УДК 33.338
Ерсултанкызы А.
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
Евразийский Национальный университет им. Л.Н. Гумилева
Малые и средние предприятия должны использовать свою гибкость, мобильность, рыночную объективность для ускоренного поиска своего места в инновационной экономике. Государство, в свою очередь, создает благоприятный деловой климат и условия для реализации инициатив предпринимательской среды и направляет свою помощь на малые и средние предприятия, обладающие наибольшим потенциалом с точки зрения их конкурентоспособности и повышения научно - технического потенциала страны.
В Республике Казахстан необходимо непрерывно совершенствовать бизнес среду, которая благоприятно отразится на стабильной, предсказуемой эко среде видения бизнеса. Предлагаем приоритетные направления по совершенствованию регионального предпринимательства в Республике Казахстан:
1. Выявление проблемных вопросов законодательства.
2. Устранение административных барьеров в таможенном, налоговом, антимонопольном, тарифном регулировании и иных сферах.
3. Исключение коррупционных мер.
4. Профессиональное представление позиции бизнеса по изменениям законодательства, отрицательно влияющим на предпринимателей.
5. Активное участие в подготовке проектов НПА, начиная с нулевого цикла их разработки.
6. Качественный анализ зарубежного опыта и АРВ по проектам НПА.
7. Инициирование разработки основных направлений государственной политики в фискальной и других сферах.
8. Совершенствование механизмов регулирование охраны окружающей среды, со снижением рои государственного регулирования и сохранением принципов обеспечения экологической безопасности и устойчивого развития Казахстана.
9. Инициирование внедрения практики внесения изменений в ключевые кодексы Республики Казахстан - не чаще одного раза в год, самостоятельными (а не сопутствующими) законами.
10. Защита интересов отечественного бизнеса в нормотворческом процессе в рамках интеграционных процессов ЕЭП и ВТО[1].
Для защиты прав и законных интересов субъектов регионального предпринимательства необходимо:
- обеспечение максимальной прозрачности работы госорганов;
- общественные слушания по вопросам предпринимательства;
- общественный мониторинг соблюдения госорганами прав субъектов предпринимательства;
- внесение результатов общественного мониторинга на рассмотрение Главы государства в составе ежегодного национального доклада;
- активное участие бизнеса в работе центральных и местных КСО;
- оптимизация государственной контрольно-надзорной системы путем развития саморегулирования бизнеса, добровольного страхования ответственности бизнеса, внедрения рейтингов, влияющих на периодичность проверок;
- внедрение в законодательство и практику принципов неотвратимости наказания должностных лиц за имущественный ущерб, нанесенный предпринимателям, использование карательных уголовно-правовых мер только в исключительных случаях и после исчерпания мер гражданско-правового воздействия;
- развития механизмов досудебного регулирования налоговых, таможенных и других споров предпринимателей с госорганами;
- укрепление институтов внесудебного урегулирования споров (арбитража и медиации), в том числе, на базе ЦАТР НПП «Атамекен»;
- формирование публичного рейтинга восприятия коррупции в регионах;
- обеспечение максимальной прозрачности проводимой работы[2].
По части доступности финансов, инфраструктуры и рынков сбыта регионального предпринимательства необходимо повышение производительности, экспорт-ориентированности и конкурентоспособности отечественного бизнеса. Для этого предлагаем следующие приоритетные направления:
1. Облегчение доступа к банковскому кредитованию;
1. Координация предпринимательского и финансового секторов для снижения барьеров по программам господдержки экономики;
2. Совершенствование механизмов ГЧП, развитие лизинга, торгового финансирование и иных фининструментов, расширение возможностей страхования и дальнейшее развитие страхового и фондового рынков;
3. Повышение финансовой грамотности населения и малых предпринимателей населения и малых предпринимателей, повышение доступа к базовым видам финуслуг населения малых городов и сельской местности, расширение практики микрокредитования;
4. Развитие инновационных способов предоставления финуслуг;
5. Обеспечение доступности производственных и офисных площадей, земельных участков, инженерно-коммуникационной инфраструктуры, электроэнергии;
6. Развитие СЭЗ и ИЗ технопарков;
7. Продвижение интересов отечественных предпринимателей в госзакупках и закупках недропользователей путем расширения базы поставщиков ТРУ (ЦМЭР), развитие института пред-квалификации, внедрения новых инструментов (стандартизация, добровольные обязательства через положительные практики ведения бизнеса, долгосрочные и социальные закупки);
8. Эффективное информационное и консультативное сопровождение предпринимателей (ЦМЭР и Внешторгпалата НПП «Атамекен»).
Главными направлениями путей совершенствования развития предпринимательства в Республике Казахстан это минимизация административных преград и создание максимально всех необходимых лучших условий для успешного процветания и развития бизнеса в республике Казахстан. Так как вхождение Республики Казахстан в 30-ку лучших стран мира ставит перед страной амбициозную цель быть конкурентоспособными на мировых
рынках. Для этого должна быть прямая связь бизнеса и государства, особенно развивать региональное предпринимательство в Республике Казахстан[3].
Палата предпринимателей города Астаны поставила перед собой цель создания новых и развитие действующих предприятий. Для осуществления этих целей необходимо:
• Снижение административных барьеров.
• Защита прав предпринимателей.
• Государственные закупки и местное содержание.
• Анализ государственных программ.
• Доступность финансовых средств.
• Разработка карты регионального развития.
• Сервисная поддержка бизнеса.
• Внешнеэкономическая деятельность.
• Развитие человеческого капитала.
В 2017 году Палатой предпринимателей города Астаны было выявлено 41 административных барьера, местных -15, республиканских - 26.
Устранено 7 местных административных барьеров, в том числе:
1. По регистрации сноса недвижимого имущества.
2. По установлению нормативного срока проектирования.
3. По размещению торговых объектов для проведения розничной торговли.
4. По размещению детских аттракционов.
5. По применению регламента по выдаче и согласованию технических условий на подключение к системам водоснабжения и водоотведения.
Действующим документом является подписанный в декабре 2014 года между Палатой предпринимателей г. Астана и акиматом г. Астана план мероприятий по реализации Соглашения о взаимном сотрудничестве и взаимодействии по вопросам поддержки и развития предпринимательства от 3 декабря 2014 года, заключенного между акиматом г. Астаны и Национальной Палатой предпринима-
телей Республики Казахстан.
Литература
1 Послание Президента Республики Казахстан - лидера нации Н. А. Назарбаева народу Казахстана Стратегия «Казахстан-2050». Астана, 2012.
2 «Предпринимательский Кодекс Республики Казахстан» подписан Главой государства Н.А. Назарбаевым 29 октября 2015 года № 375-У ЗРК.
3 Указ Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года № 958 Государственная программа развития форсированного индустриально-инновационного развития на 2010-2014 гг.
Ersultankyzy A.
PRIORITY AREAS FOR IMPROVEMENT OF ENTREPRENEURSHIP IN THE REPUBLIC
OF KAZAKHSTAN
Eurasian National University named after L. N. Gumilev
Summary
Small and medium enterprises should use their flexibility, mobility, market objectivity to accelerate the search for their place in the innovation economy. The state, in turn, creates a favorable business climate and conditions for the implementation of entrepreneurial environment initiatives and aims its assistance at small and medium-sized enterprises, which have the greatest potential in terms of their competitiveness and increase the scientific
and technological potential of the country.
Keyword: Entrepreneurship, government support, strategy, business ideas, information technology, small and medium business
DOI: 10.31882/2311-4711.2018.24.29