ФИНАНСЫ
УДК 336.64
Воробьева Елена Ивановна,
доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры финансов и кредита, Институт экономики и управления,
ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г. Симферополь, Российская Федерация. Блажевич Олег Георгиевич,
кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита, Институт экономики и управления,
ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г. Симферополь, Российская Федерация.
Vorobyova Elena Ivanovna,
Doctor of Economic Sciences, Professor,
Professor of the Department of Finance and Credit,
Institute of Economics and Management,
V.I. Vernadsky Crimean Federal University,
Simferopol, Russian Federation.
Blazhevich Oleg Georgievich,
Ph.D. in Economics, Associate Professor,
Associate Professor of the Department of Business Finance and Credit, Institute of Economics and Management, V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Russian Federation.
РЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
IMPLEMENTATION OF NATIONAL PROJECTS ENSURING ECONOMIC GROWTH
IN THE RUSSIAN FEDERATION
Обеспечение экономического роста в государстве является первостепенной задачей как правительства Российской Федерации, так и её граждан. Создание национальной экономики инновационного типа, выполнение государством социальных обязательств, развитие эффективной цифровизации, разработка и использование новых технологий возможны только в условиях рационально организованной системы финансирования социально-экономического развития государства.
В процессе выполнения исследования рассматривались национальные проекты, обеспечивающие экономический рост в Российской Федерации. Для анализа литературных источников, цифрового материала, обоснования полученных результатов использовались различные общенаучные и специальные методы и приёмы, в частности экономико-статистические методы.
В результате проведённых исследований было установлено, что проектная организация финансирования российской экономики более эффективна в современных условиях, чем финансирование программно-целевым способом. Однако в реализации различных национальных проектов необходимо учитывать негативное воздействие внешних факторов на отечественную экономику и социальную среду, а также влияние внутренних факторов, которое является более управляемым, и разрабатывать, используя системный подход, мероприятия не только снижающие возможные риски, но и способствующие более полному использованию потенциала нашей страны.
На основе проведённых исследований были выявлены причины недостаточной эффективности реализации национальных проектов, обеспечивающих экономический рост, и разработаны рекомендации по их устранению.
В статье уделено внимание особенностям финансирования национальных проектов «Производительность труда и поддержка занятости», «Наука», «Цифровая экономика», «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», «Международная кооперация и экспорт», «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры».
5
Ключевые слова: экономический рост, национальные проекты, производительность труда, цифровая экономика, наука, малое и среднее предпринимательство, международная кооперация, магистральная инфраструктура.
Ensuring economic growth in the state is a paramount task for both the government of the Russian Federation and its citizens. The creation of an innovative type of national economy, the fulfillment by the state of social obligations, the development of effective digitalization, the development and use of new technologies are possible only in the conditions of a rationally organized system of financing the socio-economic development of the state.
In the course of the study, national projects that ensure economic growth in the Russian Federation were considered. To analyze literary sources, digital material, substantiate the results obtained, various general scientific and special methods and techniques were used, in particular, economic and statistical methods.
As a result of the research, it was found that the project organization of financing the Russian economy is more effective in modern conditions than financing in a program-targeted way. However, in the implementation of various national projects, it is necessary to take into account the negative impact of external factors on the domestic economy and social environment, as well as the influence of internal factors, which is more manageable, and to develop, using a systematic approach, measures not only to reduce possible risks, but also to contribute to a more complete use of potential of our country. On the basis of the conducted studies, the reasons for the insufficient effectiveness of the implementation of national projects that ensure economic growth were identified, and recommendations were developed for their elimination.
The article focuses on the peculiarities of financing the national projects «Productivity and Employment Support», «Science», «Digital Economy», «Small and Medium Enterprises and Support for Individual Entrepreneurial Initiative», «International Cooperation and Export», «Comprehensive Plan for Modernization and Expansion backbone infrastructure».
Keywords: economic growth, national projects, labor productivity, digital economy, science, small and medium business, international cooperation, backbone infrastructure.
ВВЕДЕНИЕ
Обеспечение экономического роста в Российской Федерации в современных условиях возможно только при рациональном использовании обширной ресурсной базы страны, эффективном применении финансовых инструментов для реализации Стратегии социально-экономического развития государства и обязательного учёта влияния процессов глобализации на национальную экономику.
Санкционное давление на нашу экономику со стороны западных государств, которое, в частности, выражается в запрете продажи России новых технологий и инновационного оборудования, вызывает необходимость изменения экономического курса Российской Федерации. Если идёт сокращение импорта, необходимого для высокотехнологичных производств национальной экономики, вводятся финансовые ограничения для российских банковских структур, санкции против внешнего долга России, то необходимо более полно использовать потенциальные возможности нашего государства для развития внутреннего рынка. Значительная часть доходов государственного бюджета длительное время формировалась за счёт продажи нефти и газа. Высокие цены на сырье позволяли получать достаточные средства для жизнеобеспечения россиян. Однако формирование доходной части государственного бюджета преимущественно за счёт продажи сырьевых ресурсов не способствовало экономическому развитию страны, по многим экономическим показателям и социальным стандартам наблюдалось не соответствие мировому уровню.
Предпринимаемые правительством Российской Федерации меры по развитию других секторов экономики привели к положительным изменениям. В доходах государственного бюджета увеличилась доля поступлений из производственной сферы, финансового сектора, креативных индус-трий. Однако наблюдается ещё значительное отставание наиболее важных направлений в национальной экономике от экономически развитых стран. Например, по глобальному индексу инноваций Россия находится на 47 месте среди других стран, на 15 месте по выпуску патентов на изобретения, на 48 по доле высокотехнологичных производств, на 43 по расходам на программное обеспечение в ВВП, на 71 по доле в экспорте информационных технологий, на 32 по уровню расходов на исследования и развитие [15]. Но есть и успешные направления, например, атомная энергетика самого высокого уровня, атомные ледоколы, волоконные лазеры, освоение космического пространства (по космическим запускам 3 место в мире), выпуск ракетных двигателей.
Фактически, имея высокий ресурсный потенциал, трудовые ресурсы, достаточные финансовые средства, можно обеспечить экономический рост в стране и соответственно улучшить качество жизни россиян.
ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
Обеспечение экономического роста в Российской Федерации возможно при эффективном формировании, рациональном распределении и целесообразном использовании финансовых ресурсов. Применение метода проектного финансирования экономических и социальных процессов позво-
6
ляет не только усилить контроль над расходами, выявляя нецелевое использование финансовых средств, а также неэффективное их распределение, но и, исследуя поэтапную реализацию национальных проектов, выявить потенциальные возможности российской экономики, устранить организационные недостатки, обеспечить согласованность во взаимодействии всех субъектов реализации национальных проектов.
В связи с выше изложенным целью статьи является исследование реализации национальных проектов, обеспечивающих экономический рост в государстве, и выявление возможностей наиболее эффективного финансирования национальной экономики.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Группа национальных проектов направления «Экономический рост» включает: производительность труда и поддержку занятости; цифровую экономику; науку; малое и среднее предпринимательство и поддержку предпринимательской инициативы; международную кооперацию и экспорт; комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (рис. 1). Такое выделение было обусловлено следующими факторами.
/-\
Группа национальных проектов «Экономический рост»
Национальный проект «Цифровая экономика Российской Федерации» Национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости» Национальный проект «Наука»
г
Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» Национальный проект «Международная кооперация и экспорт» Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года
Рис. 1. Проекты, входящие в группу национальных проектов «Экономический рост» (Составлено авторами)
Во-первых, высокая производительность труда и повышение уровня занятости всегда способствовали экономическому росту и повышению конкурентоспособности государства. Однако, в Российской Федерации недостаточный уровень производительности труда, что в значительной степени объясняется некачественной организацией трудовых процессов. Российская Федерация обладает богатыми природными ресурсами, имеет достаточно высокий интеллектуальный потенциал населения, культурное наследие мирового значения. При этом наблюдается значительное отставание по уровню производительности труда не только от развитых стран, но и от государств постсоветского пространства. Выявление причин, снижающих производительность труда, их устранение, а также разработка мероприятий, повышающих занятость населения, будут способствовать экономическому росту и улучшению качества жизни россиян.
Во-вторых, цифровизация экономики — это объективная необходимость обеспечения высокого уровня социально- экономического развития государства. На современном этапе развития общества невозможно без использования цифровых технологий перейти от преимущественно сырьевого типа экономики к инновационным формам экономических процессов, преобладанию высокотехнологических производств, активизации инвестиционной деятельности, а также обеспечить социальные стандарты мирового уровня.
В-третьих, науке в Российской Федерации требуется значительная государственная поддержка. Для создания конкурентоспособной экономики надо использовать отечественные научные разработки, осуществлять фундаментальные научные исследования, развивать практику внедрения
7
научных достижений. Важным является не только увеличение финансирования науки, что тоже, конечно, необходимо, но и механизм распределения финансовых ресурсов, устранение бюрократических барьеров, создание благоприятных условий для научно-исследовательской работы российских учёных.
В-четвертых, малое и среднее предпринимательство и поддержка предпринимательской инициативы также важны для обеспечения экономического роста. Крупные предприятия, корпорации. холдинги имеют конкурентные преимущества по сравнению с малым и средним бизнесом, но удовлетворить полностью потребности реального сектора экономики, обеспечить предоставление различных видов финансовых услуг, способствовать более качественной социальной защите населения без активизации малого и среднего предпринимательства и развития предпринимательской инициативы практически невозможно. Кроме того, повышение занятости населения, стимулирование трудовой активности граждан увеличивает доходную часть бюджетов государства, снижает социальную напряжённость, так как увеличение финансовых средств через налоговую систему позволяет выполнять различные виды социальных программ.
В-пятых, международная кооперация и экспорт в условиях высокой глобализации экономики позволяет на основе международного сотрудничества создавать высокотехнологические производства, осуществлять кооперацию с субъектами хозяйствования мирового уровня, использовать современные производственные технологии и организационные формы социальных процессов. Длительное время в экспоре Российской Федерации в значительной степени преобладали сырьевые ресурсы. В последнее время в результате выполнения поставленных задач в процессе реализации национальных проектов ситуация меняется и экспорт товаров с высокой долей добавленной стоимости увеличивается.
В-шестых, выполнение комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры позволяет существенно ускорить реализацию национальных проектов не только направления «Экономический рост», но направления «Комфортная среда для жизни», так как модернизация и расширение магистральной инфраструктуры обеспечивают более совершенную координацию не только экономических субъектов, но и органов социальной защиты населения, а также сокращают непроизводительные затраты.
На рисунке 2 представлена динамика совокупного финансирования Национальных проектов, образующих направление «Экономический рост». До 2021 (включительно) показатели фактические, а в последующих годах — прогнозные.
2018 год 2019 год 2020 год 2021 год 2022 год 2023 год 2024 год Рис. 2. Динамика совокупного финансирования направления «Экономический рост», за 2018— 2024 годы, млн руб. (Составлено на основании [8-13])
8
Наибольшее финансирование предполагается в 2022 году. Объёмы выделяемых средств определены в соответствии с поставленными правительством Российской Федерации целями и направлениями их достижения.
На рисунке 3 представлена динамика финансирования Национальных проектов, обеспечивающих экономический рост. Наибольшее финансирование приходится на проект «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» и проект «Цифровая экономика». Это обусловлено необходимостью улучшить транспортную составляющую инфраструктуры, что позволит создать условия для реализации инвестиционных проектов в реальном секторе экономики, обеспечив, в частности, своевременную доставку необходимых материалов, активизирует строительную отрасль, которая всегда зависит от транспорта, а также повысит мобильность населения, что положительно повлияет на рынок труда.
2500000
2000000
1500000
1000000
500000
2018 год 2019 год 2020 год 2021 год 2022 год 2023 год 2024 год
□ Комплексный план модернизации и р асшир ения магистральной инфра-структу ры на период до 2024 года
□ Национальный проект "Международная кооперация и экспорт"
□ Национальный проект
"Производительность труда и поддержка занятости'
□ Национальный проект "Цифровая экономика Российской Федерации1
□ Национальный проект "Малое и среднее предпринимательство и поддер жка индивидуальной предпринимательской инициативы"
□ Национальный проект "Наука"
Рис 3. Динамика финансирования Национальных проектов, образующих направление «Экономический рост», за 2018-2024 годы, млн руб. (Составлено на основании [8-13])
Увеличение финансирования проекта «Цифровая экономика» вызвано необходимостью внедрения цифровых технологий практически во всех сферах производства, предоставления услуг, а также социальной защиты населения. Кроме того, усиление санкционного давления на российскую экономику требует экстренного перехода на отечественное программное обеспечение и программно-аппаратные комплексы, так как сейчас зависимость от импорта в этой сфере высокая.
9
0
На рисунке 4 представлена структура финансирования Национальных проектов, образующих направление «Экономический рост».
12,611%
14,781
72,609
59,879%
65,553% 66 192% 65,467%
54,505%
64,117%
4,
0,493%
7,803%
0,622%
15,810%
5,949%
,073
2,828%
13,156%
7,523% 0,467%
%
11,202% 0,421%
0,632% 11,202%
,825
3,525%
%1
,376
%
5,207%
4,264% 3,829% 4,468%
' I * . * 1 I
453% 1
,560
%
5,333%
5,327%
13,209
5,961%
7,334%
I .
12,538%
□ Комплексный план модернизации и расширения магистр альной
инфраструктуры на период до 2024 года
□ Национальный проект 'Международная кооперация и экспорт"
□ Национальный проект
'Производительность труда и поддер жка занятости"
□ Национальный проект 'Цифровая экономика Российской Федерации"
□ Национальный проект "Малое и среднее пр ецпр иниматель -ство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы"
□ Национальный проект "Наука"
2018 год 2019 год 2020 год 2021 год 2022 год 2023 год 2024 год Рис. 4. Структура финансирования Национальных проектов, образующих направление «Экономический рост», за 2018-2024 годы, % (Составлено на основании [8-13])
'о
2
1
Наиболее значимым для экономического роста Российской Федерации является Национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости». Основные его характеристики представлены на рисунке 5.
На рисунках 6 и 7 представлена сравнительная характеристика производительности труда в развитых странах и в странах бывшего социалистического содружества. Показатели производительности труда в развитых странах значительно превышают аналогичные показатели в Российской Федерации. В странах Восточной Европы ниже российских показатели только в Болгарии, что обосновывает необходимость применения комплекса мер по повышению производительности труда и повышению занятости в нашей стране.
Для достижения поставленных целей и решения задач по их достижению в Национальном проекте «Производительность труда и повышение занятости» определены его составляющие. Феде-
10
------------------------------------------------------------1
Составные части национального проекта 1
Федеральный проект «Системные меры по повышению производительности труда» Федеральный проект «Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях» Федеральный проект «Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста про изво дите льности»
/ис. 5. Основные характеристики Национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости» (Составлено на основании [6, 12])
ральный проект «Системные меры по повышению производительности труда» включает стимулирование предприятий к повышению производительности труда посредством снижения административно-правовых ограничений, предоставления льготных займов Фонда развития промышленности, формирования системы методической и организационной поддержки в применении цифровых технологий, а также внедрения автоматизации в производственные процессы. К системным мерам поддержки относится и помощь государства в обеспечении международного содействия.
Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях учитывает особенности деятельности субъекта хозяйствования. Для конкретных предприятий разрабатываются информационные платформы, позволяющие лучше осуществлять взаимодействие работников, организуются курсы повышения компьютерной грамотности, внедряются инновационные формы трудовых процессов.
Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста производительности включает мероприятия по обновлению и стандартизации процессов службы занятости населения. Для повышения эффективности трудовой деятельности разрабатываются программы обучения и переподготовки кадров с учётом спроса и предложения на рынке труда и
11
Австралия США Канада Япония Республика Корея Израиль Швеция Швейцария Франция Финляндия Великобритания Норвегия Нидерланды Люксембург Италия Испания Ирландия Дания Германия Бельгия Австрия Россия
□ 2019 год
□ 2018 год
□ 2017 год
□ 2016 год
□ 2015 год
Т
-1-1-1-1-1-1-1
0 20000 40000 60000 80000 100000 120000 140000 160000 180000 200000 /ис. 6. Производительность труда в России и развитых странах мира, долл. США / чел. (Составлено на основании [14])
требований работодателей к своим сотрудникам. Службы занятости осуществляют контроль трудоустройства и при необходимости оказывают содействие в поиске рабочих мест [1, с. 156-157].
Реализация всего комплекса мероприятий по повышению производительности труда контролируется ответственными лицами.
Важной составляющей обеспечения экономического роста государства является цифровиза-ция экономики.
В национальном проекте «Цифровая экономика Российской Федерации» представлены цели и задачи для его реализации, а также составляющие проекта (рис. 8).
Национальный проект «Цифровая экономика Российской Федерации» финансируется значительными объёмами финансовых ресурсов (рис. 3). Это обусловлено необходимостью применения современных цифровых технологий не только в сферах производства и предоставления услуг,
12
90000 -|
80000 -
70000 -
60000 -
50000 -
40000 -
30000
2015 год 2016 год 2017 год 2018 год 2019 год
/ис. 7. Производительность труда в России и странах Восточной Европы, долл. США / чел.
(Составлено на основании [14])
но и в государственном управлении, а также в социальной среде. Кроме того, для обеспечения информационной безопасности и снижения зависимости от импорта российской экономики необходимо отечественное программное обеспечение и программно-аппаратные комплексы. Для этого нужны не только научные разработки российских учёных, но и обеспечение механизма внедрения инновационных технологий, стимулирование спроса на различные виды российской цифровой продукции и услуги по их технической поддержке.
В проект включены как разработки системного характера (макроуровень), так и специальные предложения, которые целесообразно ввести для отдельных сфер деятельности, а также для определённых субъектов цифровой экономики (мезо- и микро- уровни ).
На государственном уровне предполагается улучшить систему управления, в частности финансовыми ресурсами, обеспечив оптимальное формирование, распределение и использование бюджетных средств, усилить финансовый контроль, повысить финансовую грамотность населения.
Комплекс мероприятий направлен на внедрение отечественных цифровых технологий в конкретные сегменты. Например, в системе среднего образования уже используется и в дальнейшем получит развитие российское программное обеспечение, в том числе, электронная почта, мессенджеры, видео-конференц-связь и т. д. В федеральный проект «Кадры для цифровой экономики» будут внесены изменения, чтобы компенсировать образовательным структурам затраты на повышение квалификации и дополнительное образование сотрудников по цифровым специальностям. Внесено и получило поддержку предложение предоставить наиболее способным в 1Т направлении школьникам 8-11 классов двухлетний курс по современным языкам программирования.
В сфере здравоохранения уже активно используются цифровые технологии как в профилактической работе, так и лечебном деле. В настоящее время улучшена система диагностики, предоставляется возможность получения электронных больничных, рассмотрены предложения по началу дистанционных продаж и доставке рецептурных лекарств.
Безусловно, в социальной сфере цифровые технологии, искусственный интеллект никогда не заменят человека, квалифицированного специалиста, но рациональное использование современных технологий обеспечит дополнительные возможности социально-экономического развития государства, улучшения качества жизни россиян.
13
Россия
Болгария
Венгрия
Латвия
Литва
Польша
Румыния
Словакия
Словения
Чехия
Эстония
Национальный проект «Цифровая экономика Российской Федерации»
т/
Цели проекта
• увеличение внутренних затрат на развитие цифровой экономики за счет всех источников (по доле в валовом внутреннем продукте страны) не менее чем в три раза по сравнению с 2017 годом;
• создание устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения организаций больших объемов данных, доступной для всех домохозяйств;
• использование преимущественно отечественного программного обеспечения государственными органами, органами местного самоуправления и организациями.
Задачи проекта:
1. Создание системы правового регулирования цифровой экономики, основанной на гибком подходе к каждой сфере, а также внедрение гражданского оборота на базе цифровых технологий.
2. Создание глобальной конкурентоспособной инфраструктуры передачи, обработки и хра-
нения данных преимущественно на основе отечественных разработок
3. Обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров для цифровой экономики.
4. Обеспечение информационной безопасности на основе отечественных разработок при
передаче, обработке и хранении данных, гарантирующей защиту интересов личности, бизнеса и государства.
5. Создание «сквозных» цифровых технологий преимущественно на основе отечественных разработок.
6. Создание комплексной системы финансирования проектов по разработке и (или) внедрению цифровых технологий и платформенных решений, включающей в себя венчурное финансирование и иные институты развития.
7. Внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания государственных услуг, в том числе в интересах населения и субъектов
малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей. 8. Разработка и внедрение национального механизма осуществления согласованной политики государств — членов Евразийского экономического союза при реализации планов в области развития цифровой экономики.
Период реализации национального проекта первоначально 2019-2024 годы, впоследствии сроки реализация продлены до 2030 года.
Составные части национального проекта
Федеральный проект «Нормативное регулирование цифровой среды» Федеральный проект «Информационная структура» Федеральный проект «Кацры для цифровой экономики»
Федеральный проект «Информационная безопасность» Федеральный проект «Цифровые технологии» Федеральный проект «Цифровое государственное управление»
Рис. 8. Основные характеристики Национального проекта «Международная кооперация и экспорт» (Составлено на основании [7, 13])
14
Для реализации всего комплекса национальных проектов большое значение имеют научные исследования, а также успешная практика внедрения их результатов.
Национальный проект «Наука» предполагает выход Российской Федерации на лидирующие позиции мировой науки. В проекте определены цели, достижение которых будет способствовать успешной реализации направлений научного развития и задачи, которые необходимо будет решить (рис. 9). Объёмы финансирования достаточны, хотя и меньше, чем объёмы финансирования науки в странах, входящих в первую пятёрку по уровню научной эффективности.
Национальный проект «Наука»
1/
Цели проекта:
• обеспечение присутствия Российской Федерации в числе пяти ведущих стран мира, осуществляющих научные исследования и разработки в областях, определяемых приоритетами научно-технологического развития;
• обеспечение привлекательности работы в Российской Федерации для российских и зарубежных ведущих ученых и молодых перспективных исследователей;
• опережающее увеличение внутренних затрат на научные исследования и разработки за счет всех источников по сравнению с ростом валового внутреннего продукта страны.
Задачи проекта:
1. Создание не менее 15 научно-образовательных центров мирового уровня на основе интеграции университетов и научных организаций и их кооперации с организациями, действующими в реальном секторе экономики (далее — компании-участники НОЦ).
2. Создание научных центров мирового уровня, включая сеть международных математических центров и центров геномных исследований.
3. Обновление не менее 50 процентов приборной базы ведущих организаций, выполняющих научные исследования и разработки.
4. Развитие передовой инфраструктуры научных исследований и разработок, инновационной деятельности, включая создание и развитие сети уникальных установок класса «мегасайенс».
5. Формирование целостной системы подготовки и профессионального роста научных и научно-педагогических кадров, обеспечивающей условия для осуществления молодыми учеными научных исследований и разработок, создания научных лабораторий и конкурентоспособных коллективов.
Период реализации национального проекта первоначально 2019-2024 годы, впоследствии сроки реализация продлены до 2030 года.
Рис. 9. Основные характеристики Национального проекта «Наука» (Составлено на основании [5, 11])
Однако финансирование науки имеет свои особенности. Большое значение для повышения результативности научных исследований имеет система распределения финансовых ресурсов и разработка мероприятий контроля над расходами. Если финансирование прикладной науки можно организовать от стартовых инвестиций до конечного результата, то финансирование фундаментальной науки осуществляется гораздо сложнее, а результат в некоторых случаях непредсказуем. При этом фундаментальная наука создаёт основу для экономического роста, обеспечивает разработку системных инноваций, способствует появлению новых отраслей промышленности и технологий, позво-
15
ляющих решать достаточно важные социальные задачи. Основную роль в финансировании фундаментальной науки, безусловно, играет государство, но в этом процессе обязательно должны участвовать учёные, которые будут непосредственно осуществлять научные исследования.
В национальном проекте определена одна из целей по обеспечению привлекательности работы отечественных и зарубежных учёных в Российской Федерации. Для достижения этой цели необходимо не только материальное вознаграждение за научную деятельность, что, конечно, тоже очень важно, но и устранение бюрократических барьеров, предоставление возможности научным работникам повышать свой профессиональной уровень.
С другой стороны, следует отметить, что отставание в инновационном развитии преодолеть только за счёт государственного бюджета и налоговых льгот невозможно. Необходимо активизировать бизнес, промышленников, чтобы они участвовали и в финансировании новых технологий, и в их внедрении. Если бизнес будет заинтересован в повышении своей технологической конкурентоспособности, а государство с помощью административных и косвенных экономических методов будет оказывать поддержку предпринимателям в преодолении так называемых «технологических разрывов», вызванных прямой зависимостью от импорта, то тогда эффективное финансирование обеспечит экономический рост в стране.
Для решения экономических и социальных задач в Российской Федерации необходимо развитие малого и среднего предпринимательства, а также поддержка индивидуальной предпринимательской активности.
Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» по целям и задачам должен быть реализован с учётом этапов осуществления национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости». Однако малое и среднее предпринимательство, а также предпринимательская инициатива имеют свои особенности и выделение характерных составляющих проекта является целесообразным (рис. 10).
Для достижения цели, поставленной в национальном проекте, необходимо не только выполнить комплекс запланированных мероприятий, но и учесть изменение условий реализации проекта, иными словами создать гибкую систему осуществления проекта, в которой была бы предусмотрена угроза воздействия внешних и внутренних рисков.
В федеральном проекте «Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности», который входит в состав национального проекта, предложены мероприятия по снижению административной нагрузки на малый и средний бизнес, а также выявлены недостатки в предоставлении доступа самозанятых граждан к информации о возможных упрощённых формах ведения налоговой отчётности. В целом реализация этого проекта достаточно успешна, но пандемия коронавиру-са отрицательно сказалась на малом и среднем бизнесе и первоначально увеличивающееся число субъектов малого и среднего бизнеса стало сокращаться. Негативное воздействие такого внешнего риска постепенно стало снижаться благодаря поддержке государства как финансовой, так и административной, но и благодаря предпринимательской активности, которая выражалась в переходе к новым формам ведения бизнеса с использованием современных технологий.
Федеральный проект «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовой поддержке, в том числе к льготному финансированию» позволил получить значительное число грантов, микрозаймов, льгот, что положительно сказалось на эффективности предпринимательской деятельности.
Создание системы акселерации субъектов МСП позволило обеспечить ускоренное развитие в таких областях как городская среда, научно-техническая сфера, экология, социальная сфера. Преимуществом малого и среднего бизнеса является его гибкость, которая выражается в его высокой адаптивности к изменяющимся условиям внешней среды.
Однако для популяризации предпринимательства надо продолжать осуществлять всестороннюю поддержку бизнеса и стимулировать предпринимательскую активность.
Важным направлением социально-экономического развития государства является расширение международного сотрудничества.
Реализация национального проекта «Международная кооперация и экспорт» необходима в условиях глобализации экономики, обострения конкуренции на мировом уровне, усиления нестабильности социальных процессов. В проекте определены цели, поставлены задачи и обозначены направления их решения (рис. 11).
16
Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»
Цель проекта:
• увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей.
Задачи проекта:
1. Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности, включая упрощение налоговой отчётности для предпринимателей, меняющих расчетно-кассовую технику.
2. Обеспечение благоприятных условий осуществления деятельности самозанятыми гражданами посредством создания нового режима налогообложения, предусматривающего передачу информации о продажах в налоговые органы РФ в автоматическом режиме, освобождение от обязанности предоставлять отчётность, а также оплату единого платежа с выручки, включающего в себя
страховые взносы.
3. Упрощение доступа к льготному финансированию, в том числе ежегодное увеличение объёмов льготных кредитов, выдаваемых субъектам малого и среднего предпринимательства, включая
индивидуальных предпринимателей.
4. Развитие инструментов фондового рынка для использования субъектов МСП в целях получения доступа к дополнительным источникам финансирования.
5. Повышение доступности инструментов лизинга для субъектов МСП.
6. Повышение доступности финансирования микро- и малого бизнеса за счёт микрофинансовых организаций (МФО) и краудфандинга.
7. Создание цифровой платформы, ориентированной на информационную поддержку производственной и сбытовой деятельности субъектов МСП, включая индивидуальных предпринимателей.
8. Обеспечение упрощённого доступа для субъектов МСП к мерам поддержки, услугам и сервисам организаций инфраструктуры развития МСП и сбыта товаров и услуг.
9. Совершенствование нормативно-правового регулирования системы закупок, осуществляемых крупнейшими заказчиками у субъектов МСП, включая индивидуальных предпринимателей.
10.Повышение качества закупочной деятельности крупнейших заказчиков.
11. Создание системы акселерации субъектов малого и среднего предпринимательства, включая ИП, в том числе инфраструктуры и сервисов поддержки, а также их ускоренное развитие в таких областях, как благоустройство городской среды, научно-техническая сфера, социальная сфера и экология.
12. Модернизация системы поддержки экспортёров — субъектов малого и среднего предпринимательства.
13. Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации.
14. Формирование положительного образа предпринимателя.
15. Выявление предпринимательских способностей и вовлечение в предпринимательскую деятельность лиц, имеющих предпринимательский потенциал и (или) мотивацию к созданию собс т-венного бизнеса.
Период реализации национального проекта первоначально 2019-2024 годы, впоследствии сроки реализация продлены до 2030 года.
Составные части национального проекта Федеральный проект «Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности» Федеральный проект «Расширение доступа субъектов МСП к финансовой поддержке, в том числе к льготному финансированию»
Федеральный проект «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» Федеральный проект «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» Федеральный проект «Популяризация предпринимательства»
Рис. 10. Основные характеристики Национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (Составлено на основании [3, 9])
17
Национальный проект «Международная кооперация и экспорт»
И
Цели проекта:
• Формирование эффективной системы разделения труда и производственной кооперации в рамках Евразийского экономического союза в целях увеличения объёма торговли между государствами-членами Союза не менее чем в полтора раза.
• Обеспечение роста объёма накопленных взаимных инвестиций в полтора раза.
Задачи проекта:
1. Ориентация промышленной и торговой политики, включая применяемые механизмы государственной поддержки, на достижение международной конкурентоспособности российских товаров (работ, услуг) в целях обеспечения их присутствия на внешних рынках.
2. Создание новой товарной массы продукции АПК. В том числе продукции с высокой добавленной стоимостью путём технологического перевооружения отрасли и иных обеспечивающих мероприятий.
3. Создание экспортно-ориентированной товаропроводящей инфраструктуры.
4. Устранение торговых барьеров (тарифных и нетарифных) для обеспечения доступа продукции АПК на целевые рынки.
5. Создание системы продвижения и позиционирования продукции АПК.
6. Строительство (модернизация); пунктов пропуска через государственную границу РФ.
7. Устранение логистических ограничений. В том числе регуляторных при экспорте товаров с использованием железнодорожного, автомобильного и морского транспорта.
8. Достижение объёма экспорта оказываемых услуг в размере 100 млрд долларов США в год к 2024 году.
9. Сокращение административных процедур и барьеров в сфере международной торговли, включая отмену избыточных требований при лицензировании экспорта и осуществление валютного контроля. Организация (к 2021 году) взаимодействия участников внешнеэкономической деятельности и субъектов международной торговли с органами государственной власти. В том числе с контролирующими органами и иными организациями в электронной форме по типу «Одного окна».
10. Организация (к 2021 году) взаимодействия участников внешнеэкономической деятельности и субъектов международной торговли с органами государственной власти. В том числе с контролирующими органами и иными организациями в электронной форме по типу «Одного окна» на базе цифровой платформы РЭЦ.
11. Развитие и модернизация российской лабораторной базы.
12. Завершение создания гибкой линейки финансовых инструментов поддержки экспорта (к 2021 году), включая экспортное и акционерное финансирование, лизинг и долгосрочные меры под-
держки.
13. Создание единой системы институтов продвижения экспорта, которая предусматривает модернизацию торговых представительств РФ в иностранных государствах.
14. Завершение формирования в рамках Евразийского экономического союза общих рынков товаров, услуг, капитала и рабочей силы, включая окончательное устранение барьеров, ограничений и отмену изъятий в экономическом сотрудничестве при одновременном активном использовании механизмов совместной проектной деятельности.
Период реализации национального проекта первоначально 2019-2024 годы, впоследствии сроки реализация продлены до 2030 года.
Составные части национального проект а
Федеральный проект «Про-мышлен ный экс порт » Федеральный проект «Экспорт продукции АПК» Федеральный проект «Экспорт услуг»
Федеральный проект «Логистика международной торговли» Федеральный проект «Системные меры содействия международной кооперации и экспорту»
Рис. 11. Основные характеристики Национального проекта «Международная кооперация и экспорт» (Составлено на основании [4, 10])
Достижение цели национального проекта по формированию эффективной системы разделения труда и производственной кооперации в рамках Евразийского экономического союза обосновано достаточно высокими экспортными возможностями Российской Федерации и новым подходом нашего государства к организации международного сотрудничества.
Создание системы продвижения товарной массы продукции АПК, устранение логистических барьеров, формирование экспортно-ориентированной товаропроводящей инфраструктуры будут способствовать не только увеличению экспорта, но улучшению его качества.
Переход от сырьевого экспорта к экспорту продукции с высокой добавленной стоимостью возможен по многим причинам:
Во-первых, в стране имеются собственные энергоресурсы.
Во-вторых, обширная сырьевая база, включая редкоземельные элементы.
В-третьих, уже создана и функционирует система поддержки экспорта с помощью финансовых инструментов, в которую входят акционерное финансирование, лизинг, долгосрочное финансовое инвестирование и.т.д.
В-четвёртых, государство стимулирует с помощью налоговых и административных методов развитие несырьевых отраслей экономики, в частности активизируются 1Т-сфера, перерабатывающая промышленность, предлагаются новые виды финансовых продуктов и услуг, развивается креативный сектор экономики.
В-пятых, осуществляются мероприятия организационного характера. Например, создаётся единая система институтов продвижения российского экспорта.
Кроме того, надо учитывать не только экспортные возможности Российской Федерации, но и потребности партнёров по Евразийскому экономическому союзу. В качественных российских товарах заинтересованы многие страны и постепенное увеличение объёмов экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью, укрепление экономических связей на мировом рынке, создание международных корпораций, в которых основную роль будет играть российский бизнес, приведёт не только к повышению эффективности российской экономики, но обеспечит успешную интеграцию нашего государства в мировую рыночную систему, усилит международное влияние нашей страны.
Экономический рост в Российской Федерации можно обеспечить с учетом территориальных особенностей Российской Федерации.
Национальный проект «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» предполагает повышение уровня экономической связанности территорий Российской Федерации посредством расширения и модернизации транспортной сети, а также создания транспортных коридоров «Запад — Восток», «Север — Юг» для перевозки грузов (рис. 12).
Российская Федерация является самой большой страной мира, проходит почти через всю Евразию и 11 часовых поясов. Разнообразие климатических условий, обширные равнины, занимающие основную часть российской территории, богатство природных ресурсов — прекрасная основа для эффективной экономической деятельности. Однако управление социально-экономической сферой в такой стране представляет собой сложный процесс, в котором должны быть учтены региональные особенности для выбора видов экономической деятельности, осуществлялось взаимодействие между субъектами хозяйствования, увеличивались грузопотоки, а также соблюдались конституционные права всех граждан на здравоохранение, образование, культурное развитие.
В национальном проекте «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» содержится наибольшее количество федеральных проектов, что связано с высокой значимостью поставленных в проекте задач и разнообразием подходов в обеспечении эффективного функционирования транспортной сети. В девяти федеральных проектах рассмотрены международные магистральные направления, региональная сеть дорог, авиация как международная, так и малая, морское сообщение, транспортно-логистические центры, коммуникации между центрами экономического роста.
Финансирование всех составляющих национального проекта проводится с учётом особенностей, каждого региона и каждой территориальной единицы. Безусловно, что процесс реализации данного национального проекта очень сложный, но при условии грамотной корректировки выполнимый.
Эффективная реализация всех шести национальных проектов позволит обеспечить экономический рост Российской Федерации даже в условиях негативного воздействия внешних рисков.
19
Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры
Цели комплексного плана
• развитие транспортных коридоров «Запад — Восток» и «Север — Юг» для перевозки грузов;
• повышение уровня экономической связанности территории Российской Федерации посредством расширения и модернизации железнодорожной, авиационной, автодорожной, морской и речной инфраструктуры.
Задачи комплексного плана:
1. Строительство и модернизация российских участков автомобильных дорог, относящихся к международному транспортному маршруту «Европа - Западный Китай».
2. Увеличение мощностей морских портов Российской Федерации (до 1,3 млрд. тонн), включая порты Дальневосточного, Северо-Западного, Волго-Каспийского и Азово-Черноморского бассейнов.
3. Развитие Северного морского пути.
4. Увеличение грузопотока по Северному морскому пути до 80 млн. тонн.
5. Увеличение пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей в 1,5 раза до 180 млн. тонн.
6. Сокращение времени перевозки контейнеров железнодорожным транспортом (в частности, с Дальнего Востока до западной границы Российской Федерации) до 7 дней, увеличение объе-
ма транзитных перевозок контейнеров железнодорожным транспортом в 4 раза.
7. Увеличение пропускной способности железнодорожных подходов к морским портам Азово-Черноморского бассейна.
8. Формирование узловых грузовых мультимодальных транспортно-логистических центров.
9. Поэтапное развитие транспортных коммуникаций между административными центрами субъектов Российской Федерации и другими городами - центрами экономического роста.
10. Ликвидация инфраструктурных ограничений на имеющих перспективы развития территориях, прилегающих к таким транспортным коммуникациям.
11. Реконструкция инфраструктуры региональных аэропортов.
12. Расширение сети межрегиональных регулярных пассажирских авиационных маршрутов, минуя г. Москву, до 50 процентов от общего количества внутренних регулярных авиационных маршрутов.
13. Создание основы для развития скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения между крупными городами.
14. Увеличение пропускной способности внутренних водных путей.
Период ре ализаци и
до 2024 год а
Составные части комплексного плана Федеральный проект «Европа - Западный Китай» Федеральный проект «Морские порты России» Федеральный проект «Северный морской путь» Федеральный проект «Железнодорожный транспорт и транзит» Федеральный проект «Транспортно-логистические центры» Федеральный проект «Коммуникации между центрами экономического роста» Федеральный проект «Развитие региональных аэропортов и маршрутов» Федеральный проект «Высокоскоростное железнодорожное сообщение» Федеральный проект «Внутренние водные пути»
Рис. 12. Основные характеристики Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (Составлено на основании [2, 8])
20
ВЫВОДЫ
В результате проведенных в статье исследований авторы пришли к следующим выводам.
Каждый из национальных проектов, входящих в группу «Экономический рост», имеет определённую значимость. Финансирование осуществляется достаточно эффективно. Однако по степени сложности реализации национальных проектов наблюдаются различия.
Сравнительный анализ показателей производительности труда в развитых странах, а также в странах, ранее входящих в социалистическое содружество, с аналогичными показателями в Российской Федерации, выявил значительное отставание нашей страны. Предлагаемые в национальном проекте мероприятия могут изменить сложившуюся ситуацию. Однако следует обратить особое внимание на системные меры повышения производительности труда, конкретизировать механизм их проведения. Применение новых подходов в работе служб занятости, использование ими цифровых технологий позволят повысить уровень занятости населения.
Определённые успехи отмечаются в реализации национального проекта «Цифровая экономика». Так, благодаря федеральному проекту «Кадры для цифровой экономики», значительно повысился уровень квалификации работников 1Т-сферы и возросла цифровая грамотность работников других сфер. Успешно проходит финансирование отечественного программного обеспечения.
Национальный проект «Наука» наиболее сложен в распределении финансовых средств, особенно по направлению фундаментальной науки. Для повышения эффективности данного национального проекта необходимо всестороннее взаимодействие органов власти с учёными, непосредственно осуществляющими научную деятельность, в том числе и по определению объёмов финансирования.
Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» включает как мероприятия по финансовой поддержке предпринимателей, так и по устранению бюрократических барьеров в обеспечении доступности информации по предлагаемым налоговым льготам, а также возможности использовать упрощённую форму отчётности.
Национальный проект «Международная кооперация и экспорт» предполагает решение как проблемных вопросов влияния глобализации на национальную экономику, так и развитие внутреннего рынка страны, повышения его экспортного потенциала. Финансирование федеральных проектов, входящих в данный национальный проект, достаточное, но успешность его реализации в значительной степени зависит от воздействия внешних факторов. Целесообразным было бы усилить прогнозирование глобальных процессов в экономике и разработку альтернативных планов в сотрудничестве с зарубежными партнёрами.
Национальный проект «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» наиболее сложный как по финансированию, так и по способам реализации. Однако, значение этого проекта можно определить, как наиболее важное. В этом национальном проекте учитываются как территориальные особенности Российской Федерации, так и региональный потенциал страны, обеспечивается согласование взаимодействия органов власти, субъектов предпринимательства, населения. Проект достаточно хорошо разработан, определены источники его финансирования, но многообразие факторов, влияющих на его реализацию, вызывает необходимость создания гибкой системы корректировки этапов его осуществления.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Воробьева Е.И. Национальные проекты Российской Федерации: приоритеты и финансовый контроль над их реализацией / Е.И. Воробьева // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2019. — №2 4 (49). — С. 151-161.
2. Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года [Электронный ресурс] // Стратегия 24 — Режим доступа: strategy24.ru/rf/projects/kompleksnyy-plan-modernizatsii-i-rasshireniya-magistralnoy-infrastruktury-na-period-do-2024-goda (дата обращения: 06.1210.12.2021).
3. Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» [Электронный ресурс] // Стратегия 24 strategy24.ru/rf/business/projects/prioritetnyy-proekt-malyy-biznes-i-podderzhka-individualnoy-predprinimatelskoy-initsiativy (дата обращения: 06.12-10.12.2021).
21
4. Национальный проект «Международная кооперация и экспорт» [Электронный ресурс] // Стратегия 24 — Режим доступа: strategy24.ru/rf/industry/projects/natsionalnyy-proekt-mezhdunarodnaya-kooperatsiya-i-eksport (дата обращения: 06.12-10.12.2021).
5. Национальный проект «Наука» [Электронный ресурс] // Стратегия 24. — Режим доступа: strategy24.ru/ rf/innovation/projects/natsional-nyy-proyekt-nauka (дата обращения: 06.12-10.12.2021).
6. Национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости» [Электронный ресурс] // Стратегия 24 — Режим доступа: strategy24.ru/rf/communication/projects/natsional-nyy-proyekt-proizvoditel-nost-truda-i-podderzhka-zanyatosti (дата обращения: 06.12-10.12.2021).
7. Национальный проект «Цифровая экономика» [Электронный ресурс] // Стратегия 24 — Режим доступа: strategy24.ru/rf/management/projects/natsional-nyy-proyekt-tsifrova-ekonomika (дата обращения: 06.1210.12.2021).
8. Об утверждении Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года [Электронный ресурс] // Правительство России. — Режим доступа: government.ru/docs/ 34297/ (дата обращения: 06.12-10.12.2021).
9. Опубликован паспорт национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» [Электронный ресурс] // Правительство России. — Режим доступа: government.ru/info/35563/ (дата обращения: 06.12-10.12.2021).
10. Опубликован паспорт национального проекта «Международная кооперация и экспорт» [Электронный ресурс] // Правительство России. — Режим доступа: government.ru/info/35564/ (дата обращения: 06.1210.12.2021).
11. Опубликован паспорт национального проекта «Наука» [Электронный ресурс] // Правительство России. —Режим доступа: government.ru/info/35565/ (дата обращения: 06.12-10.12.2021).
12. Опубликован паспорт национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости» [Электронный ресурс] // Правительство России. — Режим доступа: government.ru/info/35567/ (дата обращения: 06.12-10.12.2021).
13. Опубликован паспорт национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Правительство России. — Режим доступа: government.ru/info/35568/ (дата обращения: 06.1210.12.2021).
14. Россия и страны мира. 2020: Стат.сб./Росстат [Электронный ресурс]. — M., 2020. — 385 c. — Режим доступа: rosstat.gov.ru/storage/mediabank/VMMhKbGo/world2020.pdf (дата обращения: 06.12-10.12.2021).
15. Global Innovation Index 2021. Tracking Innovation through the COVID-19 Crisis [Electronic Resource] / World Intellectual Property Organization. — Geneva. — Access Mode: www.globalinnovationindex.org/userfiles/ file/reportpdf/gii-full-report-2021 .pdf (date ofthe application: 06.12-10.12.2021).
SPISOKLITERATURY
1. Vorobyova E.I. Natsional'nyye proyekty Rossiyskoy Federatsii: prioritety i finansovyy kontrol' nad ikh realizatsiyey / E.I. Vorobyova // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2019. — .№ 4 (49). — S. 151-161.
2. Kompleksnyy plan modernizatsii i rasshireniya magistral'noy infrastruktury na period do 2024 goda [Elektronnyy resurs] // Strategiya 24 — Rezhim dostupa: strategy24.ru/rf/projects/kompleksnyy-plan-modernizatsii-i-rasshireniya-magistralnoy-infrastruktury-na-period-do-2024-goda (data obrashcheniya: 06.12-10.12.2021).
3. Natsional'nyy proyekt «Maloye i sredneye predprinimatel'stvo i podderzhka individual'-noy predprinimatel'skoy initsiativy» [Elektronnyy resurs] // Strategiya 24 strategy24.ru/rf/business/projects/prioritetnyy-proekt-malyy-biznes-i-podderzhka-individualnoy-predprinimatelskoy-initsiativy (data obrashcheniya: 06.1210.12.2021).
4. Natsional'nyy proyekt «Mezhdunarodnaya kooperatsiya i eksport» [Elektronnyy resurs] // Strategiya 24 — Rezhim dostupa: strategy24.ru/rf/industry/projects/natsionalnyy-proekt-mezhdunarodnaya-kooperatsiya-i-eksport (data obrashcheniya: 06.12-10.12.2021).
5. Natsional'nyy proyekt «Nauka» [Elektronnyy resurs] // Strategiya 24. — Rezhim dostupa: strategy24.ru/rf/ innovation/projects/natsional-nyy-proyekt-nauka (data obrashcheniya: 06.12-10.12.2021).
6. Natsional'nyy proyekt «Proizvoditel'nost' truda i podderzhka zanyatosti» [Elektronnyy resurs] // Strategiya 24 — Rezhim dostupa: strategy24.ru/rf/communication/projects/natsional-nyy-proyekt-proizvoditel-nost-truda-i-podderzhka-zanyatosti (data obrashcheniya: 06.12-10.12.2021).
7. Natsional'nyy proyekt «Tsifrovaya ekonomika» [Elektronnyy resurs] // Strategiya 24 — Re-zhim dostupa: strategy24.ru/rf/management/projects/natsional-nyy-proyekt-tsifrova-ekonomika (data obrashcheniya: 06.1210.12.2021).
8. Ob utverzhdenii Kompleksnogo plana modernizatsii i rasshireniya magistral'noy infra-struktury na period do 2024 goda [Elektronnyy resurs] // Pravitel'stvo Rossii. — Rezhim dos-tupa: government.ru/docs/34297/ (data obrashcheniya: 06.12-10.12.2021).
22
9. Opublikovan pasport natsional'nogo proyekta «Maloye i sredneye predprinimatel'stvo i podderzhka individual'noy predprinimatel'skoy initsiativy» [Elektronnyy resurs] // Pravi-tel'stvo Rossii. — Rezhim dostupa: government.ru/info/35563/ (data obrashcheniya: 06.12-10.12.2021).
10. Opublikovan pasport natsional'nogo proyekta «Mezhdunarodnaya kooperatsiya i eksport» [Elektronnyy resurs] // Pravitel'stvo Rossii. — Rezhim dostupa: government.ru/info/35564/ (data obrashcheniya: 06.12-10.12.2021).
11. Opublikovan pasport natsional'nogo proyekta «Nauka» [Elektronnyy resurs] // Pravi-tel'stvo Rossii. — Rezhim dostupa: government.ru/info/35565/ (data obrashcheniya: 06.12-10.12.2021).
12. Opublikovan pasport natsional'nogo proyekta «Proizvoditel'nost' truda i podderzhka za-nyatosti» [Elektronnyy resurs] // Pravitel'stvo Rossii. — Rezhim dostupa: government.ru/info/35567/ (data obrashcheniya: 06.12-10.12.2021).
13. Opublikovan pasport natsional'nogo proyekta «Tsifrovaya ekonomika Rossiyskoy Federa-tsii» [Elektronnyy resurs] // Pravitel'stvo Rossii. — Rezhim dostupa: government.ru/info/35568/ (data obrashcheniya: 06.12-10.12.2021).
14. Rossiya i strany mira. 2020: Stat.sb./Rosstat [Elektronnyy resurs]. — M., 2020. — 385 c. — Rezhim dostupa: rosstat.gov.ru/storage/mediabank/VMMhKbGo/world2020.pdf (data obrashcheniya: 06.12-10.12.2021).
15. Global Innovation Index 2021. Tracking Innovation through the COVID-19 Crisis [Electronic Resource] / World Intellectual Property Organization. — Geneva. — Access Mode: www.globalinnovationindex.org/userfiles/ file/reportpdf/gii-full-report-2021 .pdf (date of the application: 06.12-10.12.2021).
Статья поступила в редакцию 20 декабря 2021 года Статья одобрена к печати 23 декабря 2021 года
23