УДК 330.342.3
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ В РАМКАХ РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ
ОТНОШЕНИЙ
С.П. Прудников, И.Н. Прудникова, Е.П. Прудникова
В статье сформулированы направления бюджетной политики, связанные с развитием системы межбюджетных отношений в регионе на среднесрочную перспективу Затрагиваются актуальные задачи, которые необходимо решить на уровне субъекта Российской Федерации с целью совершенствования бюджетного процесса в муниципальных образованиях.
Ключевые слова: бюджетная политика, межбюджетные отношения, направления бюджетной политики, финансовая поддержка местных бюджетов, межбюджетные трансферты, эффективность и результативность бюджетных расходов
Бюджетную политику в сфере межбюджетных отношений с муниципальными образованиями в Брянской области целесообразно сосредоточить на решении следующих ключевых задач:
- финансовое обеспечение перераспределения полномочий между уровнями публичной власти и обеспечение органами местного самоуправления соответствия объемов расходных обязательств реальным доходным источникам и источникам покрытия дефицита бюджета;
- обеспечение сбалансированности бюджетов бюджетной системы области, в том числе путем предоставления межбюджетных трансфертов, а также расширения налогового потенциала территорий и дальнейшего развития стимулов к наращиванию доходной базы местных бюджетов;
- последовательное сокращение дефицитов местных бюджетов, в том числе за счет реализации механизма оптимизации бюджетных расходов;
- обеспечение стабильности во взаимоотношениях между органами государственной власти и органами местного самоуправления и предсказуемости распределения межбюджетных трансфертов.
- укрупнение межбюджетных трансфертов в рамках ключевых направлений государственной политики;
- повышение финансовой самостоятельности местных бюджетов в использовании полученных межбюджетных трансфертов с одновременным повышением ответственности за результативность и эффективность их использования;
- повышение эффективности и результативности бюджетных расходов;
- дальнейшее развитие и совершенствование стимулов повышения качества управления бюджетным процессом на муниципальном уровне.
Решение поставленных задач возможно обеспечить за счет реализации следующих основных направлений бюджетной политики в сфере межбюджетных отношений с муниципальными образованиями:
1. Обеспечение формирования фондов финансовой поддержки муниципальных районов, городских округов и поселений с учетом изменения состава и стоимости полномочий органов местного самоуправления, обусловленного изменением бюджетного и налогового законодательства.
Планирование объемов расходных обязательств консолидированных бюджетов муниципальных образований с учетом индексации расходов при утверждении финансовых нормативов расходов (таблица 1).
Таблица 1
Финансовые нормативы отдельных социально-значимых расходов_
Размеры Размеры Размеры
№ п/п Наименование показателя Ед. измерения нормативов расходов на 2013 год нормативов расходов на 2014 год нормативов расходов на 2015 год Темп роста
ОБРАЗОВАНИЕ
1. Финансовый норматив на содержание одного ребенка в образовательных тыс.
учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования в МО руб. 48,7 11,180 11,770 105,3
«городской округ», «муниципальный
район»
2. Финансовые нормативы на содержание одного обучающегося в общеобразовательных учреждениях:
- в МО «городской округ»: на одного обучающегося; тыс. руб. 5,610 5,780 5,960 103,1
- в МО «городской округ»: на одного ребенка дошкольного возраста; 48,7 11,180 11,77 105,3
- в МО «муниципальный район»: на одного обучающегося; 7,810 8,050 8,311 103,2
- в МО «муниципальный район»: на 48,7 11,180 11,77 105,3
одного ребенка дошкольного возраста;
3. Финансовый норматив на содержание одного обучающегося в музыкальных, художественных школах и школах искусств в МО «городской округ» и «муниципальный район» тыс. руб. 19,5 21,230 21,570 101,6
4. Финансовый норматив на содержание остальных учреждений дополнительного
образования и прочих учреждений образования (в % от расходов по общеобразовательным школам): % 25 22 25 22 25 22 100,0 100,0
- в МО «городской округ»
- в МО «муниципальный район»
5. Финансовый норматив на дополнительное финансирование
мероприятий по организации питания в образовательных учреждениях муниципальных образований «городской округ» и «муниципальный район»: руб. 3,5 3,5 7,0 200,0
- на одного учащегося в день для всех
учащихся муниципальных образовательных и специальных (коррекционных) образовательных руб. 2,5 2,5 5,0 200,0
учреждений;
- на одного учащегося в день для
учащихся муниципальных образовательных и специальных (коррекционных) образовательных учреждений из малообеспеченных семей
- дополнительно
6. Норматив на осуществление расходов по выплате разовой материальной помощи к ежегодному отпуску работникам учреждений образования муниципальных образований руб. 2000 2000 2000 100,0
7. Норматив на содержание 1 школьного автобуса, оборудованного системой ГЛОНАСС тыс. руб. 376,599
КУЛЬТУРА
8. Норматив на содержание и организацию
работы учреждений культуры на одного жителя в год: руб. 697 756 842 111,0
- по городским округам и городским 697 756 717 95,0
поселениям
- по сельским поселениям
по межпоселенческим расходам (на 1 руб. 150 150 275 183,3
жителя района)
9. Норматив на осуществление расходов по выплате разовой материальной помощи к ежегодному отпуску работникам учреждений культуры муниципальных образований руб. 2000 2000 2000 100,0
ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ
11. Норматив на осуществление расходов в системе физической культуры и спорта (без учета расходов на содержание и
организацию работы спортивных сооружений на одного жителя руб. 15,3 15,3 15,3 100,0
муниципального образования в год):
по городским округам
по муниципальным районам руб. 4,7 4,7 4,7 100,0100,0
по поселениям 3,5 3,5 3,5
12. Норматив на осуществление расходов по выплате разовой материальной помощи к ежегодному отпуску работникам учреждений физической культуры и спорта МО руб. 2000 2000 2000 100,0
14. Норматив на организацию отдыха детей в
каникулярное время на одного ребенка, проживающего в муниципальных образованиях «городской округ» и руб. 312 312 1212 100,0
«муниципальный район» на одного
жителя МО в год
Обеспечение комплексной увязки инструментов социально-экономического развития муниципальных образований с политикой, связанной с обеспечением приоритетных направлений расходов, имеющих социально значимый характер при безусловном выполнении принятых социальных обязательств. Реализация данного направления, в том числе через формирование и исполнение программных бюджетов муниципальных образований.
Финансовое обеспечение муниципальных полномочий с тесной увязкой налоговых доходов, уплачиваемых налогоплательщиками в соответствующие бюджеты, с объемом, качеством и доступностью предоставляемых муниципальных услуг, что способствует повышению ответственности органов местного самоуправления за результаты проводимой политики на муниципальном уровне.
Сохранение практики наделения органов местного самоуправления муниципальных районов отдельными государственными полномочиями Брянской области по расчету и предоставлению дотаций бюджетам поселений на выравнивание бюджетной обеспеченности и на поддержку мер по обеспечению сбалансированности, что способствует развитию взаимоотношений между уровнями бюджетной системы, снижению степени концентрации финансовых ресурсов на уровне областного бюджета и укреплению сотрудничества между муниципальными районами и поселениями при решении вопросов местного значения.
2. Обеспечение сбалансированности бюджетов и умеренной долговой нагрузки с постепенным выходом на бездефицитные бюджеты муниципальных образований.
Необходимо продолжить курс проведения бюджетной политики, выстроенной на принципах ответственности и предсказуемости, подходить к планированию бюджетных
ассигнований на основе безусловного исполнения действующих расходных обязательств и исключая необоснованное принятие новых расходных обязательств.
Последовательное сокращение дефицита местных бюджетов, в том числе за счет оптимизации бюджетных расходов. В целях эффективного преодоления последствий кассовых разрывов, обусловленных цикличными экономическими спадами, необходимо создать нераспределенный резерв дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов, одновременно разработав механизм по эффективному управлению средствами резерва.
Реализация финансового обеспечения первоочередных расходов муниципальных образований должна осуществляться путем предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. Данный вид финансовой помощи должен стать основным видом межбюджетных трансфертов, предоставляемых из областного бюджета бюджетам муниципальных образований, способствующий сглаживанию диспропорций в уровне бюджетных возможностей и исполнения первоочередных расходов.
Вместе с тем, в целях повышения заинтересованности органов местного самоуправления муниципальных образований в увеличении доходной базы бюджетов муниципальных образований и финансового поощрения территорий, достигших наилучших показателей в сфере экономического развития, необходимо обеспечивать реализацию стимулирующих видов финансовой помощи, распределение и предоставление которых целесообразно осуществляться по результатам анализа показателей деятельности муниципальных образований.
3. Совершенствование механизмов оказания финансовой помощи муниципальным образованиям области при сохранении стабильности во взаимоотношениях между органами государственной власти области и органами местного самоуправления муниципальных образований.
Механизм финансового поощрения муниципальных образований, достигших наилучших результатов в сфере экономического развития, эффективности деятельности органов местного самоуправления, качества осуществления бюджетного процесса необходимо продолжить с учетом совершенствования системы оценки, в том числе на основании предложений органов местного самоуправления муниципальных образований.
4. Укрупнение межбюджетных трансфертов в рамках ключевых направлений государственной политики, повышение ответственности за результативность и эффективность их использования.
Укрупнение межбюджетных трансфертов, сокращение наименее эффективных видов финансовой помощи и повышение концентрации межбюджетных трансфертов на важнейших социально-экономических направлениях развития Брянской области одна из основных задач в рамках реализации данного направления.
В рамках формирования областного бюджета по программно-целевому принципу необходимо консолидировать действующий в настоящее время ряд субсидии в рамках соответствующих государственных программ по главным распорядителям средств бюджета. Такое объединение позволит расширить бюджетные полномочия муниципальных образований по управлению средствами, поступающими из областного бюджета, развить самостоятельности органов местного самоуправления в эффективном использовании средств местного бюджета. Одновременно необходимо продолжить работу по введению и корректировке по всем целевым трансфертам показателей результативности и эффективности их использования.
Объединение таких межбюджетных трансфертов возможно при условии перехода органов местного самоуправления к процессу формирования и реализации программных бюджетов муниципальных образований, включения соответствующих целевых программ в муниципальную программу, регулирующую сферу ответственности органа местного самоуправления.
5. Повышение эффективности и результативности бюджетных расходов, дальнейшее
развитие и совершенствование стимулов повышения качества управления бюджетным процессом на муниципальном уровне.
В целях повышения эффективности и результативности бюджетных расходов целесообразно обеспечить:
- реализацию муниципальных программ повышения эффективности бюджетных расходов;
- инвентаризацию, анализ финансового обеспечения и оптимизацию расходов местных бюджетов при одновременном формировании на уровне области механизма организационного и финансового содействия данному процессу;
- обеспечение реструктуризации бюджетной сети при одновременном повышении качества муниципальных услуг, совершенствование критериев качества предоставления услуг, методик расчета финансового обеспечения муниципальных заданий.
Повышение качества бюджетного процесса, соблюдение требований Бюджетного кодекса Российской Федерации и улучшение финансового положения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований остается приоритетной задачей государства, в том числе и в рамках реализации положений Концепции межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.
В этой связи важным элементом межбюджетных отношений продолжает оставаться мониторинг оценки качества организации осуществления бюджетного процесса, соблюдения требований бюджетного законодательства муниципальных образований.
С целью внедрения передовых технологий в практику управления бюджетным процессом необходимо скорректировать систему показателей оценки, в том числе на предмет перехода к программно-целевым методам организации бюджетного процесса муниципальных образований области, а также оценки качественного предоставление муниципальных услуг. По итогам такой оценки целесообразно осуществлять выделение финансовой помощи: дотации бюджетам муниципальных районов и городских округов на стимулирование по результатам мониторинга оценки качества организации и осуществления бюджетного процесса и субсидий бюджетам муниципальных образований на поддержку реализации муниципальных программ повышения эффективности бюджетных расходов.
В целях стимулирования повышения эффективности и качества организации и осуществления бюджетного процесса на муниципальном уровне особое внимание следует уделить работе с «высокодотационными» муниципальными образованиями. Целесообразно разработать механизм дифференцированного контроля за исполнением органами местного самоуправления муниципальных образований бюджетно-финансовых полномочий в зависимости от уровня «дотационности».
Необходимо выстроить систему взаимоотношений между регионом и муниципальными образованиями, которая позволит обеспечить повышение финансовой дисциплины органов местного самоуправления, улучшение финансовых показателей местных бюджетов, контроль за соблюдением основных условий предоставления межбюджетных трансфертов из областного бюджета, а также обеспечение выполнения условий соглашений о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджетов муниципальных образований.
The article contains directions of fiscal policy, associated with the development of the system of interbudgetary relations in the region in the medium term. Identified the most urgent problems to be solved on the level of subject of the Russian Federation with the purpose of improvement of the budget process in the municipalities.
Key words: fiscal policy, inter-budget relations, directions of budget policy, financial assistance to local budgets, interbudgetary transfers, the efficiency and effectiveness of budget expenditures
Список литературы
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации
2. Закон Брянской области от 13.08.2007 года № 126-З «О межбюджетных отношениях в Брянской области»
Об авторах
Прудников С.П. - кандидат экономических наук, доцент Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, [email protected]
Прудникова И.Н. - аспирантка Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, [email protected]
Прудникова Е.П. - аспирантка Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, [email protected]