лиц, отбывающих наказание в ИУ, исполняется начальниками отрядов осуждённых. Указанная

должность включает разнообразные функциональные обязанности, что делает должностное лицо ключевой фигурой или субъектом педагогической среды ИУ. Начальник отряда должен обладать психолого-педагогической компетентностью, уровень владения которой позволяет решать следующие задачи:

1) воспитательные:

- планировать, организовать и выполнять мероприятия, направленные на ресоциализацию осуждённых;

- планировать, организовать и выполнять мероприятия, направленные на формирование у осуждённых правопослушного образа жизни;

- планировать, организовать и выполнять мероприятия, направленные на снижение риска рецидивной преступности осуждённых как в условиях лишения свободы, так и после отбытия наказания;

2) организационные:

- участвовать в организации взаимодействия представителей всех служб ИУ, направленного на формирование педагогической среды ИУ;

- организовать взаимодействие представителей всех служб ИУ с целью осуществления комплексного воздействия на осуждённого, стимулирующего к проявлению у него стремления к ведению законопослушного образа жизни в пределах ИУ и после освобождения.

Таким образом, профессиональная деятельность начальника отряда должна строиться на базовом психолого-педагогическом образовании с углублённой правовой и специальной подготовкой.

Литература

1. О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года : Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 № 1772-р (в ред. от 31.05.2012) // Собрание законодательства РФ. 2010. № 43. Ст. 5544.

2. Об утверждении Положения об отряде осуждённых исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний: приказ Минюста России от 30.12.2005 № 259 (в ред. от 23.08.2012) // Российская газета. 2006. 02 марта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.