Научная статья на тему 'ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ'

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
114
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АПК / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / СУБСИДИИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНТЕРВЕНЦИОННЫЙ ФОНД ЗЕРНА (ГИФЗ)

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Потовиченко Наталья Ивановна, Алиев Али Наибович

Рассматриваются приоритетные направления борьбы подразделений ЭБиПК с преступлениями экономической направленности, криминогенная обстановка в сфере АПК, способы совершения экономических преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Потовиченко Наталья Ивановна, Алиев Али Наибович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIORITY DIRECTIONS IN COUNTERACTING ECONOMIC CRIME IN THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX

Priority directions of the Department for combating economic crimes and corruption in counteracting economic crimes, criminogenic situation in the agro-industrial complex, ways of committing economic crimes, are viewed.

Текст научной работы на тему «ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ»

НАТАЛЬЯ ИВАНОВНА ПОТОВИЧЕНКО,

кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник ФГКУ «ВНИИ МВД России»;

АЛИ НАИБОВИЧ АЛИЕВ,

кандидат юридических наук, старший научный сотрудник ФГКУ «ВНИИ МВД России»

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ

Рассматриваются приоритетные направления борьбы подразделений ЭБиПК с преступлениями экономической направленности, криминогенная обстановка в сфере АПК, способы совершения экономических преступлений.

Ключевые слова: АПК, экономическая преступность, подразделения ЭБиПК, субсидии, государственный интервенционный фонд зерна (ГИФЗ).

N.I. Potpvichenko, PhD (Law), Leading Researcher, Russia MI FPOI National Research Institute; e-mail: rc3vnii@mail.ru, tel.: 8 (495) 667-46-91;

A.N. Aliev, PhD (Law), Senior Researcher, Russia MI FPOI National Research Institute; e-mail: rc3vnii@mail.ru, tel.: 8 (495) 667-46-91.

Priority directions in counteracting economic crime in the agro-industrial complex.

Priority directions of the Department for combating economic crimes and corruption in counteracting economic crimes, criminogenic situation in the agro-industrial complex, ways of committing economic crimes, are viewed.

Key words: agro-industrial complex, economic crimes, the Department for combating economic crimes and corruption, subsidies, State Interventional Grain Fund (SIGF).

Агропромышленный комплекс (АПК) - межотраслевой комплекс, который объединяет ряд отраслей экономики: сельское хозяйство, производство минеральных удобрений и химикатов, пищевую промышленность, инфраструктурный блок. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному регулированию в сфере АПК, является Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России).

В 2012 г закончилась государственная программа развития сельского хозяйства на 2008-2012 гг. и была принята новая государственная программа развития сельского хозяйства на 2013-2020 гг. с общим объемом финансирования 2,28 трлн руб., в том числе из федерального бюджета в размере 1 509,7 млрд руб. Госпрограмма базируется на положении Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., доктрине продовольственной безопасности РФ и состоит из шести подпрограмм и четырех федеральных целевых программ.

Перед правоохранительными органами

стоит задача эффективного противодействия криминальным проявлениям в данной сфере и совершенствования системы обеспечительных мер по защите бюджетных средств, выделяемых на развитие АПК страны. По этой причине задача борьбы с хищениями и нецелевым использованием бюджетных денежных средств, выделяемых государством на поддержку различных отраслей экономики, в том числе государственных программ по развитию сельского хозяйства России, является одной из приоритетных. Важную роль играет должный уровень оперативного обслуживания объектов первоочередной заинтересованности в сфере АПК, в том числе подведомственных органов исполнительной власти и подведомственных организаций Минсельхоза России. Для территориальных органов такими объектами в сфере АПК являются исполнительные органы субъектов Федерации, реализующие государственную социально-экономическую политику в сфере сельского хозяйства; крупные сельскохозяйственные предприятия на уровне агрохолдин-гов; иные предприятия различных организационно-правовых форм, осуществляющие свою деятельность в сфере АПК. В соответствии с поручением Правительства Российской Федера-

ции подразделениями ЭБиПК территориальных органов МВД России также проводятся оперативно-розыскные и проверочные мероприятия по пресечению противоправных деяний в сфере распоряжения и сохранности Государственного интервенционного фонда зерна.

Аграрный сектор страны, как показывает анализ правоохранительной деятельности, остается одним из наиболее криминальных в отраслях экономики.

Основная причина кроется в том, что криминальные структуры пытаются активно участвовать в освоении, так называемом распиле, выделяемых бюджетных средств на развитие АПК. Так, в рамках господдержки сельхозпроизводителей и социального развития села только из федерального центра в 2013 г было предусмотрено финансирование в размере 121 327 млн руб.

Оперативными подразделениями ЭБиПК территориальных органов МВД России в процессе осуществления оперативно-розыскных мероприятий, направленных на выявление и раскрытие преступлений, связанных с использованием денежных средств, выделяемых на развитие АПК, выявляется значительное количество преступлений. Органами внутренних дел они квалифицируются по следующим статьям УК РФ: 159 - «Мошенничество», 160 - «Присвоение или растрата», 171 - «Незаконное предпринимательство», 199 - «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организаций», 176 - «Незаконное получение кредита». Зачастую действия виновных квалифицируются по таким статьям УК РФ, как 201 - «Злоупотребление полномочиями», 285 - «Злоупотребление должностными полномочиями», 286 - «Превышение должностных полномочий», 290 - «Получение взятки».

В 2012 г. подразделениями ЭБиПК территориальных органов МВД России1 в сфере сельского хозяйства и предоставления услуг в этой области было выявлено 3745 преступлений, что на 6,8% меньше, чем в 2011 г. (4015 преступлений). По полугодиям тенденция к снижению также сохраняется: в 1-м полугодии 2013 г. - 2368 против 2828 преступлений за 1-е полугодие 2012 г. В сфере производства пищевых продуктов и табака в 2012 г. выявлено 2107 преступлений, что на 4,1% меньше показателей 2011 г. (2195 преступлений). Аналогично и по полугодиям: в 2013 г. - 1082 против 1320 выявленных преступлений за полугодие 2012 г. Причиненный ущерб, установленный по выявленным преступлениям в сфере сельского хозяйства, в 2012 г. составил 5 496 132 тыс. руб., что на 44,1% больше данных за 2011 г. (3 813 946 тыс. руб.). В 1-м полугодии 2013 г.

ущерб составил 2 882 433 тыс. руб. против 3 010 937 тыс. руб. в 1-м полугодии 2012 г Таким образом, сравнивая показатели работы подразделений ЭБиПК МВД России по выявлению преступлений в сфере сельского хозяйства, производства пищевых продуктов за 2011-2013 гг., можно сделать вывод о снижении результативности по данному направлению.

Причинами снижения результативности по выявлению преступлений в АПК послужили следующие факторы:

либерализация, декриминализация действующего законодательства, его несовершенство. Так, утратила силу ст. 188 УК РФ (контрабанда), что косвенно явилось причиной прекращения работы Межведомственного плана мероприятий по пресечению незаконного ввоза и оборота мяса и мясопродукции на территории Российской Федерации на 2009-2011 гг. (данный План в настоящее время не продлен);

снижение количества выявленных многоэпи-зодных дел;

недостаточное внимание к проблеме выявления экономических преступлений в сфере АПК ряда руководителей территориальных подразделений ОВД, соответственно снижение уровня оперативно-розыскной работы в данном направлении;

проведенные оргштатные мероприятия и некоторое сокращение сотрудников подразделений ЭБиПК;

недостаточный уровень взаимодействия со следственными подразделениями и другими правоохранительными органами;

проблемы во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Федерации, реализующими государственную социально-экономическую политику в сфере сельского хозяйства; незаинтересованность Минсельхоза России и подведомственных органов в содействии органам внутренних дел в установлении размера ущерба, нанесенного преступными действиями в сфере АПК.

Структура экономической преступности, связанной с хищениями денежных средств в АПК, имеет свою отраслевую особенность, которая обусловлена наличием налоговых льгот и серьезной финансовой поддержкой АПК со стороны государства. Анализ структуры экономической преступности в агропромышленном комплексе страны свидетельствует об увеличении доли более опасных видов преступных посягательств, таких как мошенничество, совершение должностных преступлений, присвоение или растрата.

да Н и О X

и <

с

о

09 И РЭ

и и т к

о

X

о ы

сь

к э

с

^

а а О

В сложившихся условиях необходима организация работы подразделений ЭБиПК с учетом достижения положительных сдвигов по указанным выше направлениям. Повысить эффективность оперативно-розыскной деятельности по выявлению экономических преступлений в АПК на местах позволит концентрация усилий по следующим приоритетным направлениям:

обеспечению сохранности бюджетных средств, выделяемых на развитие АПК;

выявлению должностных преступлений, в том числе фактов взяточничества;

выявлению фактов нецелевого использования субсидий и субвенций, выделяемых из федерального и регионального бюджетов на поддержку сельхозпроизводителей, в том числе в рамках госпрограмм и федеральных целевых программ по развитию АПК;

выявлению преступлений, совершаемых в сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения, распоряжения государственным инвентаризационным фондом зерна, в ходе процессов хозяйственной деятельности в пищевой и перерабатывающей промышленности.

В связи с тем, что большинство регионов, экономика которых профилируется на сельскохозяйственном производстве, - дотационные, они не имеют собственных средств для финансирования развития региональных программ по АПК, поэтому предметом большинства преступных посягательств по финансовым преступлениям, совершаемым в сфере АПК, являются средства федерального бюджета.

В рамках принятой Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг.2 все ключевые меры по развитию сельского хозяйства и регулированию рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия разбиты на шесть подпрограмм и четыре федеральные целевые программы, в соответствии с которыми из федерального бюджета начиная с 2013 г. выделяются средства на финансирование конкретных мероприятий, предусмотренных этими подпрограммами.

Кроме того, значительный объем средств федерального бюджета поэтапно осваивался начиная с 2008 г. в рамках реализации ФЦП «Социальное развитие села до 2013 года»3. Общий объем финансового обеспечения III этапа этой Программы (2011-2013 гг.) составляет 90,9 млрд руб., в том числе средства федерального бюджета - 26,8 млрд руб.; средства консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации -

38,3 млрд руб.; средства внебюджетных источников - 25,8 млрд руб.

Особым объектом внимания на предстоящий период для подразделений ЭБиПК должны стать порядок и обоснованность расходования бюджетных средств, выделяемых в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на

2013-2020 гг.», где предусмотрено финансирование следующих подпрограмм.

Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции, где предусмотренный объем финансирования составляет всего 466 млрд руб.

Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства - 499,4 млрд руб.

Развитие мясного скотоводства - 65,3 млрд

руб.

Поддержка малых форм хозяйствования -83,7 млрд руб.

Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие - 23,7 млрд руб.

Обеспечение реализации Государственной программы - 202,4 млрд руб.

Значительный объем финансирования, общая сумма которого составляет 168,6 млрд руб., предусмотрен также по следующим федеральным целевым программам.

Устойчивое развитие сельских территорий на

2014-2017 гг. и на период до 2020 г.

Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель России на период до 2020 г.

Средства из федерального бюджета также выделяются в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией региональных и муниципальных программ развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, реализуемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов), предусматривающих поддержку собственного производства молока сельскохозяйственными товаропроизводителями, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, путем возмещения части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей4.

Предусмотрены субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребитель-

ских кооперативах, по инвестиционным кредитам (займам), полученным на реконструкцию и модернизацию животноводческих комплексов (ферм).

Субсидии предоставляются в размере 95% ставки рефинансирования ЦБ РФ за счет средств федерального бюджета и не менее 5% - за счет средств бюджета субъекта. Таким образом, государство компенсирует 100% ставки рефинансирования по кредитам для малых форм хозяйствования в аграрном секторе страны. Субсидии предоставляются из бюджета субъекта РФ, включая средства федерального бюджета.

В отношении денежных средств, выделяемых на развитие сельского хозяйства в рамках вышеуказанных программ, как правило, совершаются действия, квалифицируемые как присвоение, мошенничество, превышение должностных полномочий. Наблюдается следующая закономерность. Средства, выделяемые получателю непосредственно из бюджета на целевые расходы, расхищаются путем предъявления подложных и недостоверных документов. При оформлении получения средств зачастую превышаются должностные полномочия.

Бюджет —Министерство сельского хозяйства А А

Перечисление субсидии

\

Откат

Предоставление ложных сведений в отчетах

Сельскохозяйственный товаропроизводитель

В отношении бюджетных средств, выделяемых на частичное погашение банковских целевых кредитов, совершаются в основном мошеннические действия, так как в банк в счет погашения поступают бюджетные средства, а кредитные средства похищаются.

Бюджет

Перечисление субсидии на погашение

Предоставление кредитов банком

Сельскохозяйственный товаропроизводитель

С целью установления поисковых признаков преступлений следует классифицировать способы совершения преступлений по виду финансовых средств, выступавших объектом посягательств, а также по виду субъектов - получателей средств.

В качестве субъектов преступлений, совершаемых в сфере АПК, могут выступать должностные лица государственных органов, осуществляющих функции по выработке государственной политики в сфере АПК; руководители сельскохозяйственных предприятий; физические лица в статусе индивидуальных предпринимателей (фермеры), иные физические лица, являющиеся получателями социальной помощи.

1. Способы совершения преступлений должностными лицами госорганов, осуществляющими функции по выработке государственной политики в сфере АПК и ответственными за распределение бюджетных средств, выделяемых на поддержку сельского хозяйства.

Должностные лица государственных органов и контролирующих организаций, вступая в сговор с получателями господдержки, подписывают, утверждают и принимают заведомо подложные документы либо необходимые справки, акты, заключения с искаженными данными, что влечет за собой необоснованное выделение денежных средств из бюджета на поддержку сельского хозяйства.

2. Способы совершения преступлений руководителями сельскохозяйственных предприятий.

Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием. Руководители и специалисты животноводческих хозяйств составляют недостоверные отчеты в подразделения Минсельхоза России по численности поголовья племенного скота и расходам на его содержание, на приобретение дополнительных голов, молодняка и семян по импорту5, на основании которых им незаконно выделяются субсидии.

Мошенничество. С целью незаконного получения субсидий руководителями сельхозпредприятий фальсифицируются документы, подтверждающие реализацию ими мяса, молока или иной сельхозпродукции.

3. Способы совершения преступлений физическими лицами в статусе индивидуальных предпринимателей (фермерами) и иными физическими лицами - пользователями программ социальной защиты.

Как показывает практика выявления преступлений в сфере АПК, данная категория предпринимателей чаще всего совершает мошеннические действия путем различных фальсификаций документов, в том числе с целью получения и последующего присвоения субсидий на погашение кредитов на нужды, предусмотренные законодательством. Например, на ремонт, реконструкцию

да Н и О X

и <

с

о

И да

и и

Т

X ^

О X

О Ы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сь

X

¡3

X

^

а а О

нЯ

ь

и о

X

и <

с

о

ы

РЭ

и строительство животноводческих ферм, приобретение племенной продукции (материала), горюче-смазочных материалов и др. Нередко субсидии незаконно получают те должностные лица, которые по своим служебным обязанностям должны бороться с подобными преступлениями.

С учетом вышеизложенного можно сделать вывод, что для обеспечения эффективности противодействия экономической преступности, а также сохранности бюджетных денежных средств, выделяемых на развитие АПК, необходим должный уровень взаимодействия с подведомственными организациями Минсельхоза России, исполнительными органами субъектов Федерации, реализующими государственную социально-экономическую политику в сфере сельского хозяйства. Активная работа подразделений ЭБиПК МВД России по приобретению оперативных позиций во всех контролирующих организациях и госорганах, задействованных в сфере реализации государственной программы развития АПК, позволит своевременно получать оперативно значимую информацию для выявления и пресечения экономических преступлений в АПК.

1 Здесь и далее данные ФГУ «ГИАЦ МВД России». Ф. № 5, 451, 495.

2 Постановление Правительства РФ от 14 июля 2012 г. № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 32. Ст. 4549.

3 Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2002 г. № 858 (ред. от 12.12.2012 г.) «О федеральной целевой программе „Социальное развитие села до 2013 года"» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 49. Ст. 4887.

4 Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2012 г. № 1370 (ред. от 25.05.2013 г.) «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на 1 литр (килограмм) реализованного товарного молока» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 53 (Ч. 2). Ст. 7926.

5 Приказ Минсельхоза России от 14 января 2013 г. № 10 «Об утверждении коэффициентов для перевода племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных в условные головы, форм отчетов о расходах бюджета субъекта Российской Федерации и достижении значений показателей результативности предоставления субсидии из федерального бюджета» // Российская газета. 2013. № 39. 22 февр.

и

Ы Т К

О X

о

05

к э

с

^

а а

О ^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.