Научная статья на тему 'Проблемы программно-целевого планирования предупреждения преступлений на уровне субъектов Российской Федерации и пути их решения'

Проблемы программно-целевого планирования предупреждения преступлений на уровне субъектов Российской Федерации и пути их решения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
461
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА / PREVENTION / ПРАВОНАРУШЕНИЕ / OFFENSE / ПРОГРАММА / PROGRAM / ПРАВОПОРЯДОК / RULE OF LAW / КОМПЛЕКСНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА / COMPLEX TARGET PROGRAM / КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / CRIMINOLOGICAL SECURITY / СУБЪЕКТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION / МЕТОД / METHOD / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / REGIONAL CRIME / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / LEGAL REGULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ефремова Ольга Сергеевна

вопросы предупреждения преступлений в субъектах Российской Федерации остаются в настоящее время очень актуальными. Проблемы выработки мер предупреждения преступности в регионах России требуют системного подхода, тщательного планирования, разработки новых форм и способов в борьбе с преступностью в рамках социального развития региона в целом. Борьба с преступностью должна базироваться на изучении преступности в рамках конкретных условий места и времени, определенных границах пространства. В связи с этим территориальный (региональный) анализ форм борьбы с преступностью в отдельных субъектах Российской Федерации является фундаментом для предупреждения преступности на уровне отдельного государства. Для успешной борьбы с преступностью в субъектах Российской Федерации необходим комплексный скоординированный подход, который должен основываться на ряде базовых положений, таких как: постоянный анализ изменений преступности и ее причин; определение стратегии и тактики борьбы с преступностью с учетом реальных социально-экономических, политических условий, состояния общественного сознания, правоохранительной системы и др. Важнейшей организационной формой реализации такого подхода должны выступать комплексные программы по усилению борьбы с преступностью в отдельных субъектах Российской Федерации. Эти программы разрабатываются и реализуются по инициативе либо федеральных государственных органов, либо органов государственной власти субъектов Федерации. В настоящее время действует государственная программа «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности», утвержденная постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 345 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности"». Изучение возможностей применения программно-целевого планирования предупреждения преступлений в отдельных субъектах Российской Федерации, анализ соответствующей практики, выявление причин, порождающих ее недостатки и слабости, и разработка обоснованных рекомендаций, направленных на повышение эффективности работы в данной сфере, является актуальной и требующей отдельного исследования проблемой. На сегодняшний день в абсолютном большинстве субъектов Российской Федерации приняты и на плановой основе реализуются комплексные программы профилактики правонарушений. Анализ положительного опыта отдельных субъектов Российской Федерации в сфере программно-целевого планирования и составляет основу представленной статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF PROGRAM TARGET PLANNING OF CRIME PREVENTION AT THE LEVEL OF THE RUSSIAN FEDERATION AND THE WAYS TO SOLVE THEM

the problems of crime prevention in the constituent entities of the Russian Federation remain highly relevant nowadays. The problems of working out the measures of preventing crime in the regions of Russia require system approach, careful planning, development of new forms and ways to combat crime within social development of the region in general. Fight against crime should be based on the studies of crime under specific conditions of place and time, within certain limits of space. Therefore, territorial (regional) analysis of the forms of combating crime in some entities of the Russian Federation is the basis for crime prevention at the level of a separate state. To combat crime successfully it is necessary to follow an integrated coordinated approach to the problem in the entities of the Russian Federation. Such approach to fighting crime should be based on a number of basic provisions, such as: regular analysis of changes of crime and its causes; determining the strategy and tactics of fight against crime taking into account the actual socio-economic and political conditions, the state of public consciousness, of the law-enforcement system, etc... the problems of crime prevention in the constituent entities of the Russian Federation remain highly relevant nowadays. The problems of working out the measures of preventing crime in the regions of Russia require system approach, careful planning, development of new forms and ways to combat crime within social development of the region in general. Fight against crime should be based on the studies of crime under specific conditions of place and time, within certain limits of space. Therefore, territorial (regional) analysis of the forms of combating crime in some entities of the Russian Federation is the basis for crime prevention at the level of a separate state. To combat crime successfully it is necessary to follow an integrated coordinated approach to the problem in the entities of the Russian Federation. Such approach to fighting crime should be based on a number of basic provisions, such as: regular analysis of changes of crime and its causes; determining the strategy and tactics of fight against crime taking into account the actual socio-economic and political conditions, the state of public consciousness, of the law-enforcement system, etc. Comprehensive programs on strengthening the fight against crime in separate entities of the Russian Federation should become a most important organizational form of implementing this approach. Such programs are developed and implemented on the initiative of either the federal government bodies, or public authorities of the constituent entities of the federation. At present, the target program «Ensuring Public Order and Combating Crime» approved by the Resolution of the Government of the Russian Federation of April 15, 2014 No. 345 is functioning on the federal level. Studies of the possible use of program-target planning of crime prevention in separate constituent entities of the Russian Federation, analysis of the relevant practices, identifying the causes of its shortcomings and weaknesses and working out rational recommendations aimed at increasing its efficiency are a real problem requiring special investigation. At present, a vast majority of constituent entities of the Russian Federation have accepted and implement on a scheduled basis the comprehensive programs of crime prevention. The analysis of positive practice of separate entities of the Russian Federation in the field of program-target planning constitutes the basis of the present article. function show_eabstract() { $('#eabstract1').hide(); $('#eabstract2').show(); $('#eabstract_expand').hide(); } ▼Показать полностью

Текст научной работы на тему «Проблемы программно-целевого планирования предупреждения преступлений на уровне субъектов Российской Федерации и пути их решения»

УДК 343.85 ОЛЬГА СЕРГЕЕВНА ЕФРЕМОВА,

ББК 67.511 адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических кадров

Е92 (Академия ФСИН России)

e-mail: efremova.o-s@yandex.ru © Ефремова О. С., 2015

ПРОБЛЕМЫ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НА УРОВНЕ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Реферат: вопросы предупреждения преступлений в субъектах Российской Федерации остаются в настоящее время очень актуальными. Проблемы выработки мер предупреждения преступности в регионах России требуют системного подхода, тщательного планирования, разработки новых форм и способов в борьбе с преступностью в рамках социального развития региона в целом. Борьба с преступностью должна базироваться на изучении преступности в рамках конкретных условий места и времени, определенных границах пространства. В связи с этим территориальный (региональный) анализ форм борьбы с преступностью в отдельных субъектах Российской Федерации является фундаментом для предупреждения преступности на уровне отдельного государства.

Для успешной борьбы с преступностью в субъектах Российской Федерации необходим комплексный скоординированный подход, который должен основываться на ряде базовых положений, таких как: постоянный анализ изменений преступности и ее причин; определение стратегии и тактики борьбы с преступностью с учетом реальных социально-экономических, политических условий, состояния общественного сознания, правоохранительной системы и др.

Важнейшей организационной формой реализации такого подхода должны выступать комплексные программы по усилению борьбы с преступностью в отдельных субъектах Российской Федерации. Эти программы разрабатываются и реализуются по инициативе либо федеральных государственных органов, либо органов государственной власти субъектов Федерации. В настоящее время действует государственная программа «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности», утвержденная постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 345 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности"».

Изучение возможностей применения программно-целевого планирования предупреждения преступлений в отдельных субъектах Российской Федерации, анализ соответствующей практики, выявление причин, порождающих ее недостатки и слабости, и разработка обоснованных рекомендаций, направленных на повышение эффективности работы в данной сфере, является актуальной и требующей отдельного исследования проблемой. На сегодняшний день в абсолютном большинстве субъектов Российской Федерации приняты и на плановой основе реализуются комплексные программы профилактики правонарушений. Анализ положительного опыта отдельных субъектов Российской Федерации в сфере программно-целевого планирования и составляет основу представленной статьи.

Ключевые слова: профилактика, правонарушение, программа, правопорядок, комплексная целевая программа, криминологическое обеспечение, субъект Российской Федерации, метод, региональная преступность, правовое регулирование.

Цель статьи - ознакомление читателя с программно-целевым подходом к предупреждению преступности на уровне отдельных субъектов Российской Федерации.

В последнее время криминологами отмечается особая эффективность программно-целевого планирования в предупреждении преступности как на уровне государства, так и на уровне отдельного субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а в правовой науке и практиче-

ской деятельности в определенной степени уже разработана модель регулирования, которая определяется как программно-целевая [1, с. 169].

По мнению А. В. Бабенко, программно-целевое планирование предупреждения преступлений в субъекте Российской Федерации в отличие от обычных планов противодействия преступности, которые содержат перечень несогласованных и не объединенных логикой мероприятий, является самостоятельным методом, который характеризуется ком-

плексностью, обязательностью, обоснованностью, широким охватом, сосредоточением на приоритетных направлениях борьбы с преступностью, финансовой, ресурсной и кадровой обеспеченностью, законодательной определенностью, наличием системы контроля за его реализацией [2, с. 4].

Д. Е. Ваничкин отмечает, что в сфере предупреждения преступлений на региональном уровне важное значение имеет так называемый программно-целевой подход как метод решения крупных проблем борьбы с преступностью, носящих межотраслевой, межведомственный и межрегиональный характер [3].

На взгляд Ж. П. Дорофеевой, практика борьбы с преступностью в субъектах Российской Федерации показывает, что программно-целевое обеспечение способствует осуществлению согласованных мероприятий профилактического, организационного, государственно-правового и воспитательного характера [1, с. 170].

В. Н. Косарев подчеркивает, что программно-целевой подход к предупреждению преступности в субъектах Российской Федерации служит предпосылкой глубокого и всестороннего анализа и обоснования наиболее сложных проблем, получивших критическую оценку со стороны общества, и предлагает эффективные пути и средства решения данных проблем. В данном аспекте и находят свое применение комплексные программы борьбы с преступностью на уровне субъекта Российской Федерации как особый инструмент планового управления процессами предупреждения и борьбы с преступностью [4, с. 85].

На важность программно-целевого метода в борьбе с преступностью на уровне отдельных субъектов Российской Федерации указывает также А. М. Шериев, говоря о том, что благодаря отдельным программам борьбы с преступностью к настоящему времени произошло формирование основ общегосударственной системы профилактики правонарушений, программные мероприятия которой в большинстве субъектов Российской Федера-

ции реализуются с достаточной степенью эффективности, носят плановый, системный характер и имеют значительный потенциал к дальнейшему развитию [5, с. 107].

В диссертационном исследовании Г. Н. Сусловой отмечается, что региональные комплексные программы предупреждения преступности на уровне отдельных субъектов Российской Федерации должны расширять и создавать новые организационные возможности, способствующие повышению эффективности правоохранительной деятельности в усилении борьбы с преступностью [6, с. 7].

Анализ указанных точек зрения ученых-криминологов позволяет сделать вывод о том, что программно-целевой подход к предупреждению преступности на уровне отдельного субъекта Российской Федерации имеет много преимуществ и позволяет следующее:

а) организовывать и планировать деятельность уполномоченных органов;

б) устанавливать цели и задачи, на которые будут направлены усилия;

в) определять комплексный перечень мероприятий по устранению причин и условий, способствующих противоправному поведению, их приоритетности и сроков реализации;

г) наиболее эффективно распределять и использовать федеральные, региональные и местные ресурсы;

д) комплексно решать проблему предупреждения преступности в субъекте РФ;

е) концентрировать временные, финансовые и человеческие ресурсы [3].

Правовое регулирование программно-целевого планирования предупреждения преступности в Российской Федерации разделено на несколько уровней:

а) федеральный (государственный);

б) региональный (уровень субъектов РФ);

в) местный (ведомственный, муниципальный);

г) уровень общественных организаций и институтов гражданского общества [7, с. 86].

Уровни правового регулирования программно-целевого планирования предупреждения преступности в Российской Федерации

№ п/п Уровень Название программы

1 Федеральный (государственный) Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 345 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации ,,Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности"»

2 Региональный (уровень субъекта Российской Федерации) Государственная программа Псковской области «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Псковской области на 2014-2020 годы» постановление администрации области от 28 октября 2013 г. № 503

3 Местный (ведомственный, муниципальный) Постановление Главы Зерноградского района от 13 февраля 2009 г. № 94 «О муниципальной долгосрочной целевой программе «Профилактика правонарушений в Зерноградском районе Ростовской области» на 2009-2014 годы»

4 Уровень общественных организаций и институтов гражданского общества Постановление Волгоградского горсовета народных депутатов от 29 января 1997 г. № 20/117 «О добровольной народной дружине Волгограда»

Отдельные ученые отмечают недостатки и низкую эффективность программ борьбы с преступностью, реализуемых на местном уровне [8]. В связи с этим основной уровень программно-целевого планирования предупреждения преступности - региональный, или уровень субъектов Российской Федерации. Это подтверждается мнением ученых-криминологов, которые в своих исследованиях отмечают, что основной (базовой) формой предупреждения преступлений на уровне субъектов Российской Федерации являются государственные целевые программы предупреждения и профилактики преступлений (правонарушений).

Практически во всех субъектах Российской Федерации приняты программы по предупреждению и профилактике преступлений и иных правонарушений, в частности по отдельным видам преступлений. Основное внимание уделяется вопросам профилактики преступлений террористического и экстремистского характера; преступлениям в сфере незаконного оборота наркотиков и наркомании; коррупционных преступлений; безнадзорности несовершеннолетних и предупреждению совершения ими преступлений и иных правонарушений и др. Вместе с тем анализ подобных программ позволяет говорить об их неконкретности. Разработчиками фактически не учитывается специфика предупреждения преступности в городской и сельской местности, в программах отсутствуют реальные механизмы достижения поставленных целей [9, с. 27].

Анализ отдельных программ предупреждения преступности в субъектах Российской Федерации позволил нам обозначить унифицированную структуру данных программ, которая применима

практически ко всем из них. Так, программа должна включать в себя следующие разделы:

1) паспорт (основные параметры программы);

2) введение;

3) анализ современного состояния проблемы;

4) цель и задачи программы;

5) основные направления и механизм реализации программы;

6) необходимые ресурсы и источники их финансирования;

7) ожидаемый результат от реализации программы;

8) план мероприятий по реализации программы.

Отдельные авторы говорят о том, что региональные целевые программы по борьбе с преступностью направлены на конкретный вид или конкретную категорию преступников в зависимости от региональных особенностей [10, с. 43]. Так, программа предупреждения преступности в Омской области имеет ярко выраженный антикоррупционный характер. Это связано с тем, что Омская область носит высокий экономический потенциал, вызывающий интерес различных преступных групп. Тем не менее недостатком отдельных региональных программ предупреждения преступности является то, что они не учитывают специфику отдельных видов преступности в своем субъекте Российской Федерации. Например, Курганская область занимает 4-е место по России среди субъектов, имеющих самые высокие показатели преступности лиц, совершавших преступления в 2014 г. Однако программа по предупреждению преступности в данном регионе, рассчитанная на 5 лет (до 2018 г.), предусматривает всего два мероприятия в отношении указанной категории лиц:

- информирование лиц, освобожденных из мест лишения свободы, о предоставлении государственных услуг в области содействия занятости населения;

- организация временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в том числе лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Мы считаем, что программа предупреждения преступности в субъекте Российской Федерации должна учитывать региональные особенности преступности и уделять повышенное внимание борьбе с ними. Для этого, по нашему мнению, в рамках государственных программ предупреждения преступности в субъекте Российской Федерации необходимо предусматривать отдельные подпрограммы с условными названиями (например, «Предупреждение преступности со стороны лиц, освобожденных из мест лишения свободы» и т. д.), как это сделано в ряде регионов страны: Государственная программа Псковской области «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Псковской области на 2014-2020 гг.».

В отдельных субъектах Российской Федерации комплексные целевые программы борьбы с преступностью предполагают помощь осужденным, освобожденным из мест лишения свободы, а также отбывающим наказания без изоляции от общества, тем самым закладывая основы социализации осужденных. Так, осужденным в Пермском крае оказываются три вида услуг: 1) социальные; 2) социально-правовые; 3) социально-психологические. Данные услуги включают в себя помощь в оформлении документов, трудоустройство, профессиональное обучение, решение жилищных и семейных проблем и другие реабилитационные услуги [12, с. 22].

По результатам проведенного исследования комплексных целевых программ предупреждения

Список литературы

преступлений в отдельных субъектах Российской Федерации мы можем сделать следующие выводы:

1) программно-целевой подход к борьбе с преступностью - это не только разработка и реализация региональных комплексных программ, но и сложный комплексный скоординированный процесс, состоящий из взаимосвязанных элементов (планирование, организация, руководство, контроль и др.). Одной из основных и эффективных форм борьбы с преступностью на уровне субъектов Российской Федерации стала комплексная целевая программа, представляющая собой документ, утвержденный уполномоченными и компетентными органами власти субъекта РФ, содержащий в себе комплекс мероприятий, направленных на борьбу с преступностью в данном регионе с учетом специфических особенностей (социально-экономических, политических условий, сложившейся криминогенной ситуации и др.), обеспечивающий достижение указанной в нем цели или комплекса взаимосвязанных целей;

2) каждая региональная комплексная программа борьбы с преступностью в отдельных субъектах Российской Федерации имеет свою специфику, характеризуется определенной структурой целей, требованиями к ресурсному обеспечению, определенными узловыми проблемами. В то же время с организационно-технологической точки зрения разработка таких программ характеризуется общностью структуры, вытекающей из содержания комплексного развития региона;

3) при формировании региональных комплексных программ борьбы с преступностью в отдельных субъектах Российской Федерации не уделяется должного внимания концептуальным основам, на низком уровне находится прогнозное обеспечение, не прорабатываются разные варианты сценариев развития, не осуществляются расчеты по обоснованию наиболее эффективных путей и средств достижения поставленных целей.

1. Дорофеева Ж. П. Деликтность несовершеннолетних: нормативные и программно-целевые способы превенции и пресечения // Вестник Воронежского государственного университета. Сер. Право. 2014. № 3. С. 161-170.

2. Бабенко А. В. Программно-целевое планирование предупреждения преступлений на региональном уровне: на материалах Российской Федерации и Республики Казахстан : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. 26 с.

3. Ваничкин Д. Е. Криминологическая характеристика и предупреждение преступности в регионе (на материалах Ставропольского края) : дис. канд. ... юрид наук. Ставрополь, 2004. 179 с.

4. Косарев В. Н., Косарева Л. В., Макогон И. В. Программно-целевой подход к предупреждению рецидивной преступности // Закон и право. 2009. № 10. С. 84-85.

5. Шериев А. М. Организация профилактики правонарушений в субъектах Российской Федерации // Юридический вестник ДГУ. Т. 13. 2015. № 1. С. 104-108.

6. Суслова Г. Н. Региональные комплексные программы по усилению борьбы с преступностью: теоретические аспекты разработки и механизм реализации (по материалам Центрального федерального округа) : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. 235 с.

7. Махина С. Н., Дорофеева Ж. П. Нормативно-правовое и программно-целевое регулирование превенции административных правонарушений несовершеннолетних: проблемы и перспективы совершенствования // Юридические записки. 2014. № 4. С. 81-89.

8. Лаптев А. С. Проблемы формирования стратегии предупреждения преступлений в субъектах РФ // Федерализм. 2009. № 2. С. 208-212

9. Евланова О. А., Коимшиди Г. Ф. Криминологические проблемы предупреждения преступности -некоторые результаты исследования // Мониторинг правоприменения. 2014. № 3. С. 25-29.

10. Гладких В. И., Бабенко А. В. Методологические основы разработки комплексных программ борьбы с преступностью в регионе // Российский следователь. 2005. № 11. С. 40-45.

11. Кривенцева С. Целевые программы по профилактике повторной преступности // Преступление и наказание. 2015. № 5. С. 21-22.

OLGA SERGEEVNA EFREMOVA,

post-graduate student (Academy of the FPS of Russia) e-mail: efremova.o-s@yandex.ru © Efremova О. S., 2015

PROBLEMS OF PROGRAM TARGET PLANNING OF CRIME PREVENTION AT THE LEVEL OF THE RUSSIAN FEDERATION AND THE WAYS TO SOLVE THEM

Annotation: the problems of crime prevention in the constituent entities of the Russian Federation remain highly relevant nowadays. The problems of working out the measures of preventing crime in the regions of Russia require system approach, careful planning, development of new forms and ways to combat crime within social development of the region in general. Fight against crime should be based on the studies of crime under specific conditions of place and time, within certain limits of space. Therefore, territorial (regional) analysis of the forms of combating crime in some entities of the Russian Federation is the basis for crime prevention at the level of a separate state.

To combat crime successfully it is necessary to follow an integrated coordinated approach to the problem in the entities of the Russian Federation. Such approach to fighting crime should be based on a number of basic provisions, such as: regular analysis of changes of crime and its causes; determining the strategy and tactics of fight against crime taking into account the actual socio-economic and political conditions, the state of public consciousness, of the law-enforcement system, etc.

Comprehensive programs on strengthening the fight against crime in separate entities of the Russian Federation should become a most important organizational form of implementing this approach. Such programs are developed and implemented on the initiative of either the federal government bodies, or public authorities of the constituent entities of the federation. At present, the target program «Ensuring Public Order and Combating Crime» approved by the Resolution of the Government of the Russian Federation of April 15, 2014 No. 345 is functioning on the federal level.

Studies of the possible use of program-target planning of crime prevention in separate constituent entities of the Russian Federation, analysis of the relevant practices, identifying the causes of its shortcomings and weaknesses and working out rational recommendations aimed at increasing its efficiency are a real problem requiring special investigation. At present, a vast majority of constituent entities of the Russian Federation have accepted and implement on a scheduled basis the comprehensive programs of crime prevention. The analysis of positive practice of separate entities of the Russian Federation in the field of program-target planning constitutes the basis of the present article.

Key words: prevention, the offense, the program, the rule of law, complex target program, criminological security, the subject of the Russian Federation, the method, the regional crime, the legal regulation.

References

1. Dorofeeva Z. P. Deliktnost' nesovershennoletnih: normativnye i programmno-celevye sposoby prevencii i presechenija [Juvenile delinquency: the regulatory and program-targeted methods of prevention and suppres-

sion]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta - Bulletin of the Voronezh State University, 2014, no.3,pp.161-170.

2. Babenko A. V. Programmno-celevoe planirovanie preduprezhdenija prestuplenij na regional'nom urovne: na materialah Rossijskoj Federacii i Respubliki Kazahstan. Avtoref. dis. kand. jurid. nauk [Program and target planning of the prevention of crimes at the regional level: on materials of the Russian Federation and the Republic of Kazakhstan. Cand. legal sci. diss. abstract]. Moscow, 2007. 26 p.

3. Vanichkin D. E. Kriminologicheskaja harakteristika i preduprezhdenie prestupnosti v regione (na materialah Stavropol'skogo kraja). Diss. kand. jurid nauk [The criminological characteristic and the prevention of crime in the region (on materials of Stavropol Krai). Cand. legal sci. diss. abstract]. Stavropol, 2004. 179 p.

4. Kosarev V. N., Kosareva L. V., Makogon I. V. Programmno-celevoj podhod k preduprezhdeniju recidiv-noj prestupnosti [Program and target approach to the prevention of recurrent crime]. Zakon i pravo - Law and right, 2009, no. 10, pp. 84-85.

5. Sheriev A. M. Organizacija profilaktiki pravonarushenij v subektah Rossijskoj Federacii [Organization of prevention of offenses in subjects of the Russian Federation]. Juridicheskij Vestnik DGU - The DGU Legal Bulletin, Vol. 13, 2015, no. 1, pp. 104-108.

6. Suslova G. N. Regional'nye kompleksnye programmy po usileniju bor'by s prestupnost'ju: teoreticheskie aspekty razrabotki i mehanizm realizacii (po materialam Central'nogo federal'nogo okruga). Dis. kand. jurid. nauk [Regional comprehensive programs on strengthening of fight against crime: theoretical aspects of development and the mechanism of realization (on materials of Central Federal District). Cand. legal sci. diss. abstract]. Moscow, 2004, 235 p.

7. Mahina S. N., Dorofeeva Zh. P. Normativno-pravovoe i programmno-celevoe regulirovanie prevencii administrativnyh pravonarushenij nesovershennoletnih: problemy i perspektivy sovershenstvovanija [Standard and legal and program and target regulation of prevention of administrative offenses of minors: problems and prospects of improvement]. Juridicheskie zapiski - Legal notes, 2014, no. 4, pp. 81-89.

8. Laptev A. S. Problemy formirovanija strategii preduprezhdenija prestuplenij v subektah RF [Problems of formation of strategy of the prevention of crimes in territorial subjects of the Russian Federation]. Federalizm -Federalism, 2009, no. 2, pp. 208-212.

9. Evlanova O. A., Koimshidi G. F. Kriminologicheskie problemy preduprezhdenija prestupnosti - neko-torye rezul'taty issledovanija [Criminological problems of the prevention of crime - some results of research]. Monitoring pravoprimenenija - Monitoring of right application, 2014, no. 3, pp. 25-29.

10. Gladkih V. I., Babenko A. V. Metodologicheskie osnovy razrabotki kompleksnyh programm bor'by s prestupnost'ju v regione [Methodological bases of development of comprehensive programs of fight against crime in the region]. Rossijskij sledovatel' - The Russian investigator, 2005, no. 11, pp. 40-45.

11. Krivenceva S. Celevye programmy po profilaktike povtornoj prestupnosti [Target programs for prevention of repeated crime]. Prestuplenie i nakazanie - Crime and punishment, 2015, no. 5, pp. 21-23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.