УДК - 336
ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ С МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ОБРАЗОВАНИЯМИ: НА МАТЕРИАЛАХ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
С.П. Прудников, Е.П. Прудникова
В статье раскрываются финансовые аспекты механизма межбвджетных взаимоотношений субъекта РФ (Брянская область) и органов местного самоуправления муниципальных образований. Авторами дана оценка объемам финансовой поддержки городских и сельских территорий со стороны областного бюджета, а также выработаны направления совершенствования выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений) на региональном уровне. Проанализирована дифференциация муниципальных районов (городских округов) по уровню бюджетной обеспеченности, выработаны предложения по сокращению разрыва расчетной бюджетной обеспеченности территорий. В работе обосновывается необходимость применения механизма сбалансированности местных бюджетов.
Ключевые слова: межбюджетные отношения, выравнивание бюджетной обеспеченности, механизм финансовой поддержки, сбалансированность местных бюджетов.
Развитие системы межбюджетных отношений предполагает проведение на региональном и местном уровнях самостоятельной финансово-ориентированной бюджетно-налоговой политики. Ее основной целью должно стать создание условий для формирования местных бюджетов, позволяющих обеспечить равный доступ к получению государственных и муниципальных услуг на всей территории региона.
Одним из методов организации финансовых аспектов межбюджетных отношений с муниципальными образованиями является механизм бюджетного выравнивания. Данный процесс ориентирован на перераспределение ресурсов между бюджетами муниципальных образований в целях выравнивания доходной части нижестоящих бюджетов до оптимального уровня, предполагающего пропорциональное подтягивание бюджетной обеспеченности местных бюджетов, а так же поддержки мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов, согласно которым объем доходов обеспечит решение первостепенных задач, возникающих при реализации бюджетных обязательств, в том числе и на территории Брянской области.
Решение вопросов, направленных на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований в порядке, установленном федеральным законом, отнесено подпунктом 37 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации.
Общие принципы выравнивания бюджетной обеспеченности поселений и выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) установлены соответственно статьями 60 и 61 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Формализованный подход к формированию и распределению финансовой помощи из областного бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований и на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов, установленный областным законодательством, зарекомендовал себя положительно при формировании межбюджетных отношений органов государственной власти и органов местного самоуправления в Брянской области начиная с 1997 года, способствует открытости и прозрачности бюджетного процесса.
Законом Брянской области от 13.08.2007 № 126-3 "О межбюджетных отношениях в Брянской области" органы местного самоуправления муниципальных районов наделены отдельными государственными полномочиями по расчету и предоставлению дотаций поселениям за счет средств областного бюджета.
Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) распределяются с целью выравнивания финансовых возможностей муниципальных районов (городских округов) по осуществлению органами местного самоуправления полномочий по решению идентичных вопросов местного значения. С целью оказания финансовой помощи органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по осуществлению своих полномочий по решению вопросов местного значения в составе областного бюджета предусматривается дотация на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов муниципальных районов и городских округов (таблица 1).
Таблица 1
Средства областного бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности МР (ГО) и на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов муниципальных районов и городских округов
Показатели Средства областного бюджета
на выравнивание бюджетной обеспеченности МР (ГО) на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов муниципальных районов и городских округов
2009 г. 2010 г. 2011 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.
Общий объем, тыс. руб. 788153,0 926843,0 833339,0 466889,0 613119,0 761398,0
Прирост к предыдущему году, тыс.руб. 336485,0 138690,0 -93504,0 15221,0 146560,0 148279,0
Прирост к предыдущему году, % 174,5 117,6 89,9 103,4 131,4 124,2
Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений (в части городских округов) распределяются с целью выравнивания финансовых возможностей городских округов области по осуществлению органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения, идентичных полномочиям поселений (таблица 2).
Таблица 2
Средства областного бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений
(в части городских округов)
Показатели Средства областного бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений (в части городских округов)
2009 г. 2010 г. 2011 г.
Общий объем, тыс. руб. 46521,0 29226,0 31272,0
Прирост к предьдущему году, тыс.руб. 17296,0 -17295,0 2046,0
Прирост к предыдущему году, % 159,2 62,8 107,0
Полномочия по расчету и предоставлению дотаций поселениям за счет областного бюджета переданы органам местного самоуправления муниципальных районов в соответствии с Законом Брянской
области от 13.08.2007 N 126-3 "О межбюджетных отношениях в Брянской области".
Таблица 3
Средства областного бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов поселений
Показатели Средства областного бюджета
на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов поселений
2009 г. 2010 г. 2011 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.
Общий объем, тыс. руб. 160082,0 167277,0 178986,0 296764,0 387972,0 476123,0
Прирост к предыдущему году, тыс.руб. -19785,0 7195,0 11709,0 70151,0 91208,0 88151,0
Прирост к предьдущему году, % 89,0 104,5 107,0 131,0 131,0 122,7
Осуществление механизма бюджетного выравнивания обеспечит:
- повышение качества управления бюджетным процессом, повышение прозрачности процедур выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений;
- создание оптимально необходимого механизма, обеспечивающего поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов;
- увеличение финансовых возможностей органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.
Уровень бюджетной обеспеченности в расчете на одного жителя муниципального образования Брянской области в среднем увеличится за счет предусмотренных финансовых ресурсов в 2009 году - не менее чем на 1300 рублей, в 2010 году - не менее чем на 1700 рублей, в 2011 году - не менее чем 1700 рублей.
Рисунок 1 Уровень расчетной бюджетной обеспеченности на 2009 годсобственными доходами на одного жителя муниципального образования (до бюджетного выравнивания), рублей
В результате применяемой системы межбюджетного выравнивания уровень бюджетной обеспеченности наименее обеспеченного муниципального района будет доведен с 1000 рублей на одного жителя до 4700 рублей в 2009 году (рисунок 2).
Рисунок 2 - Уровень расчетной бюджетной обеспеченности на 2009 год с учетом финансовой помощи на одного жителя муниципального образования (после бюджетного выравнивания), рублей
Первоначальный разрыв по уровню бюджетной обеспеченности бюджетов муниципальных районов и городских округов, достигавший в 2009 году 6,0 раз предполагается сократить за счет средств межбюджетного регулирования до 1,52 раз.
Дифференциация муниципальных районов (городских округов) по уровню расчетной бюджетной обеспеченности будет сокращена в 2009 году в 3,95 раза, в 2010 году - в 4,28 раза, в 2011 году - в 3,58 раза.
Методика выстраивания межбюджетных отношений с местными бюджетами сводится к тому, что трансферты должны смягчать различия в уровне доходов. Принцип распределения помощи бюджетам городов и районов базируется не на дефицитности бюджетов муниципальных образований, то есть на расходах, а на среднедушевыхдоходахтерриторий и их поэтапном выравнивании.
Первый этап расчета методики предусматривает пропорциональное «подтягивание» муниципальных образований по обеспеченности собственными ресурсами до среднего по области уровня. Это порядка 90 % от объема фонда финансовой поддержки.
На втором этапе (100% фонда) бюджетная обеспеченность беднейших муниципалитетов доводится до максимально возможного уровня при данном объеме фонда финансовой поддержки. При этом расчет
объема финансовой помощи местным бюджетам исходит из необходимости баланса доходов и текущих расходов.
Методика расчета, таким образом, состоит из основного расчета с учетом индекса бюджетных расходов (ИБР), суть которого сводится к пропорциональному "подтягиванию" муниципальных образований, бюджетная обеспеченность которых ниже средней, до среднего по области уровня, а также доведении бюджетной обеспеченности беднейших муниципалитетов до максимально возможного уровня при данном объеме фонда финансовой поддержки. Расчет объема финансовой помощи местным бюджетам исходит из необходимости баланса доходов и текущих расходов. Учет расходных потребностей муниципальных образований осуществляется через индекс бюджетных расходов (ИБР) в привязке к численности потребителей бюджетных услуг.
Конечным результатом механизма выравнивания на территории Брянской области является:
- оказание финансовой помощи муниципальным образованиям области и выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований области;
- обеспечение прозрачности процедуры выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований и поддержки мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов;
- сокращение дифференциации финансовых возможностей муниципальных образований Брянской области по осуществлению органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения, сбалансированность местных бюджетов.
The financial aspects of the mechanism of inter-budgetary relations between the subject of Russia (Bryansk region) and local government municipalities are considered in this publication. The authors assess the volumes of financial support for urban and rural areas from the regional budget, and the direction of improvement of balance of the budgetary provision of the municipalities (municipalities, urban districts, urban and rural settlements) on the regional level are worked out by them. The differentiation of the municipal districts (urban districts) in terms of budgetary provision is analyzed; proposals to reduce the gap of calculated budget security areas are worked out. The article substantiates the need of application of the mechanism of balance of the local budgets.
The key words: Intergovernmental relations, balance of the budgetary provision, the mechanism of the financial support, balance of the local budgets.
Об авторах
Прудников С.П.- кандидат экономических наук, доцент кафедры управления, Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского.
Прудникова Е.П. -Брянский государственный университетимени академика И.Г. Петровского.