Научная статья на тему 'Приоритетные направления финансовой политики России'

Приоритетные направления финансовой политики России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1509
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Финансовая политика / инвестиционная политика / инвестиционный климат / инвестиционная привлекательность / инвестиционные риски / FISCAL POLICY / INVESTMENT POLICY / INVESTMENT CLIMATE / INVESTMENT ATTRACTIVENESS / INVESTMENT RISKS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дударева А. Б., Полякова А. А., Кожанчикова Н. Ю.

В статье рассмотрены основные направления инвестиционной политики, как составной части финансовой политики России. Проанализированы показатели, характеризующие инвестиционную деятельность субъектов РФ, основные принципы и направления инвестиционной политики государства. Рассматривая инвестиционный климат, установлена взаимосвязь понятий «инвестиционная активность» и «инвестиционная привлекательность», а также проведена классификация инвестиционных рисков по параметрам, выявлены факторы неэффективного регулирования инвестиционной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дударева А. Б., Полякова А. А., Кожанчикова Н. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIORITY DIRECTIONS OF RUSSIA''S FINANCIAL POLICY

The article considers the main directions of investment policy as an integral part of Russia's financial policy. The indicators characterizing the investment activity of the constituent entities of the Russian Federation, the main principles and directions of the state investment policy are analyzed. Considering the investment climate, the interrelation between the concepts of «investment activity» and «investment attractiveness» was established, as well as a classification of investment risks by parameters, factors of inefficient regulation of investment activity were identified.

Текст научной работы на тему «Приоритетные направления финансовой политики России»

DOI https://doi.org/10.18551/rjoas.2017-04.04

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

PRIORITY DIRECTIONS OF RUSSIA'S FINANCIAL POLICY

Дударева А.Б., Полякова А.А.*, Кожанчикова Н.Ю., кандидаты экономических наук Dudareva A.B., Polyakova A.A., Kozhanchikova N.Y., Candidates of Economic Sciences ФГБОУ ВО Орловский ГАУ, Орел, Россия

Orel State Agrarian University, Orel City, Russia *E-mail: polykova [email protected]

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрены основные направления инвестиционной политики, как составной части финансовой политики России. Проанализированы показатели, характеризующие инвестиционную деятельность субъектов РФ, основные принципы и направления инвестиционной политики государства. Рассматривая инвестиционный климат, установлена взаимосвязь понятий «инвестиционная активность» и «инвестиционная привлекательность», а также проведена классификация инвестиционных рисков по параметрам, выявлены факторы неэффективного регулирования инвестиционной деятельности.

ABSTRACT

The article considers the main directions of investment policy as an integral part of Russia's financial policy. The indicators characterizing the investment activity of the constituent entities of the Russian Federation, the main principles and directions of the state investment policy are analyzed. Considering the investment climate, the interrelation between the concepts of «investment activity» and «investment attractiveness» was established, as well as a classification of investment risks by parameters, factors of inefficient regulation of investment activity were identified.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Финансовая политика, инвестиционная политика, инвестиционный климат, инвестиционная привлекательность, инвестиционные риски.

KEY WORDS

Fiscal policy, investment policy, investment climate, investment attractiveness, investment risks.

Проведение и реализация рациональной экономической политики является обязанностью каждого государства мира без исключения. Данный процесс является сложным и включает в себя большое количество взаимосвязанных и неотъемлемых элементов. Одной из составляющей экономической политики является финансовая политика государства. И поскольку важнейшую роль в поддержании и наращивании экономического потенциала страны играют финансовые вложения, то инвестиционная политика в современных условиях развития является не только составной частью, но и приоритетным направлением финансовой политики России. В результате это повышает активность страны на мировом рынке, приводит к росту валового национального продукта и оказывает благоприятное влияние на деятельность предприятий.

На данный момент в российской бизнес среде сложились такие экономические условия, которые нельзя назвать благоприятными для привлечения реальных инвестиций. Так, наблюдается неравномерное распределение инвестиционных ресурсов между субъектами РФ. В основном они сосредоточены в крупных городах и районах богатых природными ресурсами. А другие регионы имеют ограниченные возможности привлечения инвестиционных средств и, значит, не способны в полной

мере реализовать имеющийся инвестиционный потенциал, что правомерно и для перерабатывающего сектора России (рис. 1, 2).

При осуществлении глобальных политических, экономических и социальных изменений, которые способствуют формированию благоприятных условий обеспечивающих устойчивый экономический рост, особая роль принадлежит именно инвестиционной деятельности. С точки зрения сущностных характеристик трансформируемой экономики одной из основополагающих проблем является увеличение инвестиционной активности и улучшение инвестиционного климата.

Начиная с первой половины девяностых годов двадцатого века, в России периодически наблюдается некоторое оживление инвестиционного процесса, но, несмотря на это, продолжается «инвестиционный дефицит». На протяжении длительного периода времени в отечественной экономике основным источником инвестиционных вложений являются собственные ресурсы предприятий. За последние годы не приобрели достаточной надежности и стабильности ни ссуды, выдаваемые коммерческими банками, ни средства бюджетов различных уровней, ни портфельные инвестиции, ни средства физических лиц.

700

600

500

400

300

200

100

652,9

535,4

/

403,1 /

67,4

427,9

67,1

308,5

280,3

67

68,9

164,9 69,9

69,4

518,2

316,4

68,1

67,4

,6* ^

^ ^ ^ ^ ¿г ¿г

, су^ J сг J сг ^ , (Г ^ J сг , сг

^ ^ # ^ # ^ £ ^

^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^

& & Ж Ж Ж Ж #

/ ^ у ^ ^ у ^ ^ у

^ ^ ^ # о^ ^

Г ✓ +// У с/^

^ У

■ ВРП на душу населения (в текущих основных ценах), тыс. руб.

■ Удельный вес прибыльных организаций в общем числе организаций), %

63,8 68551

|||Г

Рисунок 1 - Показатели ВРП на душу населения и удельного веса прибыльных организаций

субъектов РФ в 2015 году.

Поэтому при острой недостаче внутренних источников финансирования, значительном устаревании и снижении промышленно-производственного потенциала страны, потребности быстрого проведения технологического перевооружения промышленности национальная экономика испытывает значительную нужду в инвестиционных средствах.

0

Исходя из вышесказанного, проблема привлечения инвестиций в экономику страны является на данный момент одной из наиболее злободневных. А методы решения этой проблемы должны быть рассмотрены в ближайшей перспективе. Соответственно, назревает вопрос о том, что в данной ситуации необходима серьезная государственная инвестиционная политика. Она должна включать в себя совокупность способов и приемов, определяющих объем, структуру и направления использования инвестиций в сферах и отраслях экономики.

Чтобы страна развивалась прогрессивно, необходимо не только работать над привлечением инвестиционных ресурсов, но и обеспечивать максимальную эффективность их использования.

Крымский федеральный округ

Дальневосточный федеральный округ

Сибирский федеральный округ

Уральский федеральный округ

Приволжский федеральный округ

Северо-Кавказский федеральный округ

Южный федеральный округ

Северо-Западный федеральный округ

Центральный федеральный округ Российская федерация

«Индекс физического объема инвестиций в основной капитал, в % к предыдущему году

«Инвестиции в основной капитал на душу населения, тыс.руб.

50

100

150

200

250

0

Рисунок 2 - Показатели, характеризующие инвестиционную деятельность субъектов

Российской Федерации в 2015 году

Для достижения этой цели следует обозначить и решить одну из ключевых задач государственной финансовой политики, которая заключается в создании и последующем формировании благоприятной инвестиционной среды. Таким образом, государственную инвестиционную политику можно охарактеризовать как совокупность взаимосвязанных целей и действий по достижению требуемого уровня и структуры капиталовложений в экономику страны. Основные принципы инвестиционной политики государства представлены на рисунке 3.

Кроме принципов, представленных на рисунке 3, необходимо упомянуть еще об одном важном принципе, который связан с необходимостью создания условий, позволяющих совершенствовать корпоративные отношения, а точнее приводить к международным стандартам уровень корпоративного менеджмента в российских компаниях.

Наращивание эффективности использования инвестиционных ресурсов бюджетов на базе их конкурсного распределения, смешанного государственно-коммерческого финансирования приоритетных инвестиционных проектов, представления государственных гарантий по частным инвестициям и усиления государственного контроля за целевым использованием бюджетных средств

Реализация налоговой реформы, рассчитанной на рассмотрение инвестиционных возможностей субъектов рыночной экономики на основе урегулирования, упрощения и структурной

модификации современной налоговой системы, а также совершенствования амортизационной политики

ПРИНЦИПЫ ИНВЕСТИЦИОННОМ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА У

Понижение реальных процентных ставок до уровня, соразмерного

эффективности инвестиций в реальный

сектор экономики с помощью обеспечения

сбалансированного бюджета и дальнейшего снижения инфляции

Осуществление процедуры реформирования организаций с целью возрастания их инвестиционной привлекательности и разработка организационно-правовых перспектив снижения инвестиционных рисков для стимулирования накоплений граждан, прямых капиталовложений внутренних и внешних инвесторов

Рисунок 3 - Принципы инвестиционной политики государства

Рассматривая такую важную категорию как инвестиционная политика, оценивая ее принципы, нельзя ни обратить внимание на цели этой политики, к основным из которых относятся: 1) привлечение финансовых ресурсов, необходимых для осуществления и развития инвестиционной деятельности; 2) максимальный рост инвестиционной активности; 3) повышение результативности капитальных вложений. Инвестиционная политика включает в себя как финансирование государственных инвестиций, так и обеспечение благодатного инвестиционного климата для частных инвесторов и компаний, осуществляющих капитальное строительство за счет собственных средств.

Основные направления инвестиционной политики представим схематично с помощью рисунка 4.

Для полноценного развития общественного производства важно создать условия накопления финансовых ресурсов, а так же их концентрацию на ключевых направлениях научно-технического прогресса. Для решения такой задачи необходимо разрабатывать и совершенствовать инвестиционную политику, которая, в свое время, является неотъемлемым элементом финансовой политики государства. Она должна содействовать повышению производительности труда и росту конкурентоспособности производимой продукции, а так же способствовать внедрению научно-технических достижений в производство.

Рисунок 4 - Основные направления инвестиционной политики

На инвестиционную политику, проводимую в стране, и в частности на ее направления, безусловно, оказывает влияние сложившаяся в стране экономическая ситуация. В России она ухудшилась в 2015 году по сравнению с предыдущим. Так, за период с января по май 2015 г. валовой внутренний продукт снизился на 3,2%, инвестиции в основной капитал сократились на 4,8%, промышленное производство показало падение на 2,3%, а реальные располагаемые денежные доходы сократились на 3,0%.

При составлении проекта федерального бюджета на 2016-2018 гг. использовались соответствующие макроэкономические показатели, которые значительно отличаются от аналогичных показателей 2015 г. и от данных на плановый период 2016 и 2017 гг. (таблица 1). Данная ситуация сложилась в результате того, что эти показатели не учитывали изменения, произошедшие во втором полугодии 2014 года, а именно снижение цен на нефть, ослабление рубля, ускорение роста уровня потребительских цен.

Таблица 1 - Основные макроэкономические показатели на 2016 год и плановый период 2017 и

2018 годов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Показатели 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.

Закон 384-Ф3 Закон 93-ФЗ Закон 384-ФЗ Прогноз Закон 384-ФЗ Прогноз Прогноз

ВВП, млрд. руб. 77 498 73 119 83 208 82 689 90 063 91 050 99 572

Рост ВВП, % 1,2 -3,0 2,3 2,3 3,0 2,3 2,4

Инвестиции, млрд.руб. 14 442 12 650 15 356 14 714 16 526 16 037 17 576

Объем импорта (по кругу товаров, учитываемых ФТС России), млрд. долларов США 299,2 182,3 305,5 221,8 316,6 235,5 248,6

Объем экспорта (по кругу товаров, учитываемых ФТС России), млрд. долларов США 494,2 333,8 498,2 376,5 507,3 402,2 431,0

Прибыль прибыльных организаций, млрд. рублей 13 955 14 345 14 725 20 245 15 990 22 375 24 675

Инфляция (ИПЦ), % к декабрю предыдущего года 5,5 12,2 4,5 7,0 4,0 6,3 5,1

Фонд заработной платы, млрд. рублей 19 022 18 559 20 420 20 129 22 259 22 288 24 462

Согласно прогнозу отдельных макроэкономических показателей, представленному в таблице 1, предполагается небольшое ускорение роста мировой экономики. Кроме этого в прогнозе учитывается высокая вероятность сохранения санкций как со стороны США и Европейского союза в отношении России, так и ответных санкций со стороны России. В результате развитие российской экономика будет проходить в условиях ограниченного доступа к мировому рынку финансовых ресурсов.

Помимо основных критериев оказывающих влияние на инвестиционную политику определяются инвестиционные риски по выделяемым основным параметрам, включающим учитываемые факторы и долевую составляющую каждого параметра, выражаемую в процентах (табл.2).

Так, наибольшая доля в 12% приходится на риски связанные с политической стабильностью, и учитывает фактор возможности политического переворота и возможного его влияния на уровень деловой активности. Кроме того, по 10 % в рисковой составляющей занимают темп экономического роста и конвертируемость валюты, которая вбирает в себя возможность свободной конвертации национальной валюты в иностранную и место валюты на рынке в той мере, в которой это касается предприятия.

Еще меньший риск (по 8%) приходится на параметры связанные с оплатой и производительностью труда (уровень зарплаты, производительность труда, порядок оформления на работу), доступность краткосрочных кредитов, условиями формирования уставного капитала и предоставления долгосрочных кредитов.

Рисунок 5 - Классификация факторов инвестиционного климата страны

Естественно, что при формировании финансовой политики, правительству следует осуществлять планирование инвестиционных вложений не только в целом на уровне страны, но и в разрезе регионов, что связывается в России с понятием инвестиционного климата. Российскими учеными в экономической литературе на

протяжении последних нескольких лет ведется активная дискуссия по поводу сущности данного понятия. Многие исследователи считают, что категория инвестиционного климата включает в себя совокупность множества факторов, благодаря изучению которых можно дать оценку состояния внешней инвестиционной среды, которая позволяет охарактеризовать ход осуществления и развития отдельного инвестиционного процесса.

Поступление зарубежного капитала определяется также инвестиционным климатом страны. Благоприятный инвестиционный климат внутри страны устанавливается при условии доверительных отношений юридических и физических лиц к государству. За пределами Росси и эта экономическая категория оценивается рейтингом, который определяется международными агентствами и рассчитывается с помощью специальных методик. Эти расчеты учитывают существующий потенциал развития и возможные риски для инвесторов.

Многие экономисты-исследователи рассматривают инвестиционный климат как совокупность факторов, влияющих на стремление инвестора осуществить вложения, что подтверждается определением Всемирного банка. Его участники понимают под инвестиционным климатом совокупность факторов, характерных для каждой местности, которые определяют возможности компаний и формируют у них стимулы к осуществлению продуктивных инвестиций. Однако, в данном определении не уточняется, какими именно могут быть эти факторы.

В состав понятия инвестиционный климат входят такие важные определения как инвестиционная активность и инвестиционная привлекательность. Их взаимосвязь схематично представлена на рисунке 6.

Рисунок 6 - Взаимосвязь понятий «инвестиционная активность» и «инвестиционная

привлекательность»

Соответственно, для детального исследования необходима более полная и глубокая проработка каждого из факторов инвестиционного климата, анализ основных составляющих показателей и количественных характеристик по каждому фактору.

Переходный период развития экономики любой страны, как известно, характеризуется финансовым кризисом, экономической и политической нестабильностью, так же отсутствием устойчивого развития экономического сектора. Именно эти характеристики и присущи на современном этапе экономике России. Данными обстоятельствами обусловлены актуальные проблемы низкой привлекательности инвестирования в России. Факторы неэффективного регулирования инвестиционной деятельности в РФ схематично можно представить с помощью рисунка 7.

ИНВЕСТИЦИОННЫМ КЛИМАТ

СТЕПЕНЬ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОМ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ (Е), - ОТНОШЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОНОЙ АКТИВНОСТИ К ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ Е=Y/Х

7

ФАКТОРЫ НЕЭФФЕКТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

- высокая степень амортизации основных средств в отрасли промышленности;

- несовершенная инфраструктура для инвестиций в регионах;

- недостаточное внимание государства к укреплению инвестиционного климата в регионах;

диспаритет цен

МИКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

- ослабленное внимание к обеспеченности инвестиционных проектов;

- недоучет норм дисконтирования стоимости капитала в инвестиционных проектах организаций;

- неустойчивое финансовое положение многих организаторов инвестиционных проектов;

- высокая дебиторская задолженность среди организаций

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ

- нехватка продуктивных собственников на крупных российских предприятиях;

- коррумпированная деловая среда в России и регионах;

- высокие инвестиционные риски в большинстве регионов страны;

- слабое импортозамещение среди российских товаропроизводителей

Рисунок 7 - Факторы неэффективного регулирования инвестиционной деятельности

Большинство ученых-экономистов, исследующих указанную проблему, полагают, что кризис в мировой экономике миновал. На основании их предположений можно заключить, что в ближайшее время Россию ожидает рост привлекательности рынков для иностранных инвесторов. Но, нельзя не отметить, что это касается далеко не всех рынков, а только тех, которые смогут привлечь своими максимально благоприятными и комфортными условиями для работы с иностранными вложениями. Россия, к сожалению, не относится к числу передовых стран, которые являются привлекательными для иностранных инвесторов. Это является следствием множества причин, главными из которых можно выделить экономическую и политическую ситуацию в стране и несовершенство её законодательства. Кроме того, отсутствие льгот и привилегий для иностранного капитала, весьма спонтанные и непредсказуемые изменения в системе налогообложения, существующие в РФ бюрократия и коррупция так же являются сдерживающими факторами для вливания иностранных инвестиций в российскую экономику.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Богачев А.И., Полякова А.А. Инновационный потенциал и инновационная активность российских предприятий // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2010. №64. С. 156-165

2. Богачев А.И., Полякова А.А. Развитие регионального аграрного сектора в условиях ВТО // Международный научно-исследовательский журнал. 2013. №10-3(17). С.13-14

3. Дударева А.Б. Источники финансирования воспроизводства основных фондов в сельскохозяйственных организациях // Вестник сельского развития и социальной политики. №1(13). 2017. С. 23-26

4. Дударева А.Б. Условия повышения инвестиционной привлекательности России // Материалы научно практической конференции молодых ученых «Проблемы и перспективы развития аграрного сектора экономики: взгляд молодых». -Издательство Орел ГАУ. 2015. С.143-148

5. Дударева А.Б. Финансовое регулирование социально-экономических процессов в сельском хозяйстве Орловской области // Вестник сельского развития и социальной политики. 2016. №4 (12). С. 51-54

6. Дударева А.Б., Полякова А.А., Сидорин А.А. Проблемы финансирования инвестиционных процессов с использованием зарубежного капитала // RJOAS. №3(63). 2017. С. 45-52

7. Инвестиции в России.2016. Стат.сб. / Росстат. - М., И58, 2016. - 190 с.

8. Кожанчикова Н.Ю., Бакурова Е.А Некоторые аспекты оценки инвестиционной привлекательности предприятия. // Молодой ученый. 2016. №12-5(116). С. 4-6

9. Кожанчиков О.И., Кожанчикова Н.Ю. Налоговые методы стимулирования инвестиционной деятельности на региональном уровне // В сборнике: Актуальные проблемы формирования инвестиционного потенциала и управления инвестиционными рисками в Орловской области Сборник научных трудов по материалам научно-практической конференции. 2012. С. 82-86

10. Кожанчикова Н.Ю. Направления стимулирования развития АПК на инновационной основе // В сборнике: Инновации как фактор роста эффективности АПК региона Материалы Международной научно-практической конференции. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова; Под редакцией Ф.П. Четверикова. Саратов, 2011. С. 38-40

11. Попова О.В., Полякова А.А. Концептуальные основы и методы размещения агроориентированного производства в регионах России. Орел, изд-во: ОрелГАУ, 2007. 226 с.

12. Регионы России. Социально-экономические показатели.2015: Р32 Стат.сб. / Росстат.-М., 2015. - 1266 с.

13. Россия в цифрах. 2016: Крат.стат.сб. / Росстат- M., Р76 2016 - 543 с.

14. Сапронова А.Б. Оценка инвестиционного потенциала АПК России и перспективы его развития // В сборнике:Современное состояние и основные тенденции развития хозяйствующих субъектов аграрной сферы экономики России Материалы научной конференции. 2003. С. 58-61

15. Сапронова А.Б. Соглашение о разделе продукции как перспективное направление политики стимулирования иностранных инвестиций в России // Экономические науки. 2009. №59. С.259-263

16. Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. №384-ФЗ «О федеральном бюджете на

2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»

17. Федеральный закон от 20 апреля 2015 г. №93-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период

2016 и 2017 годов»

18. Чистякова М.К. Моделирование инфляционных процессов аграрной сферы в регионах // Вопросы экономики и права. 2016. №5. С.82-88

19. Чистякова М.К., Плахов А.В. Развитие системы регионального антикризисного налогового регулирования // Вестник ОрелГАУ №4(61), Август 2016. С. 28-35

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.