Научная статья на тему 'Анализ стратегии импортозамещения в рамках развития российского автопрома'

Анализ стратегии импортозамещения в рамках развития российского автопрома Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Компетентность
ВАК
Область наук
Ключевые слова
автомобильная отрасль / инвестиционные контракты / локализация / технологическая независимость / automotive industry / investment contracts / localization / technological independence

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ф.А. Колдин, А.В. Силаков, A.B. Генералова, Б.А. Тхориков

Рассмотрены основные этапы переходного периода к технологической независимости автомобильной промышленности России. Представлены динамика локализации и ее связь с себестоимостью российских автомобилей при снижении уровня зависимости от зарубежных партнеров, применения специальных инвестиционных контрактов, развития отечественных производителей транспортных средств. УДК статьи 338.4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ф.А. Колдин, А.В. Силаков, A.B. Генералова, Б.А. Тхориков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis оf Import Substitution Strategy Within the Framework оf the Russian Automotive Industry Development

In the article we have discussed the main stages of the transition period to the technological independence of the Russian automotive industry. Quantitative and qualitative indicators are presented, and demonstrate the positive dynamics of localization, the use of special investment contracts, and the development of domestic manufacturers. We have analyzed and provided the relationship between the implementation of localization and the growing cost of the Russian cars, at a constant level depending on international partners. In conclusion, the authors state that it is already possible to confirm the positive dynamics of the development of the industry, which is able to meet the needs of the population in good cars at least through a set of measures to support production in our country.

Текст научной работы на тему «Анализ стратегии импортозамещения в рамках развития российского автопрома»

Анализ стратегии импортозамещения в рамках развития российского автопрома

Рассмотрены основные этапы переходного периода к технологической независимости автомобильной промышленности России. Представлены динамика локализации и ее связь с себестоимостью российских автомобилей при снижении уровня зависимости от зарубежных партнеров, применения специальных инвестиционных контрактов, развития отечественных производителей транспортных средств. УДК статьи 338.4

Ф.А. Колдин1

ФГБОУ ВО «Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)» (ФГБОУ ВО РГУ имени А.Н. Косыгина), info@auto-delivery.ru

А.В. Силаков2

ФГБОУ ВО РГУ имени А.Н. Косыгина, д-р экон. наук, профессор, silakov-av@rguk.ru

ера

ГУ

ФГБОУ ВО РГУ имени А.Н. Косыгина, канд. экон. наук, доцент, generalova-av@rguk.ru

Б.А. Тхориков3

ФГБОУ ВО ргу имени А.Н. Косыгина, д-р экон. наук, профессор, tkhorikov-ba@rguk.ru

1 аспирант, Москва, Россия

2

2 проректор по науке и инновациям, Москва, Россия

3 заведующий кафедрой, Москва, Россия

Для цитирования: Колдин Ф.А., Силаков А.В., Генералова А.В., Тхориков Б.А. Анализ стратегии импортозамещения в рамках развития российского автопрома // Компетентность / Competency (Russia). — 2024. — № 7. DOI: 10.24412/1993-8780-2024-7-55-61

ключевые слова

автомобильная отрасль, инвестиционные контракты, локализация, технологическая независимость

азвитие автомобильной промышленности является сложным и интенсивным процессом, который требует аналитического разделения на различные этапы для его изучения. На текущем переходном этапе оптимально проводить исследования в квартальных периодах. В мае 2021 года президент В.В. Путин поставил задачу обеспечения технологического суверенитета и локализации производства автомобилей на уровне не менее 80 %.

Сегодня автомобильная отрасль остается одной из самых динамичных и привлекающих внимание не только представителей всех слоев нашего общества, но и международного бизнеса.

За прошедший период произошло много событий, влияющих на экономику промышленного сектора Российской Федерации: уход и частичное возвращение производственных мощностей западных автоконцернов, параллельный автоимпорт, меры изоляции со стороны иностранных государств, изменения логистических цепочек (от изъятия автомобилей до прекращения поставок), отключение концернами Mercedes-Benz, Audi и BMW своих российских дилеров от программного обеспечения, рост утилизационного сбора на легковые, легкие коммерческие, грузовые автомобили и автобусы. Увеличились потребности россиян в новом автотранспорте, повысился спрос на техническое обслуживание и ремонт старого.

Регулирование автомобильного рынка России

Анализ российской автомобильной индустрии, потенциал отечественной продукции по состоянию на конец 2023 года проведем поэтапно, рассмотрев особо значимые

события в автомобильной отрасли для России.

Важной новостью лета 2023 года стало вступление в действие с 1.08.2023 Постановления Правительства от 7.07.2023 № 1118 «О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291»1 о повышении ставок утилизационного сбора на ввозимые в страну автомобили.

Фактически эта мера не затронула граждан, ввозящих автомобили с объемом двигателя до 3 л для личного пользования, поскольку полную ставку утилизационного сбора необходимо оплачивать ввозящим импортный автомобиль после 1.09.2023 года и планирующим перепродать его на территории России в течение года с даты ввоза, а также физическим лицам, ввозящим в страну более одного автомобиля за год (начиная со второго) или импортные машины с объемом двигателя более 3 л. В итоге для легковых автомобилей в зависимости от объема двигателя ставка сбора увеличивается в 1,7-3,7 раза, для легких коммерческих авто — в 2,53,4 раза, а для грузовиков — в 1,7 раза.

На практике от данной меры пострадает параллельный импорт автомобилей премиального сегмента, но не автомобили большинства жителей страны и авто российского производства.

АвтоВАЗ предложил повысить утилизационный сбор на государственные автомобили на 70 %. Это может быть направлено на усложнение входа конкурентов из других стран на российский рынок и стимулирование роста нашего промышленного потенциала. Учитывая, что компании, осуществляющие локальное производство автомобилей в России, получают субсидии,

1 https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_451599

3

Сегодня автомобильная отрасль остается одной из самых динамичных и привлекающих внимание не только представителей всех слоев нашего общества, но и международного бизнеса

компенсирующие расходы на данный сбор, можно предположить, что АвтоВАЗ и Минпромторг предпринимают действия для усложнения входа конкурентов на российский рынок. Общая цель — поощрение увеличения объемов и развитие импортозамещения для стимулирования роста промышленного потенциала страны и улучшения жизненного уровня граждан (см. рисунок).

Данная мера по повышению утилизационного сбора, уплачиваемого за каждый ввезенный или собранный в России автомобиль для обеспечения экологической безопасности, поможет дальнейшему развитию отечественного производства автомобилей, способствуя спросу на них и содействуя локализации, не повлияет на импорт из дружественного нам государства, поскольку объем двигателя большинства китайских машин менее 3 л.

Одной из стимулирующих государственных мер, направленных на увеличение эффективности импортозамещения, стала предоставленная отсрочка по уплате утилизационного

сбора для автопроизводителей, заключивших специальные инвестиционные контракты [1] до 15 декабря 2023 года. Это предложение способствовало решению проблем, связанных с нехваткой оборотных средств у автопроизводителей, а кроме того, обеспечило создание запасов комплектующих для бесперебойного функционирования производственных линий.

Ранее, в сентябре 2023 г., президент потребовал прекратить закупки автомобилей иностранного производства для государственных служащих. Бесспорно, данная мера должна позитивно отразиться на процессе импортозаме-щения в автомобильной промышленности, развитии всех ее составляющих структур, производстве автокомпонентов в рамках исполнения Стратегии развития автомобильной промышленности РФ до 2035 г.2 Это поможет открыть дополнительные рабочие места для наших граждан, обеспечить их зарплатой, пенсиями и различными социальными гарантиями; увеличить поступление налогов в бюджет. Инициированная президентом новация была внедрена в ряде регионов, где уже приостановлены закупки импортных автомобилей.

О продукции российского происхождения

Безусловно, настанет время, когда необходимо будет определиться с понятием «отечественный автомобиль», так как это понятие не ут-

Машины по конвейеру АвтоВАЗа идут вперемешку, разных цветов и в комплектации под каждого заказчика, которая указана на табличках, приклееных к переднему крылу [The cars on the AvtoVAZ conveyor are mixed, of different colors and in a configuration for each customer, which is indicated in the plates glued to the front wing]

верждено и для его определения придется пересматривать действующее законодательство. Ни в Постановлении Правительства РФ от 17.06.2015 № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ»3, ни летом 2023 не было разъяснено, какой процент автозапчастей в автомобиле должен быть произведен в РоссийскойФедерации, а какой импортирован, чтобы автомобиль считался отечественным.

На сайте Минпромторга в разделе «Продукция российского происхождения» во исполнение ПП РФ № 719 представлены автомобили, где страной происхождения и адресом производства продукции указана Российская Федерация. Перечень транспортных средств российского производства дается в табл. 1. Однако система классификации транспортных средств по принадлежности к стране непонятна. Несколько примеров:

► автомобиль, который давно считается отечественным, — транспортное средство LADA Granta, модификация 219170. В характеристиках на сайте, в графе «адрес производства продукции», подробно указано: 445024, область Самарская, город Тольятти, шоссе Южное, а страны происхождения — нет [2].

► легковой автомобиль Nissan Qashqai, передний привод, 1.2L CVT, в качестве адреса производства — город Санкт-Петербург, поселок Парголово, проспект Комендантский, 140; в графе «страна происхождения» — Россия [3].

Вопрос об определении страны происхождения и ее влиянии на возможность получения государственной поддержки оставался неясным еще летом, как и отсутствие такого определения. Изучая опубликованные ранее постановления правительства Российской Федерации, авторы делают вывод, что данные пробелы могли оказать влияние на систему балльной поддержки автомобильной промышленности, внедренной в российском автомобильном секторе с целью его стимулирования.

Чтобы претендовать на государственную поддержку, изготовители транспортных средств обязаны наби-

Таблица 1

Отечественные автомобили в России (лето 2023 г.) [Domestic cars in Russia (summer 2023)]

Производитель (завод). Юридическое лицо [Manufacturer (factory). Legal entity] Отечественный автомобиль [Domestic car]

ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус» (учредители: АО «АвтоВАЗ», ФГУП «Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт НАМИ») Nissan X-trail Nissan Terrano Nissan Qashqai

ООО «ПСМА Рус» Citroën Opel

ООО «ИнвестАвто» — завод спецавтомобилей 1806V1; 1806V2; 1806V3; 1806V5; 1806V6 на базе ТС LADA Vesta

АО МАЗ «Москвич» Renault Logan Renault Duster Renault Arkana Renault Sandero Renault Kaptur

ООО «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» Hyundai Creta

ООО «Промтех» Prima Kub (автомобиль «Медицинская служба», тип LRGS00) LRGS0P3 на базе LADA

ООО «Тойота Мотор» Toyota Camry Toyota RAV4

Источник: [2, 3]

рать определенное количество баллов за технологические процессы, соответствующие обязательствам, оговоренным в специальных инвестиционных контрактах. Суммарная оценка определяется за штамповку, сварку, окраску, локализацию двигателя, коробки передач, управляющие системы и лакокрасочные материалы. Баллы начисляются, если операции проводятся де-факто на территории России, но о влиянии на начисление баллов по «стране происхождения» вопрос открыт.

Если балльная система разработана для стимулирования применения и развития механизма локализации промышленных производств, можно ли считать производство автомобилей без указания «страны происхождения» локализованным?

Анализ процесса производства на примере автомобиля Haval

При анализе процессов импорто-замещения необходимо изучить процесс производства. В качестве примера возьмем автомобиль Haval, который многие граждане, про-

prime/doc/405963861/

3 https://base.garant.ru/71139412/

4 https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/407757755/

5 https://base.garant.ru/72255480/

6 https://minpromtorg.gov.ru/press-centre/news/054a9f0b-6057-4773-8bdd-03e9dd6a23a4

давцы, журналисты, а также Минпром-торг России называют «полностью российским».

В Тульской области в 2020 году стартовало строительство завода Haval по производству автомобильных двигателей [4]. Планировалось, что предприятие начнет работу до конца 2022 года и будет выпускать двигатели более чем для 90 % автомобилей Haval, производимых в России. Проект завода представляет собой масштабное и амбициозное предприятие, оснащенное технологическим оборудованием, соответствующим международным стандартам. Однако через полгода после запланированного времени завод так и не начал работу. Помимо этого возникли проблемы с поставщиками электронного оборудования. Полезно узнать, решила ли компания проблему электронных компонентов, используя российскую электронику, и достигла ли максимальной локализации.

Максимальное количество составляет 7000 баллов, и такие контракты сегодня почти у всех заводов автопро-ма в РФ. За сварку кузова, его окраску,

Таблица 2

Отечественные автомобили в России (октябрь 2023 г.) [Domestic cars in Russia (October 2023)]

Производитель (завод). Юридическое лицо Отечественный автомобиль

[Manufacturer (factory). Legal entity] [Domestic car]

Бренд LADA Vesta

Vesta SW Cross

Granta

Niva Travel

Niva Legend

Бренд УАЗ «Патриот»

«Пикап»

«Профи»

«Хантер»

СГР

Бренд Aurus Senat

Komendant

Бренд «Москвич» 3

6

Бренд Evolute I-Pro

I-Joy

I-Sky

Бренд Haval Jolion

Dargo

F7/F7x

H9

штамповку кузовных деталей из российского металла можно получить максимум 1500 баллов [5]. Автомобилю Haval было на что равняться, поскольку согласно системе оценки уровень локализации модели LADA Vesta NG уже колебался в пределах от 4500 до 5000 баллов в зависимости от конкретной модификации, это означает, что большая часть компонентов автомобиля была произведена в России.

Развитие АвтоВАЗа

Поскольку данная компания выделяется в настоящее время в российской автомобильной среде, отметим необходимость оценки ее достижений в контексте стратегий развития автомобильной промышленности, направленных на создание собственной базы компонентов с разнообразной продукцией, от базовых элементов до сложных компонентов и условий для удовлетворения внутреннего спроса на автомобили. Однако у локализованных автомобилей LADA есть недостаток — высокая себестоимость из-за переноса производства компонентов в Россию. При этом не решено, в какой степени будет локализовано производство автозапчастей для автомобиля, нельзя точно сказать, насколько будет выгодна и оптимальна для производителей и автовладельцев итоговая стоимость автокомпонентов, произведенных в России, по сравнению с импортными.

Ранее Минпромторг России разработал рекомендации по оптимизации использования отечественных автомобилей госслужащими4 (см. табл. 2).

В конце октября 2023 г. на сайте Минпромторга появилась информация, что «подготовлен проект постановления, вносящий изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 года № 719, и соответствующими изменениями будет скорректирован перечень технологических операций и их балльной оценки в части продукции ав-томобилестроения»5, 6. Министерство сообщило о планах расширить список технологических операций при произ-

водстве транспортных средств, за которые будут начисляться баллы. В этот список включат критически важные технологии, необходимые для обеспечения технологической независимости российского автомобилестроения. Для обеспечения доступа продукции отечественных производителей к государственным и муниципальным закупкам предлагается продление действия соответствующих пороговых значений, установленных на 2023 год, до конца 2024 года (не менее 3200 баллов для легковых, легких коммерческих и грузовых автомобилей и не менее 2900 баллов для автобусов).

Об импортозамещении

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С ноября 2022 года Правительство России стало полным владельцем российских активов завода Nissan, на котором ФГУП НАМИ получил в управление юрлицо ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус», производственные и научно-исследовательские мощности завода Nissan в Санкт-Петербурге, центр продаж и маркетинга в Москве. А в июле 2023 г. АвтоВАЗ закрыл сделку по приобретению активов Nissan у ФГУП НАМИ: 99 % ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус», включая завод в Санкт-Петербурге, перешли компании за символическую стоимость в размере одного евро, 1 % остался у ФГУП НАМИ. Согласно условиям сделки у Nissan сохраняется опцион по обратному выкупу этих активов в течение шести лет [6].

Вместе с тем, была опубликована позитивная технологичная новость в области импортозамещения о развитии локализации LADA Vesta — за полгода было освоено собственное производство картера рулевого механизма [7].

Знаменательный итог российского автомобилестроения: до апреля 2023 г. использовались детали из запаса, а затем состоялся переход на изделия собственного производства. АвтоВАЗ по итогам 2023 г. произведет более 374 тыс. автомобилей LADA, за последние 10 лет это рекордный объем для автопроизводителя, говорилось в сообщении Мин-промторга РФ в декабре 2023 г. [8].

Прорывным в импортозамеще-нии событием стала деятельность научно-производственного предприятия ИТЭЛМА, специализирующегося на разработках электронных компонентов, в том числе для автомобильной отрасли. Предприятие начало производство антиблокировочных тормозных систем (ABS) и систем электронного контроля устойчивости (ESP) для легковых автомобилей. Выпускать столь необходимый, можно сказать ключевой, автотовар компания планирует ежегодно в объеме 850 тыс. единиц с возможностью расширения до 1,2 млн [9].

В развитие темы местного производства антиблокировочных тормозных систем и систем электронного контроля устойчивости важно вспомнить, что в мае 2022 г. правительство утвердило постановление, упростившее требование к сертификации автомобилей в России, которым было закреплено разрешение:

► не оснащать транспортные средства устройством вызова экстренных служб (ЭРА-ГЛОНАСС);

► выпускать автомобили всех экологических классов — от Евро 0 до Евро 5;

► не оснащать транспортные средства устройством вызова экстренных служб (ЭРА-ГЛОНАСС) до августа 2023 г.;

► не устанавливать на транспортные средства антиблокировочную систему тормозов (ABS) до февраля 2023 г. [10].

Правительство Российской Федерации приняло решение о поэтапном возвращении требований технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств» и продлении действия Постановления № 855 «Об утверждении применения обязательных требований в отношении отдельных колесных транспортных средств и проведения оценки их соответствия» от 12.05.2022 с учетом новых требований до февраля 2024 г.7 Постановление обязывает с июня 2023 г. выпускаемые на территории России транспортные средства приводить к соответствию экологическому стандарту не ниже Евро 2; с декабря 2023 г. к автомобилям должно предъявляться обязательное требование по осна-

справка

Численность государственных служащих в России составляет около 1,5 млн человек, и если хотя бы половина из них перейдут на автомобили отечественного производства, это приведет к значительной загрузке производственных мощностей автомобильной промышленности страны. Такой шаг ускорит развитие отрасли автомобилестроения в целом, включая сферы торговли, рекламы, логистики и инжиниринга, и обеспечит независимость российской промышленности от воздействия недружественных стран

Компания АвтоВАЗ реализовала на российском рынке 33 325 легковых и легких коммерческих автомобилей LADA, то есть в 2,9 раза увеличила свои объемы и установила новый абсолютный максимум с июля 2021 г. По итогам восьми месяцев 2023 г. российские дилеры LADA продали 206 321 автомобиль, что вдвое выше показателя за аналогичный период прошлого года, а также на 9 % больше, чем за весь календарный 2022 г., а за 9 месяцев официальные дилеры LADA продали 242 552 новых автомобиля, что на 96 % выше, чем аналогичный показатель 2022 года [11]

7 https://base.garant.ru/404603783/

щению антиблокировочной системой тормозов.

В этой связке производство антиблокировочных тормозных систем (ABS) компанией ИТЭЛМА своевременно, необходимо и должно способствовать продвижению государственной Стратегии импортозамещения в автопроме.

Заключение

В завершение анализа итогов автосезона автопрома уточним аргументы, предлагаемые профессионалами, ориентированные на развитие и укрепление автомобильной промышленности. Одной из титульных задач государства определено созидание и обеспечение «государственной среды», когда инвестору будет выгоднее, безопаснее и эффективнее инвестировать средства в локальное производство с планомерным повышением уровня защиты рынка, чем импортировать автомобили, автокомпоненты, иные технологические средства.

Обсуждается индексация ставки утилизационного сбора для получения Статья поступила федеральным бюджетом дополнитель-

в редакцию 10.05.2024 ного дохода. Средства направят на фи-

Список литературы

1. Шор И.М. // Муниципальная академия. — 2024. — № 1. DOI: 10.52176/2304831X_2024_01_56.

2. ГИСП. Транспортное средство LADA Granta; https://gisp.gov.ru/goods/#/ product/3799298 (дата обращения: 16.04.2024).

3. ГИСП. Легковой автомобиль Nissan Qashqai, передний привод, 1.2L CVT; https://gisp.gov.ru/goods/#/product/2157208 (дата обращения: 16.04.2024).

4. Мырин В.А. // Сб. науч. статей 7-й Межд. науч. конф. студентов и молодых ученых: Молодежь и системная модернизация страны. — Курск: ЮЗГУ, 2022. — Т. 1.

5. Колдин Ф.А., Силаков А.В., Нижегородцев Р.М. и др. // Дизайн и технологии. — 2023. — № 95(137).

6. Самойлов И.; https://ria.ru/20230703/zavod-1881943551.html (дата обращения: 16.04.2024).

7. Костин Е.; https://rg.ru/2023/07/13/lokalizaciia-lada-vesta-povyshena-avtovaz-osvoil-proizvodstvo-slozhnoj-detali.html (дата обращения: 16.04.2024).

8. «Автоваз» по итогам 2023 года произведет рекордные за последние 10 лет 374 тыс. LADA; https://tass.ru/ekonomika/19647943 (дата обращения: 16.04.2024).

9. Костерева М.; https://www.kommersant.ru/doc/6094914# (дата обращения: 16.04.2024).

10. Ибрагимова Р.; https://tass.ru/ekonomika/14639335 (дата обращения: 16.04.2024).

11. LADA за три квартала 2023 года увеличила продажи на 96 %; https://www.lada.ru/press-releases/121807 (дата обращения: 19.02.2024).

12. Путин оценил состояние российского автопрома; https://ria.ru/20231214/ putin-1915808453.html (дата обращения: 14.03.2024).

13. Национальный интерес: в чем смысл индексации утильсбора

на автомобили; https://xn--90aivcdt6dxbc.xn--p1ai/articles/useful/natsionalnyy-interes-v-chem-smysl-indeksatsii-utilsbora-na-avtomobili/ (дата обращения: 16.04.2024).

нансирование программ поддержки отрасли: перезапуск производств, обучение кадров, стимулирование спроса, льготное кредитование.

Если российская компания — производитель автотранспорта владеет контрольным пакетом акций и правами на разработки, то для нее есть смысл и стимулы локализовываться насколько возможно полноценно.

В дальнейшем будут проанализированы процессы импортозамещения в 2023-2024 гг., но уже можно сказать о положительной динамике развития отрасли, способной обеспечить часть потребностей населения как минимум за счет комплекса мер поддержки в стране. «Российский автопром не рухнул, а те, кто думал иначе, разочарованы», — заявил Президент Российской Федерации В.В. Путин [12].

Индексация утилизационного сбора, которая коснется ввоза из-за рубежа новых и бывших в употреблении автомобилей юридическими и физическими лицами, поможет бороться с перекупщиками, не всегда способными гарантировать качество товара. Также серые поставщики не в состоянии обеспечить потребителю надлежащее сервисное обслуживание, поскольку дилерские центры не берутся ремонтировать такие автомобили по гарантии и оригинальными деталями [13].

Вопрос индексации утилизационного сбора требует дополнительного изучения. Однако уже сейчас ясно, что утильсбор должен способствовать локализации производств дружественных стран в России. Чтобы привлечь иностранных партнеров и технологии из дружественных стран, необходимо расширять рынок. Для этого Минпром-торг России продолжит реализацию программ льготного автокредитования и лизинга.

Важно создать условия, при которых иностранным партнерам будет выгодно локализовать производство автомобилей в России, а отечественным производителям — развивать его. Таким образом российский потребитель и государство окажутся в наилучшем положении. ■

Kompetentnost / Competency (Russia) 7/2024

ISSN 1993-8780. DOI: 10.24412/1993-8780-2024-7-55-61

Analysis оf Import Substitution Strategy Within the Framework оf the Russian Automotive Industry Development

F.A. Koldin1, FSBEI HE Kosygin Russian State University (FSBEI HE KRSU), info@auto-delivery.ru A.V. Silakov2, FSBEI HE KRSU, Prof. Dr. (Ec.), silakov-av@rguk.ru

A.V. Generalova3, FSBEI HE KRSU, Assoc. Prof. PhD (Ec.), generalova-av@rguk.ru

B.A. Tkhorikov3, FSBEI HE KRSU, Prof. Dr. (Ec.), tkhorikov-ba@rguk.ru

1 Graduate Student, Moscow, Russia

2 Vice-Rector for Science and Innovation, Moscow, Russia

3 Head of Department, Moscow, Russia

Citation: Koldin F.A., Silakov A.V., Generalova A.V., Tkhorikov B.A. Analysis of Import Substitution Strategy Within the Framework of the Russian Automotive Industry Development, Kompetentnost / Competency (Russia), 2024, no. 7, pp. 55-61. DOI: 10.24412/1993-8780-2024-7-55-61

key words

automotive industry, investment contracts, localization, technological independence

In the article we have discussed the main stages of the transition period to the technological independence of the Russian automotive industry. Quantitative and qualitative indicators are presented, and demonstrate the positive dynamics of localization, the use of special investment contracts, and the development of domestic manufacturers. We have analyzed and provided the relationship between the implementation of localization and the growing cost of the Russian cars, at a constant level depending on international partners.

In conclusion, the authors state that it is already possible to confirm the positive dynamics of the development of the industry, which is able to meet the needs of the population in good cars at least through a set of measures to support production in our country.

References

1. Shor I.M., Municipal academy, 2024, no. 1, pp. 56-65. DOI: 10.52176/2304831X_2024_01_56.

2. State information system of industry. Transport vehicle LADA Granta; https://gisp.gov.ru/goods/#/product/3799298 (acc.: 16.04.2024).

3. State information system of industry. Nissan Qashqai passenger car, front-wheel drive, 1.2L CVT; https://gisp.gov.ru/goods/#/ product/2157208 (acc.: 16.04.2024).

4. Myrin V.A., Col. of sc. articles of the 7th Int. sc. conf. of students and young scientists: Youth and systemic modernization of the country, Kursk, SWSU, 2022, vol. 1, pp. 309-311.

5. Koldin F.A., Silakov A.V., Nizhegorodtsev R.M., etc, Design and technologies, 2023, no. 95(137), pp. 103-112.

6. Samoylov I.; https://ria.ru/20230703/zavod-1881943551.html (acc.: 16.04.2024).

7. Kostin E.; https://rg.ru/2023/07/13/lokalizaciia-lada-vesta-povyshena-avtovaz-osvoil-proizvodstvo-slozhnoj-detali.html (acc.: 16. 04.2024).

8. Avtovaz will produce a record 374 thousand LADA cars in the last 10 years by the end of 2023; https://tass.ru/ekonomika/19647943 (acc.: 16.04.2024).

9. Kostereva M.; https://www.kommersant.ru/doc/6094914# (acc.: 16.04.2024).

10. Ibragimova R.; https://tass.ru/ekonomika/14639335 (acc.: 16.04.2024).

11. LADA increased sales by 96 % in the three quarters of 2023; https://www.lada.ru/press-releases/121807 (acc.: 19.02.2024).

12. Putin assessed the state of the Russian automotive industry; https://ria.ru/20231214/putin-1915808453.html (acc.: 14.03.2024).

13. National interest: what is the point of indexing scrap collection for cars; https://xn--90aivcdt6dxbc.xn--p1ai/articles/useful/natsionalnyy-interes-v-chem-smysl-indeksatsii-utilsbora-na-avtomobili/ (acc.: 16.04.2024).

ПОЛИГРАФИЯ (499) 175 42 91

АСМС верстка и дизайн полиграфических изделий, полноценная цифровая печать,

ч/б копирование

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.