Научная статья на тему 'Приоритетные направления деятельности антитеррористических комиссий в муниципальных образованиях в области профилактики распространения идеологии терроризма в молодежной среде'

Приоритетные направления деятельности антитеррористических комиссий в муниципальных образованиях в области профилактики распространения идеологии терроризма в молодежной среде Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
264
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
идеология / профилактика / антитеррористическая комиссия / терроризм / органы местного самоуправления / ideology / prevention / anti-terrorist commission / terrorism / local government bodies

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Юрий Владимирович Ушаков

В статье рассматривается деятельность антитеррористических комиссий на уровне муниципальных образований РФ в сфере противодействия распространению идеологии терроризма в молодежной среде, обосновывается значимость и актуальность этой работы на современном этапе, предлагаются и обосновываются основные направления профилактики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Юрий Владимирович Ушаков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Priority areas of activity of anti-terrorist commissions in municipalities in the field of prevention of the spread of the ideology of terrorism among young people

The article examines the activities of anti-terrorist commissions at the level of municipalities of the Russian Federation in the field of countering the spread of the ideology of terrorism among the youth, substantiates the significance and relevance of this work at the present stage, proposes and substantiates the main directions of prevention.

Текст научной работы на тему «Приоритетные направления деятельности антитеррористических комиссий в муниципальных образованиях в области профилактики распространения идеологии терроризма в молодежной среде»

Научная статья

УДК 342.76

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2021-5-250-252 NIION: 2015-0066-5/21-114 MOSURED: 77/27-011-2021-05-313

Приоритетные направления деятельности антитеррористических комиссий в муниципальных образованиях в области профилактики распространения идеологии терроризма в молодежной среде

Юрий Владимирович Ушаков

Академия управления МВД России, Москва, Россия, [email protected]

Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ М. П. Киреев

Аннотация. В статье рассматривается деятельность антитеррористических комиссий на уровне муниципальных образований РФ в сфере противодействия распространению идеологии терроризма в молодежной среде, обосновывается значимость и актуальность этой работы на современном этапе, предлагаются и обосновываются основные направления профилактики.

Ключевые слова: идеология, профилактика, антитеррористическая комиссия, терроризм, органы местного самоуправления

Для цитирования: Ушаков Ю. В. Приоритетные направления деятельности антитеррористических комиссий в муниципальных образованиях в области профилактики распространения идеологии терроризма в молодежной среде // Вестник экономической безопасности. 2021. № 5. С. 250-252. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2021-5-250-252.

Original article

Priority areas of activity of anti-terrorist commissions in municipalities in the field of prevention of the spread of the ideology of terrorism among young people

Yuriy V. Ushakov

Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow, Russian Federation, [email protected]

Scientific supervisor: Doctor of Legal Sciences, Professor, Honored Lawyer of the Russian Federation M. P. Kireev

Abstract. The article examines the activities of anti-terrorist commissions at the level of municipalities of the Russian Federation in the field of countering the spread of the ideology of terrorism among the youth, substantiates the significance and relevance of this work at the present stage, proposes and substantiates the main directions of prevention. Keywords: ideology, prevention, anti-terrorist commission, terrorism, local government bodies For citation: Ushakov Yu. V. Priority areas of activity of anti-terrorist commissions in municipalities in the field of prevention of the spread of the ideology of terrorism among young people // Bulletin of economic security. 2021;(5):250-2. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2021-5-250-252.

Профилактика экстремизма и экстремистской деятельности, а равно террористической, выступающей в современном регулятивном законодательстве, в том числе как крайняя степень экстремистской деятельности, без сомнений является одной из ключевых задач многоуровневой системы органов исполнительной власти.

Обоснование такого предположения, в том числе, может быть сделано на основании анализа действую© Ушаков Ю. В., 2021

щей в современной России общегосударственной системы противодействия терроризму. Основа которой заложена в Федеральном законе «О противодействии терроризму»1 (далее - Закон), который формирует концептуально новую, структурированно-иерархиче-

1 Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 (ред. от 06.07.2016) «О противодействии терроризму» // «Российская газета». 2006. № 48.

250

Вестник экономической безопасности

№ 5I2021

JURISPRUDENCE

скую вертикаль органов государственной и исполнительной власти. Одним из основополагающих веяний закона становится введение понятия противодействия терроризму, которое, в свою очередь, включает и разграничивает понятия профилактики и борьбы с его проявлениями.

Условно, данная вертикаль может быть разделена на 2 составляющие. Первая - это вертикаль органов обеспечения безопасности, вторая же фактически является совокупностью органов исполнительной власти, в первую очередь нацеленных на работу профилактическую. Общая координационно регулятивная при этом возлагается на Национальный антитеррористический комитет. Следует понимать, что профилактическая функция является прерогативой всех субъектов противодействия терроризму на территории страны, вместе с тем ключевое значение в этой работе отдается антитеррористическим комиссиям в субъектах федерации, а на уровне муниципальных образований (далее - МО) это антитеррористические комиссии.

Таким образом, даже при таком, упрощенном рассмотрении, становится вполне очевидным, что эффективное функционирование этой системы возможно только на основании выработки и внедрения в практическую область применения таких нормативных и правовых актов, которые бы четко разграничивали их полномочия, взаимоподчинение, порядок координации и обмена информацией.

Сами по себе вопросы организация профилактической деятельности исключительно широки, реали-зовываться же они могут по целому ряду самостоятельных и взаимозависимых направлений. При этом каждое из таких направлений, требует качественной методической проработки, в первую очередь, с целью обоснования и понимания реальной возможности их реализации на различных субъективных уровнях профилактики терроризма в молодежной среде.

В настоящее время органам местного самоуправления предписывается реализация целого перечня мероприятий, которые, после их соответствующего утверждения, становятся обязательной предписывающей нормой для всех членов антитеррористических комиссий, а равно и всех служб, ведомств и организаций, которые представляются составом комиссии. Однако необходимо понимать, что деятельность антитеррористических комиссий, по вполне объективным причинам, связанным, в том числе с социально-экономической ситуацией на территории каждого субъекта, общей криминогенной обстановкой, географическим положением, социокультурными и религиозными факторами, не может быть полностью идентичной, в полном объеме вписываться в конкретные общеустановленные направления профилактики. Такого рода направления должны обосновываться и

определяться на территории каждого МО индивидуально, а перечень конкретных профилактических мероприятий следует достоверно обосновывать, в том числе на предмет наличия реальной возможности их реализации членами антитеррористической комиссии по направлениям деятельности.

С учетом норм и требований действующего законодательства, попробуем определить такие направления профилактики распространения идеологии терроризма в молодежной среде, реализовать которые, по нашему мнению, вполне возможно на территории практически всех МО.

В современных условиях, время всеобщей циф-ровизации, к первому и одному из основных направлений, следует отнести профилактическую деятельность в интернет-пространстве. Отметим, что комиссии в МО координируют деятельность подразделений, осуществляющих управление в сферах образования, науки, культуры и молодежной политики, в том числе в части выявления, а возможно и запрещения в судебном порядке, с последующей блокировкой интернет-ресурсов, содержащих террористические и экстремистские материалы. На первый взгляд такого рода деятельность может казаться затруднительной для уровня органов местного самоуправления, в том числе ввиду ограниченности их ресурсного потенциала и отсутствия квалифицированных кадров. Вместе с тем, в настоящее время, во многих направлениях связанных с интернет-пространством нет наиболее подготовленных кадров чем обычная молодежь. Как следствие, в основу должен быть положен не сам факт обнаружения подобных ресурсов, а привлечение к их поиску и обнаружению школьников, учащихся вузов. Реализовать же такие мероприятия, можно за счет создания различного рода инициативных групп молодежи, по примеру «Кибердружин». Задачами же таких молодежных формирований могут быть, в том числе, проведение мониторинга террористической и экстремистской активности в сети «Интернет», изготовление и размещение материалов антитеррористической направленности в местных СМИ, ведение разъяснительной работы среди молодежи собственными силами, на основании полученного личного опыта изучения данного вопроса. Кроме этого, создание в МО на базе официальных сайтов местных администраций патриотических рубрик и страничек, информации разъяснительного характера о видах и формах ответственности за террористическую и иную деятельность. Однако умение привлечь пользователей на сайты органов МО в данном случае выходит на первый план. Опасениями, в части нарастания угроз распространения идей терроризма в интернет пространстве, в том числе в молодежи среде, на открытии IX Московской конференции по международной безопасности заявил и директор ФСБ Рос-

№ 5/2021

Bulletin of economic security

251

сии Александр Бортников, отметив в частности, что повсеместная изоляция привела к ускоренному росту масштабов интернет-коммуникации между людьми, а усугубившиеся в период пандемии кризисные явления значительно повысили тревожность и социальную напряженность в обществах разных стран. Этим активно пользуются интернет-пропагандисты терроризма и экстремизма, агрессивно работающие как со слабо защищенными слоями населения, так и с представителями среднего класса, чье материальное положение ухудшилось в последний год. По мнению главы Национального антитеррористического комитета, сегодня в глобальной сети развернулась целая инфраструктура, «производящая» будущих террористов1.

Разъяснительную работу на уровне средств массовой информации, можно так же отнести к одному из приоритетных направлений такой деятельности. Однако, по нашему мнению, следует грамотно подходить к самому вопросу разъяснения. Такая работа не должна строится исключительно за счет распространения информации запретительного характера, не должна сводится к перечислению норм административной и уголовной ответственности. С учетом специфических признаков, присущих тому или иному региону, она должна вестись именно на основе разъяснения, в том числе путем привлечения представителей различных религиозных течений. При этом обязательным следует считать проведение различных конкурсов, художественных, литературных, обще просветительских, с привлечением школьников и учащихся вузов. Формирование правильной мотивировки участия в таких мероприятиях, так же следует считать одной их приоритетных задач.

Разъяснительная работа в образовательных учреждениях не должна сводится к проведению тематических встреч с представителями силовых ведомств, членами национальных и религиозных диаспор, хотя такая деятельность так же является безусловно важной. Проводя такие мероприятия, необходимо инициировать, нацеливать и вовлекать молодежь в системную работу, учить подрастающее поколение не боят-

1 Бортников заявил о «производстве» террористов в интернете // https://www.kommersant.ru/doc/4868868 (дата обращения: 29.06.2021).

ся говорить и высказывать собственное мнение тем самым подвигая их на решение проблем распространения идеологии терроризма. Наиболее активным участникам такой работы нужно обязательно давать возможность посетить общегосударственные и региональные молодежные форумы и иные платформы направленные на предупреждение распространения террористических идей среди молодежи, на ее воспитание в духе межнационального и межрелигиозного уважения. Расширение географии участников таких мероприятий безусловно является основой такого рода мероприятий.

На уровне АТК необходимо организовывать тесное взаимодействие с органами социальной опеки, подразделениями по делам несовершеннолетних, комиссиями по делам несовершеннолетних. Выявление предпосылок и возможностей вовлечения несовершеннолетнего или группы несовершеннолетних к противозаконной деятельности, возможно только путем сопоставления имеющихся данных. При выявлении же таких предпосылок, координация по их ликвидации должна строится на межведомственном уровне, в том числе, путем создания соответствующих рабочих групп на базе антитеррористических комиссий.

Следует обратить особе внимание органов местного самоуправления и антитеррористических комиссий, в частности, к празднованию Дня солидарности в борьбе с терроризмом (3 сентября). Проведение разъяснительных, культурных, спортивных, массовых и иных мероприятий в первую очередь, направленных на выработку идеи единения в противодействии угрозам террора должно носить в этот день исключительный характер, ни в коем случае не должно переплетаться с иными мероприятиями (например - днем знаний).

Безусловно, деятельность антитеррористических комиссий охватывает перечень вопросов, куда более значительный, однако постановка задачи на уровне муниципалитетов, по формированию в среде молодежи неприязни и нетерпимости к идеям терроризма, должна стать одной их первостепенных, а ее реализация, даже на основе столь незначительного рассмотрения, требует консолидации усилий всех без исключения органов исполнительной власти на местах.

Информация об авторе Ю. В. Ушаков - адъюнкт Академии управления МВД России.

Information about the author Yu. V. Ushakov - adjunct Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Статья поступила в редакцию 28.09.2021; одобрена после рецензирования 15.11.2021; принята к публикации 29.11.2021.

The article was submitted 28.09.2021; approved after reviewing 15.11.2021; accepted for publication 29.11.2021. 252 - Вестник экономической безопасности - № 5 / 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.