Е.Н. Стариков, канд. экон. наук, доцент,
Н.К. Прядилина, канд. экон. наук, доцент,
кафедра экономики лесного бизнеса,
М.Л. Куклинов, студент,
кафедра технологий целлюлозно-бумажных
производств и переработки полимеров,
Уральский государственный лесотехнический
университет,
г. Екатеринбург, Россия,
starik1705@yandex.ru,
lotos_nk@inbox.ru,
mkuklinov@mail.ru
ТЕНДЕНЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
В статье обозначено, что в настоящее время лесопромышленный комплекс Свердловской области претерпевает серьезные изменения и что это ведет, скорее, к регрессу, чем к прогрессу. При сохранении нынешних тенденций функционирование отдельных элементов лесопромышленного комплекса в Свердловской области может прекратиться не только в краткосрочной, но и в долгосрочной перспективе. К элементам данной системы относятся предприятия и организации, осуществляющие свою деятельность в лесопромышленном комплексе региона, среднесписочная численность работников, произведенный объем отгруженных товаров собственного производства по отдельным категориям и прочее. К основным выпускаемым товарам можно отнести древесно-стружечные плиты, пиломатериалы, фанеру и иную продукцию, обеспечивающую конкурентное преимущество в лесном секторе экономики как Свердловской области, так и России в целом. В статье отражены результаты анализа современного состояния лесопромышленного комплекса Свердловской области по итогам 2014 года. Обозначены основные факторы, негативно влияющие на него, и перспективы развития лесопромышленного комплекса Свердловской области. В работе также рассматриваются такие вопросы, как равномерность распределения лесов региона, процент использования лесосеки области в широтном разрезе и показатели, отражающие ущерб лесопромышленного комплекса от незаконных рубок.
Ключевые слова: направления развития лесного фонда, анализ развития лесопромышленного комплекса, основные показатели развития обработки древесины и производства изделий из дерева, основные показатели развития целлюлозно-бумажного производства, освоение лесных ресурсов Свердловской области.
Лесопромышленный комплекс (ЛПК) в промышленном производстве Российской Федерации занимает лишь седьмое место. Такая ситуация во многом обусловлена использованием устаревших технологий заготовки и переработки древесины, низким техническим уровнем развития отраслей ЛПК, кадровым дефицитом, недостаточной поддержкой правительства, преобладанием потребностей населения в других производ-
ственных отраслях, нежели в отраслях ЛПК, и прочим.
Развитие отраслей ЛПК в России определяется возможностями отдельно взятых регионов. Свердловская область в лесопромышленном комплексе РФ занимает 10-е место по заготовке древесины, 6-е место по производству пиломатериалов и 4-е место по производству фанеры. Необходимо подчеркнуть, что производство фанеры явля-
ется одним из базовых секторов российского лесопромышленного комплекса и имеет устойчивый рост производства и реализации на протяжении последних нескольких лет1.
Таким образом, можно _
утверждать, что Свердловская область располагает достаточными запасами лесоресурсов и у нее имеется достаточный потенциал к устойчивому развитию не только на уровне региона, но и на уровне России. Теоретическая и практическая значимость данной статьи, по мнению авторов, заключается в следующем:
— осуществлен анализ развития ЛПК Свердловской области;
— представлены показатели, отражающие положение лесного комплекса Свердловской области во временном разрезе;
— определены факторы, влияющие на развитие лесопромышленного комплекса области;
— представлены рекомендации специалистов с целью выявления значимых факторов, могущих способствовать устойчивому прогрессивному развитию ЛПК Свердловской области.
Данная работа ориентирована на создание теоретического базиса реализации стратегической цели лесопромышленного комплекса, обозначенной в проекте стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2030 года, что подразумевает обеспечение соответствия уровня лесопромышленного производства требованиям мирового рынка, а также удовлетворение потребностей внутреннего и внешнего рынка в конкурентоспособной и высококачественной лесобумажной продукции отечественного про-изводства2.
Леса в Свердловской области занимают порядка 68,6 % территории. Площадь лесного фонда области составляет 15,2 млн
Сокращение площадей с преобладанием коренных хвойных пород и увеличение доли производных лиственных древостоев в лесном фонде Свердловской области происходят в значительных масштабах.
Скорость трансформации лесов в регионе составляет 270 кв. км в год. При таких темпах регрессии
коренных северотаежных лесов не останется через 55 лет, средне-таежных - через 140 лет, южнотаежных - через 60 лет.
га, из них 12,7 млн га покрыты лесом, в том числе 7,2 млн га - хвойными насаждениями. Расчетная лесосека составляет 24,8 млн куб. м, в том числе по хвойному хозяй-_ ству - 9,5 млн куб. м. В 2014 году было заготовлено древесины при всех видах рубок в объеме 6,6 млн куб. м (26,6 % расчетной лесосеки), где 1,3 млн куб. м составляют выборочные рубки3.
По данным специалистов лесного хозяйства, более 90 % лесосек в лесах Свердловской области осваивается методом сплошнолесосечной рубки, что не может не сказаться на состоянии лесного фонда. Если в начале ХХ века на Урале производных мягколиственных лесов севернее широты Нижнего Тагила не было, то к концу 20-х годов их доля составила уже 24 %. К 1994 году в Свердловской области около 26 % площадей, покрытых лесом, занимали еловые древостои и порядка 37 % - мяг-колиственные породы. В последнее время доля площадей с преобладанием ели и пихты сократилась до 15,4 %, а доля березовых и осиновых древостоев увеличилась до 42,3 %. Сокращение площадей с преобладанием коренных хвойных пород и увеличение доли производных лиственных древостоев в лесном фонде Свердловской области происходят в значительных масштабах. По данным специалистов, скорость трансформации лесов в регионе составляет 270 кв. км в год. При таких темпах регрессии коренных северотаежных лесов не останется через 55 лет, средне-таежных - через 140 лет, южнотаежных - через 60 лет.
Распределение лесов по области крайне неравномерно.
На северных территориях области (города Волчанск, Ивдель, Карпинск, Краснотуринск, Североуральск, поселок Пелым и Серовский район) в эксплуатационных запасах хвойные леса зани-
мают 79 % (109 из 137 млн куб. м). Развитие лесозаготовок в этих районах сдерживается отсутствием дорог круглогодичного действия, так как эксплуатационные леса в основном расположе- —
ны на расстоянии 100 км и более от населенных пунктов, а в некоторых лесхозах (Ивдельский, Карпинский, Североуральский) - в горах.
В восточных районах области (Гаринский, Таборинский, Тавдин-ский и Туринский районы) сосредоточено 115 млн куб. м эксплуатационных запасов, 31 % которых представлено хвойными лесами. Здесь преобладают заготовки древесины учреждениями Федеральной службы управления наказаний Минюста по Свердловской области. В этой связи стоит отметить, что перспектив для развития круглогодовых лесозаготовок в данных районах (кроме Туринского) нет, так как эксплуатационные запасы расположены среди болот и имеют низкую товарную производительность (средний за-
Предприятия лесопромышленного комплекса работают практически в каждом муниципальном образовании области. В целом ряде населенных пунктов они являются социально значимыми, градообразующими.
пас древесины на 1 га составляет 80-150 куб. м). Здесь расчетная лесосека используется на 28 %.
В западной части области (Артинский, — Ачитский, Красноуфим-ский, Нижнесергинский и Шалинский районы и поселок Бисерть) в эксплуатационных лесах преобладают елово-пих-товые леса. Эксплуатационные запасы составляют 39 млн куб. м, в том числе 18 млн куб. м -по хвойному хозяйству. Расчетная лесосека используется на 27 %. Такой лесозаготовительный район обладает всеми возможностями для организации эффективных круглогодичных лесозаготовок с ориентацией на несплошные технологии рубок.
Центральная и южная части области располагают в совокупности 225 млн куб. м эксплуатационных запасов, в том числе 102 млн куб. м - по хвойному хозяйству, где преобладают сосновые леса. Использование расчетной лесосеки - 42 % (3,5
из 8,3 млн куб. м). Данный район ориентирован на основную заготовку древесины по области.
Ранее отмечалось, что Свердловская область по производственному потенциалу лесного комплекса входит в число крупнейших регионов России. Например, доля ЛПК Свердловской области в России составляет: по вывозке лесоматериалов - 3,3 %, по производству пиломатериалов - 4,7 %, фанеры -7,8 %, древесноволокнистых плит (ДВП) -3,2 %. Основными статьями экспорта лесо-продукции Свердловской области являются пиломатериалы - 53,6 %, фанера - 40,7 %, круглые лесоматериалы - 5,1 %, бумага и картон - 0,6 %. Доля продукции, произведенной предприятиями ЛПК области, в общем объеме промышленного производства составляет 1,4 %. В номенклатуре основных видов продукции ЛПК Свердловской области стоит выделить бумагу и картон, дре-весно-стружечные и древесноволокнистые плиты, обои, пиломатериалы, фанеру, в том числе ламинированную4.
Предприятия лесопромышленного комплекса работают практически в каждом муниципальном образовании области. В целом ряде населенных пунктов они являются социально значимыми, градообразующими.
Ключевыми предприятиями отрасли с числом работающих более 500 человек являются НАО «СВЕЗА Верхняя Синячи-ха», ЗАОр «Туринский =
целлюлозно-бумажный завод», ООО «Новоля-линский целлюлозно-бумажный комбинат», ООО «Тавдинский фа-нерно-плитный комбинат», ЗАО «Аргус СФК», Группа компаний «СКМ-Мебель».
Средние предприятия с числом работников от 100 до 500 человек преимущественно производят пиломатериалы, клееные щиты и конструкции, реализуют индустриальное деревянное домостроение.
Удельный вес крупных и средних предприятий в общем количестве зарегистриро-
Ситуация, сложившаяся на сегодняшний день в сфере ЛПК Свердловской области, обусловлена влиянием ряда негативных факторов. При планировании и прогнозировании развития комплекса необходимо учитывать, что некоторые проблемы в силу того, что право собственности на лесной фонд принадлежит государству, могут быть кардинально решены только на федеральном уровне.
ванных предприятий и организаций составляет 0,9 %. При этом в общем объеме отгруженной продукции их удельный вес равен 44,7 %5.
Ориентируясь на данный показатель, можно утверждать, что несмотря на значительную долю в объеме отгруженной продукции крупных и средних предприятий ключевые показатели отрасли более чем наполовину сформированы за счет деятельности субъектов малого бизнеса. В особенности превалирование малого бизнеса характерно в секторе полиграфической промышленности и издательской деятельности.
Малые предприятия с численностью работников менее 100 человек ориентированы на индивидуальное домостроение, лесозаготовки, малое лесопиление, производство древесного угля, столярное производство.
Как и в большинстве отраслей промышленности региона, в сфере лесопромышленного комплекса отмечены негативные тенденции:
— снижение объемов производства и отгрузки;
— уменьшение среднесписочной численности работников отрасли;
— закрытие ряда малых предприятий.
Основные показатели развития обработки древесины и производства изделий из дерева, целлюлозно-бумажного производства в Свердловской области в 2013-2014 годах
= представлены в табл. 16.
Не трудно заметить снижение объемов отгруженной продукции на 1,4 %, объемов инвестиций - на 25,2 %, рост индекса промышленного производства по целлюлозно-бумажному производству, издательской и полиграфической деятельности на 28,2 пункта. Сократились среднесписочная численность работников и число предприятий и организаций.
Ситуация, сложившаяся на сегодняшний день в сфере ЛПК Свердловской области, обусловлена влиянием ряда негативных
Таблица 1
Основные показатели развития обработки древесины и производства изделий из дерева, целлюлозно-бумажного производства в Свердловской области в 2013-2014 годах
Отношение по-
Показатель Единицы 2013 2014 казателя 2014 года
измерения год год к показателю 2013 года, %
Количество предприятий и организаций лесо- 3 087 3 045 98,6
промышленного комплекса:
— обработка древесины и производство ед. 1 356 1 363 100,5
изделий из дерева
— целлюлозно-бумажное производство, 1 731 1 682 97,2
издательская и полиграфическая деятельность
Объем отгруженных товаров собственного 18 301,1 16 719,5 91,4
производства:
— обработка древесины и производство млн руб. 8 610,6 8 443,7 98,1
изделий из дерева
— целлюлозно-бумажное производство, 9 690,5 8 275,8 85,4
издательская и полиграфическая деятельность
Индекс промышленного производства
по полному кругу организаций:
— обработка древесины и производство % 99,5 93,6 -
изделий из дерева
— целлюлозно-бумажное производство, 66,3 94,5 -
издательская и полиграфическая деятельность
Среднесписочная численность работников
в сфере обработки древесины и производство изделий из дерева, целлюлозно-бумажного чел. 15 441 14 622 94,7
производства
Размер номинальной начисленной средней
заработной платы:
— обработка древесины и производство изделий из дерева руб. 15 261 15 871 103,9
— целлюлозно-бумажное производство, 20 488 21 278 103,9
издательская и полиграфическая деятельность
Сальдированный финансовый результат -396,5 +460,2 -
(прибыль-убыток) до налогообложения
по крупным и средним организациям: млн
— обработка древесины и производство изделий из дерева руб. -254,3 +553,4 -
— целлюлозно-бумажное производство, -142,2 -93,2 -
издательская и полиграфическая деятельность
Объем инвестиций в основной капитал 387,7 289,8 74,8
за январь-декабрь 2014 года в целом по лесо-
промышленному комплексу: млн
— обработка древесины и производство изделий из дерева руб. 304,1 245,1 80,6
— целлюлозно-бумажное производство, 83,6 44,7 53,5
издательская и полиграфическая деятельность
факторов. При планировании и прогнозировании развития комплекса необходимо учитывать, что некоторые проблемы (несовершенство законодательства, недостаточная точность государственного учета лесов и др.) в силу того, что право собственности на лесной фонд принадлежит государству, могут быть кардинально решены только на федеральном уровне.
При разработке мероприятий, нацеленных на достижение требуемого уровня развития ЛПК области, необходимо учитывать следующие, являющиеся ключевыми, по мнению специалистов лесной промышленности, факторы7:
— недостаточная техническая база ЛПК, что обусловлено высоким износом основных фондов;
— слабо развитая производственная и дорожно-транспортная инфраструктура. Так, дорожная плотность лесных дорог в настоящее время составляет 4 км на 1 тыс. га лесной площади. Для организации эффективного лесопользования этот показатель должен быть равен 7-10 км. Для сравнения в европейских странах этот показатель составляет 15 км (в Финляндии - 90 км);
— высокие транспортные расходы, затраты на электроэнергию, приводящие к низкой ценовой конкурентоспособности;
— недостаточное освоение лесосырье-вых ресурсов, приводящее к накоплению перестойной древесины. Это влечет за собой ветровалы, пожары, нашествия вредителей, распространение болезней леса;
— недостаточная инвестиционная деятельность в ЛПК;
— неточность государственного учета лесов и значительные неиспользуемые лесосырьевые ресурсы на землях лесного фонда. Время давности лесоустройства лесничеств составляет 10-23 лет, что существенно затрудняет работу по привлечению инвестиций в лесопромышленный комплекс. За счет выделенных средств федерального
Картина, отражающая качество лесного фонда Свердловской области, весьма неутешительна, так
как оно ухудшается быстрыми темпами. Решение данной проблемы заключается в совершенствовании всей системы российского лесоуправления, в переходе к лесопользованию на основе интенсивной модели, которая показала себя наилучшим образом в условиях скандинавских стран.
бюджета в 2014 году были проведены лесоустроительные работы на территории Свердловской области. В настоящее время лесоустройство проводится на территории Режев-ского, Новолялинского, Туринского лесничеств;
— неустойчивое финансовое положение большинства предприятий и организаций лесного комплекса. Такое состояние определяется высоким уровнем энерго- и материалоемкости производства при опережающем росте цен и тарифов на продукцию и услуги;
— нестабильность таможенных нормативов при внешнеэкономической деятельности;
— низкий объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда (45,3 руб. на 1 га);
— отсутствие законодательно установленной возможности заключения договоров купли-продажи лесных насаждений субъектами малого и среднего бизнеса;
— отсутствие сертифицированных лесных площадей;
— наличие в торговом обороте незаконной и неучтенной древесины. Так, на территории Свердловской области в 2014 году зарегистрирован 561 случай незаконных рубок лесных насаждений объемом 97,6 тыс. куб. м, ущерб от незаконных рубок составил 1 101,3 млн рублей. Из общего числа случаев незаконных рубок лесных насаждений 473 незаконные рубки были совершены неустановленными лицами (объем - 94,1 тыс. куб. м, ущерб - 1 084,5 млн руб.). Работа по взысканию ущерба, причиненного лесам вследствие нарушений лесного законодательства, ведется как в добровольном, так и в судебном порядке. В 2014 году взыскано 11,4 млн руб. (1 % от общего ущерба, причиненного вследствие нарушений лесного законодательства);
— кадровый дефицит.
Помимо вышеперечисленных факторов, которые необходимо принимать во внима-
ние, немаловажное значение имеет качество лесного фонда. Картина, отражающая качество лесного фонда Свердловской области, весьма неутешительна, так как оно ухудшается быстрыми темпами (речь идет об увеличении числа лесов с преобладанием мяг-колиственных пород). Решение данной проблемы, по мнению авторов, заключается в совершенствовании всей системы российского лесоуправления, в переходе к лесопользованию на основе интенсивной модели, которая показала себя наилучшим образом в условиях скандинавских стран.
Объем и динамика производства основных видов продукции лесопромышленного комплекса Свердловской области, с учетом прогнозируемых данных, нашедших отражение в «Стратегии развития лесопромышленного комплекса Свердловской области до 2020 года»8 и частично учитывающих сформулированные выше факторы, представлены в табл. 2.
Из табл. 2 видно, что в наиболее стабильном состоянии находится фанерное производство, которое является основой лесопромышленного экспорта области. Экспортным является и производство пиломатериалов, но их объем в 2014 году сократился на 13,1 % по сравнению с предыдущим годом. По мнению авторов, прогноз, представленный в стратегии развития ЛПК Свердловской области до 2020 года, выглядит довольно оптимистичным, и высока вероятность, что
по факту показатели лесной промышленности будут значительно отличаться от сценариев, имеющихся в стратегическом документе.
Мы полагаем, что перспективными направлениями дальнейшего развития ЛПК области являются выпуск прогрессивных видов продукции с высокой переработкой и освоение новых технологий. К таким видам продукции относятся прессованные под паром блочные пиломатериалы и композиты из древесины и недревесных материалов, пиломатериалы с ориентированной композиционной структурой, конструкционные деревянные материалы для строительства, изделия из древесины для дома и функциональной мебели, новые виды бумаги с экологически безопасными барьерными покрытиями (в том числе антиадгезионными. жировлагостойкими, термосвариваемыми), бумажная продукция санитарно-гигиенического и полиграфического назначения, композиционные материалы и технологии переработки побочных продуктов целлюлозно-бумажной промышленности и вторичных продуктов лесохимии, биоэнергетические ресурсы (брикеты, пеллеты).
Для преодоления системных проблем, замедляющих развитие отрасли, и повышения эффективности и конкурентоспособности лесного сектора разработана система мер государственной поддержки на региональном и федеральном уровнях. Помимо этого, необходимо принимать во внимание
Объемы и динамика производства основных видов продукции лесопромышленного комплекса Свердловской области
Таблица 2
Показатель 2013 год 2014 год Прогноз
на 2015 год на 2020 год
Объем отгруженных товаров собственного производства, млн руб. 18 301,1 16 719,5 15 257,2 31 018,3
Бумага и картон, тыс. т. 45,4 40,6 49,0 67,0
Деревянное домостроение, тыс. кв. м 175,0 Данные отсутствуют 500,0 800,0
Древесноволокнистые плиты, тыс. кв. м 11 450,0 12 660,0 16 200,0 20 000,0
Древесностружечные плиты, тыс. куб. м 59,8 51,6 80,0 1 200,0
Пиломатериалы, тыс. куб. м 329,9 287,0 550,0 1 100,0
Фанера, тыс. куб. м 220,0 235,0 270,0 390,0
стратегии социально-экономического развития, которые, по мнению ряда авторов, определяют будущее развитие социоэкономиче-ской системы муниципальных образований9. Муниципальные образования, в состав ко -торых входят ведущие производственные предприятия ЛПК, определят не только развитие Свердловской области, но и положение России.
Авторы статьи убеждены, что в ближайшее время также целесообразным будет принятие региональной программы (концепции) развития лесопромышленного комплекса Свердловской области до 2030 года, по возможности связанной с программами развития муниципальных территорий. Программа должна обозначить механизмы воздействия на хозяйствующие субъекты с целью побуждения и поощрения их развития по заданным направлениям. Руководствуясь программой развития до 2030 года, согласно которой приоритетом является переориентация отрасли на производство продукции с высокой добавленной стоимостью, востребованной на рынке и конкурентоспособной по отношению к зарубежным аналогам, субъекты малого и среднего бизнеса смогут увеличить объемы отгруженной продукции за счет наращивания своих мощностей, получив при этом необходимую поддерж-
ку со стороны правительства. Это позволит им реализовать инвестиционные проекты, три из которых в соответствии со стратегией социально-экономического развития Свердловской области на период до 2030 года имеют статус приоритетных в области освоения лесов федерального значения.
На основании результатов проведенного анализа отметим, что лесопромышленный комплекс Свердловской области в последние годы находится в неблагоприятном экономическом положении. Рассчитывать на то, что прогнозируемые показатели объемов производств, заявленные в плане развития Свердловской области на период до 2020 года, подтвердятся на практике, не стоит. Следует также пересмотреть данный план в части прогнозирования будущих мероприятий по управлению отраслью и показателей эффективности производства основных видов продукции ЛПК Свердловской области. Потеря управляемости может привести не только к резкому снижению объемов производства, но и к целому ряду негативных явлений в социальной сфере: сокращение численности рабочих, рост безработицы, рост социальной напряженности в обществе. Практическое осуществление мер по улучшению ситуации в ЛПК Свердловской области в ближайшее время требу-
ет принятия ряда организационных, экономических, технических, финансовых и социальных мер как на региональном уровне, так и на уровне федеральных органов законодательной и исполнительной власти.
Литература
1. Стариков Е.Н., Прядилина Н.К. Потенциал конкурентоспособности российской фанерной промышленности // Дискуссия. 2013. № 7. С. 81-87.
2. Стратегия социально-экономического развития Свердловской области на период до 2030 года [Электронный ресурс] // Проект. 2014. URL: http:// economy.midural.ru/sites/default/files/files/st2030. pdf (дата обращения: 25.01.2016).
3. Достижение целевых показателей государственной программы за 2014 год: отчет о реализации государственной программы «Развитие лесного хозяйства на территории Свердловской области до 2020 года» / Департамент лесного хозяйства Свердловской области. Екатеринбург, 2015.
4. Там же.
5. Тюменцев В.Я. Состояние, перспективы и меры государственной поддержки лесопромышленного комплекса Свердловской области [Электронный ресурс]. URL: http://symposium.forest.ru (дата обращения: 26.01.2016).
6. Центральная база статистических данных [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. 2016. URL: www.gks.ru (дата обращения: 02.01.2016).
7. Достижение целевых показателей государственной программы за 2014 год: отчет о реализации государственной программы «Развитие лесного хозяйства на территории Свердловской области до 2020 года» / Департамент лесного хозяйства Свердловской области. Екатеринбург, 2015.
8. Постановление Правительства Свердловской области от 14.08.2009 г. № 926-ПП «О внесении изменений в постановления Правительства Свердловской области от 27.08.2008 г. № 873-ПП "О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года" и от 01.10.2008 г. № 1043-ПП "О задачах исполнительных органов государственной власти Свердловской области и органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, по реализации основных положений Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года"».
9. Стариков Е.Н., Прядилина Н.К., Долженко Л.М. Сценарии развития социоэкономических систем муниципальных образований // Эко-потенциал. 2015. № 2 (10). С. 81-86.
THE ECONOMIC DEVELOPMENT TENDENCIES OF SVERDLOVSK OBLAST FOREST COMPLEX
E.N. Starikov, Candidate of Economics, Docent, N.K. Pryadilina, Candidate of Economics, Docent, The department of forest business economics, M.L. Kuklinov, student, The department of pulp and paper technology industries and polymer recycling, Ural State Forest Engineering University, Yekaterinburg, Russia, starik1705@yandex.ru, lotos_nk@inbox.ru, mkuklinov@mail.ru
Today the forest complex of Sverdlovsk oblast undergoes serious changes and these changes have regressive character but not progressive. Keeping these tendencies of the forest complex of Sverdlovsk oblast some functioning elements can be stopped in short-term and long-term perspectives. This system includes enterprises and organizations which carry out their activity in forest complex of the region, average number of workers, produced values of shipped goods in some categories and others. The main produced goods include chipboards, saw timber, ply and other products which supply competitive advantage in timber sector of economic development in Sverdlovsk oblast and Russia in whole. The article contains an analysis of Sverdlovsk oblast forest complex modern state for 2014. The authors underline the main factors with negative influence and the forest complex development prospects. The paper marks out the questions as timber distribution evenness, use percentage of cutting area in latitudinal section and the indices of illegal cutting.
Key words: directions of development of the forest Fund, the analysis of the development of the timber industry, the main indicators of development of wood processing and production of wood products, pulp and paper production, the development offorest resources of the Sverdlovsk region.
References
1. Starikov E.N., Priadilina N.K. Potentsial konkuren-tosposobnosti rossiiskoi fanernoi promyshlennosti [The potential competitiveness of the Russian plywood industry]. Diskussiia - Discussion, 2013, no. 7, pp. 81-87.
2. Strategiia sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiia Sverdlovskoi oblasti na period do 2030 goda / Pro-ekt. 2014 [The draft strategy for socio-economic development of Sverdlovsk region for the period till 2030]. Available at: http://economy.midural. ru/sites/default/files/files/st2030.pdf (accessed 25.01.2016).
3. Report on implementation of the state program "Forestry Development on the territory of Sverdlovsk region till 2020" (in Russian).
4. Report on implementation of the state program "Forestry Development on the territory of Sverdlovsk region till 2020" (in Russian).
5. Tiumentsev Via. Sostoianie, perspektivy i mery gosudarstvennoi podderzhki lesopromyshlennogo kompleksa Sverdlovskoi oblasti [Status, prospects and measures of state support of the timber industry complex of the Sverdlovsk region]. Available at: http:// symposium.forest.ru (accessed 26.01.2016).
6. Federal'naia sluzhba gosudarstvennoi statistiki [Federal state statistics service]. Available at: www. gks.ru (accessed 02.01.2016).
7. Report on implementation of the state program "Forestry Development on the territory of Sverdlovsk region till 2020" (in Russian).
8. The decree of the government of Sverdlovsk region dated 14.08.2009 no. 926-PP "On amending resolution of the Government of Sverdlovsk region dated 27.08.2008 N 873-PP "Strategy of socio-economic development of Sverdlovsk region for the period till 2020" and dated 01.10.2008, No. 1043-PP "On the tasks of the Executive bodies of state power of the Sverdlovsk region and bodies of local self-government of municipal entities located on the territory of Sverdlovsk region, on implementation of the main provisions of the Strategy of socio-economic development of Sverdlovsk region for the period till 2020" (in Russian).
9. Starikov E.N., Priadilina N.K., Dolzhenko L.M. St-senarii razvitiia sotsioekonomicheskikh sistem muni-tsipal'nykh obrazovanii [Scenarios of development of socioeconomic systems of municipalities]. Eko-potentsial - Eco-potential, 2015, no. 2 (10), pp. 81-86.