ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 3 (56), 2024 УДК 331.55(540)
Раков Дмитрий Викторович, студент 2 курса магистратуры Института экономики и управления ФГБОУ ВО «Курский государственный университет»
e-mail: rakov1994@bk.ru
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДИЛЕРОВ
Аннотация: в статье проведено исследования мер государственной поддержки автомобильных дилеров в условиях турбулентности автомобильного рынка России, а также предложены меры по их поддержке, в том числе направленные на стимулирование спроса на отечественные автомобили. Кроме того, автором предлагаются стратегические направления развития автомобильного рынка.
Ключевые слова: автомобильный рынок, отечественные автомобили, государственная поддержка, финансовые и нефинансовые меры, стимулирование спроса.
Rakov Dmitry Viktorovich, 2nd year master's student at the Institute of Economics and Management of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Kursk State University» e-mail: rakov1994@bk.ru
PRIORITY AREAS OF GOVERNMENT SUPPORT OF DOMESTIC CAR DEALERS
Abstract: the article conducted a study of measures of state support for automobile dealers in the conditions of turbulence in the Russian automobile market,
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 3 (56), 2024 and also proposed measures to support them, including those aimed at stimulating demand for domestic cars. In addition, the author proposes strategic directions for the development of the automotive market.
Key words: automobile market, domestic cars, government support, financial and non-financial measures, stimulating demand.
Введение санкций в 2022 году значительно усугубило проблемы, которые и до этого испытывали предприятия российской промышленности, а именно, отсутствие производства большого ряда комплектующих и высокотехнологических товаров, высокая зависимость от иностранных технологий, слаборазвитое сервисное обслуживание.
Следует отметить, что санкции затронули работу предприятий всех отраслей российской промышленности, но, несмотря на наличие существенных ограничений, снижение объема промышленного производства в 2022 году составило чуть больше 1%, согласно данным статистики.
Во многом такому результату способствовали действия правительства, направленные на поддержку промышленных предприятий. При этом выбранные меры касаются в большей степени финансовой поддержки и выражаются в предоставлении льготных кредитов и субсидий.
Для наиболее пострадавших отраслей, в том числе автомобильной промышленности, правительство разработало и реализует адресные государственные программы, которые должны способствовать их восстановлению. Государство активно разрабатывает и реализует меры, направленные на поддержку российской промышленности, от эффективности и своевременности которых в значительной мере зависит, насколько быстро произойдет трансформация отечественного производства и, как следствие, адаптация экономики страны к новым условиям в целом.
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 3 (56), 2024
Таблица 1 - Меры государственной поддержки автомобильных дилеров
№ п/п Мера государственной поддержки Суть поддержки
Финансовые меры
1. Субсидии и гранты Предоставление субсидий и грантов автодилерским компаниям на модернизацию оборудования, внедрение новых технологий и развитие инфраструктуры. Это позволит автодилерам сократить затраты и повысить конкурентоспособность
2. Льготное кредитование Разработка программ лизинга и льготного кредитования для автодилерских компаний и их клиентов. Это поможет автодилерам получить доступ к необходимым финансовым ресурсам, а клиентам -приобрести автомобили на выгодных условиях.
3. Налоговые льготы Введение налоговых льгот для автодилерских компаний, инвестирующих в развитие инфраструктуры, создание новых рабочих мест и повышение квалификации персонала. Это стимулирует автодилеров к активному развитию и модернизации.
Нефинансовые меры
1. Поддержка экспорта Создание программ поддержки экспорта для автодилерских компаний, включая информационную поддержку, участие в международных выставках и помощь в поиске новых рынков сбыта.
2. Развитие инфраструктуры Инвестиции в развитие дорожной инфраструктуры, логистических центров и складских комплексов. Это поможет улучшить условия для транспортировки и хранения автомобилей, снизить издержки и повысить эффективность работы автодилеров.
3. Поддержка инноваций Создание инновационных кластеров и технопарков для автодилерских компаний, предоставление им доступа к научно-исследовательским центрам, лабораториям. Это стимулирует развитие новых технологий и продуктов в автомобильной отрасли.
*Источник: составлено на основе данных источников [1, 5].
Автомобильная отрасль играет важную роль в экономике региона, обеспечивая рабочие места, доходы от налогов и способствуя развитию смежных отраслей. Для обеспечения устойчивого роста и конкурентоспособности автомобильной отрасли государство активно разрабатывает и реализует меры государственной поддержки, от эффективности и своевременности которых зависит, насколько быстро произойдет адаптация не только экономики отдельно взятого региона, но и страны в целом.
Дальнейшие шаги по решению проблем официальных автомобильных
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 3 (56), 2024 дилеров, вызванных, в том числе санкциями, в первую очередь, необходимо искать в пересмотре налоговой и таможенной политики, направленных на смягчение условий для внутреннего производства, ускоренное импортозамещение.
Государственная поддержка автомобильных дилеров должна включать в себя финансовые и нефинансовые меры (таблица 1).
Кроме того, предлагаются следующие законодательные инициативы:
1) Упрощение процедур лицензирования: разработка и внедрение упрощенных процедур получения лицензий и разрешений для автодилерских компаний. Это позволит сократить административные барьеры и ускорить процесс запуска новых проектов.
2) Совершенствование налогового законодательства: разработка и внедрение изменений в налоговое законодательство, направленных на снижение налоговой нагрузки на автодилерские компании, занимающиеся модернизацией оборудования и развитием инфраструктуры.
3) Защита прав потребителей: усиление контроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей, создание механизмов быстрого разрешения споров между автодилерами и клиентами. Это повысит доверие клиентов к автодилерам и улучшит их репутацию.
Совместно с представителями дилерских центров предлагается разработать:
- региональные программы лояльности для клиентов автодилерских компаний, включая скидки, бонусы и другие привилегии. Это поможет привлечь новых клиентов и повысить уровень их удовлетворенности.
- программы поддержки малого и среднего бизнеса в автомобильной отрасли, включая финансовую помощь, консультативную поддержку и помощь в продвижении продукции. Это стимулирует развитие предпринимательства и создание новых рабочих мест.
В качестве мер, направленных на стимулированию спроса на отечественные автомобили, предлагаются:
ISSN: 2414-0309 4
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 3 (56), 2024
1. Установление требований к уровню локализации транспортных средств, используемых в качестве легковых автомобилей в регионе. В январе 2024 года комитетом Госдумы по транспорту был одобрен законопроект, которым предлагается дать субъектам России право устанавливать минимальный уровень локализации автомобилей, используемых в качестве такси [3]. Данная мера законодательного закрепления нормативов призвана обеспечить дополнительный спрос на отечественные автомобили со стороны таксомоторной отрасли. Уровень локализации предлагается измерять в баллах в соответствии с постановлением правительства РФ аналогично норме о допуске автомобилей к участию в госзакупках.
2. Приоритетное использование государственными и муниципальными служащими в служебных целях российских высоколокализованных автомобилей. Так, для приоритетного использования государственными и муниципальными служащими в служебных целях Минпромторг рекомендовал автомобили брендов Lada, УАЗ, «Москвич», Aurus, Evolute и Haval. Каждый из брендов в списке представлен несколькими моделями. Например, Lada представлена моделями Niva Travel, Niva Legend, Vesta, Vesta SW Cross, Granta. От УАЗа госслужащим рекомендуют закупать модели «Пикап», «Патриот», «Профи», «Хантер», СГР. Есть в списке электромобили от Evolute - I-Pro, I-Joy, I-Sky. Самая дорогая марка Aurus представлена моделями Senat и Komendant, а единственный зарубежный бренд из Китая - Haval - Jolion, Dargo, F7/F7x, H9
[5].
О необходимости использования российскими госслужащими отечественных автомобилей в сентябре на Восточном экономическом форуме говорил президент России Владимир Путин. Региональным властям необходимо определить, какая доля в закупках должна будет приходиться на автомобили с низким уровнем локализации. Кроме того, необходимо отметить, что данная мера не должна породить ажиотажный спрос на отечественные автомобили, так как замена уже купленных импортных автомобилей будет производиться по мере их выбытия.
ISSN: 2414-0309 5
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 3 (56), 2024 В июне 2023 года «АвтоВАЗ» уже представил новую модель Lada Aura, которую можно использовать для нужд чиновников и депутатов. Машина собрана на базе седана Lada Vesta, но отличается большим салоном, отделанным кожей с премиальной аудиосистемой. В компании заявили, что стоить автомобиль будет «существенно выше» 2 млн рублей, при этом производство Lada Aura может быть запущено в 2024 году только при достаточной господдержке [4].
В данной связи с целью повышения лояльности потребителей, продвижения бренда на рынке, а также укрепления положительного имиджа дилера, целесообразно внедрить в регионе практику проведения презентаций отечественных автомобилей (при поддержке со стороны региональных органов власти).
«Специальное мероприятие» как инструмент маркетинговых коммуникаций всегда нацелено на то, чтобы представить товар или услугу в положительном свете. Такое мероприятие может быть привязано к значимому событию в жизни компании, а также может быть создано искусственным путём. Гостю мероприятия предоставляется возможность оказаться на празднике компании и почувствовать свою сопричастность, а также опробовать продукт/услугу здесь и сейчас, получить ответы на все возникающие вопросы. Помимо этого, гости мероприятия нередко получают скидки, бонусы, выгодные или уникальные предложения, что, несомненно, повышает интерес и лояльность к компании.
Практика других регионов показывает, что данный инструмент наглядно иллюстрирует практическую значимость и высокую эффективность специальных мероприятий не только для продвижения продукта/услуги компании, но и повышения узнаваемости бренда и компании среди потенциальных клиентов [2, с. 1093-1094].
В качестве стратегических направлений развития могут выступать: 1) Развитие электромобильного сектора: создание условий для развития рынка электромобилей в Курской области, включая развитие инфраструктуры ISSN: 2414-0309 6
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 3 (56), 2024 зарядных станций, предоставление субсидий на покупку электромобилей и налоговые льготы для их владельцев. Это поможет снизить уровень загрязнения окружающей среды и стимулировать спрос на экологически чистый транспорт.
2) Развитие цифровых технологий: внедрение цифровых технологий в работу автодилерских компаний, включая онлайн-платформы для продаж и обслуживания автомобилей, использование аналитических инструментов и развитие систем управления взаимоотношениями с клиентами (CRM). Это повысит эффективность работы компаний и улучшит качество обслуживания клиентов.
3) Поддержка научных исследований и разработок: создание условий для развития научных исследований и разработок в автомобильной отрасли, включая финансирование научных проектов, создание научно-исследовательских центров и привлечение ведущих специалистов. Это поможет стимулировать инновации и развитие новых технологий.
Таким образом, поддержка и развитие автомобильной отрасли в Курской области требуют комплексного подхода, включающего меры государственной поддержки, законодательные инициативы и программы стимулирования. Финансовые и нефинансовые меры, направленные на оптимизацию затрат, развитие инфраструктуры и поддержку инноваций, помогут автодилерам эффективно адаптироваться к изменениям на рынке и обеспечить устойчивое развитие.
Список использованных источников:
1. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2022 № 4261-р «Об утверждении Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации до 2035 года» // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс] - URL: http: // www.pravo.gov.ru / (дата обращения 20.05.2024);
2. Стародумов А. А., Шуплецова А. С. Практическая значимость ISSN: 2414-0309 7
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 3 (56), 2024 специального мероприятия на примере презентации нового автомобиля LADA XRAY CROSS в г. Кирове / А. А. Стародумов, А. С. Шуплецова // Общество. Наука. Инновации (НПК-2020). Сборник статей XX Всероссийской научно-практической конференции: в 4-х томах. Вятский государственный университет. - 2020. - С. 1092-1096.
3. Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» [Электронный ресурс] - URL: https://www.autostat.ru/ (дата обращения 27.05.2024);
4. Официальный дилер LADA «Автомир» в Курске [Электронный ресурс] - URL: https://kursk.lada.ru/?dealer=983 (дата обращения 27.05.2024).
5. Официальный сайт Минпромторга России [Электронный ресурс] -URL: https://minpromtorg.gov.ru/ (дата обращения 30.05.2024).