Научная статья на тему 'Приоритетные направления и повышения привлекательности регионов для увеличения иностранных инвестиций'

Приоритетные направления и повышения привлекательности регионов для увеличения иностранных инвестиций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
51
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бабаходжаев С. Н.

Обострение конкурентной борьбы на мировом рынке способствовало усилению неравномерности развития отдельных стран и регионов, что поставило перед экономической теорией задачу выявить современные формы, виды и методы конкуренции в условиях достигнутого уровня глобализации мирового хозяйства. Уже в начале прошлого века исследователи отмечали важное значение формирующегося экономического закона неравномерности развития национальных экономик. В первую декаду XXI века всеобщая рыночная глобализация, растущая конкуренция на мировых рынках товаров, капитала, услуг, труда укрепили основу для действия этого закона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приоритетные направления и повышения привлекательности регионов для увеличения иностранных инвестиций»

Бабаходжаев С.Н.

Старший преподаватель кафедры «Управление бизнесом» НУУз им. Мирзо Улугбека

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНОВ ДЛЯ УВЕЛИЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

Обострение конкурентной борьбы на мировом рынке способствовало усилению неравномерности развития отдельных стран и регионов, что поставило перед экономической теорией задачу выявить современные формы, виды и методы конкуренции в условиях достигнутого уровня глобализации мирового хозяйства. Уже в начале прошлого века исследователи отмечали важное значение формирующегося экономического закона неравномерности развития национальных экономик. В первую декаду XXI века всеобщая рыночная глобализация, растущая конкуренция на мировых рынках товаров, капитала, услуг, труда укрепили основу для действия этого закона.

Укрепление производственной кооперации и развитие прямых хозяйственных связей. Производственная кооперация с целью выпуска конкурентоспособной продукции высокой степени готовности может быть осуществлена путем организации транснациональных альянсов, консорциумов, финансово-промышленных групп, создания совместных предприятий. Можно выделить следующие механизмы реализации данного направления в Центральной Азии такие как, сближение национальных законодательств, регулирующих экономическую деятельность; обеспечение равных организационно-экономических условий деятельности хозяйствующих субъектов на территории государств региона; поддержка высокоэффективных производств, представляющих интерес для государств региона; развитие научно-технической и производственной кооперации на уровне хозяйствующих субъектов; формирование по ряду взаимосвязанных направлений совместных программ и инвестиционных проектов.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ № 1, 2012

Президент Республики Узбекистан И.А Каримов указывал, на то, что «...логика реализации долгосрочной стратегической цели экономического развития страны выдвигает в качестве основного приоритета на 2011 год продолжение начатой с первых дней независимости политики структурных преобразований и опережающего развития высокотехнологичных современных отраслей и производств, направленной на повышение конкурентоспособности и укрепление позиций Узбекистана на мировых рынках. Речь идет о перспективных отраслях экономики, обеспечивающих диверсификацию производства и выпуск высокотехнологичной продукции с высокой добавленной стоимостью на базе рационального использования имеющихся в стране богатых источников сырья и ресурсов»1.

1 Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на заседании правительства по итогам социально-экономического развития страны в 2010 году и важнейшим приоритетам на 2011 год., http://www.press-service.uz/#ru/news/show/ dokladi/vse_nashi_ustremleniya_i_programmyi___1/

Таблица 1

Инвестиции в основной капитал в разрезе областей (% к итогу)

2000 2002 2004 2006 2008 2009 2010

Республика Узбекистан 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Республика Каракалпакстан 4,8 5,0 6,6 5,2 9,4 5,2 3,0

области:

Андижанская 4,9 4,1 3,3 3,5 4,2 3,6 3,4

Бухарская 4,2 6,3 6,6 8,4 8,9 19,5 13,1

Джизакская 2,3 4,6 2,4 2,4 2,2 1,8 2,4

Кашкадарьинская 16,7 14,8 12,9 18,7 19,2 17,5 10,4

Навоийская 6,2 5,9 5,5 8,8 5,5 4,7 10,5

Наманганская 5,6 3,9 3,7 3,5 3,5 3,8 3,6

Самаркандская 5,7 4,2 6,0 5,8 4,6 4,4 5,7

Сурхандарьинская 3,7 3,5 4,2 5,2 4,3 4,1 3,8

Сырдарьинская 2,3 1,8 2,1 2,0 1,5 1,7 2,2

Ташкентская 8,1 9,4 9,7 8,4 8,8 10,0 9,4

Ферганская 7,0 10,3 4,6 4,4 5,6 5,3 6,1

Хорезмская 3,5 4,5 4,7 2,8 2,1 1,7 2,5

г. Ташкент 24,5 21,2 27,7 20,8 19,9 16,0 23,1

Источник: Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике

Достигнутая макроэкономическая стабильность, углубление экономических и институциональных реформ, улучшение инвестиционного климата в стране способствовали значительной активизации инвестиционной деятельности и росту объема капитальных вложений в экономику в 2010 году в 13,4 раза по сравнению с 1990 г.

Наиболее существенные качественные изменения происходят в структуре инвестиций по источникам финансирования. За счет более высоких темпов прироста растет доля инвестиций за счет нецентрализованных источников, в первую очередь, доля частных и прямых иностранных инвестиций.

Если в 1990 году в портфеле инвестиций страны практически отсутствовало инвестирование из-за рубежа, то в 2000 году доля иностранных инвестиций и кредитов составила 23,2 процента. При этом, из них привлеченные под гарантию Правительства составляли 19,8 процента -иностранные инвестиции и кредиты, а 3,4 процента - прямые иностранные инвестиции. Благоприятная бизнес среда, широкая система правовых гарантий и льгот для иностранных инвесторов, целостная система мер по стимулированию деятельности предприятий с иностранными ин-

вестициями способствовали существенному увеличению притока прямых иностранных инвестиций в экономику страны. В результате, в 2009 году доля иностранных инвестиций в общей структуре капитальных вложений составила 32,4 процента, из них прямые иностранные инвестиции уже - 27,8 процента и под гарантию Правительства лишь - 4,6 процента. В 2010 году общий объем привлекаемых иностранных инвестиций и кредитов планировался в размере 3015,9 миллионов долларов, из которых 2460,7 миллионов долларов прямые иностранные инвестиции или 81,6% от общего объема иностранных инвестиций и кредитов.

Если в 1990 году более 46 процентов инвестиций в экономику финансировалась за счет средств государственного бюджета, внебюджетных фондов и централизованных кредитов банков, то в 2009 году доля централизованных источников финансирования в общем объеме капитальных вложений снизилась до 15,3 процента, а в 2010 году этот показатель составил менее 15%. При этом общий объем инвестиций за счет средств государственного бюджета и других централизованных источников вырос более, чем в 2,5 раза.

За 1990-2010 годы как результат целенаправленной политики по модерниза-

V_/

Таблица 2

Распределение инвестиций в основной капитал по отраслям экономики (млрд. сум)

1995 2000 2005 2010

Всего 88,9 744,5 3165,2 15409,1

промышленность 40,1 221,5 1032,4 4399,3

сельское и лесное хозяйство 7,5 42,6 138,2 473,7

строительство 0,4 3,6 27,3 313,5

транспорт и связь 6,7 124,7 762,1 4502,3

торговля и общественное питание материально техническое снабжение и сбыт 5 32,1 50,5 714,8

заготовки 0,3 2,3 2,6

геология 0,5 0,8 125,4 419,6

информационно - вычислительное обслуживание 0 0 1,9

жилищное строительство 11 96,8 347,2 2260,2

коммунальное строительство 6,4 34,8 99,1 298,7

учреждения здравоохранения, физкультуры и социального обеспечения 1,9 17,8 77,5 322,3

учреждения образования 1,7 104,1 353,8 408,2

учреждения культуры и искусства 1,7 8,4 18,2 105,8

прочие объекты 5,7 55 129 1190,6

Источник: Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике

ции, технической и технологической перестройке экономики доля инвестиций производственного назначения возросла с 58,3 до 79,8 процента от общего объема капитальных вложений (табл.1).

Активная инвестиционная политика является самым эффективным инструментом структурной перестройки экономики. В инвестиционной стратегии Узбекистана приоритет отдается инвестиционным проектам, направленным на создание новых высокотехнологичных производств, оснащенных передовой технологией и обеспечивающих глубокую переработку наших сырьевых ресурсов, увеличение экспортного потенциала страны, создание новых рабочих мест.

В период 1990-2009 гг. в структуре инвестиций производственного назначения возросла доля инвестиций, направлявшихся в развитие топливно-энергетического комплекса (с 8,9% до 18,7%), транспорта и связь (9,3% до 39,6%), металлургии (с 0,2% до 4,9%) (табл. 2).

Для создания новых и модернизации существующих производств крупные капитальные вложения направляются в машиностроение, металлургию, химическую и нефтехимическую, легкую, пищевую отрасли, что обусловило их значительную

долю в структуре капиталовложений в экономику (рис.1).

В результате осуществляемых значительных инвестиций и модернизации экономики объемы производства национальной экономики существенно возрастут. Это объективно приведет к поиску рынков сбыта производимой в стране продукции и осуществляемых высокотехнологичных услуг. В условиях ожесточенной конкуренции на глобальном рынке между крупнейшими транснациональными корпорациями, важным механизмом решения проблем конкуренции на современном этапе выступает - регионализация, или формирование региональных интегрированных рынков как: НАФТА, АСЕАН, ЕС и другие. С этих позиций актуальным представляется регионализации и интеграция государств Центральной Азии.

В своем развитии в длительной перспективе интеграция государств Центральной Азии, на наш взгляд, должна пройти ряд крупных этапов.

Начальный период, включая уже реализованные в предыдущие годы меры, характеризующиеся преобладанием совместных действий по защите коллективных интересов в сфере производства и экспорта сырьевых товаров.

Следующий этап приведет к необходимости создания торговых блоков для содействия сближению через расширение взаимного товарообмена. Развитие системы преференций в рамках торговых блоков определяет их эволюцию от зоны свободной торговли к таможенному союзу и общему рынку.

В дальнейшем возможны варианты взаимоотношений вплоть до валютного и политического союза.

Для достижения цели углубления интегрированных процессов в регионе необходимо сосредоточить усилия на наиболее приоритетных направлениях экономического взаимодействия. В качестве приоритетных направлений экономического сотрудничества стран Центральной Азии можно выделить следующие:

1. Рациональное и эффективное использование минерально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов региона. Одним из основных преимуществ экономического союза государств Центральной Азии является то, что в этом случае проявляется возможность достичь полной самообеспеченности региона энергетическими и минерально-сырьевыми ресурсами и значительно увеличить экспортный потенциал этих стран, учитывая энергетическую взаимозависимость и взаимодополняемость региона.

2. Создание единой транспортной системы с выходами на внешние рынки. Транспортный фактор всегда имел в торговле важнейшее значение. Развитие транспорта предполагает совместное освоение технологий строительства и реконструкции автомобильных и железных дорог, улучшение существующих коридоров, оказание поддержки в развитии новых видов услуг в транспортном секторе.

3.Сегодня многочисленные таможенные сборы, страховые взносы, прочие платежи делают транзит большегрузного транспорта через страны региона неприемлемо дорогим. Для решения этой задачи страны региона должны бы сблизить нормативно-правовую базу, а области транспорта; согласовывать и проводить единую тарифную политику на всех видах транспорта; максимально сблизить тарифы на перевозку грузов и пассажиров.

4.Формирование зоны свободной торговли и единого экономического про-

странства. Центральная Азия, объединенная зоной свободной торговли, позволяющей свободное передвижение производственных факторов, а также товаров, составила бы намного больший рынок, чем каждое государство в отдельности. Формирование зоны свободной торговли без изъятий и ограничений и единого экономического пространства - это долговременная стратегическая цель, для достижения которой необходимо решить ряд задач:

• в полном объеме завершить формирование нормативно-правовой базы и эффективное их исполнение;

• принять единые тарифные и нетарифные меры регулирования, общие режимы торговли с третьими странами, единые принципы косвенного налогообложения внешнеторговых операций, создание платежной системы в рамках региона;

• надежно обустроить внешнюю таможенную границу, создав в перспективе совместный орган управления таможенными структурами сторон;

• выработать и утвердить таможенный тариф.

Все это требует гармонизации таможенного и налогового законодательства; унификацию таможенных правил и процедур посредством введения типового порядка контроля за перемещением товаров через таможенные границы государств; недопущение односторонних действий по ограничению на ввоз товаров из стран Центральной Азии.

Создание единой финансовой и платежной системы. Первым и важным шагом на пути к формированию валютного союза является создание межгосударственной платежной системы, обслуживающей торгово-экономическое сотрудничество стран Центральной Азии. Основными характеризующими факторами, и одновременно узкими местами в существующей платежной системе являются: регулирование операций, оплата которых производится по множественному валютному курсу и в неконвертируемой валюте; неэффективные системы обработки информации и межгосударственных расчетов, слабые механизмы обеспечения условий контрактов и учета информации.

Основой экономической интеграции стран региона являются рыночные отно-

Динамики инвестиций в основной капитал включая иностранные инвестиции Рис. 1

35

30

25

20

15

10

24,9

■Инвестиции в основной капитал ■Иностранные инвестиции и кредиты

шения между субъектами хозяйственной деятельности, что требует развития рыночной инфраструктуры. Одним из важнейших направлений становится развитие рынка аудиторских услуг. Перенесением ответственности за соблюдением условий контрактов с правительств и агентов повышает их заинтересованность в получении надежной информации о платежеспособности партнеров снижающий предпринимательский риск.

Основными партнерами по реализации инвестиционных проектов по производству высокотехнологичной продукции с высокой добавленной стоимостью являются крупнейшие и известные в мире компании США («GM», «Texaco»), Германии («MAN», «Даймлер Бенц», «KLAAS»), Великобритании («BAT»), Испании («Maxam»), Японии («ISUZU», «ITOCHU»), Малайзии («Петронас»), Кореи («Кореан Эйр», «CNOC», «LG»), Китая («CNPC»), Рос-

сии («Лукойл», «Газпром») и др., а также такие крупнейшие международные финансовые институты, как Азиатский банк развития, Мировой банк, Исламский банк, инвестиционные банки Южной Кореи и Японии, ряда арабских государств и др. Как результат активной инвестиционной и промышленной политики за годы независимости созданы новые автомобильные заводы по производству легковых автомобилей совместно с компанией <^М» (США) в г. Асака, автобусов с компанией «Исузу» (Япония) и грузовых автомобилей с компанией «МАН» (Германия) в г. Самарканд.

В сотрудничестве с ведущими зарубежными компаниями построены Бухарский нефтеперерабатывающий завод («Тек-нип», Франция), Шуртанский газохимический комплекс («аББ»), Кунградский содовый завод («СИТИК», Китай), десятки текстильных комплексов.

Список литературы:

1. Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на заседании правительства по итогам социально-экономического развития страны в 2010 году и важнейшим приоритетам на 2011 год., http://www.press-service. uz/#ru/news/show/dokladi/ vse_nashi_ ustremleniya_i_programmyi___1/

2. Указ Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по стимулированию привлечения прямых иностранных инвестиций» от 11 апреля 2005 г. № УП-3594 // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2005 г., N 15-16, с. 109.

3. Статистический сборник Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.