Научная статья на тему 'ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ'

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственное регулирование / государственные программы / санкции / приоритетные направления / отрасли экономики / инвестиции / импортозамещение / технологический суверенитет / цифровизация / government regulation / government programs / sanctions / priority areas / economic sectors / investments / import substitution / technological sovereignty / digitalization

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кравченко Лариса Анатольевна, Абибуллаев Мемет Серверович, Торопова Ирина Семеновна

Сегодня глобальная турбулентность носит характер глубокого структурного кризиса, обусловленного кардинальными технологическими и институциональными изменениями. В условиях санкционного давления на российскую экономику возрастает необходимость перехода к новой парадигме построения экономических ценностей и институциональных регуляторов экономических отношений, позволяющих эффективно решать проблемы обеспечения технологического суверенитета на основе достижения баланса экономических интересов. Стремительная цифровизация вызывает потребность комплексного исследования конкурентных условий приоритетных направлений развития в новых экономических реалиях. В статье рассмотрены научно-практические проблемы функционирования отраслей российской экономики, при этом подчеркнуто, что поиск путей развития высокоэффективной экономики требует обозначения основных приоритетов, системного использования внешних и внутренних ресурсов и реализации активной роли государства. В исследовании фиксируется внимание на том, что в России определены приоритетные направления национальной экономики, развитию которых со стороны государственного регулирования будет уделяться особое внимание, а именно: авиационная, медицинская, химическая, станкоинструментальная промышленность, а также автомобилестроение, железнодорожное, нефтегазовое, сельскохозяйственное, специализированное машиностроение, судостроение, фармацевтика, электроника и энергетика. Также рассмотрены структурные преобразования российской экономики и отмечается, что развитие цифровых технологий, программного обеспечения создали предпосылки к новой форме взаимодействия и управления во всех отраслях экономики. Показано, что процесс импортозамещения и дальнейшее преодоление влияния санкций связано с использованием механизма поддержки и стимулирования инвестиций в технологически сложные проекты, с дополнительными затратами на формирование собственных технологий и необходимостью подготовки специалистов для работы в новых условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кравченко Лариса Анатольевна, Абибуллаев Мемет Серверович, Торопова Ирина Семеновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIORITY DIRECTIONS OFTHE RUSSIAN ECONOMY: PROBLEMSAND PROSPECTS FOR DEVELOPMENT IN CONDITIONS OF DIGITIZATION

Today, global turbulence has the character of a deep structural crisis caused by fundamental technological and institutional changes. In the context of sanctions pressure on the Russian economy, there is an increasing need to transition to a new paradigm for building economic values and institutional regulators of economic relations, which make it possible to effectively solve the problems of ensuring technological sovereignty based on achieving a balance of economic interests. Rapid digitalization creates the need for a comprehensive study of the competitive conditions of priority areas of development in the new economic realities. The article examines the scientific and practical problems of the functioning of sectors of the Russian economy, while emphasizing that the search for ways to develop a highly efficient economy requires identifying the main priorities, the systematic use of external and internal resources and the implementation of the active role of the state. The study draws attention to the fact that Russia has identified priority areas of the national economy, the development of which will be given special attention by state regulation, namely: aviation, medical, chemical, machine tool industries, as well as automotive, railway, oil and gas, agricultural, specialized mechanical engineering, shipbuilding, pharmaceuticals, electronics and energy. The structural transformations of the Russian economy are also considered and it is noted that the development of digital technologies and software have created the prerequisites for a new form of interaction and management in all sectors of the economy. It is shown that the process of import substitution and further overcoming the impact of sanctions is associated with the use of a mechanism to support and stimulate investments in technologically complex projects, with additional costs for the formation of own technologies and the need to train specialists to work in new conditions.

Текст научной работы на тему «ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ»

УДК 338.24.004

Кравченко Лариса Анатольевна,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономической теории, Институт экономики и управления,

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г. Симферополь, Российская Федерация. Абибуллаев Мемет Серверович,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры финансов и кредита Институт экономики и управления,

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г. Симферополь, Российская Федерация. Торопова Ирина Семеновна,

кандидат экономических наук, доцент,

доцент кафедры государственного и муниципального управления, Институт экономики и управления,

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г Симферополь, Российская Федерация.

Kravchenko Larisa Anatolievna,

Ph.D. in Economics, Associate Professor,

Associate Professor of the Department of Economic Theory,

Institute of Economics and Management,

V.I. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol, Russian Federation.

Abibullaev Memet Serverovich,

Ph.D. in Economics, Associate Professor,

Associate Professor of the department Finance and credit,

Institute of Economics and Management,

V.I. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol, Russian Federation.

Toropova Irina Semenovna,

Ph.D. in Economics, Associate Professor,

Associate Professor of the Department of State and Municipal Administration, Institute of Economics and Management, V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Russian Federation.

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ

PRIORITY DIRECTIONS OF THE RUSSIAN ECONOMY: PROBLEMSAND PROSPECTS FOR DEVELOPMENT IN CONDITIONS OF DIGITIZATION

Сегодня глобальная турбулентность носит характер глубокого структурного кризиса, обусловленного кардинальными технологическими и институциональными изменениями. В условиях санкционного давления на российскую экономику возрастает необходимость перехода к новой парадигме построения экономических ценностей и институциональных регуляторов экономических отношений, позволяющих эффективно решать проблемы обеспечения технологического суверенитета на основе достижения баланса экономических интересов. Стремительная цифровизация вызывает потребность комплексного исследования конкурентных условий приоритетных направлений развития в новых экономических

82

реалиях. В статье рассмотрены научно-практические проблемы функционирования отраслей российской экономики, при этом подчеркнуто, что поиск путей развития высокоэффективной экономики требует обозначения основных приоритетов, системного использования внешних и внутренних ресурсов и реализации активной роли государства. В исследовании фиксируется внимание на том, что в России определены приоритетные направления национальной экономики, развитию которых со стороны государственного регулирования будет уделяться особое внимание, а именно: авиационная, медицинская, химическая, станкоинструментальная промышленность, а также автомобилестроение, железнодорожное, нефтегазовое, сельскохозяйственное, специализированное машиностроение, судостроение, фармацевтика, электроника и энергетика. Также рассмотрены структурные преобразования российской экономики и отмечается, что развитие цифровых технологий, программного обеспечения создали предпосылки к новой форме взаимодействия и управления во всех отраслях экономики. Показано, что процесс импортозамещения и дальнейшее преодоление влияния санкций связано с использованием механизма поддержки и стимулирования инвестиций в технологически сложные проекты, с дополнительными затратами на формирование собственных технологий и необходимостью подготовки специалистов для работы в новых условиях.

Ключевые слова: государственное регулирование, государственные программы, санкции, приоритетные направления, отрасли экономики, инвестиции, импортозамещение, технологический суверенитет, цифровизация.

Today, global turbulence has the character of a deep structural crisis caused by fundamental technological and institutional changes. In the context of sanctions pressure on the Russian economy, there is an increasing need to transition to a new paradigm for building economic values and institutional regulators of economic relations, which make it possible to effectively solve the problems of ensuring technological sovereignty based on achieving a balance of economic interests. Rapid digitalization creates the need for a comprehensive study of the competitive conditions of priority areas of development in the new economic realities. The article examines the scientific and practical problems of the functioning of sectors of the Russian economy, while emphasizing that the search for ways to develop a highly efficient economy requires identifying the main priorities, the systematic use of external and internal resources and the implementation of the active role of the state. The study draws attention to the fact that Russia has identified priority areas of the national economy, the development of which will be given special attention by state regulation, namely: aviation, medical, chemical, machine tool industries, as well as automotive, railway, oil and gas, agricultural, specialized mechanical engineering, shipbuilding, pharmaceuticals, electronics and energy. The structural transformations of the Russian economy are also considered and it is noted that the development of digital technologies and software have created the prerequisites for a new form of interaction and management in all sectors of the economy. It is shown that the process of import substitution and further overcoming the impact of sanctions is associated with the use of a mechanism to support and stimulate investments in technologically complex projects, with additional costs for the formation of own technologies and the need to train specialists to work in new conditions.

Keywords: government regulation, government programs, sanctions, priority areas, economic sectors, investments, import substitution, technological sovereignty, digitalization.

ВВЕДЕНИЕ

Современное мировое развитие характеризуется обострением глобальных проблем человечества, радикальными геополитическими и геоэкономическими изменениями, растущей неравномерностью и диспропорциональностью мировой экономики, ограниченными возможностями стран самостоятельно нейтрализовать общие угрозы, системными преобразованиями во всех секторах экономической деятельности, а также социальными противоречиями. Для решения обозначенных проблем, экономическая наука сталкивается с необходимостью поиска новых подходов в теории и практике государственного регулирования явлений и процессов, которые проявляются в различных сферах общества и отраслях экономики. Ученые подчеркивают, что сегодня в очередной раз актуализируются поиск не только новых источников экономического роста, но и механизмов обеспечения национальной безопасности, устойчивости и сохранения жизнеобеспечивающих экономических структур. При этом процесс принятия решений о направлениях развития экономики и о том, как она должна регулироваться, происходит в условиях растущей информационно-политической турбулентности [1]. Современные условия показывают, что в государственном регулировании нуждаются не только национальные экономики, но в не меньшей мере и международные экономические отношения, в сфере которых не действуют даже внутригосударственные правила и нормы [2]. Исследованию теоретических и методологических основ развития отраслей экономики, приоритетных направлений их государственного регулирования, а также проблем влияния санкций на российскую экономику посвящены многие научные работы [2, 3, 4, 5, 6, 7]. Несмотря на значительные достижения в научных исследованиях и накопленный опыт многих стран, происходящие кардинальные сдвиги в мировом хозяйстве, сопровождающиеся усилением соперничества между странами, требуют адекватных современным трансформациям инструментов управления развитием национальной экономики.

83

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Теоретическое обоснование возрастающей роли государства в периоды циклических колебаний зависит не только от построения модели экономического развития, но и от конкретных условий ее реализации, когда значительно изменяется масштаб и сложность производства, повышается его наукоемкость, трансформируются социально-экономические отношения в обществе.

Социально-экономическое развитие России зависит от множества факторов, однако в современных реалиях, одним из наиболее важных является развитие приоритетных отраслей, которые играют ключевую роль в привлечении инвестиций, повышении конкурентоспособности и обеспечении экономического роста. Кроме того, сегодня важной детерминантой экономического развития выступает цифровизация, представляющая собой процесс массового распространения в форме замены традиционных видов деятельности цифровыми технологиями или в виде их внедрения в отрасли экономики.

В этой связи целью статьи является исследование научно-практических проблем развития приоритетных направлений национальной экономики в условиях цифровизации. МЕТОДЫ

Примерно до последней трети XIX века, по мнению ученых, на экономическую науку решающее влияние оказывало социально-экономическое развитие, а после она находится под определяющим влиянием внутренних изменений в самой науке [8]. Как следствие рассмотрение проблем экономического развития все больше сместилось из теоретической в практическую плоскость. При этом главным методологическим принципом современных экономических исследований должно стать единство сущности понятий при использовании их различными экономическими науками и, одновременно, признание многоступенчатости сущности категорий, явлений и процессов. Так, методы современных научных исследований определяются необходимостью применения междисциплинарного подхода. В данном исследовании для изучения научных и институциональных основ функционирования национальной экономики применялись диалектический и исторический методы; для определения роли приоритетных отраслей экономики и выявления тенденций их развития в контексте цифровизации использован системный подход; для определения общих свойств и факторов трансформации производства и структуры экономики под влиянием политических и экономических процессов оперировали методами анализа и синтеза; статистический и графический методы позволили рассмотреть результаты и перспективы функционирования национальной экономики.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Сегодня происходит своеобразное изменение роли государства в системе институциональных критериев развития общества и гарантий его безопасности. Возникновение неэффективных институтов может не нарушить общего равновесия на рынке, но при этом существенно повлиять на уровень экономической безопасности и, как следствие, снизить гарантии её обеспечения со стороны государства. Механизм реализации этих гарантий неизбежно связан с обоснованием приоритетов государственного регулирования и определением институциональных основ экономического развития.

Россия находится в авангарде стран, стремящихся изменить существующую неолиберальную модель, допускающую перераспределение национального богатства в пользу финансово-олигархических групп. В условиях санкционного давления на российскую экономику ученые все чаще говорят о том, что возрастает необходимость перехода к новой парадигме построения экономических ценностей и институциональных регуляторов экономических отношений, позволяющих эффективно решать проблемы структурных трансформаций и обеспечения технологического суверенитета на основе достижения баланса экономических интересов [7]. Социально-экономическое развитие каждой страны всегда ориентировано на достижение национальных интересов. Соответственно, цели и содержание государственной политики экономического развития, а также совокупность инструментов её реализации зависят от этих ориентиров и трансформируются вместе с их изменением. Ученые отмечают, что масштабные преобразования в экономике требуют комплексных принципиальных изменений в системе государственного целеполагания экономического

84

развития. Эти серьезные изменения должны последовательно охватить все составляющие социально-экономической политики [3].

Национальные интересы меняются под воздействием различных факторов, но их содержание всегда направлено на обеспечение социально-экономической устойчивости, что является достаточно сложной проблемой. При современных тенденциях именно государство создает условия для деятельности экономических субъектов и берет на себя координацию основных процессов в национальной экономике, в частности, в приоритетных направлениях развития. Поиск путей развития высокоэффективной российской экономики обуславливает потребность системного использования внешних и внутренних ресурсов достижения технологического суверенитета и реализации национального экономического интереса. Новые экономические санкции как инструмент запретительных мер с целью принуждения России изменить экономический курс, выводят не только на необходимость поиска инструментов экономического роста, но и позволяют по-новому посмотреть на постановку концептуальной проблемы определения национальных приоритетов развития. Категория «национальные приоритеты» все чаще связывается со стратегией развития страны в контексте изменения ее роли в мировой геополитической ситуации. Отсюда сложность определения приоритетов, как с точки зрения теории, так и практики формирования системы государственного регулирования. Академик Л.И. Абалкин, анализируя экономические работы С.Ю. Витте, который указывал на необходимость учёта национальной специфики российской государственной модели и фактически определял влияние невещественных факторов (традиций, обычаев, религиозных воззрений) на развитие, отмечал, что наличие в этой модели высших национально-государственных интересов является принципиально важной основой для принятия государственных решений о развитии базовых отраслевых группировок, о разработке транспортной стратегии, сочетании принципов разумного протекционизма и открытой экономики [9]. Важно сказать, что эти замечания академика Л.И. Абалкина были сделаны задолго до реальных шагов современного российского государства по возращению к исторически обусловленным принципам поддержки развития базовых (стратегических) отраслей экономики.

Заслуживает внимания подход исследователей к формированию своеобразных «платформ» развития. С одной стороны, их формирование даёт мощный импульс развития всей экономике, с другой — весьма значимым остаётся вопрос о степени зависимости этого процесса от влияния государства, т.к. оно скрыто или явно будет поддерживать те отрасли, предприятия которых будут стратегически важны для реализации национальных приоритетов развития. Обратная модель саморегуляции этих секторов экономики может стать причиной возникновения «эффекта блокировки» (по терминологии Д. Норта) или «институциональной ловушки» (по терминологии В.М. Полтеровича). Поэтому тезис о том, что анализ регулирования рынка должен быть отделен от анализа закономерностей конкуренции на рынке, не согласуется с практикой взаимодействия крупнейших корпораций и государства в стратегических сферах экономики [9].

Исследования показывают, что ключевыми макроэкономическими факторами экономического роста являются основной и человеческий капитал, торговля, технологии, налогово-бюджетная и денежно-кредитная политика. Кроме того существуют различные инструменты и методы стимулирования экономического развития, в частности, посредством быстрой индустриализации, привлечения инвестиций, внедрения инноваций, либерализации торговли, субсидий, регулирования цен, мер по увеличению доходов и сбережений, программ социального обеспечения и т.д. Экономическое развитие сегодня предполагает повышение благосостояния не только за счет роста реального ВВП, но и за счет улучшения инфраструктуры, сокращение бедности, повышения грамотности, стандартов здравоохранения и ряда других показателей [10].

«В настоящее время происходит переход от пятого к шестому технологическому укладу, в основу которого входит комплекс нано-, биоинженерных и аддитивных технологий, которые, наряду с информационно-коммуникационными и когнитивными технологиями, составляют ключевой фактор роста нового технологического уклада. Переход к шестому технологическому укладу совершается через очередную технологическую революцию, кардинально повышающую эффективность основных направлений развития экономики» [4].

85

В современных условиях в России определены приоритетные направления национальной экономики, развитию которых будет уделяться особое внимание со стороны государственного регулирования. К таким приоритетным направлениям относятся: авиационная, медицинская, химическая, станкоинструментальная промышленность, а также автомобилестроение, железнодорожное, нефтегазовое, сельскохозяйственное, специализированное машиностроение, судостроение, фармацевтика, электроника и энергетика. К приоритетным направлениям отнесены отрасли, где текущий уровень локализации производства составляет менее 50 %, а также отрасли, которые являются «критическими для обеспечения технологического суверенитета». Так, в авиационной отрасли будут реализованы проекты по созданию гражданских и грузовых самолетов, беспилотных летательных аппаратов, космических аппаратов и спутников. Среди направлений развития судостроения в качестве приоритета обозначено производство судов, основных узлов и комплектующих для гражданского судостроения. В энергетической промышленности к приоритетным направлениям отнесено производство оборудования для энергетического машиностроения. В медицинской промышленности приоритетным считается создание кардиостимуляторов, протезов, хирургических инструментов и другого оборудования. Приоритетные направления нефтегазового машиностроения включают технологии для бурения и геологоразведки, производство оборудования для сжиженного природного газа, транспортировки нефти и газа, переработки углеводородного сырья, а также оборудование для разработки морских, шельфовых и арктических проектов. В сфере сельскохозяйственного машиностроения приоритетом является выпуск отечественных комбайнов, тракторов и комплектующих к ним. Наряду с этим, для проектов структурных преобразований в РФ определены приоритеты, необходимые для создания или модернизации инфраструктуры, позволяющей переориентировать транспортно-логистические потоки. Сюда относятся строительство морских портов, создание и развитие промышленных технопарков, строительство таможенных складов, а также услуги по транспортировке продукции [11].

Исходя из установленных национальных целей развития Российской Федерации, а также приоритетов социально-экономического развития и национальной безопасности, формируются цели государственных программ. В 2021 году Минэкономразвития России активно работало над реформированием госпрограмм, над использованием цифрового формата инструментов национальных (федеральных) проектов, а также Единого плана достижения национальных целей развития на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года. Следует особо отметить, что в новой системе государственные отраслевые программы направлены на развитие конкретных отраслей и сфер экономики, а комплексные программы, предусматривают решение межотраслевых задач и проблем территориального развития. Отраслевые государственные программы собирают все виды деятельности и расходы в конкретной отрасли, что обеспечивает прозрачность бюджета и работы государственных органов. В то же время в них маркируются показатели, мероприятия и параметры, связанные с реализацией комплексных госпрограмм. Таким образом, изменения позволят собрать в комплексных госпрограммах полную информацию о мероприятиях и полном объеме финансовых ресурсов, реализуемых в рамках отраслевых госпрограмм и направленных на решение комплексной госпрограммы. Важна синхронизация государственных программ с национальными целями, поскольку значительная часть мероприятий Единого плана реализуется в рамках этих программ, включая новые инициативы по социально-экономическому развитию [12].

Российская экономика в последние годы, как уже отмечалось, столкнулась с беспрецедентным давлением со стороны ряда стран, включая санкции и ограничения в отношении многих отраслей. Экономические санкции исследователи определяют как запретительные мероприятия, используемые одним субъектом международных экономических отношений по отношению к другому субъекту с целью принуждения последнего изменить политический и/или экономический курс. Санкции включают следующие основные мероприятия: исключение экономической помощи или кредитов; включение случаев экспроприации имущества, объектов собственности и денежных средств; ограничение значимого для объекта давления экспорта сырья, товаров и услуг и др. В последние годы произошло расширение санкционного инструментария: от широкомасштабных торговых эмбарго до таргетированных финансовых рестрикций или секторальных санкций, подрывающих экономику другой страны [13].

86

Но при этом можно сказать, что санкции, послужили триггером обретения экономического суверенитета России и совместно с другими факторами привели к тому, что за 2022 год ВВП сократился всего на 2,1 % по сравнению с 2,7 % в 2020 году. А уже в 2023 году Минэкономразвития РФ прогнозирует рост ВВП на 1,2, %, в 2024 году — 2,3 % [14]. Дать однозначную оценку влияния санкций на развитие экономики страны весьма затруднительно, что обусловлено, прежде всего, отсутствием систематизированной информации, а также широтой границ санкций, которые косвенно влияют на не связанные напрямую бизнесы из других отраслей. Однако было бы ошибкой считать, что санкции несут положительное влияние на национальную экономику. От введения современных санкций серьезно пострадали принципы открытости мировой торговли. Исторический опыт убедительно показывает, что часто издержки практической реализации такой политики превосходят получаемую выгоду. Санкции снижают объем импорта, могут привести к повышению внутренних цен на импортные товары и как следствие из-за растущего спроса на отечественные товары повышаются цены на них. Зашита и поддержка отдельных отраслей может повлечь потенциальную цепную реакцию (при поддержке одной отрасли рано или поздно аналогичная поддержка потребуется и другой), ограничение иностранной конкуренции, снижение качества и конкурентоспособности продукции, замедление развития предпринимательской инициативы, а также эффективности производства. Но меры поддержки будут оправданы в случае развития стратегически важных и в период становления новых отраслей экономики, а также для решения социальных проблем. Санкционные ограничения могут создавать преимущества одним экономическим агентам за счет других, что не способствует общему экономическому росту, поэтому поддержка должна осуществляться в совокупности с другими условиями стимулирования экономического развития. Следует отметить, что разное и неоднозначное влияние обусловлено тем, что в санкционный период одновременно действует множество разнонаправленных векторов как экономического, так и социального, политического, технико-технологического и культурного характера.

Анализ социально-экономической ситуации в России показывает, что отрасли экономики оказались по-разному готовы к новой экономической реальности. Так, наиболее уязвимым аспектом многих отраслей промышленности являются логистические цепочки, на которые значительное влияние оказало закрытие границ и разрыв экономических связей. В то же время некоторые отрасли (электроэнергетика и строительство и др.) остаются высокоустойчивыми к разрыву поставок, что обусловлено спецификой деятельности и ее концентрацией на территории России. Зависимость от импорта для некоторых отраслей экономики является значительной из-за сложности в краткосрочной и среднесрочной перспективе заменить импортное технологическое оборудование, например, телекоммуникациях и сельском хозяйстве. Однако альтернативные поставки материалов и комплектующих из стран, не поддержавших санкции, в определенной степени смягчают влияние этого фактора, а в некоторых отраслях (жилищное строительство) уже достигнут высокий уровень локализации производства материалов. Следует обратить внимание, что к разрушению логистической структуры и баланса между отраслями экономики также привела пандемия. В 2020 году Россия столкнулась со снижением экономической активности, занятости и доходов, когда одновременно оказали воздействие распространение коронавирусной инфекции и ухудшение условий внешней торговли. Вклад в восстановление экономики в 2021 г. внесли как производственные отрасли, так и отрасли, ориентированные на потребительский спрос. В дальнейшем при повышении деловой активности и реализации сбалансированной социально-экономической политики, восстановилась положительная динамика и ожидается увеличение прогнозных значений макроэкономических показателей (табл. 1). Российская экономика адаптируется в условиях жестких ограничений и, реагируя на различные внешние факторы, инвесторы активно вкладывают средства в развитие компетенций в электронике, авиастроении, автомобилестроении, машиностроении и других отраслях и сферах деятельности. Однако для развития современных компетенций и самообеспеченности критически важными технологиями, от которых зависит технологическая безопасность, требуется достаточно длительный период времени.

Положительных результатов в экономике удалось добиться во многом за счет того, что в последние годы проводилась ответственная макроэкономическая политика. Помимо этого, дает

87

Таблица 1. Основные макроэкономические показатели России, 2019-2024 гг. *

Показатель 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023г. (прогноз) 2024г. (прогноз)

Валовой внутренний продукт, прирост % к предыдущему году 1,4 -2,7 4,6 -2,1 1,2 2,3

Инвестиции в основной капитал, прирост % к предыдущему году 2,1 -1,4 7,6 4,6 6,0 2,3

Оборот розничной торговли, прирост % к предыдущему году 1,9 -4,1 7,3 -6,5 5,8 3,6

Реальные располагаемые денежные доходы населения, прирост % к предыдущему году 0,8 -1,4 3,4 -1,0 4,3 2,7

Уровень безработицы, % к рабочей силе 4,6 5,8 4,8 3,9 3,1 3,1

Индекс потребительских цен, % г/г 3,0 4,9 8,4 11, 9 5,8 7,2

* Составлено по данным [14, 15]

результаты и то, что растет объем сбережений в экономике, и государство направляет эти средства в инвестиционные и инфраструктурные проекты. Кроме того, на макроэкономическую устойчивость, безусловно, повлияла поддержка предпринимателей и принятые в 2022 году меры социальной поддержки, что позволило минимизировать финансовые последствия инфляции. Однако по итогам 2022 года в условиях санкций промышленное производство сократилось на 0,6 %, хотя рост показали отрасли, которые включают работу по гособоронзаказу. В 2023 году Министерство экономического развития Российской Федерации прогнозирует рост промышленного производства на 0,2 %. Но эксперты из Института экономики РАН указывают, что в 2023 году спад промышленного производства в России продолжится и составит 0,9 %, а в 2024 году возможен рост на 1,7 %. Относительно динамики производства в отдельных отраслях, отмечается, что в 2023 году сократится добыча полезных ископаемых и обрабатывающая промышленность на 1 % и 0,6 % соответственно [16].

Условия реализации социально-экономической политики принципиально изменились в 2022 году в связи с обострением геополитических противоречий. Введение новых экономических и финансовых санкций было направлено, с одной стороны, на дестабилизацию финансовой системы, а с другой стороны, на нанесение ущерба национальному экономическому потенциалу. В связи с этим экономическая политика в этот период была ориентирована на обеспечение финансовой и ценовой стабилизации при поддержке доходов граждан и содействие адаптации хозяйственных связей. Важную роль также сыграло укрепление суверенной финансовой инфраструктуры и стабилизационные мероприятия (временное повышение % ставок, контроль над потоками капитала, насыщение ликвидностью и капиталом финансовой системы и др.).

Стимулирование частной предпринимательской инициативы в инвестиционной сфере рассматривается сегодня в качестве одной из ключевых целей. Созданный в Российской Федерации набор механизмов поддержки инвестиционной деятельности позволяет рассчитывать на продолжение роста частных капиталовложений. По итогам первого полугодия 2023 года рост инвестиций составил 7,6 %. Во II квартале 2023 года наблюдался достаточно интенсивный рост инвестиций (12,6 %). В целом по итогам 2023 года ожидается рост инвестиций на 6 %, а на периоде 2024-2026 годов — рост инвестиций в основной капитал в среднем на уровне 3 % в год. Для этого потребуется обеспечить дополнительную стабильность условий для инвесторов, распределение рисков, поощрение инвестиций в технологически сложные проекты. Важно, отметить, что если в конце прошлого и в начале этого года росли бюджетные инвестиции, и бюджет действительно значительно поддержал экономику инфраструктурными проектами, то во втором квартале — это в первую очередь, рост частных инвестиций по разным отраслям экономики. Значительная часть крупных проектов финансируется, в том числе с привлечением заемных средств, и текущий уро-

88

вень процентных ставок для них является определенным вызовом. Правительство Российской Федерации различными инструментами, в том числе Фабрикой проектного финансирования, кластерной инвестиционной платформой и другими механизмами субсидирования смягчить этот эффект, чтобы все запущенные проекты были завершены и одновременно были новые отборы по поддержке инвестиций [17].

Рост инвестиционной активности позволит в среднесрочном периоде удовлетворять растущий потребительский спрос. Основным источником роста будет потребительский спрос, основанный на увеличении реальных доходов населения. Кроме того, низкая безработица подстегнет модернизацию предприятий, что положительно повлияет на динамику зарплат. В сегодняшних условиях ужесточение денежно-кредитной политики и повышение ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации ограничивает потребительскую активность, включая ипотечное кредитование, сдерживает инфляцию, но не дает возможности предоставлять длинные и дешевые кредиты для развития производства и бизнеса. При этом следует справедливо отметить, что, одновременно действуют многочисленные льготные субсидии и кредиты, и государство принимает комплекс адресных мер финансовой поддержки перспективных отраслей, которые могут создать фундамент развития других секторов национальной экономики.

Правительство Российской Федерации совместно с Центральным банком Российской Федерации, наряду с используемыми, разрабатывает и применяет новые инструменты бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики, адекватные современным запросам создания социально-экономической модели суверенного развития. К таким мерам можно отнести, подход к финансированию гособоронзаказа, введение цифрового рубля, принятие законодательных инициатив в рамках помощи предпринимательству, что поддерживает стремление бизнеса к инвестированию, созданию новых предприятий и развитию имеющихся перерабатывающих производств, тем самым ограничивая вывоз ресурсов в не переработанном виде [18]. В 2023 году приоритеты бюджетно-налоговой политики постепенно сместились от антикризисной повестки к реализации национальных целей развития. Акценты были сделаны на технологическом развитии, расширении инфраструктуры, социальной поддержке граждан и обеспечении безопасности страны. Одновременно ведется работа над совершенствованием Фабрики проектного финансирования и планируется активно использовать Фонд национального благосостояния. За последние два года средства ФНБ в объеме 3 трлн. рублей направлены на финансирование 15 проектов в сферах авиастроения, выкупа воздушных судов, судостроения и газохимии. Еще одним важным инструментом является таксономия проектов технологического суверенитета и структурной адаптации экономики, что позволит отделять приоритетные проекты в отраслях — не по признакам ОКВЭДов, а по качеству проектов [17].

«В перспективе траектория развития российской экономики, как отмечено в «Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов», будет в значительной степени определяться эффективной реализацией мер экономической политики, направленных на содействие структурной перестройке экономики, а именно: расширение внешнеэкономического взаимодействия с перспективными партнерами из дружественных государств и развитие необходимых для такого сотрудничества инфраструктур, в т.ч. транспортной и платежной; укрепление технологического суверенитета; обеспечение финансового суверенитета; опережающее развитие транспортной, коммунальной и социальной инфраструктур; повышение благосостояния граждан; обеспечение народосбережения, защита материнства и детства, поддержка семей, имеющих детей» [14].

Формирование нового экономического порядка и современный кризис ускорили процессы, связанные не только с трансформацией отдельных отраслей экономики, но и с распространением цифровых технологий. Чтобы обеспечить динамичный рост в этих экономических условиях, России необходимо сконцентрировать усилия и ресурсы на реструктуризации экономики, адаптации ее к изменениям в структуре спроса и укреплении своих конкурентных позиций на рынках [19]. Современные ИКТ из отдельного технологического сектора превратились в новый уклад жизни человека — с гаджетами, «умным домом», Интернетом вещей, 3В-печатью, виртуальной реальностью и

89

облачными хранилищами данных. Этот новый жизненный уклад влияет на все виды человеческой деятельности, приводя к росту производства, распределения, обмена и потребления.

Для России цифровизация является одним из приоритетных направлений и одной из национальных целей развития до 203 0 года. Цифровизация российской экономики и внедрение инновационных технологий в сферы экономической деятельности характеризуется таким показателем как «Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом внутреннем продукте» (табл. 2.) Данные показывают, что, хотя с 2011 г и происходит стабильный рост доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВВП и наибольшее значение данный показатель достигал в 2020 г (25 %), но уже в 2021 г и 2022г. наблюдается его снижение до 23,9 % и 22,6 % соответственно.

Таблица 2. Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом внутреннем продукте в 2011-2021 гг. (данные по ОКВЭД 2), % к предыдущему году *

2011г. 2012г. 2013 г. 2014г. 2015 г. 2016г. 2017г. 2018г. 2019г. 2020г. 2021г. 2022г.

19,6 20,2 21,0 21,6 21,1 21,3 21,8 21,3 22,2 25,0 23,9 22,6

* Составлено по данным [15].

«Активное использование цифровизации приводит, прежде всего, к росту удельного веса сектора ИКТ в валовой добавленной стоимости и удельного веса сектора ИКТ в численности занятого населения. Но хотя в последние несколько лет ИКТ-сектор рос опережающими темпами, вместе с тем, росла и его зависимость от импорта. Так, 70 % роста валовой добавленной стоимости (2,62 трлн. руб.) в 2021 году в данном секторе осуществлялось за счет импорта цифровых товаров и услуг. Вместе с тем, не смотря на очевидные успехи цифровизации в нашей стране, необходимо отметить, что технологические санкции создают комплекс проблем, из которых особенно актуальны следующие: угроза развития «триады сквозных технологий», лежащих в основе цифровизации; искусственного интеллекта (ИИ), Интернета вещей и Интернета 50; дефицит/недоступность специализированного иностранного софта приведут к удорожанию серверов, систем хранения данных и инструментов разработки программного обеспечения; угроза иностранного контроля над развитием отечественной промышленности в условиях цифровизации и роботизации отраслей» [13].

Традиционные модели отраслевого развития претерпевают цифровую трансформацию, и сегодня конкурентные преимущества имеют предприятия и отрасли, которые в основе своей деятельности создают цифровые экосистемы. Цифровизация дает возможность предприятиям снижать эксплуатационные расходы благодаря автоматизированным процессам обработки данных, отслеживать и анализировать всесторонние данные, проходящие через бизнес, и использовать это для создания новых продуктов и услуг, эффективнее работать с идеями от клиентов и сотрудников, что позволяет улучшать производственные процессы и развивать креативное мышление. В России расходы предприятий на создание и применение цифровых технологий имеют стабильно положительную динамику (рис. 1).

Высказывается также мнение, что ключевые секторы экономики будут стремиться использовать цифровизацию в системном сочетании с роботизацией производства, и через свои корпоративные лобби в государстве, влиять на принятие принципиальных решений в промышленной политике. В связи с этим государство должно быть субъектом активных мер, как в постановке приоритетных целей, так и в создании инструментов, исключающих негативное идеологические влияние и укрепляющих промышленный потенциал. Активная промышленная политика помогает преодолеть инертность рыночно-корпоративного подхода к структурным преобразованиям в экономике. Чтобы цифровизация как новая экономическая идеология не превратилась в инструмент посткапиталистической нетократии для переформатирования общества на фоне упадка промышленной базы, ученые указывают, на необходимость ее полного переосмысления. Роботизация национальной промышленности, и прежде всего в приоритетном направлении станкоинструменталь-ной отрасли, должна осуществляться на отечественной микроэлектронной базе. Требуется моби-

90

2,3 2,2 2,1 2 1,9 1,8 1,7

2017 2018 2019 2020

РЦс. 1. Динамика внутренних затрат организаций на создание, распространение и использование цифровых технологий и связанных с ними продуктов и услуг в Российской Федерации, % к ВВП [20]

лизация ресурсов для реализации не просто стратегии импортозамещения, а реиндустриализации. Следует также использовать и сложившуюся конъюнктуру во внешнеторговой деятельности, мобилизуя работу институтов развития. Это требует переориентации целей и механизмов промышленного развития на обеспечение экономической безопасности; приоритетности использования средств производства и технологий отечественного производства; корректировки задач циф-ровизации в системе целей промышленной политики; приоритетного развития капиталообразую-щих отраслей; расширения государственного инвестирования на программно-целевой основе [1].

В условиях расширяющейся цифровизации в российской экономике обозначены приоритетные отрасли для внедрения технологий искусственного интеллекта (ИИ). В первую очередь, это здравоохранение, сельское хозяйство, промышленность, строительство туризм и транспорт. Для выполнения задачи масштабирования и повсеместного внедрения технологий сегодня 53 % компаний внедрили ИИ-технологии, а еще 40 % планируют это сделать. Показатель внедрения технологий ИИ в экономику Российской Федерации сейчас оценивается в 20 %, к 2024 году планируется его увеличение до 50 % [21]. В 2022 г. были приняты ряд мер, стимулирующих развитие 1Т-отрас-ли: снижение налога на прибыль для 1Т-компаний с 3 % до 0 % до конца 2024 г.; сокращение страховых взносов за сотрудников компании до 7,6 %; наложение моратория на проведение налогового, валютного и других видов контроля. Дополнительные льготы для компаний 1Т-сферы дают возможность получения льготной ипотеки для сотрудников 1Т-компаний и льготных кредитов на текущую деятельность или новые проекты [22]. В 2023 году новые меры поддержки российской ИТ-отрасли предусматривали 14 млрд рублей на разработку и внедрение отечественного программного обеспечения, что поможет российским разработчикам активно развиваться и создавать альтернативные западным программные продукты. Далее государство планирует введение в меры поддержки отраслей экономики условия обязательного использования технологий искусственного интеллекта.

Использование ИИ будет продолжать расти, поскольку технологии становятся все более доступными и эффективными, что имеет значительный потенциал для повышения производительности в различных отраслях экономики. Развитие ИТ-отрасли с каждым годом играет все более значительную роль в национальной экономике, когда в результате санкций был взят вектор на импортозамещение программных продуктов. «Модель импортозамещения, направленная на развитие отечественной промышленности на основе увеличения внутреннего спроса, органично сочетается с механизмом государственного заказа. Потенциал государственного сектора как метода регулирования экономики может активно использоваться при реализации промышленной по-

91

литики, а его эффективность определяется не столько способностью решать коммерческие задачи, сколько степенью положительного влияния на макроэкономические параметры» [23]. Ключевым направлением остается устойчивое развитие производственных систем — как за счет реализации существующих и новых программ импортозамещения, так и промышленных мега-проек-тов, ориентированных на производство конкретной линейки высокотехнологичной продукции и снижение импортозависимости от конкретного продукта, а также использование кластерной инвестиционной платформы. Следует заметить, что сегодня в политическом дискурсе наблюдается перенос терминологии — отход от «импортозамещения» в пользу категорий суверенитета, развития и самодостаточности [24]. Резкая перезагрузка глобальных технологических рынков, национализация технических стандартов и перераспределение производства важнейших товаров доказали, что фундаментальную устойчивость может обеспечить технологический суверенитет. Под технологическим суверенитетом понимают способность того или иного вида экономической деятельности обеспечить народное хозяйство качественной продукцией, пусть даже частично за счёт её импортных поставок, но при обязательном условии возмещения импортных затрат за счёт поступлений от реализации собственного экспорта [6]. Технологический суверенитет в будущем позволит решить проблему обеспечения продовольственной и экономической независимости, укрепления национальной безопасности.

«В определенной степени реализацию долгосрочных проектов технологического суверенитета тормозит ограниченность возможностей импорта отсутствующих в России технологий, например, для автомобилестроения и авиационной промышленности. В телекоммуникационном секторе наиболее существенными ограничителями выступают исчерпанность возможностей экстенсивного развития и необходимость инвестирования в обновление оборудования в условиях технологических санкций и ухода из России значительной части западных партнёров. Для российской электроэнергетики основной задачей на ближайшие годы и долгосрочную перспективу становится реализация программы ускоренного замещения импортного оборудования, налаживание обслуживания и ремонта действующих электростанций с импортными компонентами» [25].

Раскрытие экономического потенциала России видится в достижении технологического суверенитета, в первую очередь за счет обрабатывающих отраслей. Лидером по темпам роста в 2023 и 2024 годах среди обрабатывающих отраслей может стать производство транспортных средств и оборудования (кораблей, самолетов, железнодорожных локомотивов, а также военной техники), где рост, по прогнозам, составит 22,3 %. Также в обрабатывающей промышленности на 11,6 % в 2023 году и на 23,8 % в 2024 году прогнозируется рост производства готовых металлических изделий (за исключением машин и оборудования). Минэкономразвития Российской Федерации сообщает, что обрабатывающая промышленность уже демонстрирует положительные темпы, и ожидается продолжение роста в 2024 году. Приоритетным будет развитие отраслей, ориентированных на внутренний спрос, в том числе в отраслях, где уверенно идет импортозамещение. Кроме того, по мере налаживания внешнеэкономических связей с новыми партнерами, ожидается положительная динамика в экспортно-ориентированных отраслях [16].

Устойчивый рост и технологический суверенитет возможен в случае одновременного выполнения определенных условий, а именно: не должно снижаться внутреннее потребление; требуется существенно нарастить объемы экспортных поставок; необходимо непосредственно технологически обеспечить рост продукции. Для укрепления технологического суверенитета России необходимо обеспечить инновационно-активный экономический рост—путем устранения регуляторных барьеров, стимулирования спроса и предложения отечественной инновационной продукции, а также развитие принципов «бесшовного» предоставления мер поддержки технологическим компаниям. Меры будут направлены на обеспечение национального контроля над набором технологий—определение технологических приоритетов, выполнение соглашений с технологическими компаниями о разработке сквозных технологий, стимулирование конкурирующих разработок и развитие новых форм интеграции научно-производственной и технологической деятельности. Также следует создавать стимулы для финансирования приоритетных для экономики видов деятельности, включая проекты, которые помогают обеспечить технологический суверенитет и структурную адаптацию экономики [14].

92

Для решения задач по укреплению технологического суверенитета требуется достижение опережающего роста отраслей экономики, где необходимо продолжать создание прочной научной и технологической базы, обеспечивать данные отрасли квалифицированными специалистами. Циф-ровизация, пандемия и новые экономические санкции являются ключевыми триггерами отраслевых изменений на рынке труда. Сейчас на рынке труда наибольший спрос сложился на специалистов в машиностроении, химическом секторе, в строительстве, на транспорте. В ближайшие несколько лет он будет также расти в сфере науки, здравоохранения, информационных технологий. Следует подчеркнуть, чтобы выпускники вузов и колледжей выходили на рынок труда с компетенциями, соответствующими современным запросам, были востребованными и конкурентоспособными, в системе образования нужны качественные изменения. Сегодня во многих регионах Российской Федерации быстро развивается федеральный проект «Профессионалитет», охватывающий 900 колледжей (четверть от общего числа), которые к концу 2024 года выпустят 150 тысяч компетентных специалистов. Подобная программа реализуется также на базе ведущих вузов и при участии крупных промышленных компаний. В России уже работает 30 передовых инженерных школ по приоритетным направлениям.

С целью создания собственных инновационных разработок и продуктов в условиях цифровизации необходимо обеспечение квалифицированными кадрами высокотехнологичных и наукоёмких секторов, таких как микроэлектроника, приборостроение, ядерная энергетика. Важно поддерживать исследовательские центры по подготовке научных кадров для развития сферы искусственного интеллекта. В 2022 году было трудоустроено более 100 аспирантов в исследовательские центры на базе 6 учебных заведений (Сколтех, МФТИ, ИСП РАН, Иннополис, ИТМО, НИУ ВШЭ), где будущие ученые могут получить практические навыки по профилю и готовить сложные цифровые решения для внедрения ИИ-технологий. Роль государства в подготовке специалистов, обладающих инновационными компетенциями, заключается не только в разработке и внедрении адаптированных к современным требованиям экономики образовательных стандартов, но и необходимости создания условий для активной стажировки специалистов, для возможности творчески подходить к решению задач и находить креативные способы достижения целей [26].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Однако в реальности российская модель цифровизации сталкивается с множеством проблем: сформированные механизмы, ограничивают коммуникацию с бизнесом; мягкий характер неокорпоративизма, непроработанные механизмы лоббирования, только формирующаяся экосистема стартапов и др. Следует также заметить, что цифровизация связана с рисками, как для отдельных отраслей, так и для национальной экономики в целом. Это связано со многими барьерами, которые необходимо преодолеть: устоявшаяся культура внутри компании и нежеланием меняться; недостаточный уровень информационно-компьютерной грамотности для обеспечения безопасности бизнеса; наличие монополизированных структур на рынке; киберугрозы; финансовые риски; недостаточная эффективность управления; ограниченность ресурсов в ИТ-секторе; защита цифровых данных и другие. Кроме того возникают управленческие и организационные риски, когда в процессе цифровизации и освоения новых отраслей многие компании не располагают эффективной стратегией и часто принимают неверные решения.

В связи с этим в условиях цифровизации особую роль в устойчивом развитии экономики и улучшения качества жизни населения должна играть активная государственная политика, направленная на поддержку приоритетных отраслей экономики. При этом в регулировании экономики необходимы дополнительные акценты: глубокие структурные преобразования для расширения наукоемких высокопроизводительных секторов экономики и повышения технологического уровня предприятий в рамках традиционных секторов экономики; расширение и усложнение продовольственной корзины; развитие внутренних экономических связей и достраивание национальных фрагментов глобальных цепочек добавленной стоимости [27]. Кроме того, необходима реализация сбалансированной налогово-бюджетной политики, которая предполагает уровень государственных расходов, достаточный для поддержания внутреннего спроса и экономики, ориентированной на предложение, при обеспечении долгосрочной бюджетной устойчивости и денежно-кредитной политики, учитывающей, наряду с целевым уровнем инфляции, потребность в финансовых ресурсах для структурных преобразований экономики.

93

ВЫВОДЫ

Происходящие технологические преобразования, трансформация социально-экономических отношений, территориальные и глобальные политические процессы, изменения в поведении потребителей влияют на различные отрасли экономики и отраслевые рынки. Для обеспечения технологического суверенитета России крайне важно развитие приоритетных направлений проектов, реализация которых будет способствовать достижению этой цели, а также позволит провести структурные преобразования экономики.

Прямые и косвенные санкции, существенное нарушение логистических и платёжных связей, уход ряда важных контрагентов, нехватка собственных технологий и рабочей силы, наличие проблем в транспортной системе — эти и другие факторы продолжают оказывать давление на ведущие отрасли российской экономики. Особенность последствий жесткого санкционного давления связана с резким разрывом устоявшихся экономических связей, что привело к сокращению производственных возможностей из-за глубины интеграционных связей в некоторых капиталоемких отраслях экономики. Однако российская экономика уже приспособилась к целому ряду ограничений, демонстрирует устойчивость к внешним шокам, произошла переориентация торговых отношений и предприятия ряда отраслей разрабатывают стратегии адаптации, помогающие оперативно и гибко реагировать на текущие вызовы.

Сложность, недостаточная изученность и нерешенность на теоретическом, и прикладном уровнях вопросов развития приоритетных отраслей российской экономики тесно связаны с поиском адекватных форм и методов регулирования, которые могли бы обеспечить суверенное развитие. Эффективное применение инструментов регулирования развития отраслей экономики в дальнейшем должно проводиться комплексно и согласованно со всеми составляющими социально-экономической политики с учетом изменяющихся условий и продолжающегося санкционного давления. Сегодня сохраняется необходимость поддерживать устойчивость продовольственных систем при одновременной реструктуризации рыночных процессов, логистических схем взаимодействия и экосистемных связей в различных отраслях, а также переориентации поставок в заинтересованные страны. При расширении сотрудничества с перспективными партнерами основное внимание следует уделять развитию транспортно-логистических коридоров для удовлетворения новых потребностей в экспорте и импорте. Основным вектором развития становиться формирование новой стратегии внешнеэкономической деятельности, углубление со странами-партнерами ЕАЭС интеграции, которая должна осуществляться не только в сфере взаимной торговли, но и в сфере производственной кооперации.

Россия давно осознала важность науки, технологий и инноваций для экономического развития, что отражено в системе приоритетов всех основополагающих стратегических документов. Важным фактором развития и возможностей во многих сферах экономики являются цифровые технологии, но скорость их внедрения и использования неоднородна, что привело к различному уровню цифровизации в отраслях. Применение цифровых технологий крайне важно для предприятий, выпускающих высокотехнологичную продукцию в космической, авиационной отраслях, энергомашиностроении, атомной промышленности, в отдельных секторах судостроения, машиностроения и станкостроения, а расширение цифровизации необходимо для обеспечения технологического суверенитета на основе отечественных технологий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Иванов А.С. Развитие отечественной промышленной политики: новые условия и факторы / А.С. Иванов, Т.В. Кленова, Д.А. Конева [Электронный ресурс] // Вестник Волгоградского государственного университета. Экономика. — 2023. — Т. 25. № 2. — С. 19-32. — Режим доступа: elibrary.ru/download/ elibrary_54369928_50540597.pdf (дата обращения: 05.10.2023).

2. Князев Ю.К. Современная экономика — синтез рынка и социального регулирования: Монография / Ю.К. Князев. — М.: ИНФРА-М, 2014. — 176 с.

3. Лившиц В.Н. Новая парадигма государственного регулирования экономики / В.Н. Лившиц. — М.: Институт экономики РАН, 2015. — 54 с.

4. Глазьев С.Ю. Глобальная трансформация через призму смены технологических и мирохозяйственных укладов / С.Ю. Глазьев [Электронный ресурс] // AlterEconomics. — 2022. — Т. 19. № 1. — С. 93-115. — Режим доступа: jet-russia.com/wp-content/uploads/2022/03/06_Glaziev.pdf (дата обращения: 05.10.2023).

94

5. Экономические санкции против России и российские антисанкции: издержки и выгоды конфронтации: монография / кол. авторов; под ред. Р.М. Нуреева. — 2-е изд., испр. — Москва : КНОРУС, 2021. — 254 с.

6. Шкодинский С.В. Влияние санкций на технологический суверенитет России / С.В. Шкодинский, А.М. Кушнир, И.А. Продченко [Электронный ресурс] // Проблемы рыночной экономики. — 2022. — N° 2. — С. 75-96. — Режим доступа: www.elibrary.ru/download/elibrary_49230957_39114816.pdf (дата обращения: 07.10.2023).

7. Бирюков В.В. Парадигмальные особенности разработки альтернативных стратегий исследования институциональной экономики [Электронный ресурс] // Наука о человеке: гуманитарные исследования. — 2022. — Том 16. № 4. — С. 188-196. — Режим доступа: journaLomga.su/wp-content/files/16.4/journal16-4-188-196.pdf (дата обращения: 20.09.2023).

8. Мировая экономическая мысль. Сквозь призму веков / Сопред. редкол. Г.Г. Фетисов, А.Г. Худокормов, Т. 5. — М.: Мысль, 2005.

9. Экономическая политика государства: новые факторы и механизмы реализации: монография / кол. авт. ; отв. ред. О.Е. Малых. — Сыктывкар: ГОУ ВО КРАГСиУ 2015. — 246 с.

10. Горда А.С. Детерминанты координации стратегий экономического развития на различных уровнях глобальной экономики / А.С. Горда [Электронный ресурс] // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2022. — № 2. — С. 159-170. — Режим доступа: www.elibrary.ru/download/elibrary_49524224_26859567.pdf (дата обращения: 15.09.2023).

11. Правительство утвердило перечень приоритетных отраслей технологического суверенитета [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.kommersant.ru/doc/5939507 (дата обращения 28.08.2023).

12. Новая система управления государственными программами Российской Федерации. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.economy.gov.ru/material/departments/d19/metodologicheskoe_obespechenie_ razrabotki_i_realizacii_gos_programm_rf/novaya_sistema_upravleniya_ gosudarstvennymi_programmami_rf/ (дата обращения: 25.09.2023).

13. Эффекты коронакризиса и новых экономических санкций в цифровой экономике: высшее образование и рынок труда : монография / [Г.В. Астратова, Е.Б. Бедрина, И.Б. Бритвина, В.В. Климук, и др.] ; под общ. ред. проф. Г.В. Астратовой ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский федеральный университет. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2022. — 285 с.

14. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.economy.gov.ru/material/file/ 310e9066d0eb87e73dd0525ef6d4191e/prognoz_socialno_ekonomicheskogo_razvitiya_rf_2024-2026.pdf (дата обращения 22.09.2023).

15. Эффективность экономики России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: rosstat.gov.ru/folder/ 11186 (дата обращения 20.09.2023).

16. В РАН назвали лидирующие и отстающие отрасли 2023-2024 годов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.rbc.ru/economics/30/06/2023/649d8c289a7947ba30027c04 (дата обращения 22.08.2023).

17. Максим Решетников обсудил с депутатами комитета Госдумы по бюджету и налогам прогноз социально-экономического развития РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.economy.gov.ru/material/news/ maksim_reshetnikov_obsudil_s_deputatami_komiteta_gosdumy_po_byudzhetu_i_nalogam_prognoz_ socialno_ ekonomicheskogo_razvitiya_rf.htm(дата обращения 06.10.2023).

18. Домащенко Г. А. Санкции как триггер к обретению финансово-экономического суверенитета страны / Г.А. Домащенко [Электронный ресурс] // Наука о человеке: гуманитарные исследования. — 2023. — Том 17. — № 3. — С. 224-232. — Режим доступа: journal.omga.su/wp-content/files/17.3/17.3.pdf (дата обращения 27.08.2023).

19. Кравченко Л.А. Антикризисное государственное регулирование в условиях новых вызовов и ограничений / Л.А. Кравченко, И.А. Троян // Вопросы региональной экономики. — 2021. — №2(47). — С. 111-119.

20. Кравченко Л.А. Развитие бизнеса в цифровой экосистеме: возможности, риски и управление / Л.А. Кравченко, И.А. Троян // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2023. — № 1(62). — С. 161-171.

21. МЭР назвало приоритетные отрасли экономики РФ для внедрения ИИ до 2024 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: tass.ru/ekonomika/17477947 (дата обращения 29.08.2023).

22. Рожкова Д.В. Приоритеты развития отечественных отраслей экономики в условиях реализации стратегии импортозамещения [Электронный ресурс]. — Режим доступа: cyberleninka.ru/article/n/prioritety-razvitiya-otechestvennyh-otrasley-ekonomiki-v-usloviyah-realizatsii-strategii-importozamescheniya (дата обращения 17.09.2023).

23. Бекмурзаева З.Х. К вопросу об основных инструментах госрегулирования индустриального развития на современном этапе / З.Х. Бекмурзаева // Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова. Общественные науки. — 2016. — № 4. — С. 107-110.

24. Крюкова О.Н. Обеспечение продовольственной безопасности: барьеры, инициативы, перспективы в трансграничных экосистемах / О.Н. Крюкова, О.В. Шумакова // Наука о человеке: гуманитарные исследования. — 2022. — Т.16. № 3. — С. 189-199.

95

25. Российская экономика. Aналитическое исследование [Электронный ресурс]. — Режим доступа: ratings.ru/files/research/corps/NCR_Horizons_Jun23 .pdf (дата обращения 29.08.2023).

26. Соколова A.H Экономические условия и приоритетные направления инновационного развития экономики России / A.H Соколова, E.A. Кабанник [Электронный ресурс] // Вестник Aлгайской академии экономики и нрава. — 2020. — N° 1-1. — С. 86-94. — Режим доступа: vaael.ru/ru/article/view?id=943 (дата обращения: 17.09.2023).

27. Россия в новую эпоху: выбор приоритетов и цели национального развития: эксперт. докл. / Я.И. Кузьми-нов (рук. авт. кол.) ; П.В. Орехин, П.Н. Нетреба (отв. ред.) ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики» [Электронный ресурс]. — М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. — 112 с. — Режим доступа: www.hse.ru/ mirror/pubs/share/401421877.pdf (дата обращения: 29.08.2023).

SPISOKLITERATURY

1. Ivanov A.S. Razvitiye otechestvennoy promyshlennoy politiki: novyye usloviya i faktory / A.S. Ivanov, T.V. Klenova, D.A. Koneva [Elektronnyy resurs] // Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika. — 2023. — T. 25. № 2. — S. 19-32. — Rezhim dostupa: elibrary.ru/download/elibrary_ 54369928_50540597.pdf (data obrashcheniya: 05.10.2023).

2. Knyazev Yu.K. Sovremennaya ekonomika — sintez rynka i sotsial'nogo regulirovaniya: Monografiya / Yu.K. Knyazev. — M.: INFRA-M, 2014. — 176 s.

3. Livshits VN. Novaya paradigma gosudarstvennogo regulirovaniya ekonomiki / VN. Livshits. — M.: Institut ekonomiki RAN, 2015. — 54 s.

4. Glaz'yev S.Yu. Global'naya transformatsiya cherez prizmu smeny tekhnologicheskikh i mirokhozyaystvennykh ukladov / S.Yu. Glaz'yev [Elektronnyy resurs] // AlterEconomics. — 2022. — T. 19. № 1. — S. 93-115. — Rezhim dostupa: jet-russia.com/wp-content/uploads/2022/03/06_Glaziev.pdf (data obrashcheniya: 05.10.2023).

5. Ekonomicheskiye sanktsii protiv Rossii i rossiyskiye antisanktsii: izderzhki i vygody konfrontatsii: monografiya / kol. avtorov; pod red. R.M. Nureyeva. — 2-ye izd., ispr. — Moskva : KNORUS, 2021. — 254 s.

6. Shkodinskiy S.V Vliyaniye sanktsiy na tekhnologicheskiy suverenitet Rossii / S.V Shkodinskiy, A.M. Kushnir, I.A. Prodchenko [Elektronnyy resurs] // Problemy rynochnoy ekonomiki. — 2022. — № 2. — S. 75-96. — Rezhim dostupa: www.elibrary.ru/download/elibrary_49230957_39114816.pdf (data obrashcheniya: 07.10.2023).

7. Biryukov VV Paradigmal'nyye osobennosti razrabotki al'ternativnykh strategiy issledovaniya institutsional'noy ekonomiki [Elektronnyy resurs] // Nauka o cheloveke: gumanitarnyye issledovaniya. — 2022. — Tom 16. № 4. — S. 188-196. — Rezhim dostupa: journal.omga.su/wp-content/files/16.4/journal16-4-188-196.pdf (data obrashcheniya: 20.09.2023).

8. Mirovaya ekonomicheskaya mysl'. Skvoz' prizmu vekov / Sopred. redkol. G.G. Fetisov, A.G. Khudokormov, T. 5. — M.: Mysl', 2005.

9. Ekonomicheskaya politika gosudarstva: novyye faktory i mekhanizmy realizatsii: monografiya / kol. avt.; otv. red. O.Ye. Malykh. — Syktyvkar: GOU VO KRAGSiU, 2015. — 246 s.

10. Gorda A.S. Determinanty koordinatsii strategiy ekonomicheskogo razvitiya na razlichnykh urovnyakh global'noy ekonomiki / A.S. Gorda [Elektronnyy resurs] // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2022. — № 2. — S. 159-170. — Rezhim dostupa: www.elibrary.ru/download/elibrary_49524224_26859567.pdf (data obrashcheniya: 15.09.2023).

11. Pravitel'stvo utverdilo perechen' prioritetnykh otrasley tekhnologicheskogo suvereniteta [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.kommersant.ru/doc/5939507 (data obrashcheniya 28.08.2023).

12. Novaya sistema upravleniya gosudarstvennymi programmami Rossiyskoy Federatsii. — [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.economy.gov.ru/material/departments/d19/metodologicheskoe_obespechenie_razrabotki_i_ realizacii_gos_programm_rf/novaya_sistema_upravleniya_gosudarstvennymi_programmami_rf/ (data obrashcheniya: 25.09.2023).

13. Effekty koronakrizisa i novykh ekonomicheskikh sanktsiy v tsifrovoy ekonomike: vyssheye obrazovaniye i rynok truda : monografiya / [G.V. Astratova, Ye.B. Bedrina, I.B. Britvina, V.V. Klimuk, i dr.] ; pod obshch. red. prof. G.V Astratovoy ; Ministerstvo nauki i vysshego obrazovaniya Rossiyskoy Federatsii, Ural'skiy federal'nyy universitet. — Yekaterinburg : Izd-vo Ural. un-ta, 2022. — 285 s.

14. Prognoz sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na 2024 god i na planovyy period 2025 i 2026 godov [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.economy.gov.ru/material/file/ 310e9066d0eb87e73dd0525ef6d4191e/prognoz_socialno_ekonomicheskogo_razvitiya_rf_2024-2026.pdf (data obrashcheniya 22.09.2023).

15. Effektivnost' ekonomiki Rossii [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: rosstat.gov.ru/folder/11186 (data obrashcheniya 20.09.2023).

16. V RAN nazvali lidiruyushchiye i otstayushchiye otrasli 2023-2024 godov [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.rbc.ru/economics/30/06/2023/649d8c289a7947ba30027c04 (data obrashcheniya 22.08.2023).

17. Maksim Reshetnikov obsudil s deputatami komiteta Gosdumy po byudzhetu i nalogam prognoz sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya RF [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.economy.gov.ru/material/news/ maksim_reshetnikov_obsudil_s_deputatami_komiteta_gosdumy_po_byudzhetu_i_nalogam_ prognoz_socialno_ ekonomicheskogo_razvitiya_rf.htm (data obrashcheniya 06.10.2023).

18. Domashchenko G.A. Sanktsii kak trigger k obreteniyu finansovo-ekonomicheskogo suvereniteta strany / G.A. Domashchenko [Elektronnyy resurs] // Nauka o cheloveke: gumanitarnyye issledovaniya. — 2023. — Tom 17. — № 3. — S. 224-232. — Rezhim dostupa: journal.omga.su/wp-content/files/17.3/17.3.pdf (data obrashcheniya 27.08.2023).

19. Kravchenko L.A. Antikrizisnoye gosudarstvennoye regulirovaniye v usloviyakh novykh vyzovov i ogranicheniy / L.A. Kravchenko, I.A. Troyan // Voprosy regional'noy ekonomiki. — 2021. — №2(47). — S. 111-119.

20. Kravchenko L.A. Razvitiye biznesa v tsifrovoy ekosisteme: vozmozhnosti, riski i upravleniye / L.A. Kravchenko, I.A. Troyan // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2023. — № 1(62). — S. 161-171.

21. MER nazvalo prioritetnyye otrasli ekonomiki RF dlya vnedreniya II do 2024 goda [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: tass.ru/ekonomika/17477947 (data obrashcheniya 29.08.2023).

22. Rozhkova D.V. Prioritety razvitiya otechestvennykh otrasley ekonomiki v usloviyakh realizatsii strategii importozameshcheniya [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: cyberleninka.ru/article/n/prioritety-razvitiya-otechestvennyh-otrasley-ekonomiki-v-usloviyah-realizatsii-strategii-importozamescheniya (data obrashcheniya 17.09.2023).

23. Bekmurzayeva Z.Kh. K voprosu ob osnovnykh instrumentakh gosregulirovaniya industrial'nogo razvitiya na sovremennom etape / Z.Kh. Bekmurzayeva // Vestnik Severo-Osetinskogo gosudarstvennogo universiteta im. K.L. Khetagurova. Obshchestvennyye nauki. — 2016. — № 4. — S. 107-110.

24. Kryukova O.N. Obespecheniye prodovol'stvennoy bezopasnosti: bar'yery, initsiativy, perspektivy v transgranichnykh ekosistemakh / O.N. Kryukova, O.V Shumakova // Nauka o cheloveke: gumanitarnyye issledovaniya. — 2022. — T.16. № 3. — S. 189-199.

25. Rossiyskaya ekonomika. Analiticheskoye issledovaniye [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: ratings.ru/ files/research/corps/NCR_Horizons_Jun23.pdf (data obrashcheniya 29.08.2023).

26. Sokolova A.P. Ekonomicheskiye usloviya i prioritetnyye napravleniya innovatsionnogo razvitiya ekonomiki Rossii / A.P. Sokolova, Ye.A. Kabannik [Elektronnyy resurs] // Vestnik Altayskoy akademii ekonomiki i prava. — 2020. — № 1-1. — S. 86-94. — Rezhim dostupa: vaael.ru/ru/article/view?id=943 (data obrashcheniya: 17.09.2023).

27. Rossiya v novuyu epokhu: vybor prioritetov i tseli natsional'nogo razvitiya: ekspert. dokl. / Ya.I. Kuz'minov (ruk. avt. kol.) ; P.V. Orekhin, P.N. Netreba (otv. red.) ; Nats. issled. un-t «Vysshaya shkola ekonomiki» [Elektronnyy resurs]. — M. : Izd. dom Vysshey shkoly ekonomiki, 2020. — 112 s. — Rezhim dostupa: www.hse.ru/mirror/pubs/ share/401421877.pdf (data obrashcheniya: 29.08.2023).

Статья поступила в редакцию 14 октября 2023 года Статья одобрена к печати 27 октября 2023 года

97

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.