Научная статья на тему 'ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБНОВЛЕННОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБНОВЛЕННОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
254
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕСОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ЕДИНЫЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ ЛЕСНОЙ РЕЕСТР / ЛЕСНОЙ НАДЗОР / ЛЕСНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ИНТЕНСИВНАЯ МОДЕЛЬ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ОТРАСЛЕВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Денисова Н.А.

В данной статье производится анализ доли товаров лесопромышленного комплекса в экспорте России среди остальных отраслей народного хозяйства и ключевых направлений Стратегии развития лесопромышленного комплекса до 2030 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIORITY DIRECTIONS OF THE UPDATED STRATEGY FOR THE DEVELOPMENT OF THE TIMBER INDUSTRY OF THE RUSSIAN FEDERATION

This article analyzes the share of timber products in Russia's exports among other sectors of the national economy and the key areas of the Strategy for the Development of the timber industry until 2030.

Текст научной работы на тему «ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБНОВЛЕННОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 339.S43

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБНОВЛЕННОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Денисова Н.А.

Северо-Западный институт управления - филиал ФГБОУВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации»

PRIORITY DIRECTIONS OF THE UPDATED STRATEGY FOR THE DEVELOPMENT OF THE TIMBER INDUSTRY OF THE RUSSIAN

FEDERATION

Denisova N.A.

North-West Institute of Management, branch of the Russian Academy of National Economy and

Public Administration under the President of the Russian Federation

Аннотация

В данной статье производится анализ доли товаров лесопромышленного комплекса в экспорте России среди остальных отраслей народного хозяйства и ключевых направлений Стратегии развития лесопромышленного комплекса до 2030 года.

Ключевые слова: лесопромышленный комплекс, единый электронный лесной реестр, лесной надзор, лесное планирование, интенсивная модель лесного хозяйства, цифровизация, отраслевые информационные системы.

Abstract

This article analyzes the share of timber products in Russia's exports among other sectors of the national economy and the key areas of the Strategy for the Development of the timber industry until 2030.

Keywords: forest industry complex, unified electronic forest register, forest supervision, forest planning, intensive model of forestry, digitalization, industry information systems.

Экспорт России в 2020 году составил 338,2 млрд долларов США и по сравнению с показателями 2019 года сократился на 20,7% [1]. По стоимости экспорта лесопромышленный комплекс (ЛПК) занимает седьмое место среди отраслей народного хозяйства. Несмотря на то, что доля экспорта лесоматериалов и целлюлозно-бумажных изделий в 2020 году составила 3,7%, что на 0,7 % больше, чем в 2019 году [1] с начала 2020 года в России начались серьезные потери для предпринимателей ЛПК. Причиной можно считать несколько крупномасштабных событий, среди которых:

1. Падение курса рубля по отношению к доллару и евро, вследствие выхода России из соглашения ОПЕК+ Организации стран — экспортёров нефти. На курс валюты повлияло резкое падение цены на нефть.

2. Многие экспортеры российского ЛПК в связи с распространением инфекции COVID-19 понесли серьезные потери из-за

невозможности сбыта продукции на главные импортирующие рынки.

Таким образом, из-за вспыхнувшей ко-ронавирусной инфекции, падения курса рубля и мер, принятых по изоляции отдельных регионов, случился резкий спад производства, снизивший спрос на закупку древесины. Данная ситуация значительно отразилась на ценах и спрос на лесоматериалы снизился на 20%-50%. Например, если ранее стоимость одного кубометра древесины стоила 200 долларов, то после вспышки пандемии цена просела до 122 долларов за один кубометр [6].

Снижение цен и спроса — не единственные проблемы, с которыми столкнулись лесопромышленники в 2020 году. Также, негативно отразились на отрасли такие аспекты как: закрытие пунктов пропуска на границе с одним из главных импортеров леса —Китайской народной республикой (КНР) и введение новых фитосанитарных

норм. Согласно новым фитосанитар-ным нормам необходимо проводить фумигацию — обработку коры дерева специальными газами с целью обеззараживания. Поскольку данная процедура технически может быть осуществлена при температуре не ниже 15 0^ то в зимний период, особенно в Дальневосточном федеральном округе проблема получения сертификатов стояла достаточно остро. На данный момент сложно прогнозировать улучшение в области сбыта товаров ЛПК, поскольку из-за пандемии Россия и Китай находятся в неустойчивом экономическом положении.

Прежде чем перейти к анализу данных официальной статистики ФТС России, отражающих основные показатели экспорта древесины и изделий из нее, стоит обратить внимание на рис. 1., где кратко показан IX раздел ТН ВЭД ЕАЭС.

Согласно официальным статистическим данным ФТС России, наибольшая доля экспорта приходится на 44 группу ТН ВЭД ЕАЭС. Как показано на рис. 2. в данной группе 21 товарная позиция.

Сравнительный анализ статистических данных за 2019 и 2020 годы, позволил прийти к выводу, о том, что стоимостный объем экспорта 44 товарной группы снизился на 3,3%, а физический увеличился на 1,6%. Для большей наглядности в таблице 1 представлены показатели по стоимостному и физическому объему экспорта отдельных товаров 44 группы ТН ВЭД ЕАЭС [1].

В целом можно констатировать факт, что в сегодняшних реалиях вклад лесного комплекса в экономику Российской Федерации (РФ) значительно ниже потенциального аналогичного показателя других стран, сопоставимых с РФ по объемам запасов и заготовки древесины [3]. В связи с вышесказанным, необходимо, учитывая международную практику, усовершенствовать систему по оценке законности происхождения лесоматериалов, которая применяется в нашей стране, а также утвердить правила контроля сведений по незаконным рубкам лесных насаждений и предусмотреть на

Рис. 1. Классификация древесины и изделий из нее по IX разделу ТН ВЭД ЕАЭС

Рис. 2. Структура 44 группы ТН ВЭД ЕАЭС

законодательном уровне ответственность за соблюдение принципов непрерывного, но не истощимого пользования лесом на лесных участках, которые находятся с государственной или муниципальной собственности и предоставляются для заготовки древесины по договорам аренды.

При этом целесообразно проработать вопрос о дополнительном финансировании объектов, которые непосредственно занимаются воспроизводством лесов. К таким объектам, как правило, относят лесные селекционно-семеноводческие центры и лесные питомники. Кроме того, важно актуализировать профессиональные стандарты и образовательные программы, которые ориентированы на подготовку специалистов для лесного хозяйства, так как дефицит высококвалифицированных кадров, это одна из наиболее острых проблем. К сожалению, приходится констатировать, что на сегодняшний день, в профильных учебных заведениях из-за недостаточной связи образования и вузовской науки с практикой преобладает теоретизация знаний. Надо сказать, что текущая потребность в кадрах с высшим и средним профессиональным образованием оценивается в 12 000 человек и превышает ежегодный выпуск на 4000. В результате, в лесной отрасли увеличивается доля сотрудников, которые не имеют профильного образования,

Таблица 1

Экспорт России в 2020 году (4403, 4407 и 4412 ТН ВЭД ЕАЭС)

Рис. 3. Нормативно-правовые основы Стратегии развития ЛПК до

2030 года

что, безусловно, оказывает негативное влияние на производительность производства.

Впервые мероприятия затрагивающие вопросы изменения подходов к развитию ЛПК были сформулированы в плане по декриминализации и развитию лесной отрасли. Основной вектор такого развития был задан Президентом РФ Владимиром Владимировичем Путиным [2]. Таким образом, во исполнение поручения Президента была подготовлена и утверждена распоряжением Правительства РФ от 11.02.2021 № 312-р «Стратегия развития лесного комплекса до 2030 года» [3]. На рис. 3. продемонстрированы нормативно-правовые основы исследуемой Стратегии.

Стоит отметить, что в подготовке Стратегии принимали участие все заинтересованные федеральные органы исполнительной власти (ФОИВ) и эксперты Российской академии наук. Кроме того, при проработке отдельных стратегических направлений запрашивалось мнение коллег из ФСБ России, ФТС России, Счётной палаты, Федерального Собрания и из субъектов РФ. Развитие лесной отрасли сегодня направлено на то, чтобы ЛПК восстановил ведущее положение, которое он занимал в российской экономике на протяжении последних столетий. При этом необходимо учитывать, что в условиях введения запрета на вывоз круглого леса крайне важно принять своевременные меры по поддержке и финансированию глубокой переработки древесины, которая не только увеличит добавленную стоимость и принесет дополнительный доход, но и создаст ряд дополнительных рабочих мест. Надо сказать, что только общими усилиями с профессиональным сообществом и органами государственной власти Правительство РФ и отраслевые министерства в полной мере смогут реализовать комплексный подход для решения задач по выведению отрасли из кризиса. Схема, наглядно

отображающая комплексный подход, который использовался при разработке Стратегии развития ЛПК представлена на рис.4.

При редактировании ранее разработанной Стратегии акцентировалось внимание на решении проблем, непосредственно влияющих на работу ЛПК, которые отражены на рис.5.

Можно констатировать, что в рамках исследуемой Стратегии впервые за счет объединения экономической и природоохранной составляющих, удалось учесть как интересы лесной промышленности, так и лесного хозяйства. Важно отметить, что в каждом пункте и абзаце анализируемого документа отражены конкретные проблемы в той или иной отрасли ЛПК. При этом особое внимание уделено кадровой политике и пересмотру методики расчета выделений финансовых средств на распределение полномочий в лесном хозяйстве. В сегодняшних реалиях нельзя недооценивать важность поддержания условий, которые способствуют разработке, и реализации комплекса мер первоочередного характера, благодаря которым повысится доходность лесного сектора экономики и увеличится доля отечественной продукции лесного комплекса на мировом рынке. Основные направления актуализированной Стратегии показаны на рис. 6.

Представляет интерес дать краткую характеристику каждому из девяти направлений исследуемой Стратегии.

Рис. 4. Комплексный подход Стратегии развития ЛПК

Рис. 5. Ключевые проблемы, оказывающие влияние на работу ЛПК

Первое направление нацелено на усиление прозрачности отрасли за счет оцифровки и внедрения отраслевых информационных систем. Другими словами, от лесозаготовки, хранения, переработки до экспорта за пределы РФ все цепочки движения должны быть связаны в единой государственной информационной системе с помощью сопроводительных документов. Это позволит достигнуть результата, при котором в случае выявления несоответствия в сведениях об объеме заготовки лесоматериалов или их других свойствах сделка с древесиной не сможет состояться. Важно отметить, что единая государственная автоматизированная информационная система учета древесины и сделок с ней (Ле-сЕГАИС) уже частично модернизирована: например, начиная, с первого января 2021 года уже проводится эксперимент с привлечением наиболее крупных участников рынка по внедрению системы позволяющей отслеживать движение лесоматериалов. На следующем этапе планируется создание единого электронного лесного реестра, который в свою очередь объединит информа-

цию о качественных и количественных характеристиках лесов и лесных земель. В результате оцифровка отрасли упорядочит данные о использовании лесных ресурсов, позволит достичь максимальной прозрачности оборота древесины и поможет более эффективно пресекать серые схемы торговли товарами ЛПК.

Второе направление предполагает осуществление деятельности по внедрению федерального лесного надзора с целью предотвращения нарушения лесного законодательства. Успешной реализации данного направления, во-первых, будет способствовать наделение Росле-схоза надзорной функцией, что позволит сократить ущерб от незаконных рубок. Во-вторых, введение в субъектах РФ главных федеральных государственных лесных инспекторов приведет к более тщательному контролю и в перспективе к сокращению ле-сонарушений. В-третьих, запланированное улучшение материально-технического оснащения сотрудников лесной охраны, за счет использования ими инновационных технологий, применения беспилотных летательных аппаратов, дистанционного зондирования с видеофиксацией, возможности проведения серьезной аналитической работы с информацией по лесопользованию посредством доступа к данным различных ЕГАИС приведет к качественно новому уровню контроля.

Третье направление закрепляет переход к интенсивной модели по ведению лесного хозяйства [4]. Передовые технологии ведения лесного хозяйства позволят получать вдвое больше древесины с каждой единицы площади. В этой связи представляется, что современная государственная политика не должна быть направлена исключительно на увеличение дохода от по-

лу чения древесины, напротив, целесообразно сформировать несколько моделей уп равления лесами и повысить эффективность лесовосстановительных работ. Сегодня в лесной отрасли требуется новое це-леполагание,а именно: разработка и принятие скорейших мер, направленных на ее модернизацию, с акцентом на стимулирование интенсивного использования и воспроизводства лесов (ИИВЛ), что позволит достигнуть заданных Стратегией параметров по восстановлению лесов [5].

Четвертое направление напрямую затрагивает вопросы изменения статуса лесного планирования и управления. Важно отметить, что в целях повышения рентабельности использования лесных ресурсов планируется передать функции лесоустройства на территории лесного фонда на федеральный уровень. Ожидается, что это позволит повысить интенсивность лесовосста-новительных работ. Не менее важным пунктом Стратегии следует считать установление требований и мер ответственности к

непосредственным исполнителям. Рассмотренные выше нововведения будут способствовать расширению горизонтов планирования мероприятий в лесных хозяйствах.

О важности пересмотра подходов к лесо-восстановлению свидетельствует пятое направление Стратегии развития ЛПК. Можно с уверенностью утверждать, что данное направление является одним из приоритетов обновленной Стратегии. В настоящее время лесовосстановление не проведено на площадях более 35 млн гектаров, и для перелома данной ситуации Стратегия предусматривает необходимость усиления роли региональных государственных лесохозяйственных учреждений. Данные учреждения в первую очередь должны стать профессиональными исполнителями работ по компенсационному лесовосстановле-нию. Анализ ключевых показателей развития лесного комплекса в инерционном, базовом и стратегическом сценариях, представленный в Приложении 1 к Стратегии показал, что к 2024 году данные меры позволят достигнуть высоких показателей по восстановлению как вырубленных лесных насаждений, так и погибших в результате лесных пожаров.

Шестое направление нацелено на обеспечение справедливого доступа к сырьевой базе и на эффективный контроль за пользованием лесными ресурсами. При разработке обновленной Стратегии были учтены жалобы лесопромышленников о проблемах, возникающих у них при получении лесных участков, в особенности для развития межрегиональных инвестиционных проектов. Чтобы решить данную задачу, в Стратегии предусмотрена поэтапная централизация полномочий по предоставлению лесных участков для реализации приоритетных инвестиционных проек-

Рис. 6. Направления Стратегии развития ЛПК до 2030 года

тов и пересмотрены правила их предоставления. Более того, важно отметить, что Стратегией предполагается повторно проверить, выполняются ли требования лесного законодательства по ранее заключённым договорам аренды, при этом, в случае выявления нарушений, такие договоры будут расторгнуты и соответственно заключены новые договоры с компаниями, обладающими необходимыми и достаточными мощностями по переработке древесины.

Седьмое направление отражает, новые меры стимулирования для развития инфраструктуры. В данном контексте, важно сказать, что среди новых мер, особого внимания в рамках реализации крупных инвестиционных проектов заслуживают меры поддержки для строительства инфраструктуры. Например, предполагается, что за счет строительства лесных дорог, будет достигнута цель по повышению доступности лесов, что в том числе окажет благоприятное влияние на борьбу с лесными пожарами на удалённых территориях.

С тем чтобы переориентировать лесную промышленность с вывоза круглых лесоматериалов на создание продуктов с высокой добавленной стоимостью необходимо стимулировать спрос на продукцию из древесины. Данные аспекты рассматриваются в рамках восьмого направления. Стоит отметить, что запрет на экспорт можно рассматривать как временную меру, необходимую для того, чтобы в ближайшей перспективе заложить меры стимулирования спроса на продукцию из древесины на внутреннем рынке. Этому будет способствовать развитие деревянного домостроения, особенно при введении обязательных коэффициентов использования деревянных конструкций при строительстве. В данном контексте также целесообразно обратить вни-

Список литературы

1. Официальный сайт Федеральной таможенной службы Российской Федерации. URL: customs.gov.ru/folder/517 (дата обращения: 05.04.2021).

2. Совещание о развитии и декриминализации лесного комплекса 30.09.2020 // Сайт Президента РФ. URL: kremlin.ru/events/president/news/64116 (дата обращения: 05.04.2021).

3. Распоряжение Правительства РФ от 11.02.2021 № 312-р «Об утверждении Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года». Официальный интернет-портал правовой информации. URL: government.ru/docs/41539/ (дата обращения: 04.04.2021).

мание на развитие альтернативной энергетики и зелёной экономики в части использования отходов лесной промышленности. Ярким примером такого подхода может послужить перевод котельных с мазута и угля на топливные гранулы - пеллеты (англ. pellets).

Девятое направление делает акцент на научную составляющую, которая, безусловно, важна для грамотной и объективной оценки роли российских лесов и их вклада в поглощение углерода, регулирование климатических процессов и достижение глобальных целей Парижского соглашения.

В обновленную редакцию Стратегии, в отличие от действующей ранее, включены ежегодные показатели, о достижении которых на отдельным ФОИВ необходимо регулярно докладывать в Правительство РФ. Например, в Приложении 2 к Стратегии развития ЛПК до 2030 года представлен баланс производства, потребления, экспорта и импорта продукции лесного комплекса в инерционном, базовом и стратегических сценариях. При сопоставлении прогнозируемых и реальных данных Правительство сможет оперативно принимать решения и корректировать государственные меры поддержки для выполнения всех показателей.

Подводя итоги анализа приоритетных направлений обновленной Стратегии развития ЛПК, можно сделать выводы о том, что ее реализация позволит изменить ландшафт лесного комплекса; увеличит рентабельность отрасли за счёт создания наиболее благоприятных условий для внутренней переработки лесных ресурсов; увеличит вклад лесного сектора в ВВП страны, благодаря чему, главная цель Стратегии, которая сводится к формированию экономически эффективной отрасли к 2030 году будет достигнута.

4. Птичников А.В, Шварц Е.А. Совершенствование государственной политики в лесном комплексе. URL: lesprominform.ru/jarticles.html?id=5824 (дата обращения: 03.04.2021).

5. Стратегия лесного комплекса до 2030 года повысит лесистость страны на 3%. URL: rg.ru/2021/01/25/strategiia-lesnogo-kompleksa-do-2030-goda-povysit-lesistost-strany-na-3.html (дата обращения: 03.04.2021).

6. Свинова Е.А. Темный лес: о новых убытках заявили лесопромышленники ДФО. URL: www.eastrussia.ru/material/temnyy-les-o-novykh-ubytkakh-zayavili-lesopromyshlenniki-dfo-/(дата обращения: 05.04.2021).

Поступила в редакцию 6.04.2021

Сведения об авторе:

Денисова Наталья Андреевна - старший преподаватель кафедры таможенного администрирования Северо-Западного института управления - филиала ФГБОУВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», e- mail: natali_ki@mail.ru.

Электронный научно-практический журнал "Бюллетень инновационных технологий" (ISSN 2520-2839) является сетевым средством массовой информации регистрационный номер Эл № ФС77-73203 по вопросам публикации в Журнале обращайтесь по адресу bitjournal@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.