Научная статья на тему 'К вопросу о перспективах подготовки сотрудников подразделений по воспитательной работе с осуждёнными'

К вопросу о перспективах подготовки сотрудников подразделений по воспитательной работе с осуждёнными Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / ПЕРЕПОДГОТОВКА КАДРОВ / ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ОСУЖДЁННЫМИ / ИНСПЕКТОР ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / DIVISIONS ON EDUCATIONAL WORK WITH CONDEMNED / THE INSPECTOR ON THE ORGANIZATION OF EDUCATIONAL WORK / НАЧАЛЬНИК ОТРЯДА / ВОСПИТАТЕЛЬ / TUTOR / RETRAINING OF PERSONNEL / THE CHIEF OF GROUP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чириков Анатолий Геннадьевич

В статье рассматривается вопрос о подготовке в ведомственных вузах ФСИН России специалистов по воспитательной работе с осуждёнными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чириков Анатолий Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To a question of prospects of training of staff of divisions on educational work with the condemned

In article the question of preparation locates in departmental higher education institutions of FPS of Russia of experts in educational work with the condemned.

Текст научной работы на тему «К вопросу о перспективах подготовки сотрудников подразделений по воспитательной работе с осуждёнными»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ

The professional education in Penal System

УДК 378

А. Г. Чириков

К ВОПРОСУ О ПЕРСПЕКТИВАХ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ВОСПИТА ТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

С ОСУЖДЁННЫМИ

A. G. Chirikov

TO A QUESTION OF PROSPECTS OF TRAINING OF STAFF OF DIVISIONS ON EDUCATIONAL WORK WITH THE CONDEMNED

В статье рассматривается вопрос о подготовке в ведомственных вузах ФСИН России специалистов по воспитательной работе с осуждёнными.

In article the question of preparation locates in departmental higher education institutions of FPS of Russia of experts in educational work with the condemned.

Ключевые слова: высшее образование, переподготовка кадров, подразделения по воспитательной работе с осуждёнными, начальник отряда, воспитатель, инспектор по организации воспитательной работы.

Key words: the higher education, retraining of personnel, divisions on educational work with condemned, the chief of group, the tutor, the inspector on the organization of educational work.

В настоящее время в Федеральной службе исполнения наказаний России активно прорабатывается вопрос о подготовке по программам высшего образования сотрудников подразделений по воспитательной работе с осуждёнными. При этом необходимо решить основные вопросы: по какой специальности необходимо осуществлять подготовку и кем должен быть выпускник - юристом, психологом, педагогом или педагогом-психологом.

Для решения поставленной задачи необходимо исходить из требований ведомственных нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность сотрудников подразделений по воспитательной работе с осуждёнными, основных сфер и объектов деятельности, видов и основных задач профессиональной деятельности сотрудников подразделений по воспитательной работе с осуждёнными, требований федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, в рамках которых возможно осуществить подготовку, а также требования к условиям реализации основных образовательных программ подготовки специалиста.

В перечень должностей сотрудников подразделений по воспитательной работе с осуждёнными включены:

- воспитатель/старший воспитатель в воспитательной колонии;

- инспектор по организации воспитательной работы в следственном изоляторе;

- начальник отряда исправительного учреждения.

В соответствии с требованиями приказа Министерства юстиции РФ от 30.12.2005 № 259 «Об утверждении положения об отряде осуждённых исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний»1 к основным обязанностям начальников отрядов относится:

- разъяснение осуждённым их обязанностей и прав, условий отбывания наказания, труда и отдыха, оказание содействие в ознакомлении с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и воспитательных колоний, иными нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок и условия исполнения наказания в виде лишения свободы;

- проведение с осуждёнными занятий по социально-правовым вопросам;

- оказание осуждённым помощи и содействие в защите их прав и законных интересов;

- изучение личностных качеств осуждённых, проведение с ними индивидуальной воспитательной работы; предупреждение и своевременное разрешение возникающих конфликтных ситуаций между осуждёнными;

- выявление и осуществление учета лиц, склонных к противоправным действиям, проведение с ними комплекса воспитательно-профилактических мероприятий, принятие мер по нейтрализации и разобщению группировок лиц отрицательной направленности;

- обеспечение выполнения осуждёнными Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и воспитательных колоний, требований иных нормативных правовых актов, регламентирующих порядок и условия отбывания наказания в виде лишения свободы;

- составление и согласование с сотрудниками заинтересованных служб характеристик на осуждённых, определение совместно с ними степени исправления осуждённых, использование в организации этой работы информацию психологической и социальной служб;

- принятие мер, способствующих развитию общественно полезной инициативы осуждённых, формирование и направление работы самодеятельных организаций на укрепление дисциплины и поддержание порядка в помещениях отряда и на закреплённой территории, организацию досуга и быта;

- организацию подготовки и проведение с осуждёнными просветительских, культурно-массовых, физкультурно-спортивных и иных мероприятий, обеспечивающих их полезную занятость в свободное от работы и учёбы время;

1 Об утверждении Положения об отряде осужденных исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний : приказ Минюста России от 30.12.2005 № 259 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. № 10. 06 марта.

- оказание помощи осуждённым в восстановлении утраченных социально полезных связей, в предварительном решении вопросов трудового и бытового устройства при подготовке к освобождению от наказания;

- проведение индивидуальной воспитательной работы, направленной на решение социальных задач, связанных с трудовой адаптацией осуждённых.

Таким образом, сферу профессиональной деятельности выпускников по рассматриваемому профилю можно охарактеризовать как правоприменительную, оперативно-служебную, организационно-управленческую, воспитательную (психолого-педагогическую) деятельность в сфере исполнения уголовных наказаний, обеспечение безопасности исправительных учреждений.

Объектами профессиональной деятельности специалистов будут являться события и действия, имеющие юридическое значение, общественные отношения в сфере реализации правовых норм, осуществления правоохранительной деятельности.

Видами профессиональной деятельности выпускников по профилю подготовки - правоприменительная, воспитательная, аналитическая, организационно-управленческая и социальная.

Исходя из вышеизложенного, подготовку и деятельность выпускников сотрудников подразделений по воспитательной работе с осуждёнными необходимо рассматривать в трёх основных аспектах: правовом, педагогическом и психологическом.

Анализ возможности осуществления подготовки сотрудников в рамках программ подготовки специалистов был осуществлён исходя из действующих и проектов новых федеральных государственных образовательных стандартов по специальностям 37.05.02 «Психология служебной деятельности» и 44.05.01 «Педагогика и психология девиантного поведения».

Область профессиональной деятельности выпускников по специальности 37.05.02 «Психология служебной деятельности» включает в себя психологическое обеспечение служебной деятельностью личного состава и подразделений; по специальности 44.05.01 «Педагогика и психология девиантного поведения» - решение комплексных задач в сфере психолого-педагогической работы с лицами с девиантным поведением, профилактика девиантного поведения, профилактика правонарушений лицами с девиантным поведением, что наиболее полно отражает специфику деятельности сотрудников подразделений по воспитательной работе с осуждёнными.

В отличие от специальности 37.05.02 «Психология служебной деятельности», структура основной образовательной программы подготовки специалистов по специальности 44.05.01 «Педагогика и психология девиантного поведения» предусматривает наличие в базовой части гуманитарного и социального цикла, профессионального цикла

дисциплин юридической направленности, что позволит провести более глубокую правовую подготовку сотрудников подразделений по воспитательной работе с осуждёнными.

В целом компетенции, формируемые у обучающихся по специальности 44.05.01 «Педагогика и психология девиантного поведения», в большей степени согласуются с должностными обязанностями сотрудников подразделений по воспитательной работе с осуждёнными.

В настоящее время материально-техническая база образовательных учреждений ФСИН России практически в полной мере соответствует минимально необходимому перечню материально-технического обеспечения для реализации специальности 44.05.01 «Педагогика и психология девиантного поведения».

Дополнительные затраты потребуются для комплектования библиотечного фонда основной учебной литературой по дисциплинам профессионального цикла и части дисциплин естественнонаучного цикла. Для реализации основной образовательной программы по специальности 37.05.02 «Психология служебной деятельности», кроме комплектования библиотечного фонда основной учебной литературой, потребуется приобретение специализированного аппаратного и программного обеспечения «Общий психологический практикум», практикумов по психодиагностике и дисциплинам специализации, оснащение учебных классов наглядными учебными пособиями, препаратами, материалами для проведения занятий по дисциплинам биологического цикла и психофизиологии, а также аппаратурой и программным обеспечением для организации практических занятий по указанным курсам, приобретение современной лицензионной компьютерной статистической системы для анализа данных и обработки эмпирических исследований. Приведение материально-технической базы института в соответствие данным требованиям приведёт к дополнительным финансовым затратам.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что подготовку сотрудников подразделений по воспитательной работе с осуждёнными целесообразно проводить по специальности 44.05.01 «Педагогика и психология девиантного поведения».

Кроме того, одним из направлений подготовки сотрудников подразделений по воспитательной работе с осуждёнными может служить профессиональная переподготовка в образовательной организации высшего образования лиц, имеющие или получающие среднее профессиональное и/или высшее образование, замещающие или претендующие на замещение должностей воспитателя/старшего воспитателя в воспитательной колонии, инспектора по организации воспитательной работы в следственном изоляторе, начальника отряда исправительного учреждения.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от

29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»1 профессиональная переподготовка в образовательной организации высшего образования осуществляется по профилю основных профессиональных образовательных программ. Программы профессиональной переподготовки разрабатываются образовательной организацией на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования к результатам освоения образовательных программ.

Переход на реализацию программ профессиональной переподготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы позволит:

1. перейти на удобный, недорогой и, главное, быстрый (программа включает только профильные дисциплины) способ получить второе образование, освоить новую специальность. Этим она выгодно отличается от получения второго высшего образования, которое длится 3 года и значительно дороже и насыщено общими дисциплинами;

2. как и в случае с основными профессиональными образовательными программами высшего образования, обучение по программам профессиональной переподготовки можно организовать в любой форме: с отрывом или без отрыва от службы (работы), с частичным отрывом от службы (работы) и по индивидуальным формам обучения. Кроме того, в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от

01.07.2013 № 499 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»2 дополнительная профессиональная программа может реализовываться полностью или частично в форме стажировки;

3. содержание обучения (стажировки) максимально приближено к реальным условиям профессиональной деятельности, так как оно определяется образовательным учреждением с учётом предложений территориальных органов и курирующих управлений ФСИН России;

4. содержание обучения (стажировки) может носить как индивидуальный, так и групповой характер и может предусматривать такие виды деятельности, как:

- самостоятельную работу с учебными изданиями;

- приобретение профессиональных и организаторских навыков;

- непосредственное участие в планировании работ;

- работу с технической, нормативной и другой документацией4

- выполнение функциональных обязанностей должностных лиц (в качестве ВРИО или дублера);

1 Об образовании в Российской Федерации : федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) // СЗ РФ. 2012. № 53. Ч. 1. Ст. 7598.

2 Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам : приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 (ред. от 15.11.2013) // Российская газета. 2013. 28 августа.

- участие в совещаниях, деловых встречах;

5. позволит образовательным учреждениям ФСИН России максимально использовать учебно-материальную базу территориальных органов и экономить значительную сумму денежных средств на оплату учебных отпусков и проезд, а также минимизировать отсутствие сотрудников (работников) на службе.

Программы профессиональной переподготовки сотрудников подразделений по воспитательной работе с осуждёнными соответствуют профилю основных профессиональных образовательных программ, реализуемых образовательными организациями высшего образования ФСИН России по специальностям 37.05.02 «Психология служебной деятельности», 40.05.02 «Правоохранительная деятельность», 44.05.01 «Педагогика и психология девиантного поведения».

Учитывая область профессиональной деятельности сотрудников подразделений по воспитательной работе с осуждёнными, круг их должностных обязанностей, подготовка данной категории сотрудников должна включать в себя три основных аспекта: правовой, педагогический и психологический.

Таким образом, профессиональная переподготовка сотрудников подразделений по воспитательной работе может вестись в двух направлениях:

1. по программам профессиональной переподготовки, основанным на требованиях федеральных государственных образовательных стандартов по специальностям 37.05.02 «Психология служебной деятельности», 44.05.01 «Педагогика и психология девиантного поведения» и предусматривающим углублённое изучение дисциплин правовой направленности;

2. по программам профессиональной переподготовки, основанным на требованиях федерального государственного образовательного стандарта по специальности 40.05.02 «Правоохранительная деятельность» и предусматривающим углублённое изучение дисциплин психологической и педагогической направленности.

Литература

1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 03.02.2014) // Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 53. - Ч. 1. - Ст. 7598.

2. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам: приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 (ред. от 15.11.2013) // Российская газета. - 2013. - 28 августа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.