Научная статья на тему 'Приоритетные направления предупреждения преступности как основы антикриминальной политики государства'

Приоритетные направления предупреждения преступности как основы антикриминальной политики государства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
837
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРЕСТУПНОСТЬ / ДЕСТРУКТИВНЫЙ ПРОДУКТ ОБЩЕСТВА / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ / ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД / ЦЕЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСНЫЕ ПРОГРАММЫ / АНТИКРИМИНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА / CRIME / DESTRUCTIVE PRODUCT OF SOCIETY / CRIME PREVENTION / PRIORITIES / PROGRAM-TARGET APPROACH / TARGET COMPLEX PROGRAMS / ANTICRIMINAL POLICY OF THE STATE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Косарева Людмила Викторовна, Макогон Ирина Викторовна

Авторы исследуют преступность, как деструктивный продукт общества, следствие объективно существующих в нем противоречий и предлагают, устранят эти противоречия на основе программно-целевого подхода (метода). В связи с этим, главной задачей криминологических исследований является определение приоритетных направлений предупреждения и борьбы с преступности на основе целевых комплексных программ. Результатом реализации таких программ должна стать минимизация преступности и отдельных ее видов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIORITIES WARNING CRIME AS THE BASIS OF ANTICRIMINAL THE POLICY OF THE STATE

The authors explore the crime, as a destructive product of society, a consequence of objectively existing contradictions and resolve these contradictions on the basis of program-target approach (method). In this regard, the main goal of criminological research is the identification of priority areas of preventing and combating crime on the basis of target comprehensive programs. The result of the implementation of such programs should be to minimize crime and its separate types.

Текст научной работы на тему «Приоритетные направления предупреждения преступности как основы антикриминальной политики государства»

УДК 343.9

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ КАК ОСНОВЫ АНТИКРИМИНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

Косарева Людмила Викторовна,

государственный советник 3 класса, руководитель компании «Grinberg», г. Москва, Россия

E-mail: kosa55@yandex.ru Макогон Ирина Викторовна, кандидат юридических наук, доцент кафедры предварительного расследования Волгоградская академия МВД России, г. Волгоград, Россия

E-mail: kosa55@yandex.ru

PRIORITIES WARNING CRIME AS THE BASIS OF ANTICRIMINAL THE POLICY OF THE STATE

Lyudmila Kosareva,

state counselor of the 3rd class, lawyer - a specialist in the field of international relations, the head of the company "Grinberg", Moscow

Irina Makogon, candidate of legal Sciences, associate Professor of the Department of preliminary investigation Volgograd Academy of the MIA of Russia, Volgograd

АННОТАЦИЯ

Авторы исследуют преступность, как деструктивный продукт общества, следствие объективно существующих в нем противоречий и предлагают, устранят эти противоречия на основе программно-целевого подхода (метода). В связи с этим, главной задачей криминологических исследований является определение приоритетных направлений предупреждения и борьбы с преступности на основе целевых комплексных программ. Результатом реализации таких программ должна стать минимизация преступности и отдельных ее видов.

ABSTRACT

The authors explore the crime, as a destructive product of society, a consequence of objectively existing contradictions and resolve these contradictions on the basis of program-target approach (method). In this regard, the main goal of crimino-logical research is the identification of priority areas of preventing and combating crime on the basis of target comprehensive programs. The result of the implementation of such programs should be to minimize crime and its separate types.

Ключевые слова: преступность; деструктивный продукт общества; предупреждение преступности; приоритетные направления; программно-целевой подход; целевые комплексные программы; антикриминальная политика государства.

Key words: crime; destructive product of society; crime prevention; priorities; program-target approach; target complex programs; anticriminal policy of the state.

Криминальные события последних лет свидетельствуют об изменении количественных и качественных характеристик преступности: смена форм и методов преступной деятельности, от совершения преступлений небольшими группами - до организованных преступных сообществ и банд, захват преступными бандами государств и целых регионов (например, в Афганистане, Косово, Сирии, в странах Ближнего Востока, на Украине) [1, с.349-350].

Причинно обусловленный механизм становления людей на путь совершения преступлений связан с деструктивностью отношений в обществе, особенно в экономике, политике, правовой и нравственной сферах [14, с.201-209]. Преступная социализация личности происходить через отчуждение, насилие, неравенство и несправедливость в обществе, обусловленных деструктивностью экономических, политических, правовых, нравственных и воспитательных отношений [9, с.382-385]. Поэтому, совершенствование общественных отношений, особенно семейных, является главным направлением предупреждения преступности.

Рост и глобализация преступности - это плата общества за неэффективную социально-экономическую, семейную и уголовно-исполнительную политику, за пренебрежение и отчуждение человеческой личности, ее прав, интересов и свобод, за низкий уровень культуры, образованности и воспитанности, за политику нравственного разложения людей. Ведь уголовное наказание выполняет ограниченную функцию защиты общества от преступлений и преступников, оно действует положительно на ту категорию людей, которые не являются социально запущенными, но оно не предотвращает ни рецидива, ни роста преступности [5, с.122].

Система предупреждения преступности требует программно-целевого подхода (метода), который обеспечивает комплексный и согласованный характер всех социально-экономических, профилактических, уголовно-правовых и иных мер, направленных на минимизацию преступности. Эффективной формой реализации программно-целевого подхода является целевая комплексная программа (ЦКП), сущность которой заключается в разработке и осуществлении конкретных мер интенсивного воздействия на преступность на всех уровнях и этапах борьбы с ней.

Разработка целевых комплексных программ представляет собой комплексное криминологическое, социально-экономическое и правовое исследование проблем предупреждения и борьбы с преступностью, в ходе которого устанавливаются причинно-следственные связи и зависимости преступности и факторов, характеризующих среду ее формирования, а также взаимосвязь между системой целей, мероприятий и необходимых для их реализации ресурсов, что позволяет наметить эффективные пути решения проблем и определить приоритетные направления дальнейшего предупреждения преступности в современных условиях [6, с.84-85].

Как показали исследования, наиболее успешно деятельность по борьбе с преступностью и ее предупреждению ведется органами внутренних дел [13, с.59]. Они являются основными подразделениями в системе правоохранительных органов, осуществляющих как общую, так и индивидуальную профилактику, контроль за неоднократно судимыми лицами, не вставшими на путь исправления, обеспечивают координацию оперативно-розыскной и профилактической работы соответствующих служб с такими лицами, осуществляют тесное взаимодействие с прокуратурой, судами, органами государственной безопасности и общественностью. Однако не всегда эта работа хорошо организованна и ведется на должном уровне. Не везде отработана система контроля за прибытием, пропиской и постановкой на учет лиц, отбывших наказание. Серьезные упущения и

просчеты имеются в организации и осуществление административного надзора за ранее судимыми лицами, их бытового и трудового устройства [8, с.523].

Об эффективности профилактических и уголовно-правовых мер воздействия можно судить по соотношению динамики развития рецидивной и первичной преступности в регионе. Если предпринятые меры борьбы с рецидивом результативны, то специфические условия, способствующие рецидиву преступлений блокируются, и рецидивная преступность будет снижаться и существовать в основном за счет общих причин и условий преступности. При этом важно обратить внимание на соотношение рецидивной преступности и преступности несовершеннолетних, так как совпадение основных тенденций их изменения отражает присущую им взаимосвязь, когда возможности повторного совершения преступлений несовершеннолетними соединяются с негативным влиянием на них рецидивистов и преступной субкультуры [7, с.368].

Опыт реализации целевых программ показывает, что их эффективность в профилактике преступности во многом зависит от того, настолько точно и полно они скоординированы с происходящими в регионе социально-экономическими процессами и способны предупредить их возможные негативные последствия. Поэтому целевая комплексная программа борьбы с преступностью в первую очередь должна включать меры, направленные на борьбу с пьянством, наркоманией, проституцией, тунеядством, бродяжничеством и другими пороками общества. Где это делается, там рецидив преступлений ниже общероссийского показателя на 5-7% [12, с.144].

Большое значение в современных условиях приобретает своевременная профилактика силами семьи и школы ранней алкоголизации, наркомании, токсикомании, антиобщественного поведения среди подростков. Важно не удалять с урока ученика за нарушение дисциплины, а выяснять причины нарушения и здесь же их устранять. Подобные программы необходимо внедрять в воспитательный процесс, воздействующий на учащихся с первых дней пребывания их в школе и до ее окончания. Школа должна быть ответственна за воспитание де-

тей. Ведь обучение и воспитание это единый педагогический процесс и он должен быть интерактивным и инновационным.

На наш взгляд, существенную роль в предупреждении преступности несовершеннолетних играет их нравственное воспитание, направленное на формирование необходимых моральных понятий и убеждений, высоких моральных качеств, воспитание чувства долга, патриотизма, ответственности, воспитание правильного понимания сущности духовной и физической красоты человека и умения правильно соотносить эти два элемента в требованиях к собственному поведению и поведению других людей в обществе. Следует подержать ученых в том, что необходимо разработать и принять специальный закон о нравственности как национальной идее [15, с.10-11].

Кроме сказанного, можно назвать еще несколько приоритетных направлений, по которым следует вести профилактическую работу. Это, прежде всего, продуманная семейная политика, ориентированная на детей, их нужды и интересы. Главным ее направлением представляется преодоление социального и экономического кризиса в семье, сокращение разрыва между богатыми и бедными семьями, возвращение молодежи уверенности в завтрашнем дне, снижение уровня конфликтности в быту, на работе, в социальном окружении [4, с.140]. Необходимо социальными и экономическими средствами сближать потребности и интересы детей с их реальными возможностями, открывать все возможные пути для законного удовлетворения потребностей и интересов, способствовать правомерному достижению жизненных целей и ориентироваться на законопослушный образ жизни. Преступления должны стать эксцессом, а не жизненной необходимостью подростков в обществе.

Социальная справедливость относится к числу важнейших социально-правовых факторов, обеспечение которой имеет непосредственное профилактическое значение. Это, на наш взгляд, одно из приоритетных направлений общей профилактики преступлений.

В современных условиях стандарт справедливости неоднороден и определен: справедливостью, гарантированной властью и законом, справедливостью, как ее понимает отдельный человек и справедливостью, декларируемой обществом. В нашей стране все эти три типа справедливости вошли в противоречие друг с другом и, кроме того, разными субъектами понимаются по-разному. В итоге оказались исчерпанными все ресурсы доверия граждан к государству. Граждане отчуждаются от государственных структур. Отчуждение от государственных структур можно охарактеризовать, как неприятие идущих от государства ценностей жить по справедливости, поскольку справедливость, сплошь и рядом нарушается, а также - идущих сверху правил - жить по закону, а по нему живут все меньше и меньше граждан, особенно так называемая «элита» общества. Такое отчуждение в большой степени означает поклонение теневым ценностям, а не правовым предписаниям.

Отчуждение личности, как показало исследование, является криминогенным фактором в механизме преступного поведения. Отчуждение и несовершенство социальной системы распределительных отношений в зависимости от количества и качества вложенного труда, постоянный рост цен, особенно на товары первой необходимости, безработица толкает, в ряде случаев определенную часть населения искать «заработки» на стороне преступной деятельности, что связано с непосредственной детерминацией преступного поведения в обществе [16, с.95].

Ученые считают, что на сегодняшний день России важно обеспечить равноправный и справедливый социальный и экономический правопорядок в различных сферах жизнедеятельности [10, с.10]. Особое внимание при этом необходимо обратить на сферы экономической и предпринимательской деятельности, где совершаются миллиардные хищения, формируются и проявляют себя организованные преступные группы и сообщества.

В последние годы в стране интенсивно возрастают социальные группы, для которых цель в жизни сводится только к достижению материального благо-

получия, к наживе любыми способами. Труд утратил для них общественную ценность и значимость, стал носить прагматичный характер - больше получать благ и привилегий и меньше работать. Циничная позиция таких лиц приобретает все более открытые и воинствующие формы, отравляет сознание детей и подростков, порождает бездуховность и скептицизм, толкает к совершению любых преступлений, особенно корыстно-насильственных [3, с.12].

Современная обстановка с преступностью и то обстоятельство, что основным субъектом борьбы с ней является государство, обусловливают необходимость того, чтобы именно оно должно создавать все требуемые социальные, экономические, политические, организационные и правовые условия, которые обеспечивали бы эффективность самих законов, так и их применения, то есть оптимальное достижение целей в борьбе с преступностью, а такой целью может быть только минимизация преступности и контроль за ее воспроизводством. Это ведь реалии сегодняшнего дня, а парадоксы реагирования на вызовы и угрозы преступности продолжают нарастать и беспокоят российских граждан. Важно понять, что внешняя политика государства направлена против внешних угроз, и она успешно реализуется, а внутренняя - против угроз преступности и она малоэффективна. Поэтому, правительство должно дать соответствующий заказ ученым и практикам на разработку криминологического закона, который обеспечивал бы стратегию реального предупреждения и эффективной борьбы с современной преступностью по приоритетным направлениям [11, с.128].

Своевременный криминологический анализ наступившей глобализации, заблаговременное прогнозирование и установление ее возможных криминогенных и антикриминогенных последствий, а также научно обоснованная разработка национальных и глобальных путей минимизации социально и криминологически опасных сторон глобализации преступности [17, с.204] является важнейшей задачей комплексных, программно-целевых исследований современной криминологии. Это позволит наметить и осуществить приоритетные направления предупреждения преступности.

Поэтому осуществляя предупреждение преступлений на основе целевых комплексных программ, государство обязано:

- управлять, контролировать и сдерживать (минимизировать) преступность в рамках толерантности общества;

- предупреждать и преодолевать ее наиболее разрушительные тенденции (последствия);

- сдерживать и разрушать причинно обусловленный механизм, ее порождающий;

- эффективно воздействовать на личность преступника и переориентировать ее на законопослушный образ жизни;

- создавать равные и справедливые условия для жизни людей, при которых было бы не выгодно совершать преступления;

- обеспечивать криминологическую безопасность и защищать граждан и интересы общества от преступных посягательств.

В заключении необходимо сделать вывод о том, что не достаточно четкая и последовательная антикриминальная политика государства существенно осложняет функционирование системы уголовной юстиции. Поэтому должны быть предприняты действенные, программно-целевые меры по преодолению кризиса государственного управления правовыми механизмами, противоборствующими преступности на основе закона о профилактике и целевых комплексных программ. Система приоритетных направлений предупреждения и борьбы с преступностью не должна строиться по остаточному принципу и осуществляться только правоохранительными органами. Это дело всего государства и общества в целом.

Список литературы:

1. Азарова И.В. Основные тенденции и закономерности преступности в России и странах содружества независимых государств: криминологический взгляд на современные мировые процессы и угрозы безопасности //Актуальные

проблемы уголовного права, криминологии, уголовного процесса и уголовно-исполнительного права: теория и практика: материалы V Международной научно-практической конференции. Тамбов, 2016. С. 349-350.

2. Антонов-Романовский Г.В., Чирков Д.К., Трушенко А.Н. Детерминанты преступности мигрантов-иностранцев из государств ближнего зарубежья // Миграционное право. 2014. № 2. С. 10-14.

3. Игошев К.Ф., Миньковский Г. М. Семья, дети, школа. М., 2003. С. 12.

4. Ильяшенко А. Н. Борьба с насильственной преступностью в семье. М., 2003. С. 137-140.

5. Карпец И.И. Преступность: иллюзия и реальность. М., 1992. С. 122128.

6. Косарев В.Н., Косарева Л.В., Макогон И.В. Программно-целевой подход к предупреждению рецидивной преступности // Закон и право. 2009. № 10. С. 84-85.

7. Кривенцова Л.В. Криминальная субкультура // Актуальные проблемы уголовного права, криминологии, уголовного процесса и уголовно-исполнительного права: теория и практика. Материалы V Международной научно-практической конференции. Тамбов, 2016. С. 368-370.

8. Кидяев В.В. Рецидив преступности как фактор, создающий угрозу общественной и национальной безопасности Российской Федерации, на примере Тамбовской области // Вестник Тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. 2014. С. 523-526.

9. Макогон И.В., Косарева Л.В. Понятия и деструктивные функции преступности //Актуальные проблемы уголовного права, криминологии, уголовного процесса и уголовно-исполнительного права: теория и практика. Материалы V Международной научно-практической конференции. Тамбов, 2016. С. 382385.

10. Мамутов В.К. Важное направление правового обеспечения экономики - кодификация: Научный доклад. Донецк, 2009. С. 10.

11. Майоров А.В. Противодействие преступности - приоритетное направление в уголовной политике государства // Вопросы современной юриспруденции. 2014. № 34. С. 128-132.

12. Машинская Н.В. Современные тенденции развития правоприменительной практики по уголовным делам несовершеннолетних // Уголовная политика и правоприменительная практика. Санкт-Петербург, 2015. С.144-155.

13. Моргунов С.В. Вопросы совершенствования предупреждения рецидивной преступности в деятельности уголовного розыска. //Юридическая наука и правоохранительная практика. 2010. № 4-14. С. 59-65.

14. Номоконов В.А. Причинный комплекс преступности в современной России // Российский криминологический взгляд. 2009. № 1. С. 201-209.

15. Трунцевский Ю.В. К вопросу о необходимости закона о нравственности как национальной идее // Культура, управление, экономика, право. 2007. № 2. С. 10.

16. Шалахин И.В. Природа преступного и основы стратегии государства в области ограничения и предупреждения преступности, обеспечения криминологической безопасности личности // Предпринимательство и право. № 3. 2010. С. 95-98.

17. Юрьев В.М. Криминальная глобализация: Миф или реальность? // Вестник ТГУ Гуманитарные науки. 2007. Вып. 6(50). С. 204.

References

1. Azarova I.V. Osnovnye tendencii i zakonomernosti prestupnosti v Rossii i stranah sodruzhestva nezavisimyh gosudarstv: kriminologicheskii vzg^d na sovremennye mirovye processy i ugrozy bezopasnosti. /Aktual'nye problemy ugolovnogo prava, kriminologii, ugolovnogo processa i ugolovno-ispolnitel'nogo prava: teorijа i praktika. Tambov, 2016. S. 349-350.

2. Antonov-Romanovskii G.V., CHirkov D.K., Trushenko A.N. Determinanty prestupnosti migrantov-inostrancev iz gosudarstv blizhnego zarubezh'ja /Migracionnoe pravo. 2014. № 2. S. 10-14.

3. Igoshev K.F., Min'kovskii G. M. Sem'ja, deti, shkola. M., 2003. S. 12.

4. Il'jashenko A. N. Bor'ba s nasil'stvennoi prestupnost'yu v sem'e. M., 2003. S. 137-140.

5. Karpec I.I. Prestupnost': illyuzija i real'nost'. M., 1992. S. 122-128.

6. Kosarev V.N., Kosareva L.V., Makogon I.V. Programmno-celevoi podhod k pre-duprezhdeniyu recidivnoi prestupnosti //Zakon i pravo. 2009. № 10. S. 84-85.

7. Krivencova L.V. Kriminal'naja subkul'tura. / Aktual'nye problemy ugolov-nogo prava, kriminologii, ugolovnogo processa i ugolovno-ispolnitel'nogo prava: te-orija i praktika. Materialy V Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferencii. Tambov, 2016. S. 368-370.

8. Kidjaev V.V. Recidiv prestupnosti kak faktor, sozdayushii ugrozu ob-shestvennoi i nacional'noi bezopasnosti Rossiiskoi Federacii, na primere Tambovskoi oblasti. // Vestnik Tambovskogo universiteta. Serija: gumanitarnye nauki. 2014. S. 523-526.

9. Makogon I.V., Kosareva L.V. Ponjatija i destruktivnye funkcii prestupnosti // Aktual'nye problemy ugolovnogo prava, kriminologii, ugolovnogo processa i ugolovno-ispolnitel'nogo prava: teorija i praktika.. Tambov, 2016. S. 382-385.

10. Mamutov V.K. Vazhnoe napravlenie pravovogo obespechenija yekonomiki - kodifikacija: Nauchnyi doklad. Doneck, 2009. S. 10.

11. Maiorov A.V. Protivodeistvie prestupnosti - prioritetnoe napravlenie v ugolovnoi politike gosudarstva // Voprosy sovremennoi yurisprudencii. 2014. № 34. S. 128-132.

12. Mashinskaja N.V. Sovremennye tendencii razvitija pravoprimenitel'noi praktiki po ugolovnym delam nesovershennoletnih. /Ugolovnaja politika i pravoprimenitel'naja praktika. Sankt-Peterburg, 2015. S.144-155.

13. Morgunov S.V. Voprosy sovershenstvovanija preduprezhdenija recidivnoi prestupnosti v dejatel'nosti ugolovnogo rozyska // YUridicheskaja nauka i pravo-ohranitel'naja praktika. 2010. № 4-14. S. 59-65.

14. Nomokonov B.A. Prichinnyi kompleks prestupnosti v sovremennoi Rossii // Rossiiskii kriminologicheskii vzgljad. 2009. № 1. S. 201-209.

15. Truncevskii YU.V. K voprosu o neobhodimosti zakona o nravstvennosti kak nacional'noi idee // Kul'tura, upravlenie, yekonomika, pravo. 2007. № 2. S. 10.

16. SHalahin I.V. Priroda prestupnogo i osnovy strategii gosudarstva v oblasti ogranichenija i preduprezhdenija prestupnosti, obespechenija kriminologicheskoi be-zopasnosti lichnosti // Predprinimatel'stvo i pravo. № 3. 2010. S. 95-98.

17. YUr'ev V.M. Kriminal'naja globalizacija: Mif ili real'nost'? // Vestnik TGU. Gumanitarnye nauki. 2007. Vyp. 6(50). S. 204

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.