10. Дидактическая игра «Откуда хлеб пришел?» Пояснительная записка. Щедрой может быть земля-кормилица, нужно хорошо потрудиться и земля отблагодарит человека за труд урожаем. Как ты думаешь, что нужно делать хлеборобам, чтобы получить богатый урожай? Рассмотри картинки и расположи их по порядку.
В зависимости от особенностей восприятия ребенком представленная в пояснительной записке познавательная информация может быть сокращена и прочитана взрослым выборочно.
Итак, краеведческая игротека играет уникальную роль в приобщении детей к истории и культуре края, формировании у подрастающего поколения системы ценностей. Основанная на игровом методе, краеведческая игротека позволяет в подходящей для детей дошкольного возраста форме погрузиться в мир зауральской природы, истории и культуры. Неформальное общение детей и взрослых в процессе организации краеведческой игротеки создает благоприятные условия для становления субъектной позиции дошкольников, воспитания познавательного и бережного отношения к родной природе, возникновения интереса к истории и самобытной культуре Зауралья.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бабунова, Е.С. Методика становления этнокультурной образованности детей предшкольного возраста / Е.С. Бабунова // Начальная школа плюс до и после. - 2009. - № 8. - С. 55-59.
2. Ерофеева, Т.И. Дошкольник изучает математику : метод. пособие для воспитателей, работающих с детьми 5-6 лет / Т.И. Ерофеева. - М. : Просвещение, 2005. - 143 с.
3. Каратаева, Н.А. Мы живем в Зауралье : регион. образоват. прогр. дошк. образования / Н.А. Каратаева,
0. В. Крежевских ; Шадр. гос. пед. ун-т. - Шадринск : Шадринский Дом Печати, 2016. - 203 с.
REFERENCES
1. Babunova E.S. Metodika stanovleniya etnokulturnoj obrazovannosti detej predshkolnogo vozrasta [Methodology of the formation of ethnocultural education of preschool children]. Nachalnaya shkolaplyus do iposle [Primary School plus: before and after], 2009, no. 8, pp. 55-59.
2. Erofeeva T.I. Doshkolnik izuchaet matematiku: metod. posobie dlya vospitatelej, rabotayuschih s detmi 5-6 let [A preschooler is studying mathematics]. Moscow: Prosveschenie, 2005. 143 p.
3. Karataeva N.A., Krezhevskih O.V. My zhivem v Zaurale: region. obrazovat. progr. doshk. obrazovaniya [We live in the Trans-Ural region]. SHadrinsk: SHadrinskij Dom Pechati, 2016. 203 p.
УДК 373.2
Л.Г. Касьянова,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного
образования
ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»
г. Шадринск, Россия [email protected]
Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным истокам посредством ознакомления с русским народным костюмом
Зауралья
Статья посвящена приобщению детей дошкольного возраста к социокультурным истокам через ознакомление с русским народным костюмом Зауралья, как важной традиционной формой культуры народов Российской Федерации, способствующей сохранению их национальной идентичности. Рассмотрена идея использования авторской куклы в процессе ознакомления с народным костюмом Зауралья.
Дети дошкольного возраста, социокультурные истоки, русский народный костюм Зауралья, авторская кукла.
L. G.Kasyanova,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor at the Department of
Theory and Methods of Preschool Education Shadrinsk State Pedagogical University Shadrinsk, Russia [email protected] Familiarizing of children of preschool age to socio-cultural sources through familiarization with Russian folk costume of trans-Ural region
The article is devoted to familiarizing children of preschool age with socio-cultural sources through familiarization with Russian folk costume of trans-Ural region, as important traditional form of culture of the peoples of the Russian Federation, contributing to the preservation of their national identity. The idea of using an author's doll in the process of acquaintance with the folk costume of trans-Ural region is considered.
Keywords: Preschool children, socio-cultural sources, Russian folk costume of the trans-Ural region, author's doll.
Возрождение культурного наследия обосновано ростом национального самосознания в современном российском обществе, стремлением понять и приобщиться к социокультурным истокам своего народа и поддерживается государственной культурной политикой. Особенно остро встает вопрос научного обоснования ознакомления дошкольников с культурными традициями, региональными промыслами и ремеслами, народным костюмом, поскольку сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и имеет большое значение в воспитании молодого поколения.
Приобщать детей к социокультурным истокам нужно с раннего детства, когда у них ещё только формируется речь и мышление, закладываются основные понятия, развиваются умения, навыки, способности, а ребёнок воспринимает культуру своего родного края через сказки, произведения народного декоративного искусства, игрушки. Только в этом случае народная культура оставит в душе ребёнка глубокий след и вызовет устойчивый интерес.
Социокультурная деятельность в этом случае выступает целесообразным организованным, педагогическим процессом, направленным на сохранение, трансляцию, распространение, освоение, создание, развитие культурно значимых ценностей и норм в области художественной и духовно-нравственной культуры.
Проблема воспитания подрастающего поколения посредством активного включения в социокультурную деятельность отражена в важнейших государственных документах. В соответствии со Стратегией научно-технического развития РФ, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642 «Об утверждении основ государственной культурной политики», в Стратегических ориентирах и возможностях научно-технологического развития Российской Федерации были обозначены новые внешние угрозы национальной безопасности (в том числе, угрозы утраты национальной и культурной идентичности российских граждан). Поэтому, приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным истокам через ознакомление
с народными промыслами и ремеслами, народным костюмом, как важными традиционными формами культуры народов Российской Федерации, способствует сохранению их национальной идентичности.
В процессе ознакомления детей с народными промыслами и ремеслами [3], женскими традиционными рукоделиями и русским народным костюмом Зауралья, а именно костюмом Шадринского края, мы использовали эффективный на наш взгляд методический прием - авторскую куклу из капрона. Идея изготовления авторской куклы из капрона и использования ее в дидактических целях реализовалась на курсах повышения квалификации для воспитателей Шадринского района. В результате проведенных автором статьи мастер-классов у каждого слушателя получилась своя неповторимая кукла, которая в дальнейшем использовалась в работе с детьми как носитель русской народной культуры Зауралья. Благодаря использованию в воспитательно-образовательном процессе такой куклы дети узнают много интересного о русском традиционном костюме Зауралья, который имеет общие корни с одеждой жителей Европейской России и напоминает ту, что носили жители Урала и Западной Сибири на рубеже XIX-XX веков, но имеет некоторые локальные особенности, сложившиеся в результате интеграции культуры народов из центрального и северного регионов России, заселивших Южное Зауралье в XVШ-XIX веках. Образ куклы позволил в доступной форме показать особенности одежды зауральских крестьян, продемонстрировать наряды, в которых люди ходили сто и даже двести лет назад.
Кукла из капрона приобрела в последнее время большую популярность и обладает рядом преимуществ, позволяющих использовать ее в работе с детьми: куклу можно постирать; благодаря небольшим размерам она быстро сохнет; элементы костюма выполняются из натуральных тканей (шерсть, хлопок, шелк); необычный вид куклы привлекает внимание детей. Многое вызывает у детей интерес, например, старинные названия предметов одежды («станушка», «запон», «шамшурка», «файшонка» и др.), а некоторые факты позволяют детям испытать чувство гордости за своих предков. Например, сохранились описания одежды Шадринских крестьян, сделанные в 1852 году священником Андреем Третьяковым: «Молодые мужчины прогуливаются в чепанах из фабричного сукна, в поярковых шляпах, ситцевых рубахах, плисовых шароварах и высоких сапогах (лаптей вовсе нет)... На работу ходят в пестрядных рубахах и чекменях из сукна собственного изделия; зимой в овчинных дубленых полушубках. У редкой женщины нет крытой порядочным сукном шубы, шелкового сарафана, французских платков, атласной и драдедамовой шали» [4].
Описания одежды мы находим и у других авторов. Так, П.П. Семенов-Тян-Шанский отмечает, что местные крестьяне были искренне удивлены, узнав, что в Рязанской губернии на целый двор приходится по одному тулупу. Н.Е. Петропавловский так характеризует зауральскую одежду: «Если летом здешний крестьянин одевается хорошо, то зимой тепло». Наиболее полное описание одежды жителей Южного Зауралья мы находим у Н.А. Абрамова и Т. Успенского. Н.А. Абрамов пишет, что основную одежду составляет домотканая холщевая рубашка. Женщины в будни поверх надевают дубас (разновидность сарафана, обычно синего цвета) и подпоясаны широкими поясами, на голове носят повойники, похожие на чепцы. Праздничная одежда женщины состояла из рубашки более тонкого холста с широкими рукавами, собранными на запястьях, с прямым воротом, заколотым медной или серебряной запонкой. Праздничный сарафан шился из китайки, тонкого холста, штофа, парчи и других менее известных материалов. На голове -чепцы, покрытые вышитыми цветами платками, на шее - разные бусы, янтарь, а у богатых
- китайский жемчуг. Девушки могли быть дома с непокрытой головой и носили в косе ленту красного цвета. На праздник они надевали головной убор, также называвшийся лентою, который представлял собой широкую, до трех вершков, повязку на голове из вышитого бисером шелка, которая суживалась к затылку и имела вид короны. Многие девушки и женщины имели китайские и российские шали. Мужская одежда состояла из домотканой холщевой рубахи и штанов. Летом молодые парни носили косоворотки из разного рода китайских тканей. В праздники надевали более тонкие и нарядные рубахи, чаще всего красного цвета. Верхнюю одежду и в будни, и в праздники составлял кафтан. Летними головными уборами являлись разного рода шляпы, а зимой - меховые, крытые сукном малахаи. Обувь составляли бутили (большие сапоги с передками несколько кругловатыми), у женщин - сапожки и кожаные башмаки. Зимой поверх одежды надевали овчинные шубы. Т. Успенский отмечает, что зимой крестьянин надевает дубленый полушубок, а поверх него - зипун, носит штаны самодельного сукна, бахилы (разновидность сапог с мехом) или унты, овчинную, крытую сукном шапку и вместо рукавиц шубные мохнатки. В зимние праздники зажиточные крестьяне надевают тулупы, крытые синим или черным фабричным сукном, без воротника и опушенные кругом котиком, красный кушак, шапку с лисьим, беличьим или мерлушчатым околышем, чистые рукавицы и юхтовые сапоги. Летом праздничную одежду составляли армяк из верблюжьей шерсти с узорчатой вышивкой, поярковую шапку (шляпу), ситцевые или пестрядинные рубашки и порты. Женщины Шадринского уезда в будни носили старый бумажный платок, синий дубас, холщевый или выбойчатый, рубашку и пестрядинные рукава, а более богатые - ситцевый сарафан с суконной опушкой. Зимой надевают овчинный полушубок с узорами позади. По праздникам появлялись более яркие и дорогие платки и шамшуры, шали, шитые золотом и фольгой, ситцевые сарафаны с коленкоровыми и кисейными рукавами [2].
В настоящее время вопросы модной одежды популярны у детей и современному ребенку-дошкольнику интересно узнать, какие костюмы, фасоны и цвета одежды было модно носить сто, двести лет назад. Благодаря кукле дети узнали, что даже в те времена городская мода оказывала влияние на деревенскую одежду, и надо сказать, что в XIX и начале XX века одежда простых горожан почти не отличалась от крестьянской. Ценилось умение женщин прясть, ткать, вышивать, вязать не только для своей семьи, но и на продажу. Многие вещи шились из домотканой материи, например, льняные холщевые рубашки, которые носили и женщины и мужчины, из этой же ткани шилась одежда для детей. Обязательными элементами одежды, изготовленными и украшенными своими руками, были пояса и различные головные уборы. Вся зимняя одежда (шапки, овчинные полушубки, валенки, унты и др.) была местного изготовления, выполнялась вручную и часто украшалась вышивкой. Население сел и деревень Шадринского края было довольно зажиточно, поэтому праздничная одежда крестьянок шилась из качественных покупных метерий (шерсти, шелка, хлопчатобумажных тканей с выработкой). Цвет фабричных тканей выбирался насыщенный, предпочтение отдавалось различным оттенкам темно-красного и бордового цветов, зеленому, шоколадному, темно-синему и горчичному. Из этих тканей шили «парочки» - кофты с баской и юбки с оборкой из фабричного материала и сарафаны, которые носились с вышитыми рубахами - «рукавами». Обязательной частью женской одежды были 3-4 и более нижних юбок с широкой оборкой. Низ юбок непременно украшался местным мерным коклюшечным кружевом или «вязками», выполненными крючком. Полотнище юбки шилось в сборку. Юбки были и белые и
цветные: зеленые, бордовые, полосатые. Девушки пели про себя шуточные частушки: -«Не смотри ты на меня, что я тоненькая, восемь юбочек надену, буду ровненькая».
Детей можно познакомить и с интересным социокультурным явлением тех времен, где внимание акцентировалось на народном костюме.
В Зауралье была особая ярмарка - так называемая «ярмарка невест», которая проводилась ежегодно с 17 по 24 января в селе Чернавском Курганского уезда. Сюда съезжались девушки на «смотрины». Они происходили следующим образом. После церковного богослужения девушки в сопровождении родителей шли на торговую площадь, где становились в шеренгу. Женихи вместе со своими родителями ходили и смотрели невест [5].
В Шадринске существовал свой обычай «смотрин» невест. По большим праздникам, после богослужения, девушки в самых лучших своих нарядах выстраивались на площади и не только женихи, а в особенности их матери имели обыкновение рассматривать наряды девушек, не стесняясь посчитать количество одетых на девушке нижних юбок и оценить качество ткани и кружев, использованных для украшения. Ценилось мастерство девушки в изготовлении кружев и умение шить.
Костюм куклы отражает отличительные черты русского традиционного костюма Зауралья. Основное отличие местной женской одежды от одежды жительниц соседних регионов составляли фартуки - «запоны» непременно черного цвета из ткани «ябоги» с богатой многоцветной гарусной вышивкой. Растительный орнамент вышивался тамбурным швом с помощью вязального крючка и элементами синельного шва. Низ фартука украшался кружевом такого же цвета. На рубеже XIX-XX в.в. незамужние девушки повязок на голове не носили, а носили только платочки и гребенки. Обязательной составной частью одежды замужних женщин Зауралья был головной убор, состоящий из «шамшурки» - матерчатого бархатного или шелкового мешочка, который закрывал, собранные на затылке бабьи косы, и «файшонки» - шарфа с кружевными концами, чаще всего черного цвета (из привозных товаров, а не из местного кружева). Платки и шали носили самые разные: от домотканых - пестрядных и многоремезного ткачества - до шелковых с жаккардовым узором и кашемировых фабричного изготовления. Для закрепления полученных знаний о зауральском костюме дети самостоятельно наряжают куклу, используя данные элементы одежды.
Еще одной характерной особенностью местного костюма были пояса, являющиеся обязательной частью и мужской и женской одежды. Выполнялись они чаще всего на дощечках-топках из привозного многоцветного гаруса очень хорошего качества (нитки сохраняют цвет спустя сотню лет) с пышными кистями и переходом тонов, например, от бледно-розового к малиновому. На некоторых поясах ткался геометрический узор, слова молитв или песен. Мужские пояса были шире (до 10 см в ширину), женские - уже (3-4 см). Образцы оригинальных поясов хранятся в Центре русской народной культуры «Лад» города Шадринска, где дети могут их не только рассмотреть, но и попробовать их изготовить. Для наряда своей куклы дети плетут тонкий поясок из цветных шерстяных ниток.
Вызвала у детей любопытство и интересная деталь праздничного мужского костюма Шадринского края на рубеже XIX-XX в.в. - оригинальные по исполнению портянки. Вышитые портянки, как правило, были предсвадебным подарком для жениха или любимого. Их берегли и с гордостью носили, выправляя поверх голенища хромовых сапог вышитый край. Портянки вышивались по-разному: крестом и по продергу, а так же могли быть украшены разными видами кружева.
Информацию об одежде и обуви крестьян мы так же брали из описаний промыслов в Шадринском уезде, оставленных краеведом А.Н. Зыряновым в 60- начале 70-х годов XIX века. «Обувь шьют различных родов: зимнюю и летнюю, а именно: ...сапоги ..., бахилы ..., ботинки женские ..., башмаки ...». Автор отмечает, что во всех селениях есть по человеку, по два и более, умеющих катать шерстяную обувь, а в некоторых местах есть целые корпорации таких промысловиков, в шадринских окрестностях есть так же мастера, которые могут изготовить калоши на заказ [1]. Зафиксированные краеведом сведения свидетельствуют о существовании на данной территории большого количества мастерских по изготовлению кожаной и меховой обуви.
Традиционный русский костюм жителей Шадринского края XVIII-XIX в.в. безусловно, представляет интерес, поскольку полных коллекций традиционной одежды в местных музеях, к сожалению, не сохранилось, имеются лишь отдельные образцы. В ходе изучения экспонатов Шадринского городского краеведческого музея им. В.П. Бирюкова, коллекции крестьянской одежды Дома-музея Т.С. Мальцева (с. Мальцево), а также бесед с информантами во время этнографических экспедиций по селам Курганской области, в особенности Шадринского района, сотрудниками Центра русской народной культуры «Лад» г. Шадринска были установлены наиболее характерные черты традиционной одежды русского населения Зауралья XIX - начала XX веков и выполнена их реконструкция. Именно костюмный фонд Центра русской народной культуры «Лад» послужил основой нарядов нашей куклы, благодаря чему дети имеют возможность не только увидеть русский традиционный Зауральский костюм прошлых веков, но и непосредственно использовать его в игре с куклой, что способствует приобщению к социокультурным истокам Шадринского края, сохранению национальной идентичности, формируя ростки любви к родному Зауралью.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Зырянов, А.Н. Промыслы в Шадринском уезде. Ч. 1 / А.Н. Зырянов. - Шадринск, 1997.
2. История культуры Южного Зауралья. Т. 1. Становление древних цивилизаций. Феодальный и капиталистический периоды : монография. - Курган : Изд-во КГУ, 2005.
3. Касьянова, Л.Г. Ознакомление дошкольников с народными промыслами и ремеслами / Л.Г. Касьянова // Дошкольное воспитание. - 2017. - № 10. - С. 46-49.
4. Третьяков, А. Шадринский уезд Пермской губернии в хозяйственном отношении / А. Третьяков // Шадринская старина. 1996 : краевед. хрестоматия. - Шадринск : ШГПИ, 1996.
5. Федченко, М.Н. История родного края (Зауралья) : учеб. пособие / М.Н. Федченко. - Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2003.
REFERENCES
1. Zyryanov A.N. Promysly v SHadrinskom uezde: ch.1 [Fisheries in Shadrinsky distric: ch.1]. SHadrinsk, 1997.
2. Istoriya kultury YUzhnogo Zauralya. T.1. Stanovlenie drevnih civilizacij. Feodalnyj i kapitalisticheskij periody: monografiya [History of the culture of the Southern Trans-Urals. V.1. Formation of ancient civilizations. Feudal and capitalist periods]. Kurgan: Publ. KGU, 2005.
3. Kasyanova L.G. Oznakomlenie doshkolnikov s narodnymi promyslami i remeslami [Acquaintance of preschool children with folk crafts and handicrafts]. Doshkol'noe vospitanie [Preschool education], 2017, no. 10, pp. 46-49.
4. Tretyakov A. SHadrinskij uezd Permskoj gubernii v hozyajstvennom otnoshenii [Shadrinsk district of the Perm province in the economic sense]. SHadrinskaya starina: kraeved. hrestomatiya [Shadrinsk antiquity. 1996.]. SHadrinsk: SHGPI, 1996.
5. Fedchenko M.N. Istoriya rodnogo kraya (Zauralya): ucheb. posobie [History of the native land (TransUral)]. Kurgan: Publ. Kurganskogo gos. un-ta, 2003.
УДК 378.016:796
И. И. Молодцова,
старший преподаватель кафедры спортивных дисциплин и физического воспитания
ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»
г. Шадринск, Россия
Функциональный тренинг для студентов педагогического вуза
В данной статье рассматривается применение функционального тренинга на занятиях по физвоспитанию со студентами педагогического вуза. В статье описана возможность применения упражнений функционального тренинга со студентами разных медицинских групп, виды и характеристика упражнений.
Функциональный тренинг, тренажеры, мышечные группы.
1.1. Melodisey^
Senior Lecturer at the Department of Sports Disciplines and Physical Education
Shadrinsk State Pedagogical University Shadrinsk, Russia
Functional training for students of pedagogical university
This article discusses the use of functional training in physical education classes with students of pedagogical university. The possibility of using functional training exercises with students of different medical groups, types and characteristics of exercises is described.
Keywords: Functional training, fitness equipment, muscle groups.
Функциональный тренинг один из новых этапов развития фитнеса, физической культуры и спорта. Функциональный тренинг предлагает широкие возможности для тренировок людям любого уровня подготовки, возраста, физиологических особенностей и разнообразных потребностей относительно своей физической формы. Особенно это актуально для студенческого возраста. Родоначальниками развития данного направления в России стали тренеры Андрей Жуков и Антон Феоктистов.
Основы данного вида тренировок заключаются в том, что движения, используемые в тренировке, имитируют повседневные движения, благодаря чему улучшается функциональная сила участвующих в них мышц. Оборудование, на котором происходит тренировка, позволяет совершать движения не по фиксированной траектории, как на обычных тренажерах, а по свободной — это тяговые тренажеры, амортизаторы, мячи, свободные веса. Поэтому мышцы работают и двигаются самым физиологичным для них образом, именно так, как это происходит в повседневной жизни. Благодаря этому, пропадает излишнее напряжение в суставах и позвоночнике, уменьшается вероятность появления травм, связанных с неестественным положением частей тела во время физической нагрузки, как это бывает на обычных тренажерах. При этом, тренировка